Как делаются прыжки на лыжах

ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

В статье «Прыжки с трамплина» мы расскажем Вам про удивительный спорт, про спорт свободного полета. Какие бывают трамплины и почему лыжник словно «парит» в воздухе.

Прыжки с трамплина

Человеку не дано летать. Мечта о крыльях отраженная в мифе об Икаре так и осталась мечтой. Но, жители норвежской губернии Телемарк наверняка думали по-другому, иначе они вряд ли бы придумали прыжки с трамплина.

Уже в 1840 году жители этой провинции построили специальные трамплины, на которых регулярно проводились соревнования лыжников.

Не удивительно, что когда этот спорт приобрел всемирную популярность и вошел в программу Олимпийских игр, чемпионами становились исключительно норвежцы. Только в 1954 году норвежцев потеснили финские спортсмены, предложившие более современную методику прыжка.

В наше время, когда техника прыжков и конструкции трамплинов доведены до совершенства, общепризнанного лидера в прыжках с трамплина нет. Хотя, спортсмены из Норвегии и Финляндии по-прежнему считаются одними из лучших.

Телемарк в прыжках с трамплина

Длительное время на Олимпийских играх в дисциплине по прыжкам с трамплина соревновались только мужчины. Но, на Олимпиаде в России (Сочи, 2014 год) восстановилась справедливость и на старт Олимпийского трамплина вышли сильнейшие прыгуньи мира.

Многое в прыжках с трамплина напоминает о его родине. Так, например, поза, которую должен принять прыгун после приземления называется телемарк. Она названа в честь той самой провинции, в которой лыжники впервые бросили вызов птицам.

Правильно выполненный телемарк добавляет спортсмену очков, которые выставляет строгое жюри. Но оценивается не только элегантность приземления.

В прыжках с трамплина действуют четкие правила, которые позволяют судьям максимально объективно оценивать прыжок спортсмена. Результат прыжка оценивается по двум категориям: 1) Дальность, и 2) Техника выполнения.

Причем оценки за дальность выставляются на основе специальных математических формул, добавляющие балы за превышение установленной дистанции и отнимающие, за так называемый недолет. Победителем объявляется тот спортсмен, который набрал максимальную сумму баллов.

Штефан Крафт

Вначале в программу Олимпийских игр входили прыжки с трамплина высотой 70 метров, но в 1964 году были интегрирован и 90-то метровый трамплин.

За свою полуторавековую историю прыжки с трамплина прошли огромный путь. Первый официальный рекорд был зарегистрирован в 1868 году и составлял он 19 метров. Последний на сегодня рекорд был поставлен в 2017 году, когда австриец Штефан Крафт буквально улетел на 253 метра. Согласитесь, разница просто фантастическая.

Эта разница не в последнюю очередь обусловлена конструкцией современных трамплинов, созданных на основе точнейших расчетов с учетом законов физики.

Описание трамплина

Трамплин состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную функцию.

На «Стартовой площадке» спортсмены готовятся к прыжку. На «Горе разгона» набирают необходимую скорость.

«Стол отрыва» придает им необходимое направление вперед и немного вверх, что увеличивает дальность прыжка.

«Гора приземления» построена таким образом, чтоб обеспечить спортсмену максимально комфортное приземление, а «Площадка остановки» дает ему возможность плавно сбросить скорость.

Трамплины разделяются по расчетной длине стандартного прыжка, для которого они предназначены. Эту длину принято называть мощностью трамплина.

Трамплины для прыжков на лыжах

Трамплины мощностью до 20-ти метров считаются учебными, до 45-ти малыми. Трамплины от 75 до 99 метров являются стандартными, от 100 до 130 метров – большими. И наконец, «Гиганты» с расчетной длиной до 185 метров называются трамплинами для полетов.

На сегодняшний день в мире насчитывается всего 5-ть полетных трамплинов.

Секрет успешных прыжков, конечно же, кроется не только в конструкции трамплинов, большую роль играет и снаряжение спортсменов. А главную роль тут играет особые прыжковые лыжи. Они изготовлены из дерева, покрытого пластиковой оболочкой.

Прыжковые лыжи

На обратной стороне лыж сделаны специальные желобки, которые обеспечивают плавность и устойчивость во время разгона и приземления. Длина лыж высчитывается по формуле, она должна составлять точно 146% от роста самого спортсмена.

Lлыж = 1,46 * Рост спортсмена

Другими словами, длина лыж в 1,5 раза больше лыжника. А в крепление лыж для прыжков входит система экстренного раскрывания.

При угрозе падения крепление, которое соединяет лыжу с ботинком, раскрывается, отсоединяя лыжу. Это предохраняет спортсменов от переломов. Еще одним очень важным элементом безопасности является легкий и прочный шлем прыгуна. Но, основным залогом успеха спортсмена является его мастерство.

Техника современного прыжка соединяет в себе опыт предыдущих поколений прыгунов и строгий научный расчет. Именно благодаря ему, падение с высоты волшебным образом превращается у прыгуна с трамплина в стремительный полет.

Конечно же, никакого волшебства в полете лыжника нет, зато есть четкое понимание законов аэродинамики, раздела физики изучающего взаимодействие газообразной среды с движущимися в ней твердыми телами. Таким твердым, летящим в воздухе телом является и лыжник.

Чтобы понять, как именно используется законы аэродинамики, необходимо сначала посмотреть, как прыгали спортсмены раньше и как сейчас.

Прыжки с трамплина старая школа

Вплоть до середины 50-х годов прошлого века популярной была норвежская парашютирующая школа прыжка. Спортсмен взлетал, оттолкнувшись от стола отрыва вращая в воздухе руками, а затем словно ложился на воздух. При этом его тело играло роль парашюта, замедляя падение.

В 50-х годах эту технику усовершенствовали, решили не просто затормозить падение, но и использовать встречный напор потока воздуха для создания подъемной силы, той самой, благодаря которой летают самолеты.

Для этого они немного увеличили угол атаки (наклона спортсмена), которая образует лыжи и тело лыжника с направлением встречного потока воздуха. Задача стояла не простая, ведь слишком большой угол атаки сводит на нет подъемную силу.

С помощью многочисленных экспериментов финны нашли необходимый угол, и теперь прыжок стал выглядеть по-современному. Благодаря новой методике, финны сумели одержать множество побед.

Прыжки с трамплина финская технология

Финский способ использовался до середины 80-х годов прошлого столетия, пока шведский прыгун Ян Боклев не изобрел новый способ прыжка, при котором носки лыж разводятся в стороны, а задние концы соприкасаются. Этот способ мгновенно дал выигрыш в целые 10 метров.

Читайте также:
Как выбрать лыжи для фристайла

Техника прыжка Яна Боклева

Причина успеха кроется в той же самой аэродинамике. Раньше тело лыжника находилось непосредственно над лыжами, и поэтому не вся его поверхность могла использоваться в качестве крыла, создавая подъемную силу.

Теперь же тело прыгуна полностью открыто встречному потоку, что соответственно увеличивает подъемную силу. В наши дни, все профессиональные спортсмены используют во время прыжка такое V-образное положение лыж.

Прыжки с трамплина позволяют человеку испытать удивительное ощущение свободного полета. Если и вам хочется ощутить это необыкновенное чувство, смело записывайтесь в секцию и Ваша мечта сбудется. Правда, на большой трамплин Вас пустят далеко не сразу, ведь прыжки требуют разнообразных умений. Тут и прекрасное чувство равновесия, без которого и нечего думать об успехе, и отличная координация движений, и абсолютное владение лыжами.

Летнее покрытие трамплина

Поэтому прыгуны с трамплина изучают множество других дисциплин, обычные лыжные гонки, горные лыжи, акробатика и многое, многое другое. Кроме того, в различных дисциплинах есть свои возрастные ограничения. Например, прыжкам с трамплина редко допускают ребят младше 11 лет.

Тренировки в секции идут круглый год, не прекращаясь даже жарким летом. На большинстве трамплинов существует специальное летнее покрытие из влажного длинного ворса, которое по своим качествам приближается к снегу.

Конечно, не каждому дано стать Олимпийским чемпионом, но это и не важно, ведь спорт это, прежде всего, здоровье, сила и прекрасное настроение.

Прыжки на лыжах с трамплина

Техника фрирайда. Прямой прыжок на естественном рельефе

Прыжки являются неотъемлемой частью скоростного катания вне трасс на переменном рельефе. При невысокой скорости спуска прыжки, как правило, не вызывают затруднений. Но кто из нас будет кататься медленно на просторных целинных полях… А с ростом скорости правильная техника прыжка играет, порой, решающую роль. Намного более важную, чем ширина лыж или идеально приходящиеся по ноге ботинки.

Каждый прыжок можно разделить на три основные фазы: это вылет с места отрыва, полет и приземление. Рассмотрим все фазы более подробно.

Вылет с места отрыва

Техника выполнения этой фазы во многом определяется самим рельефом и его геометрической формой, а также выбором траектории захода на место отрыва. В первую очередь нужно выбрать место приземления и в зависимости от него рассчитать скорость и траекторию прыжка и захода на вылет (место отрыва). Место приземления ни в коем случае не должно быть плоским!

Оптимальным местом для приземления является склон крутизной 15-30 градусов с безопасным выкатом, без камней, кустов и деревьев. Снег в месте приземления должен быть однородным.

Следующим важным моментом, влияющим на траекторию, является место отрыва. От того, какое оно будет – выпуклое или вогнутое, зависит и то, насколько технически сложно будет выполнить прыжок. Это хорошо видно на кадрах, сделанных в Красной Поляне зимой 2004 года в ходе соревнований по фрирайду «Экстремальные игры».

Николай Поляков (Сочи)

Николай Поляков (фото 1) выбрал выпуклое место отрыва и поэтому его прыжок имеет нисходящую траекторию. Антон Васильев (фото 2) и Кирилл Анисимов (фото 3) выбрали на том же рельефе вогнутое место отрыва, и их прыжок имеет восходящую траекторию. Как видно на кинограммах, различное место отрыва требует и разного технического исполнения отхода при прыжке.

Вогнутое место отрыва с технической точки зрения более сложное, так как в момент отрыва ваша стойка будет задней (кадр 1 на фото 2 и 3), в противном случае носки лыж могут попросту воткнуться в рельеф. Следовательно, во время полета вы должны будете выровнять положение тела и лыж так, чтобы приземлиться в средней, равновесной стойке. Помимо этого, рельеф будет «выстреливать» вас вверх, и вы должны при этом сохранить равновесие.

При выпуклом месте отрыва необходимо особенно тщательно выбрать момент отрыва. Вы должны не соскакивать с рельефа, а оттолкнуться от него, при этом толчок должен быть опережающим, его необходимо выполнить, не доезжая до видимого места отрыва. Так как это происходит на скорости, вы рискуете проехать место отрыва и «клюнуть» вниз. Такое запаздывание особенно опасно, когда на вылете мало снега и даже могут находиться обнаженные камни.

Антон Васильев (Москва)

Чем выше скорость захода на прыжок, тем раньше нужно отталкиваться.

Для отработки отталкивания выберите участок с буграми. В косом спуске разгонитесь до такой скорости, чтобы вы могли, оттолкнувшись от вершины бугра, приземлиться на вершину следующего. Затем увеличьте скорость – сильно оттолкнувшись, постарайтесь перелететь через бугор и приземлиться на вершине (точнее – сразу же за вершиной) следующего. Толчок выполняется за счет предварительно согнутых ног, энергично распрямляющихся в выбранный момент.

После того, как вы отработали отталкивание в косом спуске, перейдите к прямому спуску вниз, вдоль линии падения склона. Для усиления толчка можете прибегнуть к помощи палок, отталкивайтесь одновременно руками и ногами. Этот приём часто используется для того, чтобы удлинить полет, при прыжке перелететь камни или проплешины.

Полет

После того, как вы оторвались от снега, постарайтесь сгруппироваться, как это видно на фотографиях (кадр 2 на фото 1 и 2; кадр 3 фото 3). Ноги чуть подтянуты к корпусу, руки немного разведены в стороны для улучшения балансировки, полусогнуты и вытянуты вперед. Правильная группировка в полете хорошо видно на кадре 3 фото 3.

Постарайтесь держать лыжи параллельно друг другу и, вместе с тем, параллельно склону в месте планируемого приземления (кадр 4 фото 3).

Если место отрыва имеет наклон в поперечной плоскости по отношению к траектории вашего движения, возможно разведение лыж в начале полета, как это видно на кадре 1 фото 1. На кинограмме хорошо видно, как райдер в полете постепенно подтягивает правую (толчковую) ногу, и выравнивает лыжи для приземления (кадр 2 фото 1).

Читайте также:
Заречье Вилладж –  горнолыжный курорт Тульской области

Еще одним важным моментом является корректировка стойки в полете. В любой момент полета положение вашего тела должно быть таким, чтобы центр тяжести (бедра) находился над подошвами ботинок – стойка должна быть средней. Излишне передняя стойка приведет к тому, что при приземлении ваше тело по инерции продолжит движение вперед, вы воткнетесь носками лыж в склон и в лучшем случае совершите кувырок. А из-за задней стойки носки лыж при приземлении будут подняты вверх, и вы будете приземляться не всей плоскостью лыж, а только пятками (кадр 5 фото 2), что может привести к падению на спину.

Если место отрыва было вогнутым, то при отрыве райдер находится в задней стойке и в полете иногда не успевает вернуться в переднюю стойку. Вдобавок, иногда даже небольшая ошибка при отрыве приводит к неправильной стойке в полете и при приземлении. На кадре 2 фото 2 хорошо видно, что райдер опустил руки вниз, а на следующем кадре они уже ушли назад. В конечном итоге это привело к тому, что весь корпус сместился назад, и при приземлении райдера сильно бросило на спину (кадры 6, 7 фото 2).

Единственным способом для того, чтобы скорректировать стойку, является положение или движение рук. Так, на кадрах 2 и 3 фото 2 видно, как влияет смещение рук вниз и назад – такое движение поможет, если стойка передняя. А единственным способом «догнать» лыжами корпус, скорректировать заднюю стойку, является взмах руками вперед.

Кирилл Анисимов (Терскол)
Приземление

Подготовка к приземлению начинается с выпрямления ног (кадр 5 на фото 2 и 3), для того, чтобы при приземлении иметь возможность согнуть их и тем самым амортизировать удар о склон.

Как только лыжи коснутся снега, сила инерции заставляет вас начинать сгибание (кадр 3 фото 1). Ноги должны быть «мягкими», в противном случае вы испытаете сильный удар и не сможете мягко обработать приземление. Чем больше амплитуда прыжка, тем сильнее распрямляйте ноги, чтобы иметь возможность при приземлении согнуть их (кадр 6 фото 3). Амортизацию можно усилить перераспределением части силы удара опорой на палки.

На кадрах 6 и 7 очень хорошо видно, как Антон Васильев приземляется на пятки, падая назад, касаясь снега руками и спиной, пытаясь скомпенсировать силу инерции. Только мастерство райдера позволило ему встать из задней стойки и продолжить спуск (кадр 8 фото 2). Немедленно после приземления начинайте поворот, чтобы прекратить набор скорости и стабилизировать ее. На кадре 4 фото 1 хорошо видно, как Николай Поляков начинает движение палкой вперед для инициации входа в поворот. Движение палкой вперед было подробно рассмотрено в материале «Катание по целине: два совета», опубликованном в нашем журнале в прошлом сезоне.

Три основных правила безопасности при прыжках

1. Перед прыжком всегда тщательно проверяйте место вылета и место приземления на наличие камней. Помните, что они могут быть припорошены тонким слоем снега и с первого взгляда не видны. То, что накануне вы прыгали в этом месте, совершенно не означает, что сегодня тоже можно быть уверенным в безопасности прыжка. За ночь снег в зоне приземления могло сдуть ветром и обнажить камни.

2. Когда вы прыгаете друг за другом, обязательно дождитесь того, чтобы предыдущий лыжник покинул зону приземления. Если отстегнулась лыжа, потеряна палка, продолжайте прыжки только после того, как освободите зону от посторонних предметов.

3. Не прыгайте в лавиноопасных местах, так как удар при приземлении является мощным провоцирующим действием для схода лавины.

Автор: Станислав Рунич
Призер соревнований по фрирайду, руководитель постоянно действующей программы «Фрирайд с гидами» на Чегете.

Фотографии предоставлены компанией boardshop.ru, фотограф Михаил Соколов

Фото 1 – Николай Поляков (Сочи)
Фото 2 – Антон Васильев (Москва)
Фото 3 – Кирилл Анисимов (Терскол)

Найди свой спорт

Прыжки на лыжах — зрелищный спорт, который собирает зрителей. Считается самостоятельным видом спорта и включает несколько дисциплин, соревнования по которым проводятся по специальным правилам. Спорт олимпийский, признан МОК официально.

История возникновения и развития прыжков на лыжах с трамплина

Родиной возникновения прыжков на лыжах считают Норвегию. В этой стране имелась традиция соревноваться в катании с гор, что именовалось слаломом. Такие состязания назвали народными, но первое официальное упоминание датируется началом 19 века, когда один Норвежский офицер пролетел свыше девяти метров.

Впервые соревнования по новому виду спорта провелись в 1962 году, в городе Трюсиль, а на олимпийских играх прыжки с трамплина появились в 1924 году. Высота трамплина составила 70 метров, а уже с 1964 года — появилась новая высота в 90 метров.

На сегодня соревнования по прыжкам с трамплина проводятся раз в два года, но до 1950 года они проводились раз в четыре года. Имелась практика проведения состязаний ежегодно.

Некоторые изменения введены в 1992 году. С этого момента используется трамплин длиной в 90 и 120 метров, а в командных соревнованиях — только 120 метров.

История прыжков с трамплина насчитывает уже свыше двух веков, но корнями она уходит и в прошлое. Спорт продолжает развиваться, это касается и используемой экипировки.

Техника выполнения прыжков на лыжах

Лыжным спортом занимаются многие, существует множество разновидностей дисциплин. Кто-то предпочитает простые прогулки, кто-то — гонки, спуски на горнолыжных трассах. Любители экстремального спорта интересуются прыжками на лыжах. Прежде чем приступать к освоению дисциплины, необходимо оценить технику выполнения движений.

Техника прыжков с трамплина состоит из нескольких этапов:

  • Разгон. Спортсмену нужно набрать необходимую скорость, чтобы обеспечить дальний полет.
  • Уход со стола отрыва. Это момент, когда лыжник отрывается с крайней точки трамплина и начинает полет.
  • Фаза полета. Будет важен каждый метр полета, так как от этого напрямую зависит конечный результат.
  • Приземление. Неудачное касание земли может свести на нет все старания спортсмена, даже если он пролетел много.
Читайте также:
Охта Парк –  горнолыжный курорт под Санкт-Петербургом

Приземление выполняется строго по правилам. Атлет приземляется так, чтобы его ноги находились в определенном положении, которое именуется телемарк, которое характеризуется следующим образом:

  • Одна нога будет направлена вперед, а вторая отводится назад.
  • Колени немного согнуты, при этом колено задней ноги направляется вниз.
  • Руки расставляются шире плеч.
  • Лыжи максимально сближены и параллельны.

Правильное приземление требует опыта и развитого навыка, поэтому тренировки необходимы регулярные. Если на соревнованиях спортсмен приземлится неправильно, то потеряет существенное количество баллов и на призовое место уже рассчитывать не сможет.

Эти правила обязательны как для мужчин, так и для женщин. Каждый элемент требует тщательной подготовки и постоянных тренировок, в каждом отдельном случае задействуются разные навыки, от скорости и силы до координации и баланса.

Соревнования по прыжкам на лыжах невозможны без трамплина, который соответствует установленным требованиям, но при этом выделяют различные виды:

  • Трамплины для учебы. Их конструкция максимально упрощена, а размер составляет до двадцати метров. Учебные трамплины используются в том числе и для подготовки детей или неопытных лыжников.
  • Малые. Используются спортсменами поопытнее, для отработки техники и навыков. Длина от 20 до 45 метров.
  • Средние. Их размер будет составлять от 46 до 74 метров. В некоторых случаях на них даже проводятся соревнования, как правило, среди менее опытных лыжников.
  • Стандартные. Длина составляет от 75 до 99 метров.
  • Большие. Длина составляет от 100 до 130 метров.

Также существуют так называемые “трамплины для полетов”, длина которых может варьироваться от 145 до 185 метров. К ним допускаются только самые опытные спортсмены, так как они предельно травмоопасны.

Около пятнадцати лет назад был введен ещё один показатель, которым оценивают трамплин — точка HS, место, где угол будет составлять 32 градуса.

Перед началом соревнований технический персонал может оценить состояние трамплина и изменить длину для пробега. Таким образом может меняться скорость.

Устройство трамплина

Трамплин — это сложная конструкция, устройство которой имеет значение. Состоят они из следующих частей:

  • Место для старта.
  • Разгонная часть.
  • Точка отрыва.
  • Место приземления.
  • Место остановки.

При отсутствии какой-либо из частей устройство не может считаться трамплином, официальные чемпионаты проводится на нем не будут.

Разметка трамплина

Международные правила предъявляют требования к разметке:

  • На каждой стороне от места приземления имеется красная разметка от точки приземления до точки HS.
  • От точки приземления до конца — синяя разметка.
  • От места приземления до HS наносится зеленая разметка.

Дополнительно наносится и поперечная разметка, с помощью которой определяется длина прыжка спортсмена.

Характеристики трамплинов

Высота трамплина при прыжках на лыжах будет напрямую влиять на его тип. Имеются трамплины от двадцати до ста восьмидесяти пяти метров. На соревнованиях чаще всего используется длина в девяносто и сто десять метров.

Прочие характеристики — это его качество, расстояние до точек, угол наклона в разных областях и так далее.

Экипировка и инвентарь

Лыжи для прыжков с трамплина используются разные. Все будет зависеть от уровня подготовки спортсмена, его финансовых возможностей, погодных условий и так далее. При этом имеются некоторые требования к спортивному инвентарю, при несоблюдении которых атлет может быть исключен с соревнований.

Помимо лыж потребуются и иные предметы, к которым также имеются некоторые требования:

  • Ботинки делаются из мягкой кожи. Крепление к лыже производится только передним краем.
  • Шлем и очки обеспечивают максимальную безопасность спортсмену, но при этом не создают преград для обзора.
  • Прочая экипировка должна соответствовать конкретным требованиям, например, на олимпиаде одежда отражает название страны.

Основные требования предъявляются к лыжам, которые обеспечивают максимальную безопасность и комфорт атлету. Начинать соревнования без экипировки, соответствующей требованиям, запрещено.

Лыжи для прыжков с трамплина

Лыжи — это основа экипировки, они должны быть следующих параметров:

  • Каркас делается из дерева. Скользящий слой из пластика.
  • Ширина в месте крепления ботинок — 10.5 сантиметров.
  • Ширина по краям — 11.5 сантиметров.
  • Длина будет зависеть от роста спортсмена. Максимально допустимая составляет 146 процентов от его роста.

Если лыжи атлета не будут соответствовать требованиям, исход соревнований для него будет негативным. Дело может дойти до дисквалификации. Если проводятся групповые соревнования, то дисквалифицирована может быть вся команда.

Соревнования по прыжкам с трамплина на лыжах

Любые соревнования должны проводиться строго в соответствии с действующими правилами. Уровень состязаний различный — от местного до мирового уровня, но правила проведения будут примерно одинаковыми.

Самыми престижными считаются олимпийские игры. К ним готовятся атлеты мирового класса, а победа считается престижной. Также значение в спортивной карьере лыжника имеют чемпионаты разного уровня, например, Европы, мира и некоторые специальные турниры (например, Планица).

Определение победителя производится на основании оценок судей. После каждый атлет получит описание своего прыжка и расшифровку полученных оценок.

Часто соревнования различного уровня проводят в альпийском регионе, так как он имеет почти идеальные климатические условия. Там есть множество нужных построек и сооружений высокого качества, которые позволят кататься даже летом.

Олимпийские игры

Все лыжные виды спорта проводятся на зимней олимпиаде, раз в четыре года. На сегодня данные соревнования входят в олимпийскую программу и считаются самыми престижными для лыжника. Соревнуются лыжники на разных дистанциях, проводится фристайл, а также прыжки с трамплина.

Чемпионаты мира

Мировые первенства проводятся раз в два года, если в этот год нет зимней олимпиады. Правила проведения стандартные, принятые международным сообществом.

Уже достаточно продолжительный период проводят соревнования среди мужчин, женщин а также в командах (мужских и женских отдельно).

Кубок мира

Параллельно с олимпиадами и мировым первенством могут проводиться различные кубки мира, соревнования, которые собирают атлетов со всей планеты, но это не чемпионат мира в полной мере. Они также считаются престижными во всем мире.

Прочие соревнования

Значение будут иметь чемпионаты внутри каждой страны, а также различные региональные соревнования, например, чемпионат Европы. Атлеты мирового класса участвуют в таких состязаниях не только из-за вопросов престижа, для получения дополнительного опыта.

Читайте также:
Детские горные лыжи: как подобрать, на что смотреть

Оценка прыжков

Цель лыжника перепрыгивать большее расстояние и при этом приземлиться правильно. Результат оценивается по правилам, установленным официально. Работает бальная система, каждый судья оценивает каждое отдельное движение атлета плюс длину прыжка. Например, если спортсмен пролетит больше, но впоследствии осуществит падение, то он потеряет баллы.

Коллегия судей будет состоять из нескольких человек:

  • Главный судья, который может признать зачет прыжка.
  • Технический сотрудник. Обладает необходимыми навыками.
  • Заместители главного судьи. В случае необходимости могут выполнять его функции.
  • Начальник отдела секретариата.

Дополнительно работает целый штат секретарей и вспомогательных сотрудников.

Известные прыгуны с трамплина

Как и в любом другом спорте, в прыжках на лыжах имеются крупные лица, узнаваемые всеми, кто имеет хоть какое-то отношение к этому спорту.

Так, например, Матти Нюкянен, атлет из Финляндии, имеет рекорд по количеству побед на олимпиаде, также как и Симон Амман из Швейцарии. Среди известных лиц отмечают Биргера Рууда, Адама Малыша, Янне Ахонена, Камиля Стоха.

Спорт популярен не только в Северных странах, хоть и получил там большее распространение, но и в южных широтах. Атлеты, которые ныне занимают лидирующие позиции, на ранней стадии тренировались не в горной местности, а в иных, часто не подходящих, условиях, но добились результатов.

Интересные факты

Обучение прыжкам лучше начинать с детства, но часто спортсмены сначала занимались иными лыжными дисциплинами, например, гонками. Также многие увлекаются водными лыжами, что помогает закрепить навыки и улучшить результат.

Каждая стадия подготовки характеризуется увеличением высоты используемого трамплина, но сначала ребенок или начинающий атлет обязан уверенно стоять на лыжах, развить баланс, координацию и уметь преодолеть страх.

Хороший урок будет включать не только непосредственно прыжки, силовую и скоростную подготовку, а также вспомогательные упражнения. Тренера составляют планы и расписания, которым должны следовать атлеты, чтобы с каждым разом становиться успешнее.

Рекорды

На сегодня рекорд по прыжкам принадлежит австрийскому атлету Штефану Крафту, который прыгнул на 251,5 метр.

Рекордсменом по количеству побед на олимпийских играх считается Матти Нюкянен и Симон Амман, у которых на каждого по четыре победы.

Чтобы называться олимпийским видом спорта, прыжки на лыжах прошли долгий путь от традиций некоторых северных стран до официально признанного спорта. Он постоянно развивается, привлекает к себе все большее внимание. По всему миру идет строительство новых объектов, разрабатываются новые проекты. Это все говорит о несомненном развитии спорта и его перспективном будущем.

Технологии спорта. Прыжки с трамплина

Сегодня получится слегка объемный пост, посвящен он передаче “Технологии спорта”, в которой перед началом сезона рассказали о прыжках с трамплина: интересна как для болельщиков-любителей, так и со стажем.

Видео продолжительностью 25 минут можно посмотреть по данной ссылке. В блоге – стенограмма передачи с интересными моментами (выделено жирным), которые есть также и в видео-формате. В общем, такой бюджетный вариант, кому важна суть. А так, идите по ссылке, редкая передача про прыжки с трамплина.

ТЕХНОЛОГИИ СПОРТА. ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

2011год. В Норвегии проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина (имеется в виду Викерсунд – прим.), весь спортивный мир замер в ожидании чуда: уже шесть лет не было ни одного мирового рекорда. Возможно, на этот раз болельщикам повезет, ведь соревнования проходят на только что построенном полетном трамплине мощностью 225 метров.

Говорят, что этот гигант – воплощение самых передовых научных технологий. Действительно, уже в первом квалификационном раунде норвежец Юхан Ремен Эвенсен устанавливает новый мировой рекорд – летающий лыжник преодолевает отметку в 246,5 метров. Еще семеро спортсменов бьют собственные рекорды. Радости болельщиков нет предела. Похоже, в прыжках на лыжах с трамплина наступила новая эра – эра рекордов и новых спортивных технологий.

Чтобы узнать, какие именно технологии реанимировали этот вид спорта, мы отправились в Финляндию в город Лахти, здесь проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина.

Перед началом соревнований спортсмены разминаются и отрабатывают отдельные элементы прыжка на земле. Все движения должны быть доведены до автоматизма, ведь спортсменам предстоит прыгать с одного из самых уникальных трамплинов мира. По мощности он, конечно, уступает норвежскому собрату: всего 130 метров вместо 225; но по технологиям – ничуть.

Как и все подобные сооружения, трамплин в Лахти состоит из стартовой площадки, гора разгона, стола отрыва, горы приземления и зоны выката. Этот исполин из бетона и стали построен в строгом соответствии с международными стандартами. Однако его конструкцию обычной не назовешь. Трамплин установлен не в профиль естественной горы, а на искусственном бетонном возвышении.

Вальтер Хофер, рейс-директор Кубка мира: «Больше, чем 100 метров над землей, пойдемте наверх».

На стартовую вышку ведет скоростной лифт. Представьте, что вы поднимаетесь на крышу 30-этажной башни. Еще одна особенность трамплина в Лахти – искусственная гора разгона. Отсюда спортсмены начинают свой полет.

Вальтер Хофер: «Угол наклона горы разгона 37 градусов, и спортсмены развивают скорость от 0 до 100 км/ч меньше чем за пять секунд».

Оптимальный угол горы разгона – 30-37 градусов, такое значение позволяет спортсмену набрать хорошую скорость. Если гора будет слишком пологая, то скорость разгона снизится, и лыжник не сможет показать хороший результат. Если спуск окажется слишком крутым, спортсмена под воздействием центробежной силы сильно прижмет к горе. Ему будет сложно оттолкнуться и занять в воздухе безопасное положение.

Поскольку от скорости разгона зависит длина прыжка, то немаловажную роль играет сама лыжня – ее нарезает специальная машина. Ширина должна составлять примерно 13 см, что соответствует ширине самой лыжи. Глубина – 3 см, она рассчитывается из соображений безопасности, чтобы лыжи во время спуска с горы не вылетали из углублений.

Читайте также:
Ассы-тау –  горнолыжный курорт в Башкортостане

Лыжня разгона сделана из искусственного снега или льда. Под ней находится специальное охлаждающее устройство. Это обязательное условие. Чтобы все спортсмены выступали в равных условиях, снег не должен таять.

Торгейр Нордбю, техделегат: «Мы не используем никаких химических реагентов, препятствующих плавлению снега. Мы только поддерживаем нужную температуру с помощью холодильных установок».

Перед соревнованиями лыжню раскатывают прыгуны, которые не участвуют в чемпионате. И только потом на старт уходят профессионалы.

Первая зачетная попытка. На подготовку каждому спортсмену дается 10-15 секунд. Атлет занимает место на площадке. Сигналом к старту служит зеленый светофор, однако неожиданно загорается красный. Это значит, что прыжок отменен из-за погодных условий: усилился ветер, прыгать опасно.

Скорость и направление ветра контролируют специальные приборы. Вдоль всего трамплина установлены чувствительные датчики: они фиксируют параметры ветра и передают их в информационный центр.

Вальтер Хофер: «Здесь вы можете увидеть что-то вроде коридора, так как поток ветра никогда не бывает линейным, он всегда волнообразный. Мы делаем коридор, чтобы на верхней и нижней стороне скорость ветра была около 2,5 м/с».

Если ветер выходит за пределы коридора и дует сильнее, прыжок останавливают. Ведь любое дуновение ветра может сбить спортсмена с траектории. Система автоматически переключает зеленый сигнал светофора на красный, и спортсмен должен покинуть стартовую вышку.

Вальтер Хофер: «Это очень удобная система. Можно представить, сколько рук и ног, не говоря уже о жизнях, она спасла».

Ветер может быть очень опасен. На случай, если надежная электроника все же выйдет из строя, вдоль каждой стороны трамплина стоит восемь ветровых флажков и указателей направления ветра. По ним также можно судить о характере стихии.

А вот от сильного бокового ветра трамплин защищен металлической сеткой. Вальтер Хофер: «Эта сетка защищает гору разгона. Когда скорость ветра достигает 10 метров в секунду, то сетка ее уменьшает».

Наконец загорелся зеленый свет, и спортсмен может совершить прыжок. Летающий лыжник показал хороший результат – он преодолел отметку в 132 метра. Однако службе контроля необходимо удостовериться: не нарушил ли спортсмен правил экипировки.

Лыжника приглашают пройти повторный контроль. На эту процедуру может выйти любой выступающий: незначительное изменение в размере костюма или в длине лыж может дать спортсмену преимущество.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас мы будем измерять длину лыж, максимальная длина (для конкретного прыгуна – прим.) – 2,64 м. Эти лыжи – 2,63 м, нормально».

Лыжи должны соответствовать росту и весу атлета, максимальная длина может составлять 145% от роста спортсмена. Чем больше лыжи, тем больше площадь несущей поверхности, а, значит, и дальность полета. Если лыжи окажутся большего положенного размера, спортсмена ждет дисквалификация.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас я проверяю размер костюма. Вытащите перчатки, пожалуйста… Этот размер в порядке».

По правилам, костюм может отставать от тела не больше чем на 6 см. Такой запас необходим для того, чтобы лыжнику было легче планировать в воздухе. Надев костюм большего размера, спортсмен получает незаконное преимущество, увеличивая за счет лишних сантиметров площадь несущей поверхности.

Еще один важный параметр – воздухопроницаемость материала. Чем она меньше, тем плотнее ткань, и тем лучше костюм держит спортсмена в воздухе.

Зепп Гратцер: «Воздухопроницаемость и толщину костюма я буду проверять с помощью специального прибора в разных частях костюма. Минимальная воздухопроницаемость – 40 литров. У этого костюма она равна 45,4, нормально».

Получается, этот костюм практически непродуваем. Это достигается за счет многослойности костюма: два слоя поролона и специальная ламинированная пленка между ними. Чем она плотнее, тем продуваемость ниже. Все три слоя склеиваются между собой и покрываются цветной тканью.

Комбинезон шьется по индивидуальным лекалам, ширина шва не должна превышать 12 мм. Это необходимо для того, чтобы контроллер смог определить, из каких материалов сделаны все части костюма. Размер воротника тоже строго регламентирован.

Вольфганг Меинингер, директор компании по производству костюмов: «И тут у нас есть ограничения, не больше 8 см. Воротник комбинезона не должен растягиваться, чтобы во время полета воздух не проникал под его верхнюю часть. В противном случае создается эффект парашюта, что дает спортсмену преимущество».

Соревнования вновь приостановлены. Неужели организаторы отменят выступления из-за нелетной погоды? Но судьи принимают решение снизить уровень стартовой площадки.

Стартовая площадка представляет собой скамейку, закрепленную на подвижной железной конструкции. Перенос площадки на метр выше или ниже позволяет обойти неблагоприятные погодные условия.

Вальтер Хофер: «Стартовые площадки должны двигаться, так как мы регулируем скорость разгона и расстояние. Иногда ветер встречный, тогда скорость должна быть меньше. Иногда ветер попутный, и скорость должна быть выше, чтобы достичь того же расстояния. Вот почему нам приходиться подстраиваться под условия ветра».

Кроме направлений ветра, на уровень стартовой площадки влияет температура воздуха. Например, если поверхность станет мокрой, скорость разгона замедлится. В этом случае площадку поднимают. Если лыжню подмораживает, скорость разгона увеличивается, тогда площадку опускают.

Судьи следят за тем, чтобы на горе разгона сохранялась одинаковая скорость для всех спортсменов.

Вальтер Хофер: «Это очень важно, мы не можем допустить, чтобы у кого-то было обидное преимущество. Что противоречит принципу этого вида спорта (видимо, съемка была, когда поправок на ветер и ворота не было – прим.)».

Наконец, стартовая площадка установлена. Спортсмен совершает прыжок, но результат далек от победного. Прыгуну необходимо собраться и подготовить лыжи ко второй попытке. Спортсмен отдает их мастеру на обработку.

Франц Фишер, сервисер: «Всем необходимо, чтобы лыжи были быстрыми на горе разгона и чтобы прыжок был хорошим и длинным».

В каждой команде подготовкой лыж занимается специальный человек, в его мастерской сотни коробочек с воском и пудрой, специальные щеточки и полировочные машины. Перед каждым прыжком мастер натирает лыжи специальным составом, в него входят воск, парафин, канифоль, смолы и жиры. В мази, предназначенной для повышенной температуры, содержание парафина увеличивается. Благодаря его водоотталкивающим свойствам, скольжение по лыжне в теплую погоду становится идеальным.

Читайте также:
Горнолыжные подъёмники: виды и как пользоваться

Франц Фишер: «Мы знаем, какая сейчас температура, проводили специальные исследования. Теперь мы знаем, какой воск необходим для подготовки лыж. Вот сейчас закончена одна лыжа. Когда будет готова вторая, можно идти на выступление».

В отличие от беговых, прыжковые лыжи в два раза шире и тяжелее. Благодаря своей массе они обеспечивают хорошую скорость при разгоне и безопасность во время приземления. Таким большим и увесистым лыжам наверняка полагаются очень надежные крепления. Ведь от того, насколько крепко сидит ботинок в креплении, порой зависит жизнь спортсмена.

Илья Росляков, член сборной России: «Вставляем ботинок, застегиваем носок. Лыжи свободно ходят, что чревато падением, поэтому сзади есть штырек и клипса, которые вставляются в заднюю часть ботинка. Теперь лыжа зафиксирована, то есть в полете я ее уже контролирую».

Для обеспечения максимальной безопасности лыжные крепления очень прочные, однако в случае падения крепление, связывающее лыжу с ботинком, отсоединяется, чтобы прыгун не переломал себе ноги. Ботинки имеют очень высокий подъем, что позволяет им сильно наклоняться вперед во время прыжка.

Проверим, насколько на самом деле надежны крепления. Для этого мы пригласили акробата. Кто, как не он, умеет профессионально висеть вниз головой. Но на этот раз перед акробатом стоит непростая задача. Необходимо испытать на прочность лыжные крепления своим весом (75 кг – прим.). Акробат должен провисеть на лыжах вниз головой в течение 30 секунд. Посмотрим, выдержат ли эти на первый взгляд хлипкие железки такую нагрузку.

Что же, крепления справились. Усложним задачу и попросим акробата сделать несколько отжиманий, тем самым увеличим нагрузку. И на этот раз все в порядке. Не опасаясь за надежность креплений, на этих лыжах смело можно разгоняться до 100 км/ч.

Поскольку прыжковые лыжи в два раза больше и шире беговых, можно предположить, что за счет своей площади они вездеходные и вполне могут состязаться с беговыми. Проверим нашу гипотезу на деле.

На старте два спортсмена. Один – в беговых, другой (Росляков – прим.) – в прыжковых лыжах. Им предстоит пробежать 50 метров на время. На старт, внимание, марш.

Но увы, наши предположения не подтвердились. В результате забега первым к финишу пришел спортсмен на беговых лыжах. Спортсмен на прыжковых заметно отстал от соперника. Для этого испытания лыжи для прыжков оказались слишком длинными, широкими и тяжелыми.

Полет каждого спортсмена на большом трамплине в Лахти длится около пяти секунд, а приземление занимает сотые доли. За это время судьи должны точно определить длину прыжка. В этом им помогает разметка горы приземления.

Вся разметка делается вручную. Первая и самая важная линия – линия конструкционной точки, к-поинт. Трамплин построен таким образом, что до этой линии могут допрыгнуть практически все спортсмены. Отсюда начинается начисление очков за длину прыжка.

Йоуко Торманен, комитет по прыжкам с трамплина: «Точка К находится на расстоянии 116 метров, там верхняя линия. За достижение этой точки спортсмен получает 60 баллов, каждая точка за этой линией дает 1,8 балла».

Далее гора приземления размечается параллельными линиями через каждые полметра, и так – до нижней линии Hill Size, которая определяет размер трамплина и является предельной. Однако чемпионы часто перепрыгивают HS, поэтому за ней также размечено еще несколько дополнительных секторов. Кстати, длина прыжка измеряется не по лыжам, а по ступням ног спортсмена.

Вдоль всей зоны приземления расположены видеокамеры, которые фиксируют каждое приземление.

Вальтер Хофер: «Эти камеры находятся в положении угла наклона приземления. На мониторе мы видим четыре сектора, и, когда спортсмен стартует, камеры начинают работать и следить за спортсменом, как он летит по секторам. Наконец, изображения с сектора приземления поступают к оператору, чтобы их можно было использовать. Затем расстояние измеряется и сообщается онлайн. Это занимает 4-5 секунд».

На случай, если видимость станет низкой и камеры не смогут четко увидеть сектор приземления, длину прыжка оценивают судьи.

На Кубке мира работает 25 судей, оценка выступления спортсменов скалывается из двух баллов: первый балл выставляют за длину прыжка, второй балл начисляют за технику исполнения. Даже если спортсмен прыгнул дальше всех, незначительная помарка может здорово сказаться на общем результате.

Вальтер Хофер: «Это кабина для пяти судей по технике прыжка, мы в кабине С. У каждого судьи есть электронный прибор, с помощью которого он может отнимать очки по трем категориям оценки».

Максимальная оценка за технику – 20 баллов, однако, чтобы их заработать, нужно изрядно потрудиться и показать идеальное исполнение во всех элементах прыжка.

Александр Арефьев, главный тренер сборной России: «Сгибание ног, например. – это самая грубая ошибка при выполнении прыжка на лыжах. Если спортсмен отталкивается с трамплина и сгибает ноги, то может быть очень опасным падение».

Поскольку прыжки на лыжах с трамплина – спорт далеко не безопасный, особое внимание спортсмены уделяют защитному шлему.

Шлем не просто обязательный элемент экипировки, но и важнейший ее атрибут. Профессиональные шлемы для спортсменов производят в Германии. Внешняя часть сделана из высокотехнологичного карбона. Этот полимер состоит из переплетенных нитей углеродного волокна, которые обрабатывают высокими температурами. Карбон прочнее стали, он очень жесткий и легкий. Благодаря карбону поверхность шлема очень прочная. Внутренняя часть шлема сделана из пены ЭПС, это вспененный полистирол.

Гранулы полистирола помещаются в прессовую форму, которая отлита по форме шлема. Затем под воздействием пара и давления гранулы расширяются и формируют клетки, которые заполняют форму.

Сигмунд Пиллер, компания по производству шлемов: «Во время удара застывшая пена сжимается и создает эффект пружины, тем самым уменьшая его силу».

Но прежде, чем эти шлемы появятся на головах спортсменов, они проходят тестирование. Для этого шлемы надевают на железную голову весом 5 кг. Затем ее поднимают на высоту полутора метров и бросают на металлическую пластину. При этом скорость падения головы составляет 25 км/ч.

Читайте также:
Terraski Park – горнолыжный курорт рядом с Нижним Новгородом

Сигмунд Пиллер: «Посмотрите, это удивительно. При такой мощной нагрузке единственное, что повредилось, – это внешнее лакокрасочное покрытие. Внутри и в целом шлем цел и невредим».

Итак, выступления закончены. Пришло время подводить итоги, на очередном этапе Кубка мира первое место в командном зачете заняла австрийская сборная. Никаких сюрпризов, австрийцы – признанные лидеры. Новых рекордов также не было установлено, но есть все основания предполагать, что новая революция в прыжках на лыжах с трамплина не за горами.

В Европе уже строятся новые трамплинные комплексы с искусственным микроклиматом, а это значит, что погодные условия и другие внешние факторы в скором времени перестанут влиять на результаты выступлений, а болельщиков ждут неповторимые полеты и новые мировые рекорды. И все это благодаря новейшим технологиям спорта.

Прыжки с трамплина на лыжах: правила и история возникновения

Скольжение по снегу, мощный толчок и сопротивление воздуха в полете – именно такой набор чувств испытывают спортсмены, которые выбрали для себя такое направление. Но самым ответственным моментом является правильное и мягкое приземление. О том, что такое прыжки с трамплина на лыжах, о правилах и особенностях соревнований мы расскажем в нашей статье.

Лыжный спорт зародился в конце 19 века, но как способ передвижения и забава этот снаряд использовался еще очень давно. Первые упоминания в виде наскальных рисунков имеют датировку до 7000 лет назад, что позволяет нам заключить, что такой инвентарь очень органично вписался в жизнь всего человечества. Но как спортивные состязания лыжня начала сначала популяризироваться в виде заездов, затем – как скоростные спуски. И лишь после того, как техника спортсменов и более современное оснащение стали позволять, появились пируэты в воздухе.

Английский вариант названия – ski jumping. Суть направления заключается в отталкивании от возвышенности, полете и приземлении. На эти три части соответственно и делят весь элемент.

Прыжки на лыжах с трамплина: история возникновения и развития

Как и для большинства лыжных дисциплин, родиной ski jumping является Норвегия, а все скандинавские страны стали популяризировать эту отрасль. Начало было положено буквально нечаянно, когда любители слалома (скоростного спуска с гор) стали выбирать склоны с небольшими препятствиями и неровностями. Таких холмы и возвышенности со временем становились больше, чем усложняя всю трассу. Лыжникам приходилось подпрыгивать и аккуратно опускаться на снег, при этом не изменяя скорость движения.

Затем начали возводить специальные конструкции для прыжков, измеряя высоту полета атлета. Первые соревнования прошли в 1840 году в норвежской провинции, в городке Телемарк. Но только через 28 лет фиксировать стали не то, как высоко прыгнет лыжник, а то, как далеко приземлиться. Очень медленно проходило развитие направления, долго оно находилось в рамках общих горнолыжных состязаний, и только в начале 20 века оформилось в самостоятельную дисциплину.

ФИС с 1920 года включила в программу Северных игр ski jumping. Затем были международные первенства и Олимпиады. Уже в первых Зимних Олимпийских соревнованиях были представлены прыжки с трамплина высотой 70 метров, далее это значение только увеличивалось. Также проводились мировые Чемпионаты, где участники показывали все развивающуюся технику полета.

История развития в России

Впервые упоминания на нашей Родине об этом направлении были зафиксированы в начале 20 века. В это же время была установлена деревянная горка с натуральным покрытием, ее высота и конструкция позволяла прыгать не более чем на 12-13 метров. Затем на этом же месте построили еще один трамплин под наклоном, по европейскому образцу. Он имел небольшую площадку для разгона. Так первая тренировочная станция расположилась под Петербургом, в небольшом городе.

На протяжении десяти лет атлеты соревновались только в качестве развлечения и ради зрелищности, а официальные состязания были впервые проведены в 1912 г. Еще долгое время спорт находился на низком уровне развития. Судьи выносили свои решения буквально «на глаз», без подтверждения точными фактами. А техника наших российских чемпионов сильно уступала европейским соперникам. В 20-е годы это отставание было заметно по результатам:

  • отметка лидирующего норвежца – 50 м.;
  • отечественный рекорд – 18,5 м.

Начали соревноваться на достойном международном уровне мы только в 50-е.

Техника прыжка с трамплина на лыжах – описание вида спорта

Как мы уже отметили, судьи смотрят не только на дальность движения, но и на то, как спортсмен ведет себя и контролирует свое тело и снаряд во время полета.

Еще в начале того века вплоть до середины 20 столетия большинство участников соревнований, планируя, не выглядели так стройно и стремительно, а скорее напоминали птицу, так как активно размахивали руками. По устоявшемуся тогда мнению это способствовало увеличению скорости и, как результат, к большей преодоленной дистанции. На деле это оканчивалось только травмоопасным приземлением, так как в процессе махания разными конечностями менялась заданная вначале траектория. Так поступали в основном норвежцы, считающие себя основателями направления.

Финны делали расчет на аэродинамичность формы, поэтому крепко прижимали руки к туловищу или, наоборот, вытягивали их выше головы, держа напряженно и прямо. Это уменьшало силу сопротивления воздуха, которая отталкивала спортсменов назад.

Следующее новшество в технике лыжного спорта по прыжкам с трамплина сделал швед. Ян Боклев, так звали этого чемпиона, сначала получал низкие баллы за свои полеты, но затем, когда судьи сравнили его улучшенные результаты с ранними показателями, они присмотрелись к особенности исполнения. Дело в том, что Ян сразу после отталкивания разводил носы лыж, тем самым задние края снаряда соприкасались или даже скрещивались. Наклон же во время полета был еще сильнее, чем у финнов. Атлет буквально находился на одной линии с собственным спортивным инвентарем.

Читайте также:
Дальневосточный курорт «Горный воздух» собирается составить конкуренцию сочинскому «Роза Хутор»

Так швед Боклев ввел в правила дисциплины официальный термин – «V-образная техника». На данный момент она является самой используемой среди участников всех крупных состязаний.

Здесь же следует упомянуть об особенностях старта. В отличие от остальных лыжных направлений, спортсмены этого спорта не используют для отталкивания палки. В целях опоры и придания скорости они пользуются специальными перекладинами, которые установлены на старте. Далее все движение и приземление идет без дополнительного инвентаря.

Высота трассы

Прыжки на лыжах с трамплина – это вид зимнего спорта, поэтому все комплексы покрыты снегом. Ранее обкатывались только естественные сооружения, спустя время начали делать специальные насыпи и возвышенности. Сейчас вышки полностью искусственно конструируют, добиваясь идеального скольжения, покрытия и климатических условий, если снаряд находится на крытом стадионе.

В настоящий момент это сложный строительный комплекс, который основывается на зрелищности (трибуны болельщиков расположены так, чтобы видеть все элементы полета) и на технологичности для спортсменов. Так впервые стали использовать полностью искусственное, пластиковое покрытие. Это позволило тренироваться в любое время года.

По высоте первые трассы имели конфигурацию, не позволяющую прыгнуть более чем на 80 метров. Таких площадок в одной Германии более 300, это говорит о популярности спорта. Но в конце 20 века, начале 2000-х годов пришлось массово переоборудовать вышки под более длительные полеты. Гонка между атлетами теперь проходит на других уровнях, во многом благодаря появлению «V-образного стиля».

Трамплин состоит из следующих частей:

  • область предварительного катания, старта;
  • гора для набора скорости;
  • «стол отрыва», или самая резкая точка трассы;
  • склон для приземления и финишная прямая.

Ранее последнего элемента под уклоном не было, и лыжникам приходилось приземляться на прямую поверхность, что было более травмоопасно.

По высоте их можно раздробить на много категорий, наименьшая из которых – учебная, она составляет подъемы менее 20 метров, и наибольшая достигает 185 м.

Экипировка и инвентарь

Каждому лыжнику важно учесть следующие параметры при обмундировании:

  • В отличие от беговых тонких и облегченных лыж, снаряд для прыжков имеет широкую площадь основания и достаточно большой загиб носков. Это облегчает с одной стороны маневрирование в полете, с другой – обеспечивает надежное приземление.
  • Крепления устанавливаются ровно посередине полозьев, при этом тросики должны быть затянуты одинаково с обеих сторон – это придаст баланс атлету.
  • Ботинки у прыгунов должны быть гибкими для отталкивания от трамплина, но легкими и с хорошей фиксацией голени, то есть высокие.
  • Одежда должна быть из синтетических тканей. Марка Stayer реализует в своем интернет-магазине спортивные зимние пуховики и комбинезоны для активного отдыха и тренировок зимой. Все модели выполнены согласно новейшим технологиям с использованием современных материалов. Все они обладают высокой износостойкостью, прочностью, а также украшены интересными яркими узорами.

Судейство

Судейская коллегия оценивает несколько пунктов:

  • Дальность.
  • Качество соприкосновения с поверхностью.
  • Техника нахождения в воздухе, то есть расположение ног, рук и лыж.

Атлетов часто называют «летающими лыжниками», потому что это завораживающее своей экстремальностью и отточенностью движений зрелище.

Руководящая организация – ФИС, или Федерация лыжного спорта. Именно этот орган регламентирует новые правила и отвечает за большинство мероприятий, которые проходят по данной дисциплине. На данный момент этот элемент выступает и как самостоятельные состязания, в том числе на Олимпиаде, и как часть двоеборья, где во второй день лыжники преодолевают скоростную дистанцию, а результат предоставляется в качестве суммарного зачета.

Прыжки на лыжах с трамплина: правила соревнований

Существуют следующие разновидности:

  • Индивидуальный полет с возвышенности в 120 м. – К120.
  • Одиночный К90.
  • В команде К90.
  • В составе состязаний по Nordic Combined (также самостоятельные и групповые результаты).

В соревнованиях могут участвовать исключительно представители мужского пола. Это обусловлено трудностью и опасностью занятий. В нац. сборной принимают участие 4 игрока – ранее их состав доходил только до трех участников.

Рассмотрим индивидуальные прыжки. Они оцениваются по балльной системе, где часть присуждается за дальность, часть – за технику полета и приземления. За вторую составляющую есть максимально значение – 20 баллов. Остальная сумма зависит от длины планирования – критическая точка дает 60 очков, ее преодоление далее прибавляет еще по определенной константе в зависимости от высоты трамплина.

Занимайтесь спортом, помните о технике безопасности и становитесь чемпионами вместе со Stayer.

Начинаем прыгать

Кевин Митчелл – инструктор по горнолыжному спорту и сноубордингу в Northstar-at-Tahoe, Калифорния. Он – член союза горнолыжных инструкторов Американской Команды и сертифицированный инструктор по сноуборду.

Зачем люди прыгают на лыжах? Для некоторых это – чувство полного контроля – букет баланса, скорости, и преднамеренных движений. Другим хочется показать перед друзьями, каких высот в катании они достигли. Кто-то просто оттачивает свою технику прыжка и приземления, с некоторым беспокойством находясь в воздухе. Так или иначе, следующие советы помогут Вам достичь в прыжках больших высот.

Все же имейте в виду, что ничто Вам не заменит опыт. Основой для всех трюков, описанных ниже, является обычный прыжок – взлет и приземление. Поэтому, прежде чем Вы перейдете к более сложным трюкам, у Вас должно получиться не менее 100 успешных прыжков. Всегда начинайте отрабатывать новый трюк постепенно, начиная с малого и затем продвигаясь к более сложному. Отрыв лыж от склона сам по себе представляет реальную возможность потери управления и контроля и, как следствие – получение серьезных травм. Самое удачное место для тренировок и показательных выступлений (выпендрежа – прим. Лиса)- сноупарки, так как они обычно поддерживаются в надлежащем состоянии и имеют различные размеры трамплинов. Конечно, этим не подразумевается, что они совершенны, или что Вы можете пренебречь предостережениями о безопасности. Но парки обеспечивают хорошую окружающую обстановку, чтобы делать прыжки, от первых попыток до соревнований мирового класса.

Читайте также:
Тетнулди - новый горный курорт в Сванетии (Грузия)

Базовый прыжок
Распределите давление на обе ноги равномерно, так как Вы готовитесь к прыжку. Чтобы не потерять баланс, Вы должны чувствовать давление на Ваши колени и согнутые ноги. При приближении к обрыву (трамплину) согните ваши колени, лодыжки, и бедра в преувеличенной спортивной позиции. Ваши руки должны быть перед собой и разведены немного в стороны. Приготовьтесь ехать на трамплин. Отталкиваясь, распрямите Ваши лодыжки, колени и бедра. Напрягите мускулы и лыжи, когда Вы находитесь в воздухе. Высота и длина Вашего прыжка частично зависит от того, насколько Вы распрямились (и с какой силой оттолкнулись от трамплина).

Группировка – базовая фигура мидэйра (midair). Как только Вы оторветесь от трамплина, вообразите себе траекторию дуги, по которой движетесь. В вершине дуги главный фокус состоит в том, чтобы использовать момент невесомости и прижать колени к груди, одновременно слегка пригибая грудь немного вперед. Задержите это положение настолько долго, на сколько Вам это позволяют высота и расстояние до приземления. Распрямляйтесь снова только перед приземлением. Мышцы должны быть свободны, колени, лодыжки и бедра – чуть согнуты, чтобы поглотить удар от приземления и сохранить баланс. Если Вы распрямитесь слишком сильно, Вы можете “заблокировать” суставы и травмироваться при приземлении. (“Раскрытое” положение менее устойчиво, нежели сгруппированное; это, собственно является хорошей причиной для того, чтобы находиться в сгруппированном положении как можно дольше.) При приземлении поглотите динамический удар, сгибая колени и лодыжки, и затем – продолжайте движение, приспосабливаясь к особенностям рельефа.

Крест (Cross)
Крест, также называемый железным крестом, объединяет элементы и, твиста (twister) и группировки, описанной выше. Начните делать базовый прыжок и сгруппируйтесь. Приближаясь к вершине дуги, Приподнимите одну ногу немного выше другой и слегка ее выдвиньте вперед. Это позволяет Вам крутить верхнюю лыжу (используя бедро и лодыжку) относительно другой, создавая лыжами форму креста. Держите колено согнутым и опирайтесь внутренним кантом “верхней” лыжи о “нижний” ботинок для придания верхней лыже большей стабильности. Если, приземляясь, Вы не успели вновь поставить обе лыжи параллельно, то приземляться придется на “нижнюю” лыжу. Поэтому, отрабатывая этот трюк, крутите крест более слабой ногой, так, чтобы, в случае необходимости, приземляться на сильную ногу.

Ваш Первый Захват (Grab)
Как только Вы отработаете до конца группировку при прыжке, то естественным прогрессом является захват (грэб) лыжи. Грэбы бывают нескольких типов: mutes (показан на фото), stale fish, stiffies, и некоторые другие. Эти грэбы достаточно легки, для того, чтобы добавить их к вашему арсеналу. Выполните базовый прыжок. Но вместо держания обеих рук впереди и немного в сторону, опускайте одну руку, какую Вы считаете наиболее удобной вниз, к Вашим лыжам. Вы не должны сильно тянуть руку к лыже, а только позвольте ей упасть вниз. Если Вы будете слишком активно тянуть руку к лыже, то движение перейдет к Вашему туловищу, придавая ему некоторое вращение, что неправильно и плохо. При захвате большую часть работы при сближении делают ноги. Так как Вы прижимаете Ваши колени к груди (так же, как Вы группировались бы), сгибайте лодыжки слегка вверх, так, чтобы носки лыж “смотрели” немного в небо. Передняя часть лыж поднимается верх, приближаясь к руке, и – при небольшой практике и удаче – Ваша рука будет где-нибудь около носка ботинка. Тогда просто раскройте пальцы руки и схватите ими край лыжи.

Не страшно, если у Вас пока не получается правильно делать грэб. Выполните группировку, затем протяните руку к лыже и снова распрямитесь. Даже если Вы не делаете грэб, это – один из тех трюков, который заставит Ваших друзей раскрыть рты от удивления, потому, что это круто (Cool – то есть) так или иначе!
Как только Вы освоите основной грэб, пробуйте различные захваты: захватите, например, вместо внешнего, внутренний кант лыжи.

Захват левой рукой внешнего канта правой лыжи (или наоборот) – называется Mute; захват пятки левой лыжи левой рукой называется stale fish (очевидно потому, что “несвежая рыба” “плавает” головой вниз, а хвостом вверх – измышление Лиса.); захват лыжи около носка крепления при выпрямлении ноги – stiffies, Также попробуйте поддернуть Ваши лыжи вбок для лучшей стабильности и еще для того, что это здорово смотрится . Но какой бы грэб вы не делали, не забывайте все же раскрывать его перед приземлением.

Твист
Основу твиста можно попробовать сделать на плоской поверхности, без скорости, до того, пока Вы начнете его отрабатывать в воздухе. Изначально практиковаться можно без лыж, только в горнолыжных ботинках. Простой твист – довольно старая школа , но он может сочетаться с группировкой, грэбом или крестом. Начинайте прыгать обычный базовый прыжок, но имейте ввиду, что длина прыжка должна быть достаточна для того, чтобы закончить эту фигуру. (Некоторые новички предполагают, что они должны начать делать твист еще перед взлетом, но это, как правило, ведет к падению.) Как только вы выпрыгнули, сделайте винтовое движение выше талии в одну сторону, а ниже – в другую. Вы можете “закрутиться”, насколько Вам это удобно, но помните, что перед приземлением надо возвратиться в нейтральную позицию. Делая твист вкупе с захватами и крестами, Вы можете создавать достаточно изящные трюки.

Прыжки на лыжах

Среди зимних видов спорта особым вниманием публики пользуются прыжки с трамплина. Спортсмены отрываются от кромки высотного сооружения, летят, как птицы эффектно приземляясь.

  1. Прыжки на лыжах с трамплина
  2. Зарождение вида спорта
  3. Высота трамплина
  4. Техника выполнения прыжков
  5. Экипировка лыжника и инвентарь
  6. Как оцениваются прыжки

Прыжки на лыжах с трамплина

Прыжки на лыжах пришли к нам с Норвегии, из провинциального городка Телемарк.

Зарождение вида спорта

Первые трамплины это горы. Участники прыгали с природной основы, приземляясь на ровную поверхность. Впоследствии места для горнолыжных приземлений стали сооружаться с уклоном. В начале развития трамплинного спорта для судейства важна была высота взлета лыжника, длину приземления не учитывали. Результатом считался метраж, на который прыгун, после отрыва ушел в полет.

Читайте также:
Как устанавливать крепления на горные лыжи

Специализированные площади начались проектироваться с 1840 года. Прыжки лыжные с трамплина, как официальный вид спорта зарегистрирован в 1868 году. Прыгунов было мало, соревнования проводили не часто.

Стадия развития 1906 год горный вид спорта изменился, добавилось гоночное пересечение по местности (оценка скорости), развороты. Прыжковый спорт разделился на подвиды:

  • прыжки с трамплинов,
  • слалом,
  • скоростные гонки.

В 20 годы 19 века стали проводиться мировые лыжные соревнования, включающие все разновидности в лыжном спорте. К 30 годам в прыжках с трамплина произошли изменения в технике. Олимпийцы исключили поджим ног к торсу, использование лыжных тростей аэродинамический вид.

Высота трамплина

Изначально рекорды в соревнованиях с трамплином били норвежские чемпионы, обладающие безукоризненным мастерством. Наклоняясь над поверхностью снаряжения, они летели на воздушной подушке. Современные лыжники выполняют прыжки в положении параллельно возвышенности с плотно прижатыми руками.

С 45 года 19 века спортивное состязание оценивается по правильной технике прыжков, красоте, грации, также учитывается длина и высота. В 1964 году добавилось разделение на 2 метража разгонов (70-90м).

Для прыжков используется специальная конструкция трамплин с учетом расчетов дальности прыжков. Оценка (баллы) за исполнение квалифицированного трюка ставится за преодоление метража и технику.

Техника выполнения прыжков

В технике исполнения включено:

  • набор разгона,
  • отрыв от стола,
  • полетная фаза,
  • посадка.

К техническим элементам добавляют координацию тела.

Техника приземления спортсмена обусловлена положением телемарк или попросту разножка:

  • одна конечность расположена впереди другой,
  • обе конечности присогнуты в коленных суставах,
  • коленка на сзади стоящей ноге опущена к низу,
  • руки располагаются выше уровня плеч,
  • лыжное снаряжение при посадке расположено близко друг к другу, параллельно.

Чтобы выполнить такое приземление необходимо точное равновесие с высокой координацией. Если разножка выполнена не верно, или вообще не соответствует схеме, со спортсмена снимаются очки. Для получения высоких оценок, мастерских прыжков без падений, спортсмены проходят продолжительные тренировки с обучением. Чтобы стать олимпийским чемпионом нужно много работать над собой, телом, вырабатывать равновесие, точность.

Длину прыжков считают от кромки стола на трамплинной конструкции, до ступней (средина).

Экипировка лыжника и инвентарь

Прыжковые трамплинные лыжи это деревянный каркас с пластиковым, декоративным слоем, шириной 11,5 сантиметров на краях, 10,5 сантиметров в зоне крепежа ботинок, параллельными кантами. Длина снаряжения не более 146% роста лыжника. Длинный инвентарь способствует долгому перелету. Горнолыжники отдают предпочтение компании Фишер, которая занимается производством любительского и профессионального снаряжения для занятий сноубордом, альпинизмом, лыжными видами спорта, фристайлом.

Лыжная обувь, предназначаемая для прыжков с трамплина, выпускается из кожи. Лыжный ботинок должен быть мягким для обеспечения возможности параллельного нахождения по отношению к туловищу в полете. Крепеж обуви располагается только по переднему краю.

Чем меньше вес прыгуна, тем на большее расстояние он улетает. Однако чрезмерная худощавость тоже неприемлема сложности с управлением тела. Идеальные Прыжки получаются с ростом в 184 сантиметра с весом в 65 килограмм.

Комбинезоны для трамплинных прыжков изготовлены из специализированного волокна толщиной в 0,5 сантиметра. Верхний слой это металлический материал. Одежда прыгуна помогает снизить сопротивляемость ветра (необходимость полета). Размер костюма прыгунов не должен быть больше 10% по длине. Профессиональные лыжники, комбинезоны меняют ежегодно. Это обусловлено падениями, при которых комбинезон приобретает шершавость вместо требуемой гладкости и блеска.

Перчатки у лыжников без перепонок, несмотря на то, что производители уверяют в большей обтекаемости перчаток с перепонками. Однако в трамплинном лыжном спорте запрещены излишки движений руками и телом.

Как оцениваются прыжки

После приземления лыжника вымеряется полученный результат. Схема такова. К примеру, трамплин К100 обозначает 100 метров. За это насчитывается 50 балов. Более дальний перелет оценивается высшим баллом, ближнее приземление баллы снимаются. Для расчетов существует таблица, по которой рассчитывается дальность с погрешностями.

Оценку прыжка производят 5 судей. Для этого берется во внимание фаза полета, критический подход к прыжку, приземление. Каждый судья может оценить мастерство лыжника не более чем в 20 баллов. Во внимание не берется больший и меньший балл, складываются три оставшихся. Судьи карают за касания телом уклона при посадке, очки снимаются за лишнее телодвижение, падения. Когда спортсмен упал или коснулся уклона за ограничительной чертой это не сказывается отрицательно на баллах. Результативность определяется суммированием очков за 2 попытки.

Трудности в оценивании судьям создавали высота ворот, переменчивая погода. С 2010 ассоциация лыжного спорта внесла поправку в правила по начислению очков. Поправкой была возможность компенсации разницы с учетом силы ветра, направления встречное/попутное, расположенность ворот старта.

Расчеты проводятся по специальной формуле, с учетом коэффициента на расположение ворот к каждому трамплину в отдельности. Эту поправку применяют и для оценивания мастерства в лыжном двоеборье. Однако в формуле не учитывается боковое направление ветра, завирухи, что также влияет на качество трюка.

Пример оценивания мастерства прыгуна: Трамплин высотой в 125 метров, баллы насчитываются по отношению к точке К. К каждому метру 1,8. Фактор к стартовым воротам 7,55 на 1 м. Поправка на ветра 9,35. Если лыжник прыгнул на 130 метров, значить дальность больше на 5 метров. Соответственно: 60+ (5*1,8). При расчете получилось 69 очков. К очкам за прыжок прибавляется компенсация за разгон, ветра, из чего получается итоговый результат.

Спортсмены, занимающиеся трамплинными прыжками с высот, показывают мастерство, к которому тщательно готовятся. Зрелище полетов спортсменов захватывают, болельщиков переполняют чувства гордости. Экстремальный вид горнолыжного спорта это занятие не для слабонервных. Трамплины берут только смелые лыжники.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: