Поиски Атлантиды с Жаком Кусто

Мёртвые города в Антарктиде и неизвестная экспедиция Жака Ива Кусто

Как всем известно, неизведанные глубины планеты Земля всегда притягивали к себе своей мистической загадочностью исследователей и учёных всех времён и народов. Так, одним из самых неизвестных и наименее изученных регионов Земли считается её Южный полюс – Антарктида. Исследования и открытия, проведённые на этом континенте, только оставляют за собой ещё больше вопросов. Но что неизвестного и неизученного может быть на территории, почти полностью покрытой вечным льдом?

Вот какие общие сведения о материке. Поверхность шестого континента Земли более чем на 99 процентов покрыта льдами. Исследования учёных показали, что самая большая толщина ледяного покрова составляет около 4,5 километров. Средняя же – около 1,7 километров. Известно, что совокупный объём всего льда колеблется от 23-25 миллионов кубических километров.

Регион по праву можно назвать полюсом холода Земли. На поверхности вечной мерзлоты фиксируются низкие температурные показатели воздуха. В зимний период (июнь-август) этот средний режим составляет минус70 градусов по Цельсию, а в летний сезон (декабрь-февраль) поднимается в среднем до минус 40 градусов.

Сухопутных млекопитающих в Антарктиде нет. Постоянными её обитателями являются морские слоны, пингвины и некоторые виды птиц.

Интересно, что этот материк таит в себе больше тайн и загадок, чем одна из планет нашей Солнечной системы – Марс. Да и отличается от него не многим, разве только тем, что здесь кислорода больше. А температура на поверхности практически одинаковая. Известно, что 21 июля 1983 года станцией «Восток» была зафиксирована самая низкая температура на Земле за всю историю существования метеорологических наблюдений и достигла она отметки в 90 градусов ниже нуля. Даже самих фотоснимков поверхности вечных льдов гораздо меньше, чем у Марса.

С тех пор, как русские мореплаватели под командованием Беллинсгаузена и Лазарева открыли Антарктиду (27 января 1820 года), о ней удалось узнать всего лишь ничтожно малую часть информации. Учёным и исследователям так и неизвестно, что же скрыто под огромной толщиной льда. Даже сама поверхность континента остаётся малоизученной.

Стоит отметить, что за последнее десятилетие подо льдом на территории материка были обнаружены озёра с тёплыми течениями, соединёнными между собой сетью тоннелей. Исходя из информационных данных различных источников, эти проходы довольно разветвлённые и обширные, и находятся на глубине около 4 километров под землёй. Как считают специалисты, по ним возможно даже попасть к другим местам нашего земного шара.

С целью поиска таких ходов, в 1938 году, 16 июня в Антарктиду была отправлена экспедиция исследователей под командованием Альфреда Ритшера, которая включала в себя три корабля и авианосец «Манфред фон Рихтхофен». А 14 октября того года ими был обнаружен мёртвый город «в горной долине с пирамидой». В этой местности учёные наткнулись на странные монументы с древними надписями, необычные подводные коридоры и тоннели с узорами на стенах, а также на скульптуры, очень напоминающие идолов со знаменитого острова Пасхи. Сотрудники экспедиции тщательно зафиксировали всё увиденное на фотокамеру.

Чтобы продолжить данное исследование в недрах вечных льдов, 11 октября 1938 года по распоряжению Адольфа Гитлера в район Антарктиды было отправлено ещё пять подводных лодок. Одна из них под бортовым номером UA – 4 в начале ноября смогла пройти по подводному коридору в месте выхода тёплого течения около 800 метров. Затем субмарина вошла по тоннелю в центр горы и поднялась на поверхность в озере с тёплой водой. Это была гигантская пещера с теми же странными монументами и надписями, которая оказалась связана сетью тоннелей с другими подобными пещерами. А 20 декабря членами исследовательской группы были выявлены шахты неприродного происхождения. Стены этих шахт имели удивительно гладкую и ровную поверхность, резко уходящую вниз. Интересным фактом для учёных оказалась находка каменных статуй в виде животных, имеющих крылья и острые клыки. Немного позже, в течении трёхлетнего периода нашли ещё пару мёртвых городов с проходами, ведущими в пещеры. По возвращению домой из экспедиции, одна подводная лодка загадочным образом потерпела крушение…

Также интересно то, что известный чилийский дипломат Мигель Серрано, принимавший непосредственное участие в одной из экспедиций на шестой континент в 1947 – 1948 годах, пытался найти там оазис для жизни с тёплыми источниками. Политик также предложил знаменитой Ханне Рейч – лётчице Третьего рейха, отправиться на самолёте к Южному полюсу, дабы найти там вход к центру Земли.

Всё это время учёные не оставляли попыток найти ответы на поставленные вопросы про обнаруженные мёртвые города. Так, несколькими десятилетиями позже в декабре 1973 года, группа аквалангистов под руководством знаменитого французского исследователя Мирового океана Жака Ив Кусто также обнаружила подводную пещеру. Пробравшись в неё, они увидели всё те же статуи животных и непонятные надписи. Однако домой группа капитана Кусто вернулась не в полном составе. Таинственным образом в дороге погибли пять человек.

Вот как это было…

Исследование прибрежных вод Земли королевы Мод могло занять очень много времени. Территория эта растянулась на многие сотни километров. Поэтому «Калипсо», и так оснащенный по последнему слову техники, был буквально напичкан сложнейшими системами – от радиоэлектронных приборов до мощнейших металлоискателей. Некоторые из них были сняты с боевых кораблей французского флота.

Время от времени члены экспедиции спускались в воду, совершали погружения, исследовали местную (довольно скудную, надо сказать) флору и фауну. Однако это не занимало много времени, и «Калипсо» нигде не задерживался подолгу. Кусто упорно искал то, что было нужно французской разведке – заброшенную (как он полагал) базу времен войны.

В конце декабря 1973 года экспедиция, наконец, обнаружила интересную аномалию: из-под скалистого берега вырывался широкий поток теплой воды. Это чудо природы было необходимо исследовать. Кусто предположил, что под скалами находятся горячие ключи, которые выбрасывают свою воду в океан. Версию эту подтверждало и то обстоятельство, что теплая вода была гораздо более пресной, чем соленая океанская.

Читайте также:
Всё про подводный фонарь для дайвинга

На следующий день первая партия аквалангистов совершила погружение. Борясь с течением, они проплыли примерно двести метров под водой, когда течение ослабло. Более того, скальный «потолок» над их головами резко ушел вверх. Аквалангисты вынырнули на поверхность. И поняли, что оказались в огромной пещере. Испытанные ими эмоции, по свидетельству Андрэ, были непередаваемыми: французы почувствовали себя так, как будто попали в огромный природный храм. Наверное, схожие чувства испытали экипажи немецких субмарин, впервые проникших в аналогичные пещеры в сотнях километров западнее.

На время забыв о поисках базы, Кусто принялся энергично обследовать пещеру. Она была поистине огромна и прекрасна: высокий сводчатый потолок, свисающие с него огромные сталактиты… Стены пещеры переливались под лучами мощных фонарей, как будто были усеяны бриллиантами. Огромное подземное озеро, впрочем, не доходило до стен пещеры; его берега образовывали пляжи с золотистым песком. «Убрать гору сверху – и будет курорт», – пошутил кто-то из аквалангистов.

Впрочем, исследовать в озере было особенно нечего. Ни флора, ни фауна в нем развита не была. Зато на берегу кое-что интересное обнаружить удалось. Вы уже догадались, что именно?

Да-да, именно обелиски, покрытые руническими письменами. «Когда мы впервые увидели их, до этого стоявших неприметно в тени скального выступа, у нас был настоящий шок, – рассказывал Андрэ. – Многие невольно стали озираться; у людей появилось такое чувство, как будто за нами кто-то наблюдает, словно за каждым их шагом следят чьи-то невидимые глаза. Тишина, царившая вокруг, мгновенно показалась нам зловещей. Все молчали, настолько силен был общий шок. Действительно, кто мог представить себе, что на континенте, считавшемся безжизненным, будут обнаружены следы какой-то древней цивилизации?».

Впрочем, вскоре кое-кто всерьез усомнился в том, что эта цивилизация была древней. Хотя надпись не мог прочесть никто, некоторые члены экспедиции посчитали, что это – вполне современная тайнопись, установленная здесь какими-то неизвестными мистиками. Только вот как мистики проникли в эту горную пещеру? Может, они как-то связаны с военной базой, которую ищет Кусто?

В пещеру удалось доставить металлоискатель. Как только прибор включили, он показал, что на дне озера есть крупное скопление металла. Аквалангисты пытались погрузиться как можно глубже, но это им не удалось: слишком стремительным было придонное течение. Мутная вода, которая несла частицы песка, не позволяла разглядеть, что находится внизу. При этом на поверхности озеро было совершенно спокойным и кристально чистым.

На этом аномалии не кончались. Исследователи обратили внимание на то, что поверхность озера иногда волнуется, по ней пробегает странная рябь. Из-за чего это происходит, осталось неизвестным. Но все это было еще «цветочками» по сравнению с тем, что членам экспедиции пришлось испытать в один из первых январских дней 1974 года: озеро начало… светиться изнутри! При этом интенсивность и окраска свечения все время менялись: то еле заметное голубое, то мощное красное, то снова угасающее зеленое.

«С каким-то непонятным ужасом мы наблюдали за этой иллюминацией, – рассказывал Андрэ, – у всех было такое чувство, как будто мы прикоснулись к чему-то неведомому и слишком великому, по сравнению с чем мы все – лишь жалкие песчинки». Причин этого свечения даже бывалые исследователи определить не могли, ничего подобного им в природе встречать не приходилось. Вглядевшись в воды озера, некоторые из них различали там какие-то странные тени необычной формы. Если бы в этот момент из воды поднялся какой-нибудь древний бог – думаю, французы совершенно не удивились бы этому после всего произошедшего.

Через некоторое время «светотехническое шоу», однако, прекратились. Оправившись от шока, Кусто с товарищами продолжили исследование пещеры. В воду люди забирались неохотно; у всех было такое ощущение, как будто они ходят по телу спящего дракона.

В глубине пещеры исследователи обнаружили скульптуру. Вернее, сначала кто-то увидел две странных красных точки и направил на них фонарь. Каменное изваяние было сделано так, чтобы внушить страх каждому, кто приблизится к нему. Хищное животное – не то лев, не то пантера – припало к земле, словно готовясь прыгнуть. Над его спиной распростерлись огромные перепончатые крылья с острыми когтями. Пасть животного была приоткрыта, оттуда торчали длинные тонкие клыки. На морде – ужасающая гримаса, смесь ярости и безумия. И что самое странное – вместо глаз у статуи были два красных камня. И они светились в темноте без всякой видимой причины.

Кусто приказал доставить один из обелисков и статую на корабль для отправки во Францию. Однако сделать этого не удалось: постаменты, на которых стояли изваяния, оказались слишком прочными. Орудия, имевшиеся у исследователей, были бессильны против них. Статую и обелиски тщательно сфотографировали со всех сторон. И лишь потом заметили в стене пещеры, за спиной статуи, вход в тоннель.

У Андрэ при виде статуи и следующего за ней коридора в скальной породе никаких ассоциаций не появилось. Четыре члена экипажа «Калипсо» вызвались пройти дальше по тоннелю. Их снабдили длинной веревкой и отправили вперед. Между аквалангистами и спелеологами много общего, поэтому за смельчаков никто не беспокоился. Беспокойство пришло час спустя, когда веревка перестала разматываться, а далекое эхо донесло из глубин тоннеля чей-то крик. Андрэ рассказывал:

«Я был среди тех, кто пошел по следам первой группы. Тоннель, по которому мы двигались, то сужался, то расширялся. Где-то двое могли пройти рядом, где-то нам приходилось идти по одному и согнувшись. Сердце бешено колотилось в груди, от страха и потому, что мы шли очень быстро. Хотелось поскорее добраться до наших товарищей и узнать, что с ними все в порядке. Мы прошагали около трех километров, когда шедший впереди Луи громко вскрикнул и остановился. Мы тоже застыли в оцепенении. Луч фонаря выхватил из темноты мертвенно бледное лицо Поля из первой группы, лежавшего у стены. Боже мой, надеюсь, мне никогда в жизни не придется видеть выражение столь глубокого ужаса! Тела остальных троих лежали тут же. Мы боялись себе представить, что же так напугало их. В конце концов, это было несущественно. Нам нужно было вынести их тела из этого жуткого места. Мы попробовали поднять тело Поля… но оно начало расползаться в наших руках, как будто труп лежал здесь уже бессчетное количество времени. В это время из глубины тоннеля послышался какой-то скрежет. Мы переглянулись и, не сговариваясь, двинулись обратно. Я шел предпоследним, не оборачиваясь, и представлял себе, каково Луи, идущему последним. Я постоянно слышал за собой его тяжелое дыхание. Наконец – кажется, прошла бесконечность – впереди показался выход из тоннеля. Я вышел наружу с таким чувством, с каким, наверное, Данте покидал ад. Потом я оглянулся. За мной никого не было. Я шел последним. Тяжелое дыхание было моим собственным. Луи исчез.»

Читайте также:
Как избежать кислородного отравления

Потеряв пять человек за один раз при жутких обстоятельствах, экспедиция Кусто уже не рисковала посылать людей внутрь тоннеля. Сам капитан сказал, что имеющееся оборудование явно недостаточно для того, чтобы справиться с неведомой угрозой.

Через несколько дней аквалангисты покинули пещеру.

Капитан Кусто понял, что снова столкнулся с неведомой силой, свято охраняющей свои тайны. Он свернул экспедицию и отправился домой, во Францию. По возвращении военно-морской разведке был передан подробный отчет о произошедшем. Фильм же о подводном мире Антарктиды так никогда и не был показан.

Очередную экспедицию 1979-1983 годов составляли российские исследователи. Имея три подводные субмарины и два корабля, им удалось найти подводный тоннель, ведущий в мёртвый город Окмарон, существовавший шесть тысячелетий назад. И вновь были обнаружены рунические надписи, которые впоследствии были расшифрованы, но сразу же засекречены. Стоит отметить, что при исследовании города, по необъяснимым причинам одна из лодок получила повреждение и её пришлось оставить в пещере…

Необходимо отметить, что некоторые дают этим исследованиям мистическое пояснение. Так, одно из пояснений таково. Предположительно во время экспедиции на Тибет была собрана информация о том, что по всему региону Антарктиды находится целая сеть тёплых подземных течений и пещер. Возможно это нечто, что осталось от когда-то процветающей культуры или цивилизации, превосходящей современный человеческий ум. А возможно, эти города строили инопланетяне, прилетавшие на Землю.

Например, не так давно группа, состоящая из американских и европейских учёных-исследователей, объявили об обнаружении в Антарктиде трех пирамид. Им удалось заснять эти огромные, удивительные объекты.

По версии специалистов, данные пирамиды имеют искусственное происхождение. Командой было зафиксировано, что одна из найденных пирамид находится прямо у берега, а две другие – на расстоянии 16 километров от его линии. По внешнему виду эти объекты имеют удивительное сходство с египетскими пирамидами, самая древняя из которых относится к 2670 году до нашей эры. Более подробных сообщений и сведений о них не предоставлялось.

В тоже время самым главным источником информации о пирамидах был короткий видео репортаж, в котором продемонстрировали несколько фотоснимков, сопровождающимися небольшими текстовыми титрами. Также было упомянуто, что в настоящее время подготавливается новая исследовательская группа, которая отправится изучать обнаруженные пирамиды. Только после этого можно будет говорить что-либо определенное по поводу их происхождения. Однако сроки проведения экспедиции пока не называются.

Информация о древних городах поступила от одного морского офицера, которому удалось побывать в самой таинственной части Антарктиды, в бесполётной зоне. Он рассказывал много удивительных вещей, которые там происходят. Он переправлял группу учёных, после чего ему “посоветовали” забыть то, что он там видел.

Этот неназванный источник сообщил, что в конце 2016 года очень многие влиятельные люди посетили этот регион, в том числе представители Ватикана, политики и даже астронавты. Это очень странно, ведь что им делать там, где кроме льда нет ничего больше. Есть предположение, что военные нашли древний город, скрытый подо льдами.

Фотографии Антарктиды, сделанные со спутников и самолётов-разведчиков, могут стать доказательством того, что подо льдом погребены древние города, которые учёные, правительства нескольких стран и Ватикан засекретили.

Поэтому вопрос, откуда появились эти странные пирамиды и города, и кто их мог создать, остаётся только догадываться…

Источники:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Жак-Ив Кусто – В поисках Атлантиды

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Жак-Ив Кусто – В поисках Атлантиды краткое содержание

Повести французских авторов Ж. — И. Кусто и И. Паккале «В поисках Атлантиды» и советского писателя В. Щербакова «Золотой чертог Посейдона» дополняют одна другую. Ж — И. Кусто, известный французский океанолог, выдвигает «средиземноморскую» гипотезу, связывающую гибель Атлантиды с вулканической катастрофой, происшедшей в глубокой древности на Средиземном море. Повествование основывается на материале реальных подводных исследований.

В. И. Щербаков рассматривает «атлантическую» гипотезу, которая предполагает существование материка в Атлантическом океане. Его рассказ строится на анализе легенд, исторических и современных научных материалов.

В поисках Атлантиды – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Jacques-Yves Cousteau et Yves Paccalet A LA RECHERCHE DE L’ATLANTIDE

© Flammarion, 1981 Перевод с французского А. М. Григорьева

доктор исторических наук А. Ф. Смирнов, доктор геолого-минералогических наук А. С. Ушаков

Художник Ю. А. Авакян

© Перевод на русский язык. Издательство «Мысль». 1986

Археологи нее чаще подтверждают реальными находками чрезвычайную древность рода человеческого, кашей культуры. Но мысль исследователя не может не опережать этот риск, она обращается к преданиям и легендам, к мифам разных народов, к их культурному достоянию, и обращение это закономерно, как закономерно движение самой человеческой мысли.

Но, пытаясь проникнуть мысленным взором сквозь завесу времени, отделяющую нас от прошлого, мы встречаем немало препятствий и преград. Об этом знали еще древние греки. Одному из них старый египетский жрец сказал, согласно сообщению Платона: «Вы, эллины, всегда дети, и старца эллина нет среди вас!» И далее жрец пояснил, что люди подвергались, и будут подвергаться разным бедствиям от огня, воды и иных причин, что светила, движущиеся в небе и кругов Земли, уклоняются с пути, вызывая катастрофы. Гибнут люди — и в памяти не сохраняется ничего из того, что происходило в древности

Читайте также:
Как зарядить баллон для дайвинга

К словам этим можно прислушаться и сейчас. Планета наша достаточно хрупка, она вовсе не приспособлена для того, чтобы противостоять всем космическим стихиям, и ее нужно беречь. Не о том ли свидетельствует история легендарной Атлантиды — загадочного материка или острова в океане, споры о котором длятся два с половиной тысячелетия?

Легенда о далекой Атлантиде увлекает.

Влияние ее в полной мере испытал русский поэт Валерий Брюсов, не располагавший в свое время многими свидетельствами и фактами, ставшими известным позднее. Не представляется удивительным и то, что поиски Атлантида захватили известного французского путешественника и исследователя Жака-Ива Кусто, предпринявшего не одну экспедицию в разное места нашей планеты и соответственно в разные эпохи. По-видимому, сказочная земля Платона будет манить еще многие поколения романтиков и ученых. Завершится ли этот поиск в скором времени подтверждением истинности слов Платона о легендарном острове, сказать трудно, однако, несомненно он принесет науке и человечеству много новых и полезных находок. Впрочем, не только в этом его роль. Дорогу в неизведанное прокладывает мечта. И пусть мечта опирается на одну из самых удивительных историй, рассказанных мудрецом!

Мы раскрываем страницы этой книги и погружайся в атмосферу поиска и приключений человеческой мысли. Факты сменяются гипотезами, гипотезы — намеками и загадками, не имеющими пока разрешения. Мысль и мечта сопутствуют в этой книге друг другу от первой ее страницы до последней.

Понятно желание Ж — И. Кусто во что бы то ни стало найти Атлантиду в Средиземноморье; читатель близко к сердцу воспримет попытки отважного французского исследователя сделать почти невозможное и порадуется его успехам. Кусто — ученый-путешественник и писатель — создал впечатляющую картину развития одной из древнейших цивилизаций на островах Средиземного моря. Давняя трагедия вызывает тревогу и ныне у нас, современных читателей. В этом непреходящее значение избранной им темы — темы путешествий и научных поисков. Хочется разделить и энтузиазм писателя Владимира Щербакова, собравшего воедино и проанализировавшего множество фактов и легенд об Атлантиде в Атлантике, то есть совсем в другом районе, удаленном от места поисков Кусто.

Но и В. Щербаков не ограничивается лишь пересказом фактов, легенд и даже их анализом. Не раз бывал писатель в командировках на Дальнем Востоке и в Сибири с одной-единственной целью — найти следы Атлантиды и катастрофы, приведшей к ее гибели. Маршруты эти кажутся странными на первый взгляд. На самом же деле именно там, на большом удалении от «эпицентра» событий, удалось найти слой вулканического пепла, кости погребенных во время катастрофы мамонтов, органические остатки, которые позволили впервые получить дату гибели Атлантиды и катаклизма, ее уничтожившего, не на основании рассказов египетских жрецов, а на основании данных науки и научными методами. Впрочем, в коротком предисловии нет возможности остановиться подробнее на многих аспектах, которые освещены в книге. Уместно, пожалуй, выразить некоторое сожаление, что и в книге солидного объема вряд ли можно изложить все проблемы так полно, как хотелось бы.

Но главная цель достигнута: книга увлекает. И не только приключениями, но и неподдельной глубиной. Хотелось бы особо отметить, что авторы исходят из разных посылок, они, казалось бы, ищут Атлантиду каждый по-своему и в разных регионах планеты. Но что интересно: их поиски сходятся почти в одной точке, в одном районе Средиземноморья, хотя и в разное время, в разные эпохи. И авторское внимание к этим разным эпохам передается, как мне кажется, и читателю, который с неизбежностью должен прийти к выводу о том, что обе работы, представленные в этой книге, взаимно дополняют друг друга.

Как историк, давно увлеченный той же проблемой Атлантиды, не могу не отметить, что гипотеза писателя В. Щербакова (неоднократно высказываемая и в других публикациях) о связи этрусков с Восточной Атлантидой кажется мне весьма интересной, как интересны поиски писателя, связанные с идеей близости русского и этрусского языков, высказанной профессором А. Чертковым в прошлом веке и академиком Н. Державиным в нынешнем веке.

У автора нашлись интересные посылки и предположения о малоазийском (восточноатлантическом) происхождении некоторых древнейших народов. Думается, что эти исследования дают основания еще раз связать их с темой книги Ж — И. Кусто, который рассказывает о своих поисках Атлантиды именно в этом регионе.

Шаг за шагом про леживая то общее, что можно найти у многих народов древности, трудно не прийти к мысли о возможности существования одного или нескольких очагов культуры, из которых она могла распространиться во многие области планеты.

Легендарная история Атлантиды и становление идей атлантологии свидетельствуют в пользу созидательной мощи человеческого разума, способною уберечь в будущем нашу планету от катастроф и опасностей на основе детального, внимательного изучения прошлого.

А. Смирнов, доктор исторических наук, профессор

Жак-Ив Кусто, Ив Паккале. В поисках Атлантиды

«Я мечтал освободить человека от пут Земли»: как Жак-Ив Кусто открывал миру «голубой континент»

В этом году исполняется 65 лет со дня начала грандиозной морской экспедиции Жак-Ива Кусто на корабле «Калипсо». ANTROPOGENEZ . RU рассказывает о том, как это путешествие открыло человечеству морскую стихию и послужило серьёзным толчком для её дальнейшего изучения.

«Вам нужна моя помощь?», – с такими словами будущий подводный художник Андрэ Лабан появился на борту корабля под названием «Калипсо». Молодой человек действовал дерзко: он, будучи химиком, ничего не смыслил в морском деле, о чём честно поведал капитану, Жаку-Иву Кусто. Но и этому эксцентричному офицеру только предстояло завоевать мировую славу. Именно на борту «Калипсо» Жак-Ив Кусто и его команда (в которую на 21 год войдёт и Андрэ Лабан) снимут фильмы, которые навсегда оставят имя французского исследователя в истории кинематографа и океанологии. Самый главный из них — «В мире безмолвия» – ворвётся в мировую культуру в 1956 году, завоёвывая одну за другой главные кинематографические награды — Оскар, BAFTA , Золотую ветвь Каннского фестиваля. Но отношения Жака-Ива Кусто и океана к тому моменту длились уже около 20 лет. И начались они с катастрофы.

Читайте также:
Какие бывают виды дайвинга?

«Каких глубин сможем мы достичь с помощью чудесного аппарата?»

Разумеется, можно сказать, что некоторую склонность к водной стихии исследователь начал проявлять ещё в детстве, но неизвестно, как сложилась бы жизнь Жака-Ива Кусто, если бы он не попал в автомобильную аварию. В середине 30-х годов не море занимало мысли великого француза, а небо, и он собирался поступить в Академию морской авиации, чтобы исполнить свою мечту о полётах. Все планы Кусто разбились на горной дороге: с обширными повреждениями рёбер, пальцев, лёгких, с неработающей правой рукой нечего было и думать об Академии и о небе. После восьми месяцев лечения, для окончания курса реабилитации он попал в море. И влюбился.

Это произошло в 1936 году, когда Жак-Ив Кусто впервые нырнул в море с маской на лице. События книги «В мире безмолвия», по которой исследователь позже снимет тот самый фильм, начинаются в 1943 году и напрямую отсылают к первому заплыву. Кусто вместе с верными товарищами, инженером Эмилем Ганьяном и такими же энтузиастами, как и он сам, Филиппом Тайе и Фредериком Дюма, изобрели прообраз акваланга. Будущему королю океана очень не нравился тот факт, что ныряльщики так грубо связаны с поверхностью всевозможными трубками и тросами, отвечающими за их жизнь. Кусто искал свободу, «пытался освободить человека от пут Земли». И в тот летний день 43-го года, пока весь мир вёл борьбу против Гитлера, четыре француза победили человеческую природу. Их устройство, состоящее в основном из баллонов со сжатым воздухом, работало именно так, как хотел Кусто.

Я совершал всевозможные манёвры: петлял, кувыркался, крутил сальто. Вот я стал вверх ногами, опираясь на один палец, и расхохотался сам. Странно прозвучал этот смех под водой. И что бы я ни выдумывал, воздух поступал ровно и бесперебойно. Я парил в пространстве, словно перестал существовать закон тяготения. Совершенно не двигая руками, я мог развивать скорость до двух узлов. Вот я поднимаюсь вертикально вверх, обгоняя собственные пузыри, а вот опять спускаюсь на глубину шестидесяти футов. Мы часто бывали на этой

глубине и без дыхательных аппаратов, однако не знали, что ожидает нас ниже этого рубежа. Каких глубин сможем мы достичь с помощью чудесного аппарата?

Жак-Ив Кусто. В мире безмолвия

После окончания оккупации Кусто, Тайе и Дюма смогли сделать дайвинг своей профессией: снятый ими во время войны фильм о работе на затонувших кораблях произвёл впечатление на правительство. Именно промежутку времени между появлением у Кусто акваланга и началом «Калипсо», в основном, посвящена книга «В мире безмолвия». Невероятная любовь французского исследователя к морю не мешает ему быть честным и развенчивать многие романтические мифы. Он откровенно рассказывает об опасных и неприятных эффектах, которые оказывает глубина на человеческий организм, о бюрократической волоките, о бесполезности поисков кладов. Одна из глав посвящена историям тех несчастных, которые, обнаружив сокровища, не только не обогатились, но и лишились того, что имели сами, в бесконечных дрязгах с государством и наследниками. Самым удачливым искателем клада на памяти Кусто стал ныряльщик, который обнаружил на затонувшем корабле запас какао-бобов. Он ухитрился вытащить их на поверхность, не используя акваланг и команду помощников, а в итоге заработал двадцать пять тысяч долларов, чем остался вполне доволен.

Но за исключением этих необходимых критических уточнений «Мир безмолвия» – это гимн волшебному царству, гимн той свободе, которую обретает ныряльщик, оказываясь оторванным от земли. Поэзией пропитаны даже самые практические описания, вроде сбора оборудования или даже ловли рыбы. Описание глубинного опьянения похоже на отрывки из остросюжетного триллера, хотя оно вышло из-под пера офицера, а не писателя.

Почему Дюма не может понять, какой обузой он стал для меня? Дюма, ты ведь всё равно погибнешь. Если уже не погиб. Диди, у меня рука не поднимается сделать это, но ведь ты уже мёртв и не хочешь выпустить меня живым отсюда. Уйди с дороги, Диди! Я протянул руку за кинжалом на поясе – обрезать канат, связывающий нас друг с другом. Как ни затуманен был мой рассудок, что-то удержало меня, и кинжал остался лежать в ножнах. Диди, прежде чем обрезать канат, я ещё раз попытаюсь связаться с Фаргом. Я взялся за канат и стал раз за разом давать сигналы бедствия. Диди, я делаю всё, что только может сделать человек. Я умираю с тобой.

Жак-Ив Кусто. В мире безмолвия

А короткое приложение стало гимном «Калипсо» – корабля, прославившего имя Жака-Ива Кусто. Да, акваланг был изобретён не на борту этого судна, первые десятки подводных фильмов Кусто снимались не под его дном, и самая известная книга исследователя посвящена не ему. Но «Калипсо» стало съёмочной базой для успешнейшей из картин Кусто – «В мире безмолвия». Здесь творилась история подводной фотографии и совершенствовались методы ныряния на большую глубину.

Наше “Калипсо” было свидетелем зарождения акваланга; сегодня весь мир ныряет с этим аппаратом. Мы участвовали в развитии подводной фотографии; ныне она стала достоянием тысяч людей. Вот уже много лет наш ум стремится проникнуть еще дальше, куда не доходит дневной свет. Нам помогает установленный на “Калипсо” мощный эхолот и драги, а с помощью фотоаппаратов Эджертона мы сделали двадцать пять тысяч снимков в глубинах.

Жак-Ив Кусто. В мире безмолвия

Эта неделя оказалась длиннее обычной и продлилась более двадцати лет

Юный химик Андрэ Лабан всё-таки попал на борт судна, которому было суждено стать легендарным. Это путешествие должно было стать двухнедельным испытательным сроком, но затянулось на 21 год. И сразу же Лабан стал частью творческой команды: он участвовал в процессе усовершенствования камер, разрабатывал знаменитые скутеры, которые могли тянуть ныряльщика и всё оборудование, конструировал «Подводное блюдце» – маленькую подлодку, которая опускалась на глубину до 500 метров. Лабан работал и как оператор. Свой первый опыт он описывает так:

Читайте также:
Подводный фонарь с креплением на маску

Например, вот я в один прекрасный день был на борту, и Кусто сказал: “Бери камеру, ты сегодня будешь подводным оператором”. Это был мой первый опыт съёмки под водой. Результат был очень плохим, но в этот день кроме меня на борту был ещё повар, а значит, я был лучшим.

С порой требовательным и даже деспотичным Кусто Андрэ Лабану не было сложно. Просто потому что французский исследователь давал своей команде шанс познать то, что нельзя было познать ни в каком другом месте. После ухода из экспедиции Кусто Лабан посвятил себя подводной живописи. Смог бы он придумать способ рисовать под водой, не побывав на борту корабля Кусто? Смог бы он понять морскую стихию, не заразившись энтузиазмом великого француза? Вряд ли. Члены экипажа Кусто не просто осваивали ремесло кинематографистов и моряков, но и становились романтиками. Путешествие на «Калипсо», вероятно, могло превратить любого скептика в мечтателя. Одним из таких сказочных эпизодов стал поиск Атлантиды.

«Меня околдовала легенда»

Ещё до «Калипсо» Жак-Ив Кусто с товарищами участвовал в подводной экспедиции, целью которой было поднять на свет божий древности, покоящиеся на дне моря. Ныряльщики доставали греческую посуду и попутно узнавали интересные подробности о жизни в давно минувшие эпохи. Кусто, который, как и любой аквалангист, мечтал найти Атлантиду, получил теоретическую базу для своей интерпретации Платона. Выглядело это так:

Эта гипотеза в настоящий момент является одной из наиболее обоснованных: её авторы считают, что затонувший материк располагался в Средиземном море, а не в океане за «Геракловыми столпами» (ныне пролив Гибралтар), как писал Платон. Согласно этой гипотезе, народ атлантов отождествляется с критянами, создавшими величественную минойскую цивилизацию, которая внезапно погибла примерно за полторы тысячи лет до начала нашей эры. И наконец, она объясняет, что гибель её была следствием серии геологических катастроф, самой мощной из которых оказался разрушительный взрыв вулкана на острове Санторин (ныне Тира).

Жак-Ив Кусто, Ив Паккале. В поисках Атлантиды

И Кусто вместе со всей командой на целый год отправился к греческим берегам, чтобы понять, где заканчиваются мифы и начинается реальность. Здесь Кусто превращается из ныряльщика в историка: ему нужны не артефакты с морского дна и даже не Атлантида, а понимание того, что произошло на острове Крит и окрестностях несколько тысяч лет назад.

Меня вдруг охватывает неодолимое желание узнать нечто новое о минойской цивилизации. Я охвачен страстью. Это не костерок из сухотравья, а глубокий интерес к истории, который овладевает и разумом и сердцем. У меня создается впечатление, что едва изученная минойская культура зовет меня из глубины веков.

Жак-Ив Кусто, Ив Паккале. В поисках Атлантиды

Жак-Ив Кусто исследовал не только сушу, но и море, разыскивая следы катастрофичного извержения вулкана и гибельного цунами, в один день и в одну ночь разрушившего высокоразвитую минойскую цивилизацию. И он нашёл эти следы: под слоем пемзы (пористого вулканического стекла) на острове Тира спрятались дома некогда могущественного государства, а пепел Санторина попал и на Крит, и даже в Палестину. От минойской цивилизации остались только легенды, но зато какие: на страшной гибели государства Крита, возможно, строится не только платоновский миф, но и рассказы из Библии. Кусто вспоминает о десяти египетских казнях, другие исследователи и вовсе находят связь с легендой о Великом потопе. А Жак-Ив Кусто, тем временем, отправляется дальше: он узнал ответ на интересующий его вопрос, нашёл великое множество артефактов, исследовал забытый археологами, но важный для минойской цивилизации остров Дия и готов был увлечься чем-то новым. История о поисках Атлантиды же стала очередным эпизодом сериала «Одиссея команды Кусто», не последнюю роль в создании которого сыграл всё тот же Андрэ Лабан.

«Я умру земным жителем. »

Но если экспедиция в поисках Атлантиды стала некой данью уважения легендам предков, то в начале 60-х гг. Жак-Ив Кусто начал создавать свою собственную сказку. Она называлась «Преконтинентом» и представляла собой подводное жилище, которое, по мнению Кусто, должно было перерасти в настоящий автономный подводный город. Несмотря на то что исследователю удалось запустить целых три проекта «Преконтинента», каждый из которых оказался успешным, финансовой поддержки предприятие не получило, но идея продолжает жить и по сей день. У берегов Дубая, например, расположился роскошный подводный отель, стоимость проживания в котором стоит около пяти с половиной тысяч долларов в сутки. Но «Преконтинент-1» был похож не на футуристическую мечту, а на металлическую бочку для двух человек (из-за чего получил неофициальное название «Диоген» по имени древнегреческого философа, жившего в бочке). Правда, назвать жизнь этих первых морских жителей совсем невыносимой тоже нельзя: кроме необходимых условий, у них была горячая вода, обогрев, радио и телевизор. Да и Кусто в том далёком 1962 году вряд ли думал о развитии индустрии развлечений: ему важно было понять, смогут ли люди в один прекрасный день по своему желанию переселиться в столь любимую им стихию и чувствовать себя там так же комфортно, как на суше.

Читайте также:
Что такое технодайвинг?

Первый решительный шаг уже сделан, океанавты пробыли в море столько, сколько не удавалось ранее ни одному человеку, и если всё будет хорошо, они проживут там ещё неделю. Я хорошо знаю, что они могли бы прожить и дольше: две, три недели, месяц — и на большей глубине. Этот первый шаг предвещает перемены, с трудом укладывающиеся в сознании. Но я о них не узнаю. Я умру земным жителем.

Жак-Ив Кусто. «Диоген» в пучине морской

Потом было ещё два «Преконтинента». Если первый находился в десяти метров от поверхности, то второй нырнул уже на 25. Кусто решил, что теперь можно подумать и о внешней привлекательности морского дома, поэтому выполнил его в форме звезды — со стороны «Преконтинент-2» напоминал космическую станцию из фантастических фильмов. Он состоял из двух уровней: сооружения-звезды на глубине 11 метров и двухместного домика, нырнувшего на 27. Здесь снимался второй фильм Кусто, получивший Оскара, – «Жизнь без солнца». И поскольку проект оказался во всех смыслах удачным, то на свет появился и «Преконтинент-3». Несмотря на то, что этот гидрополис расположился на глубине в целых сто метров, он был гораздо автономнее, чем его предшественники. Разумеется, и техническая оснастка нового подводного дома оказалась значительно лучше, поэтому причины, по которым проект не получил дальнейшего финансирования, остаются не совсем понятными. Во время третьей экспедиции морским жителем стал и Андрэ Лабан. Видимо, именно это невероятное переживание стало источником его вдохновения. Только живя в морской стихии, можно понять её, уловить её настроение и переложить на бумагу так, чтобы даже опытные ныряльщики, смотря на полотно, чувствовали, как их обволакивают волны.

«Мне понадобились месяцы и даже годы, чтобы такой эпилог перестал быть дурным сном»

Этот волшебной сон закончился для подводного художника в 1973 году, когда Жак-Ив Кусто принимает решение с ним рассчитаться. На борту «Калипсо» остаётся юность Лабана, его изобретения и его призвание.

Я вижу, что Кусто – как краб, который отбрасывает свою клешню, когда она ему становится ненужной. Мне понадобились месяцы и даже годы, чтобы такой эпилог перестал быть дурным сном.

Андрэ Лабан. Страсть к синему цвету

В своей автобиографии «Страсть к синему цвету» Андрэ Лабан, конечно, скажет о том, каким порой тяжёлым был характер Жака-Ива Кусто, но преобладающим чувством всё-таки будет благодарность.

Ныряльщику, заговорившему о праве на отпуск, он резко ответил: «Здесь ни у кого нет никаких прав!». Образ, который он создавал в течение лет, стало несколько тяжело нести. К тому времени он уже был олицетворением подводного мира, создателем новой религии, Папой и мессией которой он был. А я был одним из его апостолов.

Андрэ Лабан. Страсть к синему цвету

Таким же, не абсолютно однозначным, но всё-таки восхищённым, было и отношение к Кусто всего мира. Звание «короля моря» стало для него почти официальным титулом, но и голоса критиков не тонули в радостных восклицаниях. Первым обвинением стало жестокое отношение к природе. Одна из глав книги «В мире безмолвия» описывает случай оглушения большого количества рыбы динамитом, да и в одноимённом фильме с экологической точки зрения не всё так однозначно. Лабан объясняет это так:

Вначале он не был экологистом, в самом начале убивал много рыбы. Потом, через некоторое время зародилась идея охраны моря. Не от него, а от доктора Бомбара, он был одним из его друзей. Когда эта идея появилась, Кусто “сел на поезд” и через некоторое время возглавил его. Когда мы снимали фильм «Молчаливый Мир», мы использовали кашалота в качестве приманки для акул. В настоящее время это просто невозможно. В начале пятидесятых не было никаких запретов, не было идеи охраны природы. Команда Кусто начала пропагандировать идею “Море для будущих поколений” только в семидесятых.

Подвергается сомнению и документальность его работ. Например, критик Босли Кроутер сомневается, что в фильме «Мир без солнца» ныряльщики действительно могли выйти из батискафа в атмосферный пузырь пещеры, поскольку газ в таких пузырях, как правило, непригоден для дыхания.

Но даже эти немаловажные детали не могут умалить заслуг Жака-Ива Кусто. Он, веря своей мечте, открывал людям неведомый и пугающий морской мир, и делал всё, чтобы последующие поколения продолжили его дело. Сейчас люди могут спускаться на дно Марианской впадины, без акваланга нырять на глубину до 200 метров и разрабатывать подводные города. Вряд ли всё это стало бы возможным без фильмов и книг Жака-Ива Кусто, который показал всему миру, что в море можно влюбиться.

Остров Санторин – бывшая Атлантида?

Где находилась легендарная Атлантида? «Конечно же, в Атлантическом океане, – возможно, ответят на этот вопрос многие наши читатели. – Он поэтому так и называется – Атлантический. Ну а в том, что в Атлантическом океане следов Атлантиды так и не нашли, нет ничего удивительного – океан большой. И очень глубокий».

А может быть, следов Атлантиды в океане не нашли потому, что ее там никогда не было?

Что мы знаем об Атлантиде?

Единственным достоверным историческим упоминанием об Атлантиде считаются «Диалоги» Платона. В диалогах «Тимей» и «Критий» Платон передает рассказ афинского мудреца Солона, которому египетские жрецы поведали о могучей цивилизации «по ту сторону Геркулесовых столпов», возникшей в незапамятные времена, значительно раньше египетской и греческой.

«Геркулесовыми столпами» греки называли Гибралтар, а таинственное государство носило имя Атлантида в честь сына бога морей Посейдона и земной женщины Клейто, Атланта. Платон подробно описывает природу и географию острова, названия его гор, рек, городов, пристаней и храмов, растительность, животный мир и, разумеется, государственное устройство под управлением царей, возводивших свою родословную к Посейдону.

Читайте также:
Выбор снаряжения для дайвинга

Что же касается конкретного местоположения острова, то здесь Платон ограничивается единственным расплывчатым указанием, на основании которого Атлантиду искали «по ту сторону Геркулесовых столпов», то есть не в Средиземном море, а в Атлантическом океане. Разумеется, название океана также сыграло свою роль.

В «Диалогах» нет и никаких конкретных указаний насчет времени гибели Атлантиды. Сказано лишь, что «когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки. Атлантида исчезла, погрузившись в пучину». До сих пор неизвестно, какое именно мощное землетрясение или наводнение, из числа не так уж редко происходивших в те времена и породивших множество легенд, египетские жрецы могли связать именно с гибелью Атлантиды.

Искать в Средиземном море?

В Атлантическом океане Атлантиду искали многие исследователи на протяжении многих лет, и все безрезультатно. Некоторые из них, в том числе наши соотечественники, пришли к выводу, что в Атлантическом океане ее просто-напросто нет. Еще в 1854 году русский министр народного просвещения А.С. Норов в своей книге «Исследования об Атлантиде» привел довольно любопытную аргументацию в пользу того, что Атлантиду следует искать в Средиземном море.

Норов ссылается на Плиния Старшего и некоторые арабские летописи, утверждавшие, что некогда Кипр составлял с Сирией единое целое, а островом стал после сильного землетрясения и погружения в воду значительной части суши. Ученый подвергает сомнению современные ему «толкования» текстов Платона, в которых как-никак рассказ об Атлантиде передается «через третьи руки», то есть через Солона от египетских жрецов.

Египетские жрецы, считает Норов, называли Средиземное море Атлантическим – ведь западнее Египта, в Берберии, расположены Атласские горы. Кроме того, Солон употребляет в своем рассказе слово «пелагос», а не «океанос», и значит, речь идет именно о море.

Платон мне друг, но истина дороже.

А как же быть с конкретным указанием Платона – «по ту сторону Геркулесовых столпов»? Норов отвечает и на этот вопрос. Это греки, Солон и Платон, понимали под Геркулесовыми столпами именно Гибралтар, а египтяне могли называть так практически любой значимый пролив. По мнению русского ученого, это вполне мог быть и Босфор.

Впоследствии атлантологи находили все новые и новые аргументы в пользу «средиземноморском» теории – в том числе внимательно перечитывая того же Платона.

То, что вместе с атлантами погибла армия праафинян, предков современных Платону греков, говорило о том, что Атлантида находилась не так уж далеко от Греции. Кроме того, многие острова Средиземного моря почти в точности соответствуют описаниям природы, минералогии, религиозных культов, приведенным Платоном.

В 1897 году А.Н. Карноржицкий (снова наш соотечественник!) в своей статье «Атлантида» определил ее местоположение «между Малой Азией, Сирией, Ливией и Элладой». А уже три года спустя англичанин Артур Эванс обнаружил на острове Крит следы древней доэллинской цивилизации (легендарный лабиринт царя Миноса). Это стало поворотным пунктом в истории поисков средиземноморской Атлантиды.

Неужели Крит?

Как выяснилось, Крит прекрасно «подходил» по всем параметрам. Поднимающиеся из моря отвесные скалы; цвет камней, горячие источники и другие следы поствулканической деятельности; наконец, тавромахия (культ священного быка) древних критян – все в точности соответствовало описаниям Платона.

И что самое главное – история трагической гибели всей крито-минойской цивилизации, смытой 3600 лет назад огромной волной от вулканического землетрясения, произошедшего на одном из Кикладских островов.

«Да, Атлантида находилась в Восточном Средиземноморье; это – Крит и окружающие острова во времена расцвета династии царя Миноса», – категорически заявил в 1909 году американец К.Т. Фрост.

Жак Ив Кусто: «Атлантида – это Санторин»

С тех пор прошло больше 100 лет. В поисках средиземноморской Атлантиды ведутся работы на самом острове Крит, а также тщательно прочесывается близлежащее морское дно. Об этих поисках написаны книги и сняты фильмы, в частности документальная драма ВВС «Атлантида: Конец мира, рождение легенды» и лента «Одиссея Жака Кусто. В поисках Атлантиды».

Увы, серьезных и окончательных археологических доказательств существования Атлантиды (или хотя бы ее идентичности с крито-минойской цивилизацией») так и не было найдено.

В начале 80-х годов прошлого века Жак Ив Кусто, отчаявшись найти эти самые доказательства у северного побережья Крита, отправился к главному «виновнику» событий 3600-летней давности, вулканическому острову Санторин.

Именно здесь, у берегов самого южного острова Кикладской гряды, Кусто рассчитывал обнаружить следы затонувшей Атлантиды. Помимо того, что Санторин, по сути, является возвышающимся над водой обломком взорвавшегося вулкана, он настолько прекрасен и необычен, что в это просто очень хочется верить.

Темная жемчужина Эгейского моря

Темно-серый, почти черный конус горы увенчан небольшим, но роскошным бело-синим венком домиков и церквей, прилепившихся к склонам плотно, как соты. Темно-серый оттенок, цвет старого вулканического пепла, здесь основной. У подножия гор есть пляжи, но песок на них тоже темно-серый, покрывающий кожу тонким, не сразу смываемым налетом.

На Санторине очень мало горизонтальных поверхностей. Настолько мало, что взлетная полоса местного аэропорта пролегает совсем рядом с пляжем, а самолеты взлетают и садятся буквально над головой отдыхающих.

Панцирь из застывшей лавы покрывает тонкий слой сильно минерализованной почвы, благодаря которой на острове растут необычного вида растения – очень крупные белоснежные баклажаны, например, или маргаритки размером с чайное блюдце.

На Санторине весной и осенью бывают небывалой красоты закаты, всех оттенков багрового, оранжевого и алого, а иногда, по какой-то неясной метеорологической прихоти, и ярко-зеленого цвета.

Глядя с горы в кристально-голубое, чистейшее зеркало внутреннего озера, вдыхая сухой и чуть горьковатый от вулканических примесей воздух, легко представить себе, как совсем недавно, всего четыре тысячи лет назад, вместо вулканических вершин здесь была ровная, выложенная идеальными восьмигранниками поверхность, по которой гордо расхаживали двухметровые золотоволосые и загорелые потомки Посейдона.

Читайте также:
Как подобрать снаряжение для подводной охоты правильно

Кажется, загляни под слой пепла, нырни поглубже со скалы Посейдона – и вот они, плиты мостовой легендарного Города Ста Золотых ворот, с таинственными письменами и изображениями неведомых морских чудовищ.

Жак Ив Кусто не нашел Атлантиду у берегов Санторина. Ему в то время было уже за семьдесят, и, возможно, просто не хватило сил и времени. Но, во всяком случае, он не отказался от этой своей идеи и завещал поиски своим ученикам и последователям.

Так что загадочный и прекрасный Санторин ждет – не только охающих и ахающих от восторга туристов, но и новое поколение атлантологов.

Атлантида не тонет

Бермудская Атлантида
5 июня 8499 года до Рождества Христова в 13 часов астероид из роя Адониса столкнулся с Землей. Произошло это в районе, который сейчас называют Бермудским треугольником. Масса астероида превышала 5 млрд тонн, а потому земная кора была прорвана. Раскаленная магма смешалась с водами Атлантики. От удара поднялся вал высотой не менее 10 км, который затопил побережье материков, смыл города и уничтожил самую великую из всех цивилизаций — цивилизацию Атлантов.
Так считает германский атлантолог М. Виссинг, по мнению которого Атлантида находилась в восточной части Атлантики, рядом с Большими и Малыми Антильскими островами. Свою теорию, опубликованную в 1979 году, Виссинг построил не на пустом месте. В первые столетия после открытия Америки многие вполне искренне считали, что обнаруженная там земля и есть Атлантида. Первым ученым, связавшим Атлантиду с Америкой был испанский ученый Франсиско Лопес де Гомара, написавший в 1553 году свою “Историю Индии”. Версия Гомары была фактически забыта до начала XX века, когда ее вновь вспомнил некто Эдгар Кейс, известный в Америке ясновидящий.
По словам Кейса, Атлантида располагалась в Карибском море, недалеко от острова Бимини. Атланты обладали высокоразвитой наукой и техникой, в том числе необыкновенно мощными “кристаллами огня”, откуда и черпали энергию. Взрыв этих “кристаллов” и стал причиной гибели Атлантиды. Бимини сразу же стал объектом исследований как атлантологов, так и тех, кто пытался раскрыть тайну Бермудского треугольника. Сенсационные открытия следовали одно за другим. В центре треугольника обнаружена пирамида, напоминавшая египетскую. В вершине ее находится кристалл неизвестного происхождения. Недалеко от острова найдены опустившиеся под воду мраморные постройки. До сих пор эта версия остается неопровергнутой: серьезные ученые сведения многочисленных экспедиций проверять не стали, считая их нелепость уж слишком очевидной.

АТЛАНТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Боливийская Атлантида
Развитием американской версии стало сенсационное открытие британского исследователя Джона Аллена, написавшего книгу и снявшего фильм о своем открытии Атлантиды. По его мнению, располагалась она в Боливии. “Ни одна другая область мира не соответствует так точно описанию Платона, как Альтиплано”,— утверждает исследователь. Речь идет о плато, расположенном на высоте 3660 метров над уровнем моря в боливийских Андах. “Платон говорил, что столица Атлантиды расположена много выше уровня океана, что ее окружали горы, богатые золотом, серебром, медью, оловом и орихальком (природный сплав золота и меди.— ‘Власть’ ),— говорит Аллен.— Все это есть в Альтиплано”. На языке ацтеков вода — “атл”, на языке инков медь — “антис”. Так что Платон нисколько не ошибся в названии страны — Атлантида.
Аллен признает, что скептики могут усмотреть в его теории множество изъянов. Например, Платон писал об острове, который опустился на дно. Но по мнению исследователя, бывшего британского военного летчика, островом Платон мог называть и целый континент, тем более что он говорил об острове, площадь которого превышает Ливию (Африку) и Азию вместе взятые. Других подобных мест на земле просто нет, и уж тем более их не может быть в относительно небольшом Средиземном море. Гибель цивилизации стала следствием грандиозного землетрясения или извержения вулкана. Более точно Аллен пока ничего не может сказать.

Французская Атлантида
С этими и многими другими теориями прекрасно знаком руководитель новой экспедиции по поиску Атлантиды профессор Жак Коллина-Жерар. К истории, рассказанной Платоном, он относится вполне серьезно, однако считает, что не все в ней стоит принимать буквально. Члены экспедиции профессора Жерара считают совершенно верным рассказ Платона о том, где находится Атлантида — прямо за Геркулесовыми столпами. Когда один из участников экспедиции увидел небольшой остров Спартель, он, по его словам, не мог сдержать восторга. “‘Да вот же он’,— подумал я в тот момент. Мне трудно было представить, что еще никто до меня не пришел к такому очевидному выводу”,— говорит член экспедиции Поль-Анри Наржоле, получивший известность своими экспедициями к месту гибели “Титаника”.
Зато к другим деталям рассказа Платона ученые относятся с меньшим доверием. По мнению профессора Жерара, речь не может идти о мгновенном затоплении острова-континента. “В то время, о котором пишет Платон, происходило быстрое, но не мгновенное повышение уровня моря — примерно два метра в 100 лет. С точки зрения геолога, это необычайно быстрая скорость”. При всем уважении к Платону профессор находит в его диалогах и другие неточности. “Атлантида не была гигантским островом,— говорит профессор.— Что же касается богатств Атлантиды, то это мы выясним, опустившись на морское дно и исследовав его”. По словам профессора, речь, скорее всего, идет о том, что услышав историю об острове Спартель, Платон предложил его в качестве модели утопического государства.
Коллина-Жерар уверен, что сможет своими исследованиями поставить точку в спорах об Атлантиде, ее судьбе и истории. “Вряд ли,— говорит британский ученый Эрик Джонсон.— Вполне возможно, дело обстоит точно так, как пишет профессор Коллина-Жерар. Только — даже будь он трижды прав — его история слишком скучна, чтобы быть принятой обществом”. Опыт Платона это подтверждает. Если бы философ описал постепенное погружение острова в результате таяния ледников, на рассказ никто не обратил бы внимания. А драматической историей о великой державе, которая обрекла себя на гибель, Платон гарантировал сохранение интереса к ней на тысячелетия.

Читайте также:
Тренировка: динамическое апноэ (dynamic apnea)

Атлантическая карта мира
1. Канарские острова
2. Азорские острова
3. Пиренейский полуостров (устье реки Гвадалквивир)
4. Город Кадис (Испания)
5. Бразилия
6. Уппсала (Швеция)
7. Атласские горы (Африка)
8. Бенин
9. Остров Гельголанд (Балтийское море)
10. Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале
11. Восток Британии
12. Район Великих озер (США)
13. Гренландия
14. Исландия
15. Шпицберген
16. Франция (атлантическое побережье)
17. Голландия
18. Иран
19. Бермудские острова
20. Багамские острова
21. Антильские острова
22. Черное море
23. Каспийское море
24. Пролив Босфор
25. Санторин
26. Крит
27. Перу
28. Боливия
29. Индонезия
30. Антарктида
31. Корсика
32. Сардиния
33. Сицилия

В поисках утраченного племени
Самые популярные в атлантидоведении теории помещают исчезнувший континент в Атлантический и Тихий океаны, Средиземное и Карибское моря, а также в горы Южной Америки. Но есть и много других мест, где искали и находили Атлантиду. (см. карту слева)
На роль Атлантиды претендовал едва ли не каждый затопленный по тем или иным причинам город или место извержения вулканов. Самые известные из таких мест — затопленные поселения и крепости у побережья Испании, острова Корсика, Сардиния и прочие острова Средиземноморья.
Перенесение Атлантиды в Америку в первую очередь связано с существовавшими там древними государствами и открытыми памятниками доколумбовой эпохи.
Некоторые места связывали с Атлантидой из культурологических соображений. Так получилось, например, с Гельголандом, Исландией, Шпицбергеном и районами Великих Озер: атлантологи попытались соединить представления Платона с представлениями древних жителей Европы и Америки о местонахождении рая или земли, из которой произошли их племена.
Кроме того, едва ли не в каждой стране появлялись энтузиасты, которые определяли местонахождение Атлантиды из патриотических соображений. Поэтому, например, среди советских и российских атлантологов весьма популярна версия о том, что Атлантида находилась в Черном или Азовском морях.

Поиски Атлантиды с Жаком Кусто

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как показали раскопки, могущественная Минойская культура, о которой я писал в предыдущем посте, очень внезапно исчезла примерно в 1500 г. до н.э. Причины гибели этой культуры так и не удалось найти на самом Крите.
Что уничтожило эту мощную и процветающую культуру того времени?
Оказалось, что для исследования причин гибели, нужно покинуть Крит, и направится на соседние острова Санторини.
Что мы и сделали. На таком вот быстроходном корабле:

Корабль касается воды 2-мя крыльями и посередине полый, от чего волн совсем не чувствуется:

Скорость очень высокая, 42 узла. Поэтому корабль имеет палубу только в носовой части, и на нее нельзя выходить во время движения, чтобы случайно не улететь)
Всего за 1ч 45мин мы проделываем такой вот путь из порта г.Ираклион до острова Тира (самый крупный из островов Санторини):

Остров конечно безумно красивый. Прям как на открытках. Там картины можно писать:

По хорошему, на этот остров нужно выделять 2 дня, то есть ехать туда с ночевкой.
Тогда кроме всех прелестей, можно насладится еще знаменитым закатом солнца на Санторини, привлекающих фотографов всего мира. Но у меня к сожалению не было этих 2-х дней, был только 1 день.

Что же страшного в этом милом и сияющем острове?

Если внимательно посмотреть на карту, то оказывается Санторини – это название группы островов, расположенных интересным образом, как бы образуя круг с небольшим островком посередине:

Оказывается, вся эта группа островов была раньше одним большим островом, который так и назывался – Стронгила (Круглый). Также как и Крит этот остров был населен Минойцами.

В 1500 г до н.э. в центре этого острова образовался огромный вулкан.
В результате мощнейшего извержения, сопровождаемого землетрясениями, центр острова Стронгила ушел под воду, на глубину 400 метров. Вода хлынула на раскаленную лаву и получился не слабый биг-бадам-бум!
Вызванные взрывом и землетрясением волны цунами, взметнулись высотой до 200 метров и понеслись по средиземному морю смывая все на своем пути.
И Кносский дворец, и другие наследия Минойской цивилизации, были мгновенно разрушены и смыты в море.
Но самым роковым ударом для Минойской культуры мореплавателей было уничтожение волнами цунами их могущественного флота. Превосходство на море было в один миг уничтожено.
Дальше уцелевшие остатки Минойской цивилизации еще просуществовала какое-то время, по раскопкам что-то около нескольких десятков лет, но были постепенно завоеваны Греками, и другими народами средиземноморья.
Вот так трагично навсегда закончила свое существование Минойская культура.

Сейчас острова Санторини – это лишь стенки кальдеры (потухший кратер) взорвавшегося вулкана, покрытые застывшей лавой, серой и пористой пемзой. Поэтому грунт этого отрова разноцветный: черный, серый и красный.
Я не поленился пройти 200 с лишним крутых ступенек вниз, чтобы спустится как можно ближе к обрыву кальдеры, и посмотреть на это поближе:

Грунт действительно разноцветный:

Очень интересная архитектура домов. Дома налеплены на склоне ступеньками. Так, что крыша дома пониже является одновременно балконом дома повыше:

И огромное количество православных церквушек:

Вот она, огромная кальдера бывшего вулкана:

Остров посередине, это мелкие остатки прошлого вулкана, который действует и сейчас, но он уже не активен. Сейсмологи конечно наблюдают за ним, потому что последний маленькое извержение там было в 1956 году, и скорее всего оно еще будет повторяться. Конечно уже не в таком масштабе, как это было в далеком 1500 г до н.э.

На этом вся история островов Санторини наверное бы и закончилась, если бы не слова и описания древнегреческого философа Платона, дошедшие до наших дней: «Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки Атлантида исчезла, погрузившись в пучину.»

Читайте также:
Как научиться дайвингу?

Немало исследователей сейчас безуспешно пытается найти эту неведомую Атлантиду. Не исключением был и Жак-Ив Кусто. В поисках Атлантиды он с экспедицией исследовал кальдеру острова Санторини.

Найти легендарную Атлантиду там ему не удалось.
Но это был бы не Жак-Ив Кусто, если бы так быстро сдавался. Он обследовал побережья соседних островов.
И нашел погрузившиеся на десяток метров под воду развалины древнего города-порта, предположительно Минойской культуры. Это означало, что грунт в этом районе во время этой катастрофы действительно быстро смещался под воду. На основании этого Жак-Ив Кусто выдвинул версию о том, что скорее всего Санторини – это и есть остатки ушедшей под воду Атлантиды.

Не могу сказать насколько он прав, но Санторини действительно чрезвычайно красивое и загадочное место.
Я наверное сказал бы, что там я увидел самые интересные горные пейзажи в своей жизни, если бы не одно предпринятое мной довольно экстемальное путешествие в горное ущелье на Крите.
Но об этом в следующий раз.

Тайна экспедиции Жака-Ива Кусто в Антарктиде. Что обнаружили в море учёные

Про экспедицию знаменитого исследователя Жака-Ива Кусто в Антарктиду в 1972 году ходит немало слухов. Одни говорят, что знаменитый исследователь нашёл там инопланетян, другие утверждают, что тайные города фашистов. Третьи верят: все материалы съёмок на ледяном континенте у Кусто отобрали спецслужбы и наложили на них гриф “секретно”.

Фото © ТАСС / Imago / TASS, © Shutterstock

Но как же тогда быть с четырьмя частями фильмов про Антарктиду 1973–1974 годов, которые вышли на экраны? Где правда, а где вымысел? Разобраться действительно трудно. Начнём с того, что личность самого Кусто может оказаться совсем не такой, какой мы привыкли её видеть. Долгое время миру показывали Кусто как отважного человека, призывающего беречь планету, бережно обращаться с природой. Но таков ли сам Кусто?

Скрытая деятельность исследователя

Вы будете удивлены, но отважный учёный на поверку может оказаться приверженцем “золотого миллиарда”. Например, в 1991 году в интервью журналу “Курьер ЮНЕСКО” (The UNESCO courier) он открыто посетовал, что человечество слишком быстро растёт и, чтобы катастрофы не произошло, следовало бы уже сейчас начинать избавляться от 350 тысяч человек каждый день (we must eliminate 350,000 people per day).

Фото © Getty Images

Можно подумать, что он готов губить людей ради животных, которых любит? Эдакий человек ультразелёных взглядов? Но нет, если судить по фильмам, с природой Кусто обращался весьма вольно. Ради швартовки судна он мог взорвать динамитом риф, ради красивого кадра — поранить винтом детёныша кашалота, добить его, а потом скормить акулам, показывая зрителями кровавые кадры кормёжки.

Будущий исследователь родился в семье потомственных юристов, его отец работал на американских миллиардеров, спонсирующих проекты в университетах и научном мире. Переехав в Америку, Жак-Ив Кусто и его брат Пьер быстро освоили английский. Уже в 20 лет Кусто, с детства увлекающийся морем, поступил в военно-морскую академию, ходил в кругосветку на паруснике, выпустился прапорщиком. Побывал в Шанхае, в СССР, работал инструктором на крейсере “Сюффрен”.

Официальная биография гласит, что Кусто во время Второй мировой войны “сотрудничал с сопротивлением”. Но известно, что он не переставал служить на флоте при коллаборационистском режиме Виши в Южной Франции, который появился после поражения Франции в начале Второй мировой и падения Парижа в 1940 году. Первый фильм Кусто — “18 метров под водой” — вышел в 1942 году в разгар войны, фильм “Обломки” появился в 1943 году, а “Тихие пейзажи” — в 1944-м. Всё это происходило при поддержке брата Пьера, редактора одной из ультраправых французских газет, который открыто поддерживал нацистов.

Сняв всего несколько фильмов о море, он вдруг стал известен всему миру и без проблем получал разрешения на съёмки практически в любом водоёме Земли. Его “Калипсо”, фактически подаренная учёному за символическую ренту в один франк в год, беспрепятственно бороздила моря и океаны, а Кусто пожинал лавры и становился всё богаче. Между прочим, в запас с флота он ушёл только в 1956 году. Остаётся лишь догадываться, какие именно силы мировой закулисы вынесли Кусто на гребень волны и что от него требовалось взамен.

Тайна антарктической экспедиции

Известно, что параллельно с исследованиями Кусто выполнял различные заказы вплоть до поиска арабской нефти. Но самым таинственным мероприятием стала экспедиция в Антарктиду.

Фото © ТАСС / AP Photo / Pressenda

Осенью 1972 года “Калипсо” отправилась к Антарктиде. Официально Кусто должен был исследовать жизнь животных и снимать фильм. Но пока экипаж вёл судно через Атлантику, Кусто вылетел в Нью-Йорк и погрузился в работу с американскими архивами, а также встречался в США с политиками, далёкими от биологии, и подписал договор о сотрудничестве с NASA. Американское агентство подарило Кусто вертолёт и обязалось просканировать со спутников те участки Антарктиды и морского дна, на которые укажет Кусто.

Несмотря на то что животный мир континента лучше всего было изучать в его восточной части — там находились колонии пингвинов и проходили пути миграции китов, — Кусто выбрал исследование западной части Антарктиды.

Сначала судно простояло почти месяц на якоре в заливе Сан-Матиас в Аргентине, в котором экипаж якобы изучал поведение китов. По странному стечению обстоятельств именно в этом заливе находились затопленные подводные лодки нацистов, что уже настораживает.

А в декабре 1972 года судно направилось в Антарктику, к Земле Элсуэрта — безлюдному месту, в котором практически нет фауны. Именно там находится впадина Бентли — одна из самых глубоких впадин в мире, скрытая под огромным слоем льда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: