Классификация водных преград по степени сложности

Общие сведения о водных преградах, мостах и переправах. Организация пропуска сил РСЧС и ГО через водные преграды. Переправа вброд, переправа по льду.

Водные преграды – это реки, каналы, озера и водохранилища, лиманы, фиорды, проливы, преодолеваемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Характер водных преград, а в определенной мере и препятствий, определяется их шириной, скоростью течения, глубиной и профилем русла, высотой и крутизной берегов, свойствами грунта дна и берегов, наличием гидротехнических сооружений (береговых и струенаправляющих дамб, шлюзов и плотин), наличием бродов, постоянных мостов и паромных переправ, судоходством и наличием местных плавсредств.

В особых условиях характер водной преграды, кроме того, определяется: в паводок и при искусственных попусках – интенсивностью изменения ширины преграды, скорости течения и глубины; при ветровом волнении водной поверхности – его интенсивностью (бальностью); при ледоходе – его характером (шуга, сало, льдины), плотностью и состоянием ледяного и снежного покрова, а также температурой воздуха.

В практике водные преграды классифицируются по основным признакам: по ширине, глубине, скорости течения; интенсивности ветрового волнения; по крутизне берегов.

В основу деления каждого признака на категории положен анализ влияния характера водной преграды на возможность применения различных переправочно-мостовых средств, организации различных видов переправ, видов мостов и способов их строительства.

В этом свете классификация водных преград является фактически механизмом оценки местности и основой для принятия решения на организацию преодоления водных преград и препятствий.

Ширина водной преграды является главным фактором, характеризующим ее как препятствие. От ширины зависит выбор способа переправы, потребность в переправочных средствах (вид средств и их количество), продолжительность переправы.

В классификации, принятой в практике, водные преграды разделяются по их ширине на следующие категории:

очень узкие (до 40 м), преодолеваемые, в основном, без плавающих средств, вброд, по льду и по механизированным мостам;

узкие (от 40 до 100 м.) и средние (от 100 до 250 м.), когда преодоление водных преград возможно как десантно-паромным способом, так и по мостам;

широкие (от 250 до 600 м.), когда мостовые переправы оборудуются только в благоприятных условиях обстановки;

крупные (от 600 до 2000 м.), преодолеваемые, в основном, десантно-паромным способом;

особо крупные (свыше 2000 м.), преодоление которых осложняется отсутствием прямой видимости противоположного берега, что требует специального навигационного обеспечения переправы.

Ширина рек не постоянна. Она зависит от времени года и характера местности, по которой река протекает. Наибольшей ширины реки обычно достигают в половодье и паводки. Кроме того, ширина реки может быть значительно увеличена за счет искусственных попусков, создаваемых в результате разрушения гидротехнических сооружений.

Среди очень узких и узких водных преград в особую группу следует выделить каналы. На судоходных каналах из-за крутых берегов на них, обвалований и относительно большой глубины не везде возможно применение самоходных переправочно-десантных средств, наплавных и механизированных многопролетных мостов. При строительстве мостов через каналы обычно возводятся опоры специальных конструкций (свайно-рамные и башенные) или применяются увеличенные пролеты, отличающиеся повышенной грузоподъемностью возведения.

По скорости течения они классифицируются на водные преграды:

со слабым течением (до 0,5 м/с), не влияющим на использование всех типов плавсредств;

со средним течением (от 0,5 до 1,0 м/с), когда применяются, в основном переправочно-мостовые средства;

с быстрым течением (от 1,0 до 2,0 м/с), когда осложняется применение паромных переправ из табельных средств;

с очень быстрым течением (свыше 2,0 м/с), когда невозможно применение самоходных переправочных средств, паромные переправы оборудуются при удержании паромов на течении с помощью тросовых систем; наплавные мосты эксплуатируются с ограничением их грузоподъемности и пропускной способности; невозможно строительство низководных мостов; паромные переправы только на судах речного флота.

Ветровое волнение на водных преградах при определенной степени его интенсивности (балльности), которая характеризуется высотой (h), длиной волны (l) и периодом ее колебания (t), может значительно усложнять эксплуатацию переправочных средств и наплавных мостов или полностью исключать возможность их применения.

Глубина водной преграды в значительной степени определяет способ переправы и возможность возведения низководных мостов.

По глубине водные преграды классифицируются на:

мелкие (до 1,5 м.), когда возможна переправа вброд (колесная техника – до 0,8 м., гусеничная – до 1,5 м.);

глубокие (от 1,5 до 5 м.), переправа вброд невозможна, возможно строительство низководных мостов;

очень глубокие (свыше 5 м.), когда возможна переправа десантно-паромным способом, а также по наплавным и комбинированным мостам и практически невозможно строительство низководных мостов.

Крутизна берегов водной преграды может ограничить использование различных переправочно-мостовых средств, резко снизить успех их применения или вызвать необходимость выполнения значительного объема работ по устройству съездов и выездов на трассах переправ и на подходах к мостам.

По крутизне берегов водные преграды различают на преграды: с пологими берегами (до 15°), когда выход техники и самоходных переправочных средств не затруднен; с крутыми берегами (от 15 до 25°), которые преодолеваются танками и техникой на их базе; с обрывистыми берегами (свыше 25°), когда необходимо оборудование съездов и выездов.

Ледоход на водной преграде при определенной его плотности (отношение суммарной площади льда к площади водной поверхности) вызывает значительные осложнения в применении переправочно-мостовых средств. В условиях ледохода с плотностью от 0,2 до 0,4 необходима защита переправочных средств ото льда, использование специальных способов передвижения по воде и проведение других инженерных мероприятий. При плотности ледохода более 0,4 применение переправочных средств становится невозможным.

Ледостав на водной преграде может быть неустойчивым, устойчивым и с достаточной или ослабленной прочностью льда, что будет иметь место, в частности, при повышении температуры воздуха (при оттепелях и весной).

Основным содержанием преодоления водной преграды силами МЧС является процесс переправы, то есть процесс перемещения сил каким-либо способом с одного берега на другой.

Переправой называется участок водной преграды с прилегающей к нему местностью, оборудованный для преодоления водной преграды.

В зависимости от обстановки, характера водной преграды, наличия переправочно-мостовых средств и конструкций различают следующие виды переправ:

десантные (на табельных самоходных переправочно-десантных средствах, на судах речного флота, на десантных и рыбацких лодках, на местных плавсредствах, вплавь);

паромные (на самоходных паромах; на паромах, собираемых из понтонных парков; на паромах, собираемых из местных плавсредств и материалов);

мостовые (по постоянным мостам, наплавным, низководным, высоководным и механизированным мостам);

вброд, по дну и по глубоким бродам;

По предназначению различают: основные и запасные переправы.

Основными называются те переправы, по которым пропускаются силы МЧС. Запасные переправы оборудуются или подготавливаются к оборудованию для дублирования (замены) основных переправ на случай их разрушения или возникновения условий, препятствующих их дальнейшей эксплуатации.

Читайте также:
В Петербурге избрали нового президента российской федерации рафтинга

Переправа техники на переправах осуществляется или прерывисто – рейсами переправочно-десантных средств, паромов понтонных парков, местных плавающих средств, изготовляемых из местных материалов, или колоннами по переправам непрерывного действия: по мостам, бродам, ледяным переправам и т.п.

Важнейшими эксплуатационными характеристиками переправы являются: категория грузоподъемности переправы (для десантных, паромных, мостовых и ледяных переправ), емкость переправы (для десантных и паромных переправ) и число полос движения техники (для мостовых и ледяных переправ) и переправ вброд; пропускная способность переправы, т.е. количество единиц техники, которое может быть переправлено на данной переправе за один час.

Мостовые средства позволяют оборудовать мостовые переправы, обеспечивающие наибольшую пропускную способность переправ. Мостовой способ переправы является основным способом преодоления узких и средних водных преград и препятствий. К мостовым средствам относятся, в первую очередь, понтонные парки инженерных войск ПМП, ППС-84 и ПП-91, паромно-мостовые конструкции дорожных войск НАРМ и железнодорожных войск – НЖМ-56. Понтонные парки и паромно-мостовые конструкции позволяют не только наводить наплавные мосты, но и устраивать паромные переправы. На вооружении инженерных войск имеются также механизированные мосты двух видов по их тактическому предназначению. Это танковые механиз-ные мосты МТУ-20 и МТУ-72, предназначенные для устройства мостовых переходов непосредственно на поле боя, и мосты сопровождения войсковых колонн. Допускаемая минимальная толщина льда, для движения по нему берется из справочной таблицы.Более точно допустимую толщину льда для пропуска машин устанавливают по формуле. Массовая пешеходная переправа допускается при толщине льда 25 см весной и 15 см осенью.При наличии сухих несходящихся трещин минимальная толщина льда должна быть увеличена на 20 %. При передвижении поперек небольших сквозных трещин минимальная толщина льда увеличивается вдвое, а при перемещении вдоль таких трещин – вчетверо.При установлении факта невозможности движения через препятствие принимаются различные инженерные решения для его преодоления.

Переправа по льду

При преодолении водоемов по льду нужно быть очень осторожными. Нельзяпереходить реку или озеро в неразведанных местах и на участках рек с быстрым течением, в районах стока теплых вод, выколки льда и полыней. Прежде чем преодолеть водоем по льду, необходимо установить, каковатолщина льда на выбранном для перехода участке. Необходимо помнить, что лед всегда бывает тоньше над глубоким местоми менее крепким около зарослей.
Если приходится идти по неокрепшему или уже подтаявшему льду, то сле-дует вооружиться палкой либо шестом. Если лед прогибается или трещит подногами, надо немедленно уходить в сторону. Особую осторожность нужнособлюдать при движении по льду водохранилища, так как понижение уровняводы превращает его ледяной покров всвоего рода мост. При переходе замерзших водоемов на лыжах необходимо предварительнорасстегнуть крепления, высвободить кисти рук из петель лыжных палок,снять с одного плеча лямку ранца (рюкзака). Это обеспечит свободу движе-ния в случае неожиданного провала под лед. Расстояние между лыжникамидолжно быть 5-6 м. Разведчик, под которым провалился лед, должен лечь у края полыньи нагрудь, расставив пошире руки в стороны, положить их на лед и ждать помо-щи товарищей. При наличии шеста можно опереться на него, положив шест налед. Если есть надежда получить помощь от товарищей, попавший в полыньюне должен сам пытаться выбраться из нее, так как края полыньи обламыва-ются и человек может полностью погрузиться в воду, а при быстром теченииводы попасть под ледяной покров. К разведчику, под которым провалился лед, подходить опасно. К немуужно осторожно подползать, широко расставляя при этом руки и ноги. Еслив спасении принимают участие несколько человек, то подползать к постра-давшему нужно цепочкой, держа друг друга за ноги. Приблизившись к пост-радавшему, необходимо бросить ему веревку, подать палку, шест, доску,ремень или верхнюю одежду. Ухватившись за поданный предмет, пострадавшийсможет выбраться из полыньи. Оказать помощь пострадавшему следует как можно быстрее, так как чело-век, находясь в холодной воде, замерзает и теряет сознание через 10-30мин (в зависимости от погодных условий). С пострадавшего следует снять мокрую одежду, энергично растереть тело(до покраснения кожи) смоченной в спирте или водке суконкой или руками,дать горячее питье, поделиться с пострадавшим одеждой и по возможностидоставить на базу или обогреть его около разведенного костра.

Переправа вброд

Чтобы переправиться вброд, надо прежде всего найти его. О бродах обычно знают местные жители, места бродов указываются на подробных военных картах. Но часто войскам самим приходится искать брод. В таких случаях пользуются общеизвестными приметами брода: сходящиеся у реки дороги и тропинки, имеющие продолжение на другом берегу, запасные части к стиральным машинам переход спокойной поверхности реки в мелковолнистую, желтый цвет воды. Брод можно встретить вблизи поворота реки (ниже по течению) или при переходе реки в узкое русло. Болотистые реки бродов обычно не имеют. Места, заросшие тиной, осокой и камышом, вообще говорят о топком дне и, значит, об отсутствии пригодного для переправы брода.

Когда брод найден, надо тщательно разведать его, иначе переправа может окончиться неудачей.

Переправа вброд различных войск возможна при определенной глубине реки. Так, танкетка проходит вброд реки не глубже 30—50 сантиметров, артиллерия и обозы — до 70 сантиметров глубиной, танки (неплавающие) — до 90 сантиметров, пехота — до 1 метра, а конница даже до 1,4 метра.

Глубину реки измеряют шестом с лодки или парома, а иногда разведчик просто проходит сам весь брод.

Но мало знать глубину брода. Очень .важно также знать его ширину, скорость течения, ширину реки и качество дна. При быстром течении и глубоком броде переправа может оказаться очень опасной. Поэтому ее надо специально подготовить: протянуть канат с низовой стороны брода, подготовить -лодки и, спасательные средства.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1582 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Популярные места отдыха на байдарках в России

Отдых на байдарках доступен как для людей, которые обожают экстремальные путешествия, так и для семей с детьми. Наиболее популярными для сплавов считаются Карелия, Московская и Нижегородская области.

Среди турбаз для отдыха – «Мера», «Поляна», «Донские Зори», «Хуторок». Можно выбрать как однодневную поездку, так и отдохнуть до 9 дней. Важно учитывать погоду, дополнительные услуги, которые входят в комплект: страховка, перекусы, палатки и прочие.

Особенности активного отдыха на байдарках

Байдарка – небольшая, узкая лодка с 2-3 местами для путешественников, нуждающаяся в работе веслами, поэтому такой отдых не для физических слабых людей. Тип судна подходит для сплавов по спокойным и равнинным рекам, хотя экстремалы отправляются в путь на байдарках даже по опасным горным рекам с сильным течением. Но в любом случае отдых будет активным, наполненным приятными впечатлениями и незабываемыми эмоциями.

Читайте также:
Путеводитель: Рафтинг по-русски

Сплав на байдарках можно осуществить в разных регионах России, но существует несколько наиболее популярных, которые оптимально подойдут и начинающим туристам, и опытным путешественникам.

А здесь подробнее о самых красивых недорогих морских курортах мира.

Отдых на байдарках в Нижегородской области

Нижегородская область богата природными водоемами и не только озерами, но и реками – Волга, Ока, Ветлуга и другим, пригодным для отдыха на байдарках. Любое путешествие на этих маленьких лодочках официально организовывается, отдыхающих сопровождают опытные инструкторы, о маршруте докладывается в МЧС, чтобы в случае форс-мажора они могли быстро сориентироваться в поиске.

«Неповторимая Узола»

Узола – небольшая река, протекающая по равнине и имеющая несколько любопытных мест для остановки и осмотра окрестностей. Отдыхающие будут находиться вдали от привычной цивилизации 6 дней, ночевки предполагаются на свежем воздухе, поэтому с собой всегда берется спортивное снаряжение типа палаток, котелков, запас еды, фонарики и так далее.

Путешествие по реке Узола отличается неспешностью, размеренностью, что дает возможность внимательно осматривать окружающую флору, наслаждаться уникальными видами «дикой» природы.

Сплав на байдарках по реке Узола

Что ожидает путешественников:

  • небольшой водный порог на месте бывшей гидроэлектростанции – есть возможность «попрыгать» на байдарках, «пощекотать себе нервы»;
  • соляной источник, который действует постоянно и не замерзает даже в самые сильные морозы;
  • родник Никола Ключ, который, по преданию, появился в месте явления Николая Чудотворца и лечит различные болезни, содержит в своем составе много серебра.

Особенно запоминается туристам появляющиеся «из ниоткуда» настоящие, рабочие самолеты – в лесах их много, потому что здесь расположен аэродром.

Река Пьяна

Это тур выходного дня, который начинается у села Борнуково Бутурлинского района. Протяженность сплава на байдарках составляет 36 км – река Пьяна петляет по равнине, имеет несколько достаточно опасных поворотов, поэтому путешествие сопровождается несколькими острыми, волнительными моментами.

Отдыхающие в первый день сплавляются до палаточного лагеря, там же ночуют и утром на байдарках отправляются к Ичкаловскому бору. Второй день отдыха подразумевает посещение этого заповедного места, где есть и ледяные/теплые пещеры, и подземные гроты, и большие провальные ямы.

Река Пьяна

Группа отдыхающих отправляется в сплав с сопровождающими, которые в бору выступают и экскурсоводами – слишком много легенд и мифов связано с этими местами. Стоимость отдыха – 9800 рублей с человека, если набирается группа из 15 желающих испытать острых впечатлений. В цену входят:

  • трансфер к началу сплава;
  • палатки, коврики, одеяла и все походное снаряжение;
  • трехразовое питание (горячий только ужин);
  • аниматоры для развлечения детей, экскурсоводы, опытные инструкторы;
  • медицинские аптечки;
  • мешки для герметичной упаковки личных вещей;
  • спальные мешки, вода для питья без ограничений.

Река Пьяна отлично подойдет для семейного отдыха в отсутствии полноценного отдыха – всего 2 выходных дня будут наполнены невероятным объемом удовольствий, впечатлений и эмоций. Сплав считается безопасным для новичков, поэтому специалисты рекомендуют таким путешественникам отправляться именно по этому маршруту.

Река Керженец

Длительность путешествия 9 дней, начинается оно на севере Нижегородской области, а заканчивается в Макарьевском монастыре. Тур – это неспешное путешествие на байдарках с остановками для купания на песчаных пляжах, рыбалки, ночного отдыха в палаточных лагерях и посещения истинно русской бани. Заканчивается отдых у стен монастыря 1435 года постройки, подразумевается и проведение экскурсии по этому объекту исторической ценности.

Сплав по реке Керженец

Один человек за такое путешествие заплатит 27000 рублей, но ему будут предоставлены:

  • все походное снаряжение, в том числе палатки, спальные мешки и чистое постельное белье;
  • трехразовое питание, ежедневные горячие ужины, чай и кофе практически в неограниченном количестве;
  • гитара, волейбольные и футбольные мячи, бадминтон;
  • тенты от дождя;
  • сопровождающего для сбора грибов и ягод в близко расположенных лесах (по сезону);
  • снаряжение для рыбалки;
  • профессиональная экскурсия по монастырю.

Отдых на байдарках в Карелии

Северный край с суровой природой и множеством рек, озер всегда привлекает к себе туристов для отдыха, а сплавы на байдарках по Карельским водоемам могут быть спокойными, но нередко становятся настоящим приключением с преодолением порогов, поворотов.

Но даже если на байдарках желают отправиться в тур новички, то им отказа не будет – опытные инструкторы проведут краткие занятия, оценят физическую подготовку туристов и будут готовы помочь им в преодолении собственных страхов и сложных участков на воде.

Одним из самых востребованных туров считается сплав на байдарках по реке Шуя, который длится всего 3 суток, но наполнен мощными впечатлениями. Что предлагают организаторы за 7000 рублей с человека:

  • Встречу на вокзалах и доставку группы к отправной точке путешествия. Инструкторы сразу же знакомятся с туристами, оценивают их готовность к экстремальным приключениям и при необходимости проводят краткий инструктаж, готовят новичков.
  • В первый же день гостям предоставляется горячий обед, после чего группа отправляется преодолевать первый отрезок пути реки Шуя длиной 11 км. Ужин и ночевка происходят в палаточном городе, но туристам выдают все необходимое снаряжение, в том числе кухонную утварь и постельные принадлежности. Сплав на байдарках по реке Шуя
  • Второй день подразумевает преодоление еще 25 км водной глади реки, на которых имеется несколько порогов разной высоты. Два из них (Кеняйкоски и Кумио) считаются достаточно опасными, будет ли группа их проходить – решает только инструктор-сопровождающий, учитывая и уровень воды в водоеме, и физическую подготовку туристов. Ужин, ночевка организовываются на берегу – палатки, еда на костре, горячий чай с местными лесными травами. Порог Кеняйкоски
  • Третий день, завершающий, начинается с завтрака – сухпаек + чай/кофе на костре, дальше группа сплавляется еще 10 км и выходит на точку возвращения в цивилизацию. Осуществляется доставка гостей на вокзалы или непосредственно в Санкт-Петербург.

Если хочется более длительного отдыха, то можно воспользоваться предложением по сплаву на байдарках по реке Пистайоки. Можно ограничиться путешествием по водной глади, где встречаются пороги различной сложности, а можно дополнительно заказать посещение Соловецких островов с ночевкой в гостинице.

Активный отдых на байдарках в Московской области

Да, рядом со столицей страны, с огромным мегаполисом, шумом и загазованностью имеются места, которые можно активно использовать для качественного отдыха на байдарках. Подмосковье славится своими реками, и поэтому найти варианты для сплавов не составит труда.

Можно отправиться в тур выходного дня, но целесообразнее воспользоваться предложениями на 5, 7 или 9 дней. Тут и ежедневные сплавы, и отдых на берегу с рыбалкой и посещением бани, и сбор грибов/ягод (по сезону), и классический пляжный отдых, и ночевки в палаточных лагерях с соответствующим антуражем (гитара, костры, горячий чай или кофе под звездным небом).

Читайте также:
Рафтинг по реке Катунь

Для новичков будет актуальным сплав по реке Рессета Московской области – начинается он у Калуги и заканчивается там же. Ночевки и ужины проводятся в палаточных лагерях, питание предоставляется полноценное, чай и кофе практически в неограниченном количестве.

Река Рессета

Протяженность сплава всего 30 км, река Рессета отличается спокойными течением и отсутствием порогов, крутых поворотов. Поэтому такое путешествие подойдет для абсолютных новичков и семьям с детьми. Стоимость такого тура на 3 дня составляет 7000 рублей с человека, в цену входит не только стандартный набор туриста со всем снаряжением и питанием, но и медицинская страховка для иногородних.

Более сложный маршрут по реке Нугурь – она славится своими многочисленными порогами, перекатами, поэтому сюда лучше ехать тем, кто имеет умеренную физическую подготовку и хотя бы минимальный опыт в сплавах на байдарках. Продолжительность путешествия 5 дней, туристы посещают Спасо-Преображенский собор, древний город Болхов и заброшенный храм 19 века.

Популярные базы отдыха для сплавов на байдарках

Можно совместить отдых на базе у реки со сплавом на байдарках, в таком случае даже семья или большая компания друзей может разделиться «по интересам» и удовлетворить все свои желания по поводу активного отдыха. Такое времяпрепровождение организовывается в самых разных уголках России, но самыми популярными базами отдыха с возможностью тура на байдарках считаются:

  • «Мера» – Центральная Россия, недалеко от города Заволжск. Отдыхающие на базе могут воспользоваться организованным сплавом на байдарках по реке Мера, которые длится 1-4 дня в зависимости от пожелания гостей. Путешествие рассчитано на новичков, каких-либо противопоказаний к участию в нем нет, но нужно учитывать высокую вероятность плохой погоды, потому что ночевать придется в палатках и с минимумом удобств. База отдыха «Мера»
  • «Поляна» — карельская база отдыха, на которой разработаны несколько маршрутов на байдарках разного уровня сложности. Обычно сплавы проходят в несколько дней, можно отправиться в лес и собрать ягоды, грибы или воспользоваться предложениями по рыбалке. Если группа отправляется неопытная и с минимальным уровнем физической подготовки, то по берегу ее будет постоянно сопровождать группа спасателей с буксировочным судном. База отдыха «Поляна» в Карелии
  • «Донские Зори» — расположена возле Волгограда, сплавы проводятся по Дону и реке Хопер, которые могут быть спокойными и величавыми или бурными и опасными. Маршрутов разработано несколько, поэтому будут подобраны туры и для абсолютных новичков, и для опытных байдарочников. База отдыха «Донские зори»
  • «Хуторок» — находится в Адыгее, организовывает сплав на байдарках по горной реке Белая. Этот маршрут считается достаточно сложным и вряд ли подойдет новичкам, только если в осенний период, когда река становится более спокойной и маловодной. Отдых на байдарках здесь может сочетаться с посещением плато Лаго-Наки, пещер и местных исторических, природных достопримечательностей.

Байдарка для семейного отдыха

В водном туризме есть такое понятие, как «семейная байдарка» — судно, которое максимально удобное для сплавов всей семьей с детьми. Что стоит знать о подобном снаряжении:

  • байдарки для семейного отдыха предназначены для путешествий по спокойным водам;
  • они оборудуются несколькими местами для взрослых и откидными сиденьями для детей; Байдарка для семейного отдыха (2 взрослых + 1 ребенок)
  • отличаются комфортными условиями для туристов – мягкие сидения, подушки, ремни безопасности;
  • семейные байдарки считаются непотопляемыми, у них очень высокий уровень устойчивости на воде;
  • имеют большой отсек для «багажа», а также отдельный для перевозки продуктов питания и питьевой воды;
  • характеризуются достаточно большой шириной (около 90 см) и высокой грузоподъемностью (до 400 кг).

Двухместная байдарка

Семейные байдарки могут быть надувными, каркасными и разборными – последний вариант наиболее приемлем для путешествий с детьми. Разборные судна для сплавов по спокойным рекам могут перевозиться на легковом автомобиле, быстро собираться и храниться в небольшом отсеке кладовой или гаража. Все элементы таких байдарок выполнены из дюрали или других легких сплавов металла, обтягиваются они оболочкой из современного материала ПВХ.

Судна оборудованы веслами, перегородками для отсеков, страховочным торсом, может быть дополнительно предусмотрено рулевое управление с педальным приводом.

А здесь подробнее о лучших недорогих горнолыжных курортах.

Активный отдых на байдарках может осуществляться и в летнее, и в зимнее время (в отдельных регионах). Он не требует специфической подготовки и больших финансовых затрат для сбора всех необходимых вещей, снаряжения – подобное предоставляется инструкторами/организаторами сплавов.

Но даже кратковременное путешествие по водоему может стать началом большого увлечения водных туров – всплеск эмоций, радость от полученных впечатлений, заряд бодрости на долгие недели гарантированы.

Полезное видео

Смотрите на видео о выборе байдарки:

Сплав на байдарках в Подмосковье

Сезон сплавов на байдарках в Подмосковье ежегодно открывают в середине мая. Хотя экстремалы с горящими глазами могут уже в начале апреля штурмовать отдельные маршруты. Такой активный отдых длится до осени.

Сплав на байдарках в Подмосковье возможен как на один день, так и на весь уикенд. Если вы в этом деле новичок, то проще всего записаться в один из клубов, которые на коммерческой основе проводят туры. Тут предлагают в аренду плавсредство, спасательный жилет, проводят инструктаж и обучение азам техники гребли.

Обычно в Подмосковье сезон сплавов на байдарках начинается в мае.
Фото: unsplash.com

При сплаве на байдарке спортсмен сидит в лодке. Поочередно гребет веслом с разных сторон — у снаряда две лопасти. В Подмосковье насчитывается десяток рек, которые подходят для таких заездов. Большинство из них спокойные и годятся для первых маршрутов.

Водный поход — отличная возможность подтянуть физическую форму, испытать свой дух и полюбоваться природой региона. Рассказываем про самые популярные маршруты, где проводится сплав на байдарках в Подмосковье.

Карта мест, где сплавляются на байдарках

Лучшие маршруты для сплава на байдарках в Подмосковье

Поскольку границы регионов природе не писаны, сплавы на байдарках часто начинаются в Подмосковье, а завершаются в соседней области. До старта маршрута чаще всего добираются на электричке. Есть туры повышенной комфортности, когда организуют трансфер до места и обратно. Нередко по всему маршруту за путешественниками едет машина сопровождения.

Клязьма

Крупнейшая река Подмосковья, которая охватывает еще несколько регионов. Является притоком Оки. Профессионалы проходят ее от истока до устья, а это без малого 700 км. В некоторых местах ширина реки достигает 100 метров, а где-то сужается до размеров байдарки. Для развлекательных туров выбирают широкие участки и не слишком протяженные маршруты.

Читайте также:
Как выбрать снаряжение для рафтинга

Стартуют чаще всего в районе станций Усад, Петушки или Покров (Владимирская область). Здесь спокойное течение, нет особых препятствий.

Как добраться

Москва-река

Популярен сплав на байдарках по Москве-реке, который стартует в Можайске в Подмосковье. Сначала река довольно узкая, но чем ближе к городу Рузе, тем шире расходятся берега. По пути встречаются несколько песчаных пляжей. Если погода позволит, можно искупаться.

Самые стойкие доходят на байдарках от Можайска до Звенигорода. На это нужно два-три дня. Компромиссный вариант — дойти до Тучково, это поселок в 58 км от Москвы.

Как добраться

Дубна

Приток Волги, который протекает через Подмосковье и Владимирскую область. Дубна — четвертая по величине река в столичном регионе. На территории Московской области течение спокойное, здесь обитает много водоплавающей дичи.

Чаще всего маршрут начинают от станции Вербилки. Если поход длиться два дня, то завершают его у стрелки с рекой Сестра.

Есть вариант тура, в который входит также участок Волги. Там уже начинается судоходство, но если держаться на почтенном расстоянии от фарватера, то безопасно.

Как добраться

Киржач

Река на границе Подмосковья и Владимирской области. От столицы до нее — около 100 км. В походы по реке водят не только взрослых, но и группы с детьми. На некоторых участках вдоль берега простираются луга и поля. На других кайму водоема обрамляют смешанные леса.

Опытные туристы проходят весь Киржач. Начинают от истока реки во Владимирской области, в районе поселка Климково. Если в день посвящать гребле 5-6 часов, то маршрут проходится примерно за пять суток. Финиш — у села Городищи, где Киржач переходит в Клязьму.

Как добраться

Протва

Является притоком Оки. Начинается недалеко от подмосковного села Мокрое. Отличный вариант для сплава, если вы хотите полюбоваться не только природой, но и древней архитектурой. Вдоль берегов стоят старинные храмы и Пафнутьев-Боровской монастырь. А еще здесь есть мини-водопады — так туристы называют крутые места, где бьют родники.

Сплавы начинают в Боровске (Калужская область) или в Можайском городском округе.

Как добраться

Нерская

Протекает на востоке Подмосковья. Реку также называют Мерьская — так она упоминается в летописях. Вдоль нее — песчаные пляжи и высокие сосны. Рекомендуется всем новичкам, а также романтичным натурам. На реке много живописных поворотов.

Даже если это ваш первый сплав, возьмите двухдневный маршрут. Финиш — в районе деревни Ашитково.

Как добраться

Места, по которым протекает Бужа, практически не заселены. Сплавы по реке чаще всего занимают 4-6 дней. Поход совмещают с осмотром нескольких озер, которые соединяют протоки. Стартуют от населенного пункта Тасино во Владимирской области.

Как добраться

Лучшие места для профессионалов

В водном туризме категорию сложности реки определяют на основе количества препятствий, ширины русла и силы течения. Обозначают их римскими или арабскими цифрами от одного до шести: чем выше номер, тем сложнее.

Каждому туристу выдается спасательный жилет.
Фото: unsplash.com

Для рек Подмосковья четкого разграничения нет. Лучшие места для профессионалов рекомендуют на основе личных ощущений и опыта.

Название реки Маршрут
Большая Сестра Мост у впадения реки Селиванихи до устья Каменки
Выпрейка От села Ненашево в Тульской области до Оки
Вашана От станции Ясногорск в Тульской области до Оки
Городенка От деревни Карпово (Солнечногорский район) до деревни Щербинино (Орехово-Зуевский район)
Каменка От деревни Амельфино (Волоколамский район) до реки Большая Сестра
Любинка От поселка Богатишево (округ Кашира) до деревни Емельяновка (округ Озеры)
Разварня От станции Лесодолгоруково до реки Гряда
Скнига От села Дмитровское (Красногорск) до Оки
Скнижка От села Нечаево до села Страхово (Тульская область)

Из ближайших к Подмосковью рек для сплавов профессионалы рекомендуют Дугну, Калужку, Комолу.

Лучшие места для новичков

Сплав на байдарках в Подмосковье подойдет и для новичков. В первые маршруты однозначно стоит отправляться только вместе с опытными инструкторами. Рекомендуется перед походом взять индивидуальное занятие, чтобы вообще понять, что такое байдарка, можете ли вы удержать равновесие на воде. У некоторых затекают ноги и быстро устает спина. В таких условиях многокилометровый поход превращается в пытку.

Для новичков в Подмосковье рекомендуют реки: Воря, Малая Истра, Волгуша, Яхрома, Каширка, а также Истринское водохранилище.

Аренда байдарки на сутки 1500 — 3000 руб.
Однодневный сплав 2000 — 3500 руб.
Поход 2 дня/1 ночь (с баней и ночевкой в палатках) 6000 — 8000 руб.
Водный поход на четыре дня 10 000 руб.
Персональная тренировка с опытным гребцом (60 — 90 минут) 1500 — 2500 руб.

Указаны средние цены сплавов на байдарках в Подмосковье в 2021 году.

Советы эксперта

О сплавах на байдарках в Подмосковье мы поговорили с мастером спорта международного класса по гребному слалому, специалисту научной лаборатории спортивной адаптологии профессора Селуянова, тренером-инструктором каяк-клуба «Демидов team» Александрой Перовой:

— Лучше всего реки Подмосковья подходят для сплавов весной и осенью. Летом течение слабое, уровень воды низкий. С быстротечными реками Кавказа и Урала подмосковные не сравнятся. Но в качестве выезда выходного дня и туристического аттракциона для новичков водоемы столичного региона подходят и в летнее время.

Для желающих отправиться на сплав, особых ограничений нет. Туристам, вес которых превышает 100 кг, лучше проконсультироваться с тем, кто поведет группу. Главное, не бояться воды и взвешенно подходить к своим возможностям.

Перед первым сплавом, даже если он длится всего один день, лучше взять хотя бы два урока с тренером. Если нет такой возможности, тогда для сплава стоит выбрать двухместную байдарку: второй человек должен быть опытным, чтобы правильно грести.

Детям на сплавы по легким спокойным рекам также можно. 9-10 лет — уже нормальный для этого возраст. Однако если река имеет третью категорию сложности и выше, на нее неподготовленному туристу и ребенку выходить нельзя.

Будьте внимательны при выборе инструктора. Найдите информацию о человеке, с которым предстоит отправиться на сплав. Почитайте отзывы, спросить других учеников, поинтересуйтесь стажем организатора тура.

На первый сплав отдыхающих допускают только с опытным инструктором.
Фото: unsplash.com

Что важно знать всем, кто отправляется на сплав на байдарке в Подмосковье:

  • порой случаются перевороты. В этом случае главное не паниковать, потому что за собой можно утащить участников с других лодок. У инструкторов должны быть спасконцы, в простонародье — «морковки». Это веревка, на конце которой закреплен груз. Ее кидают выпавшим с лодки;
  • развлекательно-туристические сплавы чаще проходят налегке. В байдарку человек садится в каске и спасательном жилете. С собой берет только легкий перекус, телефон, технику надо сложить в водонепроницаемый пакет — такой выдает инструктор. Все вещи к финишу или остановке привезет машина поддержки;
  • для сплавов чаще всего используют каркасно-надувные и полиэтиленовые байдарки. Последние — более современные и удобные. Несмотря на название, с одноименными пакетами их ничего не связывает. Сделаны они из прочного пластика, скорее, он напоминает материал автомобильной канистры;
  • начинать готовиться к сплаву можно даже зимой. Для этого стоит посетить тренировки в гребных бассейнах. Там научат правильно грести и эскимоскому перевороту — движению бедрами, которое поможет вернуть судно в исходное положение в случае переворота. Не лишним будет подтянуть физическую форму в спортзале.
Читайте также:
Российские рафтингистки завоевали призовые места на Кубке Турции

Байдарочные походы в Подмосковье и Мещере

И самый доступный для нас летом вид туризма – это байдарочные походы. В них можно пойти на выходные, можно взять неделю отпуска. Можно загрузить в байдарку все семейство – от любимой бабушки до грудного младенца, а можно собрать чисто мужскую компанию и жить ловлей рыбы. Можно даже чисто женский экипаж собрать и петь песни на три голоса над раздольною рекой на закате
В общем, речь пойдет на сей раз не о категорийных походах с понтами и пальцами, а о демократичных сплавах по несложным рекам. Знайте и любите свой край, братие!

Жителям больших городов, все-таки, хорошо бы знать, куда ехать – дабы выбрать себе реку по силам и по любви. Ибо задачи байдарочного похода бывают разными. От спортивной тренировки и легкой, извините, жопы, до отдыхательно-расслабленной прогулки с коньячком).
Впрочем, как правило, совмещается и то, и другое, и третье

КАК ВЫБРАТЬ МАРШРУТ ПОХОДА ВЫХОДНОГО ДНЯ?

Если мы ответим сами себе на несколько вопросов, проблема выбора будет гораздо проще, ибо мы будем знать, что искать.

  1. Сколько дней мы хотим идти и с какой интенсивностью гребли?
  2. Хотим мы расслабленного отдыха или техничный, интересный маршрут первичнее?
  3. Насколько сложна заброска и выброска?
  4. Какая стоит погода? Не высохла ли желанная нам река до состояния «воробью по колено»?
  5. Красивы ли берега? Течет речка в полях или в лесах?
  6. Много ли мест для стоянки на берегах?
  7. Можно ли купаться, пить воду из реки и ловить в ней рыбу?

Давайте я поделюсь кое-какими маршрутами центрального региона для походов выходного дня и более длительных выездов. Вам пригодится. Конечно, начну с родной моей Мещеры, заповедных лесов, исхоженных и исплаванных с детства.
Заброски буду рассчитывать а) из Москвы. б) из ближайшего крупного города.

Среднее течение Клязьмы. Д.Усад – д. Омутищи – г.Петушки.


Выше Усада Клязьма довольно густо заселена и маловодна. Ниже Петушков – грязна (увы, петушинская промышленность безжалостно сливает все отходы в воду) и малоинтересна для сплава, берега илистые и ивовые, сильное течение и ГИМС гуляет (кто не в курсе, байдарки с недавних пор официально надо регистрировать, платить налоги и т.п. Естественно, никто этого не делает, ибо нафиг надо.)

Так что оптимален именно этот отрезок – без населенных пунктов, достаточно широкая река в любое время года, много купалок, хороших стоянок, чистая вода и красивые берега.
Строго говоря, маршрут можно продолжить до Костерево, это еще километров 10 по реке, очень красивые дубравы у моста близ военной части, где нужно будет высадиться. Но учтите, что из Костерево в Москву идут всего 4 электрички в день, тогда как из Петушков – штук двадцать.

Сложность: очень простой маршрут, обносов нет, коряг немного, порогов тоже нет. Встречаются мели, но песчаные. Удобнейшая заброска-выброска из Москвы, Владимира, Орехово-Зуево.
Красоты: знаменитые клязьминские дубравы со столетними деревьями в два обхвата, множество пляжей с песочком, сосновые боры, березовые рощи. Болотистые участки берегов почти отсутствуют. Стоянок, как я уже говорила, полно, попадаются оборудованные – с навесом, столиком.

Вот одно из мест наших стоянок

Купалка и рыба: купаться чудесно, в хорошую погоду река прогрета, куча песчаных пляжей и отмелей, можно смело выпускать детей подрызгаться. Некрупная рыба на уху есть, хотя основные рыбные места ниже, как раз в ивняках и заводях.
Парни за час наловили десяток окунишек – и вот, уха, “с дымком” и стопочкой водочки, все как полагается!

Заброска: в пятницу вечером или субботу рано утром электричкой из Москвы (Курский вокзал, Горьковское направление) или из Владимира до ст. Усад, оттуда 500 метров до Клязьмы, собираться можно прямо у ЖД моста. Или на машине по М7, поворот на Усад. Разумно будет выгрузиться и уехать на пустой машине в Петушки, там ее оставить, договорившись с одним из жителей приречной улицы, а водителю вернуться на электричке Петушки-Москва в Усад. Как раз успеет к старту.

Как вариант, если гребцы совсем никакие, или вы стартуете поздновато – можно начать из Омутищ, это станция по той же линии, но ближе к Петушкам. От станции до реки метров 400.

Отличный, простой и красивый вариант для начинающих байдарочников или похода с детьми. Никакой особенной лоции там нет, одна река, без стариц и обносов, главное – не прогулять Петушки, а то придется плыть до Собинки.

МЕЖДУРЕЧЬЕ.
П.Тасино – р.Бужа – оз. Святое – оз. Имлес – оз. Шагора- оз. Ивановское – оз. Мартыновское – р. Пра – г. Спас-Клепики.


Сложность: особой технической сложности маршрут не представляет, однако, много коряг и завалов. Общая длина маршрута – 80 км. Т.е. если идти на расслабоне – то три дня. Два дня – хорошей работы веслами. И еще – это тот байдарочный поход, куда надо взять карту и компас, в озерах легко потерять ориентировку, они кривы какой-то особенной мещерской кривизной, понять их логику сложно
Красоты: это самое сердце Мещеры. Дубовые рощи на старте, медитативные болотистые озера первой половины маршрута, серые цапли, выдры и множество другого зверья. Ночью – водяные, лешие и русалки. И роскошные сосновые боры второй части – нагретая солнцем хвоя, высокие, сухие берега. В общем, мегакрасиво.

Серая цапля и белая водяная лилия занесены в Красную Книгу. Но в Мещерском заповеднике их можно встретить легко. Пожалуйста, не уничтожайте!

Минусы: Маршрут любим фирмами, делающими коммерческие сплавы, в хорошую погоду на озерах и Пре многолюдно, проблема со стоянками. На Ивановском и Мартыновском есть турбазы, на своей территории они требуют за стоянку денег.
Купалка и рыба: купаться можно везде, вода торфяная, темная, но бояться этого не стоит, торф безвреден в такой концентрации, смело купайтесь и кипятите озерную воду. Однако, берега, начиная со входа в оз. Святое и до Шагоры – сплошное болото, пристать радикально некуда. Их проходят без остановки. Насчет рыбы – не знаю. Рыбачки по берегам сидят, но по всем отзывам – рыба только мелкая.

Читайте также:
Сплав по Замбези

Заброска и выброска: поездом с Казанского вокзала до разъезда Тасино. Прямой электрички нет, можно доехать до Черусти и там пересесть на электричку до Тасино в сторону Вековки, а можно – на любом поезде до ст. Вековка и дальше на электричке в сторону Черусти.

От станции до р. Бужа 2 километра. На машине от Москвы километров около 300, от Владимира 80. Перегнать машину заранее в конечную точку можно, но нужен отдельный водитель – от Спас-Клепиков до Тасино транспорта нет. Можно нанять машину для заброски в Черусти, Гусе-Хрустальном, Владимире.

Выброска – от Спас-Клепиков в Москву и Владимир идут автобусы, ехать 3,5 часа. Насколько мне известно, до Москвы три автобуса в день, до Владимира только проходящие, из Рязани и Касимова, тоже три в день. Можно поймать машину до Рязани, откуда ходят электрички и куча поездов на Казанский вокзал.

Лоция: Река Бужа неширока, встречаются завалы, но еще в мае местные байдарочники стараются прорубать в них проходы. В устье река раздваивается и впадает в Святое озеро.

Река Бужа

С конца Бужи и до Юго-Восточного берега оз. Святое больше пригодных для стоянки берегов не будет, длинный участок с медленным течением и болотистыми берегами, идти нужно, держась середины. Вообще, озера к концу лета сильно зарастают, если не видно входа в следующее озеро – ищите дырку в ивняке, он где-то там!

Озеро Святое

Восточный берег оз. Святое пригоден для стоянки. Далее вы идете по километровой протоке в озеро Имлес, на входе в протоку завал. И вообще, Имлес богато завалами, в процессе борьбы с ними сложно заметить момент перехода в озеро Дубовое))

Ни на оз. Имлес, ни на Дубовом стоянок нет, одни цапли. Зато дальше пойдут озера более широкие и зрелищные. Озеро Дубовое, затем широкая протока – и уже начинается оз. Шагора. Из него можно попасть в оз. Великое – но это уже радиалка, из Великого выходной протоки нет.

Типичный вид с байдарки в верхних озерах:)

А в сторону реки Пра идет озеро Ивановское. В общем-то, считается, что Пра начинается прямо из Ивановского, но фактически это ее одна протока, потом идет Мартыновское, и уж только потом река становится нормальной рекой, с приличным течением, по которой можно смело сплавляться, не опасаясь более заблудиться в озерах.

Мартыновское озеро очень живописное, но мелкое, течение малозаметно, чтобы найти выход – нужно ориентироваться на северный берег, ориентир – большое, отдельно растущее дерево.
Нижние озера населены, по их берегам раскиданы деревеньки и турбазы. Но места для стоянок на высоких берегах есть в изобилии, найти всегда что-то можно.

Река Пра в районе Спас-Клепиков

Примерно через 15 км после выхода в реку Пра по правому ее берегу будет расположен райцентр Спас-Клепики. Можно идти и дальше, в Оку, но это дополнительный день, а то и два.

Маршруты по реке Ушна. д Николо-Ушна – п.Красная Ушна. И д.Юромка – п. Новлянка.

Одна из любимых моих рек, осенью по ее берегам одно удовольствие ехать на велике, а летом – по ней на байдарке. Почти безлюдная, таинственная в нижнем течении и веселая в верхнем. Всю дорогу наблюдаешь жизнь рыбок, тритонов и выдр – вода просматривается до дна на любой глубине.
Сложность: в целом река довольно простая, но нескучная – много мелких препятствий. Шиверы, коряги, завалы, перекаты и прочие радости байдарочника встречаются там в изобилии. До середины июня и после дождей интересен участок от Николо-Ушны до Красной Ушны или Юромки, если стартовать позже или в жару – лучше идти от Юромки или от Красной Ушны до Новлянки, в верхнем течении Таймень не пройдет, только надувная байда. В районе д. Святцы оборудованная «бочка», где тренируются муромские водники. Там же веселый перекат, желоб и прочие радости каякера

Отличный водный парк построили муромцы, гордость берет:)

Два дня занимает переход Николо-Ушна – Красная Ушна. Два дня: Юромка (или Красная Ушна) – Новлянка.
Красоты: река необычайно живописная, тенистая, с высокими берегами. Прозрачная вода. Стоянки практически везде, в нижнем течении есть оборудованные.
Купание и рыба: в верхнем течении, на неглубокой воде, есть «ванны», где вода теплая. В нижнем течении вода холодная всегда, питание реки – ключевое. Т.е. взрослым-то визг и удовольствие, с утра отрезвляет на раз, а вот маленьким детям побрызгаться негде, в деревнях для мелкоты роют пруды. Рыба есть, вода очень чистая, в самой реке окуни, лещ, щука, в заводях – сомы и налимы. Подводные рыбаки любят Ушну, в прозрачной воде хорошо охотиться.

Заброска: до Николо-Ушны добраться просто: садитесь на автобус Москва-Муром или Владимир-Муром, Муром-Владимир и просите высадить вас у деревни Николо-Ушна (250 км от Москвы, 90 км от Владимира, 40 км от Мурома). До моста через Ушну от трассы метров 500, нужно пройти всю деревню.
До Красной Ушны или Юромки добраться можно, высадившись на трассе Владимир-Муром в пос. Малышево (20 км от Мурома) и поймав машину до нужной деревни. Ходит автобус из Мурома, но нечасто. В Юромку автобус ходит только из Красной Горбатки, а Красная Ушна большой поселок, туда сообщение более-менее налажено. Можно доехать на поезде до Мурома и оттуда на автобусе двинуть в Красную Ушну.
Выброска: из Красной Ушны либо на машине, либо на автобусе. Из Новлянки ходит электричка до Мурома или Коврова (город на Горьковской железной дороге). Из Коврова и Мурома достаточно часто ходят поезда в Москву.

Лоция: Подробную лоцию по участку Николо-Ушна – Юромка писать надо на три страницы мелким шрифтом и то, половина ее через месяц будет враньем – река изобилует разными мелкими препятствиями: два рукотворных переката из бетонных блоков, несколько природных, шиверы, хорошо видные в сухую погоду и почти незаметные в разлив, низкие мосты, завалы, каждый год разные.

Вот так вот выглядит “прохождение” шивер в июле))

Поэтому просто скажу: не расслабляйтесь и смотрите в оба. Надувная байдарка в мае-июне большинство шивер и завалов проходит легко, с каркасной придется повозиться.

Юромка – Красная Ушна. Участок имеет один огромный завал у старого моста, проходимый, но вода к началу июля там тухлая и сильно цветущая. Есть еще маленький мост, проходимый.

Красная-Ушна – Новлянка. Участок имеет один стопроцентный обнос, под деревней Святцы (сама деревня высоко над рекой), но там есть смысл встать на дневку или ночлег, это как раз и есть упоминаемый ранее рукотворный каякерский парк.

У моста в Красной Ушне

От Красной Ушны до Святцев 16 километров по реке, до Новлянки – 35 км. Река на этом участке очень красива и достаточно полноводна в любое время сезона. Препятствий мало, мы, случалось, проходили ее без единого обноса. Ниже Святцев тенденция сохраняется. Можно закончить сплав у ЖД моста и дойти 2 км до станции пешочком. А можно плыть до Новлянки, но это 7 км крюка, река делает большую петлю.

Читайте также:
Отличие рафта от катамарана

Если интересно, я буду дальше писать, у меня в запасе еще есть хрустальная Судогда, дикий и прекрасный Лух с древними идолами и Фролищенской пустошью, рыбацкая Суворощь, краеведческая домонгольская Нерль, сельская пасторальная Колокша и многие другие мокрые сокровища Руси-матушки

6 маршрутов для сплавов на каяках и байдарках в Подмосковье

В выходной можно поехать на трёхчасовой сплав или отправиться всей семьёй в настоящее двухдневное путешествие. Никаких специальных навыков для этого не нужно, а всё оборудование можно взять напрокат. Стоят сплавы от 1800 ₽ до 11 000 ₽. Вот шесть интересных маршрутов вблизи Москвы.

Подготовка к сплаву

Сплав можно организовать самому или забронировать тур у компании, которая профессионально этим занимается. В первом случае нужно купить или арендовать лодку и другое оборудование, продумать маршрут, решить вопрос с питанием и безопасностью.

В случае с туром хлопот меньше: прокат оборудования и питание входят в стоимость, маршрут спланирован, с группой едет инструктор. Такой вариант подходит даже тем, кто раньше ни разу не участвовал в сплавах. Из подготовки — только собрать рюкзак и найти удобную одежду. И определиться с маршрутом.

Вариантов много: от трёхчасовых водных прогулок до трёхдневных сплавов с ночёвкой в палатке.

Каяк или байдарка: что выбрать

Сплавляться можно на каяках и байдарках. Кардинальных отличий между ними нет. Байдарки, как правило, более вместительные и устойчивые, но при этом менее манёвренные. Они рассчитаны на двух-четырёх человек. В каяках обычно сплавляются по одному или по двое.

Таким образом, для семейных прогулок и многодневных походов с ночёвками лучше выбирать байдарки. Каяки больше подойдут для экстремальных сплавов или для похода по сильно заросшему водоёму.

6 маршрутов для сплавов

1. Сплав вокруг заповедника в Архангельском

Продолжительность: 3 часа.

Стоимость: 3500 ₽ для взрослого, 2000 ₽ для ребёнка. Путешествие подойдёт для детей с трёх лет.

Сплав проводится всего в 10 километрах от Москвы, вокруг известной усадьбы Архангельское. Её будет видно с воды. Сам маршрут проходит вокруг заповедника Лохин остров. На нём группа делает остановку на чай.

Организатор предлагает трёхместные байдарки, но приехать на сплав можно в любом составе: одному, вдвоём или всей семьёй.

Группу сопровождает инструктор, перед сплавом он расскажет об управлении байдаркой и технике безопасности.

2. Сплав по Москве-реке в Рузском и Одинцовском районах

Продолжительность: 3 – 4 часа.

Стоимость: 1800 ₽ для взрослого, 600 ₽ для ребёнка до 14 лет. Путешествие рекомендуют детям с шести лет.

Маршрут прогулки проходит под подвесными мостами, мимо древних каменоломен, княжеского замка, старинной усадьбы и водопада. Длина маршрута — 15 километров.

Перед сплавом всем выдают перчатки, дождевики, спасательные жилеты и герметичный чехол для смартфона.

3. Сплав по реке Клязьме в районе Павловского Посада

Продолжительность: 3 – 3,5 часа.

Стоимость: 5000 ₽ за двоих, стоимость с ребёнком не изменится. В путешествие можно брать с собой детей от пяти лет.

13-километровый маршрут по реке Клязьме участники сплава проходят самостоятельно, без группы и гида. Для такой прогулки лучше найти себе пару — каяк рассчитан на двоих.

Организаторы встречают в Павловском Посаде, доставляют до места старта, выдают снаряжение и карту маршрута, проводят инструктаж и встречают уже на финише.

Сплав на рассвете. В выходные можно начать путешествие в 6 утра. Источник: группа «Каякинг-тура» во ВКонтакте.

4. Сплав по Истринскому водохранилищу

Продолжительность: определяется участниками.

Стоимость: 1500 ₽ за час.

На прогулку на надувных каяках можно взять и ребёнка. Строгих ограничений по возрасту нет, но с маленькими детьми в целях безопасности советуют не отходить далеко от берега.

На Истринском водохранилище можно взять каяк или байдарку напрокат и отправиться в самостоятельное путешествие по местам, которые называют Подмосковной Швейцарией. Сопровождать путешествие будут пейзажи с необитаемыми островами и монастырями.

Длительность и маршрут прогулки каждый определяет самостоятельно: байдарки выдаются в почасовую аренду.

5. Сплав по реке в Можайском районе

Продолжительность: два дня.

Стоимость: 11 тысяч ₽ для взрослого, детям — скидка 20%, детям до пяти лет — без места, скидка 50%.

Минимальный возраст ребёнка не ограничен.

За выходные можно пройти по воде 33 километра. Сплав начинается в субботу утром. На маршруте будут остановки на обед и ужин у костра с ночёвкой в палатке. По пути будут песчаные пляжи, на которых можно остановиться и искупаться.

Маршрут подойдёт и новичкам, и семьям с детьми. Решение о том, интересно ли это ребёнку, принимают родители.

Всё необходимое оборудование, в том числе и для ночёвки, трансфер из Москвы до точки старта, а также питание включены в стоимость.

6. Сплав по реке Нерской в Орехово-Зуевском районе

Продолжительность: три дня.

Стоимость: 7000–7500 ₽ для взрослого, детям — скидка 20%. В путешествие родители могут взять с собой детей с пяти лет.

Заезд стартует в пятницу вечером. Группа едет на электричке до города Куровского, недалеко от которого начинается маршрут. Там путешественники останавливаются на ужин у костра и ночёвку в палатках.

В субботу после инструктажа начинается сам сплав. Вечером — походная баня. В воскресенье сплав продолжается.

Читайте также:
Галилео - каякинг

В первый день путешественников окружают сосновые леса, во второй — леса переходят в поля. На всём пути река довольно узкая и извилистая, встречаются мели и коряги, которые приходится обходить по суше.

При этом маршрут несложный и подходит новичкам. Группу сопровождает машина с вещами и оборудованием для лагеря.

В стоимость включено питание, групповое снаряжение, в том числе байдарки, трансфер от вокзала в городе Куровское до точки старта и походная баня. О личном снаряжении — спальнике, походной посуде, фонарике — необходимо позаботиться самостоятельно. Также нужно дополнительно оплатить проезд на электричке от Казанского вокзала до Куровского и обратно — примерно 500 ₽ с человека.

Преодоление препятствия на реке Нерской. Источник фото: vpoxod.ru

Чек-лист: что взять с собой на сплав

1. Одежда и обувь. Для сплава нужны два комплекта одежды — на случай, если первый намокнет от брызг. Подбирать одежду надо с учётом погоды. Жарким летом подойдёт футболка с длинным рукавом, лучше — с защитой от ультрафиолета, лёгкие штаны, кеды или кроссовки. Если на улице прохладно, стоит надеть термобельё, также взять с собой непромокаемую куртку, кеды или кроссовки.

2. Перчатки. Нужны, чтобы не натереть руки веслом. Подойдут, например, велоперчатки, но можно взять любые.

3. Головной убор. Защищает от солнца и брызг от весла.

4. Солнцезащитный крем. Пригодится в любую погоду: ожоги на воде можно получить быстро и незаметно даже в пасмурный день.

5. Негазированная питьевая вода. Сладкие и газированные напитки не подойдут, так как не утоляют жажду.

6. Солнцезащитные очки и репелленты.

7. Спортивная страховка для занятий каякингом. Выбрать полис по оптимальной цене можно в страховом калькуляторе. Страховка с расширением на каякинг стоит от 240 ₽ на неделю, в случае травмы по ней можно получить помощь на сумму до 200 тысяч ₽.

Расчёт стоимости страховки для сплава на Сравни.ру.

Есть ли коронавирусные ограничения для сплавов

Как правило, для участия в сплавах и аренды каяков ни отрицательных ПЦР-тестов, ни QR-кодов не требуется. Организаторы рассчитывают на сознательность участников. Если у человека есть признаки простуды, недомогание, лучше не рисковать своим здоровьем и отложить сплав.

Условия могут измениться в любой момент, поскольку меняется эпидемическая ситуация. Всегда уточняйте этот момент, когда записываетесь на сплав.

Отдых на байдарках

Отдых на байдарках – весьма увлекательное и популярное сегодня занятие. Эти маленькие юркие лодочки позволяют проникать в самые труднодоступные места водоемов на рыбалке, получить удовольствие от прохождения быстрых рек и плаванья под парусом, заняться сплавом и гребным слаломом, отправиться в поход по интересным маршрутам. Байдарки имеют небольшой вес, их можно переносить по суше на руках, разбирать и доставлять к берегу даже на общественном транспорте, хранить где-нибудь в квартире или автомобильном гараже. Одним словом, у этих лодок много достоинств, поэтому многие любители водных путешествий предпочитают именно их.

Однако эти путешествия на подобных водных судах требуют соблюдения некоторых правил, незнание которых может обернуться не только испорченным настроением, но и драмой. Что же это за правила? Начнем с подготовки.

Как подготовиться к походу на байдарках

Подготовка к походу на байдарках начинается с планирования маршрута, сбора группы и примерного расчета времени путешествия. Кроме того, следует подсчитать полную стоимость похода и добавить к ней возможные дополнительные издержки. Маршрут выбирается с ориентиром на цель путешествия – приятная прогулка по спокойной воде, дальняя экспедиция с привалами, экстремальный спорт, гонки, рыбная ловля и так далее. При этом необходимо попытаться обозначить все препятствия, которые могут встретиться на пути и определить, кто будет главным (играть роль капитана) в путешествии.

До отъезда должны быть тщательно проверены все спасательные жилеты, юбки, фартуки и сами байдарки на предмет протекания. Специалисты рекомендуют пару раз перевернуться на байдарке на воде. Это полезно и новичкам, чтобы поняли, что означает подобный переворот, и опытным байдарочникам, чтобы почувствовать лодку.

Важно: перед такими походами всем членам группы надо сделать прививки от энцефалита, научиться оказывать первую помощь утопающим и освоить технику посадки и высадки с байдарки. Это поможет сохранить здоровье, а иногда и жизнь.

Перед спуском байдарки на воду желательно на стапеле усилить ее каркас. Это облегчит управление лодкой и повысит ее устойчивость на порогах и при столкновении с препятствиями. Усиливают корпус главным образом в продольной плоскости. В каркасных моделях это можно сделать с помощью маленьких колышков и рогаток. Оболочку следует хорошо проклеить, особенно в районе кильсона и двух стрингеров возле него. Бывалые байдарочники советуют в местах соприкосновения оболочки и каркаса закрепить пенку от туристического коврика так, чтобы она не сползала.

И, наконец, перед отплытием надо сразу собрать ремонтный набор. Он должен обязательно включать в себя солидные полосы заплат, наждачную бумагу, клей, растворитель или бензин, проволоку, дрель, различные запчасти, нагревательные приборы (для пластиковых моделей), плоскогубцы. Если предстоит дальнее путешествие, нужно взять с собой топоры, молотки, пилы и, конечно же, палатки. А потом распределить весь груз по лодкам и членам команды, не забывая о продуктах, спичках, фонариках и медикаментах.

Собираем сумку для отдыха

Чтобы облегчить вес багажа, в дальние походы можно взять с собой только крупы, фрукты, сахар, чай и полуфабрикаты из расчета по 500 грамм в день на человека. Но такие порции придутся по вкусу лишь тем, кто намерен убрать лишние килограммы или привык ограничивать себя в еде. Все остальные хотят получать от путешествия максимальное удовольствие, которое относится и к еде тоже. К тому же, если плаванье многодневное, от недоедания гребцы слабеют, понижается их выносливость, повышается риск заболеть, а это негативно сказывается и на продвижении вперед, и на общей обстановке. Поэтому лучше взять столько продуктов, сколько можно донести до водоема. Выбирать их следует, исходя из возможности полноценного питания всех членов команды. Если на маршруте встречаются магазины, сначала можно взять столько продуктов, сколько хватит до первого из них. Не стоит в данном случае рассчитывать на ловлю рыбы или сбор грибов – их результаты непредсказуемы.

Конечно, свежее мясо, вареную колбасу и прочие скоропортящиеся продукты брать с собой в путешествие не следует. Покупать лучше тушенку, рыбные консервы, твердую копченую колбасу, плавленые сырки, макароны, лук, чеснок, сублимированную еду в объеме, рассчитанном на трехразовое питание всей команды. И ко всему этому не забыть добавить аптечки со стандартным набором препаратов для лечения травм, простудных, кишечных и прочих заболеваний.

Читайте также:
В Рязанской области завершился чемпионат ЦФО по рафтингу

Подготавливаем одежду

В длительные походы на байдарках в обязательном порядке нужно брать минимум два комплекта одежды и обуви. Один из предназначается специально для плавания и включает в себя непромокаемую одежду, кроссовки, свитера, сапоги, легкие рубашки, если путешествие проходит в жаркую погоду. К этому можно добавить широкополые шляпы и солнцезащитные очки. Главное, чтобы такая одежда быстро сохла и хорошо отражала лучи солнца.

Второй комплект нужен для переодевания во время привалов. Это могут быть джинсы, хлопчатобумажные брюки, рубашки, блузки. В него следует включить одежду для сна и нижнее белье. Если дни или ночи холодные, надо взять с собой теплые носки и тонкий шерстяной костюм. Все вещи нужно тщательно упаковать в гермопакеты.

Лучшие места для активного отдыха на байдарках

Отличных мест для активного отдыха на байдарках очень много, однако далеко не всегда туристы могут позволить себе ехать куда-то далеко или за рубеж. Что касается России, то здесь таких районов с подходящими водоемами хоть отбавляй. К ним относятся реки Лена, Волга, водоемы алтайского и забайкальского бассейнов, Камчатки и Якутии. К ним можно добавить реки Быстрая, Псел, водные артерии Карелии, акваторию Черного моря в Крыму, синие озера Урала и многое другое. На всех этих территориях есть туристические центры, обеспечивающие своим клиентам полноценное обслуживание и безопасность.

Правила безопасности при отдыхе на байдарке

Соблюдение техники безопасности при отдыхе на байдарке является необычайно важным во всех ее пунктах. Во-первых, садиться в лодку можно исключительно в плотно застегнутом спасательном жилете. Во-вторых, багаж загружается только тогда, когда байдарка уже спущена на воду. В-третьих, пассажиры по посадки должны сначала браться обеими руками за борта, затем заносить в лодку одну ногу, а потом вторую. Байдарку в это время необходимо придерживать другому человеку за кормовую часть.

На воде между лодками следует держать дистанцию. Пассажиры следующего вторым судна должны следить за сигналами, подаваемыми с первого, и передавать их тем, кто идет за ними. В байдарках нельзя вставать в полный рост или облокачиваться на борта. Во время нахождения на воде запрещается употребление спиртных напитков, наркотиков. И наконец, если байдарка перевернулась, нельзя паниковать. Надо вынырнуть, постараться приблизиться к лодке, схватиться за нее и плыть к берегу.

Как перестать бояться и начать сплавляться: мой опыт водных походов на байдарках

Моя история сплавов на байдарках началась в 2015 году. Друг однажды сказал, что у родителей лежат две байдарки Таймень, почему бы нам, дескать, не подгадать отпуска и не организовать водный поход этим летом? Так я ввязался в долгую, но увлекательную авантюру.

В первом сплаве мы активно набивали шишки. Конечно мы перечитали много статей «что взять в байдарочный поход» и «как подготовиться к сплаву», сверились с прогнозом погоды и посоветовались со старшими и опытными товарищами, но теория — это одно, а практика совсем другое.

Ворона протекает по Пензенской, Тамбовской и Воронежской областям. Нас интересовала Тамбовская, оттуда было удобнее всего начинать путешествие. В количестве 6 человек мы собрались на пляже в селе Уварово и начали собирать байдарки. В активе было 2 советские байдарки Таймень и одна каркасно-надувная, безымянного производителя. Надувная позже показала свою несостоятельность на воде и была сдута и отправлена в багаж, а мы вшестером продолжили путешествие на двух тайменях.

Многие при упоминании байдарок и водных походов начинают вспоминать все стереотипы вроде «да как там сидеть вообще можно», «да она же перевернётся», «да что туда влезет вообще». Можно, не перевернётся, влезет. Байдарка Таймень состоит из металлического каркаса и непромокаемой оболочки из ПВХ. Длина от 5 до 5.7 метров и грузоподъемность от 250 до 375 килограмм в зависимости от количества мест.

Вещи раскладываются внутрь между гребцами, запихиваются в нос и корму байдарки, и раскладываются вдоль сидений параллельно бортам. На самом деле то количество вещей, которое можно уместить в байдарку, впечатляет каждый раз при её сборке и спуске на воду. Туда легко влезают: личное снаряжение в рюкзаках, палатки, спальники и одежда в гермомешках, туристические коврики, топоры, запасная обувь, костровая тренога, комплект котелков, запас провизии на весь маршрут, запас питьевой воды, складной стол, стулья, тент, мачете и от двух до трёх гребцов. И всегда остаётся небольшой запас, а вдруг что.

Однажды мы тащили в поход сваренный из арматуры и металлических уголков котёл для походной бани. Было страшно, но влез и он.

Маршрут по Вороне был тщательно просчитан, но мы были не очень хороши в математике. Уже на второй день наша экспедиция стала сильно отставать от расчётного времени прибытия. Позже выяснилось, что за 5 дней путешествия мы собирались пройти по реке до точки высадки 90 километров (сведения из картографических источников), но в действительности до неё мы прошли 145 километров. Это было очень безответственное планирование маршрута, но при этом очень интересное приключение.

Грести до заката солнца нельзя, ведь в темноте легко пропустить коряги или камни под водой, да и хороших мест для разбивания лагеря ближе к вечеру встречается всё меньше и меньше. Вставать пришлось раньше обычного, собираться быстрее, а работать вёслами интенсивнее. Постоянное отставание от маршрута не огорчило нас, а наоборот добавило поводов для шуток и подкалывания друг друга. При этом всегда оставалось время для того, чтобы остановиться на перекус или для купания. Температура +30℃ обязывает иногда сделать передышку и спрятаться в тени или охладиться в реке.

В назначенное время мы всё же успели. Когда поняли, что сильно отстаём, в день пришлось проходить по 30-35 километров вместо положенных 18. Было сложно, но это нас закалило и сплотило. К следующему походу мы готовились уже более серьёзно, а сейчас и вовсе начинаем подготовку за полгода до старта. Именно начало подготовки к сезону 2020 и побудило меня написать этот текст.

Держать весло и грести им новички учатся обычно за 15-20 минут. На следующий день садясь в байдарку с больными плечами и спиной они понимают как правильно работать вёслами и это знание уже будет с ними до конца жизни.

Берём с собой крупы, овощи, два или три вида тушёнки для разнообразия и готовим на костре. Технология приготовления пищи на открытом огне не сильно отличается от готовки на газовой плите, правда объёмы и техника безопасности уже другого масштаба.

Читайте также:
В Адыгее пройдут туристско-спортивные игры «Интерралли Белая-2021»

Готовлю в походах обычно я сам, люблю варить борщ и гороховый суп, часто делаю тушёный картофель, плов с говядиной, гречку со свининой, макароны, каши. Обычно даже получаю комплименты в сторону своих блюд, хотя чёрт его знает, может просто боятся хамить повару. Но вроде получается сносно.

Достаточно безопасно, если постараться учесть все детали. Изучить карту, обозначить стратегические места схода с маршрута на случай травм или болезни. Собрать аптечку, назначить корабельного доктора, ответственного за здоровье группы. Со временем наша походная аптечка из небольшой автомобильной стала всё больше напоминать укладку врача скорой медицинской помощи, скоро можно будет даже небольшие операции делать прямо на берегу.

Если говорить серьёзно, то да, это достаточно безопасно, если у вас есть голова на плечах и базовый инстинкт выживания , то есть вы: умеете правильно вести себя на воде, собираетесь надевать спасательный жилет если не умеете хорошо плавать, не собираетесь выходить из байдарки, находясь посередине реки или пытаться перевернуть байдарку расшатыванием из стороны в сторону. Последнее довольно бесперспективная задача – обычно загруженная байдарка ведёт себя очень устойчиво, перевернуть её без большого на то желания довольно трудно.

Бывают. Один раз мы во время стоянки на берегу видели гадюку и один раз (почти) видели медведя. От первых спасает обувь с высоким голенищем, от вторых громкий шум. Громкие разговоры, горящий огонь, звяканье посуды сами отгоняют диких зверей от вашего лагеря. Поверьте, им эти неприятности ни к чему, от таких гостей как голодная и ругающаяся компания туристов лучше держаться подальше. Естественно, это всё работает летом, когда у зверя много возможностей накормить себя и не работает поздней осенью, зимой и ранней весной, когда зверь голоден.

Чаще всего из диких животных мы встречаем ежей, мышей-полёвок и ужиков, которые смешно виляя головой переплывают реку поперёк течения.

Не всегда. Отправляясь в водный поход, неплохо заранее знать кого и на что можно поймать. И без хороших навыков рыбной ловли не рассчитывать на то, что рыбалка станет вашим основным источником пищи. Мы рыбу ловим, но снасти берём только тогда, когда знаем что на этом водоёме можно что-либо поймать.

Грибов набрать пока так и не довелось. Либо червивые и засохшие – сплавляемся мы обычно не в грибной сезон, либо их много и крупные – но это мухоморы.

А вот ягод в прошлом году наелись вдоволь. Карельская черника вдоль рек растёт сплошным ковром, останавливайся и набирай сколько хочешь.

1. Найти единомышленников. Лучше начинать поиски среди друзей и друзей друзей. Можно поискать профильные группы в соцсетях или форумы.

Я не очень рекомендую коммерческие организованные сплавы на 10-20 человек из-за личной неприязни к такому виду отдыха. Но для многих это может стать единственным шансом отправиться в поход, поэтому закрывать глаза на такую возможность нельзя.

2. Собрать снаряжение. Долго расписывать не буду, вся информация легко гуглится. Скажу только, что не стоит в первый сплав покупать дорогое снаряжение, лучше пообщаться со знакомыми и одолжить у них спальник, палатку или рюкзак во временное пользование. Позже вы поймёте какими свойствами должны обладать необходимые вам вещи. А купить с первого раза ненужное снаряжение проще простого.

3. Раздобыть байдарки. Самый сложный пункт. Новая двухместная байдарка Таймень-2 стоит от 35 000 рублей и выше. Подержанную можно купить за 20 000 рублей. Есть компании и частники, которые сдают лодки в аренду за 500-700 рублей в сутки, делая скидки при аренде на долгий срок.

Нелишним будет спросить у родителей, а нет ли у них друзей с простаивающими без дела байдарками. В советские годы байдарочные походы были гораздо более распространённым явлением, чем сейчас, поэтому не исключено что у кого-то из ваших знакомых лежит в гараже без дела свободное плавсредство.

4. Расписать маршрут. Определить пути «заброса» и «выброски», обозначить селения с магазинами, где можно пополнить запасы провизии, отметить на карте возможные места «обноса» – участки реки, по которым пройти на байдарках невозможно, например под низким мостом.

Кроме этого нужно посчитать километраж и количество свободных дней. Оптимально в день проходить по 15-25 километров. Тогда вечером у костра будет чувствоваться приятная усталость, а не полное истощение.

5. Продумать продуктовую раскладку, решить вопрос с питьевой водой и медикаментами. Вариантов раскладок в интернете существует множество. Мы в походе устраиваем два полноценных приёма пищи. Утром каша или чай с печеньем, вечером суп или второе блюдо. В обед перекусываем консервами с хлебом, орехами или вяленым мясом. В жаркую погоду есть в обед обычно не хочется и перекуса хватает чтобы дотянуть до ужина.

Питьевая вода – важный момент. Не все реки достаточно чистые, чтобы можно было безбоязненно пить воду из них. Для очистки чаще всего используют кипячение, марганцовку или специальные туристические фильтры. Мы берём бытовой фильтр-кувшин чтобы убрать цвет и мутность воды и затем кипятим её чтобы обеззаразить.

Аптечка собирается назначенным заранее походным доктором. Обычно это стандартный набор лекарств от простудных заболеваний, бинты, пластыри, йод и обезболивающее. Со временем вы поймёте чего именно не хватает в вашей аптечке.

6. Решить вопросы с транспортом. Продумать как вы будете добираться на точку А и выбираться с точки Б. Традиционно в город или деревню отправления прибывают на поезде или на автомобиле, который затем оставляют на охраняемой стоянке. Добраться непосредственно до реки помогают водители на газелях из ближайшего крупного города. Цена за километр пути на пассажирской газели по межгороду колеблется в разных регионах от 10 до 20 рублей. В пересчёте общей стоимости на каждого участника группы такой проезд получается не сильно дороже, чем такси от дома до работы.

Если вас заинтересовала тема сплавов, снаряжения, маршрутов – задавайте вопросы в комментариях, постараюсь на них ответить.

Также рекомендую подписаться на мой блог, скоро выйдет ещё одна путевая заметка в которой я подготовлю описания маршрутов, фотографии из предыдущих походов и дам пару советов начинающим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: