Как выбрать снаряжение для рафтинга

Снаряжение для рафтинга

Для того, чтобы достойно противостоять водной стихии одного лишь человеческого фактора мало, в этой схватке важную роль играет правильно подобранное снаряжение для рафтинга.

Всем понятно, что рафтинг невозможен без специального снаряжения. При выборе снаряжения для рафтинга следует учитывать множество факторов: цель сплава, предполагаемую длительность путешествия, количество потенциальных членов экипажа, предпочтительный стиль гребли, а также финансовые возможности. Снаряжение следует выбирать ответственно, с полным знанием дела, поскольку при взаимодействии с силами природы любая спешка или необдуманное решение могут привести к неблагоприятным последствиям. Современный рынок снаряжения достаточно обширен, поэтому выбор экипировки должен быть обдуманным и взвешенным. Ниже приведён перечень элементов снаряжения для рафтинга.

Весло для рафта, катамарана, каное

Вёсла для каное традиционно используются участниками рафтинга. Весло для рафта, катамарана, каное состоит из лопасти, цевья и ручки. Монокомпозиция из эпоксидной смолы и стеклоткани (карбона, кевлара) или полиэтилен — основные материалы, из которых изготавливают лопасть.

Для изготовления цевья, чаще всего, применяют дюралюминий, карбон или кевлар. Весло для катамарана, рафта и каное имеет положительную плавучесть, а также сбалансированный вес лопасти и цевья, что при попадании в воду позволяет удерживать горизонтальное положение. Длину весла необходимо выбирать по собственному росту. При выборе весла необходимо учитывать, что его качество определяется прочной лопастью, которая имеет способность выдерживать разнообразные удары о камни и основательностью цевья, его возможностью выдержать значительную нагрузку.

Рафт представляет собой надувную лодку, соотношение длины к ширине соответствует коэффициенту «два». Пассажировместимость такого судна составляет 4-18 человек. Поскольку рафт предназначен для сплава по бурной реке, он должен иметь прочный и упругий корпус, сделанный из качественных синтетических материалов. К тому же, это судно должно отличаться большим запасом устойчивости и плавучести.

При выборе рафта необходимо должное внимание обратить на систему водоотлива, которая представляет собой возможность моментального сброса воды. Преимуществом рафтов является высокая надежность и простота подготовки к эксплуатации.

Защитный шлем

На современном рынке данная продукция представлена достаточно широко, предоставляя каждому участнику рафтинга возможность выбрать наиболее удобную для него модель.

1. Классическая полиэтиленовая каска и каска традиционной формы из АБС пластика

Такие шлемы делятся на:

  • полные: основание шеи, виски и часть скул закрывает внешняя оболочка;
  • короткие: защищены виски и затылок, но открыты уши.

Классические защитные шлемы имеют дренажные отверстия.

2. Шлемы из композитов на основе полиэфирных, полиамидных смол, которые армированы кевларом или стекловолокном

Данный вид касок считается более продвинутым, чем классические модели.

3. Каски, состоящие из двух частей и имеющие внешнюю оболочку

Верхняя часть таких касок изготавливается из углепластика, который, в свою очередь, усиливает термопластик. Основным материалом, из которого изготовлена нижняя часть, является поликарбонат. Нижняя составляющая каски защищает шейный отдел позвоночника, височные кости и основание черепа.

4. Современные каски для экстремального сплава

Они имеют весьма необычную форму, напоминая своим внешним видом бейсболки. Такие модели имеют цельную конструкцию, без отверстий, а изготавливаются из противоударного АБС пластика или композитных материалов.

Надёжность и комфортность нахождения каски на голове определяется правильным выбором формы, наличием регулировочных накладок, а также прочностью крепления подбородочных строп.

Спасательный жилет

Подбор данного вида экипировки производится с учётом способа сплава, он должен соответствовать рафту и используемой технике гребли и управления. Для обеспечения большего запаса плавучести целесообразней использовать спасательные жилеты с подъёмной силой от 25% до 50% веса его пользователя.

Жилеты могут быть жёсткие и надувные. Большим минусом последних является их возможность потери целостности в результате соприкосновения с острыми или твёрдыми предметами, а именно таковыми и являются речные камни. В случае, если вы решили подобрать спасательный жилет промышленного производства необходимо сверить ваши размеры и массу с данными, которые рекомендованы производителем и указаны непосредственно на изделии.

Гидрокостюм

Неоценимую роль в снижение прямого воздействия воды на человеческий организм, в обеспечение теплоизоляции и защите тела от всевозможных повреждений играет гидрокостюм. Данный элемент снаряжения для рафтинга можно разделить на три типа.

1. Сухие

Эти костюмы не позволяют воде попасть внутрь, что обусловлено использованием уплотняющих манжет на шее и руках, а также водонепроницаемых «молний». Основными материалами для изготовления данного вида гидрокостюмов являются триламинат или неопрен. Покрой, как правило, предполагает полностью закрытые руки и ноги.

2. Мокрые

Исходя из названия, можно понять, что вода под такие костюмы попадает. Особенностью является то, что оттуда она практически не выходит, создавая тепловую изоляцию, предварительно нагревшись от тела.

3. Полусухие

Такой вид гидрокостюмов сочетает в себе наличие уплотнений и проникновение небольшого количества воды под костюм. В случае плотного прилегания костюма поступление воды сводится к минимуму, тем самым, повышая теплоизолирующие свойства.

Предлагаем вашему вниманию инструкцию, которой непременно стоит воспользоваться при выборе гидрокостюма. Одев его, вы должны:

  • одной рукой через голову достать до спины, не чувствуя при этом напряжения;
  • то же самое проделать обеими руками и проследить, чтоб костюм не оказывал сильного сопротивления;
  • расставить широко ноги, следя за тем, чтобы не было неприятных ощущений и напряжения на ткани;
  • лечь на живот и сымитировать действия пловца, при этом движения не должны быть стеснёнными или неудобными;
  • проследить, чтобы гидрокостюм не врезался в тело, не натирал и не стеснял движения;
  • обратить внимание на вздутый пузырь воздуха на спине и, если он есть, значит, костюм по размеру больше, чем необходимо для его эффективного ношения.
Читайте также:
На Алтае проходит фестиваль водных видов спорта

Противобрызговая куртка и штаны

Если вы остановили свой выбор на неопреновом полукомбинезоне без рукавов, то следует также обратить внимание и на противобрызговую куртку и штаны. Эта деталь экипировки изготавливается из мембранной ткани и в случае необходимости сможет защитить от брызг.

Гидрообувь

Идеальной обувью для рафтера являются неопреновые ботинки, имеющие резиновую ребристую подошву, а верх сделан из прочной сетки. Однако нужно помнить, что обувной ботинок следует мерить с учётом термоноска. Однако, если нет возможности приобрести специальную обувь, то подойдут кроссовки или ботинки с резиновой рифлёной подошвой.

Термобельё

Данная деталь снаряжения поможет согреться, сохраняя тепло человеческого тела, при этом термобельё не стесняет движений в противовес большому объёму обычных вещей. Для рафтинга необходимо, чтобы бельё сохраняло свои свойства максимально длительное время, так как порой нет времени и условий для переодевания. На сегодня полипропилен является самым удачным материалом для создания термобелья, поскольку он хорошо справляется с задачей отвода влаги от тела, практически не впитывая её.

Единственным недостатком термобелья является высокая стоимость некоторых видов тканей, из которых оно изготавливается. Однако с задачами по теплоизоляции это бельё справляется на «отлично».

Спасательный конец Александрова

Спасконец является обязательным оборудованием для маломерных судов, к числу которых относится и рафт. Главным предназначение спасательного конца является оказание помощи утопающему. Он представляет собой восемнадцатиметровый линь яркой расцветки, который обладает положительной плавучестью, а также имеет петлю, диаметр которой можно изменять, и два поплавка, наполненные пенополиэтиленом. В комплект спасконца входит также удобный упаковочный мешок.

Гермомешок

Гермомешком называется герметичная упаковка, основным назначение которой является сохранение вещей и снаряжения сухими. Гермомешки могут отличаться по объёму, функциональности, назначению, а также свойству материалов, из которых они изготавливаются.

Складывать вещи следует в таком порядке, чтобы их необходимость использования уменьшалась по направлению вниз, то есть самые нужные вещи находились наверху. При упаковке вещей в гермомешок необходимо исключить использование полиэтиленовых пакетов, так как воздух внутри них занимает большую часть пространства. После того, как укладка вещей завершена, необходимо удалить лишний воздух.

Категории сложности

Водные виды спорта, связанные с открытой водой, с лёгкостью можно отнести к экстремальным, ведь невозможно предугадать, что может преподнести волна или мощное течение в ту или иную секунду. Если рассматривать переправы или спуск по реке — так это вообще сплошной экстрим на каждом шагу. Порыв ветра, ветки и обломки деревьев, встречные стоячие каменные глыбы, любые водные преграды — всё это может поджидать спортсмена в любую секунду. А это ещё не берётся в расчёт то, что сами реки и препятствия, которые преодолеваются, имеют своё ранжирование по группам опасности.

По всему миру принято вести градацию по степени сложности преодоления водных преград. На сегодняшний день среди характеристик можно выделить две основных — это международная и российская. Некоторые же равняются ещё и на американскую.

Международная классификация

В международной классификации все водные преграды подразделены на шесть категорий;

  • Первая категория — несложные.

Эта категория подразумевает наличие течения на водоёме, а из опасностей — всего лишь могут встретиться небольшие участки мелководья с единичным вкраплением камней.

  • Второй класс — умеренно сложные.

Траектория движения плавательного средства визуально просматривается, но всё же могут встретиться небольшие препятствия. Подразумеваются редкие встречи небольших сливов и бочек, а также мест с увеличением скорости потока.

Пример порога второй категории

  • Третий тип — сложные.

Линия движения плавательного средства, которой необходимо придерживаться, вполне определена. Могут встречаться участки с частыми препятствиями в виде камней и высоких валов, также вероятны встречи с бочками и небольшими уловами.

  • Четвёртая категория водных преград — очень сложные.

В пороге траектория движения очевидна не всегда. Многие спортсмены перед прохождением участков с подобным уровнем сложности предпочитают сначала визуально осмотреть преграду, в голове представить прохождение препятствия и затем пробовать. Могут встречаться непрерывные пороги, участки с мощной водой, а также очень мощные бочки. Прохождение подобного рода препятствий требует постоянного маневрирования и внимательности.

  • Группа номер пять — чрезвычайный уровень сложности.

Предварительный осмотр преград не только желателен, здесь он просто необходим. Здесь могут быть участки, которые представляют серьёзную опасность для жизни. Помимо высоких порогов, можно встретить высокие водопады, сложнейшие бочки и шиверы, а также узкие проходы. Участки с подобными препятствиями характеризуются их непрерывностью и чрезвычайной опасностью.

  • Шестая и самая опасная категория — официально наивысший уровень.

Уровень воды для препятствий этой категории играет важную роль. Любая совершённая ошибка может повлечь за собой тяжёлые последствия. На участке могут встречаться преграды со сложными выходами и заходами в них.

Читайте также:
Что такое драйбег?

Если проходят какие-то соревнования по водному спуску по реке, то она зачастую разбивается на участки примерно одной сложности, а в некоторых случаях указывается сложность отдельных порогов. Это делается лишь в том случае, если сложность предстоящего препятствия выше, нежели сложность самого участка. На международных соревнованиях практикуется обозначать сложности участка либо преграды в виде индекса. Но также необходимо учитывать, что категория — это определённый диапазон, а два водоёма из одной категории могут быть различны по простоте прохождения.

Естественно, что все реки оцениваются условно, невозможно досконально и с совершенной точностью определить число камней, уровень уклонов, скорость течения. Всё определяется по совокупности всех факторов, сугубо индивидуально.

Но есть и обратная сторона в этом вопросе. Процесс оценки необходимо максимально облегчить, чтобы было как можно меньше условий и не пришлось собирать комиссии для определения сложности. Согласно международной градации, чтобы определить сложность водоёма или участка, нужно определить несколько моментов: наличие того или иного препятствия, возможность определения линии движения и последующий результат её нарушения.

Отечественная классификация

Помимо международной классификации, существует и отечественная градация. Во время соревнований форсирование водных преград совершается также по категориям сложности, при этом преграды имеют иное, нежели в международной классификации, обозначение:

  • Первая категория имеет обозначение «Л» — «лёгкое» препятствие.

Пересечение таких преград доступно туристам без специальной подготовки. Не требует предварительной оценки линии движения.

  • Вторая группа имеет обозначение «П» — «простое».

Существует возможность встретить небольшие валы и пороги, несложные шиверы. Возможно наличие небольшого уклона и невысокой скорости течения. С воды можно разглядеть линию движения.

  • Третий тип обозначается «СР» — средний уровень трудности.

С воды просматривается линия движения, есть возможность встретить порог на относительно спокойном участке, наличие небольших завалов либо камней.

  • Четвёртая категория обозначается «С» — «сложные» препятствия.

Сюда можно отнести длительную шиверу, пороги со множеством камней, наличием бочек и валов. Как правило, участок заканчивается относительно спокойной водой. Перед прохождением участка крайне полезно осмотреть его, так как линию движения с воды просмотреть довольно проблематично.

  • Пятая категория имеет обозначение «Т» — «труднопроходимые».

Трудные с точки зрения техники прохождения, встречаются шиверы или пороги. На подобных участках преграды могут следовать одна за другой. По завершении череды преград может последовать не длительный участок с очень быстрым течением, который обычно заканчивается швартовкой. При прохождении преград настоящей категории настоятельно рекомендуется использовать страховку, а также предварительно осматривать трудные участки с суши.

  • Шестая группа сложности обозначается «ТТ» — опасные и «очень трудные».

На участках с подобными обозначениями могут встречаться каскады из сложнейших препятствий, а также каньоны с наборами трудных преград. Наблюдается резкий переход от препятствия к препятствию, страховать и швартоваться довольно сложно, а в некоторых случаях просто невозможно. Форсирование водных преград этой категории производится только после капитального осмотра и только со страховкой. Как правило, дабы преодолеть подобного рода преграды или участки из преград, судно испытывает колоссальные нагрузки.

  • И следующая категория, словно дополнение шестой, но ещё сложнее, имеет обозначение «ТТТ» — «сверхтрудные» препятствия.

Препятствия подобного рода опасны для судов любого класса. Эти участки раньше либо не проходились вообще, либо имели считаные случаи. Это могут быть ущелья, водопады, завалы, водосбросы и прочие опасные препятствия.

По сравнению с международной классификацией в отечественной был убран такой показатель, как техническая сложность, а ещё нужно учесть и то, что во многих бухтах, клубах и даже спортивных обществах есть свои классификации и критерии, по которым определяется сложность препятствий. Ещё одной особенностью является и то, что отечественная классификация и все её разновидности составлялись для форсирования водных преград на катамаранах, двухместных байдарках, а также уже устаревших небольших плотов. Для каяков же подобная классификация не во всех ситуациях пригодна.

На сегодняшний день существует несколько классификаций водных преград по степени сложности, но если речь заходит о международных каких-то соревнованиях, то, естественно, прибегают к единой международной классификации.

Категории сложности рек

Классификация водных препятствий и маршрутов.

Лекция прочитана в КВТ МГУ в 2015 г.

Единая всероссийская классификация туристских маршрутов

Водные маршруты

Паспорт препятствия

  • Географический район, река.
  • Название препятствия.
  • Категория сложности зависит от уровня воды: (уровень может быть низкий, средний, высокий, очень высокий). (Указать критерий, определяющий уровень воды.)
  • Местонахождение на реке, ориентиры.
  • Кем названо, когда, в честь чего (кого), что означает.
  • Сведения о первопрохождении препятствия, их источники.
  • Карта участка реки, схема препятствия.
  • Протяженность, падение на участках.
  • Береговая обстановка, рабочий берег.
  • Среднемесячные расходы реки в данной точке.
  • Суточные колебания уровня воды (если существенны).
  • Возможные опасности и рекомендации к организации страховки, характер реки ниже препятствия.
  • Специальное снаряжение, необходимое для просмотра и страховки.
  • Места для организации базового лагеря.
  • Описание прохождения.
  • Информация о ЧП и аварийных ситуациях.

Международная классификация разделяет все бурные сплавные реки на шесть категорий:

Категория I: несложные.

Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Читайте также:
Российские рафтингистки завоевали призовые места на Кубке Турции

Категория II: умеренно сложные.

Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.

Категория III: сложные.

Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

Категория IV: очень сложные.

Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные.

Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.

Категория VI: официальный верхний предел.

Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.

Критерии:

  • наличие препятствий,
  • возможность оценить линию движения,
  • последствия ее несоблюдения

Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом – второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория – это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется “половина” или “треть” категории: III-, III, III+, IV- и т.д., или двойное обозначение: III-IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего.

Адиссоновский вариант

Эффективная система должна включать следующие элементы:

Сложность – абсолютный минимум технических навыков необходимых для успешного прохождения данного препятствия. Эта величина не должна иметь максимального ограничения.

Опасность – тяжесть последствий в случае совершения ошибки.

  • Один – отсутствие какой либо опасности.
  • Три – есть вероятность получить травму.( перелом, порез с кровотечением, возможность серьезных проблем) смертельный риск невелик, конечно это тоже будет зависеть от удаленности.
  • Пять – высокая вероятность серьезной травмы с непредсказуемыми последствиями (перелом позвоночника, и т.п.) Высокий смертельный риск.
  • Шесть – Нет шансов.

Удаленность – продолжительность ожидания оказания сторонней помощи.

  • А – помощь достижима в границах часового интервала.
  • В – Больше часа, но меньше суток.
  • С – Больше 24 часов.

“Насколько сложна для меня эта река (порог) и что случиться, если я совершу ошибку?” Водопад Ниагара 3.5А

  • 3 – Сложность – технически несложен.
  • 5 – Опасность – высок шанс серьезной травмы и смертельного исхода.
  • А – Удаленность – помощь менее, чем в часе достижения.

Порог Киши1 – 2 на реке Белая 5.3В

  • 5 – Сложность – технически сложен.
  • 3 – Опасность – есть вероятность травмы, смертельный риск невелик.
  • В – Удаленность – помощь достижима в пределах одних суток.

Категории сложности

“Легкое препятствие”. Доступно для прохождения туристам, не имеющим
туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и
разведки. Характерно для маршрутов I к. с.

“Простое” препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим,
скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов
II к. с.

Препятствие “средней” трудности. Локальный порог со спокойным
участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды.
Определяющее препятствие маршрутов III к. с.

“Сложное” препятствие. Протяженная шивера или порог с большим
количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В
конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна
разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.
Определяющее препятствие маршрута IV к. с.

“Трудное” препятствие”. Технически трудный протяженный порог или
шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия
движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока,
где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и
страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.

“Очень трудное”, опасное препятствие. Опасный сложный каскад
препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят
из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное
препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки
и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов
VI к. с.

“Сверхтрудное” препятствие. Труднопроходимое для любого класса
судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни
членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для
маршрутов-первопрохождений VI к. с.

Читайте также:
Артём Шумаев представит Россию на Чемпионате Европы по рафтингу

Черник.

Категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С.

При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С,

к препятствиям 5 к.с. – 4С, 5А, 5В.

К подкатегории 6С относятся лишь непроходы,

очень опасные пороги и “суперпороги”.

Шварц.

Основная идея введения шкалы сложности для подмосковных рек (как, собственно и основной шкалы сложности) – с опытом N-й категории на N+2-ю лучше не ходить.

Для Московской области и прилегающей к ней территорий, можно обоснованно ввести 4 градации (называемые А, Б, В, Г). Я не могу сформулировать формальные критерии, поэтому при определении сложности реки отталкиваюсь от эталона.

  • А – Истра
  • Б – Волгуша
  • В – Большая Сестра
  • Г – Выпрейка
  • Д – Мутенка, Комола

Опыт прохождения равнинных речек с точки зрения сплава по подмосковным паводковым заменяет А, Карельских двоек-троек – А+, отягощаемый излишней уверенностью в своих силах, валдайских шиверистых без особых завалов (типа Шегринки) – Б, с завалами (Льняная или Волма в хорошую воду – Г), опыт Кунянки, Щеберехи совершенно достаточен для любых выходов. О серьезных азиатских реках я и не говорю.

Требования к опыту участников и руководителя в водных походах.

*) – решением МКК могут быть снижены , но не более чем на один год, требования к возрасту участников, имеющих подготовку в учебных туристских и спортивных школах, спортивных секциях и клубах, специализирующихся на спортивном туризме.
Обозначения в Таблице 1: н/к –некатегорийный маршрут; ст.с.- степенной маршрут; 2х5 – два маршрута 5 к.с.; (4-п.3.2.6.) – четыре, в соответсвии с п.3.2.6. настоящих Правил.

Требования к подготовке участников походов различной категории сложности в зависимости от типов судов.

«Некий каякер-новичок подходит к серьезному порогу и спрашивает у своего более опытного товарища: “Как ты оцениваешь этот порог?”. На что последний отвечает, что данный порог 5 (международной) категории сложности. Каякер-новичок проходит порог и ему, как говорится, “не вставляет”. Через некоторое время тот же каякер задает тот же вопрос перед прохождением другого сложного порога, и получает тот же ответ. Во время прохождения порога каякер влетает в серьезный котел, и его там “заваривает” надолго. В конце концов ему все же удается выбраться из этого котла живым. Еще некоторое время спустя, на вопрос о том же самом перед очередным прохождением очередного порога, каякеру сообщают… да, вы угадали, что этот порог 5 категории сложности. Но на выходе из порога неожиданно образовался завал, и каякер там “убрался”.
По-моему, очень конкретный пример различия препятствий одной и той же категории. Поскольку ни одна категория не дает полной информации ни о реальной динамике потока, ни о количестве камней в русле, ни об уклоне реки на данном участке. Так же ничего нельзя сказать о расходе, возможности постановки страховки, возможности аварийного выхода в районе препятствия и т.д.»

“Ну и какую информацию вы получили, узнав, что данная река является маршрутом именно этой категории сложности?” Отвечаю сам – ЯВНО НЕДОСТАТОЧНУЮ для планирования этого маршрута!

Вот мы и подошли к вопросу, который был задан в начале этой статьи. А теперь я попытаюсь еще раз разложить все по полочкам. Итак – нужны ли эти категории? Да, безусловно – просто для первоначальной ориентировки при выборе маршрута. Типа, ткнуть пальцем, закрыв глаза, в карту Евразии. Только информативность будет такая: “попал на территорию Киргизии, там протекает какая-то речка, в горах, довольно длинная”. Ну, еще вы сможете предположить, что вам стоит/не стоит изучать этот маршрут дальше, в силу того, что у вас изначально достаточно/не достаточно соответствующего опыта. То есть решается вопрос о СМЫСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ данного варианта, как ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО. И все!

А дальше начинается изучение материалов, как объективного характера (гидрология, уклон русла, расход воды по сезонам), так и частично субъективного (отчеты, описания, дневники). Причем, для набора некой статистики, субъективного материала должно быть… много более одного.»

Нельзя забывать:

Категория – это отрезок

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Общие сведения о водных преградах

На территории России имеется большое количество водных преград. Следствием этого является то, что среди стихийных бедствий в нашей стране по повторяемости, площади распространения и материальному ущербу на первом месте стоят наводнения, когда возникает необходимость спасения людей, животных, эвакуации ценного имущества, замены разрушенных мостов.

Необходимость в оборудовании переправ может часто возникать при обеспечении проезда сил ликвидации ЧС к местам крупных промышленных аварий, взрывов, пожаров, при возникновении районов заражения в самых различных по природным условиям регионах страны. Кроме того, может потребоваться оборудование переправ и через суходолы, глубокие овраги, ущелья, чрезвычайные ситуации последних лет – землетрясение в Нефтегорске, сход селей в Кабардино-Балкарии и другие ЧС тому подтверждение.

Водные преграды – это естественные или искусственные водные препятствия (реки, каналы, озера и водохранилища, лиманы, фиорды, проливы и др.).

В технической литературе реки, каналы, озера, водохранилища и т.п. объединяются термином акватории, то есть водные территории. Термин же водные преграды – это военный термин.

Читайте также:
История рафтинга

В военной литературе выделяют также термин “препятствия”, которым охватывают канавы, рвы, овраги, ущелья и т.п., в которых может отсутствовать вода или присутствовать в количестве, не влияющем на условия преодоления этих препятствий.

Значение водной преграды и препятствия, с точки зрения возможности их преодоления, определяется: характером преграды или препятствия и прилегающей к ним местности; временем года, суток и состоянием погоды; мероприятиями противника по усложнению условий преодоления водных преград или препятствий или характером последствий чрезвычайных ситуаций (паводки, разрушения гидростанций и других экологически опасных объектов); характером действий сил и мероприятиями по обеспечению преодоления водных преград и препятствий.

Характер водных преград, а в определенной мере и препятствий, определяется их шириной, скоростью течения, глубиной и профилем русла, высотой и крутизной берегов, свойствами грунта дна и берегов, наличием гидротехнических сооружений (береговых и струенаправляющих дамб, шлюзов и плотин), наличием бродов, постоянных мостов и паромных переправ, судоходством и наличием местных плавательных средств (плавсредств).

В особых условиях характер водной преграды, кроме того, определяется: в паводок и при искусственных попусках – интенсивностью изменения ширины преграды, скорости течения и глубины; при ветровом волнении водной поверхности – его интенсивностью (балльностью); при ледоходе – его характером (шуга, сало, льдины), плотностью и состоянием ледяного и снежного покрова, а также температурой воздуха.

В практике водные преграды классифицируются по основным признакам: по ширине, глубине, скорости течения; интенсивности ветрового волнения; по крутизне берегов.

В основу деления каждого признака на категории положен анализ влияния характера водной преграды на возможность применения различных переправочно-мостовых средств, организации различных видов переправ, видов мостов и способов их строительства.

В этом свете классификация водных преград является фактически механизмом оценки местности и основой для принятия решения на организацию преодоления водных преград и препятствий.

Ширина водной преграды является главным фактором, характеризующим ее как препятствие. От ширины зависит выбор способа переправы, потребность в переправочных средствах (вид средств и их количество), продолжительность переправы.

В классификации, принятой в практике, водные преграды разделяются по их ширине на следующие категории:

очень узкие (до 40 м), преодолеваемые, в основном, без плавающих средств, вброд, по льду и по механизированным мостам;

узкие (40…100 м) и средние (100…250 м), когда преодоление водных преград возможно на плавающих средствах, паромах и по мостам;

широкие (250…600 м), когда мостовые переправы оборудуются только в благоприятных условиях обстановки;

крупные (600…2000 м), преодолеваемые, в основном, на плавающих средствах и паромах;

особо крупные (свыше 2000 м), преодоление которых осложняется отсутствием прямой видимости противоположного берега, что требует специального навигационного обеспечения переправы.

Ширина рек не постоянна. Она зависит от времени года и характера местности, по которой река протекает. Наибольшей ширины реки обычно достигают в половодье и паводки. Кроме того, ширина реки может быть значительно увеличена за счет искусственных попусков, создаваемых в результате разрушения гидротехнических сооружений.

Среди очень узких и узких водных преград в особую группу следует выделить каналы. На судоходных каналах из-за крутых берегов на них, обвалований и относительно большой глубины не везде возможно применение самоходных переправочных средств, наплавных и механизированных многопролетных мостов. При строительстве мостов через каналы обычно возводятся опоры специальных конструкций (свайно-рамные и башенные) или применяются увеличенные пролеты, отличающиеся повышенной грузоподъемностью возведения.

Скорость течения водной преграды определяет возможность применения переправочных средств по условиям их управляемости на течении, оказывает влияние на продолжительность рейсов переправочных средств, на выбор способов передвижения паромов и на устойчивость наплавных мостов.

По скорости течения они классифицируются на водные преграды:

со слабым течением (до 0,5 м/с), не влияющим на использование всех типов плавсредств;

со средним течением (0,5…1,0 м/с), когда применяются, в основном, переправочно-мостовые средства;

с быстрым течением (1,0…2,0 м/с), когда осложняется применение паромных переправ из табельных средств;

с очень быстрым течением (свыше 2,0 м/с), когда невозможно применение самоходных переправочных средств, паромные переправы оборудуются при удержании паромов на течении с помощью тросовых систем; наплавные мосты эксплуатируются с ограничением их грузоподъемности и пропускной способности; невозможно строительство низководных мостов; паромные переправы только на судах речного флота.

Скорость течения может резко возрасти в результате разрушения гидротехнических сооружений, сильных ливневых дождей в верховьях реки и других стихийных бедствий.

Ветровое волнение на водных преградах при определенной степени его интенсивности (балльности), которая характеризуется высотой (h), длиной волны (l) и периодом ее колебания (t), может значительно усложнять эксплуатацию переправочных средств и наплавных мостов или полностью исключать возможность их применения.

При волнении от 1 до 2-х баллов (l = 5…15 м, h = 0,25…0,75 м, t = 2…3 c) применение переправочных средств существенно осложняется.

При волнении от 2-х до 3-х баллов (l = 15…25 м, h = 0,75…1,25 м, t = 3…4 c) табельные самоходные переправочные средства применяются со специальным оборудованием, паромы и наплавные мосты при снижении их грузоподъемности.

При волнении свыше 3-х баллов переправа на табельных переправочных средствах невозможна.

Читайте также:
В Рязанской области завершился чемпионат ЦФО по рафтингу

Глубина водной преграды в значительной степени определяет способ переправы и возможность возведения низководных мостов.

По глубине водные преграды классифицируются на:

мелкие (до 1,5 м), когда возможна переправа вброд (колесная техника – до 0,8 м, гусеничная – до 1,5 м);

глубокие (1,5…5 м), переправа вброд невозможна, возможны другие виды переправ, в т.ч. строительство низководных мостов;

очень глубокие (свыше 5 м), когда возможна переправа на плавающих средствах и паромах, а также по наплавным и комбинированным мостам и практически невозможно строительство низководных мостов.

В паводок в результате разрушения гидротехнических сооружений и при других стихийных бедствиях глубина водной преграды может существенно возрастать.

Крутизна берегов водной преграды может ограничить использование различных переправочно-мостовых средств, резко снизить успех их применения или вызвать необходимость выполнения значительного объема работ по устройству съездов и выездов на трассах переправ и на подходах к мостам.

По крутизне берегов водные преграды различают на преграды: с пологими берегами (до 15°), когда выход техники и самоходных переправочных средств не затруднен; с крутыми берегами (15…25°), которые преодолеваются танками и техникой на их базе; с обрывистыми берегами (свыше 25°), когда необходимо оборудование съездов и выездов.

Ледоход на водной преграде при определенной его плотности (отношение суммарной площади льда к площади водной поверхности) вызывает значительные осложнения в применении переправочно-мостовых средств. В условиях ледохода с плотностью 0,2…0,4 необходима защита переправочных средств ото льда, использование специальных способов передвижения по воде и проведение других инженерных мероприятий. При плотности ледохода более 0,4 применение переправочных средств становится невозможным.

Ледостав на водной преграде может быть неустойчивым, устойчивым и с достаточной или ослабленной прочностью льда, что будет иметь место, в частности, при повышении температуры воздуха (при оттепелях и весной).

Основным содержанием преодоления водной преграды силами МЧС является процесс переправы, то есть процесс перемещения сил каким-либо способом с одного берега на другой.

Категории сложности водных препятствий

Первая категория, третья, пятая категории препятствий – что мы знаем о них? Есть международная классификация, есть русская – но и та и другая написана сухим языком технологических подробностей. А что на самом деле происходит на том или ином уровне? Что чувствует себя человек, выпавший за борт на участке второй или четвертой категории сложности? Что можно ожидать в том или другом случае?

На все эти вопросы вы получите ответы из нашей небольшой статьи, которую можно было бы озаглавить «в спасжилете по порогам».

Класс I: почти отдых

Что такое препятствие первой категории? Это быстро текущая вода со стремнинами и небольшими валами. Вряд ли вы выпадете из лодки на этом участке, но если такое все же произошло – берег легко достижим. Некоторые экстремалы считают такой заплыв даже приятным отдыхом от гребли. Практически все снаряжение остается в целости и сохранности. Правда, лодку может немного поцарапать.

Класс II: для любителей

Здесь вы встретите прямолинейные пороги с широкими, чистыми проходами, очевидными без разведки. Оказавшись за бортом, отдыхать не придется – активно собираем вещи и следим, чтобы не напороться на скользкие камни и колючий кустарник при выходе на берег. Весла, если были потеряны, придется искать далеко внизу по течению. Что-то может оказаться безвозвратно утраченным – как правило, это мелкие предметы. От ударов о подводные камни на лодке могут появиться вмятины и глубокие царапины.

Класс III: будь всегда готов!

Пороги третьей степени даже при желании бывает уже сложно обойти. Вас ожидают нерегулярные валы, вспененная вода. Здесь упасть за борт – легкое дело, и надо быть готовым к последствиям. Ноги будут периодически больно царапаться об острые подводные камни. Некоторые вещи придется добровольно отдать потоку. Трудное решение держаться за лодку может привести к неприятным моментам, когда пловец обнаруживает себя ниже по течению от судна. Весло вполне может оказаться в небольшой бочке значительно выше по течению. Все личное снаряжение уплывает от вас в разные стороны. Те, кто оказался на берегу раньше вас, дают ценные советы. На лодке реально обнаружить вмятины.

Класс IV: экстрим начинается

Четвертая категория чаще всего встречается в холодных горных реках, и чтобы не замерзнуть заранее позаботьтесь о гидрокостюме. Напряженные, мощные, но предсказуемые пороги требуют точного маневрирования при плавании в турбулентном потоке. И здесь лучше перестраховаться и либо обойти опасный участок по берегу, либо в точности соблюдать все инструкции и быть готовым ко всему. Очень страшно упасть в мощные сливы, а выбраться на сушу бывает весьма затруднительно и в некоторых случаях вовсе не рекомендуется. Про весло можно забыть совсем. Давлением воды смывает гермоупаковку со всеми ценными вещами – потом их находишь только при большом везении. И сама лодка может запросто застрять в центре порога. Даже за спасконец, который бросают более счастливые товарищи, не так-то просто ухватиться. В общем, плавать по такой воде – удовольствие не для слабонервных, и избежать его намного проще, чем преодолеть.

Читайте также:
Лучшие места для рафтинга в России

Класс V: только для спецов

Прохождение препятствия пятой категории без сплавсредства – это даже не для экспертов, а для героев. Вода, как правило, имеет температуру около 5 градусов Цельсия и, сами понимаете, долго находиться в ней без серьезного вреда здоровью не получится. Слово плыть – здесь более чем не уместно, потому что от вас тут почти ничего не зависит. Можно застрять в бочке, и даже попытки свернуть быстрее на берег не удаются, так как пороги данного класса имеют протяженность километр или более. Давлением воды с вас, как правило, смывает все, что можно смыть, за первые несколько секунд (обувь, перчатки, солнцезащитные очки и т.п.). Про то, что было в лодке и говорить нечего: большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается за несколько минут, а то и вовсе – секунд. Если лодку удается спасти, она, как правило, требует трехдневного ремонта. Без травм вы на сушу не выберетесь, – переломы, переохлаждение и сотрясения мозга вам почти гарантированы. В общем, умный в порог пятой категории не пойдет, умный его обойдет!

Класс VI: не для пловцов

А этот раздел уже не для нашей статьи по определению: в такой воде не плавают совсем, никак и ни за какие коврижки! :)

Техника водных походов: преодоление естественных препятствий

Классификация водных препятствий

Международная и российская классификации разделяют водные препятствия на 6 категорий: препятствия первой категории считаются самыми простыми, шестой категории – самыми трудными для прохождения и опасными для жизни.

Категория сложности присваивается на основе следующих таких факторов:

  • уклон русла;
  • расход воды в реке на данном участке;
  • протяжённость и концентрация сложных элементов;
  • насколько потенциально опасным является препятствие для жизни спортсмена.

Препятствия и их преодоление

1. Естественные препятствия.

А) Песчаные и каменистые мели и перекаты. Для легких туристских судов, как правило, серьезной опасности не представляют. Препятствия проходятся по наиболее глубокому месту, которое можно определить по темному цвету воды, большей скорости течения, крупной и ровной волне при ветре. В случае, если глубина недостаточна для прохождения груженой байдарки, лодки следует проводить, либо обносить. Б) Быстрины. Удобны для движения на прямых участках рек без особенно больших уклонов, но на поворотах требуют осторожности. Во избежание навала лодки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега. В) Топляки и одинцы. На малых и средних реках возможна встреча с затонувшими деревьями – топляками и одиночными камнями – одинцами. Если эти препятствия находятся под водой, то их узнают по кругам на воде, бурунам ниже препятствия или по так называемой вершине треугольника, образуемой двумя струями потока, разбивающегося о камень или дерево. Если одиночное препятствие вовремя замечено, лучше сразу изменить курс и обойти его. Если оно замечено с опозданием, следует резко затабанить с борта, противоположного препятствию, а затем выровнять лодку. Г) Заросли. Нависшие над водой ветви деревьев и кустов могут служить причиной переворота туристского судна. Поэтому, особенно на быстрых реках, следует держаться подальше от таких мест и не пытаться затормаживать лодку, ухватившись за ветки руками. Д) Заторы. Образуются из плавучего мусора в местах, где какие-либо предметы (бревна, ветки, проволока, колья, тросы) перегораживают русло. Заторы следует проходить и расчищать осторожно, помня, что ближе к окончанию их толщина (мощь) возрастает. Отнимают много времени и сил. Е) Завалы. Образуются там, где упавшие деревья перегораживают реку. Имеют свойство сочетаться с заторами (сначала – затор, потом — завал). В случае завала, лодки приходится обносить по берегу, либо расчищать проход – растаскивать завал, прорубать, либо пропиливать проход. Имеют свойство расти от года к году. При высокой скорости течения важно заранее пристать к берегу, чтобы не быть затянутым под это препятствие. Ё) Пороги. Порог – это участок реки с большим падением, высокой скоростью течения, обычно осложненный многочисленными камнями и стоячими волнами от сходящихся струй. О приближении к порогу можно узнать по замедлению течения и гулу от падающей воды. Несложные пороги встречаются уже на маршрутах 1-3 категории сложности, поэтому нужно знать хотя бы общие правила их прохождения. Несложный порог по видимому фарватеру преодолевают, как быстрину, при положительной скорости лодки (то есть, при наличии собственной скорости вперед относительно скорости воды). Если камней в русле много и их нельзя обойти стороной, приходится маневрировать между ними. Для этого надо притабанивать со стороны препятствия и делать сильные гребки с другой стороны, стремясь как бы «обтечь» камень корпусом лодки, все время просматривая дальнейший путь вперед. На малых реках есть смысл держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями порога, так как здесь обычно глубины больше, а русло чище. Но на больших реках, где есть опасность быть залитым стоячими волнами, надо избегать движения через вершину треугольника. В любом случае, если предварительный осмотр порога (обязателен) дает основания сомневаться в успешности его преодоления, надо проводить лодки вдоль берега, либо обносить его.

Читайте также:
Сплав по Замбези

2. Искусственные препятствия. Мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав относятся к искусственным препятствиям. А) Мосты. На небольших реках их проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Предварительно надо убедиться, что перед мостом нет старых устоев, топляков, спиленных свай и других подводных и надводных препятствий. В случае обнаружения таковых, корректируется курс лодок. Следует помнить, что в пролетах течение заметно убыстряется. Подходить к мосту надо на малой скорости, заранее взяв точное направление. Особенно осторожными нужно быть при проходе под мостами, пересекающими реки под острым углом, — вероятность навала на препятствия в этих случаях выше. Кроме того, пролеты мостов нередко бывают захламлены, что создает дополнительные трудности. Б) Низководные мостики и клади. Иногда их можно преодолеть, откинувшись на дно лодки и убрав весла. Порой бывает нужно подтопить лодку, чтобы увеличить ее осадку. В крайних случаях такие препятствия обносят, либо разбирают, полностью или частично, расчищая проход. В) Паромные переправы. Проходятся в соответствии с положением парома: или посередине реки над тросом, или под ним, прижавшись к высокому берегу. Г) Плотины, шлюзы, запани, лесные заторы, молевой сплав, наплавные мосты. Такие препятствия обычно требуют обноса. Для этого нужно, не подходя близко к препятствию, пристать к берегу и просмотреть путь волока. Перед волоком байдарки нужно разгружать. В отдельных случаях узкие пешеходные наплавные мостики или запани без заторов можно преодолеть в лоб, слегка притопив одно из звеньев моста или лесоудерживающего бона. Шлюзоваться можно только с разрешения начальника шлюза. В шлюзе туристским судам не разрешается стоять близко к стенкам и воротам камер, находиться между большими судами. Выходить из шлюза следует сзади каравана судов.

Как переправляться через реку вброд

— это неглубокое место в реке, по которому можно пересечь ее пешком или на автомобиле.
Прохождение реки вброд
есть наиболее частым случаем переправы. Если речка мелкая или очень узкая, что ее можно перепрыгнуть, то преодолеть такую реку не составляет больших усилий. Но для широких и глубоких рек нужно знать, как правильно выбрать место брода. Брод можно найти по таким внешним его признакам: рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, островки, перекаты, плесы, отмели, а также тропы и дороги, что спускаются к реке.

Ниже на рисунке показана обобщенная схема реки, где показаны возможные глубины на реке.

Следует отметить, что брод на различных реках может определяться иначе. Так на равнинных реках при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, ила, глубоких ям, коряг, тины, затопленных деревьев и других предметов, которые, могут вызвать серьезные осложнения при осуществлении переправы через реку. А вот в горной реке найти брод по внешним признакам еще сложнее. Здесь нужно определить ширину русла реки, возможную ее глубину, состояние дна и скорость течения. Очень важно выбрать тактику преодоления реки, т.е. после находки брода нужно выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег.

Если река очень сложная, то пользуются страховочной веревкой, которая со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. После успешной переправки реки, участник закрепляет веревку за надежный предмет, чтобы помочь переправиться другим туристам. Держась за веревку, туристы лицом навстречу течению переходят реку. Если река имеет очень большое течение, то к веревке нужно прикрепиться карабином или страховочной петлей. Чтобы не оставлять веревку, последний участник отвязывает ее и прикрепляется к ней, и потом с помощью шеста переправляется через реку. Считается, что безопаснее переправу через реку вброд осуществлять в одежде и обуви.


Это типичное препятствие на небольших речках. Вернее, они встречаются и на больших, однако здесь их легко обойти, а значит, это уже не препятствие. Рулевой должен постоянно следить за рекой и вести свою байдарку так, чтобы она по возможности реже касалась дна, особенно если оно каменистое. Мели обычно выдают себя более светлым цветом воды, гладкой поверхностью и снижением скорости течения. На извилистых реках они обычно располагаются у низкого берега или являются продолжением песчаных кос. Иногда проходимая для байдарки глубина оказывается вплотную к крутому берегу, поросшему деревьями, многие из которых наклонены в сторону реки или даже лежат в воде. Учитывая, что скорость течения в этом месте существенно возрастает, надо быть особенно внимательным.

Сидящий впереди обязан заранее предупреждать о нависшем дереве или торчащей из воды коряге, а рулевой четко отдавать приказы, как проходить то или иное опасное место. Без специальной команды ни в коем случае нельзя хвататься за ветки деревьев или отталкиваться от берега — это зачастую кончается опрокидыванием лодки. Для снижения скорости при входе на такой участок допускается табанить, т. е. грести в обратную сторону. А еще лучше выйти из байдарки, осмотреть опасное место, при необходимости убрать помехи, а уж потом с ветерком проскочить этот участок. В случае реальной угрозы опрокидывания рулевой обязан прыгнуть в воду и удержать байдарку. При некоторой ловкости такой маневр позволяет ограничиться купанием только рулевого. Ну что ж, бывает и такое, зато потом, сидя у костра, это событие с большой активностью обсуждается всей группой, которая, конечно же, отдает должное отваге рулевого.

Читайте также:
В Алтайском крае прошёл чемпионат России по рафтингу

Перекаты

Так называются мелководные, часто каменистые участки реки. Они значительно опаснее мелей. На хороших картах и туристских схемах перекаты отмечены условными обозначениями или видны по сгущению параллелей, характеризующих высоту над уровнем моря. Река на перекате шумит, шум этот обычно слышно издалека. Опасность заключается в том, что при большой скорости течения на пути байдарки встречаются большие и малые камни, при ударе о которые возможны разрыв оболочки, поломки деталей каркаса, а иногда и опрокидывание. На первых порах, пока нет еще достаточного опыта, подходя к перекату, остановитесь и внимательно ознакомьтесь с характером течения реки. При этом рулевой должен запомнить буквально каждый большой камень и определить, с какой стороны его обходить. Если перекат длинный (сотни метров), против особо опасных мест необходимо установить вешку из веток или поставить своих товарищей. Направлять судно следует по наиболее мощным сливам, хорошо заметным по вытянутым языкам потока. Здесь уместно напомнить, что на перекатах наиболее эффективно управление байдаркой с помощью весла. Большие и опасные перекаты надо проходить по очереди, причем вести каждую байдарку должны наиболее опытные и сильные участники похода. И если вы побоитесь пройти такой перекат, не стесняйтесь. Проведите свою лодку на бечеве поближе к берегу. Хотя вы лишитесь острых ощущений, но зато сохраните в целости байдарку и находящееся в ней имущество. Ни в коем случае нельзя сплавляться по сложным перекатам с детьми.

При переходе реки вброд необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности.

— При выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой. — Реку переходить в месте, выбранном разведкой. Самим переправляться в других местах запрещается. — При переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами. — Для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять — прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее. — При движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный. — Для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата. — Переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

Осуществление переправы вплавь

Переправу вплавь применяют тогда, если невозможно применить другие виды переправы через водоем. При такой переправе желательно использовать вспомогательную веревку, с помощью которой переправляют людей и рюкзаки (рюкзаки укладывается в полиэтиленовый мешок во избежание намокания). Если на реке имеем бурное течение, то в этом случае желательно отказаться от прохождения водной преграды, так как такая река может быть опасной.

Наиболее частый вид переправы через небольшие реки и другие водные препятствия — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке.

Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопление деревьев и других предметов, которые при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки. Определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата, определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

Переправа вброд через горные реки со скоростью течения более 3-4 м/сек с каменистым дном возможн а: человеку — при глубине по колено, верховым лошадям — при глубине по брюхо, для телеги в упряжи — не выше оси хода.

Классификация водных преград по степени сложности

Международная классификация разделяет все бурные сплавные реки на шесть категорий:

Категория I: несложные. Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Категория II: умеренно сложные. Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.

Категория III: сложные. Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

Читайте также:
Галилео- катамараны

Категория IV: очень сложные. Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные. Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.

Категория VI: официальный верхний предел. Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.

Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом — второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория — это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется “половина” или “треть” категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего. Это обстоятельство необходимо всегда иметь в виду, поскольку по высокой воде большинство рек становится сложнее. Однако некоторые реки, наоборот, упрощаются.

Конечно, приведенная классификация весьма противоречива. Но в действительности такая экспертная оценка по грубой шкале из нескольких баллов — единственный способ оценить сложность реки более или менее объективно. Никакие количественные параметры — уклон, расход, скорость течения (средняя? максимальная? какая-то средневзвешенная?), количество камней (среднее? максимальное на 1 км? на 100 м?) — не могут дать полной информации о реке; сложность определяется только всей совокупностью этих параметров, а она, по определению, уникальна для каждой реки. С другой стороны, критерии оценки должны быть достаточно простыми; любая сложная шкала неизбежно будет слишком субъективной. В международной шкале такими критериями являются: наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. Объединяет их только то, что сложность реки определяется методом экспертных оценок — и никаким другим образом, по-видимому, определяться не может — и то, что обе они используют шестибалльную шкалу. По существу, они просто относятся к разным видам деятельности. В международной классификации более четко определены критерии для присвоения реке той или иной категории, применительно к спортивному сплаву. Отечественная же классификация водных путешествий формально основана всего на двух критериях — километраже и продолжительности — и, с формальной точки зрения, никак не отражает техническую сложность препятствий.

Отсутствие в отечественной шкале четко определенных критериев — что именно считать шестеркой, а что единичкой (в смысле технической сложности) — и привело к тому, что сложившаяся система классификации оказалась не только отличной от международной, но и различной в различных регионах, клубах и даже отдельных туристских группах. Кроме того, отсутствие единого толкования понятия “техническая сложность похода” привело к тому, что в одной категории оказываются, например, сплав по бурным рекам и путешествия в труднодоступных районах, не имеющие между собой практически ничего общего.

Необходимо также иметь в виду, что отечественная классификация сплавных рек формировалась, в основном, применительно к катамаранам и в меньшей мере — к почти вышедшим из употребления плотам и к двухместным байдаркам как к самостоятельному классу судов. Оценка сложности именно для каяков не производилась практически нигде — в первую очередь, из-за отсутствия отечественной школы сплава на каяках вообще и, в частности, из-за отсутствия достаточного количества компетентных экспертов. Поэтому нередко существующая классификация неадекватно отражает сложность конкретных рек для каяков.

Соотношение между отечественной и международной классификацией достаточно сложно и неоднозначно; строго говоря, такую переоценку надо выполнять индивидуально для каждой реки. Международная категория I в основном соответствует отечественным 1–2 к.с. (например, Щегринка и многие карельские речки без крупных локальных порогов). Категория II примерно соответствует отечественным 2–3 к.с. (Мста, локальные пороги в Карелии). К категории III могут относиться препятствия от 3 к.с. на горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских, т.е. относительно простых, “пятерок”, включая большие примитивные плотовые реки (Катунь, Каа-Хем, Ока). Категория IV ближе к отечественной 5 к.с. (Чаткал — эталонная “пятерка” — вписывается в нее очень хорошо). Категория V охватывает верхнюю часть отечественной 5 к.с. и большинство рек 6 к.с. К международной VI категории можно отнести только несколько суперсложных рек (Башкаус, Чулышман, Аргут, Муксу, Обихингоу, Сары-Джаз).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: