Какое необходимо снаряжение для парапланеризма

Первый шаг в небо: парапланеризм

Герой моего любимого фильма «Трасса 60», странствующий борец за правду Боб Коуди, рассказывал своему попутчику Нилу об американском историке Фредерике Тернере: «Лет сто назад он придумал теорию о границах. Граница — это нечто вроде предохранительного клапана цивилизации, чтобы мы совсем не сошли с ума. Когда появляются люди, не желающие жить как все, они устремляются на границу. Тернер умер в 32-м и так и не увидел, что стало с миром, в котором кончились новые границы».

Невзирая на пессимизм мистера Коуди, прошедшим летом мы с коллегами решили отправиться на поиски новых границ — границ собственных возможностей. Мы договорились, что каждый из редакторов «Популярной механики» научится чему-нибудь новому и расскажет об этом на страницах журнала, чтобы читатели могли вдохновиться его опытом и избежать распространенных ошибок в своем бегстве от повседневности. Ваш покорный слуга решил штурмовать границу с небом — научиться летать на параплане. В первый раз я остался один на один с третьим измерением еще в августе, а материал удалось подготовить лишь к декабрю — летная погода этой осенью была в дефиците. Однако пусть вас не смущает зеленая травка на фотографиях: парапланеризм не относится к сезонным видам спорта и научиться летать можно в любое время года.

Схватка с землей

За помощью в осуществлении древнейшей мечты человечества применительно ко мне я обратился к Александру Тронину, основателю парапланерного клуба paraclub.ru. Вечером того же дня руководитель полетов Сергей уже демонстрировал мне параплан и объяснял его устройство. Вводное занятие — самое важное. Начинающим пилотам настоятельно рекомендуется с первого же знакомства разобраться в устройстве параплана, стропной системы и подвески, понять, для чего служит каждый элемент и как они взаимодействуют. Готовить крыло к полету, контролировать запутывание строп, пристегивать свободные концы к подвесной системе, занимать взлетное положение, брать в руки ряды и клеванты пилот должен только сам. Полагаться в этом деле на инструктора не стоит: оценить готовность оборудования со стороны намного сложнее, чем стоя в подвеске.

Свое первое упражнение с парапланом — прямой старт — я запомню на всю жизнь. Пилот принимает взлетную позицию — становится спиной к крылу, берет в руки клеванты и А-ряды, — разбегается и поднимает крыло над головой. Взлетная скорость, с которой крыло должно двигаться относительно воздуха, чтобы расправиться и подняться с земли, — примерно 8 м/с (28 км/ч). Нормальные люди так не бегают. Поэтому, когда ноги сделали все что могли, пилот должен сделать рывок руками и вывести крыло над головой. «Это как велосипед, — говорит Сергей, — ноги и руки должны действовать синхронно и делать свое дело. Это трудно объяснить, можно только почувствовать. Чтобы вывести крыло, не нужно долго бежать, нужно лишь на короткое время развить взлетную скорость».

Сказать, что было тяжело, — значит не сказать ничего. Чтобы вывести крыло, я прикладывал усилия, какие не развивал никогда в жизни. Как только крыло надувается и поднимается с земли, оно начинает сопротивляться движению и резко останавливает разбег, остается надеяться только на руки. Небольшой встречный ветер мог стать большим подспорьем, но в тот день был полный штиль. Как назло, вместе со мной занималась еще пара курсантов, которых Бог не обделил богатырской силой, и они с видимой легкостью бегали по полю с крылом над головой. Мой же купол поднялся в воздух лишь один раз. Я был тотально деморализован. Между тем уже через пару дней занятий я усвоил правильное взаимодействие рук и ног, и прямой старт стал отнимать намного меньше сил. Сейчас я уверенно вывожу купол даже в самую спокойную погоду.

Выведя крыло за А-ряды, пилот бросает их, оставляя в руках ручки управления, и продолжает бежать. Первоочередная задача для новичка — научиться компенсировать крен крыла, удерживая его прямо над головой и не давая упасть в сторону. Перетянуть крыло силой не удастся, можно лишь подбежать под него, чтобы вновь оказаться по центру. Таким образом, если крыло падает вправо, нужно бежать правее, при этом затягивая левую клеванту, чтобы сам купол стремился повернуть налево. Такая разобщенность действий (бежать в одну сторону, рулить в другую) сбивает новичка с толку, поэтому приходится отводить некоторое время тренировкам, чтобы наработать правильную моторику. Прямой старт — один из основных способов старта в горах, особенно в штиль и на ограниченном пространстве, и единственный способ старта на лебедке. Начинающий пилот должен обязательно освоить его, прежде чем совершить свой первый самостоятельный полет.

Первый полет

На следующее утро наши инструкторы решили продемонстрировать курсантам, ради чего им приходится терпеть тяжелую наземную подготовку, и устроили тандемные полеты, в ходе которых ученикам предстояло поближе познакомиться с высотой, а заодно научиться взлетать на лебедке. Система затяжки состоит из двух частей: собственно лебедки и смотчика. Лебедка оснащена мощным двигателем, который затягивает пилота на высоту, подобно воздушному змею, а смотчик — двигателем поменьше, который сматывает трос для следующего старта. Лебедка и смотчик по возможности устанавливаются на поле таким образом, чтобы затяжка осуществлялась строго против ветра.

Оператор лебедки — опытный специалист, от которого в значительной мере зависит безопасность пилота во время набора высоты. Если представить себе, что параплан — это самолет на взлете, то его двигателями управляет именно оператор. Он регулирует тягу, принимая во внимание опыт пилота, его вес, погодные условия. При необходимости оператор лебедки может частично исправить ошибки пилота — например, компенсировать тягой крен по тангажу. Наконец, если что-то пойдет не так (пилот неровно выведет крыло или стартует с перепутанными стропами, «завязкой»), оператор лебедки остановит подъем. Оператор смотчика также внимательно следит за действиями пилота и держит связь с «лебедкой» по рации.

Читайте также:
Как сделать параплан с мотором?

Тандем-мастер Борис проводит инструктаж. Мое задание на первый вылет — некоторое время сопротивляться тяге, упираясь ногами в землю, затем бежать, пока мы не оторвемся от земли, усесться в подвеску поудобнее, а в конце затяжки почувствовать, что оператор лебедки ослабил тягу, и отцепить трос, резко дернув за специальную ручку. Признаюсь, во время этой первой затяжки у меня в голове вертелась только одна мысль: «Как я смогу объяснить коллегам, инструкторам, Саше Тронину, всем этим милым людям, почему после первого тандемного полета я, не говоря ни слова, просто сел в машину и уехал с поля?» Я до сих пор удивляюсь, когда слышу над полем восторженные крики девушек, приезжающих один разок прокатиться в тандеме.

К счастью, я был не просто катающимся, а учеником летной школы. Поэтому после затяжки Борис передал мне клеванты и я сразу успокоился, почувствовав, что полет — это хорошо контролируемый процесс. Я выполнял указания инструктора, слушал его рассказ о сохранении курса при боковом ветре, об облаках, о заходе на посадку и получал удовольствие. Оказалось, что поле в местечке Лечищево, где мы занимались, только внизу кажется скучным: с высоты птичьего полета открывается живописный пейзаж с видом на Истринское водохранилище, острова, уютный коттеджный поселок. В первый раз Борис помог мне с посадкой, во втором тандемном полете я уже управлял аппаратом до самого конца.

После экскурсии в небо я с радостью взялся за наземную подготовку. В тот день мы разучили обратный старт. При небольшом ветре пилот может вывести крыло практически только руками, стоя лицом к куполу. При этом стропы перекрещиваются и клеванты меняются местами: правой рукой компенсируется левый крен, левой — правый. При обратном старте крыло контролируется визуально, поэтому вылет с завязкой исключается. Подняв крыло, пилот поворачивается к нему спиной и стартует с горы. Во избежание запутывания строп важно раз и навсегда решить, в какую сторону поворачиваться к крылу и обратно, и делать это всегда одинаково.

Вечером я совершил свой первый самостоятельный вылет. Повинуясь спокойному голосу Бориса в рации, я облетел поле, сделал несколько поворотов и совершил точную посадку у старта. Я был счастлив.

Азбука маневров

Чтобы сдать практический экзамен и получить летную книжку, пилот должен освоить несколько маневров. В основе большинства из них лежит поворот. Совершить достаточно интенсивный и уверенный поворот можно, только комбинируя управление клевантами и весом. Наклоняясь в подвеске, занося ногу на ногу, пилот обеспечивает усиленное давление на правые или левые ряды. На этом этапе становится ясно, насколько важна правильная настройка подвесной системы по параметрам пилота. Хорошо облегающая подвеска достоверно передает информацию о куполе и позволяет точно дозировать усилие, но сесть в нее труднее.

Важнейший навык, которому пилот учится в каждом полете, — это построение посадочной глиссады. Расположившись чуть дальше по ветру от предполагаемого места посадки, пилот начинает описывать «восьмерки», двигаясь перпендикулярно ветру и постепенно расходуя высоту. Повороты нужно совершать только навстречу ветру, иначе внезапный порыв может отнести аппарат далеко от посадочной площадки. Выбрав лишнюю высоту, пилот поворачивает к посадочной площадке. Садиться можно только против ветра — в этом случае скорость ветра вычитается из скорости крыла относительно воздуха и парапланерист практически неподвижен относительно земли. Кроме того, ветер поддерживает крыло, и скорость снижения оказывается минимальной. Когда до земли остается меньше метра, пилот затягивает клеванты на полный ход, и крыло плавно опускает его на землю. Точная посадка требует хорошего глазомера и точного расчета.

При попадании в неблагоприятные метеоусловия может возникнуть необходимость быстро сбросить высоту (например, для выхода из зоны турбулентности). Для этого пилоты осваивают маневр «уши». Потянув за так называемые «ушные стропы» (вторые стропы А-рядов), можно сложить боковые консоли крыла, значительно уменьшив его площадь. При этом аппарат по-прежнему хорошо управляется весом.

Чтобы научиться стабилизировать параплан, пилот выполняет упражнение «разгон-торможение». Затягивая и отпуская клеванты, он заставляет крыло то «отставать от подвески», то совершать «клевок» вперед, раскачиваясь под ним, как на качелях. После очередного разгона пилот должен посмотреть на крыло (требуется терпеливый вестибулярный аппарат и присутствие духа) и притормозить его клевантами прямо у себя над головой. Точно так же аппарат стабилизируется после неожиданного порыва ветра. Аналогичное упражнение выполняется и для поперечного крена: после серии резких поворотов в разные стороны пилот стабилизирует крыло.

Почувствовав, как параплан реагирует на колебания ветра, пилот осваивает так называемое активное пилотирование. Главное правило — держать клеванты чуть зажатыми, а руки — расслабленными. Тогда усиливающийся ветер будет сам распускать клеванты, преодолевая вес рук пилота, а ослабляющийся, напротив, затягивать их.

Слияние со стихией

Пожалуй, теперь я бы мог сдать экзамен на получение летной лицензии. Однако это совершенно не означает, что я научился летать. Проводя аналогию с горными лыжами, можно сказать, что я покатался в подмосковных парках, но ни разу не побывал в горах. Настоящий парапланеризм — это парение в восходящих термических и динамических потоках, многочасовые маршрутные полеты. Небо похоже на океан, изобилующий разными течениями. Некоторые из них полезны и дружелюбны, другие коварны и опасны, и все они невидимы глазу. Пилот учится предугадывать движения воздуха по погоде и рельефу, интерпретировать поведение насекомых и птиц, чувствовать ветер, понимать стихию. Хорошее знание аэродинамики и метеорологии помогает парапланеристу избегать опасных ситуаций и обращать капризы неба в свою пользу.

Как самостоятельно поднять крыло параплана для начинающих

Параплан – это один из способов подняться в небо и ощутить всю красоту полета. Такой аппарат просто необходим тем, кто мечтает расправить крылья и почувствовать абсолютную свободу. Небо отнимает у каждого пилота частичку сердца. Тот, кто хоть раз летал, стремиться подняться в небо снова и снова. Многие новички в параглайдинге стремятся разобраться в этом деле самостоятельно. Подготовиться психологически к полету, рассмотреть для себя последовательность шагов при выполнении самостоятельного полета и в другом может помочь данная статья.

Читайте также:
В какую погоду летать на параплане

Параплан представляет собой аппарат для полета, который состоит из купола, стропной и подвесной систем. Опытные парапланеристы называют парапланом аппарат только тогда, когда он летит, наполненный воздухом, в других случаях это подушка, одеяло, подстилка и т.д.

Кому полеты на параплане жизненно необходимы?


Если вы боитесь высоты и можете запаниковать, тогда взлетать самому не стоит. Проведите несколько полетов с инструктором в тандеме, это лучшая психологическая подготовка. Вы будете знать как вести себя в воздухе, чего ожидать, каковы ощущения и т.д.

Конечно, это не единственное противопоказание. С высоким давлением, проблемами с сердцем, повышенным внутричерепным давлением и т.д. от полета лучше воздержаться. В воздухе нужен натренированный вестибулярный аппарат, крепкие кости и мышцы, которые не позволят травмироваться при посадке. Не рекомендуется подниматься в воздух беременным или лицам после тяжелых травм.

Полет на параплане – это незабываемое удовольствие и непередаваемое ощущение свободы. Летают миллионы людей и каждому этот спорт под силу, стоит только внимательно подойти к подготовке и обучению.

Строение параплана

Стоит разобраться в строении параплана для того, чтобы понять, что ему позволяет держаться в воздухе и как им управлять. Купол всегда делают из воздухонепроницаемой ткани высокой прочности. Он обычно состоит из 2-х поверхностей: верхней и нижней, в задней части купола они плотно соединены, а вот впереди есть отверстия для воздуха. Купол состоит из множества ячеек, которые благодаря отверстиям впереди могут наполняться воздухом, так купол приобретает жесткую форму крыла, ему не страшны сильные порывы ветра и такой конструкцией легче управлять в воздухе. Стропная система крепится к каждой ячейке купола (нервюре), а потом все они сводятся в 2 большие ручки управления, это дает пилоту возможность тянуть стропы и выбирать направление полета.

Для параглайдинга существует несколько видов парапланов.

Самостоятельный полет под руководством опытного товарища

Итак, если вы хотите научиться летать на параплане, первое, что нужно – это аппарат. Его можно купить, но для начала лучше попробовать несколько моделей, взяв в аренду. Многие летные школы предоставляют свое снаряжение. Первый полет всегда лучше совершать под руководством опытного тренера, который подробно и пошагово проинструктирует перед взлетом, а после него постоянно будет на связи и будет давать подсказки. Полет состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых требует внимания:

  1. Психологическая подготовка. Для любого спортсмена всегда важен этап психологической подготовки, ведь порой даже самый опытный пилот может занервничать в неподходящий момент. Для новичка же такая подготовка обязательна. Перед первым полетом убедитесь, что вы не запаникуете на высоте. Поднимитесь на крышу высотки и посмотрите вниз, держась за перила, — если особых переживаний нет, тогда можно смело лететь. Однако параплан — не высотка, в воздухе вы подниметесь намного выше, поэтому в первый раз лучше лететь в тандеме с тренером. Он на практике покажет, как управлять парапланом и сразу исправит, если вы сделаете ошибку. Рядом с опытным человеком вы будете чувствовать себя безопасно и усвоите урок.
  2. Выбор места и времени. Стартовать можно практически с любого холма или возвышенности, но лучше выбирать проверенные парапланеристами места для полетов. Время и погодные условия играют ключевую роль. От погоды зависит успех полета, поэтому нужно изучить прогноз в нескольких источниках, учесть все показатели. В любом случае, летать лучше при скорости ветра не больше 12 м/с. Летом полеты не рекомендуются из-за того, что нагретый воздух создает турбулентность, а она может спровоцировать проблемы и опасности. Когда температура опускается ниже нуля и наблюдается повышенная влажность, крыло может обледенеть, а это тоже осложнит полет. Если вы выбрали место и дату, проконсультируйтесь дополнительно со своим РП (руководителем полета).
  3. Предварительная подготовка. Обязательно проверьте наличие всего необходимого для полета и исправность аппарата. Кроме самого параплана у пилота обязательно должен быть запасной парашют, летный комбинезон, шлем. Вариометр нужен для измерения вертикальной скорости и высоты, вы всегда сможете определить: набираете вы высоту или снижаетесь, насколько быстро это происходит и т.д. Вариометр не позволит потеряться в воздухе. GPS-навигатор пригодится после приземления, так как вы зависите от потоков воздуха, высадиться на определенное место довольно трудно. Этап подготовки также включает психологическую подготовку к полету. В воздухе вы будете одни, поэтому важно в этот момент не поддаться страху или панике. Если вы летите впервые, важно, чтобы за полетом следил опытный человек и давал необходимые инструкции. Тогда вы будете чувствовать большую уверенность.
  4. Непосредственная подготовка. Когда вы прибыли на место старта, необходимо подготовиться к взлету. Необходим разложить купол на холме, против ветра. Его лучше разместить полукругом. Разбегаться, конечно же, нужно вниз. Перед стартом еще раз проверьте все крепления и целостность купола. Аккуратно разложите стропы, они не должны перепутаться, иначе это осложнит полет. Проверьте еще раз исправность электроники, которую берете с собой в воздух.
  5. Взлет. Современный параплан поднять в воздух довольно легко: стоит только начать двигаться вперед и он сам быстро наполняется воздухом и поднимается вверх. Для того, чтобы потренироваться, можно несколько раз попробовать его поднять в воздух. Начинайте быстро двигаться вперед, с усилием. Чтобы было легче поднять купол, можно потянуть за стропы, тогда он быстрее наполняется воздухом. Чтобы сразу не взлететь, после того, как вы подняли купол вверх, натяните обе ручки управления вниз, это не позволит ветру порывом подхватить параплан. После того, как вы прочувствовали купол, его вес и подъем, можно подниматься в воздух. Начинайте разбегаться, натягивайте стропы, когда купол поднимется, ручки не нужно тянуть вниз, тогда вы сможете подняться в воздух.
  6. Полет. Во время полета, самое главное – управление аппаратом. Все довольно просто на первый взгляд. Тянете левую ручку управления, поворачиваете влево, правую – вправо. Для того, чтобы набрать высоту, необходимо потянуть ручки вперед. Крыло пойдет по потоку воздуха вверх и поднимет вас. Если же вы хотите снизиться, то нужно ручки тянуть назад. Однако, в обоих случаях начинайте менять угол купола постепенно, если вы поймаете резкий порыв ветра, он может осложнить полет и управление парапланом или даже вывести из-под вашего контроля процесс полета. Если вы хотите лететь быстро (35-40 км/час), тогда можно поднять руки вверх, ослабить натяжение строп, но в этом случае, скорость снижения или взлета остается без контроля. Когда ваши руки находятся на уровне головы, тогда вы достигаете скорости 25 км/час и можете нормально контролировать подъем-снижение. В ветреную погоду лучше держать руки на уровне груди, тогда скорость полета будет небольшой, но вы защитите себя от резких порывов ветра.
  7. Посадка. Как и любой другой летающий аппарат, параплан легче поднять в воздух, нежели посадить. Посадка требует большего мастерства, однако, вполне по силам каждому пилоту. Для посадки выбирайте равнинную местность большой площади. Садитесь только против направления ветра. Во время снижения постепенно сбавляйте скорость, сводя ее до минимума перед самой землей. Для этого тяните стропы вниз, ниже груди, и немного назад. Избегайте резких движений, все делайте плавно. Чем больше вы снизите скорость, тем лучше. Посадка с минимальной скоростью убережет вас от возможных травм. Когда ноги коснутся земли, тогда максимально тяните стропы вниз, вы «схлопните» крыло и оно упадет на землю. Перед самой землей начинайте бежать в воздухе, в это же время очень медленно снижайте высоту, вы не должны упасть на землю.
  8. После посадки. Необходимо разобрать оборудование и правильно сложить его для того, чтобы его можно было без проблем использовать в следующий раз. Расправьте купол на земле, аккуратно разложите стропы и сложите аппарат. Старайтесь не путать при этом стропы, чтобы не распутывать их, когда будете готовиться к следующему взлету.
Читайте также:
В МАИ придумали «умный» параплан

Советы опытных пилотов


Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:

  • Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
  • Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
  • Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
  • Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
  • Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
  • Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
  • В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
  • Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
  • После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
  • Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
  • Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!

Как это бывает: первый самостоятельный полет


Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом. Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай. Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место. Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные. Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.

Читайте также:
Как летать на параплане безопасно: погода

Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.

Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.

Обучение полетам на параплане

Парапланеризм — это экстремальный вид спорта. Пусть не настолько травмоопасный, как другие, но риск все же есть. Физические нагрузки во время полета, конечно, не так значительны, как в других видах спорта (разве что посчитать сюда нагрузку во время подъема в горы, когда тащишь на себе рюкзак со снаряжением). И конечно, вы наверняка слышали, что парапланеризмом могут заниматься подростки, начиная с 16 лет, и пожилые люди до 70-летнего возраста. Однако всем необходимо для этого научиться парить в воздухе.

Приглашаем всех желающих пройти обучение полетам на параплане по нашей программе, которая включает в себя три основных этапа подготовки:

  • теоретическая
  • наземная
  • летная

После окончания курса Вы сможете летать в простых погодных условиях и избегать сложных.

Кроме того, проводится индивидуальное обучение с опытными инструкторами. По окончании индивидуального курса выдается удостоверение СЛА (сверхлегкой авиации).

По окончании обучения и успешной сдачи теоретического и практического экзамена, присваивается летная квалификация пилотам в соответствии с требованиями международной системы ParaPro.

Для школьников и студентов действует система скидок −20%
При покупке снаряжения предоставляется скидка на обучение −20%

Кроме того, проводится индивидуальное обучение с опытными инструкторами. Все наши инструктора имеют международный допуск IPCRD. По окончании индивидуального курса также выдается удостоверение СЛА. Стоимость индивидуального обучения — 38 000 рублей за весь курс.

Кроме того, проводится индивидуальное обучение с опытными инструкторами. Все наши инструктора имеют международный допуск IPCRD. По окончании индивидуального курса также выдается удостоверение СЛА. Стоимость индивидуального обучения — 38 000 рублей за весь курс.

Подробнее об обучении парпланеризму

Согласно действующему законодательству (Порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утв. приказом Минтранса РФ от 18 ноября 2011 г. № 287) параплан, мотопараплан, паралёт и дельтаплан не подлежит обязательной государственной регистрации, если он весит менее 115 кг.

Согласно Федеральным авиационным правилам «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов гражданской авиации» утв. приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008 года № 147, для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими правилами в случае, если сверхлёгкое воздушное судно массой более 115 кг, к которым параплан, мотопараплан и паралёт не относятся.

Иными словами, параплан, мотопараплан и паралёт на примере наземной техники является велосипедом, для которого не нужны права на управление, и не требуется его регистрация.

Для полётов парапланов, мотопарапланов и паралётов есть специальные свободные зоны воздушного пространства класса G.

Для тех, кто хотел бы получить теоретические знания и навыки полётов на параплане пилот-инструктор Тихонов Вячеслав Владимирович и пилот-инструктор Хайруллин Марат Хайрутдинович проводят специальные тренинги.

Инструктора имеют большой опыт, профессиональную подготовку, соответствующие квалификационные допуски пилотов-инструкторов и допущены к первоначальной лётной подготовке.

Школа Free-Spirit предлагает для Вас вариант базового тренинга:

1. (Парящие полёты)- теоретическая подготовка.

2. Наземная подготовка.

3. Подготовка к парению в динамических и термических потоках на склонах в Республике Татарстан.

Допускаются лица от 18 лет и старше, не имеющие медицинские противопоказания к летной деятельности.

Имеющие медицинскую страховку установленного образца.

Теоретическая подготовка в офисе.

Тренинг по теории парапланов проводятся в вечернее время (рабочие дни) с 19 до 22 часов в помещении нашего магазина Free-Spirit (г. Елабуга ул. Окружное шоссе, д.36.). Длительность занятий начальной базовой подготовки — 4 занятия по 2,5 часа.

Наземная подготовка. Управление крылом на земле.

Чаще всего это пологие горки в районе села Кувады и М.-Шильны.

Тренинги проводятся в утреннее и вечернее время в теплое время года, и днем — в холодное время года. Общее время подготовки индивидуально для каждого — до появления устойчивых навыков управления крылом. Необходимо освоить прямой и обратный подъём крыла в разных ветровых условиях (штиль, средний ветер, сильный ветер), удержание, маневрирование на земле, правильный старт со склона, маневрирование во время полёта с пологого склона, грамотная посадка.

Читайте также:
Что такое парамотор

Примерное среднее время, необходимое для освоения управления парапланом — 8 часов (четыре занятия по два часа), но зависит от персональных данных обучаемого.

Подготовка к парению в динамических и термических потоках.

Тренинг проводится на высоких склонах Республики Татарстан и по окончании позволяет самостоятельно парить при наличии ветра не ограниченное время, позволяет обрабатывать термо-динамик, и уходить на маршруты в термических потоках.

Цена курса : 58 900 рублей.

Цена указана при наличии своего оборудования.

При покупки сертифицированного оборудования в нашем магазине скидка на курс обучения 20%.

При аренде клубного сертифицированного оборудования + 20% к стоимости курса.

По окончании обучения выдается летная лицензия.

Присваивается спортивный разряд.

По всем вопросам звоните по телефону

Руководитель Хайруллин Марат + 7 917 912 0575

Парапланеризм — Краткое руководство

Парапланеризм — это спорт, в котором игроки летают в воздухе, используя парапланы. Эти парапланы легки в весе и запущены ногой. В планере есть жгут, на котором сидит параплан. Этот жгут связан с планером сбитыми с толку клетками. Мы изучим различные аспекты этого приключения в следующих главах.

Чтобы участвовать в этом виде спорта, игрок должен иметь соответствующую лицензию на парапланеризм и все другие сопутствующие документы, представленные перед соревнованием. Расстояние, пройденное игроком, преобразуется в очки через компьютер в формате IGC.

Краткая история парапланеризма

Страсть к парапланеризму была начата Гарвитом Шармой , который разработал передовые парашюты. Позже, в 1961 году, он был технически модифицирован, и вскоре начался этап парамандера. В той же строке парусное крыло было модифицировано Дэвидом Бэришем, который использовался для восстановления космических капсул НАСА. После 1980-х годов оборудование начало модернизироваться, и этот вид спорта приобрел новое измерение.

Первый в мире чемпионат по парапланеризму (неофициальный) был организован в Швейцарии в 1987 году. Вскоре после этого Федерация международного авиационного спорта (FAI) официально одобрила парапланеризм и организовала первый официальный чемпионат мира в Австрии в Коссен в 1989 году.

Страны-участницы

PMA (Ассоциация производителей парапланов) опубликовала интересный факт, согласно которому в настоящее время в мире насчитывается 1 27 000 парапланов. Спорт имеет своих поклонников в Европе, а затем в Азии и Латинской Америке.

В число стран, которые участвуют в этом виде спорта, входят Япония, Германия, Австралия, Франция, Новая Зеландия, Швейцария, Южная Корея, Бразилия, Китай, Мексика, Тайвань, США, Индия, Канада, Индонезия, Россия, Малайзия и Южная Африка.

Парапланеризм — Окружающая среда

Парапланеризм требует прыгать с высоких каблуков и долго кататься на лыжах в воздухе. Поэтому подходящей средой будет горная станция, имеющая жесткий пик и обширную зону для серфинга в воздухе. Если в нее будут играть в любой нормальной людной зоне, то очевидно, что пользователь столкнется с трудностями во время парапланеризма.

Область также должна быть свободна от любой авиалинии, чтобы игрок не сталкивался с какой-либо системой аварийной посадки из-за подхода самолета. Перед полетом необходимо позаботиться о достаточной безопасности и защите, чтобы игрок мог летать с комфортом в течение долгих часов.

Парапланеризм — Оборудование

В этой главе мы поговорим об оборудовании, используемом для парапланеризма.

Крыло

Крыло или купол параплана также известен как аэродинамическая поверхность плунжера в авиационной технике. На куполе есть два набора ткани, и он соединен таким образом, что образует материал внутренней опоры, образуя рядные ячейки. Крылья изготовлены из полиэстера Rips или из нейлона.

Упряжь

Жгут прикреплен к крылу через перегородки. Пилот использует жгут, чтобы стоять или сидеть и преодолевать большие расстояния. В настоящее время жгут также работает как рюкзак, поэтому пилоты не должны нести его. Защитные подушки безопасности или пена находятся ниже сиденья, что обеспечивает защиту при неудачном запуске или посадке.

Вариометр

Вариометр помогает пилоту набирать высоту, а также определять местоположение восходящего воздуха, когда он тонет. Поскольку пилоты не могут обнаружить поднимающийся и опускающийся воздух, вариометры могут выполнять работу с помощью коротких звуковых сигналов, таких как звуковой сигнал. Он также отображает высоты.

Радио

Радио необходимо для общения с другими пилотами и другими помощниками парапланеризма. В разных странах разный диапазон частот зависит от их системы. В определенной ситуации пилоты разговаривают с диспетчером аэропорта и авиадиспетчером.

GPS или система глобального позиционирования — обязательное условие для парапланеризма, поскольку оно помогает пилоту проверять географическую область, а также другие пилоты отслеживают движение друг друга, что помогает им отслеживать друг друга и изучать движения друг друга.

Параглайдинг — Запуск

При спуске на параплане и посадке это делается с помощью ветра. Ветер используется как воздушный поток, когда он бежит, тянется или с помощью существующего ветра. Пилоты перемещаются в место, откуда их можно поднять.

Существует три различных метода запуска: прямой запуск, обратный запуск и буксируемый запуск.

Прямой запуск

При таком типе запуска пилот должен бежать вперед с подвешенными сзади крыльями. Этот процесс раздувает крыло из-за давления воздуха.

Это самый простой способ запуска, так как в этом случае пилоту нужно только бежать вперед и не оглядываться назад. Он может заметить крыло только тогда, когда оно взлетит на его голову.

Обратный запуск

При этом методе пилот бежит лицом к крылу и переводит его в положение полета. Затем пилот поворачивается, чтобы запустить планер. В обратном полете пилот может проверить состояние и положение крыла. Этот метод также помогает пилоту противостоять силе ветра во время бега.

Буксируемый запуск

При этом методе пилот буксируется во время запуска. Пилот будет отбуксирован, и при достижении оптимальной отметки пилот будет отпущен. Но этот тип запуска требует отдельного обучения.

Уроки парапланеризма

Маятниковый эффект (активное пилотирование)
Читайте также:
В Кабардино-Балкарии определились участники Кубка мира по парапланеризму

Брюс Голдсмит раскрывает секреты безопасного активного пилотирования.

Когда вы летите на параплане, вы сидите в подвеске по крайней мере в семи метрах ниже крыла – а может, даже в десяти. Это значит, что вы являетесь грузом большого маятника. В большой степени стать хорошим пилотом – значит научиться использовать этот маятник для своих целей, и не позволять, чтобы вас бросали из стороны в сторону собственная инерция или движения купола.

Пилот вызывает складывания

Контроль маятникового эффекта – важная часть летной безопасности. В экстремальных случаях неспособность правильно его контролировать может привести к складыванию крыла, даже в совершенно спокойных условиях. Многие пилоты полагают, что складывания происходят из-за турбулентности, но некоторые из них возникают напрямую из-за того, что пилот не контролирует клевки крыла правильно.

Я часто наблюдал это, когда пилоты впервые пробовали выполнять винговеры. Если движение крыла не сопровождается своевременным отклонением корпуса, крыло может разгрузиться, двигаясь вниз, в то время как пилот все еще движется вверх. Если пилоты прошли обучение, это обычно не вызывает проблем, потому что их учили ожидать этот эффект, а так же как с ним справляться. Но подобная ситуация может происходить, когда они отваживаются лететь в термичку, и крыло раскачивается вперед и назад.
Это может застать врасплох, если вы не умеете контролировать раскачку, возникающую из-за клевков крыла.

Понимание раскачки становится все более важным

Поскольку парапланы становятся все более качественными, маятниковый эффект становится все более значительным. Более старые парапланы имеют значительно большее лобовое сопротивление, поэтому на них сложнее войти в маятниковую раскачку и сложнее ее демпфировать, если она все-таки началась. Гонка за все увеличивающееся качество означает, что наши купола теперь имеют меньшее сопротивление и большую скорость, поэтому чтобы летать на них, нужно большее пилотское мастерство.

Это одна из причин, почему крылья класса DHV 1-2 подходят для только что окончивших курс студентов, но эти более динамичные характеристики означают, что современные более горячие купола класса 1-2 требуют более высокого уровня пилотирования. Их уже смело можно называть переходными моделями.

Изучение раскачки

Если вы просто летаете туда-сюда, заботливо удерживая крыло стабильно над головой, вы никогда не привыкнете к тому, как ваш купол раскачивается в клевках или поворотах. Представьте себе ребенка, сидящего на качелях и никогда раньше на них не качавшегося.

Внезапно кто-нибудь толкает качели! Ребенок будет испуган и дезориентирован и может свалиться. Но ребенок, который привык качаться на качелях, будет чувствовать себя вполне уверенно и сможет контролировать их движение телом и ногами.

Давайте сравним это с нашим пилотом, который летает, тщательно удерживая стабильный купол над головой. Потом купол встречает термик, клюет, и начинается раскачка. Если вы никогда не качались на своем куполе, ваша реакция может не соответствовать ситуации. Когда вы входите в термик, купол сначала отклоняется назад, а потом снова качнется вперед. Если это совпадает с нисходящей стороной термика, и если ваша реакция неверна, крыло может сложиться, даже если сам термик не был турбулентным. Изучение раскачки, следовательно, имеет важное значение для того, чтобы стать хорошим пилотом.

Игра в клевки

Начните упражняться в выполнении клевков на вашем куполе. Это вполне безопасно и может практиковаться в любое время в полете, если у вас есть достаточно высоты – по крайней мере 200 метров.

Предупреждение: делайте это только в спокойных условиях .

Летите прямо и ровно и одновременно затяните обе клеванты, чтобы затормозить купол. Для начала затяните их примерно на 20 см. Потом быстро отпустите, и крыло нырнет вперед вас. Вы тоже качнетесь вперед, следуя за куполом; как только это произойдет, снова плавно подожмите клеванты.

Таким образом вы войдете в раскачку по тангажу, и это будет весьма забавная игра. Вы можете играть c синхронностью и амплитудой качаний, чтобы тренировать свою реакцию на понимание движений параплана. Начинайте сначала медленно и мягко, и постепенно, по мере того, как вы становитесь увереннее, позволяйте крылу уходить все дальше и дальше перед вами. Удивительно, как далеко купол может нырнуть вперед, прежде чем получит фронтальное складывание. Но будьте осторожны: не позволяйте параплану нырнуть ниже 45 градусов к горизонту. Очень важно научиться начинать и останавливать раскачку быстро и безопасно. Разница между входом и выходом из раскачки как раз и состоит в синхронном применении клевант.

Вот почему практика – единственное решение.

Раскачка из стороны в сторону

Купол может делать клевки не только вперед-назад, но и качаться из стороны в сторону. Эти два качающихся движения часто связаны в ходе выполнения пилотом поворота. Хорошо скоординированным поворотом является тот, в котором пилот контролирует работу клевантами – т.е. именно то, что заставляет купол поворачиваться – чтобы она соответствовала кренам тела (как в клевках, так и в поворотах). Если затянуть клеванты слишком быстро и глубоко, вы качнетесь далеко в сторону, а потом снова быстро вернетесь назад. В результате легко получить негативку, если вы пытаетесь заставить купол продолжить поворот, в то время как сами развернуты в противоположном направлении. С практикой вы научитесь автоматически согласовывать движения клевант и маятниковый эффект для выполнения эффективных и координированных поворотов.

Упражняйтесь в выполнении винговеров

Когда вы освоитесь с упражнениями на выполнение клевков, вы готовы начинать делать винговеры. Научиться делать винговеры важно не только для показухи: это поможет вам лучше управлять вашим куполом и соединить клевки крыла с боковой раскачкой, а также с рысканием купола (раскачка по крену, тангажу и курсу).

Все это звучит очень мудрено, но, к счастью, наше тело способно научиться взаимодействовать со всеми этими силами, при этом даже не всегда полностью их понимая. Просто тренируйте винговеры, и вы будете награждены лучшей согласованностью своих движений и реакцией вашего крыла.

Винговер – просто серия левых и правых поворотов с использованием маятникового эффекта для облегчения перехода из поворота в поворот. Самое важное – синхронность и глубина применения клевант, а не размер поворотов. Будьте осторожны – не качайтесь слишком высоко и быстро при выполнении винговеров. Я наблюдал чересчур энергичного пилота, который раскачался слишком высоко и слишком быстро и закончил сложением крыла.

В экстремальных ситуациях таким пилотам приходилось выбрасывать запасной парашют на малой высоте. Так что будьте осторожны и двигайтесь постепенно.

Все купола разные

Каждая модель параплана имеет собственные особенности по раскачке, в зависимости от его размера и длины строп. Когда вы меняет купола, вам нужно время и немного практики, чтобы ваша реакция пришла в соответствие с особенностями раскачки вашего нового крыла.

Вы должны оттачивать технику качаний, чтобы ваше тело привыкло к раскачиванию вашего купола, и тогда вы сможете активно использовать клеванты. Когда достигнете совершенства, результатом будет более плавный полет в турбулентных условиях, гораздо меньшее количество складываний и лучшие посадки.

Обучение полетам

Наш Аэроклуб занимается обучением полётам на параплане и мотопараплане более 15 лет.

За это время мы подготовили более 137 пилотов выходного дня (любителей) и 12 пилотов спортсменов, которые регулярно участвуют и занимают призовые места на соревнованиях и фестивалях различного уровня.

Наши пилоты инструкторы имеют огромный опыт в обучении по классам: параплан, паралёт одноместный, паралёт двухместных, мотопараплан, парамотор.

Главная миссия нашей школы сделать обучение максимально эффективным и безопасным, чтобы каждый пилот который прошёл у нас обучение осуществлял полёты без происшествий и травм.

У нас есть вся необходимая техника и снаряжение, как для начинающих пилотов так и профессионального уровня.

В начале обучения между курсантом и инструктором заключается договор, выдаётся авторская методичка с упражнениями и этапами обучения, заводится лётная книжка и рабочая тетрадь с домашними заданиями.

Занимаемся только индивидуально. (Никаких групп) Только полёты и практика, без всякой не нужной воды.

На этом этапе здесь должно быть всё понятно, теперь давайте во всём этом разбираться.

Выбирайте тип техники на которой вы хотите научиться летать и приобрести для своих целей.

Обучение полётам на
двухместном паралёте
Обучение полётам
на одноместном паралёте
Обучение полётам
на мотопараплане
Обучение полётам на параплане

Полёты на мотопараплане, некоторые пилоты называют полёты на парамоторе

Программа обучения рассчитана на несколько этапов:

Этап 1. Теоретическая подготовка. Наш пилот методист, читает вам лекции на тему:

Безопасность полётов на параплане.
Правила расхождения летательных аппаратов в воздухе
Правила выполнения полётов
Сборка, транспортировка, хранение и осмотр оборудования
Лётная экипировка (Шлем, перчатки, комбинезон, ботинки)

Конструкция параплана.
Стропная система, разновидности тканей и материалов, свободные концы, акселератор, клеванты и триммер, воздухозаборники, риджифойлы, нервюры, акулий нос и рефлексный профиль параплана.

Аэродинамика.
Подъёмная сила и сила лобового сопротивления, аэродинамический профиль крыла, воздушная и путевая скорость, аэродинамическое качество параплана, точки разделения потоков, управление скоростью параплана при помощи триммеров и акселераторов, нагрузка и весовая вилка на параплан, перегрузка, относительная толщина профиля, угол атак, пограничные и предсрывные режимы параплана.

Метеорология
Направление и скорость и порывы ветра
Определение ветра по признакам
Облачность (Кучевые, грозовые)
Понятие видимости
Динамичкский и термический восходящий поток
Особенности полётов вблизи кучевых облаков
Турбулентность и атмосферные фронты
Атмосфера и состав воздуха

Федеральные авиационные правила и полётные зоны.
Приказ Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287 “Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2011 N 22660)
Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (ред. от 16.09.2015) “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации” (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2008 N 12701)
Федеральный закон 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
ФАП – пункты 11, 124, 128, 138, 147, 249, 287
Подача лётного плана в ЗЦ ИВП
Полёты над населёнными пунктами

Этап 2. Наземная подготовка

Сюда входят наземные тренировки обращения со свободным крылом без двигателя. Наземная подготовка без мотора предполагает знакомство с парапланом, технику старта, управление куполом на земле, тренировку подъема и удержания.

Выполнение упражнений с парапланом в подвеске.
Сложение ушей, асимметрические сложения

Этап 3. Полёты с инструктором на паралёте.

Учебно тренировочные полёты проводятся на технике инструктора, для обучения мы всегда используем современную и надежную технику. С курсантами мы летаем на технике сделанную на заводе и полностью из титана, это позволяет гарантировать эффективность и безопасность полетов. Мы занимаемся обучением уже более 15 лет и уверены, что наша методика обучения система является самой эффективной.

Демонстрация упражнений: Взлёт, повороты, конвейер, полёт в горизонте, посадка.
Передача управления в воздухе курсанту

Этап 4. Самостоятельные полёты.

На данном этапе вы уже совершаете полёты самостоятельно.
Вы совершаете десятки взлётов и посадок, чтобы наработать моторику рук и мышечную память. Вырабатываем эффект, что мозг ещё не успевает сообразить что нужно делать и за что дёргать в воздухе, а руки уже всё сделали.
Пилот инструктор корректирует все ваши действия по рации с земли.

Этап 5. Отработка упражнений. (Взлёт, посадка, конвейер, и другие)

Этап 6. Сдача зачёта

Пилот инструктор на данном этапе вам ничем не помогает.
Вы совершаете осмотр и собираете парамоторную установку
Готовите и заправляете топливо в бак, запускаете двигатель
Изучаете метеоусловия, и аэрологию.
Раскладываете параплан, подцепляете к парамоторной раме.
Совершаете самостоятельный взлёт, бреющий полёт и посадку.
Происходит посвящение в пилоты и на этом обучение завершено.

Часто задаваемые вопросы от тех кто хочется научиться летать:

Научиться летать долго и сложно?
– Летать на параплане не сложнее чем ездить на автомобиле или велосипеде. Все люди разные, кто усваивает материал очень быстро, тот летает уже самостоятельно через 3 – 4 дня, некоторым даётся чуть сложнее и требуется немного больше времени на переваривание информации, и требуется не более 2 недель. Самое главное, это упорство и желание, летать научим.

Может мне уже поздно летать?
– Многие пилоты приходят к нам учиться летать когда уже далеко за 50+.
Это такой возраст когда дети выросли, внуки на подходе, освобождается время чтобы пожить для себя и начинают заниматься рыбалкой, охотой, походами, огородом.
Полёты – это мечта жизни. И она сбывается благодаря парапланам. Полёты на параплане это самый безопасный и бюджетный способ подниматься в небо.
Поэтому по возрасту не переживайте, у нас самый старший пилот в аэроклубе ему далеко за 70 лет.

Для полётов нужна физическая подготовка?
– Параплан вас везёт, а не вы его. Поэтому никаких особенных физических навыков не требуется.

Сколько стоит обучение?
– У нас нет единого прайса, стоимость обговаривается индивидуально. Так как обращаются, с разными целями, например научиться летать с нуля, так и переквалифицироваться с полётов на параплане на парамотор, или уже летает на парамоторе и хочет пересесть на паралёт, или наоборот.

Если вы хотите обучаться с нуля, как правило мы придерживаемся двум вариантам.

1. Вы приобретаете технику (Парамоторную установку и параплан) через нашего диллера у известных производителей, в этом случае обучение будет стоить 20.000 рублей.

2. Вы приобретаете технику самостоятельно, по нашим рекомендациям, в этом случае обучение будет стоить 60.000 рублей.

«Чтобы жить обычно, нужно иметь определенный допинг». Парапланеристка о захватывающем и опасном хобби

Светлана Маршалкович летает на параплане уже более тридцати лет — за это время она успела стать инструктором по подготовке пилотов, а также возглавила Белорусскую парапланерную федерацию. Onliner поговорил со Светланой о подготовке парапланеристов, опасностях полетов и причинах, по которым полеты за столько лет еще не надоели.

«Парапланы только появились, хотелось новое попробовать»

— Откуда у вас интерес к парапланеризму?

— У меня с детства интерес не к парапланеризму конкретно, а к полетам. Потом узнала, что в СССР есть дельтапланы — парапланов тогда еще у нас не было. Поступила в университет, решила: первый курс займусь учебой, а потом буду искать секцию дельтапланеризма. Это был 1987 год, в Минске работало достаточно много дельтапланерных секций. И я пошла в одну из них.

Уже через пару лет мы узнали, что есть еще и парапланы. Первые куполы шили сами, конструкция была достаточно страшной — переделанной из парашюта.

Если вкратце, то разница между дельтапланом и парапланом следующая. Дельтаплан — это конструкция, натянутая на жесткую основу. А параплан ближе к парашютам, только форма более эллипсовидная, другое количество строп.

— Когда вы начинали заниматься, сталкивались со стереотипами? Мол, девушка — и в такой спорт пошла.

— Нет, какие стереотипы? Вспомните, сколько парашютисток есть. Целые женские команды. В дельта- и парапланеризме процент женщин гораздо меньше, чем мужчин, это так. Но даже на чемпионатах мира проводятся женские зачеты. Женщинам не запрещено летать.

— Почему перешли из дельтапланеризма в парапланеризм?

— Во-первых, тяжело тягать железо. Дельтаплан весит 35—45 килограммов. И даже носить его на небольшие расстояния на наши горки достаточно трудно. Вот здесь женщина как раз уступает мужчине (улыбается. — Прим. Onliner). А параплан гораздо легче — он весит 6—7 килограммов. Подвеска, допустим, еще три килограмма и столько же запаска. Но все равно это гораздо легче. Во-вторых, парапланы тогда только появились и, конечно, хотелось новое попробовать, попытаться в это влиться.

— Кроме веса, какие есть отличия в плане особенностей управления, ощущений от полета?

— Дельтаплан практически во всем отличается от параплана. В дельтаплане ты лежишь подвешенным к центральному узлу — можно сказать, носом в землю. А в параплане сидишь, как в кресле. Ощущения совсем неодинаковые, скорости и аэродинамические характеристики также различаются.

— Парапланы зародились в США…

— Да, хотя очень часто ошибочно считают, что во Франции. Родоначальником был пилот и конструктор NASA Дэвид Бэриш. Он придумал планирующий парашют для спуска космических зондов на землю. Потом космическая программа загнулась, государство не стало выделять на это деньги. И Бэриш подстроил свою задумку под отдых — он решил попробовать спускаться на этом параплане с гор на лыжах. Несколько сезонов на курортах Америки он пытался развить свою идею, популяризировать. Но народ как-то не заинтересовался. И об этом благополучно забыли.

Но идея Бэриша была опубликована в техническом журнале для профессиональных парашютистов The Parachute Manual. И в восьмидесятые годы французы решили воплотить ее в жизнь. Тогда и началось активное развитие парапланеризма.

Как проходят полеты

— И в США, и во Франции местность позволяет заниматься таким спортом. А в Беларуси это как выглядит?

— У нас все устроено с помощью буксировки. Есть устройство, которое поднимает тебя на высоту — скажем, на метров 500. Дальше отцепляешься, находишь потоки, обрабатываешь их и летишь.

Есть три основных вида устройств: активная лебедка, пассивная лебедка и «малинка». Во всех случаях пилот стоит на земле. Активная лебедка — когда где-то в километре от пилота стоит машина, растянут трос. Лебедка включается, трос наматывается на барабан — человек поднимается в воздух. Пассивная лебедка — когда машина начинает отъезжать, намотанный на барабан трос растягивается. «Малинка» — что-то среднее. Машина в километре от пилота, размотан трос, барабана нет — просто машина едет и тянет трос, который поднимает пилота.

— От чего зависит выбор типа подъема?

— Первыми буксировать парапланы стали мы, белорусы. Это еще в Советском Союзе было. Помню, тогда все пальцами крутили у виска: мол, дельтапланы можно, а парапланы никто никогда не буксировал. Начинали мы с активной лебедки — тогда, собственно, других вариантов и не было. Потом перешли на «малинки» — вариант очень дешевый и простой. И уже несколько лет как мы купили «пассивку». Такой вариант обеспечивает наиболее качественную буксировку и, я сказала бы, наибольшую безопасность. Но это устройство дорогое.

— Как в Беларуси устроены полеты в плане разрешений и требований?

— К парапланам в Беларуси долгое время подходили с такими же требованиями, как и к пилотам ультралегких самолетов. То есть очень серьезная медкомиссия, сертификат на летательный аппарат, прохождение обучения и раз в три года переобучение. Но это полный бред.

В итоге в 2013 году мы создали Белорусскую парапланерную федерацию и начали бороться с таким порядком вещей. И через несколько лет Департамент по авиации Республики Беларусь внес изменения в авиационные правила, согласно которым летательные аппараты весом до 115 килограммов идут по особой категории: не требуется медкомиссия, обучение и так далее.

Но в этих же изменениях сделана приписка, что все сказанное касается только одиночных полетов. Поэтому для полетов в тандеме нужно все же пройти обучение, получить кучу других документов — и практически никто этого не делает. Если речь идет о безопасности — одно дело, когда отвечаешь за себя сам. Во Франции, к примеру, тандемные полеты сильно развиты, это нормальная статья доходов для пилота. И там серьезные требования: несколько раз попасть минимум в топ-30 на международных соревнованиях (всего там более 150 участников бывает), иметь сумасшедший налет, проходить специальную медкомиссию. После этого нужно пройти обучение, которое занимает серьезное время и требует немалых денег, необходимо иметь страховку на ущерб третьим лицам, медицинскую страховку на себя и пассажира. То есть в среднем европейскому пилоту на разрешение кого-то «покатать» нужно потратить несколько лет и порядка 8—10 тыс. евро без учета снаряжения. И это обоснованно, потому что речь о жизни другого человека. У нас никто не может себе такого позволить.

А если речь об одиночных полетах, то перед каждым летным днем мы подаем заявку на использование воздушного пространства. Там указываем координаты, высоту, количество пилотов — и ГП «Белаэронавигация» или дает разрешение, или корректирует нас. И заявку вставляют в существующую схему, чтобы никто никому не мешал.

— То есть в Беларуси в тандеме лучше не летать?

— Да. В Европе купола каждые два года проходят тест на прочность, продуваемость и так далее. У нас — летают на неизвестно каких куполах и катают других люди без достаточного опыта, без страховок. Я бы сказала, что это просто небезопасно.

— Что тогда делать людям, которые хотят попробовать?

— Или ехать в другую страну (а сейчас это довольно сложно), или учиться самому. Так большинство людей и поступает.

Освоить можно за десять дней

— Сколько времени занимает курс обучения и какие могут быть противопоказания по здоровью?

— Полных десять дней, но обычно курс длится дольше. Человек не может весь день заниматься, уже через пару часов устает. А еще перерывы из-за погоды бывают. В Европе инструктор, набрав группу, часто живет вместе с курсантами прямо на аэродроме или на базе школы. И они все десять дней занимаются, летают.

Я довожу ученика до уровня, когда он начинает летать в потоках. То есть он смог найти поток, сумел его обработать, набрал высоту — вот это, по сути, финал первой ступени обучения. А потом — сколько мы летаем, столько и учимся. Это длится всю жизнь.

— Если тандемные полеты в Беларуси запрещены, то человек свой первый в жизни полет сразу делает самостоятельно?

— Он же не сразу на буксировке полетит. Сперва человек долго бегает с горок, учится чувствовать параплан, управлять им. А уже когда почувствовал уверенность, то переходит к тренировочным полетам. Это не просто дали купол и «давай, лети».

— Десять дней — это очень мало, нет? Даже на водительские права обучение минимум месяца три длится.

— С одной стороны, параплан — самый простой и доступный летательный аппарат как по ценам, так и по возможности владеть им. С другой — эта обманчивая легкость может, наоборот, сослужить плохую службу. Кажется, что быстро научился и ко всему готов. Но чтобы летать безопасно и долго — нужно научиться нормально чувствовать купол, понимать, что с ним происходит и почему. Это не так легко, как может со стороны казаться.

— Есть люди, которые не сдают финальный экзамен? И какие вообще противопоказания могут быть?

— Есть даже процент людей, которых я отсеиваю уже через пару занятий. Основные противопоказания — в голове. Человек должен быть адекватным, должен иметь нормальную реакцию. За пару занятий становится понятно, как человек реагирует, какая у него моторика. Мы хотим летать для удовольствия, и чтобы это было безопасно. Когда видишь человека, который рискует только потому, что ему мало адреналина — то нам в компанию он не нужен. В Беларуси парапланеризм — спорт коллективный. Для организации буксировки нужна группа пилотов, мы не можем в одиночку летать. И мы отвечаем друг за друга. Иметь в наших рядах человека с пулей в голове не хочется.

И некоторые люди приходят просто из любопытства, попробовать. Занимаются один-два дня и понимают, что это не для них — нужно побегать, попотеть, не все сразу получается. Отсев нормальный идет.

В плане физических параметров — здоровое сердце нужно. Подъем в горку со всем снаряжением, пока тренируешься взлетать с гор, — нормальная нагрузка на организм. А в реальных горах, в тех же Альпах, случается прилично так походить с рюкзаком по горам.

— А по ценам на снаряжение и обучение что?

— В принципе, это как с машинами: есть «Лада», а есть Mercedes. Купола различаются по аэродинамическим характеристикам, по ценам. Например, фирмы Aeros и Advance — летают парапланы и одной, и второй компании. Но у них совершенно разное качество, они летают по-разному.

Если брать по минимуму, то получаем такие цифры: €1500 — параплан, €350 — подвеска, €300 — запасной парашют. Плюс шлем, вариометр (прибор показывает, поднимаешься ты или спускаешься и с какой скоростью), перчатки, комбинезон, летные ботинки. А если брать по высокому уровню, то цена купола будет €3—4 тыс., подвеска — до €1,5 тыс., запаска будет стоить €500—700.

Еще, конечно, есть рынок снаряжения б/у. Но там нужно оценивать состояние, год выпуска — все как с подержанными машинами.

«Если руководитель группы говорит „нельзя“, то никто не летит»

— «Обработать поток» — что это значит?

— Вы летите, и под вами дорога, лес, поле, озеро и так далее. Над разной подстилающей поверхностью воздух прогревается по-разному. Теплый воздух поднимает параплан вверх. Задача пилота — найти такой поток, обработать его, то есть покрутиться там по спирали, как птицы летают по кругу, набрать высоту и лететь дальше.

— Встречаются ситуации, когда парапланеристы переходят черту безопасности?

— Конечно. И часто это заканчивается очень нехорошо.

— Отговариваете таких людей от полета? Допустим, когда погода не подходит, но человек все равно хочет полететь.

— В нашем случае все просто: если руководитель группы говорит «нельзя», то никто не летит. Пилоты-одиночки сами за себя отвечают. Но они летают обычно не в Беларуси.

— Парашют, дельтаплан, параплан, вингсьют и так далее — где в плане опасности по такой градации находится параплан?

— Бейсджамп и вингсьют более опасные, а парашют — менее. Если сравнивать дельта- и параплан, начальное обучение опаснее на дельтапланах, но потом, думаю, полеты на них безопаснее — за счет того что дельтаплан не складывается, у него ведь каркас жесткий. А в параплане купол может сложиться.

— Парапланы с двигателями безопаснее?

— Сложно сказать. Наверное, да. Но не за счет того, что там двигатель, а потому что летают обычно утром или вечером: потоков нет, воздух спокойный.

— На какой высоте обычно летаете и сколько времени занимает обычный полет?

— Вплоть до нескольких километров. В Беларуси это обычно 1200—1500 метров. На такой высоте, как правило, проходит граница нижнего уровня облаков. Но бывают наборы и до 3000 метров.

Комфортное время полета — около двух часов. Конечно, многое зависит от температуры. В этом мае летали, и уже на высоте одного километра температура была −4 градуса. Средний маршрут занимает 40—50 километров, иногда бывает и более 60 километров.

— Приземление ведь не всегда происходит там, где парапланерист хочет?

— Мы зависим от потоков. Если поток закончился, а ты не нашел следующего — тогда уже приземляешься где придется.

У нас есть программы определения местоположения: человек бросает в группу свои координаты или связывается с нами по рации. Если рядом автобусная остановка, железная дорога — пилот может добраться до базы самостоятельно. Если нет, приедем и подберем.

— Запасной парашют приходилось использовать?

— В Беларуси я, наверное, первой бросала запасной парашют. Это очень давно было. Помню, что один раз белорус бросал парашют в Прикарпатье, один раз — в Непале. Одна запаска была в прошлом году, и буквально на последнем полете две недели назад человек тоже бросал запаску. А в горах европейские пилоты довольно часто применяют их.

В моем случае ситуация была на активной буксировке. На ней два троса: один тянет тебя на высоту, после чего второй должен возвращать первый на место старта. Мне уже пора было отцепляться, а оператор, который сидел на «возвратке», затормозил возвратный трос. Я не смогла отцепиться, меня начало укладывать в горизонталь. Пришлось бросать запаску.

Это как раз к тому, о чем я говорила: не все могут и не всем можно заниматься таким спортом. После того случая я стала особенно серьезно относиться к людям, которые приходят ко мне на обучение. И некоторым отказываю уже после первых занятий.

— Были мысли, что, может, не стоит это все продолжать?

— Да нет. После запаски вообще не было таких мыслей. Но помню, что одну девушку это тогда сильно впечатлило, и она отказалась от полетов. Вообще, бросила этим заниматься. Мысль возникла, когда я первый раз руку сломала на дельтаплане. Тогда подумала: «Может, не надо?» А потом как раз появились парапланы.

«Жизнь придется перестроить»

— Почему вы летаете?

— Это всегда что-то новое, интересное, необычное. Ни один полет не похож на другой, это постоянное совершенствование, преодоление себя. Ты растешь и в своих глазах, и в глазах окружающих. И, конечно, сама обстановка, атмосфера полетов. Ты напитываешься энергией, воздухом, тебя поддерживает общение с людьми. Это заряд на обычную жизнь. Чтобы жить обычно, нужно иметь определенный допинг.

— Совет парапланеристу?

— Начинающему — хорошенько подумать, нужно ли ему это. Если хочешь нормально летать — долго, безопасно, интересно, то жизнь придется перестроить. Необходимо отодвинуть в сторону дачу и прочие заботы, тратить много времени на полеты, порой в ущерб семье, а еще финансовый вопрос имеет значение. Летать должны те, у кого это мечта. Поэтому просто подумайте, так ли это вам нужно.

Опытному — очень четко понимать уровень своей подготовки и никогда не ошибаться в выборе погоды, подходящей для своего уровня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: