Первый пилотаж

Восемь самых сложных фигур высшего пилотажа, выполненных летчиками

7 сентября 2013 22:00

9 сентября 1913 года русский военный летчик Петр Нестеров в небе над Киевом впервые в истории выполнил фигуру высшего пилотажа «мертвая петля». До Нестерова все, кто пытался выполнить в небе «мертвую петлю», погибали из-за перегрузки и разрушения конструкции самолета. Но «Ньюпор-4» Нестерова выдержал. С тех пор «мертвая петля» стала первой фигурой высшего пилотажа и стала называться «петлей Нестерова». Мы сделали подборку восьми самых сложных фигур пилотажа, которые существуют на сегодняшний день.

1. Колокол Квочура. Чтобы выполнить эту фигуру высшего пилотажа, летчик поднимает свой самолет высоко в небо, затем на нулевой скорости поднимает нос воздушного судна вверх. После этого нос самолета опрокидывается вниз. При этом возникает имитация движения колокольного маятника, это отразилось на названии. Эту фигуру в 1988 году впервые выполнил летчик-испытатель Анатолий Квочур. Он выступал за штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 на авиасалоне в городе Фарнборо в Англии. Интересно, что фигуру придумали в военных целях. Такой маневр делает истребитель невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель.

2. Бочка. Во время этой фигуры высшего пилотажа самолет несколько раз делает полный разворот в воздухе вокруг своей горизонтальной оси. Если пилот выполнит один оборот на 360 градусов – это одинарная бочка, если полтора оборота – полуторная, если два и больше – это уже многократная бочка. Впервые этот маневр совершил американский летчик Дэниел Мэлони. Это случилось в 1905 году. Уже во время Второй мировой войны этот трюк не раз спасал жизни летчиков, уходящих от погони.

3. Иммельман. Когда летчик в небе выполняет эту фигуру высшего пилотажа, его самолет делает разворот-полубочку в верхней части полупетли. Впервые это сделал 25-летней немец Макс Иммельман в 1915 году на моноплане «Фоккер Е.III» в то время, когда шла Первая мировая война. Благодаря этой боевой хитрости летчик оказался позади своего неприятеля и к тому же выше. До этого противники были на встречных курсах. Благодаря этому трюку Иммельман только за год полетов сбил 15 самолетов врага. Сегодня эту фигуру преподают в летных школах.

4. Плоский штопор. Это когда самолет начинает снижаться по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса. В начале прошлого века это было невозможно. Считалось, что из штопора нельзя выйти и летчики неминуемо погибали, попав в такую передрягу. Это убеждение опроверг в 1916 году летчик Константин Арцеулов. Он специально ввел свой «Ньюпор-XXI» в штопор, а потом вышел из него. А на следующий день он предложил начальству летной школы в Севастополе ввести эту фигуру в программу обучения летчиков-истребителей. И сегодня этот трюк отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях, а также фигура в ходит в регламент соревнований пилотов. Однако, несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

5. Чакра Фролова. Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота. Евгений Фролов на истребителе «Cу-37» впервые выполнил этот трюк на глазах у зрителей в 1995 году. Это случилось на авиасалоне в Ле Бурже. Интересно, что эту фигуру высшего пилотажа назвали в честь древнего оружия, изобретенного в индии. Чакрой называли кольцо, внутренняя кромка которого была острой. Чакру Фролова можно исполнить только лишь на самолете с изменяемым вектором тяги. Этот трюк в бою не разу не применялся и предназначен для красочных авиашоу.

6. Хаммерхед. При этой фигуре самолет сначала свечой уходит вверх, потом зависает в воздухе и, затем, развернув нос к земле, падает вниз. По одной из версий первым этот трюк в небе провернул немец, чемпион мира по аэробатике Герхард Физилер в конце 20-х годов прошлого века. Если выполнить эту фигуру в условиях реального воздушного боя, то велики шансы быть сбитым противником, ведь зависнувший в одной точке объект – легкая мишень для истребителя. Однако во время показательных выступлений этот трюк обречен на успех, поскольку поворот на вертикали вызывает большой восторг у зрителей. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

Читайте также:
Как выбрать горнолыжные ботинки правильно: тонкости выбора

7. Фигура Пугачева. При выполнении этой фигуры высшего пилотажа нос самолета при полете поднимается вверх на 110, а на некоторых самолетах – на 180 градусов, а потом опускается обратно. В испытательном полете эту фигуру впервые выполнил заслуженный летчик Советского Союза Игорь Волк, а вот первым, кто представил трюк на суд зрителей, стал Виктор Пугачев. Летчик продемонстрировал высший пилотаж в 1989 году на международном авиасалоне в Ле Бурже. Причем, когда самолет русского летчика во время полета задрал нос, все подумали, что это авария, и что сейчас самолет сорвется в штопор и рухнет. Однако воздушное судно под управление Пугачева полетело в прежнем направлении. Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Но эта фигура в реальном бою еще не использовалась.

8. Ранверсман, или в переводе с французского – опрокидывание. Фигура делается примерно также, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке. Горка – это когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона. Разница в том, что самолет, выполняя ранверсман, уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, как при хаммерхед, а под углом 50–60 градусов – на горку. Есть мнение, что эту фигуру летчики стали исполнять в 30-х годах прошлого века. Те летчики, кто умел проделывать такой трюк, неизбежно получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Фигуры высшего пилотажа – как, когда и зачем.

В этом посте описываются восемь самых сложных фигур высшего пилотажа – как они делаются, когда были впервые выполнены и зачем вообще они нужны.

Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.

Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.

Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».

Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.

Впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь.

Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.

Самолет делает боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли.

Впервые фигура выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.

Читайте также:
Какие бывают горные лыжи и кому что подходит

Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.

Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.

В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.

В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.

Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.

Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Фигура не применялась во время воздушного боя. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+.

Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.

Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.

Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов (на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.

Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.

Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.

Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).

Предположительно опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.

Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

Читайте также:
Гора Долгая –  горнолыжный центр рядом с Нижним Тагилом

Высший пилотаж. Полет на самолете

Слово “пилотаж” в русский язык пришло из французского и означает оно пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью выполнение им различных фигур в воздухе.

Пилотаж принято различать:
– по степени сложности на “простой пилотаж”, “сложный пилотаж” и “высший пилотаж”.
– по количеству участвующих летательных аппаратов на одиночный и групповой.

Различные исследователи определяют дату начала истории моторной авиации по-разному. Одни датируют это событие 20 июля 1882 г., когда самолёт конструкции Александра Фёдоровича Можайского, оснащённый двумя паровыми двигателями оторвался от земли и, продержавшись в воздухе несколько секунд, упал на крыло. Другие считают, что первый полёт на самолёте принадлежит американским изобретателям братьям Уилбуру и Орвиллу Райт, которые 14 декабря 1903 г. подняли в воздух свой самолёт с бензиновым двигателем под названием «Флайер». Самолёт пробыл в полёте 3,5 секунды и произвёл удачную посадку.

Вскоре и другие изобретатели стали поднимать в воздух самолёты собственной конструкции. Пилотирование постепенно усложнялось. Появились фигуры простого пилотажа.

К фигурам простого пилотажа относятся:
– вираж,
– горизонтальная восьмерка,
– спираль,
– пикирование с углами до 45°,
– горка с углами до 45°,
– боевой разворот.

ВИРАЖ
Вираж – это фигура пилотажа, при выполнении которой самолет разворачивается на 360°. Фигура выполняется с постоянным креном и скоростью.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСМЁРКА

Горизонтальная восьмерка – это замкнутая траектория, в горизонтальной плоскости состоящая из двух виражей, правого и левого без изменения высоты полёта.

СПИРАЛЬ

Спираль – фигура пилотажа, при выполнении которой самолёт движется по спиральной траектории относительно одного центра с изменением высоты.

БОЕВОЙ РАЗВОРОТ

Боевой разворот – быстрый разворот на 180° с одновременным набором высоты. Набор высоты при выполнении боевого разворота производится в основном за счет запаса скорости.

ПИКИРОВАНИЕ

Пикирование – резкое снижение самолёта.

ГОРКА

Горка – фигура пилотажа противоположная пикированию (полёт по восходящей траектории без крена).

Как только самолёты начали себя чувствовать более-менее уверенно в воздухе, ими заинтересовались военные. Сначала их использовали для разведки, потом с самолётов начали сбрасывать гранаты и бомбы. Возникла необходимость сбивать вражеские машины. В небе стали происходить первые воздушные бои. Лётчики начали придумывать всё более сложные фигуры пилотажа.

К фигурам сложного пилотажа относятся:
– пикирование и горка с углами более 45°,
– переворот,
– петля,
– штопор,
– бочка
– комбинированные фигуры:
– переворот Иммельмана
– поворот на горке (Ранверсман)
– и ряд других фигур.

ПИКИРОВАНИЕ И ГОРКА С ВЫСОКИМИ УГЛАМИ ПИКИРОВАНИЯ И КАБРИРОВАНИЯ

Появление на самолетах пулеметов заставило лётчиков максимально использовать лётные возможности своих самолётов. Это привело к возрастанию углов крена и атаки при пилотировании.

ПЕРЕВОРОТ

Переворот – фигура пилотажа, при которой самолёт поворачивается вокруг продольной оси на 180° с прямолинейного полёта в перевёрнутый относительно горизонта с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выходом в горизонтальный полёт в направлении, обратном входу. Является одним из эффективных элементов воздушного боя.

ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА (МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ)

Мёртвая петля представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Впервые эту фигуру выполнил 27 августа 1913 г. русский лётчик Пётр Николаевич Нестеров на самолете «Ньюпор-4».

ШТОПОР

Штопор – это критический режим полёта самолёта, при котором происходит резкое его снижение по крутой спирали малого радиуса и одновременным вращением самолёта. В сентябре 1916 г. русский лётчик Константин Константинович Арцеулов намерено ввёл свой “Ньюпор-21” в штопор. После трёх витков ему удалось перевести машину в пикирование, а затем выровнял полёт. До него этого сделать никому не удавалось. В октябре того же года этот манёвр был введен в обучение полётам русских лётчиков.

БОЧКА

Бочка – фигура пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается относительно продольной оси на 360 с сохранением общего направления полета.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ФИГУРЫ

ПЕРЕВОРОТ ИМЕЛЬМАНА

В годы Первой мировой войны сначала немецкими, а в последствии и лётчиками других стран с успехом применялся манёвр, состоящий из виража и полупереворота. Его придумал немецкий лётчик Макс Иммельман и потому эта фигура была названа его именем. На боевом счету Иммельмана было 15 побед. Он стал первым асом Германии (ас – пилот, сбивший 5 и более самолётов противника).

Читайте также:
Вертикаль –  горнолыжный центр в городе Чебоксары

РАНВЕРСМАН

Ранверсман это фигура сложного пилотажа, позволяющая быстро переменить направление полета.

Появление реактивных самолётов и средств противовоздушной обороны не изменило того обстоятельства, что основным средством противоборства в воздухе осталось искусство пилотирования, а технические возможности реактивных самолётов привели к появлению новых фигур, которые стали квалифицироваться как фигуры высшего пилотажа.

К фигурам высшего пилотажа относятся:

– Кобра.
– Хук
– Колокол
– Чакра Фролова
– Разворот на кобре
– Кульбит
и др.

КОБРА

Кобра (аэродинамическое торможение) – фигура пилотажа, при которой летчик тормозит свой самолет, закидывая его на сверх критические углы атаки. Кобра впервые была продемонстрирована в 1989 на авиасалоне в Ле-Бурже Виктором Пугачевым на самолете Су-27.

ХУК
Кобра выполненная на вираже называется хуком. Фигура впервые продемонстрирована Евгением Фроловым в 1995 году на самолете Су-35.

КУЛЬБИТ

Данная фигура впервые в мире была выполнена Фроловым Евгением Ивановичем в 1995г. на самолёте Су-35.

КОЛОКОЛ

Колокол – фигура высшего пилотажа, при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости. Хвост самолёта при этом раскачивается из стороны в сторону. Далее самолёт начинает снижаться вертикально вниз с постепенным выравниваем в горизонтальное положение. Фигуру впервые продемонстрировал в Фар-нборо (Англия) в сентябре 1988 г российский летчик-испытатель А.Н. Квочур.

ЧАКРА ФРОЛОВА

При выполнении этой фигуры самолет набором высоты уменьшает скорость по аналогии с фигурой «колокол» и затем уже из этого положения делает мертвую петлю малого радиуса и на малых скоростях полета разворачивается вокруг своего хвоста. Эта Фигура высшего пилотажа впервые выполнена Евгением Фроловым в 1995 году на самолете Су-35. Своё название “чакра” фигура берёт от названия древнего индийского оружия, которое имело форму кольца с режущей кромкой.

РАЗВОРОТ НА КОБРЕ

Высший пилотаж востребован не только в военном деле. Сегодня спортивный самолёт стал полноправным хозяином неба.

Первый чемпионат мира по высшему пилотажу был проведён в 2008 г. Местом его проведения стал Новосибирск. Чемпионский титул завоевала Российская команда, что говорит о том, что российская школа высшего пилотажа находится на высоком уровне.

Чемпионаты России проводятся одновременно по четырём лигам (уровням сложности), что даёт возможность участвовать в этих спортсменам разного уровня. Спортсмены Высшей лиги соревнуются по правилам и программам чемпионата Мира. Начинающие – выполняют комплексы из 5 – 6 базовых фигур. Таким образом, шанс предоставляется каждому.

Высший пилотаж на самолете Як-52

Сделать свой первый шаг в небо так уж и сложно. Было бы желание. Вы можете совершить полёт на самолёте ЯК-52 с опытным инструктором сами или преподнести полет на самолете в подарок своим друзьям или близким .

Высший пилотаж 1 – 16 серии

Высший пилотаж 1 – 16 серии смотрите 8.01.2019 в 18:15 на телеканале Звезда

1 серия – Новые люди.
Боевой летчик Сергей Васильев, уволенный из армии по сокращению штатов, приходит вторым пилотом в экипаж гражданской авиакомпании. В первом же рейсе ему, налетавшему сотни часов на разных типах самолетов, придется впервые лицом к лицу столкнуться со стихийным бедствием, имя которому – пассажиры.
2 серия – Чимкент.
Во время любого рейса большое количество людей оказывается заперто в ограниченном пространстве салона лайнера. Хороший сервис, непродолжительное время полета и достаточно комфортные условия позволяют им без особого труда переживать эти несколько часов. Но все меняется, когда в ожидании разрешения на взлет самолет несколько часов стоит под палящими лучами солнца одной из центральноазиатских стран. Все самое хорошее и самое плохое в характерах людей проявляется в экстремальной ситуации. Тем более что в салоне жуткое пекло и кончаются запасы воды на борту.
3 серия – Кордебалет.
Нечистый на руку бизнесмен под предлогом организации гастролей вывозит в Турцию девичью танцевальную группу. На самом деле он продает русских красавиц в местный бордель. Одной из них удается бежать. Единственный человек, которого женщина знает в чужой стране – бортинженер экипажа Геннадий Сапронов. Российский экипаж не может бросить в беде своих соотечественниц. Они должны помочь девушкам вырваться из плена и вернуться на родину.
4 серия – Детский сад.
Для каждого родителя его ребенок – самый лучший, добрый и послушный. Но когда две с лишним сотни добрых и послушных чад состоятельных родителей оказываются на борту самолета, летящего в испанский летний лагерь в сопровождении всего лишь двух воспитательниц, они способны превратить обычный полет в ад для экипажа. Достойные наследники вождя краснокожих не дадут расслабиться ни на секунду!
5 серия – Слепота.
Веерное отключение оставляет без электричества большие города и маленькие поселки огромного таежного региона, а также вызывает аварию на запасном аэродроме, куда направляется самолет с нашим экипажем. Остаток топлива не позволяет лететь дальше и надо садиться. Но как садиться, если кругом – непроглядная ночная темень, а на земле не видно ориентиров?
6 серия – Он не должен уйти.
Летчики гражданской авиации – люди далекие от шпионских игр. Однако если на борту происходит преступление, вся полнота власти переходит к командиру воздушного судна, который должен провести расследование и не дать предателю-перебежчику покинуть пределы нашей Родины. Последний ее островок – это салон российского самолета.
7 серия – Черная икра.
К угонам автомобилей все мы привыкли. Они стали почти обыденностью. Но каково же было удивление экипажа, когда ему сообщили, что на их самолете улетел кто-то другой! Положение осложняется тем, что на борту – дорогое и секретное оборудование, которое не должно попасть за границу. Как найти в безбрежном пятом океане единственный борт, который к тому же умело маскируется под коммерческий рейс.
8 серия – Африканские страсти.
Африка – самобытный континент, где государственный переворот может произойти за то время, пока самолет с пассажирами доберется до него из холодной Москвы. В стране военное положение, и все аэропорты закрыты. А местным политикам нет никакого дела до пассажиров, экипажа и самолета, который оказался предоставлен самому себе на семи африканских ветрах с ограниченным запасом топлива.
9 серия – Спецрейс.
По требованию американской военной администрации в одной из ближневосточных стран эвакуацию российской дипмиссии должен выполнять самолет и экипаж гражданской авиакомпании. Нужны добровольцы. Положение осложняется еще и тем, что на взлетной полосе стоит поврежденный самолет, а около аэропорта, где ждут вылета россияне, идет бой.
10 серия – Туман.
Незначительная техническая неисправность приводит к летному происшествию, в результате которого никто не пострадал, но второй пилот Сергей Васильев был незаслуженно обвинен в случившемся. Сергей уходит из авиакомпании и вербуется летать на Крайнем Севере. Разлука становится хорошей проверкой чувств, возникших между ним и бортпроводницей Марусей, дочерью командира экипажа.
11 серия – Сердце.
Летчики – люди дисциплинированные. Каждый день они несут на своих плечах ответственность за сотни людей, которые доверили им самое дорогое, что у них есть. Однако иногда люди оказываются перед моральным выбором, когда надо поставить на карту свою карьеру, благополучие и жизнь, чтобы спасти одного-единственного человека.
12 серия – Неизвестная болезнь.
Во время рейса из Китая пассажиров начинает косить странная эпидемия, похожая симптомами на пресловутый птичий грипп. Несколько человек на борту умирают в муках. Когда симптомы неизвестной болезни обнаруживаются у бортпроводницы Маруси, становится понятно, что самолет может не долететь до аэропорта.
13 серия – Высший пилотаж.
На выставке вооружений в одной из арабских стран намечено подписание крупного контракта на поставку наших истребителей. Однако перед этим надо продемонстрировать товар лицом во время показательных полетов. Но как это сделать, если два из трех штатных пилотов делегации слегли с желудочной инфекцией? И ничто не спасло бы погоны генералов, возглавивших нашу миссию от крупного звездопада, если бы не выяснилось, что в составе экипажа, который привез их на выставку, есть настоящий боевой летчик-ас.
14 серия – Найденыш.
Проливные дожди в дальневосточном городе приковали самолет и экипаж к земле. Во время одного из визитов в службу погоды аэропорта штурман экипажа Михаил Бершидский встречает мальчишку из неблагополучной семьи, единственной мечтой которого является сбежать из своего города хоть на край света. Экипаж привязывается к найденышу за те несколько дней, которые тот живет с ними в гостинице.
15 серия – Захват.
Террористы захватывают самолет. В их планах – взорвать его над Израилем. При поддержке пассажиров террористов удается обезвредить, но на поясе одного из них тикает часовой механизм бомбы, разминировать которую никто из находящихся в самолете не может.
16 серия – Земля обетованная.
Сбылась мечта штурмана экипажа Михаила Бершидского. Он наконец-то впервые посещает свою историческую родину. Впрочем, там ему не понравилось, и он принимает бесповоротное решение встречать старость на своей подмосковной даче. Авиалайнер возвращается из Израиля в Россию. И все бы хорошо, если бы не совместные учения Украины и НАТО в районе Черного моря: вместо виртуального старта происходит настоящий – боевой. Цель – самолет Ил-86 с пассажирами, летящий домой из Тель-Авива.

Читайте также:
Сборная России по лыжной акробатике вернулась со сборов в Минске

Год создания сериала: 2009 (сериалы 2009 года)
Жанр: , , мелодрама,

Режиссер:
,Александр Щурихин,

Актеры сериала:

Александр Поляков,Борис Щербаков, Олег Карин, Иван Добрынин, Мария Горбань, Сергей Карякин, Ольга Ломоносова, Анатолий Калмыков, Александр Ермаков, ,

Чудеса на виражах: для чего летчики используют фигуры высшего пилотажа

Авиационная группа «Русские витязи» получила многоцелевые истребители Су-35С. После тестовых полетов на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре пилоты отправились на новых машинах на домашний аэродром в подмосковную Кубинку. В истребителях последнего поколения установлены модернизированные двигатели с увеличенным ресурсом и новым реактивным соплом, что позволит выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Как изобретают такие трюки? И как фигуры высшего пилотажа применяются в реальном бою? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

«Плоский штопор»

Российский истребитель Су-35 демонстрирует фигуру высшего пилотажа под названием «Плоский штопор». Пилот сбрасывает скорость практически до нуля, а затем отправляет самолет в свободное падение.

«Есть фигуры высшего пилотажа, которые выполняются боевыми самолетами, и все строевые летчики учатся тому, как применять фигуры высшего пилотажа для того, чтобы остаться в живых и нанести максимальный урон противнику», – отметил летчик-инструктор, историк авиации Денис Лещенко.

Двигатели истребителей Су-35 позволяют моментально и в нужной точке выводить самолет из «плоского штопора». В ближнем бою такие маневры используют, чтобы обмануть противника.

«Он оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги, что обеспечивает ему очень хорошую маневренность. Она не превзойдена ни одним из других истребителей в мире, относящихся к этому классу», – сказал военный эксперт Леонид Нерсисян.

Мастерство выйти из штопора

Мало кто знает, что способ вывести самолет из штопора разработал российский военный летчик Константин Арцеулов, внук прославленного художника-мариниста Ивана Айвазовского.

24 сентября 1916 года Константин Арцеулов на высоте 2000 метров дважды ввел аэроплан Nieuport N.21 в штопор. И оба раза благополучно вывел машину из неуправляемого падения. После этого штопор стал фигурой высшего пилотажа, ее включили в программу подготовки летчиков-истребителей. Впоследствии это помогло сократить количество жертв среди военных пилотов.

Читайте также:
Горнолыжные курорты России и мира

Фигуры высшего пилотажа могут спасти экипаж не только в бою. В 2014 году грузовой самолет ВВС Великобритании совершал рейс в Афганистан. На борту находились 290 военнослужащих. Внезапно отключился автопилот, самолет вошел в штопор и едва не рухнул в Черное море. Избежать жертв удалось только благодаря мастерству пилота.

«Никто не погиб, но памперсы меняли очень долго, потому что все-таки мастерства летчика хватило выйти из штопора. Самолет парил 12 тысяч метров вниз», – отметил военный эксперт Иван Кудишин.

«Мертвая петля»

«Мертвая петля» – первая в истории фигура высшего пилотажа. Мрачное название этот трюк получил, потому что на заре авиации погубил десятки пилотов. Самолеты не выдерживали перегрузок и нередко разваливались прямо в воздухе. В 1913 году ее продемонстрировал российский летчик Петр Нестеров.

«Задача летчика заключалась в том, чтобы вот в этой вертикальной плоскости без крена выполнить «петлю». Он должен был крутануть «мертвую петлю» на 360 градусов по вертикальной орбите и вывести ее в горизонт», – сказал летчик-испытатель Владимир Гордеев.

«Мертвая петля» до сих пор уносит жизни. В 2015 году на авиашоу в графстве Западный Суссекс летчик попытался выполнить этот трюк на устаревшем истребителе Hawker Hunter шестидесятых годов и рухнул на оживленное шоссе. Погибло 11 человек. Дело в том, что во время выполнения «мертвой петли» серьезные перегрузки испытывает не только техника, но и пилот.

«Ты ведешь самолет на перегрузках в 6 единиц. В какое-то время темнеет в глазах. И ты где-то 5-6 секунд не видишь, что происходит», – отметил заслуженный летчик-испытатель России Магомед Толбоев.

«Колокол»

Истребитель МиГ-29 выполняет фигуру высшего пилотажа под названием «колокол». Самолет вертикально набирает высоту, а затем останавливается и падает вниз. Благодаря превосходной аэродинамике даже в таком положении российский истребитель прекрасно управляется.

«Он может даже короткое время лететь хвостом вперед на таких небольших околонулевых скоростях, за счет управления вектором тяги можно сохранять контроль над машиной, даже когда аэродинамические силы уже не работают», – сказал военный эксперт Леонид Нерсисян.

Читайте также:
Цей - горнолыжный курорт на Кавказе (Северная Осетия)

В реальном бою «колокол» позволяет на несколько секунд исчезать с радаров и обманывать ракеты с радиолокационным наведением. Эта уникальная фигура высшего пилотажа – тоже изобретение российского пилота.

В 1988 году ее продемонстрировал на турбореактивном самолете летчик-испытатель Анатолий Квочур. Сегодня фигуру «Колокол» способны выполнить некоторые американские и китайские пилотажные группы, однако непревзойденными асами во всем мире признаны российские «Стрижи» и «Витязи».

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Пилотаж

Пилота́ж (фр. pilotage ) — пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.

Содержание

Фигуры пилотажа

Фигурой пилотажа принято называть движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту. Из отдельных фигур формируются комплексы, которые демонстрируются на авиашоу и соревнованиях.

Пилотаж принято различать по степени сложности на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.

Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. Многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.

Фигуры простого пилотажа

  • Вираж (с креном 15° и 30°)
  • Горизонтальная восьмёрка
  • Спираль
  • Пикирование (с углами пикирования до 45°)
  • Горка (с углами кабрирования до 45°)
  • Боевой разворот

Фигуры сложного пилотажа

  • Виражи с креном более 45°
  • Переворот
  • Мёртвая петля
  • Переворот Иммельмана
  • Пикирование (с углом пикирования до 60°)
  • Горка (с углом кабрирования до 60°)
  • Управляемая бочка
  • Переворот на горке
  • Поворот на горке (Ранверсман)
  • Переворот на вертикали
  • Поворот на вертикали (Хаммерхед)
  • Штопор
  • штопорная бочка

Фигуры высшего пилотажа

К ним относятся все остальные фигуры и их комбинации.

  • Кобра (первый исполнитель — Игорь Волк, впервые публично исполнил Виктор Пугачёв)
  • Колокол
  • Хук
  • Чакра Фролова (кульбит) — впервые выполнил Евгений Иванович Фролов в 1995 г. на самолёте Су-35.
  • Разворот на кобре
  • Переворот на колоколе

См. также

  • Аэробатика
  • Воздушный бой

Литература

  • Каталог фигур высшего пилотажа Арести ФАИ = FAI Aresti Aerobatic Catalogue. — Federation Aeronautique Internationale, 2002.

  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Простой пилотаж: вираж · горизонтальная восьмёрка · спираль · пикирование · горка · боевой разворот
Сложный пилотаж: переворот · мёртвая петля · переворот Иммельмана · бочка · полубочка · штопор
Высший пилотаж: кобра · колокол · чакра Фролова · хук
Читайте также:
Как выбрать кайтборд?

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Збаражский замок
  • Набу-надин-зери

Полезное

Смотреть что такое “Пилотаж” в других словарях:

ПИЛОТАЖ — (фр. pilotage, от pilot свая, балка). Вколачивание свай. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИЛОТАЖ франц. pilotage, от pilot, лоцман. Вколачивание свай. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

ПИЛОТАЖ — (франц. pilotage от piloter вести самолет), управляемое движение летательного аппарата. По сложности выполняемых движений (фигур) различают простой, сложный и высший пилотаж … Большой Энциклопедический словарь

ПИЛОТАЖ — ПИЛОТАЖ, пилотажа, мн. нет, муж. (франц. pilotage) (авиац.). Искусство управлять летательным аппаратом. Высший пилотаж. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПИЛОТАЖ — искусство управления летательным аппаратом. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Пилотаж навигационная прокладка пути судна … Морской словарь

пилотаж — маневрирование, пилотирование, ранверсман, управление Словарь русских синонимов. пилотаж сущ., кол во синонимов: 4 • маневрирование (3) • … Словарь синонимов

ПИЛОТАЖ — ПИЛОТАЖ, а, муж. Маневрирование летательного аппарата при выполнении фигур (во 2 знач.). Простой, сложный, высший п. | прил. пилотажный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

пилотаж — пилотаж, род. пилотажа (неправильно пилотажа) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

пилотаж — Преднамеренно выполняемые воздушным судном маневры, характеризующиеся изменением его пространственного положения и режима полета. [ФАП от 31 марта 2002] Тематики авиационные правила … Справочник технического переводчика

ПИЛОТАЖ — пространственное управляемое маневрирование самолёта с целью выполнения фигур в воздухе. По сложности выполнения различают простой, сложный и высший П., а по количеству участвующих самолётов одиночный и групповой … Большая политехническая энциклопедия

пилотаж — I. ПИЛОТАЖ I а, м. pilotage m. 1. устар. Мореходство или искусство кораблеплавания составляет три науки: корабельная архитектура, изчисление морского пути и действие кораблем, из коих два последния по французски называются Пилотаж и Маневр. 1764 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

пилотаж — маневрирование в полёте самолётов и вертолётов при ведении боевых действий, во время обучения и тренировок лётчиков и в спортивных целях; фигурные полёты, демонстрирующие мастерство лётчиков и лётные качества летательных аппаратов. Манёвры,… … Энциклопедия техники

«Сложно выступать наравне с мужчинами». Серебряный призер Всероссийских соревнований по самолетному спорту Гришина

С 24 по 30 мая на базе аэродрома «Усмань-Шаршки» в Липецкой области прошли Всероссийские соревнования по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Серебро турнира в промежуточном классе (Intermediate) завоевала самая молодая участница — Ирина Гришина. В интервью пресс-службе Aero-club.ru 21-летняя спортсменка подвела итоги своего выступления, поделилась тем, как непросто соревноваться с мужчинами, а также рассказала о сотрудничестве со Светланой Капаниной, любви к «Экстре» с первого взгляда и планах на предстоящий сезон.

— На прошлой неделе завершились Всероссийские соревнования по самолетному спорту на поршневых самолетах. Что скажете об этом турнире? Как оцениваете свое выступление?
— В этом году соревнования проходили достаточно интересно, для многих спортсменов категории Intermediate и Advanced они стали отборочными на международные турниры. Безмерно рада своей серебряной медали — четко осознаю, что в Усмани я выложилась по полной. Второе место — весьма закономерный и ожидаемый результат. Конечно, требовала от себя первого места, но помешала усталость и высокий уровень конкуренции.

Aero-club.ru

— Из каких компонентов состоял ваш произвольный комплекс? Вы готовите его на целый сезон?
— Он включал набор довольно простых фигур с общим коэффициентом в 200 баллов, комплекс готовится на целый сезон, но может быть изменен перед соревнованиями в зависимости от желания спортсмена.

— Оцените состав участников в Усмани.
— Борьба была непростой. Отмечу, что в этом году участников было гораздо больше, особенно во второй и третьей лигах. Была очень рада тому, что появилось очень много девушек. А вот в Intermediate и Advanced лица все те же, что и в прошлом году, и мне было безумно приятно всех увидеть! Также была рада, что в моей категории летала еще одна девушка, Екатерина Алексеева, очень достойная конкурентка и хороший пилот.

Читайте также:
Ново-Переделкино - горнолыжный центр рядом с Одинцово

— Вы самая молодая участница соревнований в Усмани. Каково это сражаться за медали на равных с многоопытными пилотами?
— Все решает не возраст как таковой, а опыт. Чем старше мы становимся, тем больше летаем. В каких-то ситуациях именно опыта мне и не хватает, поэтому пока только серебро.

— Серебро в Усмани принесло вам путевку на чемпионат Европы, который должен пройти с 3 по 10 июля в Румынии. Это ваше первое попадание в сборную?
— Да, до этого, в 2020-м году, на чемпионате России я заняла восьмое место, получила звание КМС по высшему пилотажу и стала кандидаткой в попадание команду класса Advanced. Сейчас я решила участвовать в международных соревнованиях именно в лиге Intermediate — именно для того, чтобы лучше подготовиться к Advanced.

— Есть ли на данный момент официальное подтверждение FAI о том, что континентальное первенство состоится? Какие планы у вас на этот турнир?
— Нет, вопрос все еще обсуждается, а спортсмены, затаив дыхание, ждут решения.

Aero-club.ru

— Вашим тренером является легендарная Светлана Капанина. Как и когда началось ваше сотрудничество? Вы помните вашу первую тренировку?
— Мы начали летать в 2018-м году в начале мая. Первый полет с ней буду помнить до конца жизни, тогда я поняла, что это действительно то, чего я хотела, поняла, что безмерно влюблена в высший пилотаж и самолетный спорт. С первого дня Светлана Владимировна проявила себя не только как тренер, но и как блестящий наставник, она дает очень много советов, видит все мои сильные и слабые стороны. Мы активно работаем над техникой пилотирования, над чистотой выполнения фигур — за все это я очень благодарна своему тренеру и надеюсь, что мы будем сотрудничать как можно дольше.

— Вы уже три года летаете на «Экстре», в то время как большинство пилотов предпочитают отечественные машины. С чем связан выбор этого самолета?
— Когда впервые попала на аэродром, увидела «Экстру-330» — это была любовь с первого взгляда! Этот самолет позволяет прочувствовать свободу полета, все фигуры, он дает динамику, скорость, грацию. Наверное, никогда не перестану им восхищаться. Большинство пилотов, на самом деле, летают на отечественных самолетах, и я уверена, что наши машины не только не уступают, но и зачастую превосходят зарубежные. Однако, к сожалению, сейчас производство отечественных самолетов приостановлено, они переданы музеям или разобраны, поэтому мы вынуждены летать на иностранной технике.

— У вас свой собственный самолет?
— RA2929 Golf, на котором я выступала в Усмани.

— Часто в авиационных дисциплинах девушкам приходится соревноваться с мужчинами, так было и на Всероссийских соревнованиях в Усмани. Считаете ли вы это справедливым, ведь подобной практики практически нигде больше нет?
— Выступать наравне с мужчинами, безусловно, сложно. Каждый раз приходится добирать не силой, а именно чистотой, техничностью, ритмичностью — все это задает определенную специфику моим тренировкам. Хотелось бы, конечно, выступать в отдельной категории с девушками, где были бы равные физические данные. Однако не считаю, что наш спорт имеет пол. Когда ты сидишь за штурвалом, абсолютно неважно, мужчина ты или девушка, главное — ты пилот, и твоя задача выполнить полет безопасно, красиво, четко. Именно осознание этого позволило мне занять второе место у Усмани, несмотря на то, что среди моих соперников было много мужчин.

— Какие цели и задачи на этот сезон вы ставите перед собой?
— Хотелось бы выступить на международных соревнованиях, если они состоятся, и на всех внутренних турнирах и показать свой лучший результат, показать, на что способна. Однако сейчас лишь старт сезона, результаты в Усмани — это только начало. У спортсменов впереди целое лето и осень, чтобы продемонстрировать все, чему мы научились за этот год.

Читайте также:
В Красной Поляне открылся четвёртый горнолыжный комплекс

Aero-club.ru

— Сейчас в нашей стране пытаются активно развивать авиационные гонки. Что скажете об этой дисциплине? Не возникало ли желание попробовать себя в ней?
— Я дружу с пилотами авиационных гонок и слежу за соревнованиями! Это уже довольно известный проект. Знаю, что в этом сезоне будет этап в «Дракино». Появляется желание выступить в этой дисциплине, хотя понимаю, что пока у меня не очень большой опыт, а там соревнуются уже профессионалы своего дела, которые знают, что такое невероятная высота, скорость и перегрузки на виражах. Так что наберусь опыта и попробую себя в авиационных гонках.

— Расскажите немного о себе. Правда ли, что впервые сели за штурвал в 17 лет? Как это получилось? В детстве вы пробовали себя в других видах спорта?
— Мой первый полет состоялся в 15 лет, я села в истребитель L-29. Это предопределило мою дальнейшую судьбу. В том полете меня зацепила скорость, различные пилотажные фигуры, которые мне показывали. В 16 лет я пришла в авиацию, начала летать на круизных самолетах, чтобы понять, что такое аэродинамика, как метеоусловия влияют на полет, что такое двигатель. В 18 лет я получила лицензию частного пилота и пришла в самолетный спорт.

— Как реагируют молодые люди, когда впервые слышат о том, что вы пилот высшего пилотажа? Не просят покатать на самолете?
— Радость, удивление, шок, непонимание. Многие очень изумляются (смеется), что хрупкая девушка способна управлять самолетом. Конечно, просят покатать. Кстати, я никогда не отказываю, мне очень нравится дарить счастье, ощущение свободы и адреналин, видеть глаза людей, которые после полета навсегда влюбляются в небо.

— Где и как любите отдыхать? Чем любите заниматься в свободное от тренировок время?
— Его не так много, к сожалению. Большую часть времени провожу на аэродроме, осваиваю Cesla172, Тecnam 2002 и различные другие типы самолетов. Люблю летать по маршрутам, узнавать новые города, общаться с новыми людьми. Кроме того, я еще учусь на факультете политологии во МГИМО. В основном, свободное время посвящается учебе и сессиям. Еще очень люблю проводить время с друзьями, гулять, кататься на велосипеде по набережной, путешествовать.

— О чем вы думаете, когда летите на отдых, в то время как за штурвалом находится другой человек?
— Очень весело, когда пилот летит как обыкновенный пассажир на гражданском самолете. Я, например, в такие моменты очень люблю наблюдать за действиями пилота и предугадывать их. Если другие пассажиры видят, что я изучаю фигуры высшего пилотажа, то всегда спрашивают, смогу ли я посадить этот самолет (смеется).

Aero-club.ru

Блиц:

Любимое блюдо: овсяная каша с орешками, медом и фруктами; а из горячих — лазанья и макароны с индейкой. Вообще для пилотов важна диета для поддержания отличной физической формы.

Страна, где мечтаете побывать: Канада и Австралия, очень интересно, как там развита авиация.

Любимое место в Москве: парк «Коломенское», набережная и Красная площадь.

Любимая фигура высшего пилотажа: колокол.

Кумир в самолетном спорте: Светлана Владимировна Капанина, Михаил Владимирович Мамистов, Елена Викторовна Климович, Дмитрий Самохвалов, Антон Беркутов, Константин Боровик.

Любимая книга: «Атлант расправил плечи», «Познать себя в бою».

Любимый фильм: «Рыцари неба», «Лучший стрелок», «Сделано в Америке».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: