Как тормозить и контролировать скорость “плугом”?

Как тормозить на роликах: V-stop, он же “Плуг”

Добро пожаловать в статью о торможении на роликах.

Существует много разновидностей торможения на роликовых коньках.
Возможно, вы уже слышали такие термины, как: Т-стоп (самый простой способ тормозить на роликах), Пауэр-стоп, плуг или V-стоп, и о различных видах слайдов. Так же вы могли слышать о некоторых видах э. нестандартного торможения, таких как: в столб, в машину, в мягкого пешехода, в стену, выезд на газон, и во всевозможные встречающиеся на пути предметы. Ну и самый, на мой взгляд, радикальный вид торможения на роликах, (только для начинающих) это – падение на асфальт.

В данной статье, я хочу обратить ваше внимание на способ торможения “Плугом” или “V-стопом”. Конечно, будет тяжеловато изложить все нюансы на ваши мониторы, но постараюсь.

Начнем с истории, многие из вас катались на беговых лыжах с горок, и тормозили вы, расставив ноги в стороны, при этом не просто расставляли ноги в стороны, а сводили носы лыж, разводя их концы, так что лыжи образовывали английскую букву ” V “, или, если смотреть по ходу движения, то русскую ” Л “. Все выше перечисленное, вы делали не медленно, можно даже сказать, резковато! На том же принципе основывается и тот способ тормозить на роликах, о котором я рассказываю (V-stop).

Перед изучением этого способа торможения вы должны хорошо держать равновесие при движении на роликах, иначе вероятность оказаться на асфальте равна 100% (пудам). Если вы не умеете тормозить на роликах совсем , изучите лучше сначала торможение штатным тормозом или T-Stop, т.к. они проще для новичков.

Вернемся к V-stopу.

Прежде всего ищем гладкий и ровный асфальт для тренировок.

И на небольшой скорости начинаем учиться.

Чтобы затормозить, надо широко расставить ноги, и развернуть носы роликов немного вовнутрь, не теряя равновесия и не давая ногам съехаться! За счет развернутых носов роликов вы и остановитесь.

Не дайте при этом телу завалиться вперед или назад, сойтись коленкам друг с другом, ногам – быть прямыми; и если вы стоите на ногах после всего этого – то вы уже профессионал :)

Если же нет, то тренируйтесь дальше :)

Попробуйте на маленькой скорости описывать воображаемые круги, представляя на своем пути автомобильную покрышку, которую вы пропускаете между ног (в зависимости от длины ног, каждый представляет свой диаметр покрышки).

Тренируйтесь пока не прочуствуете эти круговые движения и они не начнут получаться у вас легко и свободно.

Обратите внимание, что если вы повернете конек на съезд чуть круче, то верхняя половина туловища начинает заваливаться вперед, значит, у вас уже получается тормозить.

Необходимо следить за наклоном тела, иначе, при более сильном наклоне вперед, вы упадете вперед, и то же паденье вам грозит при слишком сильном наклоном тела назад.

Сам наклон осуществляется за счет таза, а не плечевого пояса. При торможении голова и ступни должны находиться почти в одной вертикали и в профиль вы должны быть похожи на скобку ” НОГИ

Ноги при торможении должны быть слегка согнуты. Так как при торможении вас иногда кидает в стороны, то чуть согнутые ноги служат некоей амортизацией.

Это происходит в результате нескольких причин:
– неровность асфальта;
– разность в сточке колёс;
– или в колесе одного из ролика застряло стеклышко или гвоздик при попадание на который происходит проскальзывание и т.д..

Поэтому, вы должны держать их слегка согнутыми для того, чтобы они могли пружинить. Иначе представьте, вы втыкаетесь в неровность и получается толчок из-за прямой ноги в таз, как следствие вы теряете равновесие от внезапного толчка и. :( . При чуть согнутой ноге, вы просто можете чуть сильнее на неё присесть, и тем самым амортизировав этот удар, остаться на ногах.

Есть и еще одна деталь, за которой вы должны также следить – наклон конька. Встаньте на месте и постарайтесь как можно ближе поставить ноги ступнями во внутрь (косолапость), и запомнив примерное положение ступней, держите их таким же образом и при торможении . Если вы не будете, сидя в шпагате держать ролик таким образом, то возможен и полный шпагат, а в результате проскальзывания колёс и торможение ботинком.

Руки во время торможения могут находиться где угодно: за спиной; на поясе; по швам; сложенными на груди. Для начинающих лучше их держать вытянутыми в стороны, и если что, махать ими в поисках баланса.

В заключение поговорим об эффективности этого вида торможения.

Читайте также:
Как делаются прыжки на лыжах

На любой скорости можно тормозить V-стопом (Плугом) и затормозить. Заявлять о том, что это самый лучший вид торможения я не берусь, хотя для меня он является самым лучшим. Единственный маленький минус этого вида торможения, это требование дороги достаточной ширины (чтобы иметь возможность широко расставить ноги). И, как вы уже поняли, дорога должна быть без больших трещин и выбоин.

Длина дороги должна быть достаточной для той скорости, на которой вы тормозите и со временем, опытным путем вы найдете тот предел дистанции, с которого следует начинать тормозить.

сделано стараниями наших Питерских друзей

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Шаблон Joomla! accessible

Поиск, Вид и Навигация

Вы находитесь здесь:

Общение

  • Форум
  • Наши фото
  • Роллер лист
  • Помощь новичкам

Разделы

  • Главная
  • Школа
  • Тех-раздел
  • Репортажи
  • Места катания
  • Слалом
  • Пресса
  • Юмор
  • Медпункт
  • Видео
  • Разное

Путеводитель

  • Австрия
  • Беларусь
  • Болгария
  • Германия
  • Голландия
  • Испания
  • Канада
  • Португалия
  • Россия
  • Финляндия
  • Франция
  • Швейцария
  • Швеция
  • Южная Корея

Регистрация / Вход

Учимся тормозить V-стопом (плугом)

Учимся тормозить V-стопом (плугом)

Добро пожаловать в статью о торможении.
Существует много разновидностей торможения на роликовых коньках.
Возможно, вы уже слышали такие термины как: Т-стоп, Пауэр-стоп, плуг или V-стоп, различные виды слайдов. Так же вы могли слышать о различных видах нестандартного торможения, таких как: в столб, в машину, в мягкого пешехода, в стену, выезд на газон, и во все возможные встречающиеся на пути предметы. Ну и самый, на мой взгляд, радикальный вид торможения, (только для начинающих) это – падение на асфальт.

В данной статье, я хочу обратить ваше внимание на способ торможения “Плугом” или “V-стопом”. Конечно, будет тяжеловато изложить все нюансы на ваши мониторы, но постараюсь.

Начнем с истории, многие из вас катались на беговых лыжах с горок, и тормозили вы расставив ноги в стороны, при этом не просто расставляли ноги в стороны, а сводили носы лыж разводя их концы образуя английскую букву “V” или если смотреть по ходу движения то русскую “Л“. Все выше перечисленное, вы делали не медленно, можно даже сказать резковато! На том же принципе основывается и торможение на р/коньках.

Вот, кажется и все объяснение, о том, как тормозить при помощи роликовых коньков V-стопом (Плугом). И можно пожелать успехов в шлифовке вашего мастерства торможения. Для тех, кто до сих пор недопонимает, как же это тормозить “V-стопом” (Плугом) предлагается следующий материал к усвоению.

Изначально, вы должны уже владеть равновесием при движении на р/коньках, так как в противном случае ваша вероятность оказаться на асфальте равна 100%.
И решите для себя насколько вам нужно уметь останавливаться именно этим видом торможения. Если ваша уверенность равна 100%, тогда прочь страхи, неуверенность и вперёд.

Первое, прежде всего вы должны оценить гладкость асфальта, так как на рваном асфальте вы можете зацепиться, и как следствие, потеряв равновесие упасть (особенно в начале становления вашего мастерства).

Во-вторых, решив затормозить, вы выкидываете ноги в широкий шпагат (ни в коем случае садиться на него не надо), и повернув носы коньков на съезд, не теряя равновесия (и не давая ногам съехаться!), останавливаетесь.

Попробуйте на маленькой скорости описывать воображаемые круги, представляя на своем пути автомобильную покрышку, которую вы пропускаете между ног (в зависимости от длинны ног, каждый представляет свой диаметр покрышки). Теперь прочувствовав эти круговые движения, вы можете осознать, что ноги легко разъезжаются и съезжаются, при этом если вы повернете конек на съезд чуть круче, то верхняя половина туловища начинает заваливаться вперед – значит, у вас уже получается тормозить.

Не дайте при этом завалиться туловищу вперед или назад, сойтись коленкам друг с другом, ногам – быть прямыми; и если вы стоите на ногах после всего этого – то вы уже профессионал!
Если же нет, то тренируйтесь дальше или этот вид торможения не для вас. Игровые автоматы набирают популярность. Любые игровые автоматы на деньги дают шанс не меньше 90 процентов на выигрыш.

В заключение поговорим об эффективности этого торможения. К сожалению, это будет пока только мой субъективный взгляд. Надеюсь, скоро вы будите иметь и свой.
На любой скорости можно тормозить V-стопом (Плугом) и затормозить. Заявлять о том, что это самый лучший вид торможения я не берусь, хотя для меня он является самым лучшим. Единственный маленький минус этого вида торможения – это требуемая ширина вашего шпагата от дороги , так как другие участники дорожного движения имеют иногда преимущество перед вами.

Читайте также:
Как настраивать крепления на горных лыжах

Как вы уже поняли, дорога должна быть без больших трещин и выбоин, а ширины дороги должно хватать на ваш шпагат.

Длинна дороги должна быть достаточной для той скорости, на которой вы тормозите и со временем, вы опытным методом определите предел дистанции, с которой следует начинать тормозить.

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Хочется начать сразу правильно кататься на лыжах.

Точнее, по-максимуму исключить ошибки, которые могут врасти в меня. Например, правильно тормозить.

Это я к чему всё? Попробовал в выходные дни горные лыжи. Очень понравилось, загорелось устраивать себе такой отдых регулярно. Взял инструктора, чтобы научил(а) хотя бы азам. Инструктор была по классификации данной лыжной базы самого высокого класса. Но тормозить она учила только плугом, на просьбу показать более эффективный способ торможения ответила положительно, но очень коротко — усвоить не получилось. Понаблюдал за процессом обучения другими инструкторами — тот же плуг. При спуске с не-учебного склона я понял, что данный вид торможения действительно малоэффективен. И именно об этом я мельком читал от бывалых глыжников, и именно поэтому просил инструктора показать более эффективнй способ. Торможение — это как пример.

Вопрос вот в чём заключается: как, имея ограниченный бюджет (то есть, не имея возможности доехать до склонов Подмосковья или ещё куда-то дальше с хорошими инструкторами, я уж молчу про заграницу), максимально исключить ошибки в катании? Выезжать покататься могу только на один из склонов Нижегородской области (т.к. 160 км от меня, а остальные еще дальше), но, как я уже сказал, подходы к обучению там не совсем верны, по моему мнению (хотя, не мне, яйцу, курицу жизни учить. ).

Правильное торможение — это только один пример множества элементов, из которых состоит катание на горных лыжах. Не только на нём правильном свет клином сошёлся. Всё надо правильно осваивать. Но как это сделать? Имеет смысл изучать мануалы и видеокурсы в Интернете? Могут ли они помочь, или же это является бесполезной тратой времени? Или же забить на “правильность” и кататься так, как получается? Не хотелось бы.

Я уже как-то писал Но готов повторить:

Основная проблема плуга – это то, что ученик, его освоивший, бросает занятия с инструктором и покоряет склоны самостоятельно.

Разрыв во времени между этими фотками – 1 сезон (примерно неделя катания)


http://www.liveinternet.ru/users/someone-tur/post126854797/

Re: Хочется начать сразу правильно кататься на лыжах. > Но тормозить она учила только плугом, на просьбу показать более эффективный способ торможения ответила положительно, но очень коротко — усвоить не получилось. Понаблюдал за процессом обучения другими инструкторами — тот же плуг. При спуске с не-учебного склона я понял, что данный вид торможения действительно малоэффективен.

Видите ли в чем дело. Торможение проскальзыванием требует хорошего ощущения бокового равновесия и его сопоставления с теми силами, которые действуют на тело. Наклонитесь больше – упадете. Наклонитесь меньше – будете проскальзывать, не тормозя. Плюс наклон, естественно, зависит от скорости движения/требуемой интенсивности торможения. Ощущение это вырабатывается в теле только с опытом. Сначала надо научиться держать равновесие на близко поставленных ногах, причем не только на ровной горизонтальной поверхности. Потом научиться вести лыжи близко, с проскальзыванием. Дальше будет нарабатываться опыт торможения проскальзыванием. В общем, всё это небыстро, за один раз схватить вряд ли получится.

> Вопрос вот в чём заключается: как . максимально исключить ошибки в катании?

Не ошибается тот, кто ничего не делает. А если обучение требует наработки телесных навыков – ошибок избежать не получится.

> но, как я уже сказал, подходы к обучению там не совсем верны, по моему мнению (хотя, не мне, яйцу, курицу жизни учить. ).

Это по Вашему мнению. Я Вам могу сказать, что в 95, наверное, процентах случаев учат именно так. Несмотря на заявления отдельных личностей, что это неправильно. Кстати, эти личности, как правило, сами учить не умеют. Вон, товарищ ниже советовал малоопытному лыжнику разворачиваться в желобе прыжками. Он себе слабо представляет, что малоопытный лыжник даже стоя на месте с большой вероятностью упадет после прыжка.

> Правильное торможение — это только один пример множества элементов, из которых состоит катание на горных лыжах. Не только на нём правильном свет клином сошёлся. Всё надо правильно осваивать. Но как это сделать?

Читайте также:
Как выбрать чехол для горных лыж

А зачем? Знаете, я вот плаваю с шести лет, то есть уже больше тридцати. В воде чувствую себя как рыба. Но правильно плавать я не могу. Не “не умею” – именно не могу. Я с 6 до 14 тренировался в спортивных секциях, правильно меня научили. Но мне не удобно плавать правильно. Тяжело и бессмысленно. Да, я плаваю медленнее, чем правильным стилем. Но я не собираюсь ставить рекорды. Я получаю удовольствие от плаванья, а больше мне и не надо.

Горным лыжам меня никто никогда не учил, я самоучка. Подсматривал за другими, повторял, падал, поднимался, повторял. Я на лыжах уже что-то около 25 лет. И все эти 25 лет я получаю удовольствие. А технику подтягивать я начал только несколько лет назад. И, кстати, мне очень помогло катание за группой, в которой учили уже мою дочку. Плуг и обучающие упражнения.

> Или же забить на “правильность” и кататься так, как получается? Не хотелось бы.

Почему? Вы собираетесь выиграть кубок мира? Или просто получать удовольствие? Поверьте, удовольствие не связано напрямую с филигранной техникой. Его можно получать просто от движения, хоть некоторые и считают, что оно может быть исключительно от скорости на грани фола, чтобы за один спуск не менее трех раз серьезно убраться.

Доверять профессионалам. Инструктора, с которым Вы пошли, научили не одного человека и не двух. Они знают, что делают. И зачем.

Спасибо за развёрнутый ответ. Сам уже подумал, что стоит еще несколько раз взять инструктора.

Где-то я уже читал подобные строки: “я вот плаваю с шести лет, то есть уже больше тридцати. В воде чувствую себя как рыба. Но правильно плавать я не могу. Не “не умею” – именно не могу. Я с 6 до 14 тренировался в спортивных секциях, правильно меня научили. Но мне не удобно плавать правильно. Тяжело и бессмысленно. Да, я плаваю медленнее, чем правильным стилем. Но я не собираюсь ставить рекорды. Я получаю удовольствие от плаванья, а больше мне и не надо.”, а вот где — не помню.

Ищи другого инструктора.

Поскольку ты человек взрослый, то тебе надо учиться кататься утого тренера, кому веришь.

Лично для меня учеба торможения плугом ну ооооочень непонятна. Где этот плуг применить можно ( кроме как, как писали ниже, на ровном участке у подъемника), понять не могу.

Если бы я сейчас взялся кого либо тренировать (не возьмусь) кататься на лыжах, то у меня главная мысль, которую я бы попробовал довести до ученика, была бы такая: горные лыжи – это постоянная потеря равновесия и постоянное восстановление равновесия.

Горные лыжи не подразумевают постоянного равновесия. Новичок на склоне виден невооруженным взглядом как раз своей демонстрацией попыток держать равновесие, не упасть, не наклониться вбок, не законтоваться, больше, чем следует.

Плуг – это абсолютное равновесие. Если внезапно увидеть перед собой препятствие, находясь в плуге, то сделать ничего не удастся. Из плуга моментально невозможно ни повернуть, ни остановиться.

Параллельное ведение лыж – как раз возможность потерять равновесие тогда, когда тебе этого хочется. Потерять равновесие, чтобы повернуться боком и заторможить. Потерять равновесие, чтобы повернуть. Потерять равновесие, чтобы подпрыгнуть. чтобы разгрузиться.

Попробуй подпрыгнуть из плуга. Попробуй просто еще больше присесть, находясь в плуге. Это невозможно.

Короче говоря, плуг – как цепь ядром на ногах – повышенная устойчивость, пониженная подвижность.

на каком уклоне сможешь плугом контролировать? поставим задачу “учебно”.
1 – склон вельвет.
2 – ширины с футбольное поле (поперек)

До какого уровня крутизны хватит пороху “контролировать плугом”.

у меня лично очень даже уже на пологом этого пороху НЕ хватает.

ЗЫ Причом и в те годы когда растяжка позволяла бить в голову ногой.

Как раз на таких узких траверсах, с волнообразным рельефом и вогнутой (желоб) тормозить плугом – из области маленького самоубийства.

Реально торможение плугом приводит к тому, что лыжник едет по пути минимальной траектории и, как следствие, максимальному уклону., т.е. по центру желоба.

А по центру желоба и опытному лыжнику ехать сложно. Там и снег весь обычно выскоблен, и “стенки” желоба мешают в желаемом месте поворот/доворот сделать, т.е. едешь как танк, не имея возможности кого-либо объехать.

На мой взгляд, именно желоб является тем местом, где на 100% не стоит использовать плуг.

ставишь лыжи максимально узко, ботинок прижимаешь к ботиночку и едешь прямо.

Читайте также:
Компрессионные гольфы CEP для бега зимой

доехал до края, затормозил соскальзыванием, далее им же соскользнул до середины желоба, снова поехал

там, где соскальзывание от края трассы до середины невозможно, прыжок на месте, чтобы развернуться и снова по вышеуказанной схеме

желоб, кстати, отличное место для тренировок техники, поскольку заставляет работать над нею, хочет этого начинающий лыжник или нет

Вот как бы тебе тоже объяснить.

Давай попробую объяснить на примере. Перед тобой стоит задача научить человека плавать. Ты будешь учить его сначала плавать по собачьи, перебирая лапками перед собой? Это же ведь самый простой способ плавания для новичка!

Я бы научил человека плавать (реально я так учил и научил плавать сына) через умение нырять. Донырни до камня. Пронырни метр в длину. Уметь нырять достаточно сложно. Но после того как человек научится нырять, ему будет не страшно учиться плавать. Плавание будет логическим продолжением ныряния.

А вот погрузить голову в воду после того, как человек научился плавать по собачьи, достаточно сложно. Поэтому развести руки перед собой , чтобы поплыть брассом или занести руку над головой, чтобы поплыть кролем, после собачьего стиля – это страааашно., поскольку, повторюсь, голова в воду уходить будет, а дышать хочется.

Застявлять новичка кататься плугом можно только в одном случае – когда хочется протянуть время за которое заплачено учеником. Трениров, спускающихся по склону жопой вперед и тянущих за собой учеников в плуге – каждый день в Канте вижу.

Взрослый человек вполне способен, первый раз встав на лыжи, развернуться в прыжке, стоя на месте, на 90 градусов. Это же ведь не ребенок пяти лет. Точно также он способен спускаться соскальзыванием – по моему, соскальзыванием владеют все, даже новички. Это естественное движение для человека.

А вот плуг, в котором человек просто зажат сведенными вместе коленками и наклоненой спиной, а иначе в плуг не встанешь,- путь к тому, чтобы бездарно провести каталку, не получив ни грамма положительного опыта. Плуг – это заведомый отказ от управления своим телом. И нафиг он тогда нужен? Что дает плуг в плане опыта? Ничего.

Плуг просто дает новичку возможность спуститься вниз по склону. С точки зрения приобретения полезных навыков плуг бесполезен. Научиться спускаться плугом – это то же, что научиться кататься на лошади человеку, который хочет научиться водить автомобиль.

Давайте разделять вопросы- как можно кататься и как нужно кататься.

Можно кататься плугом.

Нужно кататься не плугом.

Меня в этом январе товарищ из лучших побуждений по недомыслию завел на склон южной экспозиции, на котором снег превратился в наст толщиной пару сантиметров, а под ним – рыхлый снег с метр глубиной. Он-то, будучи опытным, по такому склону запросто пропрыгал вниз поворотами, а я следом прокувыркался. Прочить начинающему прыгать с поворотом – это как-то очень жестко.

> ставишь лыжи максимально узко, ботинок прижимаешь к ботиночку и едешь прямо.
>
> доехал до края, затормозил соскальзыванием, далее им же соскользнул до середины желоба, снова поехал
>
> там, где соскальзывание от края трассы до середины невозможно, прыжок на месте, чтобы развернуться и снова по вышеуказанной схеме
>
> желоб, кстати, отличное место для тренировок техники, поскольку заставляет работать над нею, хочет этого начинающий лыжник или нет

Ну-ну! > ставишь лыжи максимально узко, ботинок прижимаешь к ботиночку и

. и падаешь. Потому что на узких лыжах равновесие держать малоопытный лыжник (!) не умеет.

. и падаешь, набрав хоть сколько-нибудь приличную скорость.

> доехал до края, затормозил соскальзыванием,

. и упал. Ибо держать равновесие при торможении проскальзыванием малоопытный лыжник не умеет.

> далее им же соскользнул до середины желоба, снова поехал

А после падения по желобу доскользил до конца. Если повезло и с одной стороны от этого желоба нет обрыва. Как, например, в Зёльдене при выкате с 1/5 на 4. Полка шириной с ратрак, слева – метров 50 практически отвесной стены. Полка раскатана как желоб.

> там, где соскальзывание от края трассы до середины невозможно, прыжок на месте,

. и немедленное падение. Ибо малоопытный (!) лыжник после прыжка с разворотом равновесие удержать не в состоянии.

> желоб, кстати, отличное место для тренировок техники, поскольку заставляет работать над нею, хочет этого начинающий лыжник или нет

Это не тренировки техники. Это попытки убить себя о стену. Вы себе слабо представляете, что такое малоопытный лыжник и что он умеет.

P.S. А Вы не встречали желобов, где ширина просто не позволяет развернуться поперек, прыгнуть, соскользнуть и т.п. Не видели? Рекомендую проехать по такому согласно собственным рекомендациям. Вот тут, например:

Читайте также:
Что такое карвинг в горных лыжах

В трех или четырех местах профиль – два метра ширина, глубина метр. Чтобы там тормозить с проскальзыванием, надо иметь приличный опыт. Меня оттуда пару раз вышвыривало на лыжах длиной всего 120. А дети плугом прекрасно контролируют скорость. Кстати, построен он именно для этого – учиться скорость контролировать. Потому что есть естественные места с таким же рельефом. И там вылет за край чреват боком.

Найди свой спорт

Умение быстро останавливаться во время лыжного катания — важное условие занятий этим спортом, обеспечивающее безопасное передвижение по маршруту, наименьшую затрату сил, исключение несчастных случаев. К снижению скорости скольжения прибегают на крутой горке, при падении лыжника, находящегося впереди, наличии другого нежданного препятствия.

Эффективные способы торможения

Правильная техника торможения на лыжах способствует регулированию скорости и быстрой остановке хода. Это важно для профессиональных лыжников, но и начинающим спортсменам поможет избежать травм.

Остановка при помощи палок

Такой вид остановки можно использовать, съезжая с небольшого склона, спускаясь с горки наискосок, быстро скользя по обычной трассе. Техника выполнения происходит путем сложения палок вместе, они методично втыкаются впереди лыжника, и движение замедляется. Этот способ неудобен тем, что часто приводит к их поломке.

Способ остановки, если съезд происходит с крутого спуска, когда лыжнику приходится балансировать для равновесия, несколько другой. Для этого нужно:

  • присесть, сложив палки вместе;
  • одной рукой (которая ближе к склону) обхватить их сверху;
  • другой — снизу;
  • тормозить палками, вдавливая острия в лыжню.

Остановка способом падения

Падать во время движения — это экстренный случай, его применяют, если надо остановиться быстро.

  • присесть;
  • руки развести, палки назад;
  • вывернуть ход поперек движения, уперев внутреннее ребро лыжи в снег;
  • мягко упасть набок.

Такие действия послужат замедлению скорости, и падение не вызовет опасности, надо только правильно сгруппироваться.

Внимание! Часто в момент падения полозья перекрещиваются. Упав, нужно повернуться с бока на спину, подняв ноги вверх. Теперь лыжи легко выровнять. А вставая, для устойчивости их надо выставить поперек съезда.

Способ сведения и разведения

Остановка происходит способом сведения-разведения ног с выставлением каждой ребром внутрь. Торможение идет постепенно, мягко и плавно. Этот способ удобен, когда лыжня не имеет препятствий.

  • недостаточное или чрезмерное разведение задней части лыж;
  • малый доклад (наклон) на боковое ребро;
  • неравномерность давления на лыжи (такое положение вызывает занос).

Остановка боковым скольжением

Чтобы освоить торможение боком, необходимо изучить правила разворотов в позиции прямого скольжения. Первые уроки боковой техники скольжения не рекомендуется проводить на крутых склонах. Остановку допускается выполнять так:

  1. Согнуть колени, резко (с толчком вперед) выпрямиться.
  2. Поворачивать плечи по направлению изгиба трассы, дополнительно увеличивая нагрузку на палку, расположенную со стороны поворота.
  3. Еще один способ остановки боковым скольжением заключается в выводе задней части лыж в противоположную сторону от поворота, помогая тормозящим усилием наклоненного ребра.

Техника торможения «плугом» и «полуплугом»

Самые распространенные способы, показывающие, как тормозить на лыжах, — это «плуг» и «полуплуг». Методы эффективны, но редко применяются спортсменами, военными, другими категориями профессиональных лыжников (торможение обеспечивает легкая экипировка, а у профессионалов тяжелые ботинки, вес обременен рюкзаками, другим снаряжением).

Вид торможения «плугом»

Торможение плугом на лыжах заключается в пружинистых движениях с легкими подкидываниями тела вверх, это снижает нагрузку на пятки.

  • свести колени;
  • распрямиться пружинисто;
  • развести пятки, закрепив в поверхности внутреннюю часть ребра;
  • носки должны быть вместе, но не пересекаться.

Чем больше разведены лыжи и глубже поставлено ребро, тем лучше будет торможение.

Остановка способом «полуплуг»

Метод удобен при косом спуске. Еще его называют — торможение упором. Техника выполнения заключается в одностороннем упоре:

  • одна нога расположена прямо, вторая — наискось;
  • носки лыж вместе, но не соприкасаются;
  • вес туловища переносится на ногу, которая выставлена прямо;
  • нога, повёрнутая в сторону, упирается ребром.

Внимание! Увеличивая разворот второй ноги, и с силой заглубляя в снег ребро, можно усилить торможение. Овладение этим способом будет легче, если освоить остановку плугом.

Экстренное торможение

Если быстрое соскальзывание с горы сопровождается необходимостью срочной остановки, то это выполняется разворотом поперек спуска с установкой ноги ребром.

Другие способы быстрой остановки:

  1. Если впереди неминуемое препятствие, то единственный выход избежать столкновения — резкое падение с группировкой.
  2. Управляемое падение снизит риск получения ушибов, но расстояние до преграды должно быть больше. Прежде чем упасть, нужно присесть, мягко завалиться набок, палки завести вверх.
  3. Когда под ногами рыхлый снег, лыжня глубоко, и падение нецелесообразно, рекомендуется применять торможение, упираясь одной или двумя палками с боков или с усилием вонзая их впереди.
Читайте также:
Газпром Лаура – горнолыжный курорт рядом с Красной Поляной

Как тормозить на горных лыжах

Осваивать горнолыжный спорт легче, когда есть навыки владения беговыми лыжами. Это снаряжение дороже, тяжелее и качественнее. Удовольствие от езды будет ощутимо, если совмещать его с умением быстро останавливаться. Вот несколько способов:

  1. Для уменьшения скорости удобен вариант «полуплуг» (упор). Изучение поворотов при прохождении горнолыжных спусков включает именно эту технику.
  2. Ход движением «рысканье» используется на пологих склонах, где убавление скорости наиболее заметно.
  3. Популярен горнолыжный способ торможения под названием «бракаж». Он состоит из разведения лыж и резкого их разворота поперек. Стиль остановки «бракаж» чаще используют в скольжении наискосок.
  4. При косом спуске упор на верхний полоз приводит к увеличению скорости, а на нижний — к остановке. Чтобы затормозить при повороте, надо загружать нижнюю лыжу, вывернув внутренним боком в снег.

Первые занятия по освоению способов торможения на лыжах лучше проводить вблизи безопасных участков. Крутые спуски можно осваивать только после обретения ощущения устойчивости и уверенности в своих действиях.

Способы торможений

Торможение при спусках – это вынужденная мера для снижения скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае появления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.

Рис.1. Торможение плугом

Торможение “плугом” (рис. 1) применяется на спусках различной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко – сильнейшие лыжники практически его не используют.

Торможение “плугом” выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка “подкинув” тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.

Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ – показ – объяснение), затем лыжники выполняют имитацию движений в этом способе торможения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение “плуга”) и выполняют пружинистые полуприседания. Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны лыжники поочередно выполняют торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до конца спуска или до остановки.

Овладев равномерным торможением, можно перейти к регулированию силы торможения путем разведения или сведения пяток лыж. Далее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориентирами, которые обозначают часть склона, проходимого без торможения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.

Затем лыжники выполняют торможение уже по команде преподавателя.

Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У лыжников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки: перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.

Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение “плуга” на ровном месте. Далее торможение “плугом” повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении “плуга”, особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга.

Рис.2. Торможение упором

Торможение упором (рис. 2) чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением “полуплугом”.

Лыжники, хорошо освоившие торможение “плугом”, обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно проимитировать движения стоя на месте, приняв несколько раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении “плугом”. В дальнейшем лыжники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).

Читайте также:
Лавинное снаряжение: бипер, щуп, лопата, аптечка

Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спортсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.

Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.

При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение – преднамеренное падение. Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко “завалившись”) назад в сторону – на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.

В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке – при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.

Способы торможения на лыжах

Любители зимнего отдыха любят горнолыжные курорты. Дилетантам предлагаются уроки с инструктором. Правильный спуск с уклона, поворот, притормаживание должны выполняться правильно.

Тормозящие манипуляции на лыжах — как правильно осуществить

Как тормозят на горных лыжах? Лыжное торможение применяется для регулировки скорости, остановки. Осуществление остановки обусловлено правильной постановкой снаряжения на ребро, выдерживая угол по отношению к движению. От чего зависит сила притормаживания?

  1. Уровень угла.
  2. Натиск на снежное покрытие.
  3. Закантовка лыж.

Ситуации спусков и направления диктуют правила при выборе способа торможения на лыжах. Метод приостанавливания движения подбирается исходя из ситуации и мастерства. Торможение плугом на лыжах, боковые соскальзывая, используются на прямом трассе. Полуплуг и соскальзывание используются на косых спусках.

Инструкторы не ограничивают горнолыжников рекомендуемыми способами подъема, притормаживания, спуска со склона. Туристы могут пользоваться иными разновидностями техник на свое усмотрение.

Замедляться на значительной скорости сложно, требуется много усилий. Спортсмены делают выбор в пользу бокового соскальзования параллельным снаряжением. Это способ не всегда удается применить. Каждый экстренный вариант подбирается по ситуации.

Способы тормоза в лыжных спусках

Виды торможения на лыжах, общие характеристики:

Торможение полукругом (упором)

Торможение упором проделывается с применением одной лыжи (немного снижается скорость). Пятка другой лыжи отводится вбок, ставя снаряжение, выдерживая угол, закантовываясь внутренним кантом. Благодаря такой манипуляции продвижение притормаживается. Скорость снижается в зависимости от:

  • отведенного угла, притормаживающей лыжи в стороне;
  • закантовачной величины;
  • погружения под весом.

Выполнение манипуляции торможения полукругом для предотвращения заворотов носки лыж располагаются на уровне друг от друга. Для предотвращения торможения, притормаживающая лыжа ставится рядом к снаряжению идущему прямо.

Притормаживание плугом

Как тормозят на лыжах плугом? Плуговой тормоз проделывается на сбитом снегу прямого спуска. Техника выполнения плуга обусловлена разведением пятками на обеих лыжах по бокам, ставя снаряжение на внутреннюю реберную часть (вес распределяется равномерно на обе ноги). Носки скрещивать запрещено.

Соскальзывание боком

Боковой тормоз проделывается по крутым склонам. Снаряжение ставится поперек спуска, упор приходится на верхние канты (сходно восхождению лесенкой). Закантованный угол уменьшается, выполняется скольжение.

Притормаживание палками

Палки используются при невозможности или нерациональности приостанавливания лыжами. Этим способом удается сбросить беговой ход во избежание наездов на впереди движущихся горнолыжников. Замедление хода проделывается активными прижимами к снегу с удерживанием их поближе кольцами к корпусу.

Читайте также:
Кубок мира по горнолыжному спорту

Притормаживание с применением падения

Крайний способ остановки используется на спусках с неожиданно возникшим препятствием (для резкой остановки). Главное, правильно падать, так как горный спорт не обходится без травматизма. Падение должно контролироваться. Во избежание заносов, переворотов, требуется присесть, лыжи быстро ставятся поперек спуска, штыри палок направляются назад, крепко удерживаются в руках. Падать следует на сторону (боком).

Торможение плугом на лыжах: пошаговая инструкция

Перед спуском с уклона проводятся подводящие упражнения в качестве тренировки. Отрабатывается прием торможения:

  • принимается стойка;
  • делаются глубокие приседания (пружинистые);
  • кантуются лыжи;
  • основная стойка в прыжке переходит в положение плуг.

Обучение притормаживанию проводится на среднем склоне. Перед притормаживанием лыжник отклоняется назад. Пройдя тренировку на учебной дистанции, разрешается совершить спуск с крутого склона.

Ошибкой является проба проделать плуг с прямыми ногами.

Случаи применения

Большой опыт горнолыжников позволяет тормозить с разными ухищрениями. У неподготовленных спортсменов возможны казусы с высокими скоростями (не справляются на ходу). Притормаживания плугом применяются при неожиданных препятствиях, на резком спуске, в неизвестной местности. При помощи плуга спортсмены справляются с быстрым темпом и остановкой.

С чего начинать?

Применение плуга начинается с принятия правильной стойки для контроля скорости и торможения. Начинающие спортсмены без труда справляются с упражнением плуг. Носки лыж сводятся, задники разводятся по сторонам. Расстояния между носками 7 сантиметров. Ноги сгибаются в коленных суставах, голеностопах. Корпус смещается вперед, руки в локтевых суставах чуть согнуты, вытянуты перед туловищем. Вес сосредотачивается одинаково, палки по направлению назад.

Торможение плугом в движении

После испробования стойки притормаживание испытывается в передвижении, учась остановке на финише склона. Маршрут подбирается по длинному, прямолинейному спуску (предупреждение травмирования при резком падении).

Поднявшись на склон, спортсмен становится в позицию (основная стойка), начинает движение книзу по спуску. Набрав скорость, подготавливается к выполнению приостанавливания плугом:

  • выпрямление ног;
  • медленное сгибание в суставах колен;
  • надавливание на ребра (внутри);
  • разведение пяток по сторонам.

Совершается притормаживание с переносом веса на ребра лыж (внутренние). От первых проб у учеников устают ноги, позже дискомфорт проходит.

Совершенствование торможения

После осваивания упражнения тормоза на беговой трассе с небольшим склоном, разрешается опробование крутой трассы или спуска с измененным рельефом. Ошибка новичков в погрешностях:

  • скрещивание носков снаряжения;
  • неровное распределение давления;
  • недостающий развод пяток;
  • маленькое сгибание ног в коленках.

Техника упором

После освоения плуга, притормаживание упором дается легко. Способ предназначается для выполнения манипуляций на склонах искоса — перевертывание лыж или одностороннее скольжение.

Спортсмен слегка присаживается, проделывает резкое толкательное движение вперед, выпрямляется (снятие нагрузки с лыж). Голеностопные суставы поворачиваются для разворота оснащения на сторону под углом. При выполнении движении работает туловище с плечами. Сила торможения зависит от величины развернутого угла. Для полной остановки, лыжа ставится поперечно спуску. Этот способ используется опытными горнолыжниками.

Управление падением

Когда отсутствует возможность применения техники упора и плуга, двигаясь на значительной скорости по трассе с неожиданным препятствием необходимо срочное торможение. Для этого используется преднамеренное падение. Такая манипуляция проделывается в случае близкого приближения к препятствию. При умелом управлении преднамеренным падением, травмирование исключается. После падения лыжник быстро поднимается и продолжает движение.

В неординарной ситуации применяются хитрости управления падением. Спортсмен присаживается, пытаясь откинуться на сторону или назад разворачивая снаряжение поперек хода. Поднимается спортсмен, опираясь на палки, после продолжается катание.

Если во время притормаживания падением снаряжение перекрестилось, лыжники ложатся на спину, поднимают ноги кверху, направляя снаряжение в правильное положение. Перевернувшись набок, спортсмен поднимается.

Существуют ситуации, когда падение не рационально. Горнолыжники тормозят с помощью палок (трасса с большим количеством снега). Однако этот способ используется любителями, в гоночных соревнованиях палки не применяются.

Приехав на горнолыжный курорт, даже новичок с помощью инструктора сможет освоить необходимую технику спуска с торможением. Зимний отдых с лыжами — это захватывающий досуг для взрослых и детей.

Торможения

Торможение лыжами применяют для регулирования скорости спуска и остановок за счет постановки лыж на канты под углом к направлению движения. Сила торможения зависит от величины угла, степени закантовки лыж и давления на снег. В зависимости от направления и условий спуска тормозить можно плугом или боковым соскальзыванием на прямых спусках, а также полуплугом (упором) или боковым соскальзыванием на косых. Рекомендуя те или иные способы торможения, мы, однако, не ограничиваем лыжников в возможности пользоваться ими по своему усмотрению.

Читайте также:
Вертикаль –  горнолыжный центр в городе Чебоксары

Торможения, особенно на высоких скоростях, отнимают много сил. Поэтому они чаще всего кратковременны, и лыжник подбирает наиболее подходящее из них. Из всех приемов наиболее эффективны боковые соскальзывания на параллельных лыжах. Но они не всегда применимы. Поэтому рассмотрим разные способы торможения.

Торможение плугом. В плуге лыжи образуют угол с разведенными в стороны пятками. Биссектриса этого угла совпадает с направлением движения, что достигается на прямом спуске ровной загрузкой лыж. Плугом снег уплотняется, срезается и перемещается, повышая трение и вызывая торможение. Величина тормозящих сил определяется шириной плуга и степенью кантования лыж.

Чтобы облегчить постановку лыж в положение плуга, их разгружают с помощью подскока (рис. 35). Обычно постановка лыж на ребра соответствует углу плуга, но допустимы и варианты за счет боковых движений коленей и стоп. Поскольку удержание плуга требует большого напряжения мышц, рекомендуется по возможности стопу, голень и бедро сохранять в одной плоскости, перпендикулярной скользящей поверхности лыжи.

Чтобы лучше удерживать положение плуга, туловище лыжника должно быть прямым, концы палок разведены в стороны. При сильном кантовании носки лыж стремятся разойтись, что уменьшает тормозящий эффект. При плоской постановке лыж, наоборот, носки сближаются легче, но торможение также уменьшается. Поэтому надо умело регулировать угол атаки (кантования), чтобы лыжи могли подминать под себя сдвигаемый снег и достигать в то же время максимального тормозящего эффекта.

Спускаясь в плуге, уменьшением давления и раскантовкой можно вернуть лыжам параллельное положение, но для более быстрого выхода из плуга целесообразно сделать подскок.

Освоение плуга полезно начинать с имитационных упражнений на ровном месте, разводя и сводя пятки лыж с каждым подскоком. При этом надо следить, чтобы ноги по возможности не занимали иксообразного положения, а сгибались и разгибались в коленях в направлении носков лыж.

Разучивая плуг в движении, следите за симметричностью следа и четкостью переходов из одного положения к другому (рис. 36). Заканчивая упражнение остановкой на склоне, следует энергично переносить вес тела на одну из лыж с боковым проскальзыванием пятки и разворотом ее поперек склона. Верхняя лыжа приставляется в параллельное положение.

Торможение упором. В отличие от плуга на прямом спуске сопротивление движению в упоре оказывает только одна лыжа, поставленная под углом к направлению движения. Назовем ее упоровой лыжей: отодвигается ее пятка, она слегка выдвигается вперед и кантуется на внутреннее ребро. Другая лыжа, также слегка закантованная, неся большую часть веса лыжника, будет ведущей лыжей. С отодвиганием пятки упоровая лыжа получает дополнительную нагрузку и начинает срезать слой снега, стремясь в поворот, а ведущая лыжа в силу своей закантованности противодействует ей. Соотношение загрузки и кантования лыж зависит от необходимости создания того или иного тормозного усилия и состояния снега.

При упоре туловище находится в основном над ведущей лыжей и опорная нога согнута больше упоровой. Палки держат соответственно положению лыж (рис. 37).

Торможение упором в косом спуске отличается от торможения по линии ската и осуществляется обычно нижней лыжей. Здесь вес тела предварительно переносится на верхнюю по склону лыжу, чтобы создать противодействие нижней лыже, отводимой в упор. Для достижения желаемого эффекта торможения в определенных условиях ведущая лыжа может лежать плоско или даже быть закантованной на внутреннее ребро. Крутизна склона и направление спуска будут решающими факторами в этом случае.

На пологих склонах иногда бывает удобным тормозить и верхней лыжей. Поза лыжника и положение лыж при этом очень схожи с плугом на косом спуске.

В процессе совершенствования плуга и упора лыжник должен научиться, манипулируя своим весом и кантованием лыж, свободно переходить от одного способа торможения к другому, с учетом изменения условий спуска и минимальной утомляемости.

Имитация упоровых упражнений на месте помогает быстро их освоить. Сочетания с упругими сгибаниями-разгибаниями ног, упорами верхней и нижней лыжей подводят лыжника к следующему этапу — освоению поворотов на параллельных лыжах различными способами, в частности входом в поворот из плуга или упора.

Боковое соскальзывание. Торможение боковым соскальзыванием на параллельных лыжах применяется как в прямых спусках, так и в косых. Разучивать боковое соскальзывание лучше на относительно крутом склоне из положения траверса, достаточно опустить долинные ребра лыж, как начнется боковое движение вниз — его и называют боковым соскальзыванием в отличие от скольжения. В таких соскальзываниях отрабатывается чувство канта и загрузки лыж по их длине. В разделе взаимодействия лыж со снегом мы уже говорили о влиянии угла кантования и загрузки лыж на движение при боковом соскальзывании. Здесь будет уместно повторить: плосколежащая лыжа будет быстрее соскальзывать вниз загруженной частью, а закантованная — наоборот: загруженные носок или пятка будут сильнее тормозить, а разгруженные соскальзывать вниз. Только хорошо попрактиковавшись на месте, целесообразно переходить к отработке соскальзывания в движении.

Читайте также:
Как выбрать термобельё для зимних видов спорта?

Для того чтобы поставить лыжи поперек движения прямого спуска и заставить их, соскальзывая, тормозить, лыжник сгибанием-разгибанием ног облегчает их, придав вращение ногам и лыжам. Для более быстрого действия хорошему лыжнику достаточно одного сгибания — в миг облегчения его ноги вращают лыжи (или смещают пятки), а туловище компенсаторно поворачивается грудью от склона. Такой прием требует меньше места и времени, чем разгибание-сгибание (рис. 38).

С постановкой лыж поперек хода скольжение заменяется боковым соскальзыванием с торможением, что заставляет спортсмена занять соответствующее положение с боковым сгибанием; вначале загруженной оказывается больше верхняя лыжа, а затем нижняя. В момент остановки во избежание опрокидывания лыжник может опереться на нижнюю палку.

Для перехода к боковому соскальзыванию в косом спуске одновременно с более плоской постановкой лыж смещаются под склон их пятки, а туловище компенсаторно еще больше разворачивается грудью в долину. Чем больше смещение пяток и сильнее кантование, тем энергичнее торможение. Внимание лыжника сосредоточивается на загрузке лыж, чтобы не перейти от косого соскальзывания в поворот к склону или, наоборот, вниз под склон.

Стойка бокового соскальзывания очень близка к стойке косого спуска, она отличается лишь меньшей закантовкой лыж, которая резко возрастает в момент остановки.

Совершенство владения боковым соскальзыванием (рис. 39) демонстрирует на снимке один из корифеев горнолыжного спорта в недалеком прошлом Отмар Шнайдер (Австрия). Уменьшая кантование лыж в процессе поворота на параллельных лыжах, он регулирует кривизну дуги, чтобы в нужной точке и под нужным углом обойти древко.

Спускаясь по бугристым склонам, изъезженным «туристами», мастер, применяя боковые соскальзывания вперемежку со скольжением, виртуозно преодолевает их. Совершенствование техники комбинирования поистине беспредельно. Так родилась одна из разновидностей фристайла — спуск по бугристому склону. Умение сочетать скольжение и боковое соскальзывание полезно всем спортсменам, а также судьям, участвующим в подготовке трасс.

Упражнения в косых и прямых соскальзываниях в сочетании со скольжением, боковые сбрасывания пяток с «врубанием» кантов и другие приемы требуют четкой работы коленных и голеностопных суставов. Вариантов здесь много. Горнолыжнику очень важно уметь дозировать поперечное смещение с продольным скольжением, научиться тонкому восприятию деформаций снега под лыжами. Так, если боковое соскальзывание происходит на сильно закантованных лыжах, то его целесообразно называть «жестким соскальзыванием», а если на лыжах, лежащих почти плоско, — «мягким соскальзыванием». В первом случае торможение будет ощутимым, во втором оно будет походить больше на заглаживание снега с меньшей потерей скорости.

Разучивая боковые соскальзывания, надо всегда помнить, что они являются вспомогательными приемами, облегчающими преодоление склонов в некоторых критических ситуациях, и делают более универсальным механизм поворотов на параллельных лыжах.

Хочу подчеркнуть, что на этом этапе освоения скольжения и соскальзываний особенно зримыми становятся способности и спортивная перспектива ученика. Умение скользить, чувство снега, дозированных нагрузок, равновесия — это элементы талантливости. Нельзя упускать возможности «нащупывать» легко усваиваемые учеником приемы, учитывать его личные качества: преобладание трусости над смелостью, пассивности над активностью, инертности над агрессивностью. Так подспудно закладывается фундамент дальнейшей специализации.

По тому, насколько смело лыжник переходит от скольжения к боковому соскальзыванию, энергично ставя лыжи поперек хода и наоборот, можно видеть, на что он способен. Однако это не значит, что надо сразу ставить крест на «слабых» — многие качества наживные, если развивать их, как говорится, с умом. Даже грани врожденной смелости расширяются — она растет по мере технического совершенствования.

Тренеру следует помнить и то, что сочетание элементов скольжения и соскальзывания будет постоянно встречаться при освоении поворотов на лыжах. К числу наиболее употребимых можно отнести переход от мягкого соскальзывания к резкой закантовке в предповоротах или при остановках в конце дуги. Освоение переходов от прямолинейных спусков к торможениям или поворотам приучит ощущать эффект действия инерционных сил, возникающих при этом: в торможениях — от снижения скорости, в поворотах — от центростремительного ускорения. Поэтому не следует засиживаться на упражнениях в торможении, а смело переходить к следующему этапу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: