Фрирайдер выжил в лавине при помощи ABS Airbag

Конвейер смерти: почему российские фрирайдеры постоянно гибнут под лавинами

Спасатели проанализировали ситуацию

Пик горнолыжного сезона приходится на февраль–март. И ни один год не обходится без гибели фрирайдеров — тех, кто предпочитает свободное катание на запрещенных «диких» склонах, вне лыжных трасс, по целине. Их не останавливают возможные лавины, колодцы, воронки, карнизы, разломы, камнепады, а наоборот, подогревают интерес.

28 февраля произошла очередная трагедия. Семеро лыжников, спускаясь с хребта Дукка в районе курорта Архыз в Карачаево-Черкесии, спровоцировали лавину. Погиб гид группы, опытный инструктор по альпинизму и горным лыжам Сергей Камбалов, в прошлом — спасатель первого класса. Еще один лыжник был сильно травмирован. У остальных — ссадины и различные повреждения.

О том, можно ли остановить этот конвейер смерти, мы поговорили с руководителями поисково-спасательных отрядов МЧС России.

Каждый фрирайдер хочет оставить свой след на целине. Фото: Соцсети

«Стихия оказалась сильнее»

Под лавину 28 февраля попала группа, которая занималась одним из самых дорогих видов фрирайда — хели-ски, когда лыжников или сноубордистов доставляют к началу спуска на вертолете. Как сказал нам один из экстремалов, каждый райдер хотел бы катать хели-ски, но не каждому это по карману. В этом случае можно выбрать самый отдаленный, труднодоступный крутой склон, куда своими ногами не доберешься. Да и набор экипировки стоит уже других денег. Без хорошего лавинного снаряжения тебя на такой маршрут не возьмут.

«Это как попасть на другую планету. Ты почти у самой вершины, до ледников рукой подать, сам выбираешь линию спуска, катишь вдоль гребня там, где никого еще не было, — рассказывает бывалый райдер. — Твой след — первый. Уклон под 45 градусов, а иной раз и 60. За день выкатываем немало вертикальных километров. Потом стоишь у карниза — только ты, свист ветра и снег, которым так в кайф закусывать коньяк… Что, говорите, безумие? Безумно круто! Без этого уже не могу. Недавно с нами французы катали хели-ски — у них любые полеты в горах запрещены, «вертушки» вылетают только для спасения людей. Клевые райдеры, такие же, как мы, адреналиновые наркоманы…»

Вот и в группу, которая отправилась к хребту Дукка в районе курорта Архыз, попали весьма опытные райдеры, кто катается уже по 8–10 лет. Все — жители Москвы и Московской области, которые занимали топовые и ключевые позиции в различных фирмах, банках и компаниях.

Группу возглавлял опытный инструктор Сергей Камбалов. Он первым шел по опасному склону. Райдеры подрезали снежный пласт — с большой скоростью снег начал сходить вниз.

Первым удар лавины принял гид. Его отбросило прямо на мощный ствол дерева. Смерть была мгновенной. Остальных раскидало по телу лавины на значительные расстояния. В снежной «мясорубке» один из лыжников получил тяжелые переломы. У еще пятерых — травмы различного характера. Всех чудом удалось вызволить из снежного плена.

Самые серьезные травмы получил вице-президент банка «Открытие» Дмитрий Орлов (ныне — президент АвтоВАЗ-банка). Среди пострадавших — член совета директоров ОАО «Наука-связь» Андрей Фильков, заместитель гендиректора НПО «Наука» Владимир Белькович. (Предприятие разрабатывает технологии и инновационные системы для космической отрасли.) А также — менеджер инвестиционной группы «Русские фонды» Илья Чуденков, бывший акционер СДС-ФУДС, гендиректор фабрики Ahmad Tea в России Глеб Смирнов и член ассоциации горных гидов России Денис Симавский.

Погибший гид Сергей Камбалов. Фото: alpindustria.ru

— Это горы, а лавины непредсказуемы, — говорит друг погибшего, который попросил не называть своего имени. — Сергей Камбалов был одним из лучших хели-гидов России. Во всем мире это очень уважаемая и одна из самых опасных профессий. Вся жизнь Сергея прошла в горах. Он занимался альпинизмом и скалолазанием. На его счету — восхождения на Кавказе, Тянь-Шане, Памиро-Алае, Памире, Камчатке. Шесть лет проработал спасателем. Потом сотрудничал с лучшими хели-командами России. А во фрирайде он 18 лет. С ним многие ребята старались попасть на склон. Знали, насколько Сергей ответственный человек. Казалось, он знал о лавинах все. Имел 1-й канадский уровень лавинной подготовки. Всегда рыл шурфы, досконально изучал состояние снега. Безопасность ставил на первое место. В этом году Сергею исполнилось бы 50 лет. Извините, не могу больше говорить, очень больно. Я потерял уже более половины своих друзей…

Друзья рассказывают, что 1 марта 1995 года под обвалом на ледопаде на вершине Ушбе, на Кавказе, погиб учитель и наставник Сергея Валерий Коваленко. И Камбалов после этого тогда пошел работать спасателем. А в феврале 2009-го в Киргизии, в ущелье Алтын-Арашан, погиб в лавине лучший друг Сергея Андрей Железнов. Его нашли под пятиметровым слоем снега.

Читайте также:
Во Франции стартовал горнолыжный сезон

— Серега и Андрей были как братья — оба из Невинномысска, вместе занимались как альпинизмом, так и промышленным альпинизмом, — рассказывает один из райдеров. — Устроившись в 1995 году на работу в Карачаево-Черкесский поисково-спасательный отряд МЧС, Сергей через год перетащил туда и друга. Потом они вместе перевелись в спасательную службу Домбайского района. Патрулировали склоны, эвакуировали пострадавших, оказывали первую медицинскую помощь лыжникам и сноубордистам. А в 2000 году ушли в «свободное плавание». Стали работать гидами по фрирайду, а потом и хели-ски. Получали за один выход столько, сколько зарабатывали спасателями за три-четыре месяца. Выполняли программы в Приэльбрусье, Домбае, Архызе, Киргизии, Узбекистане. Часто были напарниками в группе.

«За счет лавинных рюкзаков остались живы»

— В 14.50 спасатели Архызского подразделения приняли информацию о сходе снежной лавины в районе хребта Дукка Зеленчукского района, — рассказывает руководитель Карачаево-Черкесского поисково-спасательного отряда МЧС России, спасатель международного класса Андрей Мозгов. — Через десять минут вертолет со спасателями поднялся в воздух. Через полчаса после схода лавины мы были уже на месте. Всего было задействовано 25 спасателей. Спасательные работы продолжались несколько часов. Вся группа фрирайдеров была эвакуирована из зоны ЧС. У одного лыжника оказались множественные переломы — его на вертолете отправили в зеленчукскую больницу. Гид погиб.

Я хорошо знал Сергея Камбалова: мы с ним ели из одной миски, спали в одной палатке, защищали честь нашего региона на региональных и всероссийских соревнованиях, спасали людей… Он был самым опытным в группе. Шел первым. Понятно, что если лавина сошла, то вместе с ним.

— Насколько велика была ее масса?

— Маленькая или большая лавина — разницы по большому счету нет. Все зависит от плотности снега.

Лавина из мокрого снега сносит и ломает практически все, что есть у нее на пути: деревья, камни, людей… Но сходит она достаточно медленно. Если вовремя наблюдатели предупредили, свистнули, можно успеть от нее убежать. Гораздо опаснее — пылевая лавина, состоящая из промороженного, свежевыпавшего снега, которая сходит с большой скоростью. От нее уже не убежишь. На хребте Дукка сошла именно такая. Отреагировать на нее у ребят времени практически не было. Если смотрели видео, наверное, заметили, как наши спасатели пробирались там к пострадавшим по пояс в снегу…

— Насколько хорошо были оснащены райдеры?

— У всех были и биперы — лавинные датчики, и аэрбаги — лавинные рюкзаки с системой ABS. В момент опасности спецпатрон со сжатым газом мгновенно надувает два мешка объемом 150 литров за спиной. Получается этакий спасательный круг. Подушки безопасности выталкивают человека на поверхность, не дают ему утонуть в лавине. Он остается «на плаву», что существенно снижает риск получения травмы. За счет лавинных рюкзаков райдеры и остались живы. Первых двоих на большой скорости вынесло в лес. Один получил серьезные травмы, другой погиб.

— Обязаны ли фрирайдеры регистрироваться в региональном МЧС и сообщать о своем маршруте?

— В 2016 году в Закон «О некоторых вопросах туристской деятельности в Карачаево-Черкесской республике» были внесены поправки. Согласно им, все самодеятельные туристы, прибывающие в регион с целью прохождения маршрута, представляющего повышенную опасность, обязаны уведомлять об этом поисково-спасательную службу МЧС России. Но фрирайдеры в их число не входят. Хотя мы им настоятельно рекомендуем сообщать нам о планируемых мероприятиях. Это не убережет их от схода лавины или каких-то других чрезвычайных ситуаций, но мы, по крайней мере, будем знать, где их искать. Опять же требовать мы ничего не можем — это все делается на добровольной основе.

— Как вам в таком случае удалось так оперативно оказаться на месте схода лавины?

— Мы знали об этой группе от вертолетчиков, которые забрасывали их на склон. У пилотов есть свои регламенты, которые они неукоснительно соблюдают. Они сообщили о группе и полетах также пограничникам: район хребта Дукка является приграничной зоной. Именно пилоты передали нам информацию, что сошла лавина. Прилетели к нам на базу — четыре человека тут же загрузились в «вертушку» и вылетели на поисково-спасательные работы.

Мы давно и очень плотно сотрудничаем с ребятами, которые занимаются заброской групп на склоны на вертолетах. Они — палочка-выручалочка всех спасателей Северокавказского региона. На вооружении спасателей МЧС России стоят вертолеты более тяжелого класса, и, к сожалению, не всегда они находятся в том месте, где произошла чрезвычайная ситуация или несчастный случай. Временной интервал для согласования подъема борта и подлетное время порой не укладываются в правило «золотого часа», когда можно спасти людей. А с пилотами-частниками мы знаем друг друга в лицо и по именам. Если они работают в нашем регионе, находятся в Архызе, Домбае, Терсколе, то в случае ЧП приходят нам на помощь в течение очень короткого времени. И все это — на личных связях, безвозмездно. Никаких счетов они нам не выставляют, действуют как спасатели-общественники.

Читайте также:
Горки Город – горнолыжный курорт рядом с Красной Поляной

— Региональное управление Следственного комитета возбудило уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности…

— Я считаю, что в этом случае нельзя винить ни гидов, ни пилотов. Это их работа. Определить степень лавинной опасности можно достаточно легко. Все методики разработаны. Они используются не только нашими гидами и спасателями МЧС, но и во всем мире. Но в каждом конкретном случае есть свои исключения. Невозможно предугадать все риски со стопроцентной гарантией. В данном случае свою роковую роль сыграл тот самый мизерный процент.

Что касается пилотов, то все они — суперпрофессионалы, например, один из летчиков, Александр Давыдов, который участвовал в спасательной операции на хребте Дукка, высаживал нас в свое время на вершину Эльбруса. А это высота 5642 метра, где полеты на вертолетах сравнимы с полетами в космос…

— Насколько часто в зоне ответственности вашего отряда случаются чрезвычайные ситуации?

— Самыми сложными, опасными и непредсказуемыми работами считаются спасательные операции в высокогорье. Это не всегда связано с лавиной. Часто люди переоценивают свои возможности. Вся прелесть и недостаток «дикого» склона — что человек не знает, что будет за бугром. Кто-то выскакивает на скалы, ломается. Кто-то врезается в дерево. Требуется помощь спасателей. Горнолыжные склоны обслуживают спасатели «Лыжного патруля». Все, что касается внетрассового катания, — это зона ответственности федеральных спасателей.

Как бы спасатели ни упирались, фрирайдеры все равно пойдут на необорудованные склоны. Адреналин, как говорится, зовет. Ролики с экстремальными спусками собирают в Интернете тысячи лайков и просмотров. Райдеров не интересуют оборудованные, «причесанные» трассы, им скучно кататься на жестком, накатанном снегу. Они стремятся на целину. Мы не можем им этого запретить. С развалом страны, в 1992 году, спасатели утратили контрольные функции. Мы теперь только спасаем и занимаемся транспортировкой пострадавших.

Спасатели Карачаево-Черкесского поисково-спасательного отряда МЧС России эвакуируют одного из пострадавших с хребта Дукка. Фото: mchs.gov.ru

«В критических случаях надо пустить слюну»

Еще более напряженная обстановка — в Приэльбрусье. Чегет для горнолыжников и сноубордистов считается одной из самых сложных гор в мире.

— К нам едут райдеры со всего мира, считая, что склоны Чегета — одна сплошная «черная» трасса, — говорит официальный представитель ГУ МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике Кантемир Беров. — Их привлекает крутизна склонов, которая достигает 30, а порой и 45 градусов. А ведь именно на таких склонах чаще всего и сходят лавины. На всех канатных дорогах стоят объявления о лавинной опасности. Сетками закрыт проход на не оборудованные для катания трассы. Но экстремалы все равно находят лазейки, идут кататься по целине, снежным полям — и гибнут как в одиночку, так и целыми группами.

Так, в марте 2017-го в лавине в Приэльбрусье погибли семь сноубордистов и горнолыжников, которые катались на диком северном склоне Чегета. Одна из групп подрезала лавину, которая накрыла всех остальных. Чудом выжил один 29-летний парень, у которого в кармане был специальный датчик. По его сигналу молодого человека и обнаружили спасатели.

Полтора месяца назад, 19 января 2019 года, на склоне Эльбруса погиб 37-летний москвич, который катался на сноуборде под станцией канатной дороги по целине. Он сам подрезал лавину и оказался под толщей свежевыпавшего снега. Спасатели потом определили, что мужчина некоторое время еще дышал, отчаянно пытаясь выбраться из снежного плена, но сил ему не хватило — сноубордист задохнулся.

— А двум райдерам повезло. Их спасатели сумели вытащить из-под снега на диком склоне. Опять же помогли датчики-биперы, — говорит Кантемир Беров. — Когда человек попадает под лавину, дорога каждая секунда. Он дезориентирован, часто не понимает, где верх и низ. В этом случае нужно пустить слюну: куда она потечет — там низ… Мы заметили, что чаще всего в беду попадают туристы из мегаполисов, где равнинный рельеф. Насмотревшись роликов в Интернете, они едут за экстримом на Кавказ. Гибнут под лавинами и «чайники», и опытные райдеры. Но каким бы человек ни был профессионалом, он должен помнить, что горы — это место повышенной опасности.

Читайте также:
Как научиться кататься на лыжах? Упор, плуг, первые повороты

Согласен с коллегой и заместитель начальника Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России Альберт Хаджиев:

— Постоянно пытаемся предостеречь экстремалов от катания на диких склонах. В ответ слышим: «Вы — бюджетная организация. Наше дело — кататься, ломать себе руки-ноги, а ваше дело — спасать», — говорит он. — До развала Советского Союза спасатель в горах был царь и бог. Существовала контрольно-спасательная служба, проводилась аттестация альпинистов. Спасатель мог запретить неподготовленному человеку выходить на маршрут, мог проверить экипировку, оштрафовать его, забрать одну из лыж. Теперь каждый «сам себе режиссер», рисует любой маршрут — и вперед, на снежные поля, ловить экшн! Мы не можем на них никак законодательно воздействовать. Райдеры ищут острых ощущений, а порой находят смерть.

Xavier de le Rue – как я выжил в лавине.

Interview

ABS: привет Xavier, хорошо, что мы имеем возможность поговорить с тобой.

Xavier:. ну да, большое спасибо! Вообще это действительно счастье, что я вообще сегодня могу разговаривать с кем бы то ни было. Выжить в той лавине было равнозначно чуду! Целый ряд стечения счастливых обстоятельств позволил мне остаться среди живых. Одним из этих обстоятельств стал безусловно ABS-рюкзак с эйрбэгами. Я не устану благодарить проведение заставившее меня обзавестись этим чудесной штуковиной. Я думаю фотографии и видео наилучшее доказательство эффективности ABS-системы во время катания за пределами обработанных сколонов. Мой долг рассказать о своем опыте максимальному количеству людей катающихся вне трасс.

ABS: как ты попал в эту переделку?

Xavier: это был обычный рабочий вылет на фото-сессию. Со мной был мой друг, лыжник Henrik Windstedt, фотографы Christopher Sjorström и Miriam Lang Willar и местный горный гид. Мы собирались два дня откатать и отфотографировать материал на склонах массива Orcières не далеко от швейцарско-французской границы. Мы наняли вертолет, который забрасывал нас на старт, а затем сопровождал во время спусков позволяя видео-оператору снимать нас из самых выгодных ракурсов. После пары тренировочных спусков мы залетели на большую гору, высотой около 2500 метров, с которой я решил спуститься по сложному северному склону.

Снег был прекрасен и после двух дней в районе мы чувствовали себя довольно уверенно. По северному склону, перегруженному снегом, мы уже катались. Убедившись в том, что склон стабилен, мы решились прокатиться по самому центру, в том самом месте где и сошла доска. Пару дней до этого один знакомый гид уже подрезал доску на соседнем склоне, но она проползла не больше ста метров и остановилась оставив его на поверхности. Я даже представить не мог, что здесь может сойти лавина такого масштаба!

ABS: немного критики: как такое могло случиться с профи твоего уровня?

Xavier: горы опасны всегда. Даже в самых безопасных условиях можно нарваться на “заряженный” участок который может сойти под тобой. Об этом нужно думать всегда! Поэтому перед каждым спуском я мысленно прохожу всю линию и на каждом отрезке прорабатываю возможные варианты бегства на случай схода доски. В тот день я видимо недостаточно продумал стратегию спуска. Если ты едешь на пределе своих возможностей, то любая, даже самая незначительная недоработка, выливается в халатность. Лично мне эта ситуация показала, что ты при всем своем опыте и профессионализме ты не можешь быть уверенным в своей безопасности на все сто процентов. Ты должен сделать все, что бы быть подготовленным к самому черному сценарию, но быть уверенным в своей безопасности нельзя. Поэтому я считаю, что каждый спортсмен и просто любитель покататься вне трасс обязан иметь при себе лавинное снаряжение (бипер, лопату и щуп) и ABS-рюкзак.

ABS: ты мог бы подробней описать произошедшее?

Xavier: примерно в два часа дня члены моей команды подтвердили готовность к съемкам. Видеокамеры на борту вертолета снимали происходящее. При подобных съемках очень важны световые условия и правильный тайминг. Поэтому особо много времени на спуск не было, я стартовал вниз. В верхней части стены между скалами и плоской полкой сошла первая небольшая доска. Она не произвела на меня сильного впечатления, такие лавинки практически рутина в нашем деле. В таких ситуациях я считаю, что скорость – твой лучший друг. Но в этот раз и она мне не помогла. Я развил максимально возможную скорость и некоторое время мне казалось, что я вырвался из пасти «белого чудовища», пройдет пара секунд и я буду стоять в сторонке и буду смеяться над произошедшим. В этот момент я увидел ломающуюся поверхность склона со всех сторон! Весь склон превратился в движущуюся массу и я уже не мог уехать даже на самой высокой скорости на которую был способен! Сейчас оглядываясь назад я могу сказать, что потратил недостаточно времени на проработку линии спуска, на анализ возможных путей бегства в сторону. Поэтому я вдвойне благодарен провидению за то, что все так хорошо закончилось!

Читайте также:
Российская сборная по могулу отправится на сборы и соревнования в Северную Америку

ABS: что было потом, как тебе удалось выжить?

Xavier: когда я понял, что меня затягивает вниз я рванул ручку эйрбэга. Это произошло практически автоматически, интуиция сработала без задержки. После этого я почувствовал несколько раз, как меня переворачивало. После этого время резко замедлилось и я только смутно вспоминаю как друзья нашли меня двумя километрами ниже. По настоящему твердые воспоминания связанны уже с госпиталем.

ABS: . ого два километра! Как твоим друзьям удалось так быстро тебя найти?

Xavier: повторюсь, мне крупно повезло. Благодаря эйрбэгу лавина не смогла погрести меня под массой снега, я остался на поверхности. Я лежал на лавинном конусе толщиной порядка шести метров. Под такой толщей снега меня просто раздавил бы. Несмотря на то, что я лежал на поверхности, мои рот и нос были забиты снегом. Я был без сознания, а ремешок шлема перетягивал мне горло так, что я не мог дышать. Через десять минут Henrik был около меня. Он первым увидел красные эйрбэги, вообще предполагалось, что я остался лежать гораздо выше на склоне и мои друзья собирались начинать искать меня там. Никто не верил, что я мог выжить в лавине такого размера.

ABS: звучит довольно страшно. Что ты можешь сказать всем, кто катается вне трасс?

Xavier: продумывайте каждый шаг, который вы делаете вне трассы, готовьтесь к самому мрачному сценарию, будьте готовы к самому неожиданному возможному сценарию. Самое главное – не полагайтесь безоглядно на свое снаряжение! Мы как то дискутировали на тему того, что все больше и больше людей теряют осторожность полагаясь только на современное снаряжение и счастливый случай. Это не правильный путь. Эта дискуссия уже полыхала пару лет назад по поводу биперов. Для меня как эйрбэг, так и полный комплект лавинного снаряжения – обязательный набор для катания. Самое пагубное – надеяться на помощь извне, что спасут как-нибудь. Именно поэтому для тех, кто занимается фрирайдом профессионально, ABS-рюкзак сегодня – стандартное снаряжение. Когда я на склоне без эйрбэга – у меня от плохого предчуствия всегда сосет под ложечкой. Без бипера и прочего я вообще в горы не езжу. Ну надо понимать конечно, что функциональность этих главных противолавинных девайсов в корне различна. ABS-рюкзак не позволяет тебе утонуть в лавине и это очень важно! А бипер позволяет тебе найти товарища в минимально возможные сроки. Но для этого нужно виртуозно владеть прибором, изучить его досконально и регулярно тренироваться в условиях приближенным к реальности. Для эйрбега тренироваться не надо, нужно просто всегда помнить где ручка запала. Эти два основных предмета снаряжения наиболее эффективны в комбинации друг с другом.

ABS: Xavier, большое спасибо тебе за интервью.

Xavier: да что вы, это я должен благодарить вас за спасенную жизнь!

Видеоролик лавины, в которую попал Xavier на съемках фильма

Экстримом займусь, за лайк убьюсь

Автор: blogger51 05.01.2019 5 460

Несколько дней назад в Хибинах сошла лавина, в которой погибла девушка 1991 года рождения.

Трое очередных бордеров в очередной раз вылезли на дикий склон, где под подбадривания подписчиков в соцсетях добывали экстремальный опыт и потенциально лайкоёмкий медиаконтент по подрезанию лавин. Вообще без какого-либо оборудования самоспасения, зато в новом комбинезоне:

Судьба ребят услышала очень быстро и поняла буквально: все трое оказались в лавине.

Двое пока выжили, третью искали около двух часов, и это важная цифра. У людей, козыряющих статусом профессионалов и решивших поиграть во фрирайд, не оказалось даже лавинных датчиков — такая пепяка стоит порядка пятисот долларов и нужна она для определения места нахождения человека.

Но пятьсот долларов — это не только лавинный датчик, а еще и в Таиланд на отличненько слетать.

От чего погибла девушка — от удушья ли, или от полученных травм, не сообщалось. Будь на ней такой датчик, спасатели бы её не искали по всей площади схода лавины, а начали бы откапывать сразу по прибытию, минут через 20. Если бы такие датчики были на соучастниках покатушек, откапывать стали бы сразу своими силами. Но три датчика на троих — это уже полторы тысячи долларов, на эти деньги можно уже виллу на морьке на месяц снять.

Читайте также:
В Финляндии завершаются сборы российской национальной команды по могулу и стартует Кубок мира

И, если снежная масса не свернула КМСу по вейкборду шею или не раздавила грудную клетку, осталась бы чуть менее здоровой, но живой. И смогла бы поспорить с Толиком из комментариев, пишущем пока еще живой девушке про несерьезность лавинной опасности:

Таких толиков-экспертов в комментариях уже покойницы было два десятка, однако количество подбадривателей почему-то сокращается, а комментарии исчезают.

Звать толика из комментов выше Анатолий Сакара, сохраню советчика для истории:

С год назад Роман Глек в интервью упоминал, что сам порой офигевает от того, какую дичь творят люди ради лайков неизвестных им людей:

И случай с Аленой Рогачевой, погибшей в лавине, тому иллюстрация. Надо соответствовать выдуманному, но такому сладкому статусу опытного профессионала. Творить безуминку без бабла на собственную безопасность, а вся уверенность в том, что всё под контролем, строится на одобрении толиков из инстаграмов.

Фрирайдеры мрут по всему миру: и в России

Сход лавины произошел на горном курорте Красной Поляныhttps://t.co/Obelu8mCrK

В день драмы в Хибинах в Норвегии погибли ещё четверо

Норвежские власти отказались от надежды найти четырёх шведских и финских лыжников живыми после того, как они оказались сметены лавиной в Арктике.Три финна и…https://t.co/RX8rJekqaS#новости #Мурманск #СеверПост pic.twitter.com/8UK8jc5vXP

Но у кировской троицы не было вообще никакого оборудования. Ни относительно доступного, но обязательного лавинного датчика, ни противолавинного рюкзака — эта одноразовая штука должа раздуваться и выносить человека в лавине ближе к поверхности.

Безопасного экстрима не бывает, а оборудование, снижающее риски, стоит недешево. У этих же экстремалов, кроме лайков и комментов толиков, не было вообще ничего.

Вполне допускаю, что бабла пожалели, ведь на сумму стоимости бипера да одноразового рюкзака можно два-три раза сгонять в Таиланд. Но как-то так получается, что ни один случайно умерший не планировал погибать в этот день. Вряд ли девушка рассчитывала, что когда окажется у подножия горы, от нее останется только переломанное тело. А вот случилось.

И теперь эти же толики из комментов причитают — как же так, владельцы склона не досмотрели, не предугадали, не приняли мер.

Да все там в порядке, вот только интернет-профессионалы таблички игнорируют.

Прямая и явная угроза

Один из самых важных элементов лавинного снаряжения, рюкзак с системой ABS, ежегодно спасает десятки жизней.

Один из самых важных элементов лавинного
снаряжения, рюкзак с системой ABS,
ежегодно спасает десятки жизней.

Кажется, никто до конца не верит в существование лавин. Словно мифические животные, они окружены захватывающими историями, живут в названиях снаряжения и лишь изредка по ущельям пробегает рокот, после которого становится как-то не по себе. А тем временем ежегодно в лавинах гибнет около 150 человек. В нашем материале — об устройстве, позволяющем выжить, оказавшись посреди снежной западни.

Судьба пострадавшего, как правило, зависит от того, оказался ли он погребен под снегом или нет.

Навсегда запоминается чувство свободы и необузданности живущее в диких горах. Вертикальный мир, живущий по своим правилам, эта сложная снежная система порой выходит из равновесия, сметая все на своем пути. Пример тому — возникновение лавин, сход пластов снега в следствие чрезмерных снегопадов, дождей, а также скачков температуры и влажности. Участь попавшего в лавину не завидна: посмертные диагнозы варьируются от асфиксии (удушья) при попадании снега в дыхательные пути до болевого шока при переломах и увечьях. По данным Швейцарского федерального института по исследованию снега и лавин (IFENA), собираемым последние двадцать лет, вероятность летального исхода при погребении под лавиной — 52% к 48%, тогда как непогребенными гибнут лишь 4% к 96% выживших соответственно. Другими словами, остаться на поверхности лавины, почти значит выжить. Так как избежать погребения и выжить в лавине?

Правила безопасности горного туризма просты и очевидны: следить за лавинным прогнозом, кататься группой, избегать опасных районов, учить основы лавинной безопасности, а также иметь все необходимое снаряжение (и уметь им пользоваться): защиту, бипер, лопату и щуп. При этом прогресс не стоит на месте. В эпоху гаджетов на все случаи жизни существует и устройство, позволяющее не застрять в толще снега. Своего рода панацея от погребения в лавине.

Спасение утопающих, как известно, дело самих утопающих.

Этому устройству уже довльно много лет — это ABS (Avalanche Airbag System), то есть «лавинная подушка безопасности». Система аварийного всплытия в лавинах, баллон со сжатым газом, спрятанный в рюкзаке, надувающий два поплавка, которые в свою очередь поднимают пострадавшего на поверхность лавины. В основе лежит принцип, согласно которому при движении смеси объекты большего размера всплывают, этот эффект иногда называют «эффектом бразильского ореха». Но из-за значительного превосходства веса над объемом, человек не может самостоятельно всплыть в лавине, и в конечном счете его тянет вниз, дополнительные же 170 литров, которые вам подарит ABS, переломят физические законы в вашу пользу, вытащив вас на поверхность смертельной стихии. Изобретение принадлежит Йозефу Хохенестеру, а первые коммерческие модели поступили в магазины аж в середине 80-х и обладали лишь одним поплавком. За 40 лет истории системы ABS вытащили на поверхность множество альпинистов, лыжников, сноубордистов и прочих любителей горно-снежных активностей, в том числе именитых.

Читайте также:
Усть-Корал - горнолыжный курорт в Амурской области г. Тында

Ксавье де ля Рю

Фрирайдер. В 2008 попал под лавину во французских Альпах

«Надевайте рюкзак с ABS. В случае падения лавины вам нужно лишь потянуть за ручку, и в течение трех секунд подушка надуется, поднимет вас на поверхность лавинного потока. Именно такая система когда-то спасла мне жизнь».

Современная конструкция более универсальна. Главным нововведением со времен первых моделей, помимо современных материалов и удобства пользования, стало добавление второго баллона. Помимо очевидного преимущества «две головы лучше», два баллона приносят в жизнь попавшего в лавину множество дополнительных опций: крепления по бокам стабилизируют положение спасаемого, достигая максимально эффективного всплытия, а также не перекрывают красивый вид и не стесняют движения, так что всегда можно помахать снимающему с вертолета оператору.

Фрирайдер выжил в лавине при помощи ABS Airbag

Еще вчера фрирайд был только развлечением опытных лыжников, а сегодня это целая индустрия. И как любая развивающаяся индустрия, фрирайд предлагает безумное множество различного рода инвентаря разобраться в котором не всегда легко и просто. Одно из таких решений – лавинные активные рюкзаки.

Перед тем как вдаваться в вопрос технических особенностей и преимуществ с недостатками, давайте для начала разберемся глобально что это, для чего оно нужно и стоит ли оно того, чтобы о нем думать.

Одной из основных проблем фрирайда являются лавины. Как бы вам не хотелось думать и считать, что именно вас это не касается, но, на деле, это касается всех. Попасть в лавину рискует не только тот кто катается вне трасс, а даже тот кто и даже не думает кататься вне трасс. Есть множество случаев схода или спуска лавин на людей мирно катающихся по склону и ничего не подозревающих. Так вот, если в современном мире опасность попадания в лавину есть и у тех кто катается по склону, то у тех, кто катается вне склона такая опасность есть по определению и это даже не нужно обсуждать.

При попадании человека в лавину есть следующие основные угрозы: травмы от ударов во время движения в лавине, давление снега после остановки лавины, долгое нахождение в лавине на время поиска спасателями и переохлаждение. На практике получается так, что если при попадании в лавину человеку удается оставаться ближе к поверхности лавины, то шансы на выживание увеличиваются многократно. Нахождение человека в лавине примерно похоже на нахождение человека в воде и, получается, что если в момент попадания в лавину надуть баллон, то будет происходить что-то похожее на всплытие в воде и шансы оказаться на поверхности лавины увеличиваются в разы.

Достаточно недавно были придуманы лавинные рюкзаки с баллонами которые надуваются при активации спускового механизма. Есть несколько принципов действия баллона, но сейчас мы говорим не о том, а о том, что происходит при его применении и стоит ли его покупать.

Итак, при попадании в лавину райдер с таким рюкзаком может активировать систему и из рюкзака надуется баллон в виде подушки безопасности автомобиля. Этот баллон сначала обеспечит всплытие человека на поверхность лавины где вероятность получения серьезных травм существенно минимизируется. Так же, во время движения в лавине подушка создает защиту райдера и минимизирует угрозу получения травмы от ударов о камни и снежные комки. Затем, после остановки лавины когда снег начинает садится оказывая на райдера давление и сковывая его движения, подушка может обеспечить дополнительное пространство – воздух из подушки выйдет и место останется.

Испытания и практика показали, что такие системы существенно в разы снижают риск летального исхода при попадании в лавину.

Надо ли оно? Большинство лыжников начиная пробовать фрирайд не собираются даже начинать думать о том, что есть лавины и о том, что лавины могут коснуться и их. “Оно столько стоит, я там не катаюсь. Я тут с краю, немного, только попробую. ” – именно так рассуждает большинство лыжников начиная пробовать фрирайд. Но, никто из них не знает где граница между “попробовать” и “стало опасно”. Попробовав однажды люди увлекаются и не замечают как выходят в достаточно опасные места и.

Читайте также:
Российские лыжные акробаты отправились в Китай на Кубок мира

Основная проблема данных систем – стоимость. Да, они не совсем дешевые и стоят прилично. Получается, что при начале занятий фрирайдом, стартовое оборудование требует много затрат: бипер, лопаты, щупы, защиты, рюкзаки, широкие лыжи, палки-телескопы. Еще и подушка? Слишком дорого! Как быть?

Конечно, каждый сам для себя решает что дорого, а что нет, у всех свои возможности и говорить, что хорошо и как правильно достаточно сложно. Но, в практике жизни сложилась традиция которая может считаться эффективной. На первое время вполне можно обойтись пассивными системами безопасности: бипер. Этого может быть вполне достаточно на момент пока вы не начнете ходить пешком в нетронутые места. А вот как только вы выйдете за рамки инфраструктуры курорта и начнете кататься там где нет других следов, то однозначно стоит задуматься о активных системах безопасности.

И помните как отче наш: ни одна система лавинной безопасности не избавит вас от попадания в лавину, а только лишь уменьшит последствия от попадания в лавину. Всегда смотрите куда и как вы едите и делайте все, чтобы не попасть в лавину.

Дальше мы рассмотрим различия принципов действия рюкзаков с активными системами и разберем аспекты на которые стоит обратить внимание при выборе.

Смерть фрирайдера- вариант намбер уан.

Навеяло многими смертями неопытных девчонок и мальчишек, внезапно ощутившими зуд геройства. Будут две фото и пара видео.

Как погибают фрирайдеры? Оооооо, если вы еще не фрирайдер, но хотите им стать, не познали настоящий паудер (свежевыпавший пушистый снег), не покатались по нетронутым полям легкого снега в полной тишине разрываемой лишь вашими взвизгами от восторга- тогда вам самое время ознакомиться с данным материалом.

поскольку когда вы будете задыхаться от недостатка кислорода в снежной яме, вас будет перемалывать лавина, или вы будете лететь вниз с неизвестно откуда появившегося перед вами многометрового обрыва будет уже поздно. Причина проста- новички абсолютно не знают о лавинной опасности. Для них лавина- это прикольный cxод снега с горки от которого всегда можно убежать или уехать.
Итак перейдем к интереснейшей части нашего рассказа- описание смерти, ведь убить может даже самая маленькая лавина..

Первое и самое вероятное что ожидает так называемого фрирайдера, еще вчера сидевшего на диване и внезапно увидевшим заряженный мощной энергией ролик от РедБулл с крутым чуваком, выписывающим красивые повороты в облаках вздымаемым им легкого как пух снега – это смерть в лавине.
Оооо дааа, со стороны ты будешь смотреться круто- борющийся со стихией, под непрерывную съемку гоупрошек с камер твоих друзей или твоей собственной.
На камерах друзей будут слышны возгласы
– Андрюха- лавина! Бляаааа, пиздеееец! В сторону, в сторону давай.
Но ты уже ничего не будешь слышать, увлекаемый еще несколько секунд назад лежащим белым ковром спокойным и мирным на вид снегом, а теперь расколовшимся на части многосантиметровым покровом, с неумолимой силой увлекающий тебя совсем не туда куда ты ехал. Часто- на сбросы, кулуары, обрывы.
На твоей камере, после того, как друзья с траурными лицами тебя откопают и извлекут твое окоченевщее тело на поверхность, будет видна внезапно пришедшая в движение поверхность, разрываемая твоим тяжелым дыханием и изредка предсмертным хрипом. Потом станет очень темно, поскольку под 20 сантиметрами снега уже полная темнота, а потом будет светлеть- это твои друзья или спасатели с матюками разгребают многометровую толщу.

Сколько высокомерия. “фу бля” как она есть.

В догонку – автор, сравни статистику по погибшим в лавинах и умерших от сидения на диване (сопутствующих болезнях при малоподвижном уровне жизни).
И ты поймешь, что встав с дивана и поехав в горы ты скорее всего проживешь дольше.

Так что же там происходит. Это зависит от того в какой тип лавины ты попадешь.
Если ты поехал по свежему пухлячку и попал в пылевую лавину- ты просто задохнешься. В дыхательные пути тебе забьется мельчайшая снежная пыль и ты не сможешь дышать. Казалось бы- вот он воздух- вокруг. Но эта иллюзия лишь усугубит твои страдания. Ты видишь воздух и не можешь сделать ни глотка его! В попытке не задохнуться, ты открываешь рот еще шире и благодарная тебе снежная масса тут же его забивает.. В итоге у тебя будет очень сильно гореть в груди, как будто тебе там разожгли огонь, одновременно тебе будет казаться, что твоя грудь разрывается от давления изнутри, твой мозг ничего не понимает, тебя крутит и вертит, ты несешься с дикой скоростью куда-то вниз не понимая где верх и где низ, когда внезапно тебе становится все похуй. Ты уже не думаешь : -мама спаси меня, ты уже не хочешь обратно на диван с пивом- тебе все равно. Ты уже потерял сознание. У тебя будет немного времени, пока твой мозг не умер от недостатка кислорода, но как правило помощь приходит слишком поздно.

Читайте также:
Что такое слалом-гигант на лыжах?

Второй сценарий- попасть в мокрую лавину. Даааа, тут тебе придется пройти колесование, четвертование и вообще ощутить себя тем самым еретиком про которого ты недавно читал с интересом. Там так подробно описывалась его казнь, что у тебя в мозгу прямо вставали видения этого действа!
И вот ты сам на этом эшафоте. Мокрый снег очень коварен. Захватив тебя он уже не выпустит. У него есть интересное свойство- при движении он плавится. Да, да, не тает, а плавится. Но если ты думаешь, что это поможет тебе освободиться из его плена, ты снова ошибаешься! (не правда ли, уже слишком много ошибок?).
Снег с влекомым им лыжником/сноубордистом, неспешно переворачивается, выкорчевывает попадающиеся на пути камни и деревья и перемешивает тебя с ними в однородную массу. Ты чувствуешь удары один за другим по телу и конечностям, но твое тело еще хочет тебя спасти и не посылает тебе сигнал боли от оторванной руки или ноги или сломанного позвоночника. На выкате, когда снежное тесто с начинкой в виде тебя неспешно останавливается- ты уже будешь как правило мертв. Причем впрессован в твердую как бетон массу, поскольку (помните плавление снега?) расплавленный снег потом схватывается как самый лучший бетон на стратегическом объекте

Родные скорее всего тебя не узнают, ведь тебя изрядно пошоркало о поверхности разной степени твердости, а снег зернистый как грубая наждачка, изрядно пополировал твое личико освободив его от так долго мучивших тебя прыщей.
Руки и ноги будут вывернуты под диковинными углами и ты будешь напоминать Пиноккио попавшего в руки плохому мальчишке.
Спасатели будут долбить ломами и штыковыми лопатами эту массу добираясь до тебя, а родственники будут мучить их вопросами- “скажите, а он еще жив?”
А твоя душа паря в это время над ними смотрит и думает- херасе прокатнулся.

Бесполезно.
Те, кто возжелал, слез с дивана, уже почувствовали себя крутыми ездунами-фри.
Что им лавина? Они же кино смотрели.
Ничего там страшного нет. Подумаешь – снежочек.
А даже если попадет чуть-чуть. Что они со снегом не справятся?
Видели они этот снег сколько раз. Во дворе.
Да на них и не попадет.
Ни-ког-да.
Ведь правда? Ведь верно?
Воооооот.

Так, что – бесполезное это дело.
Но. Если хоть одного спасет – уже благое.

Цитата (Badenser @ 30.01.2018 – 18:26)
Родные скорее всего тебя не узнают, ведь тебя изрядно пошоркало о поверхности разной степени твердости, а снег зернистый как грубая наждачка, изрядно пополировал твое личико освободив его от так долго мучивших тебя прыщей.
Руки и ноги будут вывернуты под диковинными углами и ты будешь напоминать Пиноккио попавшего в руки плохому мальчишке.

Ну можно и так. Всегда есть и любители подобным экстримом заниматься, и любители пить пиво дома на диване или жопу под сериалы просиживать.
Или в душных клубах химозой травиться и венеру коллекционировать.
И всегда есть весь спектр посреди, с более менее интересными хобби.

Кому что. Мы не в Северной Корее живём, где 5 причёсок по каталогу и за остальное – расстрел из зенитки.
Вот так вот.

Подушка безопасности для райдера

КАК РАБОТАЕТ ЛАВИННЫЙ РЮКЗАК?

Лавинный рюкзак – must have для катания вне трасс. Пригодится и тем, кто любит заглянуть за ленточки, и тем, кто не представляет свое катание без заездов в лютые кулуары.

Устроено всё достаточно просто. Когда сходит лавина, рюкзак создает дополнительный объем за счет надувной подушки в массе движущегося снега по принципу буйка в воде. Заодно защищает верхнюю часть тела, как подушка безопасности в автомобиле.

В этом видео наглядно , как все происходит в реальности. Ну и вот еще один ролик на тот случай, если вас не прошиб холодный пот от предыдущего.

ЧТО МОЖЕТ ЛАВИННЫЙ РЮКЗАК

– Во-первых, удержать райдера на поверхности в массе снега. *Важное замечание. Эффективность рюкзака зависит от типа лавины. К примеру, если снег мокрый и тяжелый, то шансы быть погребенным под лавиной возрастают даже с надувной подушкой, как бы безнадежно это не звучало.

– Сделать райдера заметным для спасателей. С рюкзаком его проще найти.

– Сохранить воздух для дыхания под лавиной. Механизм Jet Force, к примеру, сам откачивает воздух из подушки через три минуты после активации. Считается, что это то время, за которое лавина гарантировано остановится. И если райдер попал в нее и оказался под слоем снега, то подушка, сдуваясь, освободит пространство и необходимый кислород.

– Обеспечить дополнительную защиту. Подушка имеет достаточную прочность, чтобы уберечь шею и лицо от кусков льда, камней и веток. Плюс, у большинства моделей есть встроенная защита спины.

– Быть обычным рюкзаком для катания. Кто знает, может сама подушка вам никогда и не пригодится (дай Бог). А вот функциональный рюкзак на склоне нужен каждый день.

– Заменить домкрат и помочь вам поменять “запаску”. На кадрах, кстати, подушка Alpride.

ЧТО НЕ МОЖЕТ ЛАВИННЫЙ РЮКЗАК

– Стать вашим оберегом от лавин и дать 100% гарантию на спасение

– Раскрыться в толще снега. Всегда есть шанс прощелкать момент, когда подушку нужно активировать.

– Заменить остальные фрирайд-прибамбасы: лопату, щуп и бипер. Ну к примеру. Если райдер вовремя дернул за лямку и не утонул под лавиной, его все равно может присыпать снегом. А значит, спасатели будут искать его по сигналу бипера, который должен быть где? Правильно! На теле.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

На деле всё выглядит просто. Дергаешь рукоятку (обычно она находится на правой лямке рюкзака), приводишь подушку в действие и чувствуешь себя парашютистом. Однако, мы советуем потренироваться с активацией лавинного рюкзака дома. Ведь в экстренный момент важно не мешкаться – механизм необходимо запустить, как только вы чувствуете опасность. Внутри лавины открыть рюкзак скорее всего не получится – либо подушка не наполнится, либо вы не сможете дотянуться до пускового курка.

Вторый важный момент – проверяйте заряд до старта. Если вы выходите на склон, а заряд на нуле, то вся затея кататься с лавинкой теряет смысл. Ну и последнее – тщательно пристегивайте рюкзак. Железные пряжки и дополнительная стропа между ног – не прихоть производителя, который хочет поиздеваться над фрирайдерами. Бывает, что рюкзаки стаскивает через голову, поэтому затягивать и застегивать надо всё, что затягивается и застегивается.


Встроенная стропа огибает ногу и предотвращает сдергивание рюкзака через голову при попадании в лавину

СИСТЕМЫ НАДУВАНИЯ

Рюкзаки отличаются системой надувания. Бывают электронные (Jet Force, E1) и традиционные балонные. У каждой из систем есть свои плюсы и минусы. Электронные легче, их можно брать с собой в ручную кладь, а заряжаются они также просто как ваш телефон. Балонные – проверены временем и стоят дешевле. Практически к любому рюкзаку вы можете купить одноразовый или многоразовый баллон. Многоразовые, как правило, рассчитаны на три активации. И если вы, вдруг, захотите перезарядить баллон, то лучше НЕ делать этого в дайв-центрах и на курортах. Есть вероятность, что там перезарядят баллон неправильно. Надежнее заменить баллон на новый – тогда он точно сработает.

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА Е1

Относительно новая штука на рынке. Ее придумали в компании Alpride. Раньше конструкция была представлена только в рюкзаках Scottи Black Diamond. В этом году у Alpride вышел собственный рюкзак.

Как работает E1:

Подушка надувается от мощного вентилятора, который работает за счет суперконденсатора. Рюкзак может заряжаться от двух батареек АА всего за 40 минут или с помощью порта micro-USB за 20 минут. У системы E1 много преимуществ: ей не страшен мороз, батарейки решают проблему перезаряда в полевых условиях. Считается самой легкой системой на рынке – вес всего 1280 г.


Кнопки On/Off спрятаны внутри рюкзака Alpride. Сбоку, через внутреннюю сетку, вы можете видеть заряд.

СИСТЕМА JET FORCE

Второй тип электронной системы и главный конкурент Alpride. Надувная подушка объёмом 170 литров заполняется воздухом за 2,5-3 секунды с помощью электрического компрессора, который питается от ёмкого литиевого аккумулятора. Он рассчитан на температуру до -30. Уже после того, как подушка сработала, вентилятор периодически ее поддувает. Сделано это для того, чтобы она оставалась плотной в любых условиях. Через три минуты вся система “сворачивается”, чтобы освободить пространство для движения и дыхания под лавиной. Но мы, кажется, об этом уже говорили)

Плюсы: простая и бесплатная перезарядка системы, возможность нескольких запусков в течение одного спуска. Недостатки: конструкция занимает достаточно много места в рюкзаке.

Системой Jet Force оснащены некоторые рюкзаки Black Diamond и Pieps. И надо сказать, что они – самые технологичные. У обеих марок появилась функция беспроводного обмена данными с приложением, которое позволяет настраивать ПО, а также выполнять диагностику и устранение неисправностей.


Перезарядка производится от электросети с помощью прилагаемого адаптера. В комплекте с рюкзаками поставляются вилки для электрических розеток разных стандартов.

Кратко о программе. Нажимаем на кнопку, которая спрятана в лямке рюкзака, и переходим в режим Bluetooth. Если с механизмом что-то не так, приложение сразу вам об этом сообщит. Через него также можно перевести рюкзак в режим ожидания на 12 или 24 часа. Еще есть функция летнего хранения: выставляете необходимое количество месяцев и рюкзак “засыпает”, когда приходит время. Зачем это нужно? Чтобы не убить аккум.

БАЛЛОННЫЕ СИСТЕМЫ

Бренд Ortovox пользовался системой ABS, а затем взялся за разработку собственной системы. Так появился Avabag. Получилось отлично. Очень маленький вес – 690 грамм без баллона и очень компактные размеры. Систему можно переставлять в совместимый рюкзак.

Особенности: Ortovox разработал собственный механизм активации системы. Пружина с иголкой прокалывает мембрану баллона, взводится с помощью специального ключа в комплекте. Чтобы понять, как происходит запуск, можно тренироваться без баллона – система рассчитана на тренировки.

Сама подушка очень широкая – производители считают, что благодаря такой форме можно повысить “плавучесть” райдера в снежной массе. Объем подушки – 150 л.

ORTOVOX FREE RIDER 22 AVABAG KIT оснащен еще и съемной защитой спины, что очень удобно. Продается без баллона! Баллон покупается отдельно!

СИСТЕМА ARVA REACTOR

Разработка одноименной компании Arva. Особенности: система лёгкая (790 граммов без баллона) и компактная с широким выбором размеров рюкзаков. Совместима со всеми рюкзаками линейки Arva Reactor . Подушка объёмом 150 л двухкамерная – для большей надежности. При повреждении одной из камер, другая половина остается рабочей. Мембрана, которая соединяет части, компенсирует давление в случае сильного удара подушки при падении.


Подушка разделена на два отсека центральной перегородкой, общий объем – 150 л

Надувается из двух источников: от баллона с газом и дополнительно из внешней среды за счет разницы давления (есть специальный клапан). В рюкзаке сделаны вентиляционные отверстия, которые обеспечивают приток воздуха внутрь рюкзака.

Пусковой рычаг тоже не совсем обычный. В система Reactor используется механическая ручка Т-образной формы. Для блокировки системы ее можно сложить пополам. В таком положение риск случайного срабатывания равен нулю.


Т-образная ручка складывается пополам для блокировки системы

Как вы уже догадались, разработка компании BCA. Сама система, можно сказать, – классическая. По параметрам похожа на Scott Alpride. Но ребята постарались и добавили кое-что интересное. В “Траектории” продаются рюкзаки с баллонами версии 2.0. Она более современная и совершенная, чем первая.

Баллон второго поколения примерно на 20% легче и компактнее первого. Перезаряжать его можно в 200 официальных заправочных станций BCA по всему миру, все адреса на этой карте .

Так как баллон многоразовый, за давлением нужно следить самостоятельно. Для этого предусмотрен манометр. При маленьком давлении подушка надувается слишком медленно, если, конечно, вообще надувается. Из минусов – вес системы без баллона почти килограмм.

ПЕРЕВОЗКА В САМОЛЕТЕ

Сначала обрадуем владельцев электронных систем – ваш рюкзак можно смело брать в ручную кладь. Проходите с ним таможню, садитесь в кресло в самолете, тянете чикУ и вуаля – дорожная подушка под шею готова. Ладно, мы шутим. Но согласитесь, было бы забавно)


Вот вам и еще одна возможность лавинного рюкзака

Теперь по поводу баллонных систем. Путешествовать с ними – тоже самое, что летать лоукостерами: если прочитать правила и учесть все нюансы заранее, то головной боли не будет. Итак, в чем вся соль:

– Баллон нельзя брать в салон. Он перевозится только в багаже и должен быть упакован таким образом, чтобы при необходимости его можно было досмотреть.

– На баллоне должна стоять отметка Международной Ассоциации Воздушного Транспорта. Сокращенно она называется IATA и на баллонах всех брендов, которые мы упоминали выше, надпись присутствует.

– Баллон должен быть закрыт защитным колпачком (всегда есть в комплекте)

– Авиакомпания должна быть в курсе ваших планов. Нужно заблаговременно позвонить в колл-центр и сообщить о том, что вы везете лавинное оборудование, назвать объем и вес баллона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: