Дайвинг в Крыму: затонувшие корабли Черного моря

Эхо морских трагедий. Какая история хранится на дне Чёрного моря

На минувшей неделе информационное поле буквально «взорвала» новость об обнаружении вблизи Севастополя 125-метрового византийского судна. Причины и время крушения корабля предстоит установить ученым. Но уже сейчас специалисты утверждают, что нынешнее открытие станет самым значимым в истории за последние столетия. Чёрное море хранит в себе много тайн трагических исчезновений кораблей, самолётов и немало легенд.

«АиФ-Крым» рассказывает о самых известных подводных «достопримечательностях» полуострова.

Морской сопромат

Обречённый корабль уходил на дно. Люди пытались ухватиться за пляшущие на волнах обломки, их крики заглушал ветер и треск ломающегося дерева. В трюме, глухо ударяясь друг о друга, покатились амфоры.

Некоторым из них суждено уцелеть после крушения, после того, как вода «съест» сам корабль и человеческие кости. Они пролежат на морском дне тысячелетия, вода растворит запечатанные смолой деревянные пробки, и только слой винного камня на стенках расскажет об их содержимом.

То, что античные корабли у берегов Крыма — редкие находки, объясняется только лишь хрупкостью материала, из которого их строили: места крушений часто определяют по остаткам груза, большую часть которого составляли керамические сосуды. В них привозили вино и оливковое масло, увозили крымское зерно и засоленную рыбу.

Условия же для сохранения самого судна (достаточная глубина, илистое дно, отсутствие подводных течений), совпадают нечасто. Поэтому каждая находка деревянного корабля — античного, византийского, генуэзского, событие значимое.

Остатки дерева довольно чётко обрисовывают остов небольшого корабля, в нём всего около 40 метров. Видны две уцелевшие мачты, торчащие из уключин вёсла, фрагменты каких-то сосудов. «Этот корабль в научный оборот вошёл как «Форосский византиец», — рассказывает Игорь Ткачёв, методист по научно-просветительской работе Черноморского центра подводных исследований. — Он был обнаружен шесть лет назад, во время испытания подводного аппарата «Софокл». Названного в честь древне­греческого драматурга робота решили не просто испытать, а использовать для обследования участка дна недалеко от мыса Форос, районе вероятного древнего судоходства. И аппарат обнаружил затонувший корабль, для своего возраста — около тысячи лет, тот был в прекрасном состоянии».

Намного чаще кораблей встречаются якоря — как примитивные, просто камни с отверстиями, так и основательные, свинцовые, имевшие некогда и массивные деревянные части.

Удивительно, но море время от времени «отвергает» вроде бы логичные закономерности, выведенные людьми. У него своя «теория сопромата», сохраняются иногда невероятно хрупкие вещи. Не только фарфоровая посуда, бомбы времён Крымской войны, к счастью, «обезвреженные» самим морем, или, например, лекарства из судового лазарета. «Вот это — единственное, что осталось от корабля, — показывает Игорь Ткачёв на самую обычную деревянную лопату. — Корабль, по нашим оценкам, XVIII века, вёз груз зерна, затонул на небольшой глубине. Всего за какие-то 250 лет корабль был полностью «съеден» солёной водой. Зерно полностью окаменело, когда наши специалисты брали пробы, то наткнулись на лопату, забытую когда-то матросами в куче зерна».

Письма со дна

Нехорошо читать чужие письма, но у нас есть оправдание: теперь оно, вместе с другими письмами, дневниковыми заметками, инструкциями и приказами командования — музейные экспонаты. Они пролежали на дне моря 90 лет, были подняты с миноносца «Лейтенант Зацарённый». Кстати, имя корабль получил в честь Измаила Зацарённого, прославившегося успешным применением минного оружия в боевых действиях на Чёрном море и Дунае. И, какая ирония судьбы, стальной тёзка «минного офицера»… подорвался в 1916 году на немецкой мине, не дойдя до острова Змеиный, погибли 44 члена экипажа, в том числе, и командир Павел Штильберг.

Именно в его каюте оказался самый настоящий клад: под слоем водорослей — стеллажи с книгами: инструкции, приказы, личные записи. Пришлось разрабатывать технологию реставрации документов, пролежавших столько времени в морской воде.

Легенды и находки

Трудно, наверное, найти крымчанина, который бы не знал историю про британский корабль «Принц», окрещённый в народе «чёрным», который в 1854 году затонул во время шторма в Балаклавской бухте. Воображение современников и потомков будоражили полумиллиона фунтов стерлингов золотом, по одной версии, до сих пор не найденные, по другой — заблаговременно выгруженные англичанами. Искали золото итальянцы, русские, советский ЭПРОН, японцы — безуспешно.

Впрочем, приезжающим в Крым туристам рассказы про «Принца» нравятся. Поэтому в прошлом году Игорь Ткачёв, проводивший экскурсию для челябинцев, был удивлён, когда сибиряки заявили, что про этот корабль отлично знают. Оказывается, в Челябинске есть своя легенда: что английское золото с «Принца» таки подняли в советское время, и именно на эти деньги в 30-е годы был построен Челябинский тракторный завод!

Кто знает, что последний в России колёсный пароход «последнюю пристань» нашёл у берегов Крыма? Роскошное судно «Генерал Коцебу» (названное в честь Новороссийского и Бессарабского губернатора) 16 апреля 1895 года у мыса Тарханкут столкнулся с транспортом «Пендераклия» и затонул. Но в тот день на корабле пассажиров не было, команда спаслась. А мы сегодня можем увидеть, какой комфорт обеспечивали на «генеральском» судне. Пусть уже не сверкает «морской самовар» — особой формы нагреватель для кипятка, потускнели столовые приборы с клеймом пароходного общества. Эти и многие другие предметы подняли с корабля сотрудники Черноморского центра подводных исследований.

Читайте также:
Подводный фонарь с креплением на маску

Чёрное море иногда позволяет узнать о судьбе каких-то «пропаж». Например, были случаи, когда затонувший объект обнаруживали очень глубоко — как пропавший в советское время вертолёт, взлетевший с авианесущего крейсера «Киев». Он нашёлся на глубине тысячи метров, замечательно сохранился.

А вот другому нераскрытому исчезновению нашего времени в следующем году исполнится двадцать лет. Рыбацкий сейнер САОР-3 с шестью членами экипажа на борту вышел в море из Севастополя и не вернулся, сигнал бедствия не подавал. Его судьба остаётся неизвестной.

То ли легендой, то ли байкой считался долгое время рассказ о самолёте «десяти генералов». Якобы, когда советские войска освобождали Севастополь и шла эвакуация высшего командного состава, в один из самолетов загрузили таинственные железные ящики. Версии — разные: в них было, золото, предметы искусства, оружие, награды… На этом же самолете пассажирами были 10 немецких генералов. Но далеко он не улетел, был сбит и рухнул в одну из севастопольских бухт. Дайверы, изучавшие Камышовую бухту, действительно видели и самолет типа «Дорнье», и видневшиеся внутри железные ящики. Похожий самолет поднимали со дна бухты, но никаких ящиков там не было.

Одна из самых масштабных морских трагедий — гибель теплохода «Ленин» в июле 1941 года. Этот корабль шел из Одессы и был переполнен беженцами, в основном – евреями. До сих пор точно неизвестно, подорвался ли он на мине, или погиб во время авианалёта. На дно он унёс несколько тысяч жизней. Байки и легенды о «Ленине» утверждают, что трюм корабля был загружен слитками металла — медью или бронзой, а среди пассажиров были представители музеев, эвакуирующие ценности. К сожалению, эта «слава» привлекает к теплоходу, лежащему на глубине более 90 метров, мародёров.

Подводные мародёры

«К сожалению, у берегов Крыма не редки факты подводного мародёрства», — рассказывает заместитель директора по научной работе Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.

По словам учёного, такое «вредительство» имеет два направления. Первое связано с народным менталитетом — взять из воды любой сувенир, лишь бы было.

«Я лично не раз наблюдал во время погружений, как другой дайвер просто отламывает под водой кусок борта. Думаю, он сам не понимал, зачем ему кусок металла, но он считал нужным прихватить его «на память». Но у обычного аквалангиста нет навыков реставрации предметов, долгое время пролежавших под водой, поднятые дайверами предметы через некоторое время полностью разрушаются. Получается, что мы, исследователи, историки, теряем определенный пласт информации. Часто поднятые из моря вещи просто сгнивают где-нибудь в гараже. Не раз я читал на форумах, что какие-то люди поднимали судовые документы, и те просто сгнивали», – рассказывает Вахонеев.

Вторая сторона мародёрства — работа «металлистов», людей, промышляющих добычей металла. Они распиливают целые суда и корабли, нанося максимальный вред.

Черноморский центр подводных исследований ведёт разъяснительную работу с дайвинг-центрами о правовом поле использования затонувших кораблей в качестве туробъектов. Подводных туристов предупреждают: нырять можно и смотреть, а вот проводить какие-либо работы на них запрещено.

Заммдиректора центра напоминает и про этические нормы. Ведь почти каждый затонувший корабль или самолёт — отзвук какой-то трагедии, а затонувший корабль, скорее кладбище, чем музей.

«При работе с объектами, на которых массово погибли люди, следует руководствоваться законами об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, а также законом о похоронном деле. Существует и в Уголовном кодексе статья о разграблении могил. На Чёрном море погибло много судов и кораблей с сотнями и тысячами людей на борту. К примеру, когда мы исследовали подводную лодку «Щ-216», на ней погибли 47 членов экипажа, то именно из этических норм не совершили проникновение внутрь, несмотря на соблазны получить документацию из лодки. Лодка стала подводной братской могилой, и доступ внутрь закрыт навсегда», – рассказывает Вахонеев.

При этом учёный признаёт, что даже на его памяти за последние любимые для погружений рэки (подводные объекты) сильно изменились, многие из них в буквальном смысле разграблены.

Рэки Крыма

Полуостров Крым, за обладание которым произошла не одна война, не может не хранить у своих берегов затопленных объектов – свидетелей тех далеких событий. Несомненно, именно рэк-дайвинг (wreck-diving) на Черном море является изюминкой дайвинга не только в Севастополе и Балаклаве, но и во всем Крыму.

Читайте также:
О ластах

Однако, большая часть объектов, многие из которых представляют историческую ценность, находятся за пределами начального дайверского уровня, но возможность увидеть эти исторические памятники стоят потраченных ресурсов для достижения этого уровня.

Наш дайвинг центр располагает всеми ресурсами, необходимыми для того, чтобы организовать погружения на объекты рэк-дайвинга (wreck-diving) в Крыму (и в частности, в Севастополе и Балаклаве). Для организации рэк-дайвинг (wreck-diving) туров по Севастополю, Балаклаве и всему Крыму — обращайтесь к нашим инструкторам.

Рэк дайвинг – погружение на затонувшие объекты Крыма (корабли и самолеты)

Программа РЭКИ СЕВАСТОПОЛЯ

Программа охватывает практически все самые интересные затопленные объекты Севастополя. Необходимый уровень – NDL Universal Diver, PADI AOWD + Deep или аналоги.

Mинный заградитель ДООБ

Трагедия, случившаяся в 1942 году 11 февраля неподалеку от бухты Камышовой, в следствии взрыва подводной мины, унесла на морское дно минный заградитель «Дооб», построенный в 1926 году. Созданный как судно для перевозки пассажиров в порту Новороссийска, в следствии был переоборудован для военных целей в минный заградитель. Глубина 20 метров.

Транспорт БОРИС

Утверждают , что это болгарский транспорт “Борис”. В 20-х годах здесь проводились учебные спуски водолазов ЭПРОНа. Был взорван и затоплен в 70-х годах, для съемок эпизода с тонущим кораблем в фильме «Юнга Северного Флота». Глубина 18 метров.

Торпедный катер Г-5

Торпедный катер Г-5, длинной 15 метров взорванный в Карантинной бухте во время Великой Отечественной войны. Глубина 18 – 20 метров.

Гидроплан ДОРНЬЕ Do.26

Ориентировочно в 1943 году самолет Дорнье был сбит береговой системой охраны и разбился в районе Казачьей бухты. Обломки самолета раскиданы на расстоянии от 49 до 105 метров. В данный момент сохранились крылья и фюзеляж заиленный, но имеющий вход внутрь через носовой отсек.

Сухогруз ВИНОВОЗ

В ласпинской бухте, в районе мыса Айя находятся обломки некогда массивного 130 метрового греческого судна перевозившего вино в больших количествах, это охарактеризовало название этого рэка. Останки корабля расположены недалеко от берега и разбросаны до 21 метра. Хорошо сохранилась винтовая часть судна.

Немецкий транспорт ВОЛГА-ДОН

У берегов поселка Витино, расположенного около Национального космического центра, на глубине 30 метров со времен Великой Отечественной войны лежит затопленный немецкий транспорт ВолгаДон — один из самых зрелищных рэков Черного Моря.

Болгарский транспорт ВАРНА

Транспорт “Варна” получил свою жизнь в 1937 году в государстве, союзном немецким захватчикам — Болгарии. В ходе транспортировки боеприпасов немецким войскам в Крым, в сопровождении внушительного охранного конвоя, состоящего из эсминца, подводных лодок, тральщиков и минного заградителя встретил отпор и был торпедирован советской подводной лодкой класса Д-4. 2 точно выпущенные торпеды нашли свою цель и спровоцировали взрыв боеприпасов, после чего корабль начал идти ко дну. Теперь останки хранит Черное море, на траверзе Евпатории.

Транспорт ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ

16 июня 1916 в районе мыса Тарханкут был потоплен затаившейся миной двухмачтовый, двухпалубный грузопассажирский пароход «Цесаревич Алексей Николаевич», поставленной предположительно германо-турецким крейсером «Бреслау».

Охотник UJ-102

Затонул 15 декабря 1943 года в результате собственной ошибочной атаки на лежащий неподалеку затопленный, не за долго да этого, транспорт Santa Fe.

Транспорт SANTA FE

Причиной гибели, произошедшей в ноябре 1943 года считается подрыв на мине, выставленной советской подводной лодкой.

Подводная лодка типа «М» — ХII серии

1957 год, район береговой линии Качи, при проведении учебных стрельб, в ходе испытания военных систем Противолодочной Ударной Группировки, была уничтожена военная подводная лодка типа «Малютка», самая маленькая на тот момент на вооружении Советов . Со временем ее использовали как учебную мишень, для проведения стрельб по подводным и надводным объектам.

Пароход АЛЕКСАНДР I

Не глубокий (4-14 метров) и поэтому плохо сохранившийся пароход.

Подводная лодка ГАГАРА

24 сентября 1916 на верфи города Николаева, с эллинга отделения Балтийского завода «Наваль», была выпущена подводная лодка класса «Гагара». Обладая на то время поистине гигантскими размерами в 68 метров длинной и шириной 4,5. По сути, она была создана для выполнения самых передовых военных задач, но выйти в боевой поход ей удалось всего лишь раз, успешно торпедировав пароход «Vatan». 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования лодка была выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

Подводная лодка НАРВАЛ

Созданная и разработанная по проектам Невского судоремонтного завода, заказанная Морским техническим комитетом, ПЛ «Нарвал» получила свою жизнь 11 апреля 1915 года. Разрабатывалась как лодка, имеющая средний ход и большую дальность судоходства. За свою историю совершила немало побед над вражескими суднами. 1 мая 1918 года была захвачена немецкими завоевателями, но уже 24 ноября была возвращена в состав Красного Черноморского флота. Была затоплена на внешнем рейде Севастополя 26 апреля 1919.

Читайте также:
Приключения тела - испытание морской болезнью

Подводная лодка КАШАЛОТ

22 августа 1915 года с верфи города Николаева была спущена на воду лодка «Кашалот». с экипажем в 47 человек была отправлена в Севастополь для вступления во 2-ой дивизион подводных лодок. Лодка имела диверсионные задачи и умело с ними справлялась на морском пути из Константинополя в Зунгулдак. 16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. В дальнейшем была захвачена англо-французскими войсками. Так же как и лодки «Нарвал» и «Малютка» была взорвана на рейде Севастополя.

Подводная лодка СКАТ

16 декабря 1917 года зачислена в состав Красного Черноморского флота. В феврале 1918 года выведена из действующего состава, законсервирована и сдана Севастопольскому военному порту на хранение. 16 декабря 1917 года зачислена в состав Красного Черноморского флот. 24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо-французского командования. Так же как и ее «сестры» была затоплена на внешнем рейде Севастополя.

Миноносец ЖИВУЧИЙ

Эскадренный миноносец «Живучий» заложенный в 1902 году и создававшийся по прототипу 350 тонного миноносца « Буйный» . На воду его спустили в мае 1904 года, а уже 1906 был введен в состав списков судов Черноморского флота. За годы службы уничтожил порядка 46 неприятельских судов. Погиб, расколовшись на мине, выставленной германской ПЛ «UC 15 . Место затопления: траверз Камышевой бухты.

Наливной танкер МАККАВЕЙ

Наливной танкер «Маккавей» был создан в 1900 году и предположительно назван в честь еврейского полководца-Иуды Маккавея. В Севастополе оказался в ходе перевозки груза мазута, но дойти до порта было не суждено, немецкая мина взорвавшись сильно повредила обшивку днища что и привело к гибели корабля. Данный объект покоиться на глубине 108 метров в акватории Черного моря, близ Севастополя с 1914 года.

Парусник «AGNES BLAIKIE» («Агнес Блейки»)

Agnes Blaikie , созданный в британском порту в 1841 году, как торговое судно, был зафрахтован правительством Британии, для осуществления доставки груза в Крым и 22.01.1855 года вышел из Темзы, перевозя на своем борту пушечные ядра и большое количество угля для английских войск в Крыму. На подходе к Балаклаве столкнулся с колесным пароходом HMS Medina. Началось кораблекрушение, большей части экипажа удалось спастись, остальные же остались покоиться на глубине 84 метров.

Пароход ИГНАТИЙ ПРОХОРОВ

В восьмом месяце 1886 года руками английских судостроителей был создан грузовой пароход под названием «Wearmounth». Но в дальнейшем был продан и прибыл в порт города Одесса, где уже и был переименован в привычное для нас название «Игнатий Прохоров» в честь известного шахтодобытчика. Свой последний рейс пароход совершил в 1918 году. Подводная мина поставила точу в надводном существовании корабля. Теперь 70-ти метровое судно покоится близ Севастополя на глубине 92 метров и представляет собой «музей». Имеется очень много возможностей для проникновения внутрь корабля.

Грузопассажирский пароход ЛЕНИН

Гибель пассажирского парохода наступила в результате подрыва на советской мине, из-за ряда ошибок лоцмана. События эти произошли вблизи самой южной точки Украины — мыса Сарыч. Буквально в полночь взрыв мины унес на дно Черного моря множество жизней и груз ценных металлов.

Теплоход TOTILA

10 мая 1944 года «Totila» подошел к берегам города Севастополя чтоб эвакуировать часть оставшихся войск и населения германской принадлежности. Приняв на свой борт немалое количество желающих покинуть оккупируемую территорию, корабль был атакован и потоплен советской авиацией.

Как видите дайвинг в Крыму и особенно рэки Крыма разнообразны и весьма интересны. Обращайтесь в дайвклуб МАТЕРЫЕ БОБРЫ (Севастополь, Крым) и не пожалеете.

Дайвинг на Черном море: лучшие места для погружений в Крыму и на Кубани

Дайвинг на Черном море — отличный способ нескучно провести отпуск, испытать яркие эмоции, пообщаться с единомышленниками и полюбоваться подводными красотами. Мест для погружения в акваториях больших и маленьких курортов великое множество, поэтому так сложно сделать выбор в пользу той или иной локации.

Погружение у берегов Евпатории. Фото: m2now.com

Тем, кто еще не определился, куда нырять и что исследовать, мы расскажем о самых захватывающих дайвинг-маршрутах, которые может предложить черноморское побережье Крыма и Краснодарского края.

Евпатория

Почему здесь?

Казалось бы, в Евпаторию едут оздоравливаться, лечиться и отдыхать, и песчаное мелководье не сулит аквалангистам неписаных красот. Ан нет! У берегов и в окрестностях города-курорта спрятаны подводные диковинки и затонувшие суда, составляющие золотой фонд рэк-дайвинга полуострова.

Где погружаться?

В самой Евпатории погружения проходят неподалеку от Нового пляжа, расположенного при въезде в город, однако, большинство аквалангистов выбирают полуостров Тарханкут — колыбель крымского дайвинга. Благодаря уникальному строению побережья здешние скалы изрезаны пещерами, гротами и туннелями, которые расположены как над водой, так и на глубине.

Читайте также:
Как выбрать подводный фонарь для подводной охоты и дайвинга

Обилие подводных локаций на Тарханкуте просто поражает: это и сорокаметровая арка, где снимали «Пираты XX века», и подводный музей «Аллея вождей» на мысе Чауса, и «Бутылочка» — пещера с вертикальным входом, и скала «Крокодил». Идеальным местом для ночных погружений станет подножье Тарханкутского маяка, а также «Аллея якорей».

Между тем, самая живописная локация на Тарханкуте — это «Чаша любви»: природный бассейн, соединенный с морем узким тоннелем. Через него в знаменитом фильме «Человек-амфибия» красавец-Ихтиандр выплыл в открытое море.

Что посмотреть?

Помимо природных красот и подводных музеев в акватории Евпатории можно исследовать:

  • сухогруз «Ibragim-Y», который сел на мель рядом с Тарханкутским маяком;
  • двухпалубный товаро-пассажирский пароход «Цесаревич Алексей Николаевич»;
  • немецкий транспорт «Волга — Дон»;
  • немецкий охотник за подлодками «UJ-102»;
  • болгарское транспортное судно «Варна»;
  • загадочное скальное образование «Затерянный город».

Аллея вождей на Тарханкуте. Фото: cdni.rbth.com

Севастополь

Почему здесь?

Во-первых, в Севастополе можно погружаться в окрестностях города, в Балаклаве, а также на мысах и бухтах. Во-вторых, кроме культурно-исторической привлекательности этого региона, он служит образцом восхитительной природы полуострова в том самом живописном сочетании моря и гор. В-третьих, вода в акватории города-героя прозрачная, с хорошей видимостью и богатой ихтиофауной.

Где погружаться?

Выбор дайвинг-локаций в Севастополе поистине бесконечен: на дне мыса Херсонес и в Карантинной бухте встречаются осколки античной керамики (амфор, пифосов, чаш), много якорей, а также картечь и пушечные ядра. Здесь же, у Херсонесского маяка не грех понаблюдать за скатами, камбалами, стайками зеленух и горбыля.

Мыс Фиолент славится пещерами, гротами и каменными хаосами, между которыми резвится рыба. Недалеко от берега возвышаются две скалы-сателлита — Пилат и Орест, уходящие под воду на 12 метров. В одном из утесов скрывается сквозной грот, через который любят проплывать дайверы. Еще одна популярная локация расположена напротив Яшмового пляжа — это подножие «Камня-монаха» или Георгиевской скалы, — конусовидного валуна, на вершине которого установлен православный крест.

Балаклава — дайверская Мекка с массой удивительных мест для погружения. Среди них — Екатерининский грот, расположенный на глубине 4-9 м, Пещера Дракона в виде оскаленной головы мифического ящера, Затерянный мир — сказочная локация с гигантскими камнями и гротами.

На мысе Айя аквалангисты могут наблюдать удивительное природное явление — морской сифон или «Паровую машину». Из отверстия в отвесной скале вода вырывается с брызгами и пеной, напоминая шумный выброс пара в паровых агрегатах начала XX века.

Что посмотреть?

Для любителей рэк-дайвинга в Севастопольском регионе организуют подводные экскурсии к таким объектам как:

  • сухогруз «Юнга Северного флота» на 35 береговой батарее;
  • сухогруз «Виновоз», возле Ушаковской стенки в Балаклаве;
  • советский пароход «Ленин» на мысе Сарыч;
  • минный заградитель «Дооб» в Камышовой бухте;
  • самолет Германских ВВС «Доронье Do.26» в Казачьей бухте.

Дайвинг в акватории Севастополя. Фото: wow.krym.ru

Судак

Почему здесь?

  1. Водный мир у побережья Судака богат и разнообразен, никаких «вредителей» экологии здесь нет, а море почти всегда чистое и прозрачное.
  2. Древний город пережил не одну цивилизацию, каждая из них оставила следы как на суше, так и в морских глубинах.
  3. Со многими локациями Судака связаны мифы и легенды, которые (а вдруг) поможет разгадать водная стихия.

Где погружаться?

Одно из лучших мест для дайвинга в Судаке — Капсельская бухта, в восточной части которой аквалангистов поджидает сюрприз — подводная «лифтовая башня». Скальное сооружение представляет собой вертикальный проем, в нижней точке которого находятся три выхода из грота. Неподалеку расположены: «кладбище якорей», подводный риф и абордажные пушки.

На мысе Меганом можно познакомиться с обитателями глубин (медузами, скатами и рыбами), заглянуть в подводный грот или найти остатки античных поселений и посуду тех времен — пифосы и амфоры. Еще одна достопримечательность мыса — Акулий плавник: выступающая из моря скала, гладко отшлифованная волнами. По форме напоминает тот самый плавник, который сигнализирует о приближении хищницы.

Излюбленные места для дайвинга в Новом Свете — бухты Голубая, Синяя и Зеленая, а также подножье горы Сокол — древнего кораллового рифа. В акватории поселка исследователей ждет череда роскошных гротов и подводные озера, узкие тоннели и крупноглыбовые завалы, и еще много крабов, рапанов и мидий.

Что посмотреть?

Наиболее интересные подводные экспонаты:

  • украинский сухогруз «Вера Волошина» (Капсель);
  • затопленный торпедный катер (Капсель);
  • затонувшая галера XIII века (Новый Свет).

Дайвинг в Судаке. Фото: в-тур.рф

Феодосийский регион

Почему здесь?

Романтичная Киммерия, воспетая Максимилианом Волошиным, славится не только голубыми холмами и виноградными плантациями. Оказывается, подводная жизнь у здешних берегов бьет ключом и открывает тайны лишь самым отчаянным исследователям.

Где погружаться?

Феодосийское побережье предлагает массу вариантов увлекательных погружений в морские глубины. Опытные аквалангисты начинают покорение подводного царства с мыса Кийик-Атлама, у оконечности которого расположен островок Иван-Баба. Между ним и мысом проходят естественные «ворота», войти в которые — мечта каждого дайвера.

Читайте также:
Российский дайвер занял восьмое место на соревнованиях по клифф-дайвингу в Португалии

Следующая точка подводного приключения — Коктебель, точнее, мыс Мальчин, относящийся к акватории Карадагского заповедника. Море у подножья древнего вулкана напичкано осколками амфор, россыпями валунов и сквозными гротами. Здесь же из воды выступает символ поселка — арка Золотые ворота, которая в солнечных лучах приобретает цвет благородного металла.

Вокруг отвесных уступов «Черной горы» резвятся дельфины, играя с любимой добычей: кефалью, ставридой, барабулей и сарганом. Напротив Тихой бухты из воды выступает «Скала каменная» (в народе — «Краб-камень»), нижние стенки которого облеплены мидиями. А вот охотиться на рапанов лучше у конусовидной Скалы Рапан, расположенной в полукилометре от мыса Мальчин.

Что посмотреть?

Подводные артефакты Феодосийского района:

  • самоходная баржа, корабль «Жан Жорес», причал старой нефтебазы и пароход «Кара Кермен» (Феодосия);
  • тоннели завода «Гидроприбор» (мыс Кийик-Атлама);
  • кладбище амфор (мыс Ильи);
  • искусственный риф «Атлант-М» (Коктебель).

Дайвинг у подножья Кара-Дага. Фото: koktebel24.info

Южный берег Крыма

Почему здесь?

ЮБК — место сосредоточения самых популярных курортов Крыма, с развитой инфраструктурой и обилием дайвинг-центров. Кроме того, сюда удобно добираться из любой точки полуострова, здесь много достопримечательностей, а глубины скрывают огромное количество пещер.

Где погружаться?

Лучшие дайвсайты Южнобережья:

  1. Голубовские гроты, расположенные около поселка Лазурное (Большая Алушта). Представляют собой череду подводных пещер, образованных валунами.
  2. Утес Карасан. Скальные образования с замысловатым рельефом и обилием морских обитателей — моллюсков, рыб и крабов.
  3. Аю-Даг. Отвесные стенки Медведь-горы усеяны подводными гротами, многие из которых находятся на глубине 25 м и покорятся только опытным дайверам.
  4. Бухта Ласпи — райский уголок между мысом Сарыч и бухтой Айя. Славится кристально чистой водой, каменным садом, где снимали картину «Человек-амфибия» и обилием крабов, рапанов, мидий и рыбы.
  5. Адалары — скалистые острова у побережья Гурзуфа. Под ними аквалангисты часто находят редчайшие артефакты античных времен.
  6. Мыс Мартьян (возле Никитского ботанического сада). Заповедная акватория изобилует флорой и фауной, которую не встретишь больше нигде в Крыму. Это и краснокнижные водоросли и свыше 200 видов рыб, моллюсков и ракообразных. Подводная живность прячется в многочисленных гротах и пещерах, расположенных на глубине 5-12 м.

Что посмотреть?

В акватории южнобережья покоятся:

  • каботажное судно 1969 года (Ялта);
  • катер «Комсомолец Гуцал» (с. Кипарисное, Алушта);
  • памятник Жаку-Иву-Кусто (Профессорский уголок, Алушта).

Дайвинг на Аю-Даге. Фото: kamaran.ru

Почему здесь?

Дайвинг в акватории южной столицы имеет ряд преимуществ:

  • комфортный климат, который позволяет совершать погружения круглогодично;
  • широкий «ассортимент» подводных объектов — морские обитатели, пещеры, затонувшие корабли;
  • достаточная прозрачность воды — в среднем 6-12 метров;
  • безопасные локации для новичков и увлекательные — для профессионалов.

Где погружаться?

В акватории Сочи немало «лакомых кусочков» для дайверов всех уровней подготовки. Начинающим аквалангистам придутся по вкусу мыс Видный и скала Лучезарная, поросшая густыми зарослями ламинарии. В дебрях морской капусты прячутся косяки рыб-ласточек, ставридок и зеленушек.

Опытным дайверам подойдет каньон Уч-Дере протяженностью 200 метров. Чтобы полюбоваться подводными пейзажами придется опуститься на глубину минимум 15 метров, но это того стоит. Ныряльщики смогут проплыть по загадочным галереям и насладиться красотой диковинных рифов, а их «спутниками» будут скаты, горбыли и кефали.

В Имеретинской бухте, близ Адлера, дайвинг стал развиваться после сочинской олимпиады. Российские и зарубежные охотники за морскими сокровищами погружаются на глубину 10-40 метров, чтобы покормить рыбок и сфотографироваться на фоне скульптуры акулы и пушки начала XX века.

Что посмотреть?

Море у берегов Сочи хранит немало ценных артефактов:

  • сухогруз «Роклифф»;
  • судно «Ян Томп»;
  • транспорт «Азов»;
  • военный буксирный пароход «CF-6 Pervans»;
  • место кораблекрушения корвета «Мессемврия» и фрегата «Варна».

Дайвинг в Сочи. Фото: batiskaf-divers.ru

Новороссийск

Почему здесь?

Черноморское побережье Новороссийска представляет интерес для дайверов по двум причинам: здесь можно познакомиться с причудливыми организмами и исследовать внутри и снаружи множество затонувших объектов.

Где погружаться?

Для рекреационного погружения лучше всего подходит Суджукская коса и Пенайская Банка. Здесь можно заняться подводной археологией, откапывая домашнюю утварь, древние монеты и амфоры. Гроты, провалы и трещины в скалах создают условия для буйства подводной флоры и обитания ихтиофауны — рыб, крабов, мидий и рапанов.

Лучшее место для технического дайвинга — Цемесская бухта, которая «кишит» затонувшими объектами — кораблями, самолетами. Воздушные и морские суда расположены на глубине 40-50 метров и в большинстве случае хорошо сохранились.

Что посмотреть?

Пучины Черного моря у берегов Новороссийска стали последним пристанищем для десятков артефактов, среди которых:

  • тральщик «Ост»;
  • канонерская лодка «Красная Грузия»;
  • миноносец «Громкий»;
  • буксирные пароходы «Симеиз» и «Миус»;
  • самолет «Кертисс П-40»;
  • линкор «Свободная Россия»;
  • минный заградитель «Заря».
Читайте также:
Лучшие дайверские направления летнего сезона

Самолет на дне Цемесской бухты Новороссийска. Фото: kubnews.ru

Анапа

Почему здесь?

Любителей погружений Анапа привлекает скалистой местностью, многообразием животного и растительного мира, затонувшими кораблями, самолетами и старинными якорями, возраст которых перевалил за 200 лет. Кроме того, суда в акватории курорта остались практически нетронутыми, а потому представляют не только «подводную», но и историческую ценность.

Где погружаться?

Начать изучение акватории Анапы лучше с Музея подводных объектов, экспозиция которого представлена деталями военной техники и якорями. У Бугазской косы исследуют обломки древнегреческих галер, а у Малой бухты — подводные пещеры.

Еще одна локация — банка Марии Магдалины представляет собой просторную каменистую отмель с необычным рельефом, образованным морским карстом. В летний период, помимо мелких рыбешек, здесь встречаются огромные скаты.

Что посмотреть?

Наиболее ценные рэк-объекты анапского побережья:

  • танкер «Валериан Куйбышев»;
  • советский штурмовик «ИЛ-2»;
  • американский бомбардировщик;
  • советский пароход «Кола»;
  • эсминец «Громкий»;
  • самоходная шаланда «Гордилия»;
  • корабль «Одесский горсовет».

Дайвинг в Анапе. Фото: anapa17.ru

Геленджик

Почему здесь?

Для дайверов Геленджик интересен разнообразием флоры и фауны, прозрачной водой, разноплановыми локациями и большим количеством «железок», разбросанных по дну бухты.

Где погружаться?

Для начинающих ныряльщиков подойдут места возле Тонкого и Толстого мысов, рядом с маяком, напротив центра города, а также около Мидийной, Якорной банки и банки Пятибрата. Каждая из локаций интересна по-своему: возле одной расположен грот, в котором, словно в археологическом музее собраны тысячелетние якоря. У другой рассыпаны каменные свалы, образующие арки и гроты.

В акватории Джанхота аквалангистов привлекают каменные рифы, покрытые густой травой. По ним можно, не погружаясь, пройти вглубь бухты далеко в море, наблюдая за живностью, копошащейся под камнями. Кабардинка славится теплой и чистой водой, богатой фауной и причудливыми подводными скалами, которые любят исследовать дайверы-новички.

Что посмотреть?

На дне Геленджикской бухты можно исследовать:

  • сухогруз «Сакко и Ванцетти»;
  • эсминец «Шпумян»;
  • шхуна «Рица»;
  • самолет «Бостон А-20».

Дайверы у Якорной банки в Геленджике. Фото: tyr74.ru

Дайвинг в Крыму и Краснодарском крае — достойная альтернатива погружениям в Греции, Турции и Египте. И это даже несмотря на то, что здесь не встретишь коралловых рифов и яркой ихтиофауны. Между тем, у берегов Черного моря можно не только научиться нырять с аквалангом, но и отточить дайверские навыки, одновременно наслаждаясь природными и рукотворными объектами, скрытыми от людей под толщей воды.

Тайны подводного Крыма: Аллея вождей, затонувшие корабли и романтический грот

4 октября 2017 10:46

Крым – настоящая Мекка для дайверов. Зачем ехать на заморские курорты, когда есть свой, отечественный, который ничуть не уступает Гоа, Таиланду, Египту и другим местам.

Вожди и поэты под водой

От «Аллеи вождей», которая находится на Тарханкуте (Черноморское побережье Крыма) на глубине 12 метров, дух захватывает. Это место среди дайверов пользуется огромной популярностью. Первые скульптуры здесь появились в 1992 году благодаря дайверу, установившему на дне мраморные копии Маркса, Ленина и Ворошилова. Идея понравилась и другим любителям подводного плавания, которые уже на протяжении 25 лет устанавливают на аллее все новые и новые бюсты. Одни покупают их на аукционах, другие находят на барахолках или на сайтах объявлений. Пополнение аллеи стало традицией у крымских дайверов.

Подводная аллея условно разделена на две зоны, где в первой вы увидите бюсты советских вождей, а во второй – скульптуры писателей, поэтов и композиторов: Горький, Островский, Маяковский, Блок, Есенин, Чайковский, Высоцкий, Бетховен. Больше 60 экспонатов!

Где: Черноморский район, село Оленевка, рыбацкий стан «Атлеш».

Бутылочка с «шампанским»

Грот «Бутылочка», который находится на мысе Тарханкут, дайверы называют аналогом популярной египетской вертикальной пещеры «Голубая дыра». Но крымский вариант в отличие от зарубежного намного безопаснее. Египетская пещера попала в десятку самых опасных мест для погружения. Глубина ее 130 метров, примерно с 55 метров пещеру с морем соединяет проход. Над проходом нависают кораллы, которые и манят дайверов своей красотой.

Так вот, грот «Бутылочка» ничуть не хуже, а то и лучше! Во-первых, глубина всего 10 метров, погрузиться туда смогут не только профи, но и новички. Во-вторых, вход в грот не менее живописный, чем в Египте. Изюминка в том, что в грот ведет множество лабиринтов, бродить по которым безумно увлекательно. В открытое море из «бутылочки», как и в зарубежном варианте, ведет проход в виде горлышка. Так что ощущения при погружении будут непередаваемыми.

Свое название грот получил за то, что по форме напоминает огромную бутылку. Внутри пещера похожа на зал, посреди которого стоит белый плоский камень, который дайверы называют столом. Именно здесь проходит посвящение аквалангистов, получивших сертификаты на погружение. Это событие принято отмечать распитием шампанского, так что внутри «Бутылочки» всегда бурлят пузырьки.

Читайте также:
Выбор трубки для дайвинга

Где: мыс Тарханкут, попасть можно только на катере со стороны моря.

Загадки парохода «Цесаревич Алексей»

Любителям побродить по трюмам и каютам затонувших кораблей понравится погружение к двухпалубному товаро-пассажирскому теплоходу «Цесаревич Алексей», пошедшему ко дну в районе Тарханкута 101 год назад! Судно подорвалось 16 июня 1916 года на мине, предположительно выставленной германо-турецким крейсером «Мдилли». На борту находились 1234 человека, спастись удалось 811. Часть экипажа и пассажиров добирались до берега на шлюпках, кому не хватило места, пытались спастись вплавь.

– Судя по находкам, пароход перевозил муку и шампанское, встречается посуда с царским гербом, – говорит дайвер Иван Глебов. – В советское время предпринимались попытки поднять судно, но так и не смогли. Возможно, кроме обычных товаров, перевозили что-то секретное… Рядом с кораблем до сих пор лежат понтоны, что свидетельствует о том, что его хотели поднять наверх.

Грузы размещались в четырех трюмах. В каютах первого и второго класса могли находиться 52 человека и еще 900 – на палубах. «Цесаревич Алексей» ходил из Одессы в порты Крыма и Кавказа.

Путешествие подойдет опытным дайверам, так как погрузиться нужно на 50 метров.

Где: мыс Тарханкут, 42 километра от берега.

Екатерининский грот

Название свое получил благодаря легенде. Якобы императрица Екатерина II с князем Григорием Потемкины проводила в этом месте политические переговоры (уровень моря тогда был значительно ниже). Царская площадка находится на загибе отвесной скалы и напоминает карниз. Отличное место для подводных съемок. Дайверы любят здесь делать шутливые фотки, изображая из себя «белую кость, голубую кровь», берут под воду бутафорские короны и бокалы, чтобы снимки получились более колоритные. Но это еще не вся уникальность грота. Если погрузиться ниже, в месте смыкания скал наткнетесь на источник питьевой воды. Глубина 9 метров.

Где: Балаклава, 8 км от берега.

Чаша для влюбленных

Грот «Чаша любви» – одно из самых романтических мест, по форме напоминающее сердце. Существует поверье: если влюбленные прыгнут в грот, держась за руки, и не разомкнут их во время полета, значит, их союз будет крепким и счастливым. Если разомкнут, то от соединения уз лучше воздержаться. Впрочем, сейчас считается, что для создания счастливой семьи возлюбленным достаточно искупаться вместе.

Это место популярно не только среди парочек, но и любителей советских фильмов. На глубине около 3 метров имеется тоннель, ведущий в море. Именно через это отверстие проплывал Ихтиандр в фильме «Человек-амфибия».

Где: Черноморский район, 8 км от села Оленевка.

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ

Музей якорей в Балаклаве. Среди камней и песка стоят 7 корабельных якорей различных времен. Погружаясь все глубже и глубже, вы не пропустите ни один из них. Глубина: от 6 до 12 метров.

Урочище «Инжир» на мысе Айя. Отличное место для новичков. Увидите подводные туннели, всевозможные виды рыб: морскую лисицу, камбалу, редкую рыбу петух. Глубина: 15 метров.

Мыс Фиолент. Среди каменных нагромождений увидите пещеры, гроты и песчаные поляны. Об этот мыс в древние времена разбился не один корабль, поэтому до сих пор встречаются интересные находки. Глубина: от 8 до 18 метров.

– Сад камней недалеко от мыса Айя. Глубина до 18 метров. Здесь вам встретятся прямые аллеи, огороженные огромными валунами, когда-то упавшими со скал, небольшие гротики, обширные подводные залы, образованные каменным навалом.

ДЕНЕЖКИ*

– одно погружение в день – от 2000 рублей

– два погружения в день – от 3000 рублей

– пакетные погружения: на три дня – от 8000 рублей, пять дней – 13 000

– погружение с индивидуальным гидом для одного дайвера – от 2700 рублей

– ночное погружение с индивидуальным гидом для одного дайвера – от 3000 рублей

– прокат снаряжения: на один день – от 1200 рублей, на три дня – от 3000 рублей

– заправка баллона – от 20 рублей за литр

– заправленный баллон на 12 литров – от 700 рублей, на 15 литров – от 800 рублей

– аренда катера – от 3000 в час на компанию до трех человек

*Стоимость зависит от местоположения объекта, к которому решите погружаться.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Кладбища кораблей, подводные музеи и еще 20 поводов для дайвинга в Крыму

В 2017 году дайверам удалось обнаружить неподалеку от Евпатории нацистский пароход Boy Feddersen. Это судно затонуло во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. Предположительно, на нем вывозились с оккупированного немцами полуострова сокровища. Boy Feddersen лежит на дне моря, до него – около 90 метров, и дайверы увлеченно изучают этот участок в надежде отыскать ценности.

Читайте также:
Подводный компьютер с компасом

В Крыму в последнее время вообще нет-нет да и находят затонувшие корабли. Например, в Ялте, на глубине 15 метров, вот уже более 70 лет покоится немецкая баржа — ее расстреляли советские самолеты. В Форосе, если нырнуть на глубину 10 метров, можно увидеть пароход «Александр I», пошедший ко дну еще в XIX веке. До наших дней сохранились носовая часть, якорная цепь и якорь, а также другие фрагменты.

Тарханкут ждет исследователей крейсера «Цесаревич Алексей», лежащего на глубине 52 метров. А в бухте Ласпи дайверы могут исследовать лежащее на глубине 18 метров греческое судно, перевозившее вино, – его выбросило на прибрежные скалы в 30-х годах XX века, при сильно пострадавшем корпусе неплохо сохранилась кормовая часть корабля. И это далеко не единственные подводные «сокровища»

Севастополь и Балаклава

Эти места привлекают дайверов в первую очередь своей загадочностью и неизученностью: на протяжении многих лет Балаклава считалась закрытой для любителей погружений, да и в Севастополе разрешение можно было получить с некоторыми трудностями, так как здесь множество военных объектов. На глубине от 20 до 40 метров от берега в Севастополе можно найти немало достойных внимания предметов — вплоть до затонувших кораблей и самолетов. Среди самых интересных мест:

  • Херсонес Таврический и Карантинная бухта. Очень много древних артефактов вроде керамических амфор, мраморных обломков колонн и прочего уже подняли на поверхность и выставили в музеях, но еще больше исторических сокровищ остается на дне. Ближе к маяку дайверы могут любоваться морской живностью — здесь часто проходят камбала, скаты и другие морские обитатели.
  • Бухта Омега отличается идеальной видимостью под водой, несмотря на капризы погоды, иногда подводные виды заставляют поверить в то, что вы находитесь в тропиках.
  • Зловещие скалы — своеобразные лабиринты, каньоны, которые обрывами уходят вниз на глубине 10-12 метров.
  • 35-я батарея — если нырять поблизости от этого исторического памятника, можно отыскать на дне реликвии военных лет.
  • Ушаковская стена — на глубине от 10 до 15 метров стена изрезана пещерами и гротами, здесь находят торпеды и даже пушечные ядра, кроме того, в этих местах благодаря течению можно наблюдать разнообразную морскую живность.

Гроты возле мыса Фиолент — в этих местах богатая подводная фауна, а еще можно увидеть фрагменты затонувших кораблей. Но будьте осторожны: здесь действуют мощные течения.

Судак и Новый Свет

В этих местах тоже можно неплохо понырять: подводных достопримечательностей вполне достаточно для того, чтобы интересно провести отпуск.

  • Мыс Алчак — идеальное местечко для новичков, на глубине до 12 метров можно наблюдать необычных представителей подводного мира. В этих местах на дне – скопление множества камней причудливой формы.
  • Мыс Меганом — для более опытных дайверов, здесь сильные течения, маршруты отличаются сложностью, зато наградой отважным ныряльщикам станут живописные ниши и загадочные гроты.
  • Бухта Капсель — здесь дайверы ныряют, чтобы увидеть затонувший во время войны торпедный катер. Он «улегся» на дне так удачно, что можно осмотреть палубу, каюты и даже торпедный отсек.
  • Бухта Гравийная потрясет своей красотой — и на поверхности моря, и в его глубине.
  • Бухта Зеленая — глубина здесь небольшая, до 10 метров, при хорошем освещении можно найти осколки древней керамики.
  • Разбойничья бухта представляет немалый интерес для любителей подводных путешествий: здесь, на глубине 19 метров, природа создала потрясающие лабиринты гротов и пещер. А еще есть красивое подводное озеро.
  • Бухта любви будто специально предназначена для новичков и еще для тех, кто ищет спокойствия и тишины. Интересно, что рыбки здесь совсем ручные, не боятся людей.

Мыс Тарханкут

Пожалуй, Тарханкут можно смело назвать крымской Меккой для дайверов —здесь больше всего подводных гротов, пещер и тоннелей. Главное достоинство мыса — очень чистая, прозрачная вода. Здесь будто все придумано специально для дайверов: дно отлично просматривается даже при волнении моря, и всегда можно найти место для запоминающегося погружения. Тарханкут популярен как у новичков, так и среди опытных ныряльщиков.

  • Подводная Аллея вождей расположена в 100 метрах от берега, на 13-метровой глубине. Этот своеобразный музей открыли в 1992 году, на дне можно увидеть памятники и бюсты Владимира Ленина, Карла Маркса, Иосифа Сталина и других политических деятелей эпохи Советского Союза, а также поэтов, музыкантов, писателей — всего более 60 экспонатов.
  • Чаша любви — пожалуй, такой же популярный объект, как и Аллея вождей. Здесь, на глубине 14 метров, расположено природное углубление, из которого в открытое море ведет семиметровый проход.
  • Тоннель Чуча привлекает дайверов 150-метровой подводной пещерой. Погружаться здесь рекомендуется только в тихую погоду.
  • Грот Бутылочка назван так из-за своей необычной формы. С берега в него проникнуть невозможно — только погрузившись под воду с катера.
  • Грот Нептуна запомнится своей красотой, попасть в него можно на глубине 6 метров.
  • Аллея якорей — здесь выстроились, будто на параде, якоря разных размеров и форм. Чтобы ими полюбоваться, необходимо нырнуть на глубину от 15 до 25 метров.
Читайте также:
О фридайвинге

Конечно, отдельные достопримечательности вроде подводных музеев, созданы специально, но подавляющее большинство черноморских глубинных красот – нерукотворные.

Затонувшие корабли черного моря

Черное море издавна служило людям не только источником рыбы, но и ареной для активного судоходства. Его воды бороздили корабли буквально всех эпох и народов, и немалое их количество нашло свой последний приют на морском дне – одни из-за свирепости стихий, другие – вследствие военного поражения. До сих пор дно Черного моря усеяно кораблями разных эпох и их обломками. Некоторые из судов, нашедшие свой последний приют в относительно неглубоких прибрежных зонах, стали излюбленным местом погружений многочисленных черноморских дайверов.

Зоны рекреационного погружения

Затонувшие корабли, которые находятся на небольшой глубине и доступны для погружений без использования специального оборудования, хорошо известны российским дайверам. Разумеется, на самом деле их намного больше, чем в этом списке, но начать можно с осмотра нижеперечисленных судов.

  1. Бухта Камышовая в окрестностях Севастополя. Здесь на глубине около 20 метров покоится минный заградитель «Дооб», затонувший во время Великой Отечественной войны.
  2. Каламитский залив, район Евпатории. На глубине 23-25 метров здесь лежит немецкий транспортник «Санта Фе», имевший водоизмещение 5,5 тысяч тонн. Потопленный в 1943 году, он был буквально разорван на куски сдетонировавшими в трюме боеприпасами.
  3. Каламитский залив, район Евпатории. Немецкий противолодочный корабль UJ-102 лежит на 20-метровой глубине буквально в сотне метров от «Санта-Фе». По иронии судьбы, немецкий транспортник стал причиной гибели немецкого корабля. UJ-102 принял останки «Санта-Фе» за советскую подлодку и сбросил на него глубинную бомбу. Остатки боеприпасов взорвались в трюме транспортника, утопив UJ-102. Корабль до сих пор находится в отличной сохранности.
  4. Прибрежная зона Фороса. Здесь на глубине от 4 до 14 метров лежат части парохода «Александр I», затонувшего в середине девятнадцатого века. Впоследствии корабль был штормом выброшен на скалы, отчего и распался на несколько частей.
  5. 800 метров от берега Феодосии. На входе в порт здесь в 1942 году был затоплен теплоход «Жан Жорес», наткнувшийся на немецкую мину. Корабль лежит на глубине около 15 метров, место его затопления обозначено специальным знаком, предостерегающим современные суда от повреждения днища.
  6. Район мыса Железный Рог. На глубине 28 метров здесь лежит транспортное судно «Кола», затонувшее в 1941 году. Грузовой пароход возвышается над дном на высоту 14 метров и доступен для проникновения внутрь.
  7. Батилиман. На глубине от 7 до 16 метров здесь лежит сухогрузное судно, которое иногда называют греческим виновозом. Судно имеет длину около 130 метров и доступно для осмотра.
  8. Ялтинский порт, наружная стенка. На глубине 12 метров здесь лежит пассажирская баржа, затопленная в 1971 году. Судно в отличной сохранности, доступно для проникновения внутрь даже не слишком опытным дайверам.

Основные правила рек-дайвинга

Рек-дайвинг, или погружения с целью исследования затонувших судов, относится к экстремальным видам подводного плавания. Из-за высокой опасности рек-дайвингом не рекомендуется заниматься без достаточного опыта и ни в коем случае не в одиночку. Крайне желательно при погружениях брать с собой не только подводные фотоаппараты, но и запасное оборудование – несколько независимых источников света и резервные баллоны с воздухом.

Нельзя заплывать в узкие трюмы и коридоры, желательно держаться подальше от выступающих острых обломков. Как минимум, один из группы должен иметь опыт рек-дайвинга, группа должна состоять самое меньшее из трех человек, чтобы при необходимости двое могли оказать помощь третьему. Не стоит проникать внутрь неисследованных объектов, особенно если целью погружений является отдых, а не специальная исследовательская программа. Если соблюдать основные меры предосторожности, рек-дайвинг принесет только приятные эмоции, оставив множество ярких воспоминаний и эффектных подводных фотографий.

Затонувшие корабли Черного моря

Черное море было судоходным с древнейших времен. Суда разных культур и народов: гребные, парусные, из дерева и металла, транспортные и военные, уже не одно тысячелетие бороздили черноморские просторы.
И во все времена, по разным причинам, будь то штормы или войны – последним пристанищем множества судов становилось морское дно.

Уже более тысячи лет назад Черное море было оживленным торговым путем, из за трудностей с навигацией, древние греки прозвали его “Негостеприимным”, многочисленные античные галеры, груженые ценными товарами, амфорами с маслом и вином, тонули, застигнутые штормом, не успев укрыться от непогоды в спасительных бухтах.
Морские сражения во все времена оставляли после себя горящие остовы кораблей, навсегда уходящие под воду. Сколько их? Не знает никто.

Читайте также:
Морская болезнь - упражнения от укачивания

Затонувшие корабли всегда будоражили воображение людей. И не только историков, археологов или кладоискателей. Человека по природе своей, тянет ко всему загадочному. Судьбы затонувших кораблей, их гибель, тайны которые они забрали с собой, таинственные загадки истории, которые до сих пор остаются неразгаданными – все это интересно людям.

Еще совсем недавно, побывать на затонувшем корабле, могли позволить себе только соответствующие водолазные организации, это было технически сложно. Сегодня, подводное снаряжение можно купить в любых спортивных магазинах, а пройти необходимую для погружений подготовку и сертификат дайвера можно за относительно небольшой срок.

3d панорамы затонувшего корабля в р-не Анапы

Не все погибшие суда лежат глубоко, известные затонувшие корабли Черного моря покоятся на глубинах от 10 до 45 метров. Эта глубина вполне доступна для подготовленного подводного пловца.

Погружение на затонувший корабль, безусловно, очень опасное приключение. Лучше ограничиться внешним осмотром объекта, это само по себе зрелище завораживающее, внутрь корабля соваться не стоит.
Для неопытных, недостаточно подготовленных и без специальной экипировки дайверов, затонувшее судно может стать смертельной ловушкой. Торчащие куски ржавого металла, опасная паутина из рыбацких сетей и лесок, вероятность обрушения потревоженной палубы – лишь малая часть опасностей, подстерегающих излишне любопытных экстрималов. Даже учтя все возможные моменты, внутри корабля можно просто потеряться.

Черное море бережно хранит свои трофеи, затонувшие объекты довольно неплохо сохраняются. Например, на сбитом в годы войны и пролежавшем на дне около 70 лет фронтовом бомбардировщике до сих пор свободно вращается на турели крупнокалиберный пулемет, открываются и закрываются створки технического отсека, а номер на корпус как будто нанесен совсем недавно.
Найденные и представляющие интерес для осмотра затонувшие объекты на Черном море, это в основном корабли и самолеты времен Великой Отечественной войны.
Только на участке Черного моря, от Керченского пролива до Новороссийска, потоплена не одна сотня кораблей, и сбито множество самолетов с обеих воюющих сторон. Действия наших войск на суше поставило Германию в полную зависимость от морских перевозок. Вдоль побережья к Новороссийску постоянно шли немецкие конвои из траспортных судов и десантных барж (БДБ), в сопровождении боевых кораблей, прикрываемые с воздуха “фоккерами” и “Мессерами”, везли боеприпасы и живую силу. Их встречали яростным огнем наши деды. Неся потери, советские штурмовики «Ил-2» топили конвой за конвоем.
Они так и остались, там, море уровняло всех, приняв под свой саван.

А сколько кораблей, подводных лодок и самолетов пропало без вести! Многие из обнаруженных на сегодняшний день судов нанесены на навигационные карты под названиями, которые им не принадлежат. Все основывается на сопоставлении примерных совпадений, дат, никем не подтвержденных координатах. Представьте, что может стать с судном после попадания в него авиабомбы или обстрела из крупнокалиберных береговых орудий, да еще если оно везло боеприпасы. От корабля остается только набор днища и разбросанные на большой площади дна куски корпуса.

Находят что либо на дне Черного моря, за очень редким исключением, случайно. Вроде, и место известно, и в архивах информация совпадает, очевидцы есть, клянутся что своими глазами все видели. Организуется экспедиция, за ней вторая, третья – прочесывается дно, прощупывается эхолотами – нет ничего.
В поиске затонувших кораблей достоверная информация поступает только от рыбаков – зацепили или порвали сети, знают что рельеф дна в этом районе ровный, песок да ил, и вдруг зацепка – отметили на карте, сообщили дайверам. Так был обнаружен штурмовик “Ил-2”, пароход “Кола” и “Гордипия”.

Координаты из архивов, как правило не верны, а существуют просто потому что так положено. Видимо, в разгар морского сражения у моряков были более важные дела, чем определять местоположение, да еще и вражеского корабля – потопили и слава Богу!

Не все корабли, скрытые под толщей воды, везли в своих трюмах золотые слитки и сундуки с драгоценностями. И не всегда от затонувших кораблей веет романтикой. В большинстве своем, лежащие на дне Черного моря суда – это молчаливые напоминания о страшной войне…

На фото: В районе Анапы, останки затонувшего деревянного парусного судна, длиной около 23 м, шириной по миделю 6,5 м.

На фото: В районе Анапы, затонувший корабль “Гродипия”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: