Как пользоваться лыжными подъёмниками

Подъемники или как на них подыматься

Буксировочные подъемники

Скорее всего самый первый встретившийся Вам на культурных склонах подъемник будет буксировочного типа. Наиболее распространены буксировочные подъемники Т-типа, называемые “швабрами” за свой внешний вид.
Буксировочный подъемник представляет из себя непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки (вариант, показанный выше на фотографии). В случае кнопочного подъемника тарелки прикреплены подпружиненным шнуром, на некоторых вариантах – просто закреплены на конце шеста. Шесты могут двигаться непрерывно вместе с тросом, а могут скапливаться внизу, дожидаясь, когда лыжник за них ухватиться. В любом случае Ваша задача просунуть тарелку между ног и ехать на буксире на вершину склона.

Возьмите обе палки в одну руку. Дождитесь момента, когда можно будет взять буксир. Об этом вам скажет оператор, или загорится зеленый свет, или поднимется барьер. Возьмитесь за шест свободной рукой. Если у подъемника шесты скапливаются внизу, и нужно нажать переключатель, чтобы начать движение, найдите переключатель. Просуньте шест между ног и убедитесь, что Ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что Вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку!

Возьмите шест и тем самым включите переключатель (если подъемник с накопителем)

Подъем
Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать Вас.

Сходим с подъемника
Следите за сигналами, предупреждающими о конце подъема. Как только достигнете сигнала, предупреждающего о сходе с подъемника, вытяните шест, который находится у вас между ног с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет и отпустите его. Сразу уходите от подъемника.

Не спешите, оцените обстановку.

Когда вы приехали, отпустите шест и быстро освободите дорогу..

У некоторых подъемников очень резкий старт! Если лыжник перед вами взвился в воздух, приготовьтесь стартовать прыжком. Если трос соскочит с лебедки, сохраняйте спокойствие, держите ноги пошире, расслабьтесь и следуйте за шестом. Шесты вскоре начнут сползать вниз по склону. Крепко держитесь за шест, притормаживайте плугом. Если упали, быстро освободите дорогу.
Дети и очень легкие взрослые. На старых подъемниках дети и очень легкие взрослые могли быть подняты в воздух и вращаться на шесте в десятке сантиметров от земли. Может случиться по разному – поворот на 360 градусов вполне безопасен, а на 90 градусов – нет. Единственный путь – попытаться дотянуться до снега хотя бы задниками лыж, и надеяться на благополучное приземление. Такое случается исключительно редко, и никогда не случается на современных подъемниках.

Подъемники Т-типа

Как следует из названия, подъемник Т-типа выглядит как большая перевернутая буква “T”, прикрепленная к тросу за ножку (швабра). Жертвы выстраиваются в линию по двое, когда Т-образная перекладина подъезжает, лифтер опускает ее вниз, пропуская ножку Т между лыжниками, а перекладину размещает у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъем. Подъемники Т-типа были очень широко распространены, хотя сейчас на большинстве курортов их заменяют на более удобные подъемники. Вы их не найдете на большинстве курортов западной Европы и тем более в США, но в остальных странах они по-прежнему часто используются.

Постарайтесь найти партнера примерно Вашего веса.

Повернитесь, чтобы ухватиться за основание перекладины.

Садимся
Встаньте рядом с партнером, палки держите с внешней стороны, ухватитесь рукой за перекладину.

Движение
Держите лыжи параллельно друг другу во время буксирования. Не толкайте лыжу или ботинок партнера, помните – это ваш партнер, а не противник.

Сходим
Решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъемника: это удобнее сделать тому, кто находится на дальней от поворотного столба стороне.
Будьте осторожны, когда отпускаете перекладину: она может завертеться и ударить кого-нибудь, пока ее трос сматывается в крепление. Освобождайте площадку подъемника как можно быстрее.

Советы
Постарайтесь подобрать партнера с такой же широкой задницей, как Ваша. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу. Наклонитесь к плечу Вашего партнера, и попросите его сделать тоже самое.

Отпускайте перекладину осторожно

Кресельные подъемники

Кресельные подъемники обеспечивают цивилизованный способ подъема на гору, предоставляя возможность несколько минут отдохнуть и полюбоваться пейзажем. Кресла обычно двух, трех, или четырехместные, закреплены на тросе, безостановочно двигающемся вверх по склону. Очень комфортабельные, высокоскоростные, они стремительно двигаются на подъеме и предупредительно замедляются для посадки лыжников.

Садимся
Возьмите палки в руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у вас за спиной. Некоторые проскальзывают немного вперед, чтобы первый удар сиденья приняли на себя оставшиеся компаньоны. Садитесь, как только сиденье вас коснется. Если удалось избежать удара палками в лицо соседу – сели идеально. Опустите страхующую перекладину, как только сиденье сойдет с платформы. Постарайтесь ничего не уронить, а если все же что-то упало, запомните номер следующей опоры, чтобы потом сориентироваться.

После посадки держите палки аккуратно.

Выходим
Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Если у вас поясная сумка или рюкзак, проверьте, что они не зацепились за что-нибудь. Поднимите концы лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся платформу. Как только лыжи коснуться снега, вставайте и свободной рукой оттолкните себя в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине.

Наклонитесь вперед и оттолкнитесь, когда лыжи коснуться снега

Читайте также:
Где покататься на горных лыжах в России

Кабины на тросе, фуникулеры и прочее

Для пользования такими подъемниками не нужны специальные навыки.

Бугель – это особой формы кусок железа, который используется для того, чтобы зацепиться за подъемный трос. К этому куску железа, представляющему собой иногда весьма причудливую конструкцию, обычно привязан прочный ремень, на другом конце которого – для облегчения подъема – существует небольшая перекладина, за которую достаточно удобно держаться руками или, с появлением опыта, которую можно просунуть между ног и подниматься на буксире, не нагружая руки. Совет один: пропустите кого-нибудь вперед и попросите следующего за вами подсказать, как правильно зацепиться за трос. Обычно далеко не у всех это получается с первого раза, так что не расстраивайтесь и повторяйте попытки – получится, и довольно быстро.

Виды подъемников на горнолыжных курортах

Часто на туристических сайтах встречаются вопросы: «А в каком состоянии подъемник на горнолыжном курорте? Не опасен ли он?». Ответы на них такие: «Состояние хорошее. Он воздушного типа, кресельный». И здесь сразу же возникает другой вопрос: «Кресельный — это какой?».

В этой статье говорится о тех видах устройств, на которых неопасно бывать во время отдыха.

Горнолыжный подъемник

На зимнем месте отдыха обязательно должно работать средство для перевозки посетителей на гору. Ведь такое техническое сооружение разрешает поднимать туристов на самую верхнюю ее точку, чтобы сберечь его силы. Спортсмены, выбирая для себя место отдыха, обращают внимание на наличие такого устройства, так как без него количество спусков и катания на лыжах или сноуборде значительно сократится.

Все горнолыжные подъемники созданы для перемещения абсолютно всех посетителей курорта от конца трассы к началу и наоборот. И для своих клиентов туристические фирмы устанавливают разные их виды, только чтобы к ним ехали. Поэтому лучше узнать о каждом из них.

Воздушные подъемники

Один из видов такого передвижения — воздушный, который пользуется большим спросом у всех сноубордистов и лыжников. Он отличается тем, что переправляет всех к началу спуска по воздуху, не прикасаясь к земле. Различают три вида канатных средств передвижения:

  • кресельные;
  • гондольного типа;
  • комбинированные.

Кресельные подъемники

Кресельный подъемник считается современным и простым одновременно, за что и полюбился многим туристам. Его особенность состоит в том, что спинки и сидения постоянно держатся за канат. Также ему не свойственно останавливаться — он постоянно в движении, поэтому туристы спрыгивают с него на ходу и сразу же начинают спускаться к старту подъема.

Кресельные подъемники в горах бывают двух-, трех-, четырех-, шести-, восьмиместные.

Гондольные подъемники

Гондольный подъемник отличается от кресельного тем, что посетители в нем перемещаются в отдельных кабинках, в то время как в кресельном — в креслах. И тем, что у людей есть возможность поехать назад, так и не прокатившись вниз по спуску. Поэтому при поднятии на вершину горы у человека есть два выбора: спустится самому (с помощью лыж, сноуборда или другого средства перемещения) или же сесть в другую кабинку (или эту же) и вернуться в гостиницу. Однако они отличаются друг от друга.

Маятниковые воздушные подъемники

Маятниковые средства разнятся от других тем, что они двустороннего движения. Это значит, что на тросе размещены две кабины, которые движутся вверх-вниз навстречу друг другу.

Важно! При прибытии к вершине подъемник на горе замедляется и с прибытием новой группы на станцию и вовсе зависает, давая возможность посетителям спокойно покинуть ее, а новым — войти. Но стоит помнить и то, что через некоторое время он уезжает обратно, так как ее пребывание на станции заканчивается, и, соответственно, она возвращается назад. Поэтому не стоит пребывать в кабинке долго, так как есть риск уехать назад, так и не выйдя из нее.

Туристы любят называть этот курортный подъемник многоэтажкой, объясняя это тем, что кабинки похожи на два лифта, которые едут на нужный этаж, как только появляются новые спортсмены.

Воздушные подъемники одностороннего движения

Особенностью таких устройств является то, что кабинки в них едут одна за другой. Попросту говоря, люди высадились, несколько человек зашло, и кабинка поехала дальше уже к началу подъема. Разумеется, при посадке и высадке группы она замедляется, давая возможность людям зайти или выйти.

При посадке и высадке кабинка не останавливается, а только замедляет ход, как в кресельных. Поэтому нужно быть аккуратным, чтобы в толпе нигде не травмировать себя.

Наземные подъемники

Наземные средства передвижения отличаются от воздушных в первую очередь тем, что устройство для перемещения туристов расположено на земле. То есть, этот вид перемещает людей, не отрываясь от земли. Обычно он применяется там, где склон небольшой.

Бугельные подъемники

Как и воздушные, наземные устройства делятся на три типа. Среди них — бугельные.

Есть утверждение, что в бугельных подъемниках есть шанс травмироваться. Это в корне неверно, так как туристические фирмы снабжены системой безопасности на высшем уровне.

При подъеме человек встает на небольшую деревянную доску и перемещается с помощью троса. Главное преимущество устройств такого типа — можно в любой момент спрыгнуть с дороги (которая перемещает туристов) и поехать вниз. Для этого достаточно просто потянуть на себя веревку и отпустить — тогда она ослабнет, и человек спрыгнет.

Однако бугельных подъемников тоже есть несколько типов:

  1. Т-перекладина. В данном типе подниматься можно вдвоем.
  2. Тарелкообразный. В данном типе механизм работы такой же, как и в предыдущем, только здесь люди поднимаются только по одному.

Важно! Чтобы соскочить с устройства, достаточно просто натянуть на себя трос. Тогда перекладина (или тарелка) замедлится, и туристу представится возможность отъехать в сторону.

Ленточный подъемник

Данный подъемник представлен небольшой дорожкой, которая поднимает спортсменов вверх по склону. Хотя на ней может поместиться только один человек, с ее помощью можно кататься на лыжах, сноуборде и санках. Однако такие подъемники редко встречаются на популярных курортах.

Читайте также:
Какие есть типы горнолыжных ботинок?

Перемещение происходит на низкой скорости, чтобы при прибытии на вершину склона или еще по дороге на него можно было просто сойти с дорожки без травмирования и просто поехать вниз по трассе.

Движущийся канат

Однако есть и такие устройства, оборудование которых не подходит под требования соблюдения мер безопасности. У таких подъемников на горнолыжном курорте название — движущиеся канаты.

Чтобы подняться на вершину склона, человеку нужно держаться за трос руками, в то время как ноги будут ехать по уже протоптанной дорожке. Для упрощения держания туристические фирмы делают перекладины, однако, движущийся канат все равно остается непопулярным и неудобным.

Интересно, что этот вид называют еще буксировочным, объясняя это тем, что канат тянет человека, как машину на буксире.

Техника безопасности при пользовании подъемниками

Нельзя забывать о физической подготовке, так как данный вид спорта требует силы, чтобы не травмировать себя при спуске.

Нужно быть внимательным при посадке и высадке. Это связано с тем, что в толпе можно не увидеть препятствия, упасть и покалечиться.

Также нужно умело пользоваться тросом и быстро реагировать при начале подъема. А если же он неожиданно соскочил — быстро уйти с дороги.

Не нужно забывать и о защите: следует надевать очки, так как есть риск, хоть и небольшой, что в глаза может что-то попасть при спуске. Что интересно, этим предметом большинство туристов и брезгует.

Данная статья поможет избежать вопроса, как называются подъемники на горнолыжных курортах. Ведь важно знать, какое средство передвижения на холм использовать лучше всего, потому что оно сбережет силы туриста, оставляя их на спуск с вершины, и поднимет настроение видом на лес. Однако не стоит забывать и о технике безопасности, так как из-за невнимательности легко можно получить травму.

Как научиться пользоваться подъемником при катании на сноуборде?

— Подъемник на сноуборде? Не, я лучше в другой раз попробую, когда никого не будет.

— А чего так? С ним же быстрее наверх подниматься и заодно силы экономишь.

— Да видишь в чём дело. Я когда в первый раз думал как его схватить, то не рассчитал скорость и получил бугелем по лбу. Да так, что в ушах до дома звенело.

А в следующий раз была колея. Я зацепился кантом и упал, но палку не отпустил. Ехал на спине, пока работники подъёмник не отключили. Они мне даже что-то кричали — мол, отходи скорей в сторону, не задерживай очередь. А внизу уже собралась толпа и все смотрят так. осуждающе.

В этой статье мы расскажем о том, как научиться пользоваться подъемником при катании на сноуборде . Расскажем, какие типы подъемников бывают, и зачем нужно отстегивать одну ногу при их использовании. Поделимся личным опытом, чтобы вы могли представить основные ошибки и избежать их при обучении.

Навигация по статье:

Зачем нужен подъемник при катании на сноуборде и когда им лучше начинать пользоваться?

Цель большинства механизмов и машин – облегчить жизнь человека, высвободить время и энергию для более интересных дел. Подъемник тут не исключение. Он позволяет сэкономить силы для экстремальных спусков, ради которых люди встают на горные лыжи и сноуборды. Изобретение горнолыжных подъемников спровоцировало бурный рост технического мастерства спортсменов и популяризацию горных лыж и сноуборда.

Бугельный подъёмник при катании на сноуборде часто вызывает у новичков сложности. Дело в том, что при подъёме на нём нужно стоять на всей плоскости доски и одновременно удерживаться в колее. Если вы впервые встаёте на доску, а в запасе у вас пара часов, то проще и быстрее учиться, когда вы поднимаетесь пешком вверх по склону.

Новичкам мы советуем сначала понять как управлять доской внизу учебных трасс: как тормозить, ехать в бок, выполнять повороты с переносом веса. Тогда вылететь из колеи будет сложнее, а риск подняться наверх и застрять на вершине будет меньше. Но в любом случае первые 5-10 подъёмов потребуют проявить вас всю сноровку и выдержку.

Бугельный подъёмник — самый распрастранённый тип на Урале

Какие бывают подъемники

Бугельные подъёмники бывают двух типов: с тарелкой и Т-образные. Разница в том, что «тарелка» везёт одного человека, а «швабра» — сразу двух. Принцип использования у них одинаковый — хватаете свободный конец внизу склона, зажимаете между ног и поднимаетесь наверх. Такие подъёмники стоят на Уктусе, Лиственной, Волчихе, Пильной, Тёплой, Ежовой, Белой.

Ленточный подёмник на учебной трассе Розы хутор

Траволатор или ленточный. Представляет собой крутящуюся ленту, которую положили вдоль склона. Он идеально подходит для новичков, но крутится слишком медленно. Чтобы использовать, нужно встать на ленту с доской в руках или пристёгнутой ногой и просто стоять. Такие подъёмники можно встретить в Солнечной долине, Губахе, Розе хутор.

Читайте также:
О горнолыжных курортах Черногории

Кресельный подъёмник на Ежовой долго поднимает наверх.

Кресельные подъёмники. Тут, вместо того, чтобы стоять на ногах вы садитесь на специальное сиденье. Кресла бывают двух, трёх, четырёх, шестиместными. Бывают с подогревом и защитным куполом от ветра. Они помогают ногам отдохнуть, но в мороз на них замерзаешь быстрее, поэтому одевайтесь теплее. Встречаются на Ежовой, Белой, в Солнечной долине, на Розе хутор.

Кабинка из Банного под Магнитогорском

Гондольные — это утеплённый брат кресельного подъёмника. Внутри них находятся скамейки с местами для 8 человек. Классно, но с непривычки иногда укачивает от скорости подъёма и заледеневших окон. Есть на Банном, в Розе хутор.

Кресельные и гондольные подъемники не вызывают у сноубордистов проблем. Сложности могут возникнуть при спуске вниз. Если вы в первый раз встаёте на доску и поднялись на самый верх, то спуск может стать суровым испытанием для ног.

У каждого комплекса свои пропуска на подъёмник

Как выгоднее пользоваться подъемником на сноуборде?

Чтобы использовать подъёмник для начала вам нужно будет купить специальный пропуск — скипасс. Они бывают пластиковыми или бумажными. Пластиковые прикладываются к турникетам, как в метро и работают через ткань курточек, в которых есть специальные карманы. Бумажные нужно прислонять специальным штрих-кодом к считывателю или просто показывать сотрудникам центра, чтобы вас пропустили.

На горнолыжных комплексах есть три «тарифа»:

  • тариф «почасовой», — когда через турникет можно проходить, пока не закончится оплаченное время. При этом передавать карточку другу для одновременного катания не имеет смысла, потому что задержка между проходами составляет где-то 4-5 минут. Такие абонементы действуют только в день покупки и активируются либо при первом проходе, либо через 10-15 минут после приобретения. Лучше сразу уточнить на кассе. Стоимость зависит от времени и продолжительности катания. В часы пик дороже, а при оптовых покупках — скидки.
  • тариф «поразовый», — когда через турникет можно пройти столько раз, сколько было куплено. Такие абонементы, чаще всего, действуют не только в день покупки, но и весь оставшийся сезон. Чаще всего задержки между проходами нет, а стоимость может зависеть от количества подъемов.
  • тариф «бесплатный», — когда в качестве подъемника используется сила своих ног. Кататься на этом тарифе можно сколь угодно долго, и даже когда ГЛК не работает, а подняться столько раз, насколько хватит сил и энергии.

Подробнее о том, когда выгоднее использовать каждый из вышеописанных «тарифов» смотрите в таблице.

Используйте тариф «Почасовой»

Используйте тариф «Поразовый»

Используйте тариф «Бесплатный»

Если не хочется ничего отрабатывать, а хочется веселья и фановых спусков с максимальной выкладкой

Если учитесь и оттачиваете мастерство на протяжении всего спуска

Если учитесь и не умеете пользоваться подъемником

Если катаетесь в часы, когда на горе царит спокойствие и безлюдье.

В будни, ранним утром или поздним вечером, либо в мороз, на грани закрытия склонов в -20-25 °С

Если приезжаете на гору в часы пик.

Обычно это выходные с 12 до 17

Если очередь на подъемник начинается прямо от кассы

Если предпочитаете неутомимо катать все доступное время, игнорируя обед, туалет и прочие отвлекающие от катания факторы

Если предпочитаете расслабленное и размеренное катание с перерывами на шашлык и неспешные разговоры с приятелями

Если предпочитаете совмещать экстремальные ощущения с программой по избавлению от лишнего веса и тренировкой выносливости (при регулярном катании начинаешь следить за тем, как бы не похудеть, — энергии на обогрев и подъём уходит масса)

Наибольший прогресс при обучении катанию на сноуборде достигается за счет комбинирования всех трех «тарифов».

  • При фановых спусках приобретается необходимый накат и личный опыт. Много личного опыта.
  • При разовых спусках формируется правильная техника. При условии, что вы не выжигаете склон напалмом, а целенаправленно делаете упражнения.
  • При подъеме пешком успеваете обдумать свои ошибки и разглядеть чужие. Одновременно учитесь рационально использовать склон и получать от каждого спуска по максимуму. В гору-то потом ползти ого-го сколько.

Учтите, что если вы не разминаетесь перед катанием на сноуборде с использованием подъемника , то первые три спуска пройдут впустую. Примерно столько работы нужно выполнить, чтобы разогреть мышцы и войти в нужный ритм. Проще всего разминаться непосредственно во время подъёма. Помашите руками, покрутите корпусом, поприседайте. Так вы снизите риск растяжений и травм.

Сноубордист откатывается в сторону на третьем склоне Волчихи

Зачем отстёгивать заднюю ногу

С бугельными подъемниками у сноубордистов часто возникают сложности. И этому есть простое объяснение – их использование невозможно без постановки доски на всю скользящую поверхность целиком, а такое положение очень нестабильно. При случайных колебаниях веса канты цепляются за снег и вы тут же летите на склон. Особенно, когда трасса под подъемником разбита и напоминает бобслей.

Когда вы отстёгиваете заднюю ногу, то упрощаете себе жизнь. Нередко, при подходе к подъёмнику собираются очереди. Люди стоят и идут друг за другом и из-за этого на земле появляются неровности. Поэтому с двумя пристёгнутыми ногами вы будете постоянно укатываться куда-то в сторону и царапать кантами чужое снаряжение. Придётся напрягать лишние мышцы и ловить баланс, вместо того, чтобы расслабиться и отдохнуть перед очередным спуском.

Перемещаться с двумя пристёгнутыми ногами сложно, а на самом подъёмнике это отнимает лишние силы, особенно, когда крепления стоят неоправданно широко. Мы рекомендуем отстёгивать заднюю ногу, потому что так легче подойти или сойти с подъёмника, проще среагировать в случае опасности, а во время подъёма расслабляются «катальные мышцы».

Читайте также:
Донгор –  горнолыжный курорт рядом с Воронежом

Если вы никогда не отстёгивали заднюю ногу, то поначалу могут возникнуть сложности из-за того, что она будет соскальзывать. Но они с лихвой компенсируются в будущем, когда за счёт более экономной траты сил вы будете кататься дольше и делать это активнее.

Преимущества подъёма на сноуборде с одной отстёгнутой ногой:

  • Проще стоять в очереди и двигаться вместе с ней
  • Легче подходить к месту посадки и отходить при высадке, особенно, когда склон кривой
  • Во время подъёма легче держать бугель, а «катальные» мышцы расслабляются
  • Можно оттолкнуться свободной ногой и восстановить равновесие при падении или объезде препятствия
  • Когда вы пристёгиваете ногу, то отдыхаете
  • Прокачивается баланс

С двумя пристёгнутыми ногами:

  • Экономится немного времени на пристёгивание на вершине
  • Не приходится садиться на снег, но мышцы устают быстрее
  • Оправдано, когда вам нужно подниматься на небольшие расстояния. Например, чтобы спускаться через сноупарк

Очередь на подъёмник в новогодние праздники

Упражнения

При использовании бугельного подъемника есть ряд основных правил, из-за нарушения которых происходят падения:

  • место старта должно быть удобным, потому что трудно ухватиться за подъемник, когда скатываешься ему навстречу или врезаешься в холм при старте
  • подъемник – это не кресло и садиться на него не нужно. Бугель тянет вперёд, а не вверх, поэтому стоять нужно на ногах
  • вес должен быть равномерно распределен по ногам
  • голова и плечи не должны заваливаться и наклоняться. Держать их нужно ровно, а колени — чуть подсогнуть для амортизации неровностей

Чтобы научиться пользоваться подъемником или почувствовать себя на нём более спокойно потребуется пройти несколько этапов. Давайте посмотрим.

Самокат и спуск по-прямой

Это базовое упражнение, которое помогает передвигаться по склону и прокачивает баланс. Если вы читали статью про основную стойку, то уже знакомы с ним. Обязательно проделайте его несколько раз, прежде, чем цепляться за бугель.

Напоминаем, что пристёгнутая нога всегда катится вперёд первой. Это относится и к подъёмнику и к движению по склону.

  • Найдите ровный и пологий участок склона, где вы не будете никому мешать.
  • Пристегивайте переднюю ногу и немного привыкните к доске: покатайте из стороны в сторону, поперешагивайте свободной ногой через сноуборд, поднимите и покрутитесь вокруг своей оси.
  • Теперь начинайте отталкиваться задней, как будто катитесь на самокате или скейте. Сначала покатайтесь по прямой, а потом по кругу. По часовой стрелке и против. Пусть свободная нога будет в центре этого круга.
  • Как только почувствуете себя уверенно, найдите крохотный уклон с достаточным для остановки выкатом.
  • Теперь разверните сноуборд вниз по склону и поставьте на него заднюю ногу рядом с креплением. Сделайте спуск в основной стойке. Не пытайтесь как-то управлять доской и перемещаться от канта к канту. Пусть она сама скатится вниз по склону и остановится. Надеемся, что вы не забирались на Эверест, чтобы отработать это упражнение.
  • Поднимитесь с помощью самоката и усложните себе задачу: поприседайте, поднимите заднюю ногу, дотянитесь до носа и хвоста доски во время спуска, покрутите головой.
Выбор места старта

Одно из самых важных умений, которое поможет легче стартовать.

  • Понаблюдайте за тем, где стартует большинство сноубордистов и лыжников. Скорее всего, в этом месте выкатана самая большая и глубокая яма. Будьте готовы к тому, что она попытается вас остановить и причинить кучу неудобств. Чтобы облегчить себе жизнь на начальном этапе выбирайте место поровнее. Немного выше или ниже.
  • Вставать к пролетающим бугелям надо так, чтобы длины рук хватало для спокойного подтягивания бугеля и вам не приходилось тянуться к ним всем телом или наклоняться вперед. Бугели должны пролетать перед вами на расстоянии примерно 30-50 см. Ловить их за спиной жутко неудобно.

Если ямы избежать никак не удаётся, то при старте нужно будет упереться пяткой задней ноги в снег. Носок при этом должен стоять рядом с креплением. Во время старта нужно будет подтолкнуть ногу вперед и зафиксировать на доске.

Старт

Первые разы новички сильно переживают из-за того, что задерживают очередь или выглядят глупо. Отбросьте эти мысли, потому что все через это проходили. Для душевного комфорта постарайтесь выбрать такое время, когда никто не будет подгонять сзади, чтобы вы могли сосредоточиться и спокойно пропускать летящие мимо бугели.

  • Подходите к месту старта и разворачивайтесь передней ногой вверх по склону
  • Если начинаете скатываться в яму, то выставляйте пятку на снег
  • Пропустите пару бугелей, чтобы понять, удобно ли их хватать. Обратите внимание, что у бугеля снизу есть закругление, которое похоже на крюк. Крюк этот должен быть развёрнут правильным образом. Представьте, что вы рыба, которую тащат за ногу и разверните его правильно.
  • Когда будете готовы, то хватайте бугель и просовывайте тарелку под пятую точку. Но не наклоняйте голову, потому что можно получить по ней палкой.
  • Во время старта чуть напрягите мышцы, чтобы компенсировать рывок пружины в бугеле
  • Отцепите заднюю руку, чтобы сноуборд не развернуло поперек склона из-за скручивания в верхней части корпуса

Движение на подъемнике

Основные сложности при движении вызывает колея. Поэтому совсем новичкам лучше приходить на склон, когда она ещё не появилась. Например рано утром или в мороз, когда снег держится плотно и разбивается дольше.

  • Распределите вес равномерно по ногам. Сначала упирайте отстёгнутю ногу в заднее крепление, чтобы проще ловить баланс. Когда сделаете 50-100 подъёмов, то смещайте её к передней ноге. Такое положение, когда две ноги стоят рядом друг с другом, самое «тёплое» и экономичное. К нему и нужно стремиться.
  • Колени во время подъёма должны быть чуть согнуты, а голова и корпус держаться ровно. Если вы выпрямите ноги, а плечи завалите, то доска встанет на кант и начнёт уезжать по дуге в сторону от подъёмника.
  • Не цепляйтесь со всей силы в бугель и отцепите заднюю руку. Постарайтесь поймать ровное положение и расслабиться, а то передняя рука будет мёрзнуть и уставать.
  • Если будете падать, то не держитесь за бугель из последних сил, а отпускайте его и отползайте в сторону.
  • Чтобы слезть, потяните палку бугеля на себя и откиньте её в сторону.
  • Отходите от места высадки и не задерживайтесь. Потому что за вами поднимаются бугеля и едут люди.
  • Выберете место подальше, чтобы не создавать толкотню и пристёгивайте заднюю ногу.

На учебных склонах Уктуса или Волчихи можно «прокачаться» за один подъём:

  • цепляетесь за бугель
  • проезжаете пару опор
  • спрыгиваете с него
  • возвращаетесь вдоль подъемника на место старта
  • цепляетесь за бугель и т.д., пока не почувствуете себя уверенно

Цепляться в середине трассы не нужно, потому что сделать это гораздо сложнее и может привести к срыву металлического троса

В среднем, чтобы почувствовать себя более-менее комфортно при подъёме, нужно проехать около километра. Примерно 3-4 подъёма на учебной трассе Уктуса или парочка на Волчихе. Учтите, что у бугельных подъёмников разная скорость движения, поэтому тренируйтесь на учебных трассах.

Статьи по теме:

Рассказываем, что такое повороты и какими они бывают. Объясняем, почему доска движется по дуге и какие силы на неё действуют, разбираемся как кататься на сноуборде поворотами с проскальзыванием с переносом веса тела и как избежать ошибок прошлого.

Разбираемся с деревом навыков сноубордиста. Рассказываем, где какие повороты применять и что выучить до прыжков с трамплинов

Виды горнолыжных подъемников

В наши дни любые горнолыжные курорты включают в свою инфраструктуру подъемники. С одной стороны, это дает возможность не тратить силы и время на подъем, а сосредоточиться только на катании со склонов гор. С помощью подъемников за короткое время можно переместиться на несколько километров над горными массивами, пропастями, лесами, пересеченной местностью. А с другой стороны, подъемники берегут экологию, позволяя оставлять нетронутыми горные ландшафты.

Неопытному лыжнику могут показаться сложными эти приспособления. Но стоит несколько раз подняться на них, и неуверенность проходит.

Все подъемники разделяются на два класса:наземные и воздушные.

«Ленточный» подъемник

Ленточный подъемник относится к наземном классу. Это просто движущаяся дорожка. За счет особенностей своей конструкции, такие подъемники могут работать только на пологих склонах. Их устанавливают на учебных, «детских» трассах, в развлекательных центрах. Ими очень любят пользоваться дети не только для катания на лыжах, но и на санках.

«Бугельный» подъемник

Они относятся к наземному классу подъемников, которые работают за счет натяжения троса. Такой подъемник состоит из троса с шестом и тарелкой на конце. Лыжник должен взять обе палки в одну руку, дальнюю от шеста. Другой рукой взяться за шест, а тарелку закрепить между ног, ни в коем случае не садясь на нее. Все, начинается движение вверх. Лыжи должны быть параллельно друг другу.

Еще один вид приспособления тоже «бугельный», он работает по такому же принципу движения троса. Только вместо тарелки у него Т-образная перекладина. Различие состоит в том, что на таком типе подъемника одновременно могут находиться два лыжника. Они встают попарно, шест проходит между ними, а спиной они опираются на перекладину. Нужно не забывать, чтобы лыжи ехали параллельно.

«Кресельный» подъемник

«Кресельные» подъемники или канатная дорога относятся к воздушному классу устройств. Само название говорит о том, что человек садится в кресло, закрепленное на тросу. Бывают одно-, двух-, трех-, четырех-, шести- и восьми-местные кресла. Удобство таких подъемников заключается в том, что в них не нужно снимать лыжи. Человек просто садится, опускает страховочную перекладину и все, можно наслаждаться видами гор. Другое удобство это скорость. На некоторых курортах на таких подъемниках за 5 минут доставляют на высоту 2000 км. По своим техническим характеристикам, «кресельные» подъемники работают на высоте не больше 8 метров. Только в некоторых случаях, если местность очень пересеченная, высота достигает 15 метров. Канатная дорога работает без остановки, только притормаживает при подъезде к вершине. На месте схода лыжников должно быть всегда достаточное количество снега. За этим следит персонал.

Несмотря на очевидную простоту и комфорт такого передвижения, обязательно нужно изучить инструкцию по безопасности. Она обязательно есть перед входом на подъемник. Самое главное, что ни в коем случае нельзя раскачивать кресло, поворачивать его, поднимать страховочную перегородку, нажимать кнопку сигнализации. На подъемниках курение запрещено.

«Гондольный» подъемник

Они также относятся к воздушном классу, широко применяются на крупных курортах. Состоят из двух- или четырех-местных кабинок или гондол. Недостатком может показаться то, что нужно снимать лыжи. Преимущество — надежность, безопасность, скорость. Так как гондолы не останавливаются, а только сбрасывают скорость при входе и выходе, они перевозят большое количество людей.

«Кабинный» подъемник

Это также устройства воздушного типа, состоят из вагонов вместимостью 30-40 человек. Такой вагон крепится на супермощном тросе и едет с помощью тягового устройства. Такой тип подъемников встречается не часто, так как он дорог в эксплуатации, и не очень продуктивен. Так как он едет с остановками, то нужно отстоять очередь, чтобы попасть на него. Другой минус заключается в том, что к станции нужно проходить по лестницам и коридорам, неся лыжи в руках. Ну а преимущество это, конечно надежность.

Как пользоваться подъемником и делать повороты в «плуге»

На третьем уроке горнолыжной онлайн-школы Slenergy вы вместе с учеником Ильей Косяченко научитесь пользоваться подъемником и делать повороты в «плуге».

Итак, поехали!
1. Учимся пользоваться бугельным подъемником babylift.
– Как встать на подъемник
– Как сойти с подъемника
2. Учимся пользоваться бугельным подъемником T-bar.
– Как встать на подъемник
– Как сойти с подъемника
3. Учимся поворачивать на склоне.
– Учимся делать стойку для поворота на месте
– Поворачиваем на склоне
– Выполняем связку нескольких поворотов

Учимся пользоваться бугельным подъемником babylift

Сейчас мы попробуем прокатиться на подъемнике.
Так как на обучающих трассах наиболее распространен бугельный подъемник, мы учимся пользоваться именно им.

В принципе, в использовании подъемника нет ничего сложного. Но лучше иметь в виду, что начинающему довольно непросто сохранять на нем равновесие.

Как встать на подъемник

– Подойдите к тросу не слишком близко, направляя свои лыжи наверх;

– повесьте лыжные палки на руку, которая находится дальше от троса, с помощью темляков (петель в верхней части палок);
– смотрите назад, чтобы быть готовым к приближению бугеля (буксировочной «швабры», которая подталкивает лыжника вверх по склону);
– заранее (примерно за метр) возьмитесь руками за резинку перед бугелем и начинайте движение вверх;
– одной рукой установите бугель под спину, чтобы он тянул вас наверх;

– будьте готовы сохранить равновесие при первом рывке подъемника, чтобы не упасть.

Держите свою стойку – держите лыжи параллельно друг другу и слегка согните колени и таз.

Если вы все-таки упали, то сразу отползите от подъемника, а затем уже оглядывайтесь по сторонам, так как за вами на подъемнике может подниматься много людей и никому не хочется в вас врезаться.

Как сойти с подъемника

– Подтянитесь руками на резинке выше по тросу, тем самым освободив бугель из-под спины;
– сделайте широкий шаг в сторону, поставив поперек склона ту лыжу, которая находится ближе к склону;
– отпустите трос подъемника;
– подставьте вторую ногу следом за первой.

Чтобы сразу отъехать от подъемника вы можете использовать элемент прошлого урока – из спуск в плуге по диагонали (вы двигаетесь по склону по диагонале в стойке плуг)

Учимся пользоваться бугельным подъемником T-bar

Внимание, подъемник T-bar требует нежности! На него нельзя садиться, наваливаться, оттягивать его в сторону, потому что вы можете потерять равновесие и упасть.

Как встать на подъемник

– Встаньте на стартовую площадку лицом к подъему;
– повесьте лыжные палки на руку, которая находится дальше от бугеля, с помощью темляков (петель в верхней части палок);
– смотрите назад, чтобы быть готовым к приближению бугеля, который будет подталкивать вас вверх по склону;
– как только бугель приблизился к вам, возьмитесь за его вертикальную часть одной рукой, которая находится ближе к бугелю;
– установите бугель себе под ягодицы, и он вас потянет вверх по склону.

Внимание! При использовании подъемника T-bar категорически запрещается отпускать бугель перед опорой подъемника, потому что бугель может зацепиться за нее и сломаться.

Как сойти с подъемника

– Уберите бугель из-под ягодиц;
– держа бугель за вертикальную часть, сделайте шаг в сторону склона, поставив лыжу поперек него;
– отпустите бугель;
– подставьте вторую ногу следом за первой.

Чтобы сразу отъехать от подъемника вы можете использовать элемент прошлого урока – из спуск в плуге по диагонали (вы двигаетесь по склону по диагонале в стойке плуг)

Учимся поворачивать на склоне

Повороты на склоне делаются за счет переноса веса тела и наклона туловища в сторону той лыжи, на которую вы направили весь вес (этот наклон называется ангуляцией). Поворот всегда будет совершен в сторону противоположную той лыже, на которую перенесен вес тела.

Перед тем как выполнять поворот, попробуйте сделать перенос веса и наклоны на месте:

– Встаньте на плоской поверхности в стойку «плуг» (если вы забыли, что это такое, обратитесь к прошлому уроку);
– перенесите вес тела на одну из лыж;
– наклоните туловище в эту же сторону;
– при этом одно бедро (этой ногой вы давите на лыжу) опускается, а противоположное поднимается;
– одновременно таз становится параллельно склону, приобретает с ним одну плоскость.

Внимание: на склоне (а не на ровной поверхности) пока ваш таз не окажется в одной плоскости со склоном, вы не сможете повернуть на лыжах.

Делаем поворот в стойке “плуг”

– Встаньте по диагонали к склону в исходную стойку «плуг» (носки лыж вместе, пятки врозь, колени полусогнуты, спина скруглена, руки перед собой – подробнее о стойке «плуг» читайте в прошлом уроке);
– начните движение в этой стойке по диагонали к склону;
– находясь в движении, медленно разогните колени – встаньте прямо;
– начните переносить вес на верхнюю по отношению к склону лыжу (надавливая на нее все сильнее и сильнее);
– в это время наклоните туловище в сторону той лыжи, на которую вы направили весь вес (этот прием называется ангуляцией);
– такая стойка сама подтолкнет лыжи повернуть в сторону противоположную той ноге, на которую перенесен весь вес тела. С ее помощью и делается поворот.

Важно! При ангуляции в повороте внешняя лыжа не должна блокироваться на канте, она должна проскальзывать боком. Если произошла блокировка, значит вы неправильно сделали ангуляцию. Слишком сильно поставив лыжу на кант, вы не сможете контролировать скорость проскальзыванием лыжи поперек движения и рискуете резко повернуть и потерять равновесие или набрать большую скорость в повороте.

Выполняем связку нескольких поворотов

– Встаньте в стойку «плуг», стоя лицом с спуску со склона;
– начните движение в стойке «плуг», затем медленно разогните колени и голеностопы, встав на цыпочки внутри ботинка (икроножная мышца при этом коснется задника голенища ботинка), и сделайте ноги прямыми;
– начните переносить вес на одну из лыж, наклоняясь туловищем в эту же сторону, т.е. принимая положение ангуляции;
– полностью перенесите вес на внешнюю к повороту лыжу и выполните поворот плавно сгибая колени и голеностопы, сохраняя ангуляцию, тем самым увеличивая давление на нижнюю (внешнюю) лыжу;
– сразу же после поворота начните разгибать колени и голеностопы, убирая положение ангуляции, тем самым постепенно выравнивая вес на лыжах (перенося вес на верхнюю лыжу);
– затем полностью перенесите вес на лыжу и выполните второй поворот;
– продолжайте делать повороты до самого конца склона склона, чередуя между собой поворачивающие лыжи.

Важно! Следите за ангуляцией и параллельностью осей носки лыж-колени-бедра-плечи-руки, это самое важное в повороте.

Итак, сегодня вы научились пользоваться подъемником babylift на лыжах и освоили повороты в «плуге», которые выполнять не так-то просто!

В следующий раз мы научимся делать карвинговый поворот начального уровня.

Пошаговая инструкция урока – фотографируй и бери с собой на склон!

Поднимитесь на склон с помощью бугельного подъемника:
– повесьте палки на руку, при приближении бугеля, возьмитесь за резиновый трос руками и начинайте движение вверх, бугель установите за спину;
– чтобы сойти с подъемника подтянитесь руками выше по тросу, освободив бугель и сделайте широкий шаг в сторону, поставив лыжу поперек склона, отпустите трос и поставьте вторую ногу к первой.

Сделайте повороты на склоне:
– Потренируйтесь на месте переносить вес тела на одну ноги и наклоняться в эту же сторону, при этом одно бедро опускается, а противоположное поднимается, а таз становится параллельно склону (это ангуляция);

– выполните поворот: встаньте по диагонали к склону в стойку «плуг» и начните движение, разогните колени, перенесите вес на нижнюю лыжу, наклоните туловище в эту же сторону и поверните;
– добавьте к этому второй поворот: сразу же после первого поворота перенесите вес тела на другую ногу и наклонитесь в другую сторону. Получается связка поворотов.

Хочешь заниматься с инструктором лично? Звони в горнолыжную школу Кометы 2606-380

Не знаешь как тормозить и контролировать скорость на лыжах в «плуге»? Все это во втором уроке горнолыжной онлайн-школы. Жми сюда! >>

В видео использована музыка:
Katy Perry — The one that got away;
Propellerheads — Spybreak

На склоне без инструктора – подъёмники

Скорее всего, самый первый встретившийся вам подъёмник будет буксировочного типа.

Некоторые учебные склоны оборудованы самыми простыми подъёмниками – бегущий на уровне пояса трос, на котором закреплены перекладины. Подходите к тросу, цепко сжимаете его рукой и, уже начав движение вверх по склону, сползаете по тросу до перекладины, одновременно заводя её к пояснице. Не получилось? Ну и фиг с ним. Просто хватайте проплывающую мимо вас перекладину и ехзжайте до верха, вцепившись в неё. Звучит страшновато, на самом деле пользовать просто. А наверху просто оттолкнитесь в сторону.

Наиболее распространены так называемые буксировочные подъёмники с «тарелками» или «швабрами» – и то, и другое название соответствует внешнему виду того, что вас нежно возьмет за ж… и вознесёт к небесам.

Буксировочный подъёмник представляет из себя непрерывно движущийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки (одноместный подъёмник) или поперечные перекладины (двухместный). Начнём с тарелок. Шесты могут двигаться непрерывно вместе с тросом, а могут скапливаться внизу, дожидаясь, когда лыжник за них ухватится. В любом случае, ваша задача – поймать проезжающую мимо тарелку, оседлать шест, то есть – просунуть тарелку между ног, и ехать на буксире на вершину склона.

Как это делается: возьмите обе палки в одну руку. Дождитесь момента, когда можно будет взять буксир. Вы это или сами увидите, или загорится зеленый свет. Возьмитесь за шест свободной рукой. Если у подъёмника шесты скапливаются внизу, и нужно нажать переключатель, чтобы начать движение, найдите переключатель (в России не водятся, в Альпах – сколько угодно).
Просуньте шест между ног и убедитесь, что ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку!

Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать вас. Ещё раз: не пытайтесь сесть на тарелку! Не отвлекайтесь – у начинающих это обычно оканчивается падением и позорным выкарабкиванием в сторону от подъёмника. Деньги за подъём уплачены, но до верха вы не доехали – сами виноваты. Если всё же упали – быстро отползайте, освободите дорогу: сзади непрерывно будут подъезжать такие же, как вы, и деваться им некуда: если замешкаетесь, переедут.

Как только достигнете таблички, предупреждающей о сходе с подъёмника, вытяните шест, который находится у вас между ног, с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет, и отпустите его. И сразу уходите от подъёмника! Снова: сзади непрерывно будут подъезжать такие же, как вы, и деваться им некуда: если замешкаетесь, затопчут.

Подъемники Т-типа (по-импортному они называются T-bar, по нашему – «швабры»). Как следует из названия, этот подъёмник выглядит как большая перевёрнутая швабра, прикреплённая к тросу за ножку. Жертвы выстраиваются в линию по двое, когда Т-образная перекладина подъезжает, нужно успеть ухватить её, пропуская ножку Т между лыжниками, а перекладину разместить у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъём. Опять: не пытайтесь сесть на перекладину! Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать вас.

Когда будете подъезжать к месту высадки – решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъёмника: это удобнее сделать тому, кто находится на дальней от поворотного столба стороне швабры. И опять: после высадки немедленно уходите в сторону.

Кресельные подъёмники обеспечивают цивилизованный способ подъёма на гору, предоставляя возможность несколько минут отдохнуть и полюбоваться пейзажем. Кресла – старенькие двух-, более свежие трёх-, четырёх- шести- и даже восьмиместные, закреплены на тросе, безостановочно двигающемся вверх по склону. Очень комфортабельные, скоростные, они стремительно двигаются на подъёме, некоторые из них замедляются для посадки и высадки лыжников. У наиболее продвинутых к месту посадки вас доставляет движущийся коврик. Просто встаньте и ждите подъезжающее кресло.

Садимся: возьмите палки в одну руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у вас за спиной и вы не мешали соседям. Некоторые проскальзывают немного вперёд, чтобы первый удар сиденья приняли на себя оставшиеся компаньоны. Садитесь, как только сиденье вас коснётся. Если удалось избежать удара палками в лицо соседу – сели идеально.

Опустите страхующую перекладину, как только сиденье отъедет от площадки. Постарайтесь ничего не уронить, а если всё же что-то упало, запомните номер следующей опоры, чтобы потом сориентироваться.

Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Если у вас есть рюкзак, проверьте, не зацепился ли он за что-нибудь. Рюкзак, кстати, лучше при подъёме на кресельном подъёмнике держать в руках – если не боитесь отвлечься и выронить его в самом неподходящем месте. Поднимите носки лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся поверхность снега. Как только лыжи коснутся снега, вставайте и свободной рукой оттолкнитесь вперёд, а иногда вперёд – в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине.

При подготовке этой заметки использована глава из книги Complete Skier в переводе Андрея Сафронова.
Собственно, о подъёмниках более или менее всё.

Надеюсь, вы уже прочитали и другие заметки автора для начинающих:

Какие бывают канатные дороги и чем они отличаются

История канатных дорог насчитывает около 500 лет. Первые прототипы появились в Азии. Местные жители изобрели подвесные канатные дороги, основой которых были тросы из переплетенных волокон. Вместо нынешних вагонов тогда использовались большие корзины, в которых могли транспортироваться люди и грузы.

В 1515 году появилась усовершенствованная версия канатной дороги: тогда принц-архиепископ Зальцбурга Маттеус Ланг фон Велленбург спроектировал вагонетки, движущиеся по деревянным рельсам при помощи конопляного каната за счет мускульной силы. Эти дороги были грузовыми, но со временем их технические характеристики совершенствовались, а в XIX веке появились подъемники для пассажиров, похожие на современные канатные дороги.

Сначала был создан фуникулер – пара вагонов, передвигающихся по наклонным рельсам. Первые подобные устройства появились в городах США. В 1870-е годы в Германии появилась первая дорога гондольного типа, для которой был использован железный трос. В 30-е годы XX на курорте Сан-Вэлли в США был построен первый кресельный подъемник.

Настоящий бум строительства канатных дорог пришелся на вторую половину XX века, когда во многих странах началось строительство горнолыжных курортов для массового туризма. К тому времени инженеры создали немало видов канатных дорог – фуникулеры, гондольные, кабинные, кресельные, бугельные и другие.

Крупнейшие холдинги, специализирующиеся на производстве канатных дорог в мире, – группы Leitner-Poma и Doppelmayer-Garaventa. В первый холдинг входит, в том числе, и французская компания по проектированию и строительству канатных дорог Pomagalski S. A. или Poma S.A.S. Именно она стала основным поставщиком оборудования для российских горнолыжных курортов, развиваемых компанией «Курорты Северного Кавказа», – «Архыза», «Эльбруса» и «Ведучи».

«Чтобы построить одну канатную дорогу, необходимо задействовать около 50 человек – инженеров, проектировщиков, монтажников, слесарей. Полгода уйдет на ее проектирование, еще три месяца – экспертиза, затем уже начинается стройка. Вся задумка, от листа бумаги до ввода конструкции в эксплуатацию, занимает где-то год-полтора», – рассказал генеральный директор ООО «Пома» (филиала французской компании Poma S.A.S.в России) Антон Чудаев.

Но, безусловно, срок реализации проекта зависит от степени сложности канатной дороги. Какие они бывают – читайте в фоторепортаже «Интерфакс-Туризм».

Безопорная канатная дорога («беби-лифт»)

«Беби-лифт» – это малый подъемник без промежуточных опор, предназначенный для организации катания на горных лыжах, сноуборде или тюбинге на склонах длиной до 300 метров с небольшим перепадом высот (до 100 метров). Он представляет собой натянутый трос с закрепленными пластиковыми бугелями, за которые цепляются катающиеся.

Установка такого подъемника очень проста и выполняется в короткие сроки, так как для нее не требуется фундамент. «Беби-лифт» предусматривает передвижение туристов на невысоких скоростях, что очень удобно на участках гор, где проводится обучение катанию на горных лыжах.

В России «беби-лифт» можно увидеть на горнолыжном курорте «Ведучи», который расположен в Чеченской Республике в живописной долине реки Харачой-Ахк.

Канатная дорога ленточного типа (траволатор)

Траволатор – это механическая дорожка, которая доставляет катающихся на спуск. Она отличается комфортным и безопасным подъемом на невысокой скорости на склоны с небольшим перепадом высот, также ее используют на учебных склонах. Внешне напоминает огромную ленту для передвижения продуктов на кассе супермаркета. По сравнению с «беби-лифтом» у ленточных канаток намного выше пропускная способность.

Траволатор используется на многих склонах для начинающих: он есть в учебной зоне горнолыжного курорта «Ведучи» в Чечне, в туристической деревне Романтик курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии и на кабардино-балкарском курорте «Эльбрус», где работает парк для обучения горнолыжному спорту и сноуборду Saby Park.

Кресельная канатная дорога с фиксированным зажимом

Канатно-кресельные подъемники позволяют доставлять посетителей горнолыжных курортов к нужному месту в креслах, которые закреплены на канате. Именно благодаря сиденьям сразу несколько лыжников (обычно от двух до шести) имеют возможность с комфортом подняться к началу трассы. На большинстве современных горнолыжных курортов кресла этих канаток оборудованы подогревом, также нередко предусмотрена защитная стенка (прозрачный колпак) со спины, укрывающая горнолыжников от непогоды.

Удобная и безопасная канатка с фиксированным зажимом представляет собой кресельный подъемник, сиденья которого постоянно закреплены на несуще-тяговом канате. При подъезде к станции оператор внимательно следит за скоростью движения кресел, поскольку от этого зависит, успеют горнолыжник или сноубордист сесть на подъемник или нет.

Такая дорога установлена, например, на горнолыжном курорте «Архыз» – это четырехместная кресельная канатка «Спутник» с фиксированным зажимом.

Кресельная канатная дорога с отцепляемым зажимом

В последнее время широкое распространение получили кресельные канатные дороги с отцепляемыми зажимами. Они являются наиболее популярным, удобным и быстрым транспортом для любителей зимних видов спорта.

По словам генерального директора ООО «Национальные канатные дороги» Бориса Шлома, система отцепляемого зажима в 1980-х годах стала революционным шагом в развитии канатных транспортных систем, и сейчас она не менее востребована.

«Принцип работы такого оборудования – в возможности отцеплять кабины или кресла (в зависимости от типа подъемника) при подъезде к посадочной станции. То есть кресло или гондола замедляется и переводится с основного тягового каната на ролики, по которым и едет через всю зону посадки. Получается, что в зоне посадки и высадки туристов скорость низкая, можно спокойно сесть в кресло или гондолу, при этом на всем протяжении канатной дороги скорость становится выше», – рассказал он.

Канатные дороги с неотцепляемым зажимом, по мнению эксперта, целесообразно использовать только для подъема к небольшим трассам, длиной до 700 м. Несмотря на их небольшую скорость (1,8-2 м/с) и пропускную способность (меньше 2000 чел./час), такие канатные дороги вполне способны обеспечить комфортную и безопасную посадку для подъема начинающих катающихся к зеленым и синим склонам. Однако канатная дорога с отцепляемыми креслами позволяет увеличить производительность до 2000-4000 и более чел./час со скоростью 5-7 м/с.

«А раз скорость дороги с отцепляемым зажимом выше, следовательно, и ее производительность тоже. Курорт может больше пассажиров доставить наверх и тем самым увеличить пропускную способность и туристический поток», ­– добавил Б.Шлом.

В январе 2018 года на всесезонном горнолыжном курорте «Ведучи» ввели в эксплуатацию 4-местную кресельную канатную дорогу с отцепляемым зажимом. А на «Архызе» в туристической деревне Лунная поляна установлена 6-местная канатка под названием «Лунный экспресс», кресла которой оснащены защитными колпаками.

Гондольная канатная дорога с отцепляемым зажимом

Это закрытые кабинки, которые могут вмещать от 6 до 20 человек, нередко их можно увидеть в городах, а в особо живописных местах их делают с панорамным остеклением. Около станции скорость кабины максимально снижается, чтобы пассажиры смогли беспрепятственно выйти. Огибая станцию и переходя на противоположную ее сторону, кабина снова разгоняется, и зажим зацепляется за канат. Максимальная скорость составляет примерно 6 м/с, что позволяет быстро поднимать наверх большое число лыжников и сноубордистов.

По словам Антона Чудаева, гондольные и кресельные канатные дороги с отцепляемым зажимом являются наиболее надежными. «У этих канаток более высокая скорость, по сравнению с другими и, соответственно, выше производительность», – сказал он.

Такая канатная дорога работает, например, на курорте «Эльбрус». В декабре 2015 года была достроена ее третья очередь, которая поднимает туристов на станцию «Гара-Баши» на высоте 3847 м – это рекордный показатель не только для России, но и для Европы. Продолжительность подъема составляет примерно 20-25 минут. С конечной станции взору катающихся в одну сторону открывается великолепная панорама Кавказского хребта, в другую – виды на двуглавую вершину Эльбруса, древнего вулкана.

Также гондольные канатки построены на курорте Архыз». «Млечный путь» уже работает, а «Северное сияние», по словам представителей курорта, откроется в новом горнолыжном сезоне.

Маятниковая канатная дорога

Одной из разновидностей гондольных (кабинных) подъемников является маятниковая канатная дорога. Кабины маятниковых подъемников двигаются навстречу друг другу по несущим канатам, а движение их обеспечивает тяговый канат. Такая канатка подходит для мест со сложным рельефом, например, она с легкостью переправит пассажиров через долины, ущелья, реки или ледники.

По сравнению с другими подъемниками у нее есть ряд преимуществ. Так, длина пролетов без опоры может достигать 3 километров, одна кабина может вместить от 6 до 230 пассажиров. Пропускная способность маятниковой канатной дороги в зависимости от скорости (до 12 м/с) и длины дороги колеблется от 500 до 2 тыс. человек в час.

Как отмечает генеральный директор филиала Poma S.A.S. в России Антон Чудаев, сложность строительства любой протяженной канатной дороги зависит в первую очередь от рельефа. «Проектировщики и инженеры смотрят, нужно ли усиливать склон. Ставят противолавинные укрепления и защитные барьеры, чтобы обеспечить безопасность катающихся», – рассказал он.

Маятниковая канатная дорога, построенная еще в советское время, работает на курорте «Эльбрус». Она состоит из двух очередей и начинается на нижней станции Азау (2300 м), проходит через пересадочную станцию «Старый Кругозор» (3000 метров) и заканчивается на отметке 3500 метров на станции «Мир». В зоне станций можно посетить шашлычные и кафе, а на станции «Мир» находится высокогорный Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.

«Светлое будущее» канатных дорог

Как отмечают в АО «КСК», в перспективе на курортах Северного Кавказа будут строиться преимущественно кресельные и гондольные канатные дороги, однако на курорте «Ведучи» посетителей ждет необычная новинка – кольцевая канатка системы 3S с минимумом опор, что создаст у пассажиров полное ощущение парения в воздухе. Также она отличается особой ветроустойчивостью и низким потреблением электроэнергии.

«В мире таких канатных дорог чуть больше десятка. Она соединит северо- и южно-ориентированный склон курорта, пройдет прямо над ущельем; ее проектная протяженность – почти 4,5 километра. Кабины такой канатной дороги типа 3S перемещаются по трем канатам – двум несущим и одному тяговому, что делает всю систему очень надежной и производительной. Сами кабины – это, по сути, воздушные экскурсионные автобусы: они смогут вместить до 35 человек с горнолыжным инвентарем, и во время поездки через большие панорамные окна можно будет любоваться видом на горные хребты», – рассказал генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев.

По его словам, канатная дорога сможет перевозить до 2,8 тыс. человек в час. «Для нее будет установлено всего три опоры высотой до 100 метров, так что у гостей курорта будет полное ощущение полета», – добавил руководитель АО «КСК».

Также, по словам Антона Чудаева, на курорте «Архыз» появится еще одна современная, можно сказать, инновационная канатная дорога с гибридным двигателем. «Она более экологичная, потребляет меньше энергии, кроме того, она почти бесшумна. Это оценят катающиеся на горнолыжных курортах, поскольку вместо шума канатки они будут наслаждаться звуками окружающей природы», – пояснил генеральный директор ООО «Пома».

К вершинам – на российских канатках

Фото: пресс-служба мэра Москвы

Спрос на канатные дороги в нашей стране увеличивается с каждым годом. Причем речь не только о горнолыжных курортах – свое место они занимают и в городах как популярный альтернативный вид городского транспорта. Так, в феврале 2012 года была запущена в эксплуатацию канатная дорога через Волгу в Нижнем Новгороде, а в ноябре открылась канатная дорога в Москве, соединившая Воробьевы горы и Лужники.

Есть планы по строительству канатной городской гондольной канатной дороги в центре столицы Чеченской Республики. «Канатная дорога – не только современный вид транспорта, но и зона притяжения для туристов, количество которых в Грозном увеличивается с каждым годом. Многие из них мечтают посмотреть на наш замечательный город с высоты. Канатная дорога дает такую возможность», – рассказал на презентации проекта, которая состоялась в Грозном на днях, первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.

«Очень важно, чтобы на отечественных горнолыжных курортах и в российских городах работали канатные дороги, произведенные именно в нашей стране. К сожалению, те производственные площадки, которые были созданы в советские годы, сейчас практически утрачены. Нужно налаживать новое современное производство – это вопрос не только технологического роста, но и мирового престижа страны», – прокомментировал он.

Для проектирования, производства, обслуживания, эксплуатации и продажи канатных дорог в России в партнерстве АО «Курорты Северного Кавказа» с компанией POMA S.A.S. в этом году было создано предприятие «Национальные канатные дороги». Его основная производственная площадка расположена в Кабардино-Балкарской Республике, в городе Майском, но со временем планируется сотрудничество и с другими российскими заводами.

«Перед совместным предприятием поставлены сложные задачи: создать безопасные, конкурентоспособные по цене, современные канатные дороги, которые будут поставляться не только на внутренний рынок, но и в страны СНГ, а в перспективе – и в другие государства. Мы убеждены в успехе и верим, что однажды доля рынка, которую займет продукция под российским флагом, будет сопоставима с долей европейских лидеров в производстве канатных дорог», – заключил Одес Байсултанов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: