Что такое глайдер?

Подводный глайдер «Морская тень». Инструмент для флота и для науки

В начале февраля в отечественных средствах массовой информации появились новые сообщения о перспективном подводном глайдере «Морская тень». Специальный аппарат имеет особую архитектуру и использует необычные принципы передвижения, что дает ему заметные преимущества перед техникой других типов. На этот раз глайдер предлагается использовать в качестве средства изучения морей и океанов. Необходимо отметить, что «Морская тень» не является новинкой. Первый образец этого глайдера показали еще несколько лет назад, и с тех пор прототипы регулярно появляются на выставках, а также выходят на испытания.

Впервые о перспективном проекте, на тот момент безымянном, публике рассказали в 2016 году в рамках форума «Армия». На тот момент работы продолжались несколько лет и успели привести к появлению первых прототипов. Вскоре состоялись демонстрационные испытания нового образца. В дальнейшем глайдер, получив название «Морская тень», принимал участие в новых выставках и продолжает проходить необходимые испытания.

Разработка нового глайдера осуществлялась силами нескольких организаций. Основные разработчики – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) и научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос». К исследованиям привлекались другие организации. Проект реализуется при поддержке и под контролем Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники министерства обороны.

Проект глайдера стартовал в 2011 году и разрабатывался в инициативном порядке, но вскоре получил государственную поддержку. В 2012 году в СПбГМТУ построили первый опытный образец, реализующий особые принципы передвижения и способный погружаться на глубину до 100 м. В 2014 году завершился очередной этап исследований, по результатам которых появился новый полноразмерный прототип. С 2015 года он проходит все необходимые испытания. Различные исследования и проверки продолжаются до сих пор и дают требуемые результаты.

В 2016 году глайдер, на тот момент без названия, впервые показали публике. Тогда же рассказали о планах по созданию комплекса, включающего несколько подводных аппаратов различного назначения. Позже состоялась демонстрация работы нового изделия. С 2017 года глайдер фигурирует на выставках и публикациях под современным названием «Морская тень».

В нынешнем виде изделие «Морская тень» представляет собой подводный аппарат, напоминающий торпеду с набором плоскостей. Глайдер построен в корпусе цилиндрической формы с головным и кормовым обтекателями. На бортах корпуса предусмотрены плоскости-крылья, также имеется вертикальная плоскость и несколько других выступающих элементов. Для большего удобства работы испытателей некоторые опытные образцы построены в прозрачном корпусе. Длина глайдера – 3 м, диаметр корпуса – 310 мм, масса – 150 кг.

Энергетическая система аппарата построена на основе аккумуляторной батареи. В первых испытаниях использовался литий-ионный аккумулятор емкостью 70 А•ч. Также упоминалась возможность применения иных источников тока, в том числе более эффективных. Глайдер не имеет привычной двигательной установки и движителя. Суть проекта заключается в перемещении при помощи гидродинамических сил. В таком случае за движение аппарата отвечают балластные цистерны и их системы управления.

Принимая на борт воду, глайдер теряет плавучесть и стремится опуститься на глубину. Наличие нескольких управляемых цистерн позволяет изменять не только плавучесть, но и дифферент. При падении плавучести боковые плоскости не позволяют аппарату опускаться вертикально и заставляют его «планировать» в воде. Последовательно набирая и удаляя воду из цистерн, подводный аппарат совершает плавание. Из-за специфического принципа работы его траектория в вертикальной плоскости напоминает синусоиду.

Отсутствие привычного движителя ограничивает максимальную скорость глайдера 1-2 узлами. В то же время, приводы балластных цистерн, в отличие от ходового двигателя, экономичнее используют заряд аккумулятора. За счет этого аппарат способен продолжать работу без подзарядки в течение длительного времени. Так, для «Морской тени» в ее нынешнем виде время автономной работы определяется в 8 месяцев.

Читайте также:
Как сделать параплан с мотором?

Гидродинамический принцип перемещения ограничивает скорость, а также накладывает ограничения на маневренность и мореходность. Для избавления от этих проблем в 2017 году СПбГМТУ и «Океанос» представили т.н. гибридную двигательную установку. В ее составе сохраняются управляемые балластные цистерны, но их дополняют ходовым двигателем и движителем традиционного типа. Большую часть времени гибридная установка должна использовать гидродинамический принцип движения, а ходовой двигатель предназначен для эпизодического маневрирования, преодоления течений и т.д.

На борту глайдера присутствует набор датчиков, определяющих его положение в пространстве и другие параметры. Бортовая автоматика с оригинальным программным обеспечением анализирует поступающие данные и принимает необходимые решения. В частности, предусмотрен режим самостоятельной навигации: исходя из текущих условий, автопилот сам рассчитывает параметры траектории движения и управляет аппаратом.

«Морская тень» в существующем виде, имея массу 150 кг, способна брать на борт до 15 кг полезной нагрузки. На глайдере может устанавливаться специальная аппаратура разного рода. Также он способен стать носителем легких подводных аппаратов. Изначально разработчики проекта упоминали возможность применения глайдера в военном деле. Аппарат может искать подлодки и корабли противника или решать иные задачи. В последних сообщениях упоминается возможность использования техники в научных проектах.

В качестве основной полезной нагрузки предлагаются гидроакустические станции разных типов, в том числе использующие буксируемую антенну. Также возможно использование иного поискового оборудования военного или научного назначения. В последнем случае «Морская тень» может выполнять мониторинг обстановки, проводить океанографические исследования и даже осуществлять нефтеразведку. Во всех случаях вместе с такими приборами глайдер должен нести аппаратуру связи для передачи данных о подводной обстановке и обнаруженных целях.

Организации-разработчики предлагают совместное использование нескольких глайдеров в рамках общей «стаи». В этом случае группа аппаратов должна выводиться в заданный район при помощи надводного или подводного судна-носителя, которое также будет отвечать за сбор данных, управление и т.д. Как и при использовании одиночных глайдеров, «стая» сможет решать задачи военного и гражданского характера. Групповое использование подводных аппаратов с надводным носителем, в том числе автономным, позволит увеличить продолжительность работы. «Стая» сможет оставаться в заданном районе до года.

На выставке «Армия-2017» представили вариант комплекса, включающий несколько вариантов «Морской тени» с отличающимися задачами. В комплекс входят глайдер со специальным оборудованием, глайдер-носитель малогабаритных подводных аппаратов, аппарат с ретранслятором радиосигнала и надводный пункт управления. Таким образом, «стая» может не только решать общую задачу, но и распределять роли между несколькими аппаратами.

В ходе последних военно-технических выставок СПбГМТУ и НПП ПТ «Океанос» неоднократно показывали свои разработки в области подводных глайдеров. Эту технику демонстрировали представителям военного ведомства, в том числе командования ВМФ, и она получала высокие оценки. В настоящее время проект «Морская тень» реализуется при поддержке Минобороны, интерес к такой технике проявляет флот.

Впрочем, новости о принятии глайдеров на вооружение военно-морского флота России пока не поступали. Так же отсутствуют сообщения о реальном интересе к этой технике со стороны научно-исследовательских организаций. Проект остается на стадии испытаний и доработок. Когда «Морская тень» дойдет до реальной эксплуатации в интересах военных или ученых – неизвестно.

В предлагаемом виде изделие «Морская тень» представляет большой интерес с технической точки зрения. Концепция подводного глайдера, перемещающегося за счет изменения плавучести и балансировки, известна достаточно давно и находит применение в зарубежных проектах. Аналогичные образцы разрабатываются и в нашей стране, причем отечественные изделия по некоторым характеристикам и возможностям превосходят зарубежные.

Преимущества глайдеров очевидны. К ним относятся экономичность, обеспечивающая большую автономность и дальность хода, минимальная шумность, возможность применения модульной полезной нагрузки и, следовательно, способность решения широкого круга задач. За счет правильного проектирования комплекса также можно сократить расходы на эксплуатацию. Глайдер не должен требовать отдельного специализированного судна обеспечения; необходимые приборы следует помещать на любом надводном носителе.

Читайте также:
В Питере прошли парапланерные соревнования «Чайник-2021»

В то же время, глайдеры не лишены недостатков. Малая скорость перемещения ограничивает мобильность и не позволяет быстро перебрасывать технику из одного района в другой. Движение осуществляется по характерной сложной траектории, что следует учитывать при прокладке маршрута. Габариты и грузоподъемность накладывают ограничения на полезную нагрузку и негативно сказываются на ее эффективности. Наконец, пока отсутствует опыт широкого применения глайдеров во всех сферах, из-за чего требуется достаточно длительный период освоения и отработки.

Потенциальным заказчикам еще предстоит взвесить плюсы и минусы самой концепции подводного глайдера, а затем оценить характеристики и возможности конкретных образцов – таких как разные модификации аппарата «Морская тень» от СПбГМТУ и НАА ПТ «Океанос». Этот проект реализуется при поддержке министерства обороны, что может говорить об интересе флота как к конкретной разработке, так и ко всему классу в целом.

Согласно последним сообщениям, перспективный подводный глайдер «Морская тень» способен решать не только военные, но и научные задачи. Таким образом, отечественный образец может найти сразу несколько заказчиков и начать работу в нескольких сферах. Тем не менее, сроки начала серийного производства и службы в ВМФ или в научных организациях остаются неизвестными.

Параглайдинг — экстрим и отдых

Что же такое параглайдинг? Совсем недавно, мечтая об отдыхе в Альпах летом, я уже упоминал этот вид спорта или экстремального отдыха. В наши дни параглайдинг становится популярным не только за рубежом. Всё большее число отечественных экстремальщиков отдают предпочтение параглайдингу — полетам на параплане.

  1. Что такое параплан
  2. Как одеться для параглайдинга
  3. Технические средства в параглайдинге
  4. Немного из истории параглайдинга

В России этим спортом занимаются, как правило, там, где много гор и солнца — это южные региона нашей Родины — Ростовская область, Краснодарский край, Ставрополь, Алтайский край и Северная Осетия.

А вот для гостей и жителей Волгограда даже организована экскурсия «Полёт над Волгой на параплане». Любители экстрима могут посмотреть на Волгоград с высоты птичьего полета, прокатившись по воздуху на мотопараплане с открытой кабиной!

Что такое параплан

Параплан представляет собой летательный аппарат в виде мягкого крыла. Подобно воздушному шару, параплан надувается через отверстия, расположенные в нижней части крыла, потоками поступающего в него воздуха. Параглайд двигается вперёд и всё время опускается вниз под воздействием своего веса и веса человека. Но, на параглайде возможно и движение вверх — главное попасть в потоки восходящего воздуха.

Что значит пилотируемый летательный аппарат? Это значит, что параплан управляем при помощи специальных строп, тянущихся к пилоту от края крыла. Кроме того что мы можем двигаться вперёд и вниз, есть возможность повернуть вправо или влево. Потянем за стропы, опуская правую часть крыла, — выполним поворот вправо. Опустим левую часть крыла, — повернём соответственно влево. Ничего сложного на первый взгляд.

Чтобы взмыть вверх, требуется поймать, как я уже писал, потоки восходящего воздуха. Различают динамический и термический восходящие потоки. Динамический поток восходящего воздуха образуется в результате соударения горизонтальных воздушных потоков с каким-либо препятствием. Таким препятствием, к примеру, могут быть высокие горы или скалы. Встретив такое препятствие, воздух устремляется вверх. Термические же воздушные потоки изначально направлены вверх в результате нагрева земли, так как теплый воздух, как мы знаем, всегда поднимается вверх.

Параглайдинг относится к экстремальным развлечениям и довольно опасен. Пилот должен обладать великолепной физической подготовкой, знать физику поведения воздушных потоков. Это сложный спорт и даже мега супер профессионалы иной раз не всегда с первого раза могут начать движение на параглайде.

Читайте также:
В МАИ придумали «умный» параплан

Параглайдингом занимаются высоко в горах, где, как правило, и сосредоточены мощные воздушные потоки. При отрыве от земли пилот стремится быстрее набрать высоту. И при достижении около 3000 метров начинает планировать в том или ином направлении. Старт происходит против ветра. При этом пилот использует динамические потоки воздуха, а уже затем, набрав нужную высоту, ищет термические восходящие потоки воздуха.

Как одеться для параглайдинга

Одежда для параглайдинга должна быть удобной и тёплой. Если даже вы решили полетать на параплане летом, то на большой высоте температура воздуха может приобретать и минусовые отметки. Комбезик выбирайте из дышащей и прочной ткани. Не помешает надеть хорошие треккинговые ботинки на толстой подошве.

Кроме того, обязательно надевайте на голову лёгкий и прочный удобный шлем. Не забывайте, мы будем отрываться от земли!

Технические средства в параглайдинге

Параглайдинг требует использования некоторых технических средств. Давайте их перечислим:

  • Высотомер — название говорит само за себя, с его помощью будем измерять высоту, на которой в данный момент времени находится параплан.
  • Вариометр — позволяет определить скорость, с которой происходит снижение или же подъём вверх.
  • Прибор спутниковой навигации — определяем направление полета, положение в воздухе относительно земли.
  • Радиостанция для общения с другими планеристами и инструктором.
  • Экшн-камера — тоже не повредит, виды-то вокруг будут и не передать!

Немного из истории параглайдинга

Параглайдинг зародился в Соединенных Штатах Америки еще в далекие сороковые годы прошлого столетия.

Параглайдинг придумал американский ученый по фамилии Рогалло. Вот он-то и изобрел мягкое крыло, при помощи которого человек мог некоторое время зависать в воздухе над землёй или морской стихией.

Первым же парапланеристом стал другой ученый из Великобритании — Ньюмарк. Все его мысли в ту пору крутились вокруг возможности парить на парашюте. Ньюмарк доработал обычный парашют, используя наработки Рогалло в части «мягкого» крыла. И ему это удалось! Эксперименты Ньюмарка дали свои плоды.

Параглайдинг, как вид спорта, начал развиваться с 1968 года, когда в американском Лэйк-Плэйсиде случились первые соревнования по парению на мягком крыле. С тех пор состязания проводятся ежегодно. А уже в 1980 году параглайдинг стал самостоятельным видом спорта.

Параглайдинг

Парапла́н (от слов: ПАРАшют ПЛАНирующий) — безмоторный летательный аппарат, планер с мягким двухоболочковым крылом, надувающимся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемная сила создается благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха (вектор подъемной силы, может быть направлен не только вверх, но и вперед). Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).

Чтобы набрать высоту, параплан должен попасть в восходящий динамический поток (поток обтекания обычно образуется вблизи холма или горки), либо в термик (термический поток или термопузырь). Благодаря наличию термиков (в основном в тёплое время года) параплан может набирать высоту вплоть до границы атмосферной инверсии. Существует ещё один — «смешанный» тип потоков: «термодинамики». В таком потоке параплан летает у склона, но на большей высоте. В термодинамике и термике воздух часто турбулизируется, и купол приходится постоянно «отлавливать» — компенсировать клевки.

Содержание

Параглайдинг

Параглайдинг (англ. paragliding) — полёты на параплане. Это не прыжки с управляемым парашютом, а настоящий полет на крыле с использованием энергии восходящих потоков воздуха. Для набора высоты пилоты используют восходящие воздушные потоки: термические (возникающие от разницы температур воздуха и поднимающихся от нагретой земли воздушных масс) и динамические (возникающие при столкновении ветра с препятствием, чаще всего горой). Также для первоначального набора высоты и выхода в зону термических потоков используется затяжка на лебёдке. Применяются пассивные (использующие скорость транспортного средства) и активные (имеющие собственный двигатель) лебёдки.

Читайте также:
Россиянин Глеб Сухоцкий выиграл этап Кубка мира по парапланеризму

Чаще всего пилоты стартуют на склонах холмов, сопок или гор, строго против ветра, используют восходящий динамический поток (динамик) и, набрав достаточную высоту (до 3500 м), уходят на маршрут, используя попадающиеся термические потоки (термики).

Классификация Парапланов

Существуют разные виды парапланов

  • Учебные
  • Для длительных полетов
  • Для соревнований

Для классификаций парапланов обычно используется шкала DHV. С повышением номера улучшаются и летные качества параплана (скорость, коэффициент снижения и т.д.). Существуют парапланы DHV1, DHV 1-2, DHV2

Фотографии

Основные части параплана

Полеты на параплане Московская область (Татаринцево)

См. также

Ссылки

  • Виртуальный полет на параплане — Симулятор DemoFly 4
  • Парапланеризм в DMOZ
  • Paraplan.ru — крупнейший российский форум о парапланеризме
  • Сайт российской парапланерной сборной
  • Подробный прогноз погоды для парапланеристов
  • Парапланерный сайт “Directoria”
  • Информационное агентство парапланерного мира России “Небо зовёт!”
  • Статья “Что такое параплан?”

Сайты клубов

  • Парапланерная компания EX-AIR
  • Парапланерный клуб “Paragliding-Volga” Волгоградская обл. г.Волжский
  • Парапланерный клуб “Пилот” один из старейших клубов России
  • Парапланерный клуб. Лётная школа “Первый шаг”
  • Ставропольский краевой дельта- и парапланерный клуб РОСТО
  • Клуб СЛА “Горизонт”
  • Парапланерная школа МАИ
  • Школа “Вектор”
  • Летная школа “ASA”
  • Клуб Экстрим-Стиль
  • Парапланерный клуб “Школа Шеленкова”
  • Парапланерная школа “Free Fly Team”
  • Парапланерная школа “Cross-Country”
  • Парапланерная школа “Sky7”
  • Парапланерная школа “СпортАвиаСервис” Санкт-Петербург
  • Парапланерная школа при ЮУрГУ “Парадельта”
  • Парапланерная школа “Вектор-Красноярск”
  • Севастопольский парапланерный клуб
  • Челябинский парапланерный клуб
  • Киевский парапланерный клуб “Air”
  • Парапланерная школа “Моцарт”

Сайты производителей

  • EX-AIR
  • ICARO
  • NOVA
  • ASA
  • Paraavis
  • Аэрос
  • SkyCountry
  • Swing
  • Skif
  • U-Turn
  • Independence

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Парагвайский чай
  • Парагевзия

Полезное

Смотреть что такое “Параглайдинг” в других словарях:

ПАРАГЛАЙДИНГ — [ Словарь иностранных слов русского языка

параглайдинг — сущ., кол во синонимов: 2 • парапланеризм (3) • экстрим спорт (85) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Параглайдинг — paragliding полеты на параплане с использованием подъемной силы восходящих потоков воздуха … Лексикон туриста

ПАРАПЛАНЕРНЫЙ СПОРТ (параглайдинг) — ПАРАПЛАНЕРНЫЙ СПОРТ (параглайдинг), подъем в воздух и полет с помощью буксира или с разбега на специальном аппарате параглайдере. Проводятся чемпионаты Европы и мира. Достижения в этом виде спорта: высота до 5000 м; дальность перелета до 250 км;… … Энциклопедический словарь

Олудениз — Координаты: 36°32′56″ с. ш. 29°07′29″ в. д. / 36.548889° с. ш. 29.124722° в. д. … Википедия

Парапланеризм — Параплан Параплан (от слов: ПАРАшют ПЛАНирующий) безмоторный летательный аппарат, планер с мягким двухоболочковым крылом, надувающимся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемная сила создается благодаря обтеканию профиля крыла… … Википедия

Вильдер-Кайзер—Бриксенталь — (Wilder Kaiser/Brixental) австрийский лыжный регион в Кицбюльских Альпах Тироля (см. Тироль). В него входят 9 деревушек, объединенных общей системой подъемников и трасс, бесплатным автобусным сообщением, а также единым скипассом. Этот регион… … Географическая энциклопедия

Лихтенштейн — (Liechtenstein), государство (княжество) в Центральной Европе, между Швейцарией и Австрией. 157 км2. Население 31,4 тыс. человек (1996), главным образом лихтенштейнцы. Официальный язык немецкий. Большинство верующих католики. Административно… … Энциклопедический словарь

Параплан — (от слов: ПАРАшют ПЛАНирующий) безмоторный сверхлёгкий пилотируемый летательный аппарат, планер с мягким двухоболочковым крылом, которое надувается через воздухозаборники набегающим потоком воздуха … Википедия

Мармарис — Город Мармарис тур. Marmaris Страна ТурцияТурция … Википедия

Параглайдинг – отзыв

Скучный параглайдинг. На что обращу внимание в следующий раз. Как проходил полёт и почему езда на джипе экстремальнее полёта с крылом. Фото и видео

Находясь на отдыхе в Турции, в районе Кемера, мы с мужем не могли не полетать. В тандеме с инструктором, конечно.

Читайте также:
В Дубне прошёл авиафестиваль «День неба»

Заранее это не обсуждалось, но каждый догадывался, что полёт случится.

В своём отзыве расскажу, как полёт проходил у нас. Почему мы от него были не просто не в восторге, а разочарованы. И какие выводы на будущее сделали.

Как это происходит.

Сразу оговорюсь: в Турции летают с разных гор и, естественно, тандемные полёты осуществляют разные компании. При том, что муж до отъезда читал, как это происходит в Турции, была упущена одна важная деталь. Нужно было заранее (ещё в России или, на худой конец, перед оплатой полёта на параплане) в интернете почитать именно о месте нашего полёта: высота горы, отзывы бывалых о длительности полёта и прочее [чтобы не питать иллюзий].

А так, в итоге по мере нашего приближения к прыжку, высота выбранной горы стремительно уменьшалась: продавец тура обещал 1700, интернет сообщал, что вершина 1200, GPS на месте сообщил о 1000. Ну и обещанных 30-40 минут полёта не было. 20. И то с натяжкой. Если округлить те 17, что мы находились в воздухе.

Не скажу, что такой расклад нас удивил. Но на заметку будущим летунам сообщаю.

Кстати, выше 1000 м. поднять могут, если поймают восходящий поток. Одного из наших попутчиков подняло очень хорошо – до облаков долетел. В этот момент я была ещё на горе и отлично видела этот подъём.

Так вот, летают с разных гор. Куда-то поднимают по канатке. Куда-то забрасывают на джипах (наш вариант). Я расскажу, как это было с нами.

Как это было.

На микроавтобусе забрали из отеля. Ехали по горной местности, минут через сорок оказались в посёлке Адрасан. Снова на уровне моря.

Оттуда забирает джип. Один-единственный. А больше и не получится: не та пропускная способность дороги и стартовой площадки.

В кабине джипа водитель и четыре инструктора. В кузове – четыре туриста-экстремала. В микроавтобусе было нас восемь желающих полетать – то есть половина группы осталась внизу ждать, когда мы вернёмся.

Джип. Для меня – самая экстремальная часть маршрута. В эти минут двадцать подъёма меня утешало (и радовало) только одно – что вниз мы будем лететь, а не ехать.

Два года назад мы с мужем прыгали с парашютом в тандеме с инструктором [рекомендую почитать тот отзыв – там эмоций больше]. Через пару недель после прыжка мы сделали свои первые шаги в небо с крылом. Так и познакомились с парапланом.
То есть мы понимаем, что этот вид спорта сопряжён с риском. Но параглайдинг для нас не более рискован, чем езда на автомобиле.

По той же причине мы хотели пролететь с парапланом не ради адреналина, а скорее чтобы:

1. посмотреть, как это делают профессионалы,
2. полюбоваться видами,
3. ради галочки.

[кстати, да, с парапланом я познакомилась два года назад, но спустя несколько месяцев занятий пришлось это увлечение поставить на паузу ввиду беременности и родов]

Итак, джип. Джип нёсся, дребезжа, по протоптанной им же колее. Я вцепилась в какой-то поручень открытого кузова и надеялась, что это вскоре закончится.

Муж решил меня подбодрить: “Да, ладно, тут не отвесные склоны”. Для меня это был совсем не аргумент. Но когда на одном из последних участков муж произнёс: “А теперь отвесный..”, я ответила, что уже, кажется, постигла дзен и почти достигла нирваны. Или просто смирилась с происходящим и отключила функцию страха.

Читайте также:
Галилео - парапланы

Хм. Начитавшись о популярных площадках для старта, я представляла это несколько иначе. Кроме наличия парапланерной экипировки, выгруженной из джипа, ничего не намекало на то, что нам предстоит.

Площадка для старта угадывалась при визуальном осмотре чисто логически: единственное место, где более-менее может поместиться расправленное крыло, и есть та самая площадка.

Про экипировку. Шлемы выдали всем. Естественно, без подшлемников. Наколенники достались только двоим. Когда я перед стартом спросила инструктора, где моя защита, тот только улыбнулся и махнул рукой. Лишнее, дескать, это всё.

Стартуют по очереди, что логично при небольшой площадке.

Я летела последней, поэтому была возможность при ожидании проследить маршруты других. Тогда как раз и увидела, что кто-то снижается сразу, а кто-то взлетает вверх до облаков, поймав восходящий поток.

Старт.

Крыло расправлено на земле. Инструктор присоединяет свою подвесную систему к моей. Поднимает крыло. Теперь задача вашего тандема сделать несколько шагов и перейти на бег.

Впереди перед нами, спиной по направлению движения, водитель. Он страхует, раздаёт указания, помогает.

Шаг. Другой. Всего менее десятка шагов, и ноги уже не касаются земли.

Можно располагаться удобнее в подвесной системе и наслаждаться видами. Горы. Долина. Море.

Никакой турбулентности – только плавность полёта.

Почти сразу же после взлёта шлем инструктор с меня снял и больше не надевал. И на приземлении я тоже была без защиты, да.

Я сразу сказала инструктору, что не хочу никакой воздушной акробатики. Мне хотелось неспешного полёта.

Минут через десять я заскучала.

Чтобы себя развлечь, потянулась к клевантам. Инструктор жест понял и отдал управление мне. Кстати, инструктор мужа сам предложил ему в течение нескольких минут управлять полётом.

Сразу стало веселее. Когда видишь, как крыло подчиняется твоим движениям. Когда ты задаёшь направление. В этот момент поняла, чего мне не хватило в полёте на параплане – возможности под руководством инструктора самой управлять процессом.

Приземление.

Инструктор, готовясь к посадке, гасит скорость. Приземление происходит мягко. На свои ноги. Меня муж перед полётом запутал – сказал, что будут ловить. Так как я приготовилась к одному, а получилось другое, то моя попа земли коснулась первее ног. Но это повлияло разве только на эстетику конца полёта – не более.

Так и случился наш тандемный параглайдинг в Турции.

Несколько скучновато, да.

Но зато я знаю, каким хочу, чтобы был наш следующий раз.

Так как муж летел первым, приземлился он тоже первее. Успел схватить мобильный и заснять видео со мной. На видео, кстати, видно, что по каким-то причинам (возможно, была ошибка инструктора) приземление было не плавным, а в конце случился небольшой подъём и резкий спуск.

С точки зрения пассажира, это всё мелочи. Но если это ошибка инструктора, ему “минус”.

Пока мы летели, джип спускался по серпантину за второй группой желающих. Они начали подъём после того, как мы приземлились. Ждать их пришлось долго – при том, что у моря дул небольшой ветерок, на вершине было слишком спокойно. Настолько, что крыло было невозможно поднять.

И всё же и они совершили свой полёт.

Кто-то приобрёл фото с экшен-камеры. Мы воздержались.

Кстати, вторая группа оставила нам свою технику – мы снимали их приземление с земли.

А после всё та же горная дорога до отеля.

Так всё и случилось.

Отдых на Пхукете:

Что такое параглайдинг? Что за вид спорта?

  1. История
  2. Как это выглядит
  3. Как подготовиться
  4. Важные моменты
  5. Кому подходит
  6. Классификация соревнований
  7. Условия для участия в соревнованиях
Читайте также:
В Кунгур съедутся парапланеристы и экипажи тепловых аэростатов

В этой статье расскажем об экстремальном и захватывающем виде спорта, который подходит людям с активной жизненной позицией. Параглайдинг что это, когда и где появился, кому подходит, читайте ниже.

В википедии сказано, это вид спорта с использованием параплана (воздушного судна, изготовленного на базе парашюта). Имеет огромное количество поклонников, которые увлекаются им профессионально или используют как хобби.

История

История Параглайдинга берет свое в далеком 1965 году с разработки этого летательного вида спорта Дэвидом Баришем. Он назвал эту новую дисциплину – полет со склона. В начале, полеты совершались с лыжных трамплинов на горных курортах.

Несколько альпинистов серьезно заинтересовались этой практикой, видя как быстро и эффективно можно спускаться после восхождения. 5 мая 1979 года два француза основали первый в мире клуб по занятиям параглайдинга.

Как это выглядит

Что это за спорт такой? Взлет осуществляется с крутого склона. Во время полета, пилот направляет свой параплан, сидя в специальном устройстве, которое крепится к корпусу летательного аппарата.

Что бы оставаться как можно дольше в воздухе, нужно уметь правильно использовать воздушные потоки.

Когда воздух теплее – воздушный аппарат поднимается вверх, при холодной волне – опускается вниз. Так основываясь на законах физики, спортсмен может парить в воздухе до нескольких часов. Данный вид спорта пока не входит в программу Олимпийских Игр.

Как подготовиться

Перед тем как приступить к практике полетов, необходима серьезная подготовка. Для этого создаются группы, где опытные инструкторы проводят занятия, которые состоят из трех этапов:

  1. Теория;
  2. Практика на компьютерном тренажере;
  3. Полет с тренером.

Если подготовка была качественной, то риски можно свести к минимуму и не опасаться непредсказуемых ситуаций.

Важные моменты

Человеку свойственно ошибаться, но в этом спорте ошибки недопустимы. Здесь нет мелочей.

Важны такие критерии, как:

  1. Обучение в школе, прошедшей аттестацию;
  2. Качественное техническое оснащение;
  3. Техническая укомплектованность;
  4. Здоровье спортсмена (координация, рефлексы);

Кому подходит

Парадайлинг — это спорт с высоким процентом риска. Поэтому для детей младше 14 лет он не доступен. Главным требованием является состояние здоровья и вес, необходимый для полетов.

Перед тем как прийти в школу полетов, ребенок должен пройти медицинское обследование и подтвердить отличие противопоказаний. Для детей, не достигших совершеннолетия, требуется письменное согласие родителей или официальных опекунов.

Взрослым, желающим свободно парить в воздухе, достаточно пройти медицинскую комиссию и пройти обучение. Парадайлингом занимаются не только молодые люди, но и пенсионеры, которые имеют жажду к острым ощущениям. Во времена появления соцсетей, многие выкладывают процесс полетов в сеть. И благодаря этому, получают популярность.

Классификация соревнований

Существует несколько форм соревнования на параплане:

  • На дальность полета;
  • Уровень профессионализма в пилотаже;
  • На производительность.

Условия для участия в соревнованиях

Для участия в соревновательных процессах необходимо:

  1. Иметь подтверждение о прохождении обучения;
  2. Подать за ранее заявку об участии в соревнованиях;
  3. Предоставить медицинскую справку, об отсутствии медицинских противопоказаний к полетам.

Подводя итоги парадайлинг что это, можно уверенно сказать, этот вид спорта дает возможность спортсмену почувствовать состояние полета, используя законы физики самостоятельно управлять воздушным судном. Социологи, проводя свои исследования, утверждают, что люди, любящие полеты схожи с теми, кто занимается гольфом. Так парадайлинг считается вторым «джентльменским» видом спорта.

Параглайдинг-интеллектуальное хулиганство?

Такой зрелищный и красивый вид спорта, как параглайдинг, или в просторечии “полеты на параплане”, несмотря на его устоявшуюся популярность во всем мире, до сих пор остаётся для многих россиян “деликатесным блюдом”.

Параглайдинг зародился около двух десятилетий назад в Европе, как результат разработки акробатических парашютов. Основой параплана является крыло, площадью от 20 до 30 метров. “Крыло” параплана похоже на парашют аналогичной модификации, но отличается от парашюта тем, что имеет аэродинамический профиль и рассчитано на длительный полет. Парашют опускается, а параплан – парит.Пилот может находиться в воздухе часами, пролетать десятки километров, набирая или сбрасывая высоту. Купол соединен с подвесной системой прочными несущими стропами. Управление парапланом напоминает управлением парашютом: натяжение левой стропы – поворот налево, натяжение правой – направо. Если натянуть обе стропы, параплан теряет скорость, а если отпустить, то при должном опыте можно набрать высоту.

Читайте также:
Галилео - мотопарапланы

Пилота-любителя Игоря Лахнова привели в параглайдинг родственники. Однажды окунувшись в воздушную стихию, он уже многие годы наслаждается полётами.

-Если говорит о том, сложно ли овладеть искусством управления парапланом, уместно будет вспомнить бытующую в наших кругах поговорку: “сложнее, чем велосипедом, но проще, чем автомобилем” – рассказывает он. – Здесь кроме техники имеет большое значение психологическая подготовка, борьба с естественным инстинктом страха высоты. Но это не так сложно, в конце концов; также человек борется с боязнью утонуть, учась плавать.

Для любителей острых ощущений в параглайдинге существует ряд направлений развития. Во-первых, это маршрутные полеты, напоминающие спортивное ориентирование. Во-вторых, аэробатика, включающая в себя элементы воздушной акробатики. Доступность занятия параглайдингом, по словам Игоря Лахнова, увеличивается за счет того, что при современном развитии технической мысли отпадает необходимость параплану для полета воздушный поток.

Ширится и использование парапланов, оснащенных ранцевыми двигателями. Такой вид параглайдинга наиболее распространен в Восточной Сибири, где ими пользуются и спасатели, и егеря, и охотники.

Однако, как ни парадоксально, для новичков подготовка, по словам Игоря Борисовича, начинается с того, что их пытаются отговорить от полета.

-Дело в том, – делится опытом наш собеседник, – что параглайдинг стал широко доступен. Это внушает некоторое беспокойство: оборудование может приобрести кто угодно, независимо от того, умеет ли человек с ним обращаться или нет. Иногда среди пилотов встречаются и “адреналиновые наркоманы”.

“Адреналиновый наркоман” стремится к новым ощущениям, целеустремленно создавая экстремальные ситуации, подвергая риску себя и других пилотов. В то же время обычный пилот получает удовольствие от полета, стараясь избежать рискованных ситуации.

Техника безопасности, использующаяся любителями параглайдинга, ничем не отличается от системы требований по ТБ, разработанной в своё время специалистами ДОСААФ для дельтапланеристов. Те же требования к экипировке, оборудованию, поведению, погодным условиям. Почему же любителям полетов приходиться пользоваться правилами “смежного” вида спорта?

-По той простой причине,- рассказывает Игорь Борисович, – что параглайдинг сегодня не зарегистрирован на территории РФ как вид спорта. Поэтому нормативных документов для него не существует. Больше того, были случаи, когда спортсменов-парапланеристов штрафовали за нарушение воздушного пространства. Хотя никто за парапланами специально не гоняется.

Система подготовки, по словам нашего собеседника, сегодня еще до конца не сформировались. Дело в том, что индивидуальная подготовка требует достаточно высокой педагогической и технической квалификации человека, выступающего в роли инструктора, а групповая подготовка лишает обучающихся индивидуального подхода. Поэтому подходить к выбору наставника-“ведущего” следует весьма аккуратно. Для начала стоит посетить с ним несколько выездов в качестве зрителя. Кроме того, стоит учитывать, что параглайдинг можно смело называть интеллектуальным видом спорта. Как, впрочем, и любой вид спорта, в котором человек противостоит природным стихиям. Поэтому кроме практического, “технического” обучения придется серьёзно заняться теорией. Но дело стоит того!

-В Татарстане уникальные условия для занятия параглайдингом, – отмечает Игорь Лахнов в конце нашей беседы, – большие перепады высот, устойчивые воздушные потоки различных направлений. И большинство этих мест доступно для автотранспорта. К нам приезжают полетать со всей России: из Москвы, Питера, Рязани, Вологды. А проводить соревнования с организационной точки зрения проще за границей. Например в Непале.. Параглайдинг – большой мир, открывающий новые горизонты для смелых и дисциплинированных людей. Сегодня в нашей стране он – непочатый край для открытий. Полёт на параплане – не только спорт, но и форма досуга, способ отдохнуть, вырваться из привычного тесного мира. Кто сказал, что рожденный ходить не может взлететь?

Читайте также:
Как выбрать параплан

-Андрей(Екатеринбург)- Первые секунды, когда земля уходит из под ног у меня начало щипать в пятках. Какой-то испуг: ведь полёт всё-таки не ходьба. Ну, минут через десять (это я потом понял, а там казалось все три часа) начал помаленьку рулить. А потом было чувство абсолютной эйфории. Просто, накрыло, как волной! С неба на землю когда сошел, друзья говорили, часа два улыбка с лица не сходила.

-Павел (Уссурийск)- На самом деле меня наша компания притащила. Сам до ужаса боялся. Вообще летать, не то, что на параплане. Ну, правда, выучили нас нормально, заставили ТБ сдать и – полетели. Первый раз после приземления стоять не мог, в полете ощущения совсем другие. Но не попробовать нельзя! Это описать нельзя, это надо брать и лететь. Причем лучше сразу надолго, иначе не прочувствуешь! А на самолетах до сих пор летать боюсь.

-Раджив (Москва)- Признаться, я себе параплан взял только после того, как сезон полетал. Я вообще-то в десанте служил, меня небом не удивить. Но всё равно, успокаивает, мозги в порядок приводит. Всё же НА ЗЕМЛЕ остаётся. Внизу где-то. Все проблемы, дрязги, кризисы, какие-то неурядицы. Во-первых, где-то далеко внизу, во вторых, всё это становится маленьким. И когда потом едешь домой, начинаешь относиться ко всему гораздо спокойнее.

«В небе можно жить, а не выживать». Парапланерист – о риске и страхе высоты

Замечая парящих под облаками парапланеристов, одни восхищаются их красотой и смелостью, другие тут же хотят повторить, а третьи сомневаются в разумности таких полётов. Так кто они – профессиональные спортсмены или ловцы адреналина? Законопослушные граждане или нарушители порядка?

О действующих правилах, современном развитии сверхлёгкой авиации и закоренелых небесных стереотипах рассказал председатель Региональной общественной организации «Камчатская краевая Федерация спорта сверхлёгкой авиации» Тарас Колотилин.

Не ради себя

Высота манила Тараса с детства – говорит, тогда многие мальчишки мечтали стать космонавтами или лётчиками. И хотя фантазии о романтизированных профессиях остались в далёком прошлом, свою мечту о небе он исполнил – стал парапланеристом, совершив первый самостоятельный полёт в 2015 году.

– Сначала долго не решался, потом несколько лет готовился, – делится Тарас. – Это ведь дело серьёзное, нельзя просто так взять и полететь. Важны как теоретические, так и практические знания. Чтобы заниматься парапланерным спортом, необходимо много читать, знать физику, быть готовым всегда учиться и общаться со знающими людьми.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: В Камчатском крае хорошие условия для развития парапланеризма?

Тарас Колотилин: Да, у нас летают аж с 1989 года. Кроме того, в нашем регионе есть возможность заниматься парапланеризмом круглогодично. Камчатка вообще уникальна тем, что здесь доступен практически любой спорт – возможностей уйма. Можно летать, заниматься водными видами спорта, кататься на горных лыжах, сноуборде, снегоходе.

Парапланеризм – это профессиональный спорт, но из-за сложившихся стереотипов люди сравнительно недавно начали убеждаться в его законности, интересоваться развитием, ходить на соревнования. Среди нас ведь есть и кандидаты в мастера спорта, и разрядники. Хотя, честно говоря, я считаю, что подобные достижения – это не главное. Безусловно, развитие необходимо, но оно должно быть здоровым. Если же человек начинает гнаться только за наградами, он рискует потерять контроль над собой, а это может привести к печальным последствиям. Рисковать ради того, чтобы что-то кому-то доказать или собрать побольше лайков на личной страничке в социальной сети – это не спорт.

Читайте также:
Как летать на параплане безопасно: погода

А условия для обучения и полётов на полуострове такие, каких больше в России нет. Наша Мишенная сопка в Петропавловске – это круглогодичная роза ветров, всё чётко и жёстко, давно облётано. И мы сотрудничаем с Камчатским центром по регулированию воздушного движения, Росавиацией – региональное управление поддерживает нас.

Разбор полётов

– Этим летом местного парапланериста оштрафовали за несанкционированный полёт с пассажиром в феврале. Сегодня такие услуги популярны – многие мечтают полетать в тандеме. Выходит, это незаконно?

Конечно, пока подобная деятельность незаконна, но и формулировка «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей» в статье 238 Уголовного кодекса РФ, на мой взгляд, весьма расплывчата. Кто-нибудь сегодня запрещает конные прогулки, например? Мы стремимся вывести парапланеризм на профессиональный уровень, а когда нас выставляют чуть ли не социально опасными элементами, в обществе только утверждаются стереотипы, не имеющие ничего общего с реальным положением дел.

Никакого экстрима

– Есть мнение – чтобы победить фобию, необходимо столкнуться с ней лицом к лицу. Вы бы посоветовали тем, кто боится высоты, заняться парапланерным спортом?

– В принципе, согласен с такой позицией. Вы знаете, когда рождается страх высоты? В детстве. Мы можем бояться темноты, потому что нас когда-то напугали бабайкой какой-нибудь. И это всех фобий касается.

Хотя страхи – тема непростая. Я, честно говоря, боюсь летать на самолётах. Это многих удивляет, но я ни от кого не скрываю. Нет, я, конечно, не до потери сознания боюсь, но, скажем так, чувствую себя на борту воздушного судна неуютно. Прекрасно знаю, как устроен самолёт, и как им управляют. Наверное, меня немного волнует то, что я не управляю ситуацией.

Когда об этой моей особенности узнают, обычно говорят: «Уму непостижимо! В открытом пространстве – буквально на тряпке лететь не боишься, а в самолёте, где можно спокойно поспать и поесть – волнуешься».

– Да, ведь всё-таки полёты на параплане больше для смельчаков, наверное…

– Я не люблю, когда парапланеризм называют экстремальным видом спорта. Многих пугает именно небо, все часто вздыхают: «Ой, как высоко! Мало ли, что может случиться». В то же время все летают в отпуск на самолётах, не задумываясь о том, сколько внештатных ситуаций может произойти. Много у нас и любителей зимних видов спорта, во время занятий которыми тоже что-то может случиться. Если всё время об этом думать, то тогда стоит всего бояться.

Даже непредвиденные ситуации у нас решаемы. Мы знаем законы физики, можем обойти препятствия, а в случае крайней необходимости задействовать запасной парашют. Всем давно известно, что авиационный транспорт самый безопасный, и мы – не исключение из правил. Просто люди не осознают, что полёт управляем. У нас есть газ, тормоз, повороты влево и вправо, режим парашютирования. Пока обывательские мысли перевешивают, некоторые думают, что спортсмена может унести, или он постоянно рискует задеть что-то ногами. На самом же деле, воспарив в небо, ты автоматически контролируешь ситуацию, применяя необходимые знания и навыки. Действуя аккуратно и правильно, в небе можно жить, а не выживать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: