Как настраивать крепления на горных лыжах

Точки на лыжах

Часть III

Что ж, пока ученые думают, что им делать дальше, остальным нужно как-то устраиваться в плане постановки креплений и продолжать кататься. А то можно и не дождаться научных рекомендаций. Какие же методы определения положения креплений нынче в ходу? Для этого нам придётся познакомиться с термином BoF, поскольку на середину подошвы ботинка все давно и, похоже, основательно забили.

BoF – сокращение от«Ball of the Foot», что переводится словарями на русский язык как «подъем свода стопы». Термин это более медицинский и звучит странновато: по нашим обывательским понятиям подъём – он в другом месте. Но это, скорее всего, оттого, что имеется в виду поперечный свод стопы. А проще говоря, подъем свода стопы – это то место, на котором мы стоим, если слегка оторвем пятки от пола. И где обычно мозолей больше всего. То есть – плюсна. Но плюсна – понятие достаточно широкое, если измерять её в квадратных сантиметрах. А нужно опять поставить на ноге точку, ну, или линию, на которой этот BoF и лежит. Поскольку именно он является сейчас основополагающей точкой (или линией) при размещении креплений.

Находится на ноге он без проблем: босиком приподнимаемся и отрываем пятки от пола, ассистент продвигает сзади под ногой тонкую линейку, пока она не упрется в то, на чем мы стоим. По уровню линейки делаются метки на ноге. Метод небезупречный, но им широко пользуются. Далее измеряем длину стопы и находим расстояние до BoF от пятки, носка или середины стопы, в зависимости от того, что собираемся делать дальше. Поскольку дальше и начинаются проблемы: как теперь эту метку перенести на подошву ботинка. Учитывая, что между ногой и подошвой находится стелька, внутренник, зеппа и сам ботинок, это непростая задача. Тут есть простор для фантазии: одни простукивают через ботинок самое чувствительное место – свод стопы, чтобы определить какое место на стопе соответствует середине подошвы ботинка, другие тщательно промеряют все толщины и зазоры, и далее методом сложения и вычитания определяют, где должна стоять метка BoF на подошве ботинка.

Естественно, я попробовал тут же определить, где у меня на ноге BoF, но несколько разочаровался в методике: неясно – насколько нужно поднимать пятку. Чем выше поднимаешь, тем дальше линейка заходит. Вот интересная анимация, показывающая изменения давления в разных частях стопы при ходьбе (ну и образец работы силовой платформы, которую мы упоминали во второй части). На ней хорошо видно, как после отрыва пятки зона давления на плюсне быстро смещается вперед по мере подъёма пятки. В эту «горку» линейка и упирается, но неясно, какой момент нужно зафиксировать. Так что методика пока недостаточно «стандартизована».

Но, как бы то ни было, считаем, что BoF определен и успешно перенесен на подошву ботинка. Далее остаётся его совместить с опорной точкой на лыже. Естественно, это не метка, проставленная производителем. Пока этих точек три. Сейчас мы их перечислим.

  1. Талия лыжи, т.е. самое узкое место лыжи. Эта точка имеет своих приверженцев, но не имеет большого распространения.
  2. Середина контактной скользящей поверхности лыжи. Обозначается CRS (Center of Running Surface). Соответственно BoF/CRS – обозначение метода установки креплений, когда метка BoF на подошве ботинка располагается непосредственно на метке CRS лыжи. Наиболее распространенный метод установки креплений в сервисных центрах. В [5] для ряда лыж приводится таблица различий в постановке креплений этим методом относительно позиций производителя.

    Положительные значения соответствуют смещению креплений вперед. Имеются недокументированные сведения, что именно этот метод используют тестеры Atomic как отправную точку при тестировании новых моделей.

  3. 3. CoEE (Center of Effective Edge) – середина эффективной длины канта. Это достаточно свежий метод, появление которого связано с новыми моделями фрирайдовых лыж и универсалов, украшенных различными рокерами или ранними загибами. У таких лыж есть проблемы с определением контактной длины скользящей поверхности. Поэтому человек под ником Noodler, претендующий на авторство, предлагает следующую методику[6].

Лыжа свободно ставится на ровную поверхность под углом закантовки 45 градусов. Для этого служат специальные уголки. А 45 градусов – это, по мнению автора, средний угол закантовки промеж любителей (30) и профессионалов (60). Далее находятся контактные точки спереди и сзади, измеряется длина канта между этими меткам и делится пополам. Всё просто, и проблема с контактной длиной решается для любых лыж, если у них, конечно, есть талия. Легко сообразить, что для лыж «стандартной» формы приращение контактной длины будет происходить, в основном, за счет загиба носка, и CoEE будет смещаться вперед относительно CRS. Для твинтипов это приращение будет симметрично происходить в обе стороны, и CoEE будет практически совпадать с CRS. Ну, и как вы уже догадались, этот метод будет именоваться BoF/CoEE или BoF over CoEE. К сожалению, сведений об эффективности этого метода пока найти не удалось.

Если с точками это всё, то не BoF’ом единым. В 1987 году было запатентовано устройство, именуемое «динамический балансир Беллмана» и предназначенное для определения некоторого «сбалансированного» положения ботинка на лыже. Его устройство и функциональность проще всего разглядеть на патентных материалах, поскольку там оно представлено в наиболее простом виде. По сути дела это просто платформа, подвешенная на шарнире. Лыжник вставал вместе с лыжами на платформу так, чтобы фабричная метка на лыже или CRS (патент предусматривает обе возможности) совпадала с осью шарнира. Лыжник, опираясь на палки для равновесия или держась за специальные ручки, начинал приседать и вставать в естественной для себя стойке, как бы он это делал на склоне. Платформа вследствие изменения стойки начинала качаться вверх-вниз. Крепления при этом переодически сдвигались относительно лыж вперед или назад до тех пор, пока платформа не начинала качаться в обе стороны равномерно. Или, по другому источнику, с равными усилиями. Это положение креплений и считалось сбалансированным.

В дальнейшем такая конструкция, естественно, претерпела различные изменения и модификации. От фабричной метки отказались, как и от лыж, заменив их двумя отдельными платформами, добавили им степеней свободы, чтобы контролировать дополнительно изменение кантинга или чего ещё, оснастили датчиками для определения равномерности усилий на платформах. Многие любители изготавливали балансиры самостоятельно из подручных материалов.

Я и то быстро приглядел под это дело ножной привод от швейной машинки, да кто ж мне её даст. Сам принцип балансирования не изменился. Найдя сбалансированную позицию ботинок, измеряют расстояние от оси подвеса балансира до какой-нибудь точки ботинка, которую затем было бы проще позиционировать на лыжах (обычно – пятка ботинка). Затем откладывают это расстояние от метки CRS на лыже и получают метку для установки ботинка. Т.е. как бы подразумевалось, что балансирование производится относительно CRS. Поскольку результаты получались неплохие, то этим методом заинтересовались производители. В 2002 году Nordica организовала сравнительное тестирование с целью определить пользовательскую эффективность балансира [7].

Задачами исследования были:

  1. Определение предпочтений лыжников одной из двух позиций креплений – позиции, получаемой посредством балансира,и позиции определяемой изготовителем лыжи,
  2. Определение повторяемости результатов балансирования.

В тестах на повторяемость принимали участие десять добровольцев, пятеро из них – три женщины и двое мужчин, от экспертов до выше среднего, – тестировали лыжи на снегу. Использовались лыжи Nordica Gel 70s в ростовках 163 и 173 и Blizzard Integrals, 160 cm. Лыжи были оборудованы прокатными креплениями Tyrolia и Rossignol. Каждого из 10 лыжников балансировали шесть раз: три раза один тестер и три раза другой, с перерывами между сеансами.

Результаты балансирования в виде расстояния от пятки ботинка до оси подвеса балансира фиксировались ассистентами.

Лыжники не знали результатов балансирования, а тестеры, выполняющие балансирование, не знали результатов друг друга. Лыжникам было известно только, что у них установлен вариант А или В, без какой-либо конкретики. Лыжники выполняли различные упражнения, в том числе и свободные спуски, чередую варианты установки креплений по замысловатой схеме. Последний в серии спуск выполнялся в том варианте установки креплений, которое лыжник счел для себя более предпочтительным.

Вариант А представлял собой установку креплений по результатам балансирования. Результаты шести замеров для данного лыжника усреднялись, и среднее значение использовалось для установки креплений. Вариант В – установку креплений по фабричной метке.

Ниже представлена сводная таблица результатов балансирования всех 10 участников. В таблице приведены расстояния от оси балансира до пятки ботинка в каждом «подходе», разницы и средние значения.

Для той пятерки, что гоняла на лыжах, средние значения разницы между позицией А и позицией В (в см) приведены в таблице. Все позиции А смещены вперед. Наибольшее значение у женщины, наименьшее у мужчины.

И, наконец, таблица предпочтений, выказанных лыжниками по ходу тестов. Как видно, выбор в пользу балансира присутствует в подавляющем большинстве случаев, а для свободных спусков полностью 100%.

Соответственно и выводы:

  1. Результаты балансирования показали хорошую повторяемость как по одному тестеру, так и между тестерами.
  2. Позиция креплений «из-под балансира» для данного класса лыж (all-mountain carving skis) является предпочтительной. Имеется оговорка: для коротких слаломных лыж должно быть проведено отдельное исследование.

Несмотря на положительные результаты различных тестов использование балансира так и не получило широкого распространения. На сегодняшний день лишь единицы сервисных центров имеют в своём распоряжении балансиры и навыки балансирования. Возможно, как признаются сами адепты балансира, потому, что результаты балансирования схожи с методом BoF/CRS. Как говорит Louis Rosenfeld, владелец Lou’s Skiing Performance Centre в Калгари, приверженец балансира и участник тестов Нордики, сам он не использует балансир для любительских лыж – времени много уходит. Обходится BoF/CRS. А балансир – это для продвинутых из «vodokachka team».

Вот, собственно, и всё, что удалось найти по установке креплений. Ещё раз подчеркну, что всё это рассматривается буржуазией в комплексе «бутфиттинг – балансирование – выравнивание». По ссылке можно посмотреть небольшие анимации по смыслу проводимых процедур. Там же есть пара картинок, которые я перетащил сюда, и которые хорошо иллюстрируют, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в смысле балансирования/выравнивания. А уж какая где.

Что же, если захотеть как-то подытожить всё вышеизложенное, то можно сказать следующее: процесс поиска «sweet spot» для установки креплений пока не завершен. Все те точки, которые тут упоминались, получены опытным путем и не отражают технических особенностей конкретной лыжи. Ни её формы, ни, скажем, жесткостных характеристик. А должны ли отражать? Наверное, должны.

С другой стороны, молчаливо предполагается, что качество балансирования равнозначно качеству управления лыжами в повороте. Что и подтверждается тестами. Но, возможно, для поворота существует свой (или своя?) «sweet spot», отличный от «балансированного» и существенно зависящий от характера поворота? Скажем, свой для слалома, свой для гиганта и т.д. Здесь, я думаю, огромный опыт накоплен при подготовке лыж для спортсменов национальных сборных, но почему-то никто не спешит его обнародовать.

[1] http://www.lous.ca/Tech%20Articles/BindPosArticle09.pdf
[2] http://www.realskiers.com/ski-bindings.htm
[3] http://www.lous.ca/Tech%20Articles%20copy/Bindingposition_indepth.pdf
[4] http://www.hiihtoliitto.fi/@Bin/5120/Binding%2Bposition%2BBenno.pdf
[5] http://www.epicski.com/a/ski-binding-placement-fore-aft
[6]http://www.epicski.com/t/97891/bof-mounting-point-method-for-the-21st-century#post_1271013
[7] http://www.lous.ca/Tech%20Articles%20copy/nordicareport.pdf
http://www.jonsskituning.co.uk/component/option,com_frontpage/Itemid,1/
http://www.realskiers.com/ski-bindings.htm
http://www.epicski.com/t/103173/whats-the-trend-for-binding-position-on-skis
http://www.lous.ca/Tech%20Articles%20copy/BootCampPt2.pdf
http://www.lous.ca/Tech%20Articles%20copy/ResearchRaceBoots.pdf

Другие статьи автора на сайте
Про отдачу

Найди свой спорт

Первая компания, предоставившая крепления, которые могли автоматически освобождать ботинок — Marker. Это открыло новые возможности для горнолыжного спорта. С тех пор технология развивалась. Сейчас такие крепления спасают лыжников от получения серьезных травм.

Как выбирать оборудование

При покупке стоит учитывать следующие пункты:

  • производитель — sigma, elan, rossignol, tyrolia, атомик;
  • вид;
  • стиль катания.

Регулировка горнолыжных креплений. Стандарт ISO 11088

Регулировка не будет нужна слишком часто. Но лучше знать, как она выполняется.

Регулировка креплений горных лыж зависит от физических параметров: роста, веса, длины подошвы ботинка. Для удобства был разработан стандарт ISO 11088.

Таблица

Если рост и вес не сошлись, нужно выбрать верхнюю строчку. Затем найти свою длину подошвы и посмотреть значение.

Уровни катания

Но получившееся значение — еще не конечный результат. Крепления регулируются и по уровню катания. Всего их 3:

  • 1-й уровень — катание на маленьких скоростях по пологим склонам;
  • 2-й уровень — катание на различных скоростях по различным склонам;
  • 3-й уровень — спортивный или профессиональный.

Регулировка происходит по следующей схеме. Лыжники 1-го уровня выбирают число, которое получилось сразу. Лыжники 2-го уровня спускаются на строчку вниз от получившегося значения. Лыжники 3-го уровня спускаются на 2 строчки. Еще одна условность есть для людей старше пятидесяти лет. Им наоборот нужно подняться на строчку вверх.

Виды креплений

Чаще всего используются 2 вида — NNN и SNS. В конструкции предусмотрены специальные полосы, а на подошве ботинка — желоба. В первом случае полос две, во втором — одна. Например, для системы NNN подойдут ботинки Spain Energy 258/2. Другое различие — по жесткости.

Недавно появившийся вид — NIS или, проще говоря, нордик. Это усовершенствованный вариант системы NNN. Дает возможность продольного сдвига креплений. Пример модели — Rottefella Tourining NIS.

Интересный момент! Для многих перевозка лыж — большая проблема. Некоторые модели креплений позволяют перевозить лыжи на багажнике машины на крыше. Например, модель Ski lock.

Основные нюансы настройки горнолыжных креплений

Головка и пятка конструкции должны не только крепко держать ботинок. Они должны освободить ботинки от лыж при падении. Чтобы это прошло без серьезных последствий, необходима правильная настройка горнолыжных креплений.

Сила срабатывания

Правильные параметры настройки можно определить не только по таблице. Есть еще один способ — деление своего веса на 10. Если у лыжника 1-й уровень катания, нужно уменьшить получившееся число на 30%. Профессионалы это показатель увеличивают.

Размер ботинка

Настроить конструкцию под размер ботинка еще проще. Для этого устанавливается ботинок, его носок должен быть плотно прижат к головке, а пятка передвигается по рельсам к задней его части. Если все сделано правильно, ботинок войдет с небольшим усилием, пятка при этом немного отойдет назад.

Важно! Во время установки ботинок должен быть чистым и сухим. На нем не должно быть воды, снега, а главное — песка.

Инструменты для установки креплений

Существуют 2 вида установки:

  • путем сверления;
  • путем использования встроенных деталей.

Для установки крепежей 1-м способом потребуется опыт, знания, наличие инструмента для монтажа. Новичку будет трудно это сделать. Но он легко справится с установкой 2-м способом, поскольку регулировка и монтаж уже максимально упрощены.

Для регулирования креплений понадобится только отвертка. Чтобы установить необходимое значение, нужно подкрутить винты. Они находятся на головке и пятке. Подкручивая винты, нужно выставить их шкалах креплений.

Можно слегка недотянуть винт, но перетягивать не стоит.

Бывает и такое, что лыжи отстегиваются во время простого катания. В таком случае нужно повышать усилие по 0,25, пока не будет достигнуто нужное значение.

К чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания крепления

Если ноги лыжника не отсоединятся от лыж при падении, он может получить травму. Поэтому срабатыванию креплений уделяется большое внимание. Но иногда срабатывание происходит в неподходящий момент. Когда лыжник наезжает на препятствие, возникает натяжение креплений. Иногда проблемы возникают во время карвинга. В этот момент может произойти отстегивание лыж. Это очень опасно и чревато получением травмы. Как раз для того, чтобы этого не случилось, нужно правильно настраивать конструкцию.

Настройка горнолыжных креплений

Здесь необходимо учитывать следующие моменты:

  1. При сильной настройке увеличивается риск получения травмы.
  2. Длина ботинок одного размера может различаться. Поэтому, если лыжник решил поменять ботинки, установленные настройки могут не подойти.
  3. При слабой настройке лыжи будут постоянно соскакивать.

Соблюдение этих пунктов поможет не только получить удовольствие от катания, но и избежать травм.

Рейтинг лучших креплений для лыж

Для беговых лыж:

  • Salomon Prolink Carbon SK2;
  • Fischer RC4 Worldcup SC Pro;
  • Rottefella Xcelerator Pro Classic bulk.
  • Саломон Guardian MNC 16L;
  • Head XC 10;
  • Look HM 10 Demo D105;
  • Marker Motion IPT Recing;
  • ESP 10.0 Track PM;
  • Atomic device 259.
  • Фишер XC Junior;
  • Elan EL 4.5 AC.

Для охотничьих лыж:

  • Finngrip Easy

Не только экипировка спасает от травм, но и правильная настройка инвентаря. Не стоит рисковать своим здоровьем. Лучше лишний раз проверить правильность настроенных креплений.

Как настроить крепление лыж, важные правила регулировки

Скорость передвижения и безопасность на горном склоне обеспечивается с помощью правильной настройки креплений горных лыж.

Этот элемент представляет собой привод, находящийся между ногой и изделием.

СОДЕРЖАНИЕ (нажмите на кнопку справа):

Виды горнолыжных креплений

Деталь разделяется на пластину и 2 части:

  • передняя область предназначена для отделения ботинка в боковом направлении;
  • с помощью задней части проводят отсоединение вверх;
  • пластина над передней областью ботинка обеспечивает низкий уровень трения.

Охват проводят по стандартным размерам, что дает возможность использовать обувь любой марки.

Крепеж может быть:

  • с полуавтоматической или автоматической застежкой;
  • с ручным элементом.

Общие правила регулировки

До выхода на лыжню необходимо настроить крепления.

Для этого нужно учитывать следующие моменты:

Крепления необходимо настроить полностью под себя.

  1. Шкала настройки присутствует в передней части ботинка. Каждая отметка соответствует весу лыжника. Показатель уменьшен в 10 раз, т.е. если вес человека составляет 50 кг, то выбирают значение 5.
  2. В торцевой области присутствует винт, которым изменяют показатели шкалы. Для его поворота придется приложить усилия.
  3. Задняя часть шкалы на креплении находится под прижимным механизмом. Деталь регулируется винтом.

Необходимые инструменты

Чтобы правильно настроить лыжные крепежи, необходимы следующие инструменты:

  • сверло;
  • отвертки;
  • рулетка для измерений;
  • спортинвентарь, ботинки и крепления;
  • шурупы;
  • шуруповерт.

Вам пригодится набор отвёрток.

Комплект инструмента зависит от метода установки: со встроенной платформой или со сверлением.

Настройка усилий горнолыжных креплений

При регулировке креплений учитывают следующие моменты:

  • манеру катания и опыт человека;
  • настройку по весу лыжника.

Настройка проводится так, чтобы во время катания устройство не открепилось. Сначала определяется значение, при котором сработает деталь.

Для этого вес делят на 10. Если человек катается на лыжах не так давно, то от полученной цифры стоит отнять 1,5, а 2 единицы отнимают при небольшом росте.

Максимальный показатель высчитывают по формуле: вес лыжника делят на 10. Погрешность при этом составляет 1-2 пункта.

Показатель усилия нужно подбирать по уровню и возрасту лыжника.

Затем определяют вариант регулировки. Пятка крепления и передняя головка двигаются и блокируются по отдельности либо имеют совместный механизм, который позволяет настроить части одновременно.

Когда настройка проводится в центре площадки, сдвигают блокировку, поднимая фиксатор, сдвигая пятку или переднюю головку в необходимое положение. В некоторых ситуациях откручивают винт, но это требуется редко.

После проведенных действий осуществляют проверку попадания в размер. Для этого нужно вставить носок ботинка в элементы передней головки и проверить плотность прилегания подошвы ботинка к открытой пятке крепления.

Задняя часть ботинка не должна входить туда свободно или протискиваться внутрь с трудом. Оптимальным вариантом является плотное вхождение и отодвигание пятки на 1-2 мм.

Подгонка под размер ботинка

Настройка изделия под размер ботинка проводится просто. Ботинок устанавливают так, чтобы его носок плотно прилегал к головке, а пятка передвигалась по рельсам к его задней области. При правильно выполненных действиях ботинок будет входить с небольшим усилием, а пятка отходить назад.

Отличается ли регулировка креплений от разных фирм

Изначально установку и настройку горнолыжных крепежей проводят в сервисном центре, используя винты-регуляторы.

Пользователю установят нужное усилие срабатывания и подгонят элементы под длину подошв ботинок, а также отрегулируют смещение крепежной детали при необходимости относительно центральной точки лыжи Marker.

При смещении назад лыжи прибавляют немного в скорости, а при отведении вперед незначительно увеличивается маневренность изделия.

В большинстве случаев горные лыжи продаются сразу с крепежными элементами. У некоторых вариантов изделий на лыже есть платформа, которая позволяет крепить модели лишь установленного типа.

Если такая площадка отсутствует, используют любые крепления, фиксирующиеся с помощью шурупов.

Регулировка горнолыжных креплений без таблиц

Все люди разные. И катаются на разных горных лыжах и ботинках. Тем не менее, усилие срабатывания креплений рекомендуют выставлять по таблицам, в которые входит вес как основной параметр и поправки. Наверное средняя температура по больнице несет в себе примерно столько же правильной информации. Но так было не всегда Раньше, лучше даже сказать очень давно, усилия срабатываний креплений регулировали под индивидуальные особенности лыжника. Странно, что теперь это потерялось, сделал поиск, везде одна и та же общая таблица. Поэтому, на всякий случай напишу как действительно нужно регулировать крепления.

Предупреждение: рекомендации применять под свою ответственность!

Начал опять думать о регулировке креплений и вообще об устройстве креплений после того как полгода назад получил травму колена (подробнее здесь: Травма колена. Ко врачу или самолечение?). Оба раза («пред-травма» и травма) сработал задник крепления, но вопрос: «А не слишком ли поздно?» остался. Честно говоря, не знаю. По-хорошему, после «пред-травмы» нужно было перерегулировать усилие срабатывания под ослабленное колено. Но опасался ложного срабатывания, поскольку просто падение с ослабленным коленом тоже могло привести к травме.

Чем плохо выставлять усилия срабатывания по таблицам? Тем, что усилия срабатывания получаются заниженные. Пока лыжник едет медленно это не важно. Но в горных лыжах очень легко разогнаться. Лыжи для этого и предназначены 🙂 Ложное срабатывание (отщёлкивание креплений «на ровном месте») довольно опасно, в первую очередь из-за неожиданности. Представим, что велосипедист едет с горки и набрал скорость 40 км/ч. И вдруг у него исчезает переднее колесо, или руль, из-за того, что велосипед наехал на микроскопический камушек. Если опять-таки мысленно перенести последствия такого падения в горные лыжи, то при желании (а точнее — юридически) можно утверждать, что крепления ни при чем, поскольку травмы в других местах 🙁

На чем основана методика без (до) таблиц? Конечно, утверждать, что таблиц никогда не было не берусь, как впрочем и все остальное здесь. Насколько читал в доинтернетную+ эпоху, горнолыжные крепления повторяют свойства скелета-связок кратковременно держать довольно большие усилия. Такие импульсные усилия не приводят к открытию креплений (по разному у разных производителей). Более того, величина таких усилий-импульсов не известна. А срабатывание креплений выставляется по медленному, тянущему усилию, которое конкретный лыжник может приложить в направлениях срабатывания.

Перехожу к конкретике.

Прижим

Прижим (тонкая подгонка под размер ботинка) обычно выставляют один раз при установке креплений, поэтому в регулировку креплений как бы и не входит. И вообще про прижим часто забывают. Прижим регулируется отдельным винтом или рычажком, причем шкалы обычно нет, а есть риска или некое правило по тому, как головка винта должна торчать при встёгнутом ботинке. Это очень важная регулировка, обязательно нужно найти в инструкции какой индикатор показывает правильный прижим. Прижим определяет преднатяг пружин, то есть приведение крепления в рабочее состояние. Косвенный признак правильного прижима — перед защелкиванием пятка ботинка касается нижней точки заднего крепления «внатяг», то есть почти отодвигает крепление назад. В моем случае при использовании креплений Tyrolia (на которых написано Fischer), положение не попадает в середину рекомендованной шкалы, причем как-то «совсем». Получается, что либо встёгиваться тяжело (прижим слишком сильный), либо как-то легковато. Заметил, что последующие регулировки открытия (как ни странно) зависят от прижима. Если прижим сильнее, крепление открыть сложнее на том же делении.

Усилие открытия передней части креплений

Нужно надеть горнолыжный ботинок и затянуть его «по-боевому». Выставить усилие срабатывания заведомо меньше предполагаемого. Положить лыжу на пол, встегнуться. Попросить партнера встать на лыжу перед креплением. Затем проворачиванием носка ботинка «внутрь», подошва строго параллельна полу (то есть, не кантовать лыжу), нужно плавно открыть крепление. Это как бы тренировка движения открытия. Без рывков. Поворот ноги внутрь. Можно и наружу, но внутрь мне проще. Потом нужно увеличивать усилие открытия (по шкале). Остановиться можно, когда открываешь крепления, но «едва-едва». Я останавливаюсь, когда могу только приоткрыть крепление, то есть когда губка крепления смещается наполовину. Увлекаться процессом не нужно, поскольку сильно напрягаются связки, у меня обычно болят еще день.

Понятно, что установленное таким образом усилие срабатывания передней головки не позволит повредить связки на горке. Хотя, конечно, может «дернуть». Цифры в моем случае получаются «плюс 3-4» к таблице.

Подчеркну, что при таком способе тестируется система: связки-ботинок-крепления. Например, ботинок. В более жестком ботинке можешь открыть крепления на большем делении. Понятно, что есть зависимость и от размера ботинка по правилу рычага. Или связки, они могут быть в разном состоянии. В общем, ничего среднего по миру, как это можно подумать, глядя в таблицу: ) . И конечно, никакой зависимости от класса катания 🙂

В принципе, на этом можно остановиться, поскольку крепления спроектированы так, чтобы цифры на носке и пятке совпадали. Но правильнее отрегулировать и задник, хотя это физически сложнее.

Регулировка открытия задника

Теперь партнер встает на лыжу сзади от креплений. Затем нужно подавать колено и(или) ногу вперед, пока крепление не отщёлкнется. Партнера нужно обязательно предупредить, что перед его лицом на высокой скорости пролетит пятка ботинка 🙂 Аналогично предыдущему разделу, нужно найти усилие, когда либо можешь едва-едва открыть, либо приоткрыть. В моем случае получается на единичку (по шкале) меньше, чем на передней части. Так и оставляю, но обычно спустя некоторое время на горке подкручиваю на единичку «вверх». Дело в том, что крепления очень не любят удар снизу под пятку. На трассе это частая ситуация в гиганте на изрытой трассе точно между вешками. Вылетаешь из канавки, и если предыдущие коллеги нарыли ее слегка не под твой стиль, то получаешь тот самый удар. Пятка креплений открывается мгновенно. Бороться с этим никак нельзя, на кубке мира несколько раз за сезон можно наблюдать такую же картину. Но я при таком случае перед следующим спуском прибавляю единичку на шкале задника. Может и не помочь. Тогда больше не прибавляю, а просто перестаю ходить по этой трассе. А прибавленная «единичка» остается 🙂

Вообще, прибавить единичку на шкале к полученным выше цифрам можно, травмы не будет (тьфу-тьфу-тьфу), но связки могут поболеть день. У меня иногда после выхода из задника остается растяжение в голеностопе, которое кататься не мешает, поскольку при катании нагрузка в противоположную сторону.

Периодический контроль регулировки

Наверное самое простое с периодичностью регулировки у детей. Когда ставил ребенка на лыжи, то приведенным выше способом проверял крепления довольно часто. У ребенка быстро менялся организм, становился крепче и крепче 🙂

Знакомым и родственникам регулировал по одному разу, когда ставил на лыжи. А себе при смене ботинок или креплений. И вообще привык к некоторой цифре, полагая, что шкала примерно одинаковая на разных креплениях. В общем, отталкивался от привычной цифры, причем много лет. Почему? Потому что регулировка креплений приведенным выше способом довольно болезненна и вообще неуместна в доме. Одно дело на горке ботинок надеть, совсем другое — в доме, все как-то некстати 🙂

Пару лет назад двое знакомых, катающихся ГОРАЗДО лучше меня поломали ноги (у верха ботинка), на примерно таких же как у меня делениях на креплениях. После этого сразу убавил 1.5-2 деления, а потом при случае отрегулировал и выяснил, что да, теперь это «мои» деления. Возраст! Так что рекомендую (в первую очередь самому себе) производить регулировку хотя бы раз в сезон, перед началом.

От чего могут предохранить крепления?

Крепления могут предохранить только от тех нагрузок, которым мы подвергали ноги при регулировке усилия открытия. То есть, передняя головка открывается вбок при боковом ударе о носок лыжи, а задник открывается вверх при столкновении носка лыжи с препятствием. И всё. Когда лыжник едет как обычно, и лыжа встречает препятствие, то возможны варианты. Если есть боковая составляющая, то носок лыжи выворачивается в сторону и срабатывает передняя часть креплений. А если лыжник летит носом вперед, срабатывает задник.

Но если представить ту же ситуацию, только лыжник едет задом наперед, то не сработает ни передняя часть, ни задняя. Или если лыжник падает назад. Или если лыжник приземляется на пятки лыж. Или наехал на препятствие боком, ботинком, но не носком, а, например серединой. Крепления не сработают. То есть, если лыжник летит кувырком, то потом сработают, но на первый удар — нет.

Конечно были и продолжаются попытки изменить конструкцию креплений, чтобы передняя головка хотя бы приоткрывалась вверх, а задняя давала возможность пятке хоть чуть-чуть сдвинуться вбок. Есть и крепления с дополнительным регулируемым открытием пятки вбок. Насколько это портит основное свойство креплений — «прикреплять» ботинок к лыже сказать сложно, но в целом можно постулировать, что нововведения либо не прижились, либо не имеют значимого распространения. В общем, конструкция горнолыжных креплений не изменялась несколько десятков лет, поэтому только и остается, что правильно их регулировать 🙂

Добавлено в начале сезона 2020-21

Из-за травмы колена конечно провел регулировку усилий срабатывания креплений перед сезоном. Оказалось, что ноги настолько ослабли за 11 месяцев после травмы, что срабатывание пришлось передвинуть на «минус 2-3», если по таблице! Причем и на здоровой ноге тоже! Пришлось даже перейти на другие крепления, точнее на такие же, но с другой шкалой, на меньшие усилия срабатываний.

Вадим Никитин

Регулировка лыжных креплений

Крепежи для горнолыжного спортивного инвентаря исполняют две функции: передача усилий на инвентарь и открепление от полозьев в случае угрозы возникновения травмы. Представляют собой привод, который является промежуточным звеном между ногой и лыжами. От их качества зависит факторы, обеспечивающие как безопасность, так и скорость передвижения. Правильная регулировка креплений горных лыж гарантирует выполнение поставленных задач.

Какими бывают горнолыжные крепления

Крепежи устанавливаются на лыжи или платформы. Часто они изготавливаются производителями вместе с креплениями и имеют отверстия для их установки. Приобретать все комплектующие нужно у одного производителя. В противном случае придётся подгонять детали.

Деталь имеет две части и пластину:

  • пластина под передней частью ботинка. Она обеспечивает низкую степень трения;
  • задача передней части — отделять ботинок в боковом направлении;
  • в задней части происходит отсоединение по направлению вверх.

Охваты выполняются по стандартным размерам. Это позволяет использовать обувь любой компании. Не нужно подбирать её специально.

По своей конструкции крепежи подразделяют:

  • с ручной застёжкой;
  • с полуавтоматической или автоматической застёжкой.

Каждый вид имеет недостатки. В первом случае — высокая стоимость моделей, а во втором — вероятность быстрой поломки, если в застёжку попадает и замерзает вода. Часто заклинивает, если нет опоры на твёрдую поверхность.

Правила настройки крепления

Прежде чем выйти на лыжню производится настройка креплений горных лыж. Для этого нужно знать пару нюансов.

На передней части крепежа расположена шкала, с помощью которой выполняется настройка. Каждая отметка на ней означает вес лыжника, уменьшенная в 10 раз. К примеру, «5» означает, что вес составляет 50 кг. Суть заключается в том, что при усилии в 50 кг лыжа самостоятельно открепиться от ботинка.

В торцовой части передней части расположен винт. С его помощью производится изменения показателей шкалы. Обычно он поворачивается туго, поэтому придётся приложить усилие.

На задней части крепления шкала спрятана под прижимным механизмом. Принцип настройки аналогичный переднему охвату. Регулируется с помощью винта.

Настройка горнолыжного крепления по весу может выполняться как вручную, так и автоматически.

Опытные любители катания на горных лыжах рекомендуют приобретать крепления ручной настройки.

Инструменты для регулировки креплений

Для настройки лыжных крепежей понадобятся инструменты:

  • непосредственно спортинвентарь, крепежи для него, ботинки;
  • измерительная рулетка;
  • отвёртка;
  • шуруповёрт;
  • сверла;
  • шурупы.

Набор инструмента зависит от способа установки:

  • со сверлением;
  • за счёт встроенных платформ.

Регулировка усилий горнолыжных креплений

Регулировка креплений выполняется с учётом нескольких факторов:

  • учёт опыта и манеры катания лыжника;
  • настройка горнолыжного крепления по весу пользователя.

Регулирование производится так, чтобы при интенсивном катании устройство не откреплялось.

  1. Определяется показатель, при котором будет срабатывать устройство. Для этого вес опытного лыжника делят на 10. Для тех, кто катается на лыжах недавно, от полученного показателя отнимают пару единиц.
  2. Максимальное значение регулировочных показателей определяется по формуле: вес пользователя делится на 10. Погрешность составляет 1 — 2 пункта в любую сторону.
  3. Часто показатель усилия представляется в килограммах, а не в единицах. При таком варианте от веса лыжника отнимают в пределах 30 — 40 кг.
  4. Помочь правильно установить показатель усилия можно с помощью специальной таблицы. Она входит в комплектацию при покупке крепёжной системы.

При отсутствии опыта настройки возникают проблемы. В этом случае гарантировать высокое качество сможет специалист.

С использованием встроенных рельсов и платформ

Процесс настройки проходит проще в спортинвентаре с использованием рельсов или платформ. К достоинствам такого варианта относят:

  • сборка снаряжения своими руками;
  • из инструментов понадобится одна отвертка;
  • позволяет осуществлять настройку под ботинок любого размера. Не имеет значение и производитель;
  • есть возможность перемещать центр лыжных ботинок.

Наряду с достоинствами отмечают и недостатки:

  • ассортимент креплений такого типа ограничен;
  • через некоторое время устройство смещается и образовывается зазор. В этом случае управление лыжами усложняется. Удовольствие получить от такого катания невозможно;
  • вес лыж существенно увеличивается, что мешает выполнению некоторых серьезных элементов, выполняемых лыжниками с опытом.

После самостоятельной установки крепежей обязательно выполняется их регулировка. Часто инвентарь покупается с уже установленными креплениями. В этих случаях отрегулировать их может продавец-консультант в магазине. Некоторые компании требуют производить настройку специалистами. При самостоятельной попытке гарантия аннулируется.

Рекомендации при самостоятельной настройке и регулировке:

  • регулировку выполняют аккуратно, не превышая установленные параметры;
  • при уменьшении степени усилия невозможно будет получить удовольствия от катания. Крепления будут отскакивать от каждой незначительной нагрузке. Это привносит массу проблем.
  • Учитывают и модель ботинок. Тип подошвы отличается от стандартной. Степень скольжения лыж будет различна.

Горные лыжи — страсть, которая покорила не одного человека. Это и профессионалы, и любители лыжного спорта. Полное наслаждение от него обеспечит качественное снаряжение. Приобретать его нужно только в специализированных магазинах.

Установка и настройка горнолыжных креплений: важные правила

Установку и настройку креплений на горных лыжах часто выполняют специалисты, которые знают, как сделать это правильно. Но, при желании, можно провести подготовку самостоятельно. Для этого необходимо подойти к процессу с полной ответственностью, не нарушая правил безопасности.

  1. Инструменты для установки креплений
  2. Этапы и виды установки
  3. С использованием сверлений
  4. Использование уже встроенных специальных рельсов или платформ
  5. Правила настройки крепления

Инструменты для установки креплений

Для самостоятельной установки креплений необходима предварительная подготовка. Нужно:

1. Учитывать параметры лыжника, под которого надо подготовить инвентарь;

2. Запастись необходимым инструментом:

  • сами лыжи, крепления для них, а также обувь для катания;
  • рулетка;
  • отвертка;
  • шуруповерт;
  • карандаш либо маркер;
  • сверло;
  • шурупы.

Этапы и виды установки

Крепления являются рычагом, посредством которого нога передает команду лыже. Вторая их функция — это обеспечение безопасности для ног. В ситуациях, когда велика вероятность получить травму, крепления освобождают ногу от лыжи.

  • По своему устройству крепежи представляют собой переднюю головку и заднюю пятку. Каждая из этих частей позволяет отрегулировать усилия срабатывания;
  • Под усилием срабатывания следует понимать показатель максимальной нагрузки. Как только она достигнута, крепеж срабатывает и открывается, освободив ногу. Выставить данный показатель помогает шкала на креплениях;
  • Чем выше деление шкалы, тем большая нагрузка требуется для срабатывания;
  • Наличие тормозов на креплениях не позволяет лыжам укатиться далеко, если они отстегнулись;
  • Часто производители продают лыжи с рельсами на них. Это позволяет перемещать оба элемента крепежа и регулировать их.

Можно выделить два вида установки крепежей:

  1. С использованием сверлений;
  2. С использованием уже встроенных специальных рельсов или платформ.

Поговорим про каждый способ подробнее.

С использованием сверлений

Установка креплений с использованием сверлений — это когда крепления монтируют на шурупы. Плюсы данного вида заключаются в:

  • Возможности выбрать любой инвентарь по своему вкусу;
  • Установке без зазоров и люфта. Управление лыжами, благодаря этому, максимально точное.

Минусы этого вида установки:

  • Наличие инструмента для монтажа;
  • Опыт и навыки в данном виде работ;
  • Невозможность использовать лыжи, если разница в длине ботинка превышает 2 см.

Сам процесс установки состоит из нескольких этапов:

  • Первым шагом является определение центра тяжести лыжи. Можно для этого установить ее на небольшую возвышенность и найти точку, в которой она балансирует. Пометить это место маркером;
  • Все механизмы при продаже сопровождаются инструкцией. Если ее нет, то следует учесть, что для классических лыж верхняя точка стопы должна находиться на найденной ранее отметке. Если лыжи коньковые, то на 8–15 мм ближе к носу;
  • Расположение пальца (верхней точки) находится в месте, где крепится шарнир;
  • Затем крепеж смещается так, чтобы он находился на продольной оси симметрии лыжи;
  • Теперь можно присверлить переднюю часть крепежа на центральный шуруп. Если есть направляющие, то центровать необходимо вместе с ними.

Если нет, то после этого в установленный элемент вставляется ботинок и также устанавливается по центру. Это поможет определить правильное положение пятки. Теперь ботинок можно убрать и сделать необходимые отверстия для остальных крепежей;

  • Когда используется жесткое крепление, то пятка ботинка должна накрывать подпятник на 10–15 мм. Для системных креплений (с направляющими) необходима такая установка, при которой ботинок полностью находится на направляющей.

Использование уже встроенных специальных рельсов или платформ

Установка креплений с помощью встроенных рельсов или платформ значительно упрощает весь процесс и обладает следующими преимуществами:

  • Максимально простой монтаж и регулировка креплений горных лыж, не прибегая к помощи специалистов и не используя инструмент;
  • Возможность самостоятельной регулировки креплений горных лыж под ботинок другого размера или производителя;
  • Возможность сместить центр ботинка.

К минусам можно отнести:

  • Выбор крепления ограничен (поскольку это уже интегрировано);
  • Все подобные крепления дают со временем небольшой зазор, что отражается на точности управления лыжами;
  • Увеличение веса спортивного снаряда в целом. Это помеха в выполнении некоторых элементов, особенно для опытных лыжников.

Лучшие очки для горных лыж: рейтинг топ-10

Правила настройки крепления

После монтажа крепежей они нуждаются в регулировке. Делается это для комфорта и безопасности. Грамотно выполненная регулировка креплений горных лыж позволяет:

  • Учесть параметры лыжника: вес, размер ноги;
  • Уверенно держаться и маневрировать во время катания;
  • Учитывать нагрузку, которая ложится на ноги, и обеспечить их безопасность.

Если лыжи куплены с установленными на них креплениями, то регулировку часто производит сам продавец. Некоторые производители не допускают самостоятельной регулировки. Это является обязательным условием для действия гарантии на их продукцию.

Под регулировкой следует понимать правильное расположение передней головки и задней пятки для лыжника. При этом важно учитывать:

  • Опыт и навыки ездока, а также его физическое состояние;
  • Манера езды (спокойная либо агрессивная);
  • Состояние и сложность лыжной трассы.

Параметры лыжника и соответствующее усилие срабатывания по шкале на креплениях:

Вес/кг Рост/ см Размер подошвы ботинка/ мм
255 и менее 250-270 271-290 291-310 311-330 331 и более
10-13 0,75 0,75
14-17 1 1 0,75
18-21 1,5 1,25 1
22-25 1,75 1,5 1,5 1,25
26-30 2,25 2 1,75 1,5 1,5
31-35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
36-41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
42-48 148 и менее 3,5 3 3 2,75 2,5
49-57 149-157 4,5 4 3,5 3,5 3
58-66 158-166 5,5 5 4,5 4 3,5
67-78 167-178 6,5 6 5,5 5 4,5
79-94 179-194 7,5 7 6,5 6 5,5
95 и более 195 и более 8,5 8 7 6,5
10 9,5 8,5 8
11,5 11 10 9,5

В данной таблице необходимо найти свои показатели. Когда они в разных строках, необходимо выбрать ту, что расположена выше.

Затем определяется нужная колонка по соответствующей длине подошвы. Ячейка на стыке определит подходящий показатель усилия срабатывания. Такой способ подойдет для новичков либо для лыжников с осторожным стилем езды.

  • Если лыжник уверенно себя чувствует и обладает определенными навыками, то следует использовать показатель из строки ниже.
  • В случае, когда практикуется агрессивная езда по сложным трассам, правильным будет показатель на 2 строки ниже.

Рекомендации

При работе с креплениями следует учитывать некоторые моменты:

  • Не стоит делать настройку креплений слишком сильно. Это увеличивает вероятность получения травмы;
  • Слишком слабая настройка также не позволит насладиться ездой. Лыжи будут соскакивать при любом, даже безобидном, падении. Это неудобно даже для новичка, тем более для профессионала;
  • Следует учитывать, что длина подошвы ботинка может отличаться в зависимости от производителя. Это означает, что лыжники с одинаковым размером ноги не обязательно могут использовать одни и те же лыжи с отрегулированным креплением.

Предлагаем вам также посмотреть видео о том как ставить крепления на горные лыжи в домашних условиях без применения специального инструмента и приспособлений:

Статьи

Как настроить крепления Marker

Регулировка лыжных креплений не сложна, но для обеспечения безопасности необходимо провести её должным образом. Вам необходимо знать всего несколько важных аспектов, и уже вскоре вы сможете меняться лыжами с вашими друзьями прямо на склоне всего за пару минут. Существует различие между регулировкой и повторной установкой креплений; разница в том, что при повторной установке крепления необходимо снять и заново установить. В то время как регулировка означает подгон пятки крепления, или пятки и носа крепления, если это крепления на платформе (интегрированная система креплений).

В данной статье мы расскажем как регулировать и настраивать усилие для креплений Marker.
Очевидно, что крепления должны быть отрегулированы так, чтобы вы смогли вщелкнуть ваш ботинок, но также необходимо настроить преднатяг должным образом для корректной работы креплений. Ниже приведено фото ботинка Эрика, вставленного в крепления Marker Griffon с верно установленным преднатягом.


Индикатор преднатяга, находящийся сзади у большинства креплений Marker (Squire, Griffon, Jester, Jester Pro, Comp 16 и т.д.), – это серебряный винт на задней стороне корпуса задней части креплений. На фото выше вы можете увидеть винт на одном уровне с корпусом крепления при вставленном ботинке, означающий, что преднатяг настроено корректно. Если он не затянут – задняя часть находится слишком далеко – тогда винт будет торчать, как показано на рисунке ниже, что означает, что преднатяг слишком низкий.

Для того, чтобы верно установить преднатяг возьмите отвертку и поверните винт по часовой стрелке (плотно вправо) до тех пор, пока винт не будет находиться на одном уровне с креплением. Не следует его затягивать слишком сильно, иначе это будет выглядеть, как на рисунке ниже.

На рисунке выше, индикатор , больше известный как серебряный винт, находится внутри черного корпуса крепления, означающий, что преднатяг слишком велик. Возьмите отвертку и расслабьте винт, чтобы обезопасить себя. Выньте и вставьте заново ботинок, если винт находится на одном уровне с корпусом крепления, значит преднатяг установлено верно.
Если вы не можете корректно выставить преднатяг, скорее всего это означает, что крепления необходимо установить заново, пусть за это сделает специалист в местном магазине. Установка креплений – это более сложный процесс, и ОЧЕНЬ важно, чтобы он был выполнен правильно.
Ну что ж, мы верно установили преднатяг. Теперь пришло время перейти к DIN.

На рисунках выше показана пятка креплений Marker Griffon. Рисунок слева отображает визуальный индикатор, показывающий текущее значение DIN. Эрик установил его на 8. Для того, чтобы поднять или опустить значение DIN, возьмите отвертку, которую вы использовали для установки преднатяга, и установите необходимое значение DIN.
Знаю, вы, должно быть, задаетесь вопросом “Как узнать свое значение DIN?”. Если вы задали себе такой вопрос – берите лыжи и несите их в магазин, чтобы специализированный мастер за вас настроил значение DIN. Если же вы знаете ваше значение DIN для определенных креплений (все зависит от фирмы креплений), то вам будет проще в будущем выставлять это значение.

Одна вещь, которой мне хотелось бы уделить особое внимание – это умение установить корректно преднатяг . Если ботинки выстегиваются из креплений – значит преднатяг настроен неверно. Вторая возможная причина – это слишком низкое значение DIN.

Читайте также:
Где можно покататься на горных лыжах и сноуборде в Армении?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: