Что такое геометрия лыж?

О лыжах для чайников 3. Выбор лыж.

И снова здравствуйте.
Продолжим наш ликбез.
Сегодня мы дошли до выбора лыж.

Первое что нам нужно сделать, это определиться, какие мы преследуем цели где и как будем кататься. Тут предсказуемая закономерность, чем большего мы хотим, тем серьёзнее требования к инвентарю, выше суммы, но и от вас требуется лучшая физическая подготовка и больше усердия! Так как вы новичок, у вас нет ни знаний ни подготовки, то задача первого комплекта инвентаря который вы приобретаете- кончиться к тому моменту когда вы перейдёте на следующий уровень и при этом не отбить желание. Это естественный процесс, не надо этого бояться.
В России, в отличии от Европы, более популярен коньковый ход. Не совсем понимаю почему. С точки зрения физиологии он для человека неестественен. С точки зрения освоения- сложнее. Коньковый ход требователен к качеству подготовки трасс. Ну конечно да, он проще с точки зрения смазки лыж, и при правильной технике быстрее, это наверное единственные плюсы.
В последнее время все чаще слышу совет, начинать с конькового хода. Я не соглашусь, и рекомендую начать с классики.

Условно разделим лыжи по ценовому диапазону, как не крути а цена решает.
1 бюджетные лыжи до

5-6 тыс.руб. Почти полностью прогулочные лыжи, лишь у верхней границы могут встретиться спортивные модели.
2 средний сегмент от

18 тыс.руб. большая часть спортивные модели, хотя у нижней границы встречаются продвинутые модели прогулочных лыж, а у верхней границы могут оказаться и топовые лыжи по скидкам.
3 верхний сегмент можно выцепить от

18-20 тыс.руб. и выше.
это всё очень приблизительно, и цены на 20 год.

Сразу скажу как не надо выбирать лыжи и почему.

При покупке недорогих лыж не стоит смотреть на бренд.
Очень грубо. Есть так называемые производители первого эшелона фишер, атомик, росиньёл, мадшус, саломон. Этими брендами пользуется мировая элита, они у всех на слуху. Только надо понимать что скажем ФАРМС за условные 5-6 тыс окажутся хуже ТИСЫ за те же деньги. Да и вообще окажется что сделаны они у нас в России на одном заводе с бюджетными лыжами из ашана, и на них тот же пластик, та же начинка, а вся разница в дизайне и цене.

Очень многие, к сожалению, вынуждены выбирать лыжи с оглядкой на кошелёк, и часто по минимальной цене(бюджетная группа). К сожалению лыжами их можно считать лишь условно, главная проблема дешёвых лыж- это не лыжи их мягкость, в прошлой записи я описывал требования к лыжам, кто не читал-прочитайте. Практически все дешёвые лыжи ОЧЕНЬ легко продавливаются, их обычно называют “хлопушками”. В общем это не лыжи а снегоступы. Но если ваша цель просто погулять по зимнему лесу, то есть вам тупо нужны снегоступы- почему бы и нет))

Другая противоположность, иногда приходится видеть как явно новичок покупает лыжи, то ли по принципу скупой платит дважды, то ли просто человек привык брать всё топовое(иначе пошатнётся “статус”), и покупает верхние модели. Согласен, они лучше, но не для вас! Инвентарь должен соответствовать вашему уровню, и не забегать слишком далеко.
Во первых топовые лыжи заточены под спортсменов с отличной техникой и физической подготовкой. Если на лыжах указан вес лыжника 70кг то для новичка это будут слишком жёсткие лыжи. Как итог вы не только не раскроете потенциала этих лыж, но ещё и будете неэффективно кататься и медленно прогрессировать! Да, лыжи лёгкие, быстрые, отзывчивые. А теперь на них встаёт новичок и начинает осваивать технику. что происходит?
В процессе освоения техники нужно прочувствовать свои движения, каждую фазу. А у вас лыжи в этот момент сами летят вперёд так, что вы ничего не понимаете и не успеваете за ними. Ещё и не можете полноценно продавить для толчка.
К тому же, по неопытности топовые лыжи легче убить, они более хрупкие при падении, а свойства дорогого пластика почти наверняка к концу сезона просядут если будете парафинить лыжи самостоятельно и пережжёте его. Вспоминаем какая задача у первых лыж, это всё равно произойдёт!

Если привыкли заранее всё взвесить и изучить, а если вы это читаете то скорее всего так и есть.
Заходим на официальные сайты производителей, и смотрим как маркируются лыжи и их иерархия у разных производителей, банально чтобы в магазине нам не навешали лапши на уши. Но это имеет смысл при бюджете на лыжи в районе 10тыс.

Но что делать если денег мало? Ходить по магазинам и перебирать все лыжи по описанным условиям. Среди новых недорогих лыж лично я бы рассматривал верхние модели: Tisa RACE CUP, Sable Pro Classic и Brados Pro Skate. цена тис обычно в районе 5тыс, а сабли/брадосы ещё меньше. Конкретно это верхние модели бюджетных брендов, причём на заводе в Мукачево производят не только тисы но и фишера, а на заводе в Балабаново(stc) вообще половину мировых брендов, и чуть ли не половина массовых бюджетных лыж в мире. Я уже запутался, чего там только не производили. Так вот, у меня есть Sable Pro Skate, и свою цену они отрабатывают на 300%, но понятно что это не относится ко всем лыжам stc и не ко всем тисам. К сожалению не катался на этих тисах, хотя хотел бы сравнить, но уж очень многие спортсмены хвалят их.

Есть ещё вариант, постоянно мониторить сайты объявлений. Но тут нужно одновременно быстро реагировать и хорошо разбираться в предмете, ведь рынок б/у крайне не предсказуем, можно урвать топ по хорошей цене а можно нарваться и на дрова дороже чем в магазине.
Так не раз попадались объявления с описанием “топовые лыжи уровня кубка мира” ну так оно по факту и было, лет 20-30 назад! И просить за них 10-15 тыс. это жлобство! А вот за 2-3 тыс, при условии нормального состояния, почему бы и нет, очень хорошая альтернатива бюджетным лыжам.

Читайте также:
Стефания Надымова и Эрнест Яхин — чемпионы страны

На что всё же стоит обращать внимание при покупке?
Приходим в магазин и мысленно отсекаем варианты не подходящие нам по цене.
Далее смотрим по назначению: чем больше мы предполагаем неподготовленных трасс- тем шире лыжи. Ширина спортивных лыж обычно не больше 44мм, прогулочные лыжи обычно пошире

50мм разного рода туристические или бэккантри лыжи ещё шире, 60-70-… и далее >100, но это уже другая степь.
Сейчас в нижнем ценовом сегменте почти невозможно купить классические лыжи без насечек. Насечки это компромисс который позволяет не пользоваться мазями но совершенно убивают скольжение. так что хорошо подумайте стоит ли их брать. Если мазать мази не хочется то посмотрите на лыжи с камусом(даже советую посмотреть именно на них), такие модели по моим наблюдениям начинаются от 5тыс. Если же денег нет а хочется нормального скольжения- разобраемся с мазями- ищите классические лыжи без насечек, можем рассматривать лыжи “комби” как классические.
Далее откладываем подходящие нам по ростовке лыжи.

Для классики было принято выбирать лыжи по вытянутой руке, есть совет прибавить к росту 20-30 см. советую для начала не брать максимальные ростовки, то есть рост+20см будет оптимальным в плане удобства.
Для конька к росту прибавляют 5-15см, длинные лыжи будут цеплять пятками поэтому они короче. а при слабой технике тем более будет проблема и с цеплянием пяток, и возможно носки за края трассы. потому первые коньковые лыжи берём не выше 10 см от роста, это облегчит освоение техники.
Комбинированных лыж не существует, примите этот факт! Если не понятно, снова возвращаемся в предыдущую запись и сопоставляем требования к коньковым и классическим лыжам. Фактически это всего лишь уловка маркетологов, потому сразу определяемся что нам нужно, в крайнем случае можно использовать комби как классические лыжи. Как я уже советовал, начинать освоение лыж стоит с классики, но выбор всё равно остаётся за вами.

Выбранные варианты тестируем на жёсткость, простой метод актуален для среднестатистических людей:
Классические лыжи- берём лыжи чуть ниже центра масс, на 5-10 см. И пробуем сжать сначала одной рукой, потом двумя, лыжи должны смыкаться только при сжатии двумя руками.
Коньковые лыжи- при сжатии двумя руками под колодкой должен остаться зазор хотя бы 1-2мм.
Если среди отобранных лыж не нашлось подходящих по жёсткости, можно посмотреть ростовку чуть больше или чуть меньше, главное остаться в рекомендуемых пределах
Есть более точный метод, для этого потребуется ровный(и чистый) пол, и помощник с листком бумаги.
кладём лыжи, встаём на них двумя ногами, помощник с помощью листка бумаги проверяет зону под которой листок свободно перемещается, так промеряется длинна колодки, если при переносе веса на одну ногу листок под ногой зажимается- то эти лыжи подходят для классики. для конька соответственно под одной ногой должна остаться не зажатая колодка.

Верхние модели изготавливаются на разный вес, промеряются на заводе, и имеют соответствующую маркировку, массовые модели имеют жесткость исходя из среднестатистического веса на каждую ростовку. Но есть модели и для тяжёлых людей, правда они обычно не из дешёвых.

Так же стоит посмотреть на материал скользящей поверхности про который я уже рассказывал. Всё же советую брать высокомолекулярную СП, пускай из самых простых но не экструдированной СП. Если же варианта нет и пластик экструдированный, то соответственно не поддаёмся на уговоры продавцов, и не тратим деньги на парафин.

Так же стоит осмотреть лыжи на дефекты: разного рода сколы, отслоения, одинаковость лыж в паре, ну и чтобы винта не было.

При покупки б/у лыж, в первую очередь изучаем что же мы нашли. Стараемся выяснить какого они года, что за модель, если это топы то заранее узнаём где и в каком виде указывается жёсткость. При осмотре конечно же проверяем скользящую поверхность, если с единичными продольными царапинами ещё можно жить, при адекватной скидке конечно, то с поперечными(диагональными) не так всё гладко, неглубокие царапины, даже если их много, убираются шлифовкой, но тут тоже надо понимать что толщина пластика не бесконечна, желобок при шлифовке тоже уменьшается, да и за шлифовку денег придётся отдать. При покупке дорогих лыж бу стоит посмотреть сколько раз они шлифовались, видно это либо по носку, обычно с самого кончика не шлифуют, либо по остаточной глубине желобка. Никто ведь не хочет купить укатанные и отшлифованные по 5-7 раз лыжи по цене идеальных. Так что всё это влечёт как минимум сопоставимую скидку.
Вообще без опыта сложно увидеть всех нюансов, потому покупку лыж высокого уровня б/у я не советую. А бюджетные варианты попадаются очень приличные. Можно взять хороший, почти новый комплект начального уровня за 3-5тыс. и возможно чуть более продвинутый до

10тыс. лыжи, крепления, ботинки. При цене в магазине в 1,5-2-3 раза выше. конечно же перед покупкой проверьте что это действительно так.

Что касается самих лыж- вроде всё. Возможно о чём то не вспомнил, если будет хороший вопрос- дополню.

Что такое геометрия лыж?

Классификация беговых лыж

Беговые лыжи условно можно разделить на три группы по способу передвижения: коньковые, классические и комбинированные. По целевому назначению – спортивные, туристические, прогулочные, промысловые и детские. Профессиональные лыжи дополнительно делятся по погодным признакам на теплые и холодные, по жесткости – на мягкие, средние и жесткие.

Классические лыжи (традиционное обозначение «Classik») – для передвижения традиционным способом – скольжение по лыжне или целине.

Коньковые лыжи («Skate») – для передвижения на лыжах, как на коньках, по снежному насту или по специально подготовленным трассам, а так же там, где это позволяют условия. Коньковый ход – самый быстрый способ передвижения на лыжах.

Комбинированные лыжи («Combi») – для передвижения тем или иным способом в зависимости от желания, настроения или других факторов.

Читайте также:
Горнолыжник Марсель Хиршер — пятикратный обладатель титула лучшего спортсмена Австрии

Спортивные лыжи («Racing») – лыжи для профессионалов – именно там применяются и отрабатываются самые передовые технологии. Разрабатываются новые геометрии лыж, испытываются новые пластики и защитные покрытия. Формируются новые жесткостные и пластичесткие характеристики. Эти лыжи приспособлены для передвижения по специально подготовленным лыжным трассам или по сформированной лыжне. Отличительные особенности: узкие – ширина колодки обычно не более 44 мм, лёгкие – вес не превышает 1,5 кг, пластиковые – все спортивные лыжи имеют пластиковое покрытие скользящей поверхности, наличие параметров жёсткости колодочной части лыжи («soft»- мягкие, «medium» – средние, «stiff» или «hard» – жёсткие) – для равномерного распределения веса лыжника по всей длине лыжи.

Туристические лыжи («Touring») – для спортивных, туристических путешествий различного уровня, а также для прогулок по лесу или другим местам. Отличаются повышенной жёсткостью (применяют технологию деревянный наборный клин, сэндвич и т.д.), широкой, более 50 мм, скользящей поверхностью – для передвижения по бездорожью (целине), в некоторых моделях лыжа укреплена металлическим кантом. Лыжи этого направления должны выдерживать большие весовые нагрузки. Вес таких лыж обычно превышает 1,5 кг. Для упрощения пользования на таких лыжах часто применяют специальную насечку на скользящей поверхности для предотвращения проскальзывания.

Прогулочные лыжи предназначены для лыжных прогулок, небольших, оздоровительных походов выходного дня, занятий физкультурой и фитнесом. Отличительные особенности таких лыж – это широкая 45-50 см, устойчивая подошва, небольшой вес от 0,8 до 1,5 кг, применение более дешёвых пластиков для снижения стоимости, так как не требуется самых высоких скоростей. Часто применяется подошва со специальной насечкой на скользящей поверхности для предотвращения проскальзывания, которая не требует применение смазки держания. В технологии изготовления таких лыж, чтобы уменьшить вес, применяют технологию воздушных каналов, различных пенных наполнителей и т.д.

Промысловые лыжи (ширина свыше 100 мм) традиционно изготовляются из наборной древесины. В настоящее время освоен выпуск пластиковых лыж для охотников.

Детские лыжи ранее были деревянные, но в настоящее время чаще стали применять пластиковую подошву с насечкой или полностью пластиковые. Часто на них уже установлен регулируемый крепёж под обычный ботинок, но можно установить и специальный детский жёсткий крепёж-автомат под детский ботинок.

Внутреннее устройство лыж

Лыжи изготавливаются по двум технологиям: «сэндвич» или «кэп».

Cэндвич технология: слои дерева и пластика склеиваются последовательно, образуя монолитное слоеное тело лыжи. Дерево придает жесткость, упругость и форму, пластик – прочность.

Кэп-технология: вся внутренность лыжи целиком накрывается жесткой монолитной крышкой (кэпом). Внутренность кэповой лыжи у прогулочных лыж – это деревянный сердечник с воздушными каналами, у профессиональных – деревянные соты или сердечник из акрилового пенопласта, оплетенный сеткой из стекло- и углеволокна (карбона). Подобные материалы используются в аэрокосмической промышленности

Скользящая поверхность лыж

Скользящая поверхность изготавливается из различных видов пластика.

На массовых лыжах используется обычный экструдированный пластик, на спортивных – высокомолекулярный универсальный пластик.

В профессиональных моделях применяется пластик с высоким содержанием графита и добавлением фтора. Скользящая поверхность обязательно шлифуется камнем, наносится структура на определенные типы снега, температуру и влажность.

Геометрия беговых лыж
Подбор беговых лыж

Принято считать, что 60% скользящих свойств лыж определяются весовым прогибом, еще 20% – материалом, состоянием и струкутрой скользящей поверхности лыж и лишь оставшиеся 20% – смазкой лыж.

Коньковые лыжи должны обладать весовым прогибом, как можно равномернее распределяющим вес лыжника по лыжне. В коньковом стиле при отталкивании лыжи не должны полностью задавливаться, поэтому они должны быть достаточно жесткими.

Классические лыжи должны быть значительно мягче, чтобы лыжник при отталкивании мог полностью задавить лыжу, но при этом в фазе проката колодка не должна соприкасаться со снегом. Если человек – новичок в лыжах, то ему не стоит приобретать жестких классических лыж, особенно это касается детей! Ростовка лыж подбирается по схеме: рост + 20-30 см (для классического хода), рост + 10-15 см (для конькового хода). Возможны отклонения, связанные с жесткойстью конкретной модели лыж и весом спортсмена. Чем больше вес лыжника, тем жестче и длиннее ему нужны лыжи.

Смазка беговых лыж

Для подготовки лыж используются специальные смазки, которые делятся на смазки скольжения (парафины, порошки, ускорители и т.д.) и смазки держания (твердые и жидкие мази).

Процесс подготовки лыж для тренировки или прогулки занимает около 10 минут: на скользящую поверхность лыжи (которая должны быть чистой) надо нанести парафин нужной температуры, расплавить его утюгом, дать лыже остыть, после чего снять парафин пластиковым скребком и удалить излишки щеткой.

При подготовке лыж для конькового хода наносить парафин необходимо на всю скользящую поверхность. Для классического хода – парафин наносится только на концы лыж, а под колодку (средняя часть лыжи длиной около 50 см от пятки ботинка вверх) кладется мазь держания, соответствующая погоде, и растирается пробкой. Если лыжи с насечкой, то мазь держания не нужна.

Как выбрать лыжи – на что обратить внимание при покупке лыж, какие вам подойдут, таблица для подбора

Прогулки на лыжах – один из наиболее популярных видов зимнего отдыха. Активные занятия легко освоить новичку, но перед началом тренировки важно знать, как выбрать лыжи. Плохо подобранное снаряжение приводит к травмам, лишним затратам и может полностью отбить желание кататься. В нашей статье мы расскажем, как подобрать лыжи тем, кто только начинает постигать зимний вид отдыха. Видео и специальные таблицы облегчат подбор снаряжения.

Почему важно выбрать правильные лыжи под разные типы катания

В лыжном спорте существует два вида катания: коньковый и классический. Под каждый тип подбирается отдельный вид лыж. Дополнительно обращайте внимание на свой рост, длину лыж, жёсткость, размер ботинок.

Для классического хода характерно:

Скольжение лыж параллельно друг другу;

Отталкивание от снега ногами и ручными палками;

Относительная простота движения, ввиду чего метод легко освоить новичку.

Разновидностью классического хода является даблполлинг. Стиль поездки подразумевает отталкивание только руками, что сильно нагружает мышцы кора, плеч и предплечий. Метод подойдёт тем, кто плохо держит равновесие, но хорошо развит физически.

Читайте также:
Силичи - горнолыжный курорт в Беларуси

Коньковый беговой стиль отличается увеличенной скоростью катания, но более энергозатратный и сложнее для начинающих из-за высокой техничности. Ноги меняются попеременно, как при прогулке на обычных ледовых коньках.

Какие лыжи выбрать – классические, коньковые или комбинированные

При подходе к вопросу, как выбрать беговые лыжи исходя из стиля поездки, нужно учитывать:

1. Для классического хода нужны специальные классические модели, в них большая длина лыж, которая обеспечивает быструю скорость передвижения. Так как лыжи не пересекаются между собой, их длина ограничивается только удобством для лыжника по его росту. Для прогулок с таким снаряжением потребуется сформированная лыжня (две углубленных дорожки в снегу).

2. Коньковый ход подразумевает наличие перекрёстных движений, где длинные лыжи могут зацепиться друг за друга и привести к падению спортсмена. Здесь нужно обратить внимание на короткие коньковые модели.

3. Комбинированная разновидность или универсальные беговые лыжи больше подходят для конькового стиля, так как снабжаются не очень длинными полозьями. Они хороши и при классической прогулке, однако из-за конструктивных особенностей могут проскальзывать при толчках.

Для спокойных прогулок по снежным долинам рекомендуется выбирать классические модели лыж. Если вы планируете серьезно заниматься спортивной дисциплиной, стоит обратить внимание на коньковые или комбинированные модели.

Классические лыжи: плюсы и особенности

Основное преимущество модельного ряда – хорошо подходят для новичков, не имеющих никакого опыта катания. Рекомендуются для использования на хорошей трассе, специально подготовленной для прогулок или катания с целью физического оздоровления. Из особенностей:

Не превышают в длину 207 см, снабжаются загнутым носком и насечками для контроля скольжения;

Жёсткость лыж средняя или ниже средней, что позволяет акцентировать вес бегуна на средней части лыжи при толчке;

Характеризуются широким выбором цветов и моделей, относятся к универсальной ценовой группе – новички могут выбрать экономичные модели, для профессионалов есть разновидности с пенными наполнителями, воздушными каналами и другими особенностями по более высокой цене.

Если на лыжах нет специальных насечек, вместе со снаряжением нужно покупать мазь. Она наносится на часть лыжи, контактирующую со снегом и улучшает сцепление при катании.

Коньковые лыжи

Снаряжение предназначено для тех, кто уже освоил навыки катания классическим ходом, и желает перейти на более профессиональный уровень. Лыжи для прогулки в стиле конькобежца имеют ряд особенностей:

Снабжаются тупыми мысками;

Длина не превышает 192 см;

Отличаются высоким показателем жёсткости на изгиб в продольном сечении;

Обладают небольшим зазором (2-3 мм) в средней части для увеличения эффективности толчка.

Такие лыжи не подходят для горных трасс или длительных туристических переходов. Они используются на укатанных и подготовленных трассах, реже для коротких прогулок по равнине.

Комбинированные лыжи

По конструкции лыжи больше похожи на классические, чем на коньковые. Модель универсальная, в числе главных плюсов:

Длина полозьев достигает 200 см, что позволяет передвигаться коньковым ходом, хоть и с осторожностью, чтобы задние части лыж не цеплялись друг за друга;

Модельный ряд включает разновидности с большим показателем жёсткости и шириной до 59 мм – это даёт возможность эксплуатировать снаряжение в тяжёлых условиях (глубокий снег, отсутствие возможности для толчка);

При подборе лыж важно учитывать и их вес – новичкам подойдут комбинированные модели с массой 1,3-1,5 кг.

Но универсальность означает, что вы потеряете преимущества классических лыж и преимущества коньковых. Идеальный вариант – определиться со стилями и купить одну пару лыж именно под этот стиль, либо две пары лыж под оба стиля катания.

Дополнительные критерии подбора беговых лыж для катания

В некоторых спортивных магазинах есть разделение моделей на женские, мужские, детские, туристические и так далее. Однако эти критерии не являются главенствующими. Больший упор стоит делать на технические характеристики снаряжения. Например, перед тем, как подобрать длину лыж, стоит учесть не только стиль катания, но и рост спортсмена.

Как выбрать лыжи по весу и росту

Для каждого стиля катания параметры подбираются отдельно:

· Для «классики» протяжённость полозьев лыж составляет величину полного роста катающегося и 25-30 см сверху. То есть, для спортсмена ростом 170 см нужно искать лыжи длиной 195-200 см.

· Прогулка коньковым стилем требует наличия лыж, длина которых будет превышать рост спортсмена на 10-15 см. Например, для девушки со средним ростом 165 см нужны лыжи 175-180 см.

· Комбинированный тип снаряжения предполагает, что лыжи будут на 15-20 см больше, чем рост их владельца.

Наглядно о том, как выбрать лыжи по росту, указано в таблице ниже. Большое значение имеет и вес человека. Здесь пропорция прямая – чем больше вы весите, тем выше должен быть показатель жёсткости у лыж.

Как выбрать лыжи по росту: таблица

Информация приведена для упрощения выбора снаряжения для взрослых. Нижние показатели роста подходят и для детей, но им стоит уделить больше внимания при определении размера ботинок.

Рост, в см Лыжи, в см
Классический Комбинированный Коньковый
155 180 170 – 180 170
160 185 180 175
165 190 185 180
170 195 190 185
175 200 195 – 200 190
180 205 200 – 205 190 – 195
185 205 – 210 205 195
190 210 205 195
195 210 205 195

Как определить жёсткость лыж

Модельный ряд лыж стоимостью до 5 тысяч рублей предполагает, что производитель учитывает нагрузку спортсмена и его рост, однако здесь различия в показателях жёсткости минимальные. Если вы покупаете лыжи из более дорогостоящего сегмента, следует воспользоваться способами, приведёнными ниже.

Проверка жёсткости лыж бумагой

Положите выбранную пару лыж на пол или иную ровную поверхность. Встаньте на них в обуви в такое положение, будто собираетесь начать кататься. В это время продавец или другой помощник должен положить под лыжу обычный лист бумаги и провести им от центра до пятки, а потом от центра до носка.

Если лист не подкладывается под лыжу из-за сильного изгиба – модель вам не подходит, так как она слишком мягкая.

Если лист пролез под лыжу, нужно найти центр тяжести (он не всегда совпадает с центром самой лыжи). В классических моделях колодка должна располагаться на расстоянии 70 (+/-5) см по направлению от пятки к носку.

Пусть помощник передвинет бумагу под колодку, вам нужно перенести весь вес тела на ногу с проверяемой лыжей. Если продавец не сможет вытянуть бумагу, значит показатель жёсткости подходит для вашей массы.

При проверке коньковых моделей бумага должна свободно выдёргиваться из-под колодки, в крайнем случае – легко двигаться.

Сейчас в магазинах лыжи подбирают на специальном стенде, установленном в зале. Видео о том, как подобрать лыжи в магазине:

Возьмите нужную пару лыж, сложите их вместе скользящими сторонами друг к другу. Определите центр тяжести (под колодкой) и возьмите пару одной рукой на 3 см ниже указанного уровня. Между полозьями классических лыж должен оставаться зазор до 1,5 мм, для коньковых моделей допустимо пространство до 2 мм. Способ простой и быстры, но не точен – ширина зазора легко регулируется силой сжатия.

Как выбрать размер ботинок

Коньковые ботинки покупаются с небольшим запасом размера – они должны сидеть плотно, но оставлять место для движения пальцев, а также тёплого носка.Допустимо покупать обувь, которая немного поджимает, так как со временем утеплитель уплотнится и ботинок станет свободнее.

При покупке классического ботинка допустимо оставлять запас на 1 размер. Пальцы стоп не должны плотно упираться в носок, чтобы не вызывать дискомфорт при катании.

Видео про выбор лыж

Что такое геометрия лыж?

Беговые лыжи для классического или конькового хода

Беговые лыжи – это спортивные лыжи, на которых катаются попеременным (классическим) или “конькобежным” (коньковым) шагом. Это понятие является определяющим и главным фактором в выборе вашего снаряжения.

Различие между лыжами для классического и конькового хода заключается в технике перемещения (катания). На лыжах для классического хода, лыжник выполняет фазу отталкивания используя попеременный шаг (оси лыж находятся относительно траектория движения). На лыжах для конькового хода, фаза отталкивания сочетается с ходом конька. Иными словами, движения лыжника подобны движениям конькобежца – отталкивание лыж в сторону.

Любительский уровень

Я ищу лыжи, устойчивые к нагрузкам, прочные, с хорошим скольжением.

Спортивный уровень

Я ищу маневренные лыжи, которые сочетают хорошее сцепление и хорошее скольжение.

Для соревнований

Я ищу лыжи быстрые, легкие, с оптимальными свойствами скольжения и сцепления.

Более длинные лыжи обеспечивают наилучшее скольжение. Более короткие лыжи обеспечивают наибольшую маневренность.

Вы весите.. 40 кг

Идеальная ростовка лыж для вас vers 177 см

Рекомендации

Для комфортного катания при любом снеге, не забудьте смазать ваши лыжи.

ЛЫЖИ XC S 120 INOVIK XC S 130 INOVIK XC S 150 XC S 150 SKIN INOVIK XC S 130 INOVIK XC S 130 SKIN INOVIK XC S 500 SKIN INOVIK XC S 550 SKIN INOVIK XC S 900 WAX INOVIK
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ Прогулочные (детские) Прогулочные Прогулочные Прогулочные Спортивные (детские) Спортивные (детские) Спортивные Гоночные Гоночные
СТАНДАРТ КРЕПЛЕНИЙ NNN NNN NNN NNN NNN NNN NNN NNN NNN
КРЕПЛЕНИЯ Snowmatic Auto Snowmatic Auto Rottefella basic auto Rottefella basic auto Rottefella basic auto Rottefella basic auto Rottefella performance classic Rottefella Хсеlerator pro classic Rottefella Хсеlerator pro classic
ВEC 982 г (147 см) 1610 г (197) см 1707 г (197) см 1708 г (197) см 1200 г (147 см) 1200 г (147 см) 1420 г (200) см 1600 г (195 см с креплением)
СЦЕПЛЕНИЕ Насечки Насечки Насечки Ворс Насечки Ворс Ворс Ворс Мазь
СЕРДЕЧНИК Дерево Дерево Дерево с воздушными каналами Дерево с воздушными каналами Дерево Дерево Дерево с воздушными каналами Целлюлоза + дерево Nomex
СКОЛЬЗЯЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Спеченный полиэтилен Спеченный полиэтилен
ЦЕНА 1 999 2 299 3 699 5 999 2 999 4 999 7 999 15 999 26 999

Любительский уровень

Я ищу лыжи, устойчивые к нагрузкам, прочные, с хорошим скольжением.

Спортивный уровень

Мне нужны маневренные лыжи с хорошим скольжением и легким отталкиванием

Для соревнований

Мне нужны легкие лыжи с оптимальным скольжением и сильным отталкиванием

Более длинные лыжи обеспечивают наилучшее скольжение. Более короткие лыжи обеспечивают наибольшую маневренность.

Вы весите.. 40 кг

Идеальная ростовка лыж для вас vers 167 см

Рекомендации

Для комфортного катания при любом снеге, не забудьте смазать ваши лыжи.

ЛЫЖИ COMBI 100 INOVIK COMBI 100 INOVIK XC S SKATE 130 INOVIK XC S SKATE 130 INOVIK XC S SKATE 500 INOVIK XC S SKATE 550 INOVIK XC S SKATE 900 INOVIK
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ Прогулочные (детские) Прогулочные Спортивные (детские) Спортивные (детские) Спортивные Гоночные Гоночные
СТАНДАРТ КРЕПЛЕНИЙ NNN NNN NNN NNN NNN NNN NNN
КРЕПЛЕНИЯ Snowmatic Auto Snowmatic Auto Rottefella basic auto Rottefella Step In Rottefella performance skating Rottefella Хсеlerator Rottefella Хсеlerator
ВEC 965 г (147 см) 1447 г (187 см) 1515 г (185 см) 1368 г (185 см) 1400 г (181 см) 1300 г (181 см)
СЕРДЕЧНИК Дерево Дерево Дерево Дерево Дерево с воздушными каналами Целлюлоза + дерево Nomex
СКОЛЬЗЯЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Экструдированный полиэтилен Спеченный полиэтилен Спеченный полиэтилен
ЦЕНА 2 299 2 699 3 099 3 899 7 999 16 999 21 999

ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ БОТИНКИ ДЛЯ БЕГОВЫХ ЛЫЖ

БОТИНКИ ДЛЯ БЕГОВЫХ ЛЫЖ

Размер ботинок соответствует размеру ноги. Ноге в лыжном ботинке не должно быть слишком тесно. В зависимости от интенсивности катания и погодных условий полнота стопы может меняться. Также при различной температуре Вы можете надеть носки разной плотности.

Помимо размера ноги при выборе ботинок для беговых лыж необходимо учитывать и тип хода. Так, один из элементов ботинок для конькового или комбинированного хода – фиксирующая манжета, которая защищает голеностоп при отталкивании.

Занимательная геометрия для любознательного лыжника

Известно, что межсезонье для лыжника все равно, что менопауза. Прекращение активной выработки адреналина, наступающее вместе с исчезновением снега, нарушает сложившийся гормональный баланс организма, что ведет к негативным психофизиологическим последствиям. Хотя все естественные отправления и совершаются по-прежнему нормально, лыжник в это время становится вспыльчивым, быстро раздражается по пустякам и докучает домашним разным вздором про «большие горы и много снегу». Может даже начать копить деньги. Время от времени он испытывает приливы беспричинного гнева и начинает ругать Скиперфектума, факт божественного происхождения которого так и остался недоказанным, последними монгольскими словами. Бороться, конечно, можно. Одни пытаются подменить настоящий «снежный» адреналин суррогатом, вырабатываемым посредством различного рода экстрима на роликах и великах. Другие, чувствуя приближение симптомов, спасаются бегством в Южное полушарие, где как раз об это время северное. Слава богу, с первым снегом это всё проходит.

Вся известная нам геометрия лыжи укладывается, в общем-то, в пять чисел, из которых только четыре являются независимыми

Да и свойственная лыжнику природная любознательность отвлекает его на изучение и обсуждение, порою чрезвычайно горячее, с товарищами по диагнозу сложных и специфических вопросов типа «взлеты и падения лыжных брендов» или «особенности национального пултача». К числу таких вопросов, без сомнения, принадлежит и геометрия лыжи. Предлагаемая вниманию лыжника статья позволит, как надеется автор, слегка разнообразить умственную составляющую жизни этого непростого периода.

Вся известная нам геометрия лыжи укладывается, в общем-то, в картинку, вынесенную в заголовок: пять чисел, из которых только четыре являются независимыми. Радиус бокового выреза определяется через четыре остальных размерности, или, если хочется, через радиус определяется что-нибудь другое. Эта, скажем, «плоская» геометрия варьируется от лыжи к лыже и в какой-то степени определяет их свойства.

Это, конечно же, далеко не вся геометрия лыжи, потому что все эти числа откуда-то берутся. И ещё что-то между ними чем-то заполняется – в смысле кривой бокового выреза. В качестве таковой, когда занималась карвинговая заря, были перепробованы всяческие экзотические кривые, вплоть до цепной линии. Но какой она должна быть и почему – вопрос опять же лыжной геометрии, которая куда более замысловата и занимательна, чем пять упомянутых чисел. И о которой нам почему-то никто не говорит. Возможно, не хотят нас огорчать. Поэтому придётся самим, по мере сил, в ней разбираться.

Закантованная лыжа прогибается, кант лыжи ложится на поверхность склона и лыжа скользит по дуге прилегания канта к склону

Древнегреческие греки рисовали свои геометрии палочками на песке и получали неплохие результаты. Нам тоже придётся упражняться с палочками, но только, в силу специфики, на снегу, что, с одной стороны, как бы ставит нас в один ряд с разными там Эвклидами и Архимедами. С другой стороны, после них там делать нечего.

Итак, вслед за типовой геометрией обычно следует типовое описание механики резаного поворота на жестком склоне: закантованная лыжа прогибается, кант лыжи ложится на поверхность склона и лыжа скользит по дуге прилегания канта к склону, подобно лезвию конька (вообще говоря, сам я таких коньков не видел, они всё-таки как-то по-другому ездят, но сравнение красивое и в определённых случаях из него можно извлечь пользу).

Вот это описание и вызывает ряд «геометрических» вопросов:

  • как прогибается лыжа?
  • ложится ли кант на склон полностью или только частично?
  • по какой дуге кант прилегает (если прилегает) к склону?
  • и может ли лыжа по этой дуге скользить?
Как прогибается лыжа? Ложится ли кант на склон полностью или только частично?

Сразу скажем, что мы не собираемся тут отвечать на все эти вопросы, а постараемся, по возможности – наглядно, показать, почему их можно задавать, и какая связь между ними и геометрией. Попутно попробуем сами нарисовать лыжу и посмотрим, что из этого получится. Разумеется, в самом наипростейшем варианте.

Но для начала определимся с понятиями. Лыжа ставится на склон под углом (кантуется) и нагружается. С одной стороны – силами, действующими со стороны лыжника, с другой – силами, действующими со стороны снега. Под действием этих сил лыжа деформируется до тех пор, пока не ложится устойчиво на склон. Этот процесс мы далее будем именовать просто «закантовкой». Скользящая поверхность деформированной лыжи принимает при этом некоторую форму. Вот об этой форме далее и будет идти речь.

По какой дуге кант прилегает (если прилегает) к склону? И может ли лыжа по этой дуге скользить?

В качестве методологической основы примем вполне геометрическую идею, высказанную по поводу бокового выреза разработчиком Elan Юрием Франко (Jurij Franko) и приведенную в статье «Evolution of ski shape» на skiinghistory.org. Она настолько просто изложена, что мы её и переводить не будем, чтобы часом не исказить: Franko’s calculation was straightforward: “Choose the radius of the turn – 10 meters, for example. Choose the speed you want to ski – 5 meters per second for example. Calculate the centrifugal force and the lean angle, as for a bicycle. This is the angulation of the ski. Imagine a ski of constant width bent to the radius of the turn and penetrating through the snow. ‘Cut’ the ski with the snow surface, and there you are!”

Так и будем поступать. Радиус мы, конечно, можем задать любой, но и 10 метров нас вполне устраивает. Скорость нас вообще не интересует в смысле геометрии, и угол закантовки мы можем задавать произвольно. (Но отметим подход специалиста: он берет один радиус поворота и один угол закантовки) А вот с «imagine» возникают серьёзные заморочки. Конечно, с лыжей одинаковой ширины нет проблем, а вот представить себе, как изгибается в повороте реальная лыжа, которая может гнуться и вдоль и поперек, и скручиваться при этом – это свыше способностей воображения автора. А что именно представляет себе Франко – он не уточнил. Поэтому придётся подбираться к этому самим, постепенно, мелкими шажками. Да и подготовить специнвентарь для опытов.

Cut the ski with the snow surface, and there you are!

Возьмем в качестве основы какую-нибудь старенькую лыжу и наклеим на её скользящую поверхность ряд поперечных палочек одинаковой длины, ну, скажем, – дирижерских (поскольку мы делаем это всё мысленно, то нет нужды особенно стесняться в средствах). Палочки будут помогать нашему воображению. Проделав эту титаническую работу, мы получаем «лыжу одинаковой ширины», в прямом соответствии с руководящими указаниями.

Теперь мы можем и начинать. Но сначала придётся наложить на лыжу некоторые ограничения. Представим себе, что наша лыжа может только изгибаться как линейка, не скручиваясь и не прогибаясь в боковом плане. Это, к слову сказать, соответствует свойствам «идеальной лыжи», к которой вроде бы как стремятся все производители.

Что для неё характерно? То, что при всех возможных деформациях лыжи её продольная ось может изгибаться только в плоскости продольного сечения лыжи, т.е. только вверх и вниз и никак ни вправо, ни влево, А.все наши палочки остаются параллельными друг другу и перпендикулярными продольной оси лыжи.

Теперь нарисуем на снегу окружность поворота некоторого радиуса (да хоть те же 10 метров). Определимся с углом закантовки (например, 45 градусов). Поднесем нашу лыжу под этим углом к нарисованной окружности и начнем аккуратно втыкать её палочками в снег, начиная с середины и прогибая её так, чтобы каждая палочка втыкалась точно в нарисованную окружность. Как только все палочки будут воткнуты в снег, наступает момент «there you are!», для полного торжества которого достаточно пройтись ножовкой по палочкам точно по плоскости снега.

Но не будем с этим спешить. Ещё успеем. Пока лыжа торчит в снегу, мы, имея солидный запас палочек, можем пройтись по нарисованной на снегу окружности поворота, втыкая через некоторые промежутки наши палочки так, чтобы и они оставались параллельными «лыжным» палочкам. В результате мы получим примерно такую картину, что изображена на рис.1.

Можно сказать, что мы при помощи палочек продлили лыжу до полного замыкания дуги поворота. Все наши палочки дают представление о геометрической поверхности, которую образует скользящая поверхность лыжи при определенном угле закантовки и при сделанных нами допущениях. А продолжили и замкнули мы эту поверхность потому, что так значительно легче соображать относительно её свойств. Лыжа составляет только маленький кусочек этой поверхности. Чуть позже мы увидим – какой. А пока посмотрим на такую поверхность целиком, поскольку свойства этой поверхности распространяются и на лыжу.

Все линии, из которых она образована, параллельны друг другу и наклонены к склону одинаково на один и тот же угол – угол закантовки. Поверхности, образованные параллельными линиями, называются цилиндрическими. Поскольку палочки обрезаны по одному уровню, то поверхность производит впечатление круглой. Но это не так.

Это хорошо видно на следующих рисунках (2 и 3), где на двух видах показано, как трансформируется эта поверхность для одной и той же лыжи в зависимости от угла закантовки. Изображенные три поверхности соответствуют углам закантовки 10, 45 и 70 градусов. При нулевом угле закантовки поверхность просто вырождается в плоскость. А далее начинает приобретать «телесность». Радиус окружности, на который она опирается, уменьшается в соответствии с известной формулой для радиуса поворота, а нормальное сечение становится всё более округлым эллипсом. Более строго, нормальное сечение этой поверхности представляет эллипс, у которого большая полуось равна текущему радиусу поворота, а малая – ему же, умноженному на синус угла закантовки. Соответственно сечению, такая поверхность именуется эллиптическим цилиндром. И всё, что мы можем про него сказать, относится и к лыже. Но прежде давайте посмотрим, где же эта лыжа находится.

Для конкретности зададимся радиусом поворота в 10 метров и углом закантовки 45° (это то, что у нас посередине на рис. 2 и 3), и изобразим соответствующую поверхность. А, имея поверхность, уже ничего не стоит получить из неё лыжу. Для этого обрежем поверхность нормальной плоскостью так, чтобы в самом узком месте между плоскостью склона и нормальной плоскостью оставалась ровно половина желаемой ширины лыжи в талии. Теперь наша лыжа хорошо видна на общей поверхности (она выделена голубым на рис. 4). Осталось только вырезать кусок нужной длины, развернуть его на плоскость, и мы получим половинку лыжи с кривой бокового выреза, точно соответствующей заданным условиям (рис. 5).

Попутно мы получили и ответ на вопрос, как прогибается такая лыжа. Она, т.е. её продольная ось, которая всегда перпендикулярна нашим палочкам, прогибается по дуге эллипса, лежащего в нормальном сечении поверхности, образуемой лыжей.

Таким образом, лыжу мы нарисовали, и осталось что-нибудь сказать о её свойствах, которые прямо проистекают из общих свойств поверхности. Что до поверхности, то несколько настораживает то, что она не является поверхностью вращения, т.е. не обладает симметрией относительно оси поворота (случай угла закантовки в 90 градусов рассматривать не имеет смысла). От этого можно ожидать всяческих нюансов, которые мы сейчас постараемся усмотреть.

Ну, во-первых, на рис. 4, да и на остальных тоже, хорошо видно, что угол между плоскостью склона и внешней стороной нарисованной поверхности, который равен точно углу закантовки там, где у лыжи талия, дальше начинает увеличиваться и через четверть окружности поворота становится равным 90 град.;, а дальше увеличивается ещё больше. И это при любом произвольном угле закантовки. Само собой, и у лыжи то же самое, только в значительно меньшей степени, поскольку она составляет только малую часть окружности поворота. То есть угол закантовки лыжи изменяется по её длине, увеличиваясь от талии к концам лыжи. Что само по себе нехорошо, поскольку увеличение угла закантовки сверх необходимого приводит к увеличению давления на боковую сторону лыжи, что увеличивает сопротивление. Но мы не будем считать, сколько там градусов составляет это изменение, а просто отметим это обстоятельство.

Припомним ещё, что Франко ограничивался одним углом закантовки и присмотримся попристальней к кривой бокового выреза, которая у нас получилась (рис.6). Красная линия – это дуга окружности, проходящей через «геометрические» точки, и определяющей радиус бокового выреза лыжи. Величина радиуса хорошо согласуется с известной формулой косинусной зависимости, и, так сказать, вполне нас устраивает. Но вот что интересно: сама кривая бокового выреза не является дугой окружности (здесь и далее для наглядности масштабы искажены, чтобы что-то видно было, так что никаких количественных оценок по этим рисункам делать не следует, – только характер самих кривых). Мы знаем точно, что при угле закантовки 45 градусов; эта кривая полностью ложится на склон по дуге окружности радиусом 10 м. А как она ложится на него при малых, скажем 10 градусов, углах? Малые углы – малые деформации, так что, скорее всего, при 10 градусах боковой вырез ляжет на склон тоже не по дуге окружности. А по кривой, достаточно близкой к кривой бокового выреза. А может ли лыжа скользить по дуге, которая не является дугой окружности? Скользить – вряд ли, а ехать сможет. По некоторому радиусу, определяемому средней, наиболее загруженной частью лыжи. А прочие части лыжи будут скрести снег, создавая дополнительное сопротивление. Это, так сказать, на виде сверху. А если посмотреть в плоскости склона, то мы так же не можем быть уверены, что при углах, отличных от 45 градусов, кант нашей лыжи полностью ложится на склон. Он, например, может касаться её только в трёх каких-либо точках, а в остальных местах иметь зазоры, что тоже не будет способствовать идеальному скольжению.

Точно рассчитать это всё и показать, конечно, можно, но пусть этим занимается кто-нибудь другой. Мы же ограничимся тем, что повторим построения и найдем «выкройки» лыжи из двух оставшихся поверхностей на рис. 2 и 3, соответствующих углам закантовки 10 градусов и 70 градусов. Все полученные кривые совместно приведены на рис. 7.

Как и следовало ожидать, они отличаются друг от друга. Отличия незначительны, но они есть. И чем «радикальней» лыжа, т.е. чем больше отношение её собственной длины к радиусу бокового выреза, тем сильнее проявляются эти эффекты. Что же это в целом означает? Это означает, что в рамках данной геометрии, которую может позволить себе наша «идеальная лыжа», мы можем точно построить кривую бокового выреза только для одного угла закантовки, или, если хотите, скорости. Для остальных углов она точной уже не будет.

И то, если копнуть поглубже, или иначе, засунуть лыжу «поглубже», то и точная кривая не совсем уж идеальна. Любая из нарисованных нами поверхностей, например, на рис.3, может свободно вращаться вокруг оси поворота, поскольку опирается точно на окружность, лежащую на плоскости склона. Но стоит нам слегка заглубить эту поверхность в снег, как и положено реальной лыже, то получается такая картина, как на рис.8. Из неё видно, что такая поверхность не может вращаться относительно оси поворота, не деформируя снег и не вызывая этим самым дополнительное сопротивление. И лыжа, соответственно, заберет на себя некоторую малую часть этого сопротивления.

Вот такая геометрия у нас получается на данном этапе. Во второй части мы подумаем, что же со всем этим делать и куда грести.

Горные лыжи, советы новичкам

Горные лыжи для любителя, это вид отдыха, а не разновидность спорта. Не нужно ставить рекорды. Главное получить удовольствие. Чтобы горнолыжный спуск не привел к дверям травмпункта, нужны «послушные снегоходы».

Ряд технических характеристик определяет то, как поведут себя лыжи на горном склоне. Расскажем, что такое талия, рокер, зачем нужна жесткость и какой должна быть ростовка.

Первый совет новичкам

Не торопитесь покупать горные лыжи. Пользуйтесь прокатом. Когда научитесь выбирать лыжи в прокате, без проблем подберете нужный вариант в магазине.

Посмотрите на горнолыжников любителей. Одни несутся вниз и стремительно набирают скорость. Другие совершают плавный спуск, выполняя частые повороты. Это два разных стили катания. Под них «заточена» вся горнолыжная индустрия. Одни лыжи предназначены для скоростных спусков, другие помогают «резать» склон частыми поворотами.

Как выбрать горные лыжи для начинающих

Начнем с азов. Предположим, новичок впервые зашел в пункт проката. Первое, с чем надо определится – длина горных лыж (на языке профессионалов: «ростовка»).

Ростовку подбирают исходя из роста пользователя.

Для начинающих существует простая формула: рост минус 15 сантиметров.

Приведу пример. Рост новичка – 170 см. Значит нужны лыжи длиной – 155 см. Эта универсальная формула подойдет всем взрослым людям независимо от пола.

Что делать, если моей ростовки нет? Такое бывает в разгар сезона. К универсальной цифре «15» прибавьте пять, с двух сторон. Вернемся к примеру. Рост пользователя – 170 сантиметров. Значит, можно выбирать лыжи длиной от 150 до 160 см.

На первую тренировку выберите ростовку покороче. Когда научитесь делать повороты и тормозить, попробуйте взять лыжи подлиннее.

Чем длиннее лыжи, тем быстрее горнолыжник набирает скорость.

Повторюсь. Новичок выбирает ростовку покороче. Освоив первоначальную технику, можно переходить к скоростным спускам.

Советы продвинутым горнолыжникам

Чтобы маневрировать, когда стремительно набираешь скорость, нужен определенный навык и соответствующие лыжи. Разобраться в назначении различных видов горных лыж, нам помогут профессионалы.

Все дисциплины горнолыжного спорта делят на две группы:
скоростные (пример: скоростной спуск);
технические (примеры: слалом, фристайл).

Тут все понятно, с точки зрения продвинутого любителя. На длинных лыжах, мчимся вниз, набирая скорость. На коротких, выполняем частые повороты и акробатические трюки. Но что делать, когда скорость терять нельзя, а крутых поворотов много?

Здесь, на помощь приходят спортивные технологии. Чтобы и рыбку съесть (в смысле с ветерком прокатится) и ноги не сломать, разработчики предлагает универсальные лыжи. Выбор – огромный. Главное не запутаться в этом разнообразии.

Горнолыжные технологии, скоро сравняются с космическими. Оно и понятно, профессиональный спортсмен развивает скорость более 150 км/ч. Скажем спасибо производителям. Видов любительских лыж не меньше, чем профессиональных. Чтобы понять, чем одни отличаются от других, рассмотрим основные технические характеристики.

Параметры и обозначения на горных лыжах

Снег бывает мягким и не очень. Один горный склон представляет из себя ледяную горку, другой снежные сугробы. Трасса может оказаться длинной или короткой, а спуск пологим или крутым.

Как лыжи поведут себя в различных условиях, зависит от 4 основных параметров:
ширина талии,
радиус бокового выреза,
жесткость,
форма прогиба.

Талия

Талия – ширина лыжи в средней части – под ботинком.

Чем уже талия, тем легче выполнять повороты.

Это правило неизменно при одном условии – склон должен быть идеальным. Но идеальный снег достается только ранним пташкам. Если решите покататься ближе к вечеру, то обнаружите неприятные бугры и переметы. В такой ситуации «худенькие» лыжи могут подвести.

По ширине талии лыжи делят на 3 группы.

Размер талии (мм) Назначение
менее 75 для катания по подготовленным склонам, с чистой поверхностью
от 75 до 100 идеально пойдут по разбитому снегу или весенней каше
более 100 на таких лыжах катаются вне трасс, по целине.

С шириной талии связан еще один важный параметр – радиус поворота.

Радиус бокового выреза

Радиус поворота зависит от бокового выреза лыж. Чем глубже вырез, тем меньше радиус поворота.

Радиус бокового выреза – это «размер» талии по отношению к ширине носка и пятки. В характеристиках размеры указывают в следующей последовательности: носок/талия/пятка. Рассмотрим на примере. В каталоге указана геометрия лыж: 121-73-103. Расшифровываем: ширина передней части – 121 мм; талии – 73 мм; пятки – 103 миллиметра.

«Приталенные» лыжи делают маленькую дугу, то есть поворачивают быстрее.

Здесь есть своё «но». На высоких скоростях такие лыжи теряют устойчивость. Поэтому, для скоростных спусков выбирают лыжи с неглубоким боковым вырезом. Они поворачивают медленнее, но ведут себя надежно на высокой скорости.

Радиус бокового выреза указывают в метрах. Радиус, эта дуга, которую «рисует» лыжник, выполняя поворот.

Меньше 13 метров – короткие дуги. Лыжи предназначены для подготовленных склонов с небольшим уклоном. Можно финтить и «резать» короткие, частые повороты.

Радиус от 13 до 17 метров – средние дуги. Для горнолыжных курортов с длинными, широкими трассами. Можно набирать скорость и выполнять плавные повороты по средней дуге.

Более 17 метров – длинные дуги. Для спортивных соревнований и фрирайда.

Жесткость

Жесткость лыж зависит от материала, из которого они сделаны.

Жёсткие лыжи предназначены для высоких скоростей по ледяной корке. Дадут максимум драйва, но не простят ошибок.

Мягкие лыжи хорошо идут по рыхлому снегу. Обеспечивают амортизацию неровной поверхности. Идеально подходят для спокойного катания.

Большинство продвинутых любителей выбирают лыжи средней жесткости.

Форма прогиба

На всех горных лыжах есть прогиб. Чтобы понять, посмотрите на лыжу сбоку. Прогиб имеет две формы: кэмбер и рокер. Не будем углубляться в терминологию. Объясню просто. В рокере пятка и носок «задраны» вверх. В кембере они «прижаты» к снегу, а средняя часть лыжи приподнята. От формы прогиба зависит поведение лыж на горном склоне.

Кэмбер обеспечивает превосходную точность поворотов по жесткому снегу на высоких скоростях. Лыжи отлично идут по укатанной, ровной поверхности, пока не встретят препятствия. Любая неровность, снег или ямка усложнят жизнь новичку. Чтобы управлять такими лыжами, нужен опыт и хорошая физическая подготовка.

Рокер ведет себя более дружелюбно. Он, во-первых, прощает ошибки. Во-вторых, помогает поворачивать, если скорость невысокая. В-третьих, легко принимает рыхлый снег. Чего не скажешь о кэмбере.

Профессионалы предпочитают кэмбер. Любители выбирают рокер или смешанный тип прогиба.

Виды горных лыж по назначению

Кто-то катается по подготовленному спуску, кто-то сам прокладывают трассу в нетронутой целине. Одни ищут высокие горы, другие идут в парк — занимаются лыжной акробатикой. В зависимости от зоны применения, горные лыжи делят на 4 вида: трассовые, универсальные, лыжи для фристайла и фрирайда.

Карвинговые (трассовые) лыжи

Карвинговые лыжи – предназначены для катания на подготовленных склонах, по жесткому снегу или льду. Другое название – трассовые. Имеется ввиду идеально укатанная трасса горнолыжного центра. Для рыхлого, глубокого снега такие лыжи не предназначены.

Карвинговая техника заключается в том, что на поворотах лыжа ставятся на ребро (кант).

Кант — металлические полоски, которые устанавливают сбоку вдоль лыжи. Другими словами — ребро горной лыжи.

Карвинговые – это «приталенные» лыжи, средней или высокой жесткости, с минимальным рокером.

Само слово карвинг (carving) значит «резать». Название связано с техникой катания. Лыжник, выполняя поворот, «режет» кантами склон, оставляя глубокие борозды. Чтобы лыжа лучше «цеплялась» за снег, носок должен прижиматься к поверхности. Поэтому рокер в таких моделях, минимальный (смешанный) или вовсе отсутствует (кэмбер).

Универсальные

Чтобы стать абсолютно счастливым необходимо иметь две пары горных лыж. Одну для подготовленных трасс, другую для целины. К сожалению такие возможности есть не у всех. Поэтому, большинство поклонников этого спорта выбирают универсальные лыжи. Они предназначены для катания повсюду.

Универсальные модели – это горные лыжи с шириной талии в диапазоне от 75 до 100 мм.

Рокер в универсалах больше, чем у карвинговых моделей. Высокий загиб носка позволяет «влетать» в небольшие сугробы и не терять равновесие. Некоторые варианты дополнительно имеют рокер в пятке.

Универсальные лыжи проиграют карвинговым на ухоженном склоне и уступят фрирайдам в глубоком снегу. Подобная перспектива разочарует профессионала. Но для большинства любителей это идеальный выбор.

Горнолыжный туризм — лыжи для фрирайда и ски-тура

Фрирайд — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс. Чтобы лыжник не провалился в глубокий снег и мог совершать затяжные прыжки, увеличили общую ширину лыж. Широкий носок позволяет «всплывать» в пушистом снегу. Расширенная средняя часть обеспечивает устойчивость после приземления. Ширина талии на таких моделях более 100 мм.

Последние годы набирает популярность разновидность фрирайда – ски-тур. Этот горнолыжный туризм представляет собой самостоятельный подъем в горы, прогулки по равнине и экстремальные спуски.

Лыжи для ски-тура (другое название – бэккантри) оснащают лентами противоскольжения (камусами).

Камус — специальная накладка для скользящей поверхности лыж. Используют для подъема в гору. Противоскользящая накладка представляет собой ленту с направленным ворсом. Камус обладает удивительным свойством. Накладка не мешает скользить лыже вперед (в сторону носа) и не дает лыжам откатываться назад (в сторону пятки).

Горные лыжи для ски-тура составляют отдельную категорию. Крепления для ботинок не совместимы с обычными горнолыжными ботинками.

Лыжи для фристайла

Фристайл – вид лыжного спорта, представляет собой смесь горных лыж и акробатики.

Лыжи для фристайла обладают отличительной особенностью. Загиб пятки и носка имеет одинаковую форму. Прогиб может быть разным: рокер или кэмбер, но пропорции будут соблюдены. Другими словами, задняя часть лыжи копирует переднюю. Технология получила название — «твин-тип». Такая конструкция позволяет катиться, исполнять прыжки и приземляться вперед спиной.

Обзор популярных моделей

Чтобы закрепить пройденный материал разберем несколько популярных моделей горных лыж. Рассмотрим линейку лучших производителей с мировым именем. Начнем с предложений для новичков. Затем подберем лыжи для продвинутых райдеров.

Volkl (Германия)

Немецкое качество, современные технологии и научный подход – это то, благодаря чему Volkl стал мировым лидером. Компания имеет свой научно-исследовательский центр, занимающийся разработкой новейших технологий. Результаты исследований известны всему миру.

В 1986 году Volkl изготовил первый прототип сноуборда. С 1993 производство поставлено на поток и сноуборды завоевали горнолыжный мир.

В 1994 г. Компания, в числе первых, разработала и внедрила в горнолыжную индустрию технологию известную как “Карвинг”. Бренд имеет официально зарегистрированную торговую марку – “Carver”.

Бренд основан в 1923 году. В 2000 г. компания вошла в корпорацию MTV (Marker-Tecnica-Volkl).

Модели для начинающих

Представим начинающего покорителя вершин. Мужчина или женщина, значения не имеет, впервые на горнолыжной базе. Рост 170 см, телосложение обычное. Подбираем модель по параметрам.

Вспоминаем универсальную формулу: «-15». Значит нужна ростовка – 155 см. Учиться новичок, будет на подготовленном, ухоженном склоне. Выбираем «приталенный» вариант, с шириной талии меньше 75 миллиметров.

Для начинающих горнолыжников идеально подойдет модель: Volkl DEACON 68. Лыжи с геометрией: 116-68-100, позволят делать короткие повороты и быстро тормозить. Смешанный прогиб с приподнятым носом поможет начать поворот. Мягкая «начинка» обеспечит амортизацию и погасит вибрацию лыж, когда лыжник налетит на бугры. Подробное описание, характеристики и отзывы счастливых пользователей смотрите здесь.

Выбор продвинутых горнолыжников

Чтобы понять, как геометрия лыж влияет на стиль катания, продолжим изучать линейку DEACON. Допустим, поворачивать и тормозить наш герой (героиня) научился. Продвинутому горнолыжнику хочется добавить драйва и освоить скоростной спуск.

Чтобы быстрее набирать скорость, достаточно увеличить ростовку на 5-6 сантиметров. Чтобы на скорости совершать резкие повороты нужна талия пошире. Поэтому выбираем модель: Volkl DEACON 75. Скажу для информации – номер модели соответствует ширине талии.

У данной модели отличная геометрия и начинка. Лыжи будут работать в любой ситуации. Ситуации, как известно, бывают разные.

Представим, наш герой мчится вниз. Чтобы набрать скорость выполняет скользящие повороты по средней дуге. Встречает неожиданное препятствие в виде собрата-новичка. Новобранец может: стоять, лежать, шагать поперек склона, в поисках потерянной амуниции (и такое бывает). Что делать?

Нужно резко затормозить или выполнить резкий (резаный) поворот. Здесь на помощь приходит карвинговая техника. Карвы, поставленные на кант, изгибаются дугой, режут снег и совершают резкий поворот. Лыжник, как по рельсам уходит от столкновения. Для этого лыжи должны обладать определенными техническими характеристиками.

Геометрия, степень жесткости, тип прогиба – все имеет значение. Теперь вспомните, кто освоил карвинговые технологии в числе первых? Компания – «Volkl».

Head (Австрия)

Компанию основал американец по имени Говард Хед (Howard Head) в 1950 году. В 1967 г компания заняла первое место в мире по производству горных лыж.

Со снаряжением Head выступают лучшие горнолыжники мира. Список звезд впечатляет. Например, Анна Файт в 2014 году завоевала олимпийской золото, в супергигантском слаломе, на лыжах HEAD.

Спортивные технологии восхищают. Например, запатентованная система «intelligence», обеспечивает курсовую устойчивость. На флагманских моделях установлен микрочип. Он контролирует скорость и вносит корректировки в поведение лыж, в зависимости от того, с какой скоростью катится лыжник.

В конце прошлого века компания перевела производственные предприятия в Европу. Штаб-квартира находится в Австрии.

Лыжи для карвинга (слалома)

Вернемся к нашему герою. Отправим его покорять новые вершины. Подберем лыжи для различных склонов. Начнем со слалома. Значит нужны карвинговые лыжи.

Модель Head WC Rebels iSLR AB создана для слалома и подготовленных склонов. Твердая поверхность и ледяная корка добавят драйва. Кембер даст лыжам устойчивость. Узкая талия поможет маневрировать. Можно финтить и резать короткие, частые повороты.

Универсалы

День второй. Утром пошел снег. Гору накрыло мягким пушистым одеялом. Вечером склон превратился в кашу. Для таких погодных сюрпризов нужны универсальные лыжи.

Head V-Shape V10 LYT-PR — покажут стабильность на любом склоне. Высокий загиб носка, будет принимать на себя весеннюю кашу. Талия, шириной 85 мм, обеспечит равновесие. Средняя жесткость и начинка гарантируют хорошую амортизацию.

Fischer (Австрия)

Рассуждая о горных лыжах нельзя обойти стороной бренд «Fisher». Производством спортивного инвентаря компания занимается с 1936 года. Триумф настал в 2006 г. Бренд был признан лучшим поставщиком инвентаря для Зимних Олимпийских игр. В 2010 году компания повторила успех.

В ассортименте Fisher наибольшей популярностью пользуется линейка RC4 The Curv. Серия изготовлена специально для спортивного слалома. В разработке принимали участие известные горнолыжники. Вклад профессиональных спортсменов отразился на цене. Но оно того стоит.

Компания занимается производством экипировки для беговых, горных лыж и хоккея. Головной офис находится в городе Риде (Австрия). Производственные предприятия расположены на территории Италии, Испании, Чехии, Украины.

Резюмируем

Подведем итог. Выбор горных лыж зависит от двух факторов: способ катания и тип снежного покрова.

Универсальные – предназначены для горнолыжных спусков по любым трассам, кроме целины.

Карвинговые – хорошо идут по укатанному снегу или леденистому склону.

Фрирайдные – приобретают чтобы «освоить целину».

От геометрии зависят скорость и управляемость. Приталенные лыжи помогают поворачивать, длинные быстрее набирают скорость. Мягкие прощают ошибки, жесткие дарят уверенность на высоких скоростях.

Учится кататься лучше на узких и мягких лыжах, длинной в 15-20 сантиметров меньше роста пользователя.

Постскриптум

Представьте, что горнолыжник, это автомобиль, который несется вниз. Так вот, лыжи – это колеса, а ботинки — это руль для горных лыж.

Откройте эту страницу. Подскажем, как подобрать ботинки по размеру в прокате или найти свой размер в каталоге магазина. Расскажем, что такое жесткость, стреп и термоформовка.

Что такое геометрия лыж?

  • Альпинизм
  • Трекинг
  • Горнолыжная школа
  • Фрирайд и ски-тур
  • Гиды
  • Отзывы
  • Галерея
  • Блог

К продвинутым относится большая часть горнолыжников, по этой причине моделей данного сегмента наибольшее количество. К тому времени как вы доросли до продвинутой категории лыж, необходимо уже сложить понимание, в какую сторону вы хотели бы двигаться? Возможно это неподготовленные склоны или скоростное прохождение трасс, а быть может вы хотите все свое время проводить в парке, прыгать трамплины и скользить по перилам.
Отталкиваясь от этого, мы выбираем широкие фрирайдные лыжи, жесткие карвинговые модели или парковые твинтипы.

Лыжи такого уровня скорей всего прослужат вам 3-5 лет, прежде чем потребуется экспертная модель, но возможно автор не прав и недооценил ваше стремление к развитию.

Трассовые лыжи подходят как новичкам, так и продвинутым экспертам. Если вы любите скорость и полный контроль на трассе, то это то что вам нужно.

Геометрия присущая трассовым лыжам.
Ширина талии: лыжи производятся с узкой талией для быстрых перекантовок.
Радиус поворота: слаломные до 16 метров.
Прогиб: кембер, комбинированный прогиб (кембер с небольшим рокером в области носа).

Лыжи, на которых вы будете комфортно чувствовать себя как на трассе, так и за её пределами. Вам будет удобно кататься на них в условиях часто меняющейся кондиции снега, ведь утром снег может быть подморожен, а днем раскисшим. При выборе лыж, обратите внимание на то, что лыжи изготавливают с предрасположенностью к трассе, либо к внетрассовому катанию. Зачастую производитель это обозначает в процентах, так например 70/30 будет означать, что лыжа больше предрасположена к катанию по трассам. В других моделях соотношение может быть прямо противоположным.

Геометрия присущая универсальным лыжам.
Ширина талии: варьируется в пределах 80-100 мм.
Радиус поворота: 17-22 м.
Прогиб: комбинированный прогиб с удлинённым рокером на носке.

Фрирайдные лыжи предназначены уже для продвинутых райдеров, ведь не бывает начальных моделей для фрирайда. Каждая модель будет требовать от вас техники и понимания что делать на том или ином виде рельефа. Лыжы должны управляться в любой кондиции снега, будь то пухляк, жесткий снег, лед или весенний слэш, но в большей степени это зависит от навыков райдер. Фрирайдные лыжи имеют свое разделение на категории и от этого имеют свою собственную геометрию.

Powder Skis – Предназначены для катания в бездонном пухляке и бэккантри-фристайла.
Backcountry freestyle – Подойдут тем кто хочет перенести на рельеф трюки, отработанные в парке.
Bigmountain Skis – Пожалуй это универсалы мира фрирайда, ведь они подойдут для любого рельефа.

Рассмотрим каждый из типов фрирайдных лыж подробнее.

Данные лыжи сразу бросаются в глаза, ведь это настоящие “корабли дальнего плавания”. Они прирожденные пожиратели “паудера”, их геометрия преследует главную цель – легко всплывать в глубоком снегу. Данные лыжи производят с самой широкой талией, а прогиб выбирают либо рокер по всей длине лыжи, либо кембер, но с огромным рокером на носу. Дизайн таких лыж как правило яркий и запоминающийся из-за их большой площади, где художник может проявить свой талант. К тому же фановое катание в глубоком снегу невозможно на скучных лыжах)).

Геометрия присущая для Powder Skis.
Ширина талии: от 115 мм.
Радиус поворота: как правило от 22 метров.
Прогиб: комбинированный прогиб с огромным рокером на носке / Рокер по всей длине лыжи.

В больших горах вы можете встретить совершенно разный рельеф и кондицию снега. За один спуск вы можете проезжать по свежему паудеру, рыхлому подтаявшего снегу или задутому жесткому склону. По этой причине, к таким лыжам предъявляют особые требования. Они намного жестче для лучшего контроля на большой скорости, а талия более узкая, чем у Powder Skis.

Геометрия присущая для Bigmountain ski.
Ширина талии: от 100 до 115 мм.
Радиус поворота: как правило от 22 м.
Прогиб: комбинированный прогиб с удлинённым рокером на носке.

Устали от толп туристов стоящих в очереди на подъемник? От того что свежий снег раскатывается еще в воздухе?
Тогда Ски-тур это именно то что вам нужно. Разделим Ski-tour на два типа, которые можно охарактеризовать конечной целью.
Ski alpinizm – когда спуск со склона это лишь необходимость, а цель это как можно быстрее подняться или просто прогуляться в горах. Для этого индустрия предложит вам максимально облегченные лыжи с талией около 80 мм, которые вы совершенно не почувствуете на ногах. Такой комплект может весить 1,5 кг.
Ski-tour как цель зайти подальше в поисках нетронутого снега и оставить свой уникальный след. Для этого подойдут ваши любимые фрирайдные лыжи, на которые можно установить крепления с функцией ходьбы. Весить они конечно будут существенно больше, но индустрия развивается в данном направлении и лыжи могут весить около 3 кг/комплект. При должной физической подготовке вам будет в удовольствие прогуляться на таком комплекте, а после совершить свой незабываемый спуск.

Геометрия присущая лыжам для Ски-тура.
Ширина талии: любая.
Радиус поворота: как правило от 22 м.
Прогиб: комбинированный прогиб с удлинённым рокером на носке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: