Что такое ски-кросс (ski cross) и его техника?

Ски-кросс. Трассы и соревнования. Особенности и техника. Экипировка

Ски-кросс — разновидность горнолыжного спорта, относящаяся к фристайлу. Представляет собой гонку по трассе, оборудованной виражами и трамплинами, в которой победу одерживает лыжник, финишировавший первым. Участники, вышедшие в финал, стартуют по четыре одновременно. В Олимпийскую программу входит с 2010 г. В России стал известен с 2004 г., а пика своей популярности достиг в 2014, когда на зимней Олимпиаде в Сочи отечественный горнолыжник Егор Коротков почти одержал победу.

Как развивался ски-кросс

Фристайл и все дисциплины в его составе зародились благодаря стремлению горнолыжников попробовать себя в чем-то новом и экстремальном. То же самое происходило и в ски-кроссе: спортсмены «набивали шишки», вместе с тренерами разрабатывали технику преодоления препятствий и программы тренировок. В результате ски-кросс выделился в отдельное спортивное направление.

Первые трассы тестировались спортсменами чуть ли не на этапе строительства. Тех, кто отваживался на это, называли «отрядом самоубийц» — никому еще не было известно, какая скорость будет оптимальной, приходилось рассчитывать лишь на удачу, опыт и интуицию. При недостатке снега трамплины сооружали из досок, закрепляя их на столбах. В настоящее время снег уже заготавливают заблаговременно.

По мере развития ски-кросса были разработаны единые правила состязаний, а судей стали специально обучать, чтобы исключить возникновение любых конфликтных ситуаций на дистанции.

Описание дисциплины

Ски-кросс признается сложнейшим подвидом фристайла. Он требует от лыжника отточенной техники и навыков тактического мышления, ведь залог победы — не показать меньшее время, а опередить противников.

Помимо этого он очень увлекателен благодаря своей непредсказуемости. Никогда нельзя спрогнозировать, как пройдет заезд и чем он закончится. Борьба на склоне вызывает сильнейшие эмоции болельщиков. Ведь мешать конкуренту и вести себя агрессивно запрещено, поэтому обогнать друг друга участники состязаний могут только на виражах.

В ски-кроссе очень часты случаи, когда атлеты падают и покидают дистанцию.

Турниры по ски-кроссу проходят в два этапа. Первый из них — квалификация, где спортсмены выполняют одиночные заезды на время. Те, кто показал лучшие результаты, выходят в финал (32 мужчины и 16 женщин). Из этих лидером формируются группы по 4 человека, а также присваиваются цвета согласно показанному времени — красный, зеленый, синий и желтый. Ворота на старте именуются калиткой. Выбрать калитку первым вправе тот, кто получил красный стартовый цвет и далее по порядку. Трасса для мужчин и женщин одна и та же.

В каждом заезде отсеивается по паре атлетов. Оставшиеся вступают в борьбу за 1-4 призовые места. В конце проходит утешительный заезд, где распределяются места с 5 по 8.

Заезды на состязаниях непродолжительны по времени — всего 40-60 сек. А в связи с большими скоростями для выявления победителя требуется фотофиниш.

Ски-кросс на международном уровне проходит в рамках Кубка мира, Чемпионата мира и Олимпиады.

Техника ски-кросса

Является индивидуальной у каждого спортсмена, при этом остается сложной, предусматривая выполнение прыжков, объезд преград и демонстрацию крутых виражей. Скорость, которую развивают на трассе представители сильного пола — порядка 68 км/ч, а прекрасная половина — около 50 км/ч. 25% времени, затраченного на прохождение трассы, участники заезда проводят в полете после прыжков.

Прыжки делятся на несколько групп:
  • Тейбл-топ — подъем на срезанный холм (именуемый «стол») с последующим выполнением прыжка.
  • Хип — прыжок во время спуска.
  • Ву-тэнг — прыжок с холма с крутой подъемной стороной.
  • Стрейт — пологий прыжок над невысоким холмом.

Наиболее ответственным этапом заезда выступает старт. Стартуя, лыжник отталкивается от специальных перил и стремится набрать максимальную скорость. Если спортсмен замешкался на старте, выбиться в лидеры ему уже не представляется возможным. А тот, кто стартовал первым, имеет все шансы первым финишировать. Если, конечно он не сойдет с дистанции в результате падения.

Читайте также:
Как научиться кататься на лыжах? Упор, плуг, первые повороты
Трассы для заездов

Ски-кросс очень требователен к оборудованию трасс. Обычные склоны, даже дикие, для данной дисциплины неподходящие, поэтому их строят целенаправленно. Снежное покрытие должно быть идеально укатанным, а препятствия — иметь разнообразную геометрию, чтобы на них могли выполняться прыжки разных типов. Повороты также имеют различный радиус, оборудуются более или менее крутыми. Также на трассе устанавливаются специальные ворота — их необходимо проехать каждому участнику заезда.

Протяженность дистанции может различаться с учетом места ее строительства, но варьирует в промежутке от 800 до 1200 м. с перепадом высот на старте и финише 150-250 м. Лучшие трассы оборудованы в Альпах, Пиренеях, в Скандинавии и в Канаде. На них проходят состязания в рамках мировых чемпионатов.

Оборудование для ски-кросса

Самым главным инвентарем, безусловно, являются лыжи. Они имеют выраженную геометрию и развивают большую скорость на повороте не меньшую, чем лыжи для скоростного спуска. Такая характеристика, как высокая эластичность, позволяет сглаживать неровности трассы и снижает требовательность лыж к качеству покрытия. Способность мягко приземляться создается за счет того, что носок для поворотов мягкий, а задник для приземлений — жесткий. В итоге достигается больший комфорт при езде, особенно в сочетании с хорошей техникой спортсмена. Сегодня существует множество видов лыж для ски-кросса: более простые сориентированы больше на отдых, а с самыми совершенными могут справиться только мастера.

Экипировка спортсмена выступает важным фактором, влияющим на результативность, поэтому предполагает изготовление на заказ по индивидуальным параметрам. Костюм включает в себя брюки либо полукомбинезон и джемпер. Допускаются и комбинезоны. С учетом высоких нагрузок, создаваемых скоростью и аэродинамикой, одежда производится из особого трехслойного материала, обладающего водонепроницаемостью и отводящего лишнюю влагу изнутри. Швы и молнии проклеиваются, поскольку заезды нередко проходят при плохой погоде. Под верхнюю одежду обязательно надевается термобелье.

Ски-кросс запрещает присутствие на костюмах спортсменов каких-либо лишних деталей — карманов и т.п. Одежда должна быть легкой и функциональной, но она предназначена только для выступлений — находиться в ней долгое время при низких температурах нельзя. Поэтому до старта и в перерывах между заездами лыжники надевают теплые пуховые куртки и брюки.

Брюки лыжников носят название самосбросов. Их легко снять за счет молний, расположенный по всей длине штанины.

Ски-кросс — увлекательный и зрелищный спорт, что достигается, прежде всего, за счет человеческого фактора. Спортсмены несутся по трассе, постоянно взаимодействуя друг с другом, преодолевая препятствия и стремясь к победе. Многие лыжники говорят, что самое сложное в ски-кроссе — стоять на старте, сознавая, что через несколько секунд придется подрезать друга или подругу, с которыми еще вчера пили кофе и непринужденно беседовали. Неудивительно, что для преодоления собственных страхов спортсмены на тренировках совершают бейсджампинг с железнодорожного моста вниз головой.

Ски-Кросс – история, правила, экипировка

Ски-кросс – вид зимнего лыжного спорта, являющегося дисциплиной фристайла. Соревнования проводятся на специально подготовленных горнолыжных трассах. В финальных заездах лыжники стартуют по 4 человека одновременно и проходят трассу с препятствиями в виде виражей и различных трамплинов, стараясь обогнать друг друга и прийти к финишу первым. С 2010 года является олимпийским видом спорта.

Описание

Считается, что это самая сложная дисциплина фристайла, поскольку в данном лыжном спорте требуется не только отменная техника катания и прохождения препятствий, но и способность спортсмена тактически мыслить. Лыжнику важнее опередить конкурентов по заезду, нежели показать самые быстрые секунды.

Читайте также:
Горнолыжные подъёмники: виды и как пользоваться

Ски-кросс – очень зрелищная дисциплина. Он увлекает зрителей непредсказуемостью заездов, волнует опасными моментами, интригует исходом борьбы и приносит множество эмоций. Часто во время прохождения трассы лыжники падают и сходят с дистанции. Грубые помехи соперникам и агрессивное поведение запрещены, поэтому лыжники стараются обогнать конкурентов на виражах, во время преодоления препятствий.

Чемпионаты по ски-кроссу

Основные турниры международного уровня, в рамках которых проходят спортивные соревнования среди взрослых спортсменов – это Кубок мира FIS, Чемпионат мира FIS, Олимпийские игры.

Соревнования по ски-кроссу разделяются на два этапа: квалификация и финалы. Во время квалификации участники проходят трассу на время по одному. По результатам показанного на квалификации времени, в финал соревнований выходят 32 ски-кроссера мужчины и 16 женщин. Далее идет распределение на группы по 4 атлета и присвоение стартовых номеров в соответствии со временем, показанным на квалификации – красного, зеленого, синего и желтого. Цвет номера позволяет его обладателю выбрать себе стартовую калитку (ворота) – право выбирать первым есть у красного стартового номера и так далее. Женщины стартуют на той же трассе, что и мужчины. По результатам каждого заезда в следующий этап соревнований выходят 2 кроссмена, первые пришедшие к финишу. В конце соревнований, проводится два финальных заезда – в малом (или утешительном) финале участники борются за 5-8 места, а в большом финале за 1-4 места. В финальных заездах используется фотофиниш.

Зоны катания

Трассы для ски-кросса конструируются таким образом, чтобы максимально раскрыть технический потенциал лыжника, позволить ему проявить все свои спортивные качества. Поэтому на трассе встречаются повороты самых разных размеров и типов, спортсменам приходится выполнять различной длины прыжки, а также соревноваться на совершенно ровных участках трассы. Подготовленные трассы расположены на горнолыжных курортах Австрии, Франции, Германии, Канады, Швеции, Италии, Швейцарии и России. Трассы имеют протяженность от 900 до 1200 м, перепад высот от 180 до 250 м. Длительность заездов, как правило, от 45 до 60 сек, средняя скорость спортсменов – 65 км/ч.

Лыжи для лыжного кросса сочетают в себе достаточно выраженную карвинговую геометрию и способность разгоняться в повороте не хуже, чем спортивные модели для более традиционных дисциплин — слалома и гигантского слалома. Несколько большая эластичность делает их менее требовательными к качеству подготовки трасс и помогает лучше амортизировать неровности. В результате лыжи, хотя и требуют в большинстве случаев от лыжника хорошей техники катания, получаются более комфортными, более универсальными и более подходящими для свободного катания. В настоящее время производителями предлагается достаточно большое число моделей так или иначе ориентированных на лыжный кросс. Нижние модели по сути близки к обыкновенным лыжам для отдыха, а вот с верхними под силу справиться лишь профессионалам.

Оборудование для ски-кросса

Экипировка имеет ряд отличительных особенностей, поэтому не поддается стандартной градации и требует индивидуального пошива для каждого спортсмена. Как правило, экипировка (спусковой костюм), состоит из спусковых брюк (либо полукомбинезона) и спускового джемпера. Также бывают и спусковые комбинезоны. В качестве базового слоя, обязательно используется термобелье. Ввиду высоких скоростных и аэродинамических нагрузок, экипировка изготавливается из 3-слойного материала класса SoftShell с эффектом 4way-stretch и показателями водонепроницаемости и паропроницаемости не менее 10000/10000. Конструкция изделия должна быть эргономичная с регламентированным зазором. Швы и молнии изделия обязательно должны быть проклеены – так как спортсмены часто выступают в плохих погодных условиях.

Костюмы должны быть максимально функциональными и легкими, никакие лишние элементы – карманы, продувы и прочее, недопустимы, исключение – вшитый в рукав карман для ски-пасс. В данной экипировке спортсмены выступают, она не предназначена для длительного нахождения в условиях низких температурах. Поэтому перед стартами атлеты одеты в утепленные куртки/ жилеты/пуховики и брюки-самосбросы, позволяющие быстрое снятие за счет молний по всей длине внешней части штанины. Также у каждого спортсмена есть свои пожелания, влияющие на его результативность – и это также необходимо учесть, надежная экипировка является залогом высоких спортивных результатов.

Читайте также:
Микаэла Шиффрин завоевала титул олимпийской чемпионки

Крутые виражи, обгон и футбол. Что такое ски-кросс и почему это зрелищно и увлекательно

Ски-кросс невозможно спутать с любой другой дисциплиной фристайла, этот вид больше других напоминает классический горнолыжный спорт, но только на первый взгляд. В отличие от остальных видов фристайла (кроме парного могула), где по трассе движется только один спортсмен, выполняющий определенную программу, в ски-кроссе можно увидеть настоящую гонку и соперничество. Соревнования начинаются с квалификации, в которой каждый фристайлист по одному проходит трассу на время, после чего 32 лучших спортсмена распределяют по финальным четверкам. Решающий раунд турнира проходит по системе плей-офф — в каждый следующий этап проходят по два лучших ски-кроссиста из каждого заезда, и так до большого финала, в котором разыгрываются медали.

Главная особенность — это трасса, которая состоит из трех частей — стартовой секции, дистанции гонки с различными препятствиями и финишной зоны. Обязательными параметрами при строительстве трассы являются протяженность и перепад высот, а вот количество и характер фигур могут варьироваться в зависимости от фантазии конструкторов и организаторов каждого турнира. На трассе обычно строят разнообразные волны, крутые виражи, контр-уклоны, трамплины-кикеры, причем традиционно самый большой трамплин ставят в конце трассы, после приземления с него остается совсем немного метров до финишной черты. Из-за таких особенностей рельефа лыжники находятся в воздухе примерно четверть от общего времени спуска.

Родным братом ски-кросса можно назвать сноуборд-кросс — прохождение похожей трассы спортсменами-сноубордистами. Международная федерация лыжного спорта уже имеет опыт проведения совместных этапов Кубка мира, когда на одной трассе соревнуются сначала лыжники, а потом сноубордисты. Так же происходило, например, и на зимней Универсиаде 2019 года в Красноярске. Но несмотря на почти полную вешнюю идентичность, это все же разные виды — у сноубордистов другая техника, немного иначе сконструированы трамплины, немного отличается зона старта. Поэтому, несмотря на дружественность дисциплин, сразу после лыжников сноубордистов на трассу не выпускают, сначала ее немного переделывают.

Год за годом большие турниры по ски-кроссу проходят примерно в одних и тех же местах. Несмотря на то что трассу делают к каждому соревнованию, каждая из них успела обзавестись какими-то своими особенностями. Так у фристайлистов появляются любимые этапы Кубка мира, хотя, конечно, приходится быть готовым к любым конструкторским решениям.

Любимый этап или нет, но каждый из ски-кроссистов должен досконально знать трассу, на которую выходит. По словам тренеров российской сборной, если разбудить фристайлиста в ночи и попросить назвать город, где проходит турнир, то спортсмен должен сказать, как пройти трассу, какие у нее особенности, где какие виражи.

Тактика движения

Задача в ски-кроссе сформулирована максимально просто — прийти к финишу первым. На деле все оказывается сложнее, ведь помимо скорости, спортсмен вынужден правильно проходить все препятствия и следить за тем, где находятся его соперники.

Считается, что в финальной части соревнований старт составляет практически половину успеха. Выпрыгнув на трассу первым, фристайлист может занять выгодную позицию, траекторию, чтобы не допустить обгона. Но вот в квалификации, например, важнее быстрого старта становится лыжная техника, ведь если ты проиграл секунды на старте, то за счет своих умений можешь наверстать их в процессе спуска и показать хорошее итоговое время.

Читайте также:
Как выбрать горнолыжные носки

Свои коррективы в соревнования вносит погода, старт могут задержать из-за сильного тумана или ветра. Непростым условием является и слишком солнечный день, когда из-за яркого света становится сложнее рассмотреть рельеф трассы. При этом ветер и туман не являются уважительной причиной для отмены тренировок — в этом случае фристайлисты все равно выходят на снег и отрабатывают стартовую секцию, выпрыгивание.

Одним из самых зрелищных элементов ски-кросса являются обгоны, ведь, несмотря на важность быстрого старта, уже по ходу спуска спортсмены имеют возможность обгонять друг друга. Успех этого маневра зависит от параметров трассы, так как совсем не в любой ее части гонщики решаются на обгон, а также от уровня подготовки, особенностей каждого спортсмена. Каждый фристайлист четко осознает свои сильные и слабые стороны, отсюда и появляется личная тактика. Кому-то удобнее вырваться на первое место со старта и не пускать соперников в обгон, кому-то, наоборот, легче держаться за лидером и не тратить столько сил на сопротивление воздуха, но уже на последних участках обойти его.

Немного футбола

Ски-кросс с футболом роднит наличие системы красных и желтых карточек. Идея такая же — не мешай своему сопернику, иначе будешь наказан. Так, во время обгона нужно следить, чтобы не задеть никого из конкурентов, не допустить контакта или тем более падения.

Судьи во время гонки стоят и на старте, и на финише, и по ходу самого спуска, к тому же успешно действует система видеоповторов. Если спортсмену показалось, что против него во время гонки провели запрещенный прием, то на финише он поднимает руку, сообщает судье имя обидчика и в каком моменте случился спорный эпизод. После этого судьи отсматривают видеоповтор и выносят решение.

За контакт с соперником, пересечение траектории, замедление или создание помехи другим фристайлистам спортсмен рискует получить желтую карточку. Это достаточно ощутимое наказание, ведь если ты выиграл какой-либо из финальных заездов, но получил карточку, то автоматически съезжаешь на четвертое место в этом заезде.

Существуют и прямые красные карточки, но их судьи достают значительно реже. Красной могут стать две желтые карточки, полученные спортсменом в ходе одного турнира. В случае получения красной фристайлиста дисквалифицируют и не укажут даже в протоколе.

“Мы много разговариваем с ребятами об этом, что нельзя отвечать на провокации, цеплять кого-то в ответ. Стой на своем, не распускай руки, когда приедешь к финишу — там уже можно посмотреть, что тебя хватали, мешали. Но если ты начнешь цеплять соперника в ответ, то это грозит обоюдным нарушением”, — пояснил тренер сборной России по ски-кроссу Виктор Хорошилов.

Тренеры и сервис

Помимо судей на обочине трассы стоят и тренеры выступающих спортсменов. Как правило, один из специалистов находится в стартовой секции, еще один — на финише, еще один — непосредственно на трассе. Находятся они там, конечно, не из чистого любопытства, в ски-кроссе можно получить подсказку от тренера уже во время хода соревнований.

“Если мне не понравилось, как мой спортсмен сделал что-то по ходу трассы, то я могу вызвать его [по рации], сказать свое мнение. Причем общение у нас идет в формате диалога — он тоже может ответить, что, например, на этом участке не было другой возможности движения”, — рассказал тренер российской команды по ски-кроссу.

Кроме работы непосредственно на турнирах тренерский штаб отвечает за подготовку спортсменов к сезону. В силу специфики дисциплины у ски-кроссистов одна из самых разнообразных тренировочных программ. Помимо классической силовой работы в тренажерном зале, прыжков и ускорений большое внимание уделяется развитию координации и баланса. Так, все ски-кроссисты в обязательном порядке выполняют базовые элементы (сальто, кувырки, группировки) на батуте — чтобы лучше контролировать тело в воздухе во время вылета с трассы. На развитие баланса также работает слэклайн и даже жонглирование.

Читайте также:
Горнолыжные курорты России и мира

Этим летом сборная России по ски-кроссу приехала в Москву осваивать памп-трек. Это асфальтовая трасса, которая изначально предназначалась для велосипедистов, но при желании тренироваться там можно и на роликовых коньках.

Ски-кросс – это больше, чем просто горные лыжи

Дисциплину фристайла пытались отнести и к горным лыжам, и выделить как отдельный спорт. Что-то двигало ребят на то, чтобы попробовать себя в опасном и новом спорте не только для России, но и для всего мира. Первое время, в прямом смысле, пришлось набивать шишки. Тренеры и спортсмены тщательно анализировали технику прохождения препятствий, продумывали систему тренировок. Тесно взаимодействовали со строителями трасс, помогали тестировать. “Тестеры” были сравнимы с “отрядом самоубийц”. Никто не знал, какая скорость нужна для того, чтобы правильно пройти препятствие, приходилось опираться на собственный опыт, знания и везение. Порой, из-за отсутствия снега препятствия возводили из деревянных досок, фиксируемых вбитыми в снег столбами, чтобы “не сползали”, и засыпали снегом. Сейчас такое, конечно, уже не практикуют и заготовливают снег заранее. Со временем отрегулировались правила соревнований, стали обучать судей, чтобы искоренить все контактные конфликты на трассе.

Основную зрелищность ски-кроссу придает человеческий фактор, взаимодействие людей на горных лыжах, несущихся по трассе с препятствиями, где каждый желает выиграть. Поколение первооткрывателей шло на риск, ценой была не только собственная жизнь, но и твоих соперников и даже друзей по команде. Самое сложное, вставая в стартовую калитку – это осознание, что, возможно, сейчас придется “подрезать” подругу, с которой еще вчера пили кофе в любимом кафе и обсуждали обыденные вещи. И это ски-кросс, ровно как и настоящая жизнь. Наши тренировки, порой, едва граничили с адекватностью и отличались креативностью. Для того, чтобы побороть свой страх, мы прыгали с железнодорожного моста. Сначала с 10 метров в бурлящую реку, а затем с 96 метров банджи-джампинг, вниз головой.

Милой традицией в конце сборов была командная лепка пельменей и большой ужин. Сейчас часть поколения первооткрывателей ски-кросса переквалифицировалась в тренеров, строителей трасс, менеджеров. Уже который год российские спортсмены находятся в числе лидеров Кубка Мира, а победы становятся значимыми не только для атлета, но и всей страны.

Одним из лидеров российского ски-кросса является Сергей Ридзик, который уже не раз поднимался на подиум Этапов Кубка Мира в Арозе, а сейчас взял золото в Монтафоне, что очень значимо для российской сборной в канун олимпиады.

Нам удалось побеседовать с ним сразу по окончании соревнований.

– Как на тебя повлияла отмена соревнований в Арозе?
– Когда был дважды вторым в Арозе, трасса была другая, длиннее, не смотря на “шот” курс (короткая трасса), который проводится уже третий год подряд. В этом году нацелен на зарабатывание очков и получение лицензии на Олимпиаду, поэтому, 9 место по итогам квалификации, конечно, расстроило.
– Твои впечатления от первой тренировки в Монтафоне?
– По приезду в Монтафон резко испортилась погода. Мы сразу же поехали на гору, сделали просмотр трассы и остались под впечатлением от фигур, которые были больше ориентированы на бордкросс. На следующий день перенесли официальную тренировку и старт квалификации. В день соревнований, в итоге, некоторые препятствия сделали больше, были большие скорости и на одном дабле (две волны преодолеваются за один прыжок) перелетали приземления.
– В финале у тебя на пятках сидел француз, чувствовал его?
– Прекрасно! И за счет этого не давал ему проехать, постоянно напрягало, что кто-то уперся в меня и догоняет.
– Что тебя мотивирует каждый раз вставать в стартовую калитку столь рискового вида спорта?
– Когда встаю в калитку, стараюсь ни о чем не думать, а просто сделать свою работу. У каждого человека есть свои цели, свои желания. Я поставил себе свои и иду к ним. Цели поэтапные: сначала попасть в тройку на Кубке Мира, затем выиграть, следующая – это тройка на Чемпионате Мира, далее тройка на зимних Олимпийских Играх, и под эпичное завершение выиграть общий зачет Этапов Кубка Мира. Конечно, намерен побеждать, а что из этого выйдет, понаблюдаем.

Читайте также:
Эдельвейс - горнолыжная база в Петропавловск-Камчатском

А следующий Этап Кубка Мира пройдет 21 и 22 декабря, в Италии. Будем следить за успехами нашей сборной!

Что такое ски-кросс (ski cross) и его техника?

Ски-кросс.

Ски-кросс (лыжный кросс) – это вид зимнего лыжного спорта, являющегося дисциплиной фристайла.

Соревнования по ски-кроссу проводятся на специально подготовленных горнолыжных трассах, и разделяются на два этапа: квалификация и финалы.

Во время квалификации участники проходят трассу на время по одному. В финальную стадию соревнований попадают 32 лучших лыжника. Затем их разбивают на четвёрки и проводятся заезды по трассе в четвёрках. В следующую стадию выходят два участника, первые пришедшие к финишу. В конце соревнований проводится два финальных заезда. В малом финале участники борются за 5-8 места, а в большом финале за 1-4 места.

Ски-кросс зачастую сравнивается с горнолыжным спортом. В своё время включение ски-кросса в качестве дисциплины фристайла вызвало вопросы относительно правомочности отнесения ски-кросса к фристайлу, а не к горнолыжному спорту. Этот лыжный спорт имеет похожие технические элементы, потому нередки случаи перехода спортсменов горнолыжников в ски-кросс. На официальном сайте Международной лыжной федерации (FIS) говорится о том, что ски-кросс действительно вышел из ранних соревнований по горным лыжам, проводившихся в дисциплине «масс-старт».

Лыжи для ски-кросса сочетают в себе достаточно выраженную карвинговую геометрию и способность разгоняться в повороте не хуже, чем спортивные модели для более традиционных дисциплин – слалома и гигантского слалома. Несколько большая эластичность делает их менее требовательными к качеству подготовки трасс и помогает лучше амортизировать неровности. В результате лыжи, хотя и требуют в большинстве случаев от лыжника хорошей техники катания, получаются более комфортными, более универсальными и более подходящими для свободного катания.

История ски-кросса.

Родиной считается Скандинавия. В 18-м столетии передвижение там по снежным горам на лыжах являлось самым доступным способом. Внешне те лыжи существенно отличались от сегодняшних моделей спортивного назначения. Старинные образцы были короткие, использовалась одна палка. В городе Осло есть музейный экспонат – первые лыжи. Размеры их существенно разнились от сегодняшнего снаряжения – 110 см длиной при ширине 20 см.

В далеком 1843 году в Норвегии впервые были организованы соревнования по горным лыжам. Состязания проводились в дисциплинах:

– прыжки с трамплина;

– кросс по равнине.

Шли годы, спорт развивался и усложнялся. Альпинист из Австрии Матиас Здарский изобрел новый способ прохождения поворотов при спуске на лыжах – с «упорами». В 1896 году он впервые спустился на лыжах с поворотами.

В 1905 году в Альпах провели турнир по наибольшему числу поворотов.

В 1911 году на альпийских склонах Швейцарии впервые прошли состязания по горнолыжному спорту. С горы на скорость спускались сразу 10 участников.

Читайте также:
Как выбрать комбинезон для сноуборда и горнолыжного катания

На чемпионате мира 1931 года горнолыжники состязались в слаломе и скоростном спуске.

В 1936 году горнолыжный спорт был включен в программу Олимпийских игр.

Фристайл – современный лыжный спорт, к которому относят дисциплину – ски-кросс, начал формироваться позже.

В 1950-х годах, американские профессиональные горнолыжники, на горнолыжных курортах, начали в коммерческих целях проводить для зрителей горнолыжные шоу, во время которых они для развлечения зрителей начали исполнять сложные акробатические элементы.

В 1966 году уже был проведен первый турнир по фристайлу, Кубок мира – в 1978 году, чемпионат мира – в 1986 году.

В 2010 году дисциплина фристайла «ски-кросс» была включена в программу Олимпийских игр.

Ски-кросс. История появления ски-кросса.

Ски Кросс: что это такое? О виде спорта

Ски кросс – направление фристайла.

Заниматься этим видом спорта могут все профессиональные лыжники. Вне зависимости от того, в каком направлении они выступали ранее.

Например, многие спортсмены-биатлонисты успешно переквалифицировались в него. Несмотря на то, что их прежние тренировки вообще не имели ничего общего со Ски кроссом. Чтобы освоить этот вид спорта, достаточно упорно тренироваться на протяжении одного-двух лет.

В 2010 году соревнования по этому виду спорта начали проводить на Олимпийских играх.

Мы расскажем о том, что такое Ски кросс. И рассмотрим его правила, основные аспекты.

Особенности Ски кросса

Ски кросс очень популярен в наше время. Это красивый и зрелищный спорт. В основном, благодаря тому, что спортсмены совершают удивительные трюки, прыжки. И показывают необычайно красивую технику.

Во время спуска, лыжники объезжают различные преграды. Также, они маневрируют вокруг препятствий. Входят в повороты, совершают виражи.

Какую скорость развивают спортсмены в этом виде спорта?

Во время спуска по склону, мужчины развивают 68 километров в час.

У девушек скорость езды немного ниже. Она составляет 50 километров в час.

Прыжки в ски кроссе

Во время соревнований спортсмены часто совершают различные прыжки. Трюки выполняются в воздухе.

На прыжки отведено 25% общего времени заезда.

Трюки в этом виде спорта бывают следующие:

  1. Тейбл-топ . В рамках его выполнения, лыжник заезжает на специальный холм. Особенность последнего заключается в наличии обрезанной вершины. После того, как спортсмен заезжает на холм, он совершает прыжок с него.
  2. Хип. Это прыжок, который спортсмен совершает на самом спуске.
  3. Ву-тэнг. Это когда спортсмен прыгает с крутого холма.
  4. Стрейт. Представляет собой прыжок, в рамках которого лыжник прыгает с маленького холма.

Начало заезда

Самой важной частью любого заезда в Ски кроссе является его начало.

На старте лыжник должен быть собранным и внимательным, чтобы вовремя начать движение. Если он промедлит хотя бы секунду, то, с большой вероятностью, проиграет.

Чтобы начать ехать, спортсмену нужно сделать толчок от перил. После этого, он начнет катиться по трассе. И, постепенно, набирать скорость, необходимую для гонки.

Почему стартовать первым – это важно?

Часто бывает так, что спортсмен, который стартует первым, выигрывает. Его шансы на победу намного выше, чем у тех, кто начал ехать вторым, третьим, четвертым и так далее.

Первому стартовавшему успех обеспечен только в том случае, если он не упадет с лыж во время заезда.

Но, к сожалению, без происшествий завершить спуск получается далеко не всегда. Потеря равновесия – неотъемлемая часть Ски кросса. Даже самые профессиональные спортсмены падают, поскольку ездят на очень большой скорости. Им не всегда удается объехать трудные препятствия, войти в крутые повороты.

В этом виде спорта к соперникам нужно относиться уважительно. Приемы, из-за которых спортсмен может упасть, запрещены. Потому, что, если это произойдет, то вероятность получения серьезной травмы будет очень большая.

Читайте также:
Лавинная безопасность - как спасти попавшего в лавину

Как проходят соревнования по Ски кроссу?

Все турниры по этому виду спорта проходят в несколько этапов. Давайте рассмотрим их.

Квалификационный заезд

Представляет собой спуск, в рамках которого спортсмен должен проехать трассу на максимально большой скорости. Также, он должен продемонстрировать свои умения в прохождении препятствий. И пересечь финишную прямую за как можно меньший промежуток времени.

В рамках классификационного заезда, лыжники ездят по одному. Групповых спусков во время этого этапа нет.

Заезды на скорость между четырьмя лыжниками

Во время этого этапа, спортсмены соревнуются друг с другом в скорости.

В заезде участвует четыре человека.

Из нескольких лыжников формируют группу. Организаторы соревнований сортируют участников по тем показателям скорости, которые они продемонстрировали во время квалификационного этапа.

Во время гонки на скорость все четыре человека начинают ехать одновременно.

Задача лыжника – обогнать своих соперников, и дойти до финишной черты первым. Также, желательно проехать трассу без падений, за как можно меньшее количество времени.

После этого этапа, два человека, пришедших последними, будут отстранены от соревнований. Они считаются проигравшими, и дальше не проходят.

К следующему этапу будут допущены лыжник-победитель гонки, и спортсмен, который занял второе место.

Заезды на скорость довольно короткие. Они длятся максимум одну минуту.

Когда определенный спортсмен пересекает финишную прямую, специальная камера фотографирует его. Снимок передается судьям. С помощью него они определяют, кто из лыжников пришел первым.

Какие должны быть лыжи для ски кросса?

Ски кросс – специфический вид спорта. Во время него, на лыжи спортсмена оказывается огромное давление. И очень большая нагрузка.

Обычные лыжи для этого вида спорта не подойдут. Они не выдержат нагрузку и сломаются.

Поэтому, для Ски кросса нужно приобретать специальные лыжи. Они должны:

  1. Подходить для карвинга . В них спортсмен должен иметь возможность быстро поворачивать. Срезать дуги. А также оперативно маневрировать по склону. В обычных лыжах заниматься карвингом не получится.
  2. Быть прочными, а также хорошо гнуться. Это нужно для того, чтобы ребенок смог приземляться в лыжах на землю и, при этом, не сломать их.

Рекомендуем приобрести чаду любительские лыжи. Они предназначены как для новичков, так и для профессионалов.

Лыжи подобного уровня подготовки сможет использовать даже ребенок.

Профессиональные модели приобретать чаду не рекомендуем. Потому, что справиться с ними сможет только тот спортсмен, который занимается Ски кроссом на протяжении долгого времени.

Использование профессиональных моделей может быть опасно для здоровья ребенка. У него не будет получаться сбавлять скорость, маневрировать в них. Из-за этого, ребенок может упасть или врезаться во что-нибудь, получить серьезную травму.

Профессиональные лыжи можно приобретать только в том случае, если ребенок уже умеет хорошо ездить.

Особенности трасс

В этом виде спорта заезды проводятся на особых трассах. Стандартные склоны в Ски кроссе не используются.

Трассы организаторы турниров создают самостоятельно. Для каждого отдельного вида соревнований предназначен склон разной протяженности и высоты.

На трассах для Ски кросса может быть снег абсолютно любого типа. Как гладкий, так и рыхлый. На этот аспект внимания не обращают, потому что профессиональные лыжи для Ски кросса смогут справиться со снегом любого типа.

На каждой трассе для подобных соревнований устанавливаются различные преграды. Это могут быть:

  1. Холмы. Они могут быть представлены в различной форме. В треугольной, прямоугольной. Холмы нужны для того, чтобы на них заезжали спортсмены. И выполняли трюки, спрыгивая с них.
  2. Повороты. Они могут быть абсолютно любыми. Как очень крутыми, так и плавными. Также, повороты могут иметь разный радиус.
  3. Специальные ворота. Они устанавливаются для того, чтобы лыжники проезжали сквозь них и зарабатывали очки.
Читайте также:
Чертовицы – горнолыжный курорт Воронежской области

Длина трассы и перепады высоты

Длина трассы на каждых соревнованиях по Ски кроссу разная. Однако, она не может быть меньше 800, и больше 1.200 метров.

Высота трассы тоже может быть разной. Однако, она не должна быть меньше 150, и больше 250 метров.

Женщины тоже могут участвовать в турнирах по этому виду спорта. Правила проведения соревнований для них те же самые, что и для мужчин.

Лучшие мировые трассы для Ски кросса

Самыми лучшими склонами для Ски кросса являются трассы, которые расположены в:

  1. Альпах.
  2. Канаде.
  3. Скандинавии.
  4. Пиренеях.

И других государствах.

Самые популярные турниры по Ски кроссу

Существует ряд важных и авторитетных турниров, победить в которых мечтает каждый лыжник. Среди них:

  1. Кубок Мира. На соревнования этого масштаба приезжают спортсмены со всех уголков планеты.
  2. Чемпионат мира. В нем тоже участвуют лыжники из разных государств.
  3. Олимпийские игры. Для этих соревнований страны формируют сборные, состоящие из своих лучших спортсменов по Ски кроссу. Лыжники отправляются на турнир, чтобы побороться за золото со своими зарубежными “коллегами”.

Ски кросс действительно является молодым видом спорта. Он был создан в 2010 году, но за короткий промежуток времени обрел большую популярность.

Соревнования по этому направлению проводятся в каждом государстве. Отдать ребенка на Ски кросс будет отличным решением. Он сможет развить свои физические способности и, в перспективе, завоевать золото на Олимпийских играх. За это он может получить большой гонорар.

В большинстве городов России есть секции по Ски кроссу. В них ребенка научат этому виду спорта за приемлемую стоимость.

Экипировка для Ски кросса стоит довольно много. Однако, если ребенок будет заниматься усердно, его будущие достижения окупят вложения. Он будет зарабатывать много денег. И даже сможет стать мировым чемпионом.

Рекомендуем в обязательном порядке присмотреться к этому направлению фристайла!

На портале Vikids вы можете:

Ски-кросс — что это, история, техника катания, особенности снаряжения

Вы слышали про Ски Кросс? Это самая младшая дочь в семье лыжных дисциплин, она зашла через дверь фристайла в 2003 году. SX, где S это Ски, X это Кросс. Официально зарегистрированная FIS дисциплина, наиболее полное знакомство с которой произошло в 2010 году в Ванкувере, когда она была первый раз включена в Олимпийскую программу соревнований.

Если кто помнит фантастический, немного агрессивный фильм 80-х годов «Роллербол» режиссера Нормана Джуисона? Атмосфера на Ски Кроссе похожа на Мотокросс: участники с ножами в зубах рвутся к победе, но победитель только один.

Ski Cross — это одно из соревнований по фристайлу, в котором четверо лыжников стартуют одновременно и соревнуются друг с другом, преодолевая сложный спуск длиной около километра, на котором построены искусственные препятствия, бугры, трамплины и крутые повороты.

«Давайте пройдем этот трек и посмотрим, кто придет первым на спуске» — эта фраза, которая в полной мере описывает вид лыжного спорта Ski Cross. Он родился на самых первых соревнованиях по горнолыжному спорту, которые включали в себя так называемые «масс-старты». Само понятие «масс-старт» или массовый старт было изобретено в 60-х годах прошлого века группой британских лыжников на «адской» трассе в городке Мюррен в Швейцарии, туристической Мекке, находящейся на высоте 2970 метров на уровнем моря, недалеко от горы Шилторн. Надо заметить, что здесь расположен знаменитый ресторан Piz Gloria, в котором снимались некоторые сцены знаменитого фильма о Джеймсе Бонде — агенте 007 «На секретной службе ее величества».

Читайте также:
Северное Бутово - горнолыжный комплекс в Москве

Современные варианты концепции «масс-старта» практикуются в сноуборде и в мире горнолыжного спорта с 1990 года.

Из-за своего мало формального нетрадиционного формата Фристайл Ски-кросс зарегистрирована в FIS (международной федерации лыжного спорта) как один из типов фристайла, где спортсмены соревнуются группами по 4 или 6 человек в комбинации фристайла и альпийских лыжах.

Поначалу проходят квалификационные заезды, на которых лыжники стартуют по одному. Затем начинаются соревнования в группах из четырех участников. В следующий тур проходят те, кто пришел первым и вторым.

В четверть-финале, полуфинале и финале соревнуются по 4 спортсмена. В так называемый «Большой Финал» выходят спортсмены, занявшие 1, 2, 3 и 4 места, в «Малом Финале» побеждают спортсмены с 5-го по 8-е место.

В настоящее время участники таких соревнований выступают в дисциплине «горнолыжный спорт», а сами соревнования проходят на тех же трассах, что и соревнования по сноуборд-кроссу.

Лучшие трассы, на которых проводятся чемпионаты мира, расположены в Европе, а точнее в Альпах, Пиренеях, в Скандинавии, и в Канаде.

Километровая трасса для ски-кросса построена так, чтобы спортсмены показали свои навыки в прохождении разного рода препятствий, включая виражи на крутых поворотах, объезды, прыжки. Трасса проходится на большой скорости, и 25% времени спортсмены проводят в полете. Существуют разные типы прыжков в этой дисциплине:

  • тейбл-топ — когда спортсмен, поднимаясь на холм со срезанной в виде стола вершиной, прыгает с него;
  • хип — прыжок на спуске;
  • ву-тэнг — представляет собой прыжок с холма с крутой подъемной стороной;
  • стрейт — пологий прыжок над невысоким холмом с пологими длинными сторонами.

Физическая выносливость и сила являются ключевыми факторами для этой дисциплины. Побеждающие проходят 4 или 5 заездов, каждый из которых длится около 60 секунд.

Очень ответственным моментом в ски-кроссе является старт, обычно тот, кто выбился в лидеры с первых секунд, приходит первым, если только не упадет.

Из-за того, что препятствий много, а скорости высокие, в FIS для ски-кросса прописаны Правила, в которых запрещается грубое обращение между участниками на трассе.

Что представляет из себя трасса для ски-кросса

  • длина 800 — 1200 метров;
  • перепад высот 150-250 метров;
  • трасса одинакова и для мужчин и для женщин;
  • трасса состоит из серии разного рода препятствий разной высоты и геометрических форм;
  • 50% трассы состоит из поворотов различной сложности;
  • 25% специальных ворот, в которые обязательно нужно попасть и очень крутых виражей;
  • 25% трамплинов высотой от 1 до 4-х метров и приземлений;
  • на старте используются ворота, от которых спортсмены должны с силой отталкиваться;
  • для определения скорости используется хронометр;
  • очень часто бывает трудно определить победителя и для этого используется «фотофиниш».

Какое снаряжение должно использоваться в ски-кроссе

  • лыжи GS с мягким наконечником (в Правилах FIS не прописана обязательная длина и боковой радиус лыж);
  • лыжные ботинки на надежных креплениях (Правила FIS);
  • не допускается участие в соревнованиях в слитном лыжном костюме;
  • верхняя одежда должна быть легкой и состоять из верха и низа;
  • обязателен body Protector (защита для спины, локтей и коленей), обычно надевается под верхнюю одежду;
  • обязательны каски.

Турниры

Самые знаменитые и почетные турниры, в которых мечтает поучаствовать каждый спортсмен, выступающий в направлении ски-кросс, — это Кубок мира, Чемпионат мира и, конечно же, Олимпийские игры.

Можно сказать, что SKI-cross, несмотря на свою молодость, очень популярен благодаря своей зрелищности, и набирает все больше поклонников по всему миру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: