Что такое параглайдинг

Параглайдинг, школа Икара

Впрочем, прокатиться с крутого спуска на горном курорте на лыжах или сноуборде, прыгнуть с вышки с парашютом, покататься на карте и принять участие в гонках, не откажется, наверное, почти любой человек. Страх можно отнести к некой энергетической субстанции, которая неосознанно влечет человека. Подумайте, сколько «простых» граждан любят смотреть фильмы ужасов? Вот-вот, и вы в их числе? А многие даже готовы платить за это деньги. Недаром прокат водного транспорта, который тоже “щекочет нервы” так популярен в местах отдыха (о бизнес-идее проката водного транспорта читайте здесь).

Одна из стихий, которую человек всегда пытался покорить, и которая в недавнем прошлом стала доступна для многих – это воздух. Прыжки с парашютом, дельтапланеризм, а сейчас появилось еще и новое модное направление парапланеризм, или параглайдинг. Хотя новым параглайдинг считается только в России, во многих странах регулярные соревнования по этому виду спорта проводятся уже лет пятьдесят. Но нас не интересуют соревнования, нас интересует, как на этом можно заработать. Наверняка, многие из тех, кто читают этот пост, сами пробовали эту «игрушку» на черноморских или зарубежных пляжах, и по достоинству могут оценить все выгоды этой бизнес-идеи. к оглавлению ↑

Почему параглайдинг?

Во-первых, полеты на параплане (так называется устройство для полетов, ниже я объясню, что это такое) очень привлекательны для любых категорий людей и потому будут востребованы в любом месте, во-вторых, они намного дешевле, чем, скажем прыжки с парашютом, в-третьих, стоимость летательных аппаратов вполне доступна, и потому этот бизнес можно отнести к видам с небольшими вложениями. Ну и наконец, юридическая составляющая. Для организации полетов на параплане нет никаких существенных ограничений в этом плане, но разрешительную документацию все же получить будет нужно.

к оглавлению ↑

Что такое параплан

Если объяснять в нескольких словах, не вдаваясь в технические подробности, то параплан – это управляемая стропами конструкция из мягкого кресла и мягкого крыла с жесткими ребрами. В России параплан относят к сверхлегким летательным аппаратам, законодательством окончательно не установлены правила пользования парапланами (есть много неточностей, неясностей, и т.д.).

Где организовать полеты на параплане

Прежде всего, это конечно, морское побережье, где много людей, и возможность заработка намного выше. Попробуем подсчитать: средний тариф десятиминутного полета на параплане стоит в Сочи примерно полторы тысячи рублей. В один час получится совершать до двух полетов с учетом взлета и приземления, и краткой инструкции новым пользователям. Три тысячи за час, двадцать четыре – за восьмичасовой день, более ста шестидесяти тысяч за неделю, впечатляет?

Но одинаково успешно организовать параглайдинг можно так же и в Московской области, и в Пермском крае, и в Башкирии. Для этого нужно любое возвышенное место – для взлетов. Возле места для взлета должна быть ровная поверхность – луг или поляна, чтобы никакие препятствия не помешали поднятию параплана в воздух. В местах приземления также не должно быть никаких помех: кустов, деревьев, камней, и т.п. особую опасность для параглайдинга представляют столбы с линиями электропередач, железные дороги и автомобильные трассы, ну и, разумеется, полеты нужно проводить вдали от населенных пунктов.

к оглавлению ↑

Что понадобится для организации полетов

  • Первое – это сам летательный аппарат. Модели парапланов производятся и продаются по категориям опытности пилотов: для начинающих, для средних пилотов, профессионалов, для полетов в сложные погодные условия, и т.д. Вам, конечно, потребуется параплан для начинающих. Кстати, лучше приобрести два-три аппарата, на случай поломки и увеличения количества одновременных полетов, а значит и прибыли. Стоит один такой параплан в пределах полутора тысяч долларов.
  • Парапланерные приборы. Каждый парапланерист должен иметь с собой радиостанцию для связи, датчики скорости, высоты, и температуры воздуха.
  • Специальная парапланерная одежда. Если полеты организованы на море, то это обязательно должен быть спасательный плавательный жилет, в любых случаях – защитный шлем, перчатки и ботинки.
  • Для доставки желающих к месту полетов нужен автомобиль, это может быть минивэн, либо микроавтобус, возить по одному-два человека будет нерентабельно. Если нет своего автотранспорта, можно нанять водителя с личной автомашиной со стороны (как заработать на своем автомобиле читайте здесь).
  • Для организации полетов на море чаще всего используют катер, который тащит за собой параплан на прикрепленном тросе. Приобретать катер, это, конечно, слишком дорого (хотя, вдруг развернетесь?), поэтому проще заключить договор с владельцем плавательного средства на обслуживание ваших клиентов, или предложить ему партнерство по бизнесу. Это уже будет называться парасейлинг, но также можно организовать и параглайдинг.

Частая услуга, предлагаемая владельцами парапланов, это аэрофото- и видеосъемка, которая впоследствии будет отличным напоминанием о проведенных под крылом параплана минутах. Поэтому не лишним будет обзавестись фото-и видеооборудованием.

к оглавлению ↑

Заработок на параплане

Я уже упомянул примерные цены на разовые полеты на параплане, но есть и другой способ заработка – организация курсов параглайдинга. Обычно такие курсы состоят из десяти-пятнадцати практических занятий и нескольких часов теории: истории параглайдинга, знакомство с оборудованием, снаряжением, и т.д. Стоимость обучающих курсов будете устанавливать сами, исходя из своих затрат. Конкуренции в этой сфере практически не наблюдается, поэтому здесь вы сам себе хозяин. Для примера могу сказать, что в некоторых школах параглайдинга за курс такого обучения платят пятьсот-пятьсот пятьдесят долларов. к оглавлению ↑

Читайте также:
Уроки парапланеризма

Персонал

Одному в этом бизнесе не управится. Помощник необходим для наладки снаряжения и оборудования, для страховки, ухода и ремонта летательных аппаратов. И самое главное, если вы не умеете сами хорошо управляться с парапланом, вам понадобится опытный пилот-инструктор. Если вы будете организовывать обучающие курсы, то таких инструкторов должно быть несколько. Обычно первые полеты с новичками совершаются в тандеме, последующие уже по желанию.

к оглавлению ↑

Реклама

На пляжах реклама параглайдинга не нужна – все и так хорошо видно в небе, уверяю, желающие попробовать будут выстраиваться в очередь. А вот в других местах без рекламы никуда. СМИ: газеты, журналы, телевидение, печать рекламных листовок и буклетов с предложением и описанием ваших услуг – на это должно пойти часть начального капитала и определенный процент от прибыли. Хорошим решение будет создание собственного интернет-сайта, где кроме общей информации нужно поместить фото и видео полетов, а также отзывы клиентов.

Если вас заинтересовала эта бизнес-идея, обязательно попробуйте воплотить ее в жизнь. Успехов вам!

Посмотрите небольшое видео о параглайдинге

ВНИМАНИЕ. Обновите свой браузер! Наш сайт некорректно работает с IE 8 и более старыми версиями.

Собственно говоря, исходя из заголовка Вы уже должны были догадаться, о чем пойдет речь. Прежде всего хотелось бы адресовать эту статью не только начинающим пилотам, но также и Российским производителям парамоторов, дабы подтолкнуть их предлагать покупателю новые парамоторы. Основной целью этой статьи является желание показать, что S-рога являются безопасной системой для начинающих и, на мой взгляд, является идеальной для подавляющего числа парамотористов . Пару лет назад, когда я еще не летал на S-рогах, где-то на форуме я упомянул, что S-рога видятся мне как идеальнейших баланс между всеми уже существующими системами подцепов. Сейчас, когда я начал летать на S-рогах, я понимаю, как я был прав. Но кроме того, я обнаружил, что система лишена огромного кол-ва недостатков, которые присуще другим типам подцепов.
Кто изготавливает и продает рамы с S-рогами?
На сегодняшний день мне известен лишь один «парамотостроитель» S-рогов в России и еще два из Украины (+ судя по теме в парамотобизнесе есть люди, которые продают рамы с S-рогами отдельно без двигателей, но это наверное вариант больше для уже опытного пилота, нежели для начинающего).
Что же такое S-рога и почему они идеальны для начинающего пилота?
Далеко ходить не будем, возьмем для примера фотографию парамотора из темы парамото-бизнеса, обладателем которого мне посчастливилось стать за 3800евро(сейчас уже 4200, если не ошибаюсь).

Вот именно так выглядит парамотор с S-рогами. При беглом взгляде мы видим, что точки крепления рогов распологаются на одной оси с вектором тяги, создаваемой винтом, карабины находятся чуть выше, чем в свободном варианте или варианте с прямым нижними качающимися рогами, над плечами отсутствуют какие бы то ни было ремни, рога, что положительно сказывается на обзоре и комфорте полета.
Сразу оговорюсь, что на верхнем мягком подцепе с распорками мне летать не доводилось, поэтому о таких параметрах, как простота старта я судить не могу, но в чем уверен точно так это в том, что такая рама проигрывает раме с нижними качающимися рогами в таких аспектах, как управление весом, высота подцепа свободных концов(на такой раме она выше, что может быть менее комфортным). Также на таких рамах присутсвуют лишние ремни над плечами, которые лично мне, не хотелось бы иметь ни в полете, ни на земле.
Итак, почему же S-рога будут так хороши для начинающих.
Первый, самый важный и основной плюс для начинающих:
Старт.
На них очень просто стартовать. Гораздо проще чем на верхнерогих рамах. И вы не сможете не согласиться, когда попробуете. Старт это основная и самая главная проблема всех начинающих парамотористов.
Опять же, расскажу немного из своего опыта. К тому моменту, как у меня появился парамотор от иркутчан с верхними рогами, я обладал хорошими навыками старта и владения крыла в любой ветер(в пределах разумного). Тем не менее, одев на себя парамотор, я испытывал много проблем. да, по-началу все получалось достаточно просто, одел, тут же взлетел. но с кол-вом стартов выплывали и разные проблемы. Когда же я перешел на прямые нижние качающиеся рога спустя два года, я просто ликовал от простоты старта, от чувства комфорта в полете и возможности управлять крылом, загружая консоль своим весом. На нижних подцепах у вас будет меньше шанса словить «черепаху» на старте, т.к. крыло подцепеленно на одной линии с вектором тяги. Также вам будет проще центроваться под крыло при переднем старте, потому что по свободным концам легко чувствуется куда уходит крыло. Обратный старт также будет более удобен за счет более низкого расположения свободных концов.
Управление весом.
Оно же чувствительность подвески. Это Ваша обратная связь с крылом. Да, в турбулентность будет «трясти», вы даже возможно по-началу чисто субъективно будете ощущать это, как «кидание в подвеске». На верхних подцепах такого ощущения нет, но это не значит, что они поэтому безопаснее или более комфортные. Именно ощущение разгрузок крыла, которые Вы чувствуете на клевантах и своей пятой точкой, дает вам понимание того что происходит с крылом. На верхних подцепах остаются только клеванты. Я очень прекрасно понимаю тех, кто летает всю жизнь на верхних подцепах и пролетев термичку на нижних подцепах ругается что это фигня. Переучиваться всегда сложнее, чем учиться с нуля. Если вы начнете летать на таких подцепах с самого начала, то это чувство станет для вас естественным и Вы извлечете из него все его плюсы.
Надо отметить, что на S-рогах все же чувствительность гораздо, я бы даже сказал, намного ниже, чем в свободном варианте или варианте с нижними качающимися подцепами. Лично для меня это довольно таки серьезный минус, но для любого начинающего подцепа это значит, что ничего страшного не произойдет, если в какой-то момент он будет несимметрично сидеть в подвеске. Ну и конечно же в подвеске не так сильно “трясет” в турбулентность. Опять же, ввиду того что точка оси рогов расположена на одной оси с векторам тяги уменьшается вероятность твистов на старте, которые иногда случается на нижних качающихся рогах с более низкой точкой крепления рогов.
Даже, если Вы не планируете летать в термичку, управление весом все-равно вам пригодится. В какой-то момент, как и всем прогрессирующим пилотам, Вам захочется попробовать свои силы в пилотировании. Поверьте, крыло более охотно поворачивает, если его как следует загрузить консоль весом, а для этого нужно, чтобы Ваш парамотор позволял Вам это сделать.
Комфорт.
Как уже говорилось выше, Вам ничто не будет ограничивать обзор в полете и только это многого стоит, но что еще более важно, так это комфорт на старте. В случае неудавшегося старта, вы легко можете отцепить карабины, и, не снимая мотора со спины, быстренько расстелить крыло заново, после чего пристегнуть свободные концы к карабинам. С верхними рогами делать это неудобно. Приходилось выстегиваться с подвески, снимать руд, и все по новой. очень долго и энергозатратно.
ну и также, повторюсь, это более низкое расположение свободных концов. Это кстати, в особенности удобно для свободников, т.к. не придется перевязывать клеванты.

Читайте также:
Подбор снаряжения для парапланеризма

Кому не подойдут S-рога.
S-рога не подойдут тем, кто планирует профессионально заниматься видеосъемкой с воздуха, а также тем, кто планирует стрелять с воздуха. Одним словом, любые задачи где требуются максимальная неподвижность пилота в подвесной системе. Думаю верхние рога в этом вопросе будут идеальны.
Также S-рога не пригодятся тем, кто на все сто процентов уверен, что ему нужно только подняться в небо и ничего больше. Это пилот, который покупает одно крыло на всю жизнь и ему ничего не нужно больше, кроме как летать по прямой или вверх.
Когда-то, еще не поднявшись в воздух, я смотрел винговеры, спирали, срывы, лупы. и все это так далеко казалось от меня. ты думаешь только об одном полете, каком угодно и как угодно, лишь бы он был, а потом не замечаешь, как сам начинаешь делать акро.

За шесть лет я сменил три рамы и потратил на оборудование гораздо больше, чем мог себе позволить. Не вижу причин не воспользоваться чужим опытом Не стоит бояться S-рогов, если Вам кто-то скажет, что они более спортивны или хуже. При грамотном подходе Вы научитесь и будете на них летать очень долго и счастливо. А при неграммотном подходе Вас ничто не спасет!
Как бы там ни было, на чем летать, это всегда Ваш выбор и, к сожалению, он часто обусловлен материальным фактором! Успехов в полетах!

ну после матрикса, я бы ограждение нежным не назвал ни в коем случае )

я не призываю покупать именно мостер Димы. У него есть и движки по слабее. есть и ХайФлай, но его я не видел никогда. Матрикса я бы не рекомендовал. но если вопрос в деньги упирается то можно.
В общем это не только про Димин дивг, а в целом про S-рога.

ну они реально будут лучше в 90 процентах случаях.

Что такое парамотор

Q: Что такое параплан?
A: Параплан — лёгкий и компактный летательный аппарат, подобный планирующим спортивным парашютам. Аббревиатура расшифровывается как «ПАРАшют-ПЛАНер».


парамоторы в полёте

Q: Как устроен параплан? Основные элементы конструкции?
A: Купол (изготавливается из специальных тканей с воздухонепроницаемой пропиткой). Стропление (сердечник — арамидное волокно или высокомодульный полиэтилен, оплётка — полиэфирное волокно или капрон). Свободные концы — то, что соединяет стропы с подвесной системой пилота.
Купол имеет верхнюю и нижнюю поверхность и делится на секции, образованные поперечными элементами, соединяющими эти поверхности изнутри — нервюрами. Секций у современного параплана примерно от 25-30 до 100 и более. Центральная часть купола называется центроплан, левая и правая его половины — консоли, законцовки крыла — «уши». Стропление делится по высоте на ярусы, по хорде (ширине) крыла — на ряды. Типичный параплан имеет 3-4 ряда строп с ярусностью от 2 до 3.
Параплан не имеет жёстких элементов конструкции и сохраняет форму исключительно благодаря внутреннему давлению.Наполнение купола происходит засчёт скоростного напора через воздухозаборники, расположенные по передней кромке параплана.

Читайте также:
В МАИ придумали «умный» параплан

Парамотор на взлёте. В руках спортсмена свободные концы параплана.

Q: А почему параплан не сдувается?
A: Потому что давление внутри купола всегда больше атмосферного засчёт скоростного напора, возникающего при движении (полёте) параплана. Параплан может частично или полностью сдуться, только если он не двигается сквозь воздух.

Q: Лётно-технические характеристики парапланов и парамоторов?
A: Типичная площадь крыла — 25-30 кв.м. Скорости полёта — от 23-25 до 55-60 км/ч. С высоты 1 километр средний параплан планирует по наклонной траектории на 7-8 км. Моторные парапланы летают со скоростью 30-50 км/ч на высотах до 4-5 тыс. метров, пролетая с одной заправки до 200-300 км.

Q: Что такое парамотор?
A: У термина два значения. Первое — ранцевая силовая установка для использования с парапланом; второе — моторизованный параплан.


Силовая установка — парамотор на базе двигателя Solo

Q: Типичные характеристики парамоторных силовых установок?
A: Масса силовой установки — от 12-15 до 30 кг. Тяга — от 20-30 до 70-80 кгс (килограммов силы). Мощность двигателя — от 13-15 до 28-30 л.с. Топливо — обычный бензин в смеси с маслом, штатного топливного бака (5-10 л) хватает на 2-5 часов полёта. Дальность полёта на одной заправке — примерно от 80 до 200-300 км.

Q: На какую высоту можно подняться?
A: Высота полёта безмоторного параплана определяется метеорологическими условиями, прежде всего высотой облачности (в средней полосе — примерно до 2000 метров). Парамотор имеет ограничения, связанные с возможностями силовой установки, однако многие серийно выпускаемые парамоторы позволяют подниматься на высоту примерно 5000 метров. Полёты на большие высоты без специальной одежды и кислородного оборудования опасны для здоровья и жизни пилота. Официальный мировой рекорд высоты полёта на парамоторе — чуть больше 5000 метров, россияне поднимались и до 6000.

Q: Сложно ли учиться летать на параплане и/или парамоторе?
A: Нет. Фактически обучение таким полётам — самое простое во всей авиации. На безмоторном параплане ученик может совершить первые самостоятельные вылеты в первый же день обучения; к полётам с парамотором обычно переходят, набрав небольшой опыт безмоторных полётов.


Парамотор пролетает над фотографом.

Q: Необходимо ли оформлять какие-либо документы, чтобы летать на парамоторе:?
A: Нет. Парамоторы относятся к сверхлёгким летательным аппаратам (СЛА), полёты которых не регламентируются действующим авиационным законодательством. Спортсменам желательно оформить лётную книжку, для выездов за границу желательна международная лётная лицензия (IPPI Card), которую можно оформить в большинстве официально признанных Объединённой Федерацией СЛА (ОФСЛА России) лётных школ.

Q: Велик ли риск?
A: Безопасность полётов на параплане или парамоторе определяется прежде всего ответственностью пилота, а не возможностями техники. Конечно, травмы случаются, но, соблюдая правила безопасности и относясь к полётам серьёзно, можно долгие годы летать без травм и с удовольствием.

Q: Какова стоимость оборудования?
A: Минимальный комплект снаряжения для безмоторных полётов обходится примерно в 1000 USD. Парамоторный комплект — примерно 2000 USD. Оптимальный набор снаряжения для моторных полётов — примерно 3.5-4 тыс. USD.

Q: Есть ли прикладные применения у парамотора?
A: Да. Это инспектирование трубопроводов, линий электропередач, экологическая инспекция, некоторые виды сельхозработ. И, конечно же, воздушный туризм и видовые полёты. Кроме того, используя двухместный парамотор, можно проводить качественную фото- и видеосъёмку местности, осуществлять парашютные прыжки…

Q: Часто ли ломаются винты?
A: Только во время первоначального обучения. Пилот со средней подготовкой редко ломает более одного винта в год.

Как взлететь на батарейках или немного теории электропарамотора. Часть 1

1. Вступление

Здравствуйте. Меня зовут Илья. Я из Санкт-Петербурга. Мне 31 год. С давних пор у меня основные увлечения — аккумуляторы, электротранспорт и авиация.

В 2010 году я узнал про самый демократичный способ обрести личные крылья:

Параплан с мотором, парамотор, powered paraglider. Самый легкий и тихоходный представитель сверхлегкой авиации.

Это поистине потрясающая вещь! Самый настоящий персональный летательный аппарат из фильмов про будущее, который позволил осуществить мечту человечества летать как птица!

Состоит из отдельно приобретаемого мягкого крыла — параплана и силовой установки — ранца с двигателем и винтом, одеваемого на спину. Можно летать на высотах от нуля до 5000 метров со скоростями от 35 до 75 км/ч. Есть версии с колесами и вторым креслом для пассажира — паратрайки.

Взлетает все это дело с прямо с земли. Никаких «прыгать с горки» не нужно. Необходима лишь ровная укатанная полянка и в радиусе 200-300 метров чтобы не было деревьев, проводов, столбов, домов и прочего. В интернете по запросу «взлет парамотора» много видеороликов на эту тему. Да, следует строго соблюдать ограничения по погодным условиям и Воздушный Кодекс РФ — это отдельный значительный объем знаний, требуемых для изучения. Также тема для другого разговора — освоить полеты на этой штуке — как правило, это занимает около 3 месяцев с опытным инструктором.

Читайте также:
В небе над Бердском парапланеристы состязались за Кубок Сибири

В период с 2011 г. по 2016 г. я уже активно налетывал сотни часов и тысячи километров маршрутов на фабричной установке с двигателем внутреннего сгорания Moster-185:

Краткая информация по ней.

Двигатель двухтактный бензиновый, одноцилиндровый, объемом 185 куб.см. Макс.мощность 25 л.с (18 кВт), макс.обороты на коленвале — 8300 об/мин, макс.обороты на винте диаметром 125 см — 2950 об/мин, макс.статическая тяга — 70 кг, расход топлива в прямолинейном полете без набора — около 3-4 литра/час. Вес парамотора — 25 кг.

Леталось на парамоторе Moster-185 изумительно. Мощный, надежный, с земли срывал за несколько шагов при небольшом встречном ветре. На одном баке можно было лететь три часа без остановки, что при скорости крыла 40 км/ч давало более сотни км «пробега».

Однако были и недостатки:

  • требования к заправке качественным 95-м бензином и дорогостоящим синтетическим маслом;
  • шум, вибрации от двухтактника;
  • запах, постоянные претензий соседей по квартире, что «воняет, травишь всех нас» (да-да, я парамотор хранил в квартире, да еще и съемной, с соседями в других комнатах);
  • необходимость проводить частые техобслуживание — заменять изнашивающиеся от вибраций пружинки, сайлентблоки, прокладки, осматривать гайки, сварные швы и кучу всего перед каждым полетом.

Параллельно была уже наработанная практика езды на электровелосипеде в несколько десятков тысяч км и много собранных Li-ion батарей для колесного электротранспорта.

С некоторого момента, идея совместить мир электричества и мир авиации в одно целое, стала очень навязчивой.

Крайне заинтересовал сам принцип «взлететь на батарейках», а также попробовать в деле аппарат, который должен был:

  • иметь уменьшенный уровень шума;
  • обеспечивать отсутствие тряски и вибраций;
  • не нуждаться в топливе и расходниках;
  • не требовать постоянных осмотров и техобслуживания.

Первое, с чего я начал — это с авиационной теории, чтобы понять, стоило ли вообще тогда ввязываться в эту тему.

Теоретические расчеты, которые я делал 6 лет назад, хочется повторить снова, но уже в присутствии заинтересованных читателей.

2. Расчет потребной мощности для горизонтального полета. Взлетный режим

Первое, что следует понимать, что при всей своей кажущейся похожести параплана на парашют или даже надувной воздушный шар (слышал и такие ассоциации) — параплан является крылом с самым типичным аэродинамическим крыльевым профилем. То, как летает самолет и как летает параплан — имеет очень много общего. И самолету, и параплану — для создания подъемной силы и удержания себя в воздухе — необходимо постоянно двигаться вперед сквозь воздушную среду. А для движения сквозь среду — необходим движитель, который будет преодолевать её (этой среды) сопротивление.

Любой летательный аппарат опирающийся на крылья — имеет такой показатель как «аэродинамическое качество». Это показатель аэродинамического совершенства летательного аппарата, некий аналог его «КПД» (да простят мне суровые технари такое фривольное сравнение). Чем больше АК — тем меньший процент тяги от веса необходим для удержания аппарата в воздухе, чтобы он не терял высоты. Если двигатель выключен и тягу не дает — то летательный аппарат медленно будет снижаться — планировать. И здесь АК показывает соотношение горизонтальной и вертикальной скоростей.

Летая на бензиновом аппарате я промерил в нескольких полетах свою скорость и скорость снижения с заглушенным двигателем.

Значения были таковы: скорость 10.3 м/с (измерялась GPS’ом в штиль), скорость снижения 1.5 м/с (измерялась парапланерным вариометром Brauninger IQ One).

Экспериментально полученное АК = 6.8

Взлетный вес было нетрудно посчитать, сложив вес моего организма, крыла и установки — около 127 кг, а если строгое определение веса — то около 1250 Ньютон.

Делим вес на АК — 1250/6.8= 183 Н потребной тяги.

Теперь нам надо как-то от величины потребной тяги перейти к механической мощности на валу воздушного винта. И тут должны пойти строки формул.

Но к счастью, есть такая прекрасная, проверенная авиамоделистами (и парамотористами) программа Propeller Selector. Подставляем наши данные винта, число лопастей, воздушную скорость и вуаля:

Механическая мощность, которую надо подвести к воздушному винту составила около 3300 Вт.

Схема электропарамотора проста: батарея, контроллер BLDC, безщеточный мотор.

Необходимо взять КПД каждого звена:

  • батарея, провода 97% (на внутреннем сопротивлении);
  • контроллер 99%;
  • мотор 87%.

Итоговый КПД: 83.5% (тут следует сказать, что значения КПД зависит от потребной мощности, поэтому по-правильному — я должен сделать расчет в несколько итераций. Но так как я уже знаю результат и мне не хочется делать статью очень длинной — я осознанно опускаю некоторые моменты).

3300 Вт/0.835 = 3950Вт.

Почти 4 кВт непрерывной потребляемой мощности. Давайте на минуточку остановимся и задумаемся. Что такое 4 кВт? Это довольно много!

  • это квартира, в которой включили чайник, пылесос, компьютер, свет и стиральную машинку;
  • это возможность ехать со скоростью 70 км/ч на электровелосипеде;
  • это целых 72А при напряжении 55В.

Но это еще не все. Нам надо как-то оторваться от планеты и начать набирать первоначальную высоту. 4 кВт нам могут только скомпенсировать собственное снижение параплана в 1.5 м/с, а если мы хотим набирать высоту еще 1.5 м/с в плюс — то надо еще 4 кВт. И даже больше. Если поиграть с программой Propeller Selector, то можно увидеть, что чем больше мы закачиваем мощности в воздушный винт — тем хуже у него КПД:

Читайте также:
В Кунгуре пройдёт «Небесная ярмарка-2021»

(У любителей авиамоделизма часто ходят версии почему КПД винта с ростом оборотов падает. И как-то не удавалось услышать правильную версию. Все грешат на несовершенство геометрии винта, на завихрения, но дело в фундаментальных законах физики. При увеличении скорости лопасти по линейному закону — ее тяга растет квадратично, а потребляемая мощность для преодоления сопротивления воздуха — кубично. Простыми словами, чем быстрее мы крутим пропеллер — тем больше энергии уходит на разгон воздуха и меньше энергии достается нам самим, так как наша воздушная скорость не может увеличиться из-за специфики работы параплана. Тут надо добавить информацию для тех, кто не летал на парамоторе — параплан летит практически с одинаковой скоростью независимо от того, работает двигатель или нет. Скорость не зависит от газа. Почему так — это тоже отдельная тема для разговора).

Программа показала нам 8.36/0.835 = 10 кВт потребляемой электрической мощности на взлете.
В переводе на лошадиные силы — это около 14 л.с. Такое значение прекрасно согласуется с максимальной мощностью самых легких установок на ДВС. Меньше нельзя — не взлетишь.
При напряжении 55В речь начинает идти о токосъеме с батареи более 200А.

3. Как поживают наши аккумуляторы или компактный источник энергии 10 кВт

С самого начала я не хотел связываться с литий-полимерными авиамодельными аккумуляторами. Было известно, что они потянут такую нагрузку. Но мне не нравились истории про их вздувания, взрывы, ходили какие-то странные слухи, что их хватает всего-навсего на 50 циклов разряд-заряд.

К тому времени начала развиваться вейп-культура и практика массового использования элементов 18650 для очень нагруженных сценариев.

В отличии от ноутбучных ячеек, новое поколение использовало не кобальтовую химию, а NMC — никель-марганец-кобальтовую, которая обеспечивала большие пиковые токи разряда, бОльшую удельную емкость, снижающуюся год за годом цену и в качестве расплаты — небольшое снижение числа циклов разряд-заряд по сравнению с LiCoO2 (с 1000 до 500).

Мне с самого начала нравился формат 18650 — стальной корпус, аварийный клапан для сброса давления, удобство пайки/сварки, возможность задать нужную форму батареи.

Смущали только заявленные надписи в даташитах на высокотоковые 18650: «15А», «20А».

Интуиция подсказывала, что в неохлаждаемой сборке, где много ячеек греют друг друга бок о бок — предельный токосъем будет значительно меньше.

Требовалась понятная методика для оценки возможности снимать с компактной батареи большие продолжительные токи.

Идея была проста: у батареи есть внутреннее сопротивление. У нее есть также теплоемкость. Зная снимаемый ток — можно высчитать мощность, которая теряется внутри батареи на саморазогрев. Зная время — можно оценить прирост температуры в градусах всего аккумуляторного блока через тепловую энергию и теплоемкость.

После проведения ряда экспериментов с электровелосипедными аккумуляторными сборками было получено экспериментальное значение теплоемкости материала из которого сделаны Li-ion ячейки — 0.25 Вт-ч/кг-градус (кстати, это почти совпало с данными на зарубежных электротранспортных порталах — «795 J/kg*K Specific Heat Capacity for Li-Ion (0.22 Wh/kgxC)»).

Пункт 3.1. Оценка времени полета

На парамоторах с ДВС два-три часа висеть в воздухе — не предел. Порою полеты приходилось прекращать по причине физической усталости, а не исчерпания запасов топлива.

С аккумуляторами такой фокус не пройдет.

Тем не менее, хотелось получить максимальное время нахождения в воздухе от одной зарядки.

Максимальный вес установки, с которой еще комфортно бегать — 30 кг.
Из 30 кг — 7 кг уходит на BLDC-мотор+винт, 1 кг провода+контроллер, 10 кг — подвесная система+металлическая рама.
Остается 12 кг веса под аккумулятор.
Были выбраны ячейки фирмы LG — HG2, как сочетающие минимальное внутреннее сопротивление и максимальную емкость для формата 18650:

Плотность энергии у них около 0.22 кВт-ч/кг.
Суммарный запас энергии — 12 кг/(0.22 кВт-ч/кг) = 2.6 кВт-ч (240 ячеек).
Спойлер:

Рассчитываем время горизонтального полета без учета пикового тока на взлете:
2.6/4 = 0.65 часа или 39 минут.

Пункт 3.2. Оценка нагрева батареи

Сразу следует оговориться — в батарее изначально не предусматривалось никакое принудительное охлаждение.

  1. Это привело бы к росту сложности сборки и оттягиванию первых полетов на неопределенный срок.
  2. В нашей команде специалистов не было человека, который бы мог грамотно рассчитать систему охлаждения. Интуиция подсказывала, что простой кулер мало чем бы помог. (батарея весом 12 кг сугубо на оценочном уровне потребовала бы прокачки через себя многих десятков кг воздуха — а это десятки кубических метров за считанные десятки минут).
  3. Увеличились бы габариты и вес батареи, что крайне нежелательно для ранцевой установки, у которой очень лимитированы параметры по весу.

Расчет строился исключительно на условиях, что к концу разряда батарея едва только подберется к тепловым лимитам 60 градусов, указанных производителем ячеек как предельные.

К тому же, теоретический анализ нагрева показывал, что на первых порах без принудительного охлаждения можно обойтись.

  • конфигурация сборки 15S16P
  • ток нагрузки — 72А
  • внутреннее сопротивление батареи по постоянному току — 24 мОм (измерялось экспериментально)
  • время полета — 0.65 часа
  • вес батареи — 12 кг
Читайте также:
В какую погоду летать на параплане

Тепловыделение внутри батареи: (75 А)^2 х 0.024 Ом х 0.65 ч = 88 Вт-ч (Закон Джоуля-Ленца)
Прирост температуры: (88 Вт-ч/12 кг)/0.23 Вт-ч/кг-градус = 32 градуса.

Если предположить, что электропарамотор выносится на улицу из бытового помещения с температурой 25 градусов, то после окончания полетов батарея достигнет температуры 25 + 32 = 57 градусов, что вписывается в температурные лимиты.

  1. Современные аккумуляторы подходят для решения задачи создания персонального летательного аппарата с длительностью полета около получаса;
  2. Небольшое внутреннее сопротивление высокотоковых NMC-ячеек позволяет в первом приближении обходиться без принудительных систем охлаждения;
  3. Рост продолжительности нахождения в воздухе летательного аппарата, использующего параплан в качестве несущего крыла, в условиях ограниченного запаса энергии — должен предусматривать комплексный подход:
  • использование параплана с максимальным аэродинамическим качеством;
  • увеличение диаметра винта с целью поднятия его КПД;
  • уменьшение взлетного веса (да, в том числе и применение диет для похудения);
  • сокращение веса рамы, подвески с целью его высвобождения для дополнительных аккумуляторных ячеек;
  • использование ячеек 3500 мАч, с чуть большим внутренним сопротивлением, вместо 3000 мАч с повторным тепловым расчетом.

Продолжение в следующей статье: «Как взлететь на батарейках или практика эксплуатации электропарамотора SkyMax. Часть 2»

Что такое парамотор или мотопараплан?

Если вы планируете обзавестись собственным мотопарапланом и хотите во что бы то ни стало научиться на нем хорошо летать, вам обязательно нужно ознакомиться с полезными рекомендациями для новичков и узнать как можно больше об этом транспорте.

Парамотор с тележкой — паралет

Парамотор — это параплан, оснащенный силовой установкой. С помощью воздушного винта ранцевой установки создается тяга, за счет которой человек может свободно подниматься в воздух даже с горизонтальных площадок.

Парамотор с тележкой или паралет — это удобный летающий транспорт с силовой установкой, с помощью которой можно легко взлетать и двигаться в воздухе при отсутствии каких-то особых условий.

Паралет — это практически компактный личный самолет, который можно транспортировать с собой в любое путешествие, погрузив в багажник какого-нибудь автомобиля. Например, вы запланировали отправиться в продолжительное путешествие по России или хотите увидеть какие-то новые места за ее пределами. Благодаря паралету вы сможете увидеть их не только с высоты своего роста, но и полноценно насладиться местными пейзажами с неба. С его помощью вы можете увидеть всю красоту разных мест не только так, как это видит большинство других людей, а получив полноценную красочную картину.

История параплана

Первое крыло-парашют появилось в 1964 году благодаря такому человеку как Стив Снайдер, которому удалось совершить настоящую революцию в сфере парашютостроения. Впервые это устройство было решено использовать только в середине следующего десятилетия, когда французы попытались слететь на параплане с горы, стартуя со склона на лыжах. В дальнейшем парашют всячески модифицировали для полетов с гор, регулярно удлиняли, увеличивали площадь, общее количество секций, а также сокращали толщину строп.

Приблизительно в то же время появилось название «параплан», который на тот момент выглядел практически идентично крылу, но специалисты могли уже отличить эти два устройства между собой. С развитием технологий парапланы стали изготавливаться из надежных и сверхлегких материалов. К примеру, можно взять современную парапланерную стропу, которая имеет толщину всего 1.5 миллиметра, но при этом способна выдерживать без каких-либо последствий нагрузки на уровне 120-150 кг, растягиваясь не более чем на 0.01%.

В России первые парапланы начали появляться только в конце 80-х годов, и по слухам, первой выпущенной моделью был так называемый ПО-16, в конструкции которого предусматривались дополнительные боковые секции.

Принцип полета на моторном параплане

Параплан можно без преувеличения назвать наиболее безопасным, легким и низкоскоростным летательным аппаратом из тех, которые существуют на сегодняшний день. Принцип полета его такой же, как и в случае с парашютом, но только это устройство предусматривает возможность управляемого планирования. Чтобы взлететь, человеку не нужно обязательно взлетать в небо на самолете, а достаточно только забраться на какую-нибудь возвышенность или же воспользоваться специальным стартовым оборудованием, дождавшись соответствующих погодных условий.

Параплан имеет небольшую дальность полета из-за того, что планирование само по себе очень зависимо от ветра, а также характеристик воздуха в определенной местности. При этом существует множество профессиональных парапланеристов, которые используют специальные техники для продления полета с помощью ветра и восходящих потоков воздуха, благодаря чему они могут преодолевать огромные расстояния.

Моторный параплан значительно упрощает полет, так как в нем указанные выше техники компенсируются использованием специального двигателя. Ему не требуются какие-то специализированные устройства для транспортировки или подъема в воздух, а находиться там можно столько времени, сколько позволяет емкость используемого бака. С помощью мотопараплана человек может самостоятельно добраться до высоты пяти километров, а среди остальных летательных аппаратов его можно назвать наиболее маневренным. Если же двигатель выключится из-за сбоя или окончания топлива, человек сможет дальше управлять полетом, как и в случае с обычным парапланом.

Читайте также:
Как происходит обучение парапланеризму

Если на моторном параплане установлено усиленное крыло и мощная силовая установка, в воздух это устройство поднимет не только пилота, но еще и дополнительного пассажира или же какие-нибудь грузы.

Конструкция мотопараплана

Стандартная конструкция парамотора включает в себя следующие комплектующие:

  • Мотор;
  • Рама;
  • Подвеска;
  • Ограда;
  • Бак для хранения топлива;
  • Система подцепки крыла;
  • Ручка для управления приводом.

Зачастую такой транспорт передвигается с использованием двухтактных двигателей внутреннего сгорания, оснащенных шестеренчатым или же ременным редуктором. В некоторых случаях производители оснащают свои модели специальными центробежными муфтами, блокирующими свободное вращение винта во время холостого хода. Сами винты в большинстве случаев производятся из углепластика или дерева с двумя или четырьмя лопастями.

Основой конструкции является рама, которая удерживает топливный бак, двигатель и другие комплектующие. Для обеспечения максимальной надежности и долговечности при сохранении нужных технических характеристик устройства ее производят из тонкостенных стальных, титановых, алюминиевых или композитных труб. За счет использования ограждения винт защищен от попадания в него строп, конечностей и других посторонних предметов.

Подвеска представляет собой кресло, которое оснащается ремнями безопасности для обеспечения защищенного полета. В некоторых моделях подвески оснащены протекторами, изготовленными из вспененного полистирола, предназначенного для обеспечения защиты во время падения. Помимо этого, в подвеске может предусматриваться багажник и контейнер, в котором будет храниться запасной парашют, страховочные петли и другие комплектующие. Производится подвеска из облегченных синтетических материалов.

От используемой системы подцепки крыла во многом зависят особенности управления парамотором, а также его чувствительность к регулировке веса и удобство управления крыльями. В зависимости от исполнения они могут отличаться друг от друга по высоте подвеса. Чем меньше будет расстояние между ТП и ЦТ, тем более высокой оказывается чувствительность и упрощается управляемость, но при этом крыло сильнее передает «болтанку», а помимо этого, сильнее чувствуется реактивный момент, идущий от винта. Лучше всего, чтобы ось вращения винта совпадала с точкой подцепки.

В некоторых современных моделях используются более современные и универсальные устройства, в которых функции указанных выше приборов могут объединяться между собой.

Помимо всего прочего, стандартная конструкция предусматривает наличие специальной ручки управления двигателем — небольшой рукоятки, объединенной с мотором с помощью тросика, расположенного в боуденовской оболочки. С помощью этого приспособления человек может в нужное время корректировать обороты двигателя или же регулировать тягу.

Особенности и нюансы парамотора

В сравнении с простым парапланом парамотор более увесистый, дорогой и сложный в эксплуатации, но зато он обеспечивает более свободный полет, не зависящий от использования восходящих потоков. Ключевая особенность мотопараплана заключается именно в том, что человек может лететь, куда ему вздумается, а не только туда, куда соблаговолит природа.

Многие люди затрудняются с выбором между парамотором и дельтапланом. Нельзя определенно сказать, какой транспорт использовать лучше, так как это совершенно разные устройства, каждое из которых отличается своими преимуществами и недостатками. Дельтаплан оснащен практически жестким крылом, благодаря чему является более «летучим» и быстрым, но с другой, сам по себе дельтаплан более тяжелый и габаритный. Из-за этого парапланы получили большую популярность благодаря своей доступности, так как представляют собой рюкзак, который можно после приземления легко собрать за 5-10 минут и отправиться на стартовую точку, в то время как полетать на дельтаплане вряд ли получится без команды помощников.

Классификация парамоторов

Помимо стандартного парамотора, представляющего собой воздушный винт, расположенный за спиной человека, существуют также паралеты — особая разновидность парамотора, в которой пилот вместе с двигателем размещены на особой тележке. Благодаря использованию тележки во время приземления и взлета человек не держит двигатель на плечах, а в полет может брать с собой намного больше топлива, но, с другой стороны, если ранцевая конструкция позволяет совершить взлет практически откуда угодно, то паралет взлетает только с разбега, а для этого нужно найти ровную площадку, на которой не будет каких-либо кочек и рытвин.

Также существует множество подвидов, включая модели:

  • Спортивные;
  • Учебные;
  • Тандем;
  • Сидячие;
  • Лежачие;
  • С мягкой или кевларовой спинкой;
  • С мягким протектором;
  • Аэробеки;
  • Целый ряд других.

Виды и мощность силовых установок

В большинстве случаев в качестве двигателя используется одноцилиндровая двухтактная силовая установка, мощность которой находится в диапазоне примерно от 14 до 35 л.с. На сегодняшний день можно выделить несколько производителей, оборудование которых пользуется наибольшим спросом:

  • HIRTH
  • Ciscomorotrs
  • Simonini
  • POLINI MOTORI
  • Vottorazi

Стоимость парамотора

Стоимость нового мотопараплана находится в диапазоне от 1 тысячи до 3 тысяч евро. Для профессионалов покупка купола обойдется несколько дороже в сравнении с моделями, предназначенными для начинающих пилотов, причем данная стоимость всегда включает в себя исключительно крыло со стропами, в то время как остальное оборудование нужно будет приобрести отдельно.

При этом на практике новичкам можно легко подобрать доступные и надежные модели, которые позволят быстро научиться летать, обеспечивая при этом комфортные и безопасные условия по низкой цене.

Что такое парамотор

Вот и созрела вторая статья о выборе своего первого сверхлегкого летательного аппарата класса мотопараплан или паралет. В прошлой статье мы говорили о парапланах, в этой разберем как подобрать для себя моторную установку, на которой вам будет легко учиться или выполнять свои первые самостоятельные полеты. Опять же, ни смотря на то, что у меня есть свои личные предпочтения я воздержусь от рекламмы конкретных производителей. Во-первых выбор качественной техники для моторных полетов на параплане сейчас просто огромен и можно что-то упустить и кого-то обидеть, во-вторых у любого производителя, который уверненно держится на плаву есть много поклонников этого производителя славящих. И тем не менее данная статься затронет достаточно много важных критериев, по которым можно выбрать для себя действительно правильный вариант.

Читайте также:
В Карачаево-Черкессии пройдёт масштабный чемпионат по парапланеризму

Прежде всего определяемся на чем будем летать – мотопараплан или паралет. Плюсы и минсусы у каждого свои. Разбираем.

Мотопараплан

+ Самый компактный моторный летательный аппарат в мире. Умещается в багажник ЛЮБОЙ машины.
+ Старт с самой неподготовленной площадки. Можно взлететь из высокой травы, с пахоты или кочек (в разумных пределах конечно).
+ Супер маневренность. Меньшая энерционость в полете за счет компактности и меньшего веса.
+ Удовольствие от процесса: разбежался, оттолкнулся, полетел.
– Вес. В полете вес парамотора на себя берет параплан, но до начала разбега рюкзак ощутимо давит тело к земле.
– Бежать надо. Если все делать технично, то даже в штиль шагов с 5-ти взлететь можно, но у новичка с техничностью не айс быть может, а если еще возраст и организму Т/О пора проходить, тогда не вариант.

Паралет

+ Почти самый компактный моторный летательный аппарат в мире, но весь в багажник может и не поместиться. Ограждение и крыло, возможно, придется взять в салон, а 2-х местному аппарату может и прицеп понадобится.
+ На теле ничего не висит, не тяготит и бежать не надо. Сел, разогнался, полетел.
+ Удовольствие от процесса: взлет и посадка по-самолетному на колесики.
+ Зимой на лыжных шасси можно взлететь с любой неподготовленной площадки (при достаточной мощьности двигателя конечно).
– Для взлета площадку необходимо готовить, либо летаем с уже подготовленных площадок. На крайняк подходят дороги и другие естесственные объекты, но это уже не начальный уровень.
– В полете может рыскать и раскачиваться, особенно если не достаточно хорошо сбалансирован производителем. Не критично, но учитывать это придется.
– Может быть значительно менее компактный чем парамотор.

Как видим оба типа достойны внимания, просто у каждого есть свои особенности.

Основные требования, которым должна отвечать моторная установка новичка абсолютно такие же как и у параплана:

1) Безопасность
2) Надежность
3) Ремонтопригодность и гарантии
4) Простота эксплуатации
5) Летные характеристики начального уровня
6) Адекватное соотношение цены и качества

Двигаемся от общего к частному. Простым языком ваша техника будет состоять из двигателя и всего остального и очень важно из какого материала сделано это самое все остальное. На данный момент существует 4 распространенных варианта:

а) Алюминий
б) Нержавеющая сталь
в) Карбон
г) Титан

Алюминий:
+ чрезвычайно легкий.
– Очень хрупкий и совершенно не ремонтопрегоден. В случае более менее серьезного повреждения надо покупать новую деталь.
– Требует точного соблюдения технологии при сварке

Нержавеющая сталь:
+ Доступен по цене и наличию
+ Технология работы с материалом простая
– Относительно большой вес.
– Материал очень пластичен, при динамических нагрузках легко теряет форму.

Карбон:
+ Самый легкий материал
+ Высочайшее соотношение легкости и прочности
– Хрупкий. Держит нагрузку до определенного предела, зател раскалывается.
– Абсолютно не ремнтопригоден. Сломанная деталь выбрасывается.
– В 2-3 раза дороже любого материала.

Титан:
+ Уникальное соотношение малого веса, прочности и износостойкости.
+ Материал упругий и устойчив к нагрузкам.
+ Чрезвычайно ремонто пригоден
– Требует точного соблюдения технологии при сварке
– Достаточно дорог.

Из всех перечисленных материалов строят установки и на них летают люди, причем вполне успешно. Но мы говорим о первом аппарате. И я с уверенностью утверждаю, что в начале вашей летной карьеры у вас будут жесткие посадки. Новички парамоторщики на посадке часто поджимают ноги и плюхаются на раму, паралетчики забывают выравнивать крыло на посадке и лихо втыкают телегу в землю. А опрокидывание паралета и спотыкание с парамотором – это отнюдь не редкое явление у новичков. Так вот единственный материал, который уверенно держит такие удары – это титан. А если что-то и погнулось, то большинство повреждений можно выправить в полевых условиях при помощи кувалды и какой-то там метери. Берите титан, не прогадаете.

Двигатель – вечный поиск компромиса между весом и тягой. Конечно тяги много никогда не бывает. В моторном полете особый кайф именно в динамике, когда сжал ручку газа и тебя как на лифте в небо тащит. Но больше тяги – больше веса. На паралете это не так актуально, но парамоторщику к данному вопросу надо подойти вдумчиво. Очень многое зависит от веса самого пилота. Если ваш вес 60-70 кг., то мотор с тягой под 80 кг. вам совершенно не нужен. Более того, настолько избыточная тяга может быть даже опасна при неумелом обращении. При инергичном выходе на полные обороты из-за сильного крутящего момента можно получить “твист” (провернуться вокруг вертикальной оси). В данном случае может вполне хватить мотора с объемом двигателя в 80-100 Куб.См. Если же пилот не в меру упитан и в самом расцвете сил, то и мотор можно подобрать объемом в 250 Куб.См. Только весить такой моторчик будет 40 кг. без топлива. Тут, как говорится, каждому свое.

Читайте также:
Что такое глайдер?

Маленькая тонкость. Из парамоторщика в паралетчика превратиться довольно просто. Многие фирмы выпускают парамоторы трансформеры. Можно докупить к парамотру тележку, на которую он легко монтируется за минимальное время. Т.е. при одной моторной установке у вас фактически два летательных аппарата. Так вот, если вы начали летать с ног, но планируете со временем докупить к парамотору телегу, то выбирать парамотор нужно с адекватным запасом по тяге, чтобы дополнительный вес тележки не снижал динамику полета.

Теперь подцеп, т.е. способ, которым параплан крепится к парамотору. Существует всего два варианта подцепа: нижний (мягкий, плавающий и т.д.) и верхний (т.н. верхние “рога”). В чем особенности и какой выбрать.

Нижний подцеп:
+ Можно управлять крылом весом тела, наклоняясь в подвеске вправо-лево.
+ Лучше чуствуется крыло
+ Чуть более простой подъем крыла на старте
– Воздействие крутящего момента и перекос аппарата от него ощущается намного сильнее
– В “болтанку” аппарат ведет себя чересчур подвижно
– Низкая пассивная безопасность при падении вперед
– Не все аппараты с нижним подцепом можно трансформировать в паралет

Верхний подцеп (“рога”):
+ Комфорт и стабильность в полете (особенно в “болтанку”) за счет более низкого центра тяжести
+ Крутящий момент от винта ощущается незначительно
+ В случае падения вперед удар первыми берут на себя “рога” что значительно увеличивает пассивную безопасность
+ У многих производителей верхнерогий парамотор легко трансформируется в паралет.
– Чуть менее комфортен при подъеме купола на старте, но, делая все технично, эта особенность легко преодолевается.
– Весом крыло не управляется, в прочем в моторном полете как правило нужна наоборот стабильность

Из вышесказанного видно, что верхнерогий мотор не смотря на свою “старомодность” остается достойным выбором в качестве первого летательного аппарата.

Есть еще одна деталь, которая может повлиять на выбор конкретного парамотора – это обгонная муфта. У парамотора может быть два типа редукторов: зубчатый и ременный. Так вот зубчатый редуктор часто идет с обгонной муфтой – устройством, которое передает крутящий момент от двигателя на воздушный винт только на больших оборотах. Плюсом обгонной муфты будет отсутствие вращения винта на холостых оборотах двигателя. А вот минусов будет болше. В случае кривого старта необходимо как можно быстрее заглушить двигатель, чтобы падающее крыло не попало в воздушный винт. Так вот, если мотор оборудован обгонной муфтой, при глушении инерция воздушного винта очень большая и шансов порвать крыло об винт больше. И если сел аккумулятор или поломался кик стартер завести мотор за винт не получится. Парамотор с ременной передачей редуктора лишен этих недостатков. Единственное ремень необходимо время от времени подтягивать. Правда делать это надо не часто и время на это уйдет не более 5 минут.

Воздушный винт: карбон или дерево? Карбоновый винт выглядит несомненно круче и с него можно “снять” больше тяги. Вот только прирост по тяге будет не более 10%, а стОит такое удовольствие в 3 раза дороже дервянного винта. У новичка воздушный винт – это, как правило, расходный материал, повредить его достаточно легко, поэтому на первых порах деревянный винт – это правильный выбор.

На что надо обратить внимание, выбирая паралет:
– компактность в разобранном состоянии
– низкий центр тяжести: чем ниже, тем устойчевее к переворотам
– короткая колесная база: чем короче, тем меньше мотает и раскачивает в полете.
– пассивная защита пилота и пассажира: на двухместных аппаратах бывает, что защищен только пилот и это не правильно.
– вес конструкции: как уже писалось – титан рулит.
– легкость балансировки: насколько легко можно передвигать подцеп крыла с изменением веса пилота и пассажира

Что выбрать: двухместный или одноместный паралет? Мнение здесь однозначное: двухместный паралет – не учебный вариант. Хотя бывают исключения. Либо пилот так много весит, что одноместный аппарат его просто не “вытягивает”, либо человек хочет в дальнейшем летать только на двухместном паралете без вариантов. Тогда на время обучения и дальнейшего квалификационного налета в качестве пассажира берется балласт адекватного веса и крыло меньшей площади, чем стандартное тандемное.

При выборе любого аппарата обязательно осведомитесь где и в какие сроки вы будете ремонтироваться в случае поломок, будет ли помощь в настройке и доводке аппарата, где и в какие сроки можно приобрести запасные части, расходники и ремкомплекты. Правильный производитель к каждой установке прилагает техническую документацию и инструкцию по использованию.

Это все мысли по поводу выбора техники для моторных полетов на параплане. Вопросы и комменты оставляем ниже. Не забываем “лайкать”, если понравилось.

Что если совместить параплан с мотором?

Полет на параплане возможен лишь с использованием энергии восходящих потоков воздуха. Такие потоки формируются за счет конвекции теплого воздуха от нагретого солнцем участка земли или при огибании ветром препятствия (обычно это склон горы). Если необходимо стартовать с равнины, парапланериста «затягивают» лебедкой. А можно ли взлететь на параплане в полный штиль? Оказывается можно. Существует несколько разновидностей таких летательных аппаратов. А именно: мотопараплан, паралет и аэрошют.

Читайте также:
Галилео - парапланы

Вариант попроще — мотопараплан

Для полета на мотопараплане пилот использует небольшой мотор, тяги которого достаточно для взлета и поддержания аппарата в воздухе. Наличие мотора увеличивает вес всей системы, поэтому используется крыло с увеличенной подъемной силой.

Для старта на мотопараплане не нужны специальные условия в виде возвышенности или восходящего потока. Можно взлетать с ровной поверхности без посторонней помощи.
Полеты на мотопараплане проходят на скорости 25 – 70 км/ч на высоте до 5,5 км. Из-за низкой скорости невозможно летать при сильном ветре, турбулентности или интенсивной термической активности.

Паническая боязнь высоты называется Акрофобия. Узнайте причины и способы преодоления страха высоты.

С мотором бывают еще и дельтапланы. Читайте о дельталетах на этой странице.

Ранцевый двигатель, который крепится на спине пилота, имеет еще одно название — парамотор. Его вес от 20 до 40 кг. С такой «нагрузкой» вполне возможно взлетать и садиться на ноги без использования дополнительных устройств. После небольшой пробежки (обычно около 3-х метров) крыло расправляется и поднимает пилота вместе с двигателем. После взлета пилот устраивается в сиденье и управляет полетом с помощью клевант и рукоятки управления двигателем (РУД).

В качестве парамотора чаще всего используются двухтактные двигатели внутреннего сгорания мощностью от 14 до 29 л.с. Также энтузиастами исследуется возможность использования электродвигателей. На видео в конце статьи можно увидеть мотопараплан с электродвигателем в действии.

Паралет и аэрошют — в чем разница?

Этот тип летательного аппарата отличается от мотопараплана наличием «телеги», которая состоит из рамы, шасси, сиденья пилота и прочего оборудования. Пилоту больше не нужно стартовать с ног и нести на себе увесистую силовую установку. По сути, телега представляет из себя упрощенный модуль дельталета.

Для подъема такой конструкции крыла обычного параплана уже не достаточно. Поэтому используется параплан-тандем или крыло, специально разработанное для таких аппаратов.

Использование телеги не только избавляет пилота от необходимости нести на себе тяжелое оборудование, но также позволяет взять с собой больший запас топлива и дополнительного груза. Однако для взлета и посадки паралета нужна ровная площадка без сильных неровностей длинной не менее 30 метров.

Основных различий паралета и аэрошюта несколько. На паралете используется менее мощная силовая установка и, чаще всего, крыло параплана-тандема. Управление крылом осуществляется руками (клевантами). Паралет обладает более высоким аэродинамическим качеством и хорошо держится в воздухе с выключенным двигателем. Так же он более маневренный, но требует большей квалификации пилота.

На аэрошют устанавливается более мощный двигатель, а управление крылом выведено на ноги. В качестве крыла используется парашют увеличенной площади. Он более стабилен и прост в пилотировании.

«Пустой» вес аппарата 90-150кг. По летным характеристикам паралет и аэрошют не сильно отличаются от мотопараплана. Скорость 40-60км/ч (25-35м/с). Высота до 5500 метров, но большинство полетов на паралете и аэрошюте происходит на высоте 150-500 метров.

Для горнолыжников будет интересно узнать о лучшем российском горнолыжном курорте Шерегеш.

У вас уже есть спальный мешок? На этой странице подробно рассказано, как его правильно выбирать при покупке.

Для активных видов отдыха зимой очень рекомендуем приобрести термобелье. О том как не ошибиться с выбором читайте по адресу: pro-extrim.com/other/equipment/termobele.html

По какой цене можно приобрести параплан с мотором

Если вы решили, что парапланеризм — это ваш мир и хотите купить параплан с мотором, рекомендуем для начала изучить побольше материалов по теории полетов на параплане. Найдите информацию об аэроклубах в вашем регионе. Они обязательно есть и, скорее всего, не один. В аэроклубе вы сможете не только увидеть вживую интересующий вас летательный аппарат. Очень часто они предлагают услуги в виде полета на паралете или аэрошюте. Цена за такое приключение относительно невелика и начинается от 1000 рублей за 10 минут полета. Обычно там же вам предложат пройти обучение полетам на параплане и мотопараплане.

Кроме того, вы познакомитесь с опытными людьми, которые помогут вам досконально разобраться в любом вопросе. Пилоты сверхлегкой авиации обычно открытые и добродушные люди. Не стесняйтесь задавать вопросы.

Цены на полный комплект мотопараплана (крыло, подвеска и мотор) начинаются от $6000. Если вы не можете позволить себе такие расходы, стоит попробовать найти б/у снаряжение. Многие умельцы покупают все по отдельности и собирают мотопараплан или паралет своими руками. Так вы сможете сэкономить около половины суммы. При покупке мотопараплана, паралета или аэрошюта обязательно консультируйтесь с проффесионалами. Особенно при покупке параплана б/у. Только опытный глаз может оценить состояние крыла от которого зависит ваша безопасность.

Напоследок посмотрите обещанное видео о мотопараплане с электродвигателем

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: