Как устанавливать крепления на горные лыжи

Точки на лыжах

Часть III

Что ж, пока ученые думают, что им делать дальше, остальным нужно как-то устраиваться в плане постановки креплений и продолжать кататься. А то можно и не дождаться научных рекомендаций. Какие же методы определения положения креплений нынче в ходу? Для этого нам придётся познакомиться с термином BoF, поскольку на середину подошвы ботинка все давно и, похоже, основательно забили.

BoF – сокращение от«Ball of the Foot», что переводится словарями на русский язык как «подъем свода стопы». Термин это более медицинский и звучит странновато: по нашим обывательским понятиям подъём – он в другом месте. Но это, скорее всего, оттого, что имеется в виду поперечный свод стопы. А проще говоря, подъем свода стопы – это то место, на котором мы стоим, если слегка оторвем пятки от пола. И где обычно мозолей больше всего. То есть – плюсна. Но плюсна – понятие достаточно широкое, если измерять её в квадратных сантиметрах. А нужно опять поставить на ноге точку, ну, или линию, на которой этот BoF и лежит. Поскольку именно он является сейчас основополагающей точкой (или линией) при размещении креплений.

Находится на ноге он без проблем: босиком приподнимаемся и отрываем пятки от пола, ассистент продвигает сзади под ногой тонкую линейку, пока она не упрется в то, на чем мы стоим. По уровню линейки делаются метки на ноге. Метод небезупречный, но им широко пользуются. Далее измеряем длину стопы и находим расстояние до BoF от пятки, носка или середины стопы, в зависимости от того, что собираемся делать дальше. Поскольку дальше и начинаются проблемы: как теперь эту метку перенести на подошву ботинка. Учитывая, что между ногой и подошвой находится стелька, внутренник, зеппа и сам ботинок, это непростая задача. Тут есть простор для фантазии: одни простукивают через ботинок самое чувствительное место – свод стопы, чтобы определить какое место на стопе соответствует середине подошвы ботинка, другие тщательно промеряют все толщины и зазоры, и далее методом сложения и вычитания определяют, где должна стоять метка BoF на подошве ботинка.

Естественно, я попробовал тут же определить, где у меня на ноге BoF, но несколько разочаровался в методике: неясно – насколько нужно поднимать пятку. Чем выше поднимаешь, тем дальше линейка заходит. Вот интересная анимация, показывающая изменения давления в разных частях стопы при ходьбе (ну и образец работы силовой платформы, которую мы упоминали во второй части). На ней хорошо видно, как после отрыва пятки зона давления на плюсне быстро смещается вперед по мере подъёма пятки. В эту «горку» линейка и упирается, но неясно, какой момент нужно зафиксировать. Так что методика пока недостаточно «стандартизована».

Но, как бы то ни было, считаем, что BoF определен и успешно перенесен на подошву ботинка. Далее остаётся его совместить с опорной точкой на лыже. Естественно, это не метка, проставленная производителем. Пока этих точек три. Сейчас мы их перечислим.

  1. Талия лыжи, т.е. самое узкое место лыжи. Эта точка имеет своих приверженцев, но не имеет большого распространения.
  2. Середина контактной скользящей поверхности лыжи. Обозначается CRS (Center of Running Surface). Соответственно BoF/CRS – обозначение метода установки креплений, когда метка BoF на подошве ботинка располагается непосредственно на метке CRS лыжи. Наиболее распространенный метод установки креплений в сервисных центрах. В [5] для ряда лыж приводится таблица различий в постановке креплений этим методом относительно позиций производителя.

    Положительные значения соответствуют смещению креплений вперед. Имеются недокументированные сведения, что именно этот метод используют тестеры Atomic как отправную точку при тестировании новых моделей.

  3. 3. CoEE (Center of Effective Edge) – середина эффективной длины канта. Это достаточно свежий метод, появление которого связано с новыми моделями фрирайдовых лыж и универсалов, украшенных различными рокерами или ранними загибами. У таких лыж есть проблемы с определением контактной длины скользящей поверхности. Поэтому человек под ником Noodler, претендующий на авторство, предлагает следующую методику[6].

Лыжа свободно ставится на ровную поверхность под углом закантовки 45 градусов. Для этого служат специальные уголки. А 45 градусов – это, по мнению автора, средний угол закантовки промеж любителей (30) и профессионалов (60). Далее находятся контактные точки спереди и сзади, измеряется длина канта между этими меткам и делится пополам. Всё просто, и проблема с контактной длиной решается для любых лыж, если у них, конечно, есть талия. Легко сообразить, что для лыж «стандартной» формы приращение контактной длины будет происходить, в основном, за счет загиба носка, и CoEE будет смещаться вперед относительно CRS. Для твинтипов это приращение будет симметрично происходить в обе стороны, и CoEE будет практически совпадать с CRS. Ну, и как вы уже догадались, этот метод будет именоваться BoF/CoEE или BoF over CoEE. К сожалению, сведений об эффективности этого метода пока найти не удалось.

Если с точками это всё, то не BoF’ом единым. В 1987 году было запатентовано устройство, именуемое «динамический балансир Беллмана» и предназначенное для определения некоторого «сбалансированного» положения ботинка на лыже. Его устройство и функциональность проще всего разглядеть на патентных материалах, поскольку там оно представлено в наиболее простом виде. По сути дела это просто платформа, подвешенная на шарнире. Лыжник вставал вместе с лыжами на платформу так, чтобы фабричная метка на лыже или CRS (патент предусматривает обе возможности) совпадала с осью шарнира. Лыжник, опираясь на палки для равновесия или держась за специальные ручки, начинал приседать и вставать в естественной для себя стойке, как бы он это делал на склоне. Платформа вследствие изменения стойки начинала качаться вверх-вниз. Крепления при этом переодически сдвигались относительно лыж вперед или назад до тех пор, пока платформа не начинала качаться в обе стороны равномерно. Или, по другому источнику, с равными усилиями. Это положение креплений и считалось сбалансированным.

В дальнейшем такая конструкция, естественно, претерпела различные изменения и модификации. От фабричной метки отказались, как и от лыж, заменив их двумя отдельными платформами, добавили им степеней свободы, чтобы контролировать дополнительно изменение кантинга или чего ещё, оснастили датчиками для определения равномерности усилий на платформах. Многие любители изготавливали балансиры самостоятельно из подручных материалов.

Я и то быстро приглядел под это дело ножной привод от швейной машинки, да кто ж мне её даст. Сам принцип балансирования не изменился. Найдя сбалансированную позицию ботинок, измеряют расстояние от оси подвеса балансира до какой-нибудь точки ботинка, которую затем было бы проще позиционировать на лыжах (обычно – пятка ботинка). Затем откладывают это расстояние от метки CRS на лыже и получают метку для установки ботинка. Т.е. как бы подразумевалось, что балансирование производится относительно CRS. Поскольку результаты получались неплохие, то этим методом заинтересовались производители. В 2002 году Nordica организовала сравнительное тестирование с целью определить пользовательскую эффективность балансира [7].

Задачами исследования были:

  1. Определение предпочтений лыжников одной из двух позиций креплений – позиции, получаемой посредством балансира,и позиции определяемой изготовителем лыжи,
  2. Определение повторяемости результатов балансирования.

В тестах на повторяемость принимали участие десять добровольцев, пятеро из них – три женщины и двое мужчин, от экспертов до выше среднего, – тестировали лыжи на снегу. Использовались лыжи Nordica Gel 70s в ростовках 163 и 173 и Blizzard Integrals, 160 cm. Лыжи были оборудованы прокатными креплениями Tyrolia и Rossignol. Каждого из 10 лыжников балансировали шесть раз: три раза один тестер и три раза другой, с перерывами между сеансами.

Результаты балансирования в виде расстояния от пятки ботинка до оси подвеса балансира фиксировались ассистентами.

Лыжники не знали результатов балансирования, а тестеры, выполняющие балансирование, не знали результатов друг друга. Лыжникам было известно только, что у них установлен вариант А или В, без какой-либо конкретики. Лыжники выполняли различные упражнения, в том числе и свободные спуски, чередую варианты установки креплений по замысловатой схеме. Последний в серии спуск выполнялся в том варианте установки креплений, которое лыжник счел для себя более предпочтительным.

Вариант А представлял собой установку креплений по результатам балансирования. Результаты шести замеров для данного лыжника усреднялись, и среднее значение использовалось для установки креплений. Вариант В – установку креплений по фабричной метке.

Ниже представлена сводная таблица результатов балансирования всех 10 участников. В таблице приведены расстояния от оси балансира до пятки ботинка в каждом «подходе», разницы и средние значения.

Для той пятерки, что гоняла на лыжах, средние значения разницы между позицией А и позицией В (в см) приведены в таблице. Все позиции А смещены вперед. Наибольшее значение у женщины, наименьшее у мужчины.

И, наконец, таблица предпочтений, выказанных лыжниками по ходу тестов. Как видно, выбор в пользу балансира присутствует в подавляющем большинстве случаев, а для свободных спусков полностью 100%.

Соответственно и выводы:

  1. Результаты балансирования показали хорошую повторяемость как по одному тестеру, так и между тестерами.
  2. Позиция креплений «из-под балансира» для данного класса лыж (all-mountain carving skis) является предпочтительной. Имеется оговорка: для коротких слаломных лыж должно быть проведено отдельное исследование.

Несмотря на положительные результаты различных тестов использование балансира так и не получило широкого распространения. На сегодняшний день лишь единицы сервисных центров имеют в своём распоряжении балансиры и навыки балансирования. Возможно, как признаются сами адепты балансира, потому, что результаты балансирования схожи с методом BoF/CRS. Как говорит Louis Rosenfeld, владелец Lou’s Skiing Performance Centre в Калгари, приверженец балансира и участник тестов Нордики, сам он не использует балансир для любительских лыж – времени много уходит. Обходится BoF/CRS. А балансир – это для продвинутых из «vodokachka team».

Вот, собственно, и всё, что удалось найти по установке креплений. Ещё раз подчеркну, что всё это рассматривается буржуазией в комплексе «бутфиттинг – балансирование – выравнивание». По ссылке можно посмотреть небольшие анимации по смыслу проводимых процедур. Там же есть пара картинок, которые я перетащил сюда, и которые хорошо иллюстрируют, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в смысле балансирования/выравнивания. А уж какая где.

Что же, если захотеть как-то подытожить всё вышеизложенное, то можно сказать следующее: процесс поиска «sweet spot» для установки креплений пока не завершен. Все те точки, которые тут упоминались, получены опытным путем и не отражают технических особенностей конкретной лыжи. Ни её формы, ни, скажем, жесткостных характеристик. А должны ли отражать? Наверное, должны.

С другой стороны, молчаливо предполагается, что качество балансирования равнозначно качеству управления лыжами в повороте. Что и подтверждается тестами. Но, возможно, для поворота существует свой (или своя?) «sweet spot», отличный от «балансированного» и существенно зависящий от характера поворота? Скажем, свой для слалома, свой для гиганта и т.д. Здесь, я думаю, огромный опыт накоплен при подготовке лыж для спортсменов национальных сборных, но почему-то никто не спешит его обнародовать.

[1] http://www.lous.ca/Tech%20Articles/BindPosArticle09.pdf
[2] http://www.realskiers.com/ski-bindings.htm
[3] http://www.lous.ca/Tech%20Articles%20copy/Bindingposition_indepth.pdf
[4] http://www.hiihtoliitto.fi/@Bin/5120/Binding%2Bposition%2BBenno.pdf
[5] http://www.epicski.com/a/ski-binding-placement-fore-aft
[6]http://www.epicski.com/t/97891/bof-mounting-point-method-for-the-21st-century#post_1271013
[7] http://www.lous.ca/Tech%20Articles%20copy/nordicareport.pdf
http://www.jonsskituning.co.uk/component/option,com_frontpage/Itemid,1/
http://www.realskiers.com/ski-bindings.htm
http://www.epicski.com/t/103173/whats-the-trend-for-binding-position-on-skis
http://www.lous.ca/Tech%20Articles%20copy/BootCampPt2.pdf
http://www.lous.ca/Tech%20Articles%20copy/ResearchRaceBoots.pdf

Другие статьи автора на сайте
Про отдачу

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГОРНОЛЫЖНЫХ КРЕПЛЕНИЙ без кондуктора

МИНУСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КРЕПЛЕНИЙ без кондуктора:

– высокий риск повредить и испортить лыжи + большая трудоемкость, так что принцип “сто раз отмерь” при ручной установки очень актуален, особенно перед моментом сверления!)
– время самостоятельной установки без кондуктора значительно превышает время работы с кондуктором и специализированным сверлом.

МЕТКА УСТАНОВКИ КРЕПЛЕНИЙ ДЛЯ ПАРКА, куда ставить?

Для установки креплений под парковое катание просто необходимо предварительно отмерить с помощью рулетки геометрический центр лыжи и посмотреть насколько он отличается от метки производителя, в некоторых случаях эта разница может достигать 5-7см и естественно ставить по таким меткам для катания только в парке не стоит! Обычно классическая метка парковой модели совпадает с геометрическим центром или может быть смещена от центра лыжи назад на 2-2.5 см, многие просто ставят по центру, НО отступают от центра лыжи пол сантиметра назад, чтобы не ошибиться при попадании в центр)

УСТАНОВКА КРЕПЛЕНИЙ БЕЗ КОНДУКТОРА:

Качаем трафарет для нужной модели креплений http://www.tetongravity.com/forums/showthread.php/153.. и распечатываем в масштабе 1:1, этот пункт обязательно стоит проконтролировать, тк обычно принтер установлен на подгонку страницы под поля принтера, а это 95%. (нужно 100%, без масштабирования)

Видео по установке http://www.tetongravity.com/forums/showthread.php/153.. , стоит добавить, что для лыж с титаналовыми пластинами на базе под крепами или с пластинами на топе нужно пользоваться сверлом 4.1 (4.0) во всех остальных случаях 3.5 (3.6, 3.8), ОБЯЗАТЕЛЬНО используйте ОГРАНИЧИТЕЛЬ глубины, место ограничителя на сверло можно одеть трубку и закрепить ее к сверлу изолентой.. глубина отверстия 9,5.
В продаже так же имеются специализированные сверла для установки горнолыжных креплений с переменным диаметром 4.1-3.5, таким сверлом можно сверлить любые взрослые модели, у специализированных сверел еще есть фреза для снятия фаски со стенок отверстий, если использовать обычные сверла, то после сверления желательно снять фаску в 1мм либо после монтажа креплений не докручивая саморезы до конца выкрутить их, а затем снять крепления и срезать выпирающий материал на краях отверстий.

Перед сверлением метки обязательно нужно накернить и желательно использовать упор в 90градусов, после того, как отверстие готово необходимо снять фаску чтобы топ после монтажа саморезов сильно не вспучило и винт вкрутился на необходимую глубину.
Перед установкой саморезов обязательно залить в готовые отверстия клей (водостойкий ПВА лучший вариант), здесь клей выступает в роли смазки для более легкого закручивания болтов и для предотвращения попадания в отвертия воды, которая со временем приводит к разрушению кора, без клея дерево всего за несколько месяцев превращается в труху а саморезы начнут окисляться!

Стоит ли использовать поксипол, эпоксидку, момент и др мощные клеи? В принципе можно использовать любой водостойкий клей, саморезы при надлежащем закручивании 100% не раскрутятся и без клея, зато при использовании ПВА их в любое время можно будет раскрутить, а вот после эпоксидки велика вероятность сорвать головки саморезов.

Для закручивания саморезов необходимо применять только мощные отвертки с широким “жалом”, мелкими отвертками можно легко сорвать резьбу либо повредить головку самореза, тк саморезы обычно сделаны из мягкой нержи.. Закручивать саморезы нужно до упора, но без излишних усилий, чтобы почувствовать этот упор лучше несколько раз потренироваться на фанере или старых лыжах, при первой самостоятельной установке велика вероятность перетянуть, так что стоит потренироваться.

ПОКУПКА СОБСТВЕННОГО КОНДУКТОРА

С кондуктором время установки сильно уменьшается, а сама установка значительно упрощается при этом если немного попрактиковаться, то качество не будет уступать установке в сервисе. Работать с кондуктором придется специализированным сверлом, покупка комплекта сверла и кондуктора для себя любимого в зависимости от производителя креп и модели будет варьироваться от 5 до 10тр. Собственно сами решайте что выгоднее, вероятность некачественной установки при использовании кондуктора и спец сверла сильно снижается даже если это ваша первая установка, главное здесь правильно выставить и зафиксировать ботинок и сопоставить метку, ну и не перепутать верх и низ лыж, эти манипуляции может сделать любой человек вообще без опыта работы..

После установки желательно хотя бы час воздержаться от катания и не вытаскивать лыжи на холод, чтобы клей нормально застыл и не забудьте после установке проверить преднатяг и установленную жесткость креплений!

ПРОСВЕРЛИЛИ КРИВО, ЧТО ДЕЛАТЬ.

Пересверлить, в 99% с лыжами ничего не произойдет, страдает только эстетическое восприятие.. Новые дырки можно сверлить на расстоянии 1см от старых, главное залить старые дырки из термописталета или вставить в них пластиковые пробки обязательно на клей.

Как устанавливать крепления на горные лыжи

  • Главная
  • Контакт
  • О сайте
  • Бутфитинг
  • Магазин
  • Блог
  • Команда
  • Подписка
  • Вход

Как установить крепления

Установка креплений на горные лыжи дело отвественное, но не сложное. Конечно,лучше всего обратится в сервис где вам поставят крепления быстро и качественно, но можно и сделать это самим. Вот небольшая статья о том как установить креления на горные лыжи в домашних условиях.

Что нужно для установки креплений.

  • Лыжи
  • Крепления
  • Линейка
  • Маркер
  • Дрель
  • Отвертка
  • Сверло
  • Изолента

Сначала находим на лыжах центер и делаем отметку в виде линии. Потом в нескольких местах отмечаем продольную ось лыжи и рисуем осевую линию.

Прикладываем плотно переднюю часть креплений к носку ботинка и замеряем расстояние от центра ботинка (есть н ботинке такая риска) до первых винтов на креплении

На лыже размечаем отверстия под шуруы передней части креплений. Отверстия симметричны относительно осевой линии лыж.

Завинчиваем в креплении один шуруп до упора и с помощью изоленты делаем на сверле ограничитель на сверле на длину шурупа.

Привинчиваем крепление сильно прижимая его к лыжжи. Иначе при заворачивании шурупов оно начнет подниматься и получится щель между лыжей и креплениями.

Задние части крепления устанавливаем в среднее положение. Фиксирующие губки задней части креплений двигаются и стоит поставить их в среднее положение. Для этого есть флажок который надо поднять и крепление начинает двигаться. Обе заднии части креплений нужно установить в одинаковое положение.

По аналогии с передней частью, подставляем ботинок и замеряем расстояниедо шурупов.

Размечаем отверстия для шурупов

Проверяем длину сверла и положение граничителя

Настраиваем и все

Вот и все. Дальше надо просто настроить крепления и можно кататься.

Найди свой спорт

Сегодня горнолыжные зимние развлечения стали очень популярны. Теперь лыжам отдают предпочтение и профессионалы, и обычные поклонники зимнего драйва. Для удобства и безопасности катания нужна экипировка. Горнолыжные крепления в этом перечне занимают особое место.

Разновидности креплений для горных лыж

Выделяют следующие виды механизмов:

  1. Классические. Популярный крепеж, являющийся двумя отдельными компонентами: головкой и пяткой. Такие лыжи популярны среди лыжников-любителей. Нога надежно удержана, защита срабатывает четко.
  2. Ски-тур. Ценители нетронутых гор отдают предпочтение рамному или пластинчатому механизму. Устройство для фрирайда обладает отличительной чертой. Предусмотрена горизонтальная жесткая фиксация каблука. Пятка двигается вертикально в допустимом пределе. Это свойство намного облегчает подъем на склон. Крепление тяжелое, но его легко совместить с разными ботинками.
  3. TLT. Технически усовершенствованный вид креплений. Основное отличие – техника удержания ботинка в головах. Фиксация выполняется четырьмя пинами, расположенными по два на носке и пятке обуви. Штырьки входят в специальные отверстия, расположенные на головке и заднике. Совмещаются части крепежа направляющими.
  4. Телемарк. Ценители экстрима любят использовать особую разновидность крепежей. Такой механизм держит исключительно ботиночный носок. Пяткой можно двигать вертикально или горизонтально. Небольшая часть задника ботинка выполнена в форме гармошки. Благодаря эластичности обуви, спортсмену проще подняться на крутую гору.

Многие крепления изготавливаются на платформах, которые облегчают регулировку механизма в соответствии с размером обуви.

Из чего делают и сколько весят крепления

«Молодым» горнолыжникам лучше выбирать снаряжение, помогающее ускорить технику катания и требующее небольших физических затрат. На основе этих критериев его делают легким. Из-за этого при создании крепежей для новичков, подростков и женщин используют легкие композитные материалы, обладающие прочностью, как у металла.

Внимание! В зависимости от увеличения опыта и темпа катания, снаряжение лыжника должно поддерживать его на большой скорости, и быть устойчивым к сильным нагрузкам.

Для изготовления подходящего механизма используют титанал и сталь. В итоге конструкция усложняется, вес утяжеляется — устанавливают крепкие пружины.

Некоторые лыжи и крепления не зря делают тяжелыми: это придает снаряжению стабильности, которая очень важна для опытных горнолыжников.

Конструкция креплений

Сложность конструкции зависит от мощности механизма. Крепежи для фрирайда и фристайла имеют свои отличия в структуре. Например, дополнительная регулировка, которая подходит для всех разновидностей креплений профессионального уровня: самостоятельное установление параметров крыльев, держащих обувь. Прочие конструктивные параметры существенно отличаются.

К примеру, механизмы race могут иметь:

  • регулировку точного расположения обуви вдоль лыжи;
  • настройку расположения носка в поперечном положении;
  • опцию дезактивации вертикального срабатывания головки.

Горнолыжникам-любителям такие «навороты» не нужны.

Сложные крепежные механизмы для фриски оснащаются:

  • переключателем на ходьбу-катание;
  • жесткими стержнями для соединения элементов;
  • регулятором поднятия головки, обеспечивающим соединение механизма с различной обувью;
  • амортизирующими системами.

Как правильно устанавливать

Установкой креплений на горные лыжи должны заниматься профессионалы. Для регулировки усилий срабатывания принимают в расчет такие характеристики райдера:

  • рост;
  • вес;
  • возраст;
  • опытность и скорость катания;
  • размер ботинка.

Также учитывают усилие прижима обуви вперед, а этот показатель сложно определить.

Для проведения самостоятельной регулировки:

  1. Осторожно вставляете ботиночный носок в головку механизма.
  2. Ставите ботиночный каблук на педаль ски-стопа раскрытой пятки.
  3. Если между пяткой и каблуком неподходящее расстояние, настройте его согласно размеру обуви. Регулировку можно назвать правильной, если ботиночная пятка входит в соответствующее место в механизме с легким усилием и при застегивании оно упруго отодвигается назад на несколько миллиметров. Если настройка неправильная, у райдера могут повредиться экипировка и ноги.
  4. Отверткой настройте усилия срабатывания на соответствующих шкалах. Подбирать требуемый показатель несложно. Просто разделите свой вес на 10 и с полученного числа вычтите еще 10 процентов.

Внимание! Если не знаете, как правильно выбрать крепления для горных лыж, воспользуйтесь вышеописанным правилом «десятки».

Полученная цифра без вычета процентов и будет диапазоном срабатывания запчастей механизма.

Обзор лучших производителей

Качественные крепежи выпускаются многими компаниями. Но среди спортсменов востребованы аксессуары от Atomic, Salomon, Nordica, Fischer.

Перечень востребованных представлен такими моделями:

  1. PIVOT 14 DUAL. Для фрирайдеров эта модель эталонная. Крепление совмещается с различной обувью. Диапазон DIN — 5-14.
  2. GUARDIAN MNC 16 L. Этот продукт от Salomon разрабатывался под бэккантри. Фиксаторы можно совмещать с обувью Alpine и Alrine. Для срабатывания защиты нужно усилие 716 DIN.

Также HEAD SX 10. Доступный и надежный механизм для горнолыжников, практикующих фристайл и скитур. У креплений прекрасная реакция на маневры спортсмена. Их работа безупречна.

Установка горнолыжных креплений самостоятельно по бумажному шаблону

Для тех, кто не работает с деревом и дрелью, такая задача, как просверлить отверстие точно там, где вы хотите, может показаться тривиальной задачей. Однако не практике оказывается не все так просто.

Проверьте сами, разметьте и попробуйте просверлить пару десятков отверстий и посмотрите, что получится. Вот мой результат. Видно, что большинство отверстий, пусть на миллиметр, но расходятся.


Для установки крепления нужно просверлить не одно отверстие, соответственно, погрешности могут накладываться и создавать ненужные напряжения. В профессиональном же шаблоне имеются встроенные направляющие для сверла, поэтому все отверстия получаются ровно и там где надо.

Если все вышесказанное Вас не переубедило, у Вас действительно нет других вариантов и Вы хотите ставить крепления самостоятельно, то приступим.

Из инструмента вам понадобятся: специализированные сверла или сверла с ограничителем, дрель, направляющая рама для дрели, линейка, ножницы, карандаш, малярная лента. Бумажный шаблон для большинства креплений можно найти, погуглив tetton gravity resarch templates, в противном случае, Вам придется делать шаблон самому на основе проб и ошибок..


Диаметр сверла указывается на топшите лыж. Для лыж с титаналом это обычно 4.1, без титанала, 3.5.



В первую очередь необходимо установить крепления на кусок доски в черновую, чтобы убедиться, что шаблон не содержит ошибок и центр ботинка установлен правильно. Это также полезно для отработки навыков установки, дабы не портить новые лыжи.

Разрезаем шаблон на три части и проверяем, что он распечатан правильно, приложив линейку к шаблону.




Наклеиваем малярную ленту на центр доски и размечаем центр. В шаблонах часто имеется специальная полоска, которую удобно использовать для этих целей, проведение центральной линии строго по центру очень важно, поэтому здесь требуется быть очень внимательным.


Далее разрезаем шаблон в соответствии с размером ботинка. Соединяем две части шаблона на рекомендованной производителем линии установки креплений – она помечена на самой лиже как ski center or ski mount line.

Затем необходимо накернить отверстия для сверления. Это одна из самых важных операций, от которых зависит точность, поэтому надо быть предельно аккуратным. Просверливаем отверстия, переворачиваем лыжу и, ударяя по обратной стороне, вынимаем остатки из отверстия.


Устанавливаем крепления в соответствии с инструкцией по установке. Вставляем ботинок и проверяем, что метка центра ботинка соответствует установочной линии на лыжах.

Теперь, когда мы потренировались на доске и проверили шаблон, устанавливаем крепы в чистую на лыжи, прикладывая максимальную аккуратность к определению центральной продольной линии и накерниванию. В процессе сверления у вас есть уникальная возможность лицезреть то, из чего же именно сделаны ваши лыжи. В полученные отверстия перед установкой рекомендуется залить ПВА клей для герметизации соединения.



Надеюсь, эта короткая статья будет кому-то полезна. Всем много хорошего снега и отличного наступающего сезона!

Основные способы установки креплений на лыжи

Для того чтобы катание на лыжах приносило удовольствие, стоит учитывать не только выбор зимнего инвентаря, но и такой факт, как установка лыжных креплений. Они являются соединительным устройством между ботинками и рабочим снаряжением. Их качество играет важную роль в этом виде спорта.

Лыжные крепления: основные виды

Крепеж выполняют на самих лыжах или отдельной платформе. Некоторые изготовители могут устанавливать и делать на ней отверстия самостоятельно. Тогда придется приобретать крепления определенного изготовителя. На ровную, без углублений платформу можно установить любые крепежные установки.

Внимание! Среди разнообразия зимнего инвентаря наиболее популярными считаются обычные беговые лыжи.

Крепления для беговых лыж

Существует три системы крепежей:

  • Nordic (рантовые) устарелая разновидность, которая постепенно выходит из использования. Отличается невысокой стоимостью;
  • NNN (с рельсами) располагают одной линией крепления;
  • SNS (c желобом) обладает двумя полосами для соединения.

Последние две системы делятся на такие виды:

  • автоматические приспособление защелкивается самостоятельно;
  • механические застегивать нужно руками;
  • классические − имеют мягкую резинку;
  • коньковые резинка сделана из жесткого материала, или имеется еще одна точка фиксации обуви.

Крепления для горных лыж

Встречаются такие варианты:

  • установки, которые застегиваются ручным способом. Отличаются достаточно высокой ценой;
  • автомат;
  • полуавтомат.

Два последних вида может заклинить после попадания и последующего замерзания в них воды. Иногда возникают трудности с их открытием, если инвентарь не имеет твердой опоры (в глубоком снегу).

Крепления для туристских лыж

Существуют такие разновидности:

  • мягкие − для туризма подходят мало;
  • жесткие наличие специальных ботинок;
  • полужесткие − надежные и комфортные.

Детские лыжи имеют самые простые крепежи, которые состоят из нескольких толстых тканевых полосок, фиксирующих ногу, и на них можно ездить даже в валенках.

Из чего состоит крепление

Горнолыжный крепеж располагается двумя разрозненными частями и пластиной в области носка, которая снижает трение лыжной обуви. Передний отрезок гарантирует отсоединение сбоку, а задний охват обеспечивает верхнее открепление. Размеры обеих звеньев равны у всех разновидностей. Современные крепежные соединения производят из очень прочных материалов (титановые, стальные, пластиковые). Основными элементами считаются:

  • платформа;
  • пятка и головка крепления;
  • скистоп.

Беговые разновидности состоят из таких элементов:

  1. NNN − отличается прикрепленной к спортивному инвентарю пластиной, которая имеет две долевые направляющие, фиксирующие ботинок от поперечного смещения. На подошве обуви располагается пара продольных углублений для направляющих крепежа. Спереди ботинка встроен поперечный защелкивающийся стержень.
  2. SNS предусматривает фиксацию обуви при помощи одной долевой направляющей. Передняя часть полуботинка крепится резиновым упором.

Туристические лыжные крепежные приспособления содержат штыри и дужку, которая зажимает обувной рант.

Как не ошибиться при выборе

Правильно выбранный крепеж хорошо облегает лыжную обувь, но может мгновенно открепиться в критический момент. К примеру, в период внезапного падения при резком повороте. При огромных нагрузках установка должна задерживать ногу в одном положении, а не моментально отстегиваться.

Подбор правильной крепежной системы должен начинаться с выбора ботинок. Приобретя обувь нужного размера, которая соответствует всем необходимым характеристикам, следует выбирать крепления именно к этой обувной паре и имеющимся лыжам.

Порядок установки

Чтобы разобраться, как правильно установить подобранное крепление на лыжи, следует сразу после их покупки начать с изучения инструкции. Необходимо точно придерживаться предписанных пунктов, в которых предусмотрена специфика сборки лыжного крепежа с учетом его разновидности.

Определение центра тяжести

Определение этого параметра понадобится для нормального передвижения, чтобы лыжа не оказывала «перевес» с одной или другой стороны. Найти центр тяжести достаточно просто. Здесь инвентарь нужно установить на ребро перпендикулярно расположенной линейки и передвигать по ее поверхности до тех пор, пока лыжа уравновесится как весы, остановятся горизонтально полу. Канцелярская принадлежность в этом случае укажет правильное положение, и эту координату требуется обозначить маркером. В современных образцах спортивного снаряжения ось центра тяжести соответствует черте крепежа скобки для ботинка. Поэтому переднюю область крепления следует приложить к лыже и выделить другим цветом ее правильное расположение.

Разметка

Следующий этап заключается в маркировке отверстий. Хорошим вариантом станет использование кондуктора, с помощью которого можно отыскать точное расположение крепежных компонентов. Если этого предмета не найдется, то используют шаблон, сделанный из бумаги. Его можно отыскать в интернете, но в основном он входит в набор крепления. В случае отсутствия бумажного лекала лыжу размечают при помощи шила, прикладывая смонтированный крепеж так, чтобы координата центра тяжести сходилась с линией фиксирования обуви. Поставить метки маркером через дырки в креплениях.

Сверление отверстий

В начале сверления углублений желательно сопоставить промежуток между отверстиями, находящимися на крепеже с интервалом между отметинами, поставленными в процессе разметки. Как правило, в инструкции написано, как глубоко прикручивать шурупы, и какой длины сверло нужно применить. Если подходящий по длине инструмент отсутствует, то можно использовать любое сверло, предварительно обмотав его вверху изолентой, оставив выступающими нужные миллиметры. Затем работающей на малой скорости дрелью в местах разметки следует высверлить дырки.

Сборка

Завершающий этап заключается в следующем:

  1. Для обеспечения надежной фиксации и устранения трещин, возникших во время сверления трещин, сделанные углубления следует очистить от пыли и залить клеящим средством (прилагается в комплекте или ПВА).
  2. На полученные отверстия нужно наложить крепления и основательно закрепить шурупы. Вначале следует их слегка закрутить, чтобы удостовериться в ровной установке, а затем до конца, чтобы было надежно.
  3. Лыжи оставить сохнуть (10-12 ч.).

Хранить готовые лыжи в домашней обстановке можно на балконе или стене, установив специальную подставку при помощи кронштейнов.

Как снять крепления с лыж

Начинать снимать крепежи (на примере SNS) нужно с задней части установки. При помощи отвертки следует аккуратно выкрутить заглушку, шуруповертом вытащить шурупы, после чего снять планки. Чтобы вытянуть шуруп под передней крышкой, необходимо большой отверткой нажать на фиксатор и приподнять его. После снятия крышки вынуть последние болты, и крепеж легко снимется.

Установка креплений на лыжи самостоятельно процесс выполнимый. Для этого потребуется изучить прилагаемую инструкцию, иметь в наличии необходимые инструменты и, самое основное, быть уверенным, что все получится.

Установка и настройка горнолыжных креплений: важные правила

Установку и настройку креплений на горных лыжах часто выполняют специалисты, которые знают, как сделать это правильно. Но, при желании, можно провести подготовку самостоятельно. Для этого необходимо подойти к процессу с полной ответственностью, не нарушая правил безопасности.

  1. Инструменты для установки креплений
  2. Этапы и виды установки
  3. С использованием сверлений
  4. Использование уже встроенных специальных рельсов или платформ
  5. Правила настройки крепления

Инструменты для установки креплений

Для самостоятельной установки креплений необходима предварительная подготовка. Нужно:

1. Учитывать параметры лыжника, под которого надо подготовить инвентарь;

2. Запастись необходимым инструментом:

  • сами лыжи, крепления для них, а также обувь для катания;
  • рулетка;
  • отвертка;
  • шуруповерт;
  • карандаш либо маркер;
  • сверло;
  • шурупы.

Этапы и виды установки

Крепления являются рычагом, посредством которого нога передает команду лыже. Вторая их функция — это обеспечение безопасности для ног. В ситуациях, когда велика вероятность получить травму, крепления освобождают ногу от лыжи.

  • По своему устройству крепежи представляют собой переднюю головку и заднюю пятку. Каждая из этих частей позволяет отрегулировать усилия срабатывания;
  • Под усилием срабатывания следует понимать показатель максимальной нагрузки. Как только она достигнута, крепеж срабатывает и открывается, освободив ногу. Выставить данный показатель помогает шкала на креплениях;
  • Чем выше деление шкалы, тем большая нагрузка требуется для срабатывания;
  • Наличие тормозов на креплениях не позволяет лыжам укатиться далеко, если они отстегнулись;
  • Часто производители продают лыжи с рельсами на них. Это позволяет перемещать оба элемента крепежа и регулировать их.

Можно выделить два вида установки крепежей:

  1. С использованием сверлений;
  2. С использованием уже встроенных специальных рельсов или платформ.

Поговорим про каждый способ подробнее.

С использованием сверлений

Установка креплений с использованием сверлений — это когда крепления монтируют на шурупы. Плюсы данного вида заключаются в:

  • Возможности выбрать любой инвентарь по своему вкусу;
  • Установке без зазоров и люфта. Управление лыжами, благодаря этому, максимально точное.

Минусы этого вида установки:

  • Наличие инструмента для монтажа;
  • Опыт и навыки в данном виде работ;
  • Невозможность использовать лыжи, если разница в длине ботинка превышает 2 см.

Сам процесс установки состоит из нескольких этапов:

  • Первым шагом является определение центра тяжести лыжи. Можно для этого установить ее на небольшую возвышенность и найти точку, в которой она балансирует. Пометить это место маркером;
  • Все механизмы при продаже сопровождаются инструкцией. Если ее нет, то следует учесть, что для классических лыж верхняя точка стопы должна находиться на найденной ранее отметке. Если лыжи коньковые, то на 8–15 мм ближе к носу;
  • Расположение пальца (верхней точки) находится в месте, где крепится шарнир;
  • Затем крепеж смещается так, чтобы он находился на продольной оси симметрии лыжи;
  • Теперь можно присверлить переднюю часть крепежа на центральный шуруп. Если есть направляющие, то центровать необходимо вместе с ними.

Если нет, то после этого в установленный элемент вставляется ботинок и также устанавливается по центру. Это поможет определить правильное положение пятки. Теперь ботинок можно убрать и сделать необходимые отверстия для остальных крепежей;

  • Когда используется жесткое крепление, то пятка ботинка должна накрывать подпятник на 10–15 мм. Для системных креплений (с направляющими) необходима такая установка, при которой ботинок полностью находится на направляющей.

Использование уже встроенных специальных рельсов или платформ

Установка креплений с помощью встроенных рельсов или платформ значительно упрощает весь процесс и обладает следующими преимуществами:

  • Максимально простой монтаж и регулировка креплений горных лыж, не прибегая к помощи специалистов и не используя инструмент;
  • Возможность самостоятельной регулировки креплений горных лыж под ботинок другого размера или производителя;
  • Возможность сместить центр ботинка.

К минусам можно отнести:

  • Выбор крепления ограничен (поскольку это уже интегрировано);
  • Все подобные крепления дают со временем небольшой зазор, что отражается на точности управления лыжами;
  • Увеличение веса спортивного снаряда в целом. Это помеха в выполнении некоторых элементов, особенно для опытных лыжников.

Лучшие очки для горных лыж: рейтинг топ-10

Правила настройки крепления

После монтажа крепежей они нуждаются в регулировке. Делается это для комфорта и безопасности. Грамотно выполненная регулировка креплений горных лыж позволяет:

  • Учесть параметры лыжника: вес, размер ноги;
  • Уверенно держаться и маневрировать во время катания;
  • Учитывать нагрузку, которая ложится на ноги, и обеспечить их безопасность.

Если лыжи куплены с установленными на них креплениями, то регулировку часто производит сам продавец. Некоторые производители не допускают самостоятельной регулировки. Это является обязательным условием для действия гарантии на их продукцию.

Под регулировкой следует понимать правильное расположение передней головки и задней пятки для лыжника. При этом важно учитывать:

  • Опыт и навыки ездока, а также его физическое состояние;
  • Манера езды (спокойная либо агрессивная);
  • Состояние и сложность лыжной трассы.

Параметры лыжника и соответствующее усилие срабатывания по шкале на креплениях:

Вес/кг Рост/ см Размер подошвы ботинка/ мм
255 и менее 250-270 271-290 291-310 311-330 331 и более
10-13 0,75 0,75
14-17 1 1 0,75
18-21 1,5 1,25 1
22-25 1,75 1,5 1,5 1,25
26-30 2,25 2 1,75 1,5 1,5
31-35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
36-41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
42-48 148 и менее 3,5 3 3 2,75 2,5
49-57 149-157 4,5 4 3,5 3,5 3
58-66 158-166 5,5 5 4,5 4 3,5
67-78 167-178 6,5 6 5,5 5 4,5
79-94 179-194 7,5 7 6,5 6 5,5
95 и более 195 и более 8,5 8 7 6,5
10 9,5 8,5 8
11,5 11 10 9,5

В данной таблице необходимо найти свои показатели. Когда они в разных строках, необходимо выбрать ту, что расположена выше.

Затем определяется нужная колонка по соответствующей длине подошвы. Ячейка на стыке определит подходящий показатель усилия срабатывания. Такой способ подойдет для новичков либо для лыжников с осторожным стилем езды.

  • Если лыжник уверенно себя чувствует и обладает определенными навыками, то следует использовать показатель из строки ниже.
  • В случае, когда практикуется агрессивная езда по сложным трассам, правильным будет показатель на 2 строки ниже.

Рекомендации

При работе с креплениями следует учитывать некоторые моменты:

  • Не стоит делать настройку креплений слишком сильно. Это увеличивает вероятность получения травмы;
  • Слишком слабая настройка также не позволит насладиться ездой. Лыжи будут соскакивать при любом, даже безобидном, падении. Это неудобно даже для новичка, тем более для профессионала;
  • Следует учитывать, что длина подошвы ботинка может отличаться в зависимости от производителя. Это означает, что лыжники с одинаковым размером ноги не обязательно могут использовать одни и те же лыжи с отрегулированным креплением.

Предлагаем вам также посмотреть видео о том как ставить крепления на горные лыжи в домашних условиях без применения специального инструмента и приспособлений:

Читайте также:
Чегет - горнолыжный курорт на Юге России
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: