Кубок Домбая: российские парапланеристы разыграли награды в двух дисциплинах

Рублев так хотел взять «Мастерс» в паре, что дрался с ракеткой и бедрами, когда не выходило. Они с Карацевым проиграли боевой финал

Хороший турнир и обидная концовка.

Андрей Рублев и Аслан Карацев очень мощно начали сезон, но к концу весны результаты чуть просели. У Рублева были всплески в виде финалов в Галле и Цинциннати, но в целом выдавать серии побед в одиночке обоим стало очень тяжело.

При этом они продолжили показывать отличные результаты в паре и миксте. Карацев вместе с Еленой Весниной дошел до финала «Ролан Гаррос» и Олимпиады – и в Токио они проиграли Рублеву и Анастасии Павлюченковой. В итоге золотые Игры Андрей стал называть чуть ли не главным событием в жизни, хотя по ходу турнира постоянно жаловался на то, что уже проиграл в одиночке.

Карацев говорил, что в Токио хотел выступить в паре с Рублевым – особенно после того, как они взяли титул в Дохе. Но Андрей уже давно договорился на Олимпиаду с Кареном Хачановым. Однако Аслан и Андрей все же объединились снова – в Индиан-Уэллс. И дошли до финала, по ходу турнира обыграв несколько очень сильных команд.

За титул, который для обоих стал бы первым «Мастерсом», они боролись с седьмыми сеяными Джоном Пирсом и Филиппом Полашеком, но проиграли – 3:6, 6:7.

Второй сет получился очень нервным для обеих команд:

• При счете 2:2 Рублев проиграл подачу, допустив две двойных в двух последних очках. Но потом они с Асланом сразу же отыгрались – и сразу проиграли подачу еще раз.

• При счете 3:5 во втором сете на подаче Рублева у соперников было два матчбола – Андрей оба отыграл непринятыми подачами.

• Потом австралиец и словак не подали на титул – у Пирса пропала первая подача, это давало россиянам шанс на атаки с приема, а на брейк-пойнте австралиец дал двойную.

• При счете 5:5 Карацев проиграл подачу – к тому моменту ему на ней было вообще очень тяжело, российская команда взяла на ней всего два очка из последних 10.

• При счете 5:6 уже Полашек не подал на титул – по той же самой схеме, что Пирс: пропала первая, атаки с приема, двойная на брейк-пойнте.

• На тай-брейке Аслан и Андрей были суперзаведенными, дважды вели с мини-брейком, но крошечные ошибки позволяли соперникам сравнивать счет. В итоге с 5:3 россияне проиграли четыре очка и титул. Финал закончился форхендом Карацева в сетку.

Вообще ошибок в решающем матче было достаточно у всех, но Рублев выделялся тем, как эмоционально на них реагировал.

Драться с ракеткой он начал еще в первом сете. А когда его удар в сетку сделал счет 5:5 на тай-брейке, вообще избил струны серией ударов.

Доставалось не только ракетке. Во втором сете после ошибки с приема он еще поколотил свои бедра. Левому досталось ракеткой.

А правому – рукой.

Конечно, поражение очень обидное, но во втором сете Андрей и Аслан классно и изо всех сил боролись – и с собой, и с соперниками. А финал «Мастерса», проигранный сильным парным специалистам, – это в целом хороший результат.

Теперь им обоим надо мчаться в Москву, где в понедельник стартует «ВТБ Кубок Кремля». Там они первый и второй сеяный и начнут со второго круга.

Крик Рублева завирусился в соцсетях. В честь мема предлагают сделать мерч и переименовать турниры

Подписывайтесь на наши инстаграм и телеграм о теннисе

Фото: East News/FR171591 AP/Associated Press/East News

Сибирские парапланеристы боролись за «Кубок Сибири» в небе Бердска

Соревнования пилотов сверхлёгкой авиации прошли с 10 по 11 августа на аэродроме «Бердск-Центральный».

В первый день полёты пришлось приостановить сразу после торжественного парада участников. В ожидании «попутного» ветра, точнее, до установления его нужных параметров пилоты из Новосибирска, Кемерова, Томска и Алтая вынуждены были разойтись и заняться подготовкой к полётам. Кто — свериться со схемой предстоящих полётов, кто — проверить лишний раз свой летательный аппарат. Опять же обед никто не отменял.

А корреспондент сайта «Свидетель» побеседовал с главным судьёй открытого первенства Новосибирской области Сергеем Михеевым, руководителем областной федерации сверхлёгкой авиации.

— В графике из-за погоды изменений нет, — рассказывает главный судья «Кубка Сибири-2019». – Поскольку всё-таки мы зависимы немного от неё, мы не можем точно сказать, что в такое-то время — открытие, в такое-то – будем летать. Если есть погода – мы летаем. С утра мы уже разыграли первый комплекс упражнений. Пилоты разлетались замечательно.

— Что впереди?

— Сейчас в 13 часов будет обед, потом – брифингованные на открытии полёты «Жадность» на длительность полёта с опломбированными баками. Парапланам будем заливать полтора литра топлива, паралётам – три. По погоде, часа в четыре, и начнём. Потом в плане – полёты «Маршрут». Маршрут выбирается мирового уровня с использованием навигационным приборов.

В ходе нашей беседы с Сергеем Михеевым в небе над аэродромом «Бердск-Центральный» внезапно закружил на «ранцевом» мотопараплане один из самых, по словам Михеева, титулованных парапланеристов России.

Читайте также:
Что такое глайдер?

— Это проверка погоды, чтобы понять, как там наверху, «колбасит», грубо говоря, от порывов ветра или нет, — поясняет Сергей Михеев. – Тестовый полёт проводит чемпион России, лидер нашей команды, Виталий Шевченко. Также он – чемпион Азиатских игр 2012 года, входит в сборную команду России.

— Ну, и как погодка? – спросили мы лидера новосибирской команды, после его тестового полёта.

— Пока не для всех, — констатировал Виталий Шевченко.

…Для всех участников соревнований безопасная для полётов сверхлёгких пилотируемых аппаратов установилась в первый день, как и предполагал главный судья Михеев, часа в четыре дня. Воздухоплаватели вволю посоревновались и в «Жадности» с опломбированными топливными баками, и в«Маршруте» до «Бердска-Южного» и обратно.

Погода благоприятствовала и на второй день.

Конечно, для полноты ощущений соревнования парапланиристов надо видеть воочию. Посмотрите хотя бы крохотные видео от автора и Сергея Михеева. В прозе вынуждены ограничиться лишь перечислением того, что было: «Жадность», «Эстафета», «Маршрут», «Восьмёрка», «Боулинг», Мячи и Конвейе»…

В командном зачёте «Кубок Сибири-2019» завоевала сборная Новосибирской области. Второе место — за пилотами из Алтайского края, третье почётное место на пьедестале досталось кемеровчанам.

— Бердск нас встретил очень тепло. Вы уже наши друзья и соратники по небу. Мы уже не первый раз собираемся здесь на «Кубок Сибири», — обращаясь к читателям «Свидетеля» говорит Сергей Михеев. — Поле прекрасное и позволяет принимать гораздо большее количество участников. Сегодняшние соревнования, не скрою, являются тестовыми предстоящего чемпионата 2020 года. В следующем году, мы уже подали заявку, наша федерация планирует провести на базе аэродрома «Бердск-Центральный» чемпионат России, поскольку столь престижные соревнования ни разу не проводились в Сибири.

Фото и видео автора и Сергея Михеева

В небе над Бердском парапланеристы состязались за Кубок Сибири

Сибирские парапланеристы боролись за «Кубок Сибири» в небе Бердска

Соревнования пилотов сверхлёгкой авиации прошли с 10 по 11 августа на аэродроме «Бердск-Центральный».

В первый день полёты пришлось приостановить сразу после торжественного парада участников. В ожидании «попутного» ветра, точнее, до установления его нужных параметров пилоты из Новосибирска, Кемерова, Томска и Алтая вынуждены были разойтись и заняться подготовкой к полётам. Кто — свериться со схемой предстоящих полётов, кто — проверить лишний раз свой летательный аппарат. Опять же обед никто не отменял.

А корреспондент сайта «Свидетель» побеседовал с главным судьёй открытого первенства Новосибирской области Сергеем Михеевым, руководителем областной федерации сверхлёгкой авиации.

— В графике из-за погоды изменений нет, — рассказывает главный судья «Кубка Сибири-2019». – Поскольку всё-таки мы зависимы немного от неё, мы не можем точно сказать, что в такое-то время — открытие, в такое-то – будем летать. Если есть погода – мы летаем. С утра мы уже разыграли первый комплекс упражнений. Пилоты разлетались замечательно.

— Что впереди?

— Сейчас в 13 часов будет обед, потом – брифингованные на открытии полёты «Жадность» на длительность полёта с опломбированными баками. Парапланам будем заливать полтора литра топлива, паралётам – три. По погоде, часа в четыре, и начнём. Потом в плане – полёты «Маршрут». Маршрут выбирается мирового уровня с использованием навигационным приборов.

В ходе нашей беседы с Сергеем Михеевым в небе над аэродромом «Бердск-Центральный» внезапно закружил на «ранцевом» мотопараплане один из самых, по словам Михеева, титулованных парапланеристов России.

— Это проверка погоды, чтобы понять, как там наверху, «колбасит», грубо говоря, от порывов ветра или нет, — поясняет Сергей Михеев. – Тестовый полёт проводит чемпион России, лидер нашей команды, Виталий Шевченко. Также он – чемпион Азиатских игр 2012 года, входит в сборную команду России.

— Ну, и как погодка? – спросили мы лидера новосибирской команды, после его тестового полёта.

— Пока не для всех, — констатировал Виталий Шевченко.

…Для всех участников соревнований безопасная для полётов сверхлёгких пилотируемых аппаратов установилась в первый день, как и предполагал главный судья Михеев, часа в четыре дня. Воздухоплаватели вволю посоревновались и в «Жадности» с опломбированными топливными баками, и в«Маршруте» до «Бердска-Южного» и обратно.

Погода благоприятствовала и на второй день.

Конечно, для полноты ощущений соревнования парапланиристов надо видеть воочию. Посмотрите хотя бы крохотные видео от автора и Сергея Михеева. В прозе вынуждены ограничиться лишь перечислением того, что было: «Жадность», «Эстафета», «Маршрут», «Восьмёрка», «Боулинг», Мячи и Конвейе»…

В командном зачёте «Кубок Сибири-2019» завоевала сборная Новосибирской области. Второе место — за пилотами из Алтайского края, третье почётное место на пьедестале досталось кемеровчанам.

— Бердск нас встретил очень тепло. Вы уже наши друзья и соратники по небу. Мы уже не первый раз собираемся здесь на «Кубок Сибири», — обращаясь к читателям «Свидетеля» говорит Сергей Михеев. — Поле прекрасное и позволяет принимать гораздо большее количество участников. Сегодняшние соревнования, не скрою, являются тестовыми предстоящего чемпионата 2020 года. В следующем году, мы уже подали заявку, наша федерация планирует провести на базе аэродрома «Бердск-Центральный» чемпионат России, поскольку столь престижные соревнования ни разу не проводились в Сибири.

Читайте также:
Россиянин Глеб Сухоцкий выиграл этап Кубка мира по парапланеризму

Фото и видео автора и Сергея Михеева

Сибирские парапланеристы боролись за «Кубок Сибири» в небе Бердска

Соревнования пилотов сверхлёгкой авиации прошли с 10 по 11 августа на аэродроме «Бердск-Центральный».

В первый день полёты пришлось приостановить сразу после торжественного парада участников. В ожидании «попутного» ветра, точнее, до установления его нужных параметров пилоты из Новосибирска, Кемерова, Томска и Алтая вынуждены были разойтись и заняться подготовкой к полётам. Кто — свериться со схемой предстоящих полётов, кто — проверить лишний раз свой летательный аппарат. Опять же обед никто не отменял.

А корреспондент сайта «Свидетель» побеседовал с главным судьёй открытого первенства Новосибирской области Сергеем Михеевым, руководителем областной федерации сверхлёгкой авиации.

— В графике из-за погоды изменений нет, — рассказывает главный судья «Кубка Сибири-2019». – Поскольку всё-таки мы зависимы немного от неё, мы не можем точно сказать, что в такое-то время — открытие, в такое-то – будем летать. Если есть погода – мы летаем. С утра мы уже разыграли первый комплекс упражнений. Пилоты разлетались замечательно.

— Сейчас в 13 часов будет обед, потом – брифингованные на открытии полёты «Жадность» на длительность полёта с опломбированными баками. Парапланам будем заливать полтора литра топлива, паралётам – три. По погоде, часа в четыре, и начнём. Потом в плане – полёты «Маршрут». Маршрут выбирается мирового уровня с использованием навигационным приборов.

В ходе нашей беседы с Сергеем Михеевым в небе над аэродромом «Бердск-Центральный» внезапно закружил на «ранцевом» мотопараплане один из самых, по словам Михеева, титулованных парапланеристов России.

— Это проверка погоды, чтобы понять, как там наверху, «колбасит», грубо говоря, от порывов ветра или нет, — поясняет Сергей Михеев. – Тестовый полёт проводит чемпион России, лидер нашей команды, Виталий Шевченко. Также он – чемпион Азиатских игр 2012 года, входит в сборную команду России.

— Ну, и как погодка? – спросили мы лидера новосибирской команды, после его тестового полёта.

— Пока не для всех, — констатировал Виталий Шевченко.

…Для всех участников соревнований безопасная для полётов сверхлёгких пилотируемых аппаратов установилась в первый день, как и предполагал главный судья Михеев, часа в четыре дня. Воздухоплаватели вволю посоревновались и в «Жадности» с опломбированными топливными баками, и в«Маршруте» до «Бердска-Южного» и обратно.

Погода благоприятствовала и на второй день.

Конечно, для полноты ощущений соревнования парапланиристов надо видеть воочию. Посмотрите хотя бы крохотные видео от автора и Сергея Михеева. В прозе вынуждены ограничиться лишь перечислением того, что было: «Жадность», «Эстафета», «Маршрут», «Восьмёрка», «Боулинг», Мячи и Конвейе»…

В командном зачёте «Кубок Сибири-2019» завоевала сборная Новосибирской области. Второе место — за пилотами из Алтайского края, третье почётное место на пьедестале досталось кемеровчанам.

— Бердск нас встретил очень тепло. Вы уже наши друзья и соратники по небу. Мы уже не первый раз собираемся здесь на «Кубок Сибири», — обращаясь к читателям «Свидетеля» говорит Сергей Михеев. — Поле прекрасное и позволяет принимать гораздо большее количество участников. Сегодняшние соревнования, не скрою, являются тестовыми предстоящего чемпионата 2020 года. В следующем году, мы уже подали заявку, наша федерация планирует провести на базе аэродрома «Бердск-Центральный» чемпионат России, поскольку столь престижные соревнования ни разу не проводились в Сибири.

Фото и видео автора и Сергея Михеева

Пилоты-парапланеристы Новосибирской области состязались в небе над Бердском за Кубок Сибири

В минувшие выходные на аэродроме «Бердск Центральный» прошёл второй открытый Чемпионат Новосибирской области по спорту сверхлёгкой авиации «Кубок Сибири 2018».

Чемпионат на Кубок Сибири был учреждён Федерацией сверхлёгкой авиации НСО в 2017 году. Как говорят сами организаторы, главный приз – это большой кубок, похожий на кубок Стэнли. Награда является переходящей – команда-победитель владеет призом до следующего чемпионата, а на кубке гравируется соответствующая надпись.

Сергей Михеев, руководитель Федерации сверхлёгкой авиации:

«Так каждый год – надписи появляются, появляются – создаётся история. Значимость кубка увеличивается, и мы ожидаем, что за него будут бороться всё больше спортсменов. В прошлом году кубок остался в Новосибирской области, и хранился в одной из школ Бердска. Ученики имели возможность его постоянно видеть».

Бердская погода пилотов не подвела, и на аэродром «Бердск Центральный» прибыли 5 команд: две представили НСО, две – Алтайский край и одна — Кемеровскую область – всего 16 человек. В составе новосибирской команды выступили двое бердчан.

Среди пилотов спортсмены разных уровней, как бывалые участники многих чемпионатов, так и те, для кого эти соревнования являются первыми, но всех объединяет командный дух.

Надо отметить, что и полёты вообще, и участие в соревнованиях такого уровня требует серьёзной экипировки, ведь небо не прощает ошибок. Трайк – колёсная тележка для разгона, моторный ранец с пропеллером, купол парашюта — всё должно быть очень надёжным. Потому и стоимость имеет приличную – один комплект стоит от 200 тысяч до миллиона, но любовь к небу, по мнению пилотов, гораздо дороже.

Участники соревновались в 7 дисциплинах: показывали точность посадки, умение контролировать крыло, держать минимальную и максимальную скорость, попадать с высоты в цель, играть с куполом над головой в боулинг и баскетбол. Впервые в России провели такое испытание, как эстафета. Это командный этап, в котором победа зависит от слаженной работы всех членов команды.

Читайте также:
В Дубне прошёл авиафестиваль «День неба»

Погода стояла солнечная, но это было хорошо только для зрителей. По словам пилотов, мешала высокая термичность, то есть земля сильно нагрелась, и на низкой высоте параплан начинало болтать. Тем не менее, все участники успешно справились с заданиями.

По итогам соревнований, первое место завоевала команда «Алтай 1» — огромный кубок на год уедет в Барнаул. Команда НСО оказалась на второй ступеньке пьедестала.

Кубок Сибири по сноукайтингу: небо над Обским морем украсили десятки ярких парашютов

С 27 ноября по 3 декабря в Советском районе проходит юбилейный Кубок Сибири по сноукайтингу и зимнему виндсерфингу. Уже в десятый раз сотни спортсменов приезжают в Новосибирск, чтобы покорить ветер и застывшее Обское море.

1 декабря в Новосибирске резко похолодало: столбик термометра опустился до отметки –20 градусов, поднялся сильный ветер. Начало календарной зимы стало по-настоящему зимним. Однако такая погода не испугала тех, кто приехал участвовать или болеть за своих спортсменов на Кубке Сибири по сноукайтингу и зимнему виндсерфингу.

Владимир Телегин из города Электросталь уже много лет приезжает в Новосибирск, чтобы вместе с другими спортсменами открыть зимний сезон кайтинга.

– Я занимаюсь кайтингом уже 19 лет: так сказать, прямая дорога мне была после параплана в кайтинг. Особо сложного ничего нет, хотя покрытие на Обском море довольно тяжелое. Но так мы за этим и едем, чтобы преодолевать все трудности. В этом и удовольствие, – рассказывает Владимир.

А вот Сергей из Бердска лишь три года занимает кайтингом. В свои девять лет юный спортсмен уверен, что это один из лучших видов спорта.

Мне очень нравится. Мы готовились к соревнованиям, проходили дистанции, похожие на ту, что сегодня была! – говорит Сережа.

Для участия в соревнованиях приехали более 100 спортсменов разных возрастов – профессионалов и любителей из Северобайкальска, Санкт-Петербурга, Москвы, Сургута, Петрозаводска и других городов России.

Как рассказывают организаторы Кубка Сибири, за 10 лет изменилось многое. Сначала были соревнования только по сноукайтингу; потом в программу добавили гонки на короткие дистанции и марафон; уже второй год подряд проходят детские соревнования.

Кстати, марафон по праву можно назвать одним из самых сложных испытаний на Кубке Сибири. Его дистанция 45 километров (три круга по 15 км). Именно его 1 декабря и предстояло преодолеть всем спортсменам. Но как раз в субботу погода в Новосибирске резко ухудшилась. Как признаются организаторы и судьи, это значительно усложнило прохождение дистанции, так как порой спортсменам просто не видно точек-ориентиров на своем пути. И тут важно не сбиться с курса.

Самое сложное в соревнованиях – сориентироваться при такой изменчивой погоде. У нас на Кубке уже была и плюсовая температура, и минусовая. Соответственно, каждый раз гонщикам необходимо по-разному готовить свое снаряжение. Поэтому важно успевать все делать вовремя. Ветер то усиливается, то спадает. И нужно очень быстро перестроиться, чтобы не потерять время на дистанции, – рассказывает Людмила Полякова, организатор Кубка Сибири.

Зимний сезон для тех, кто любит бороздить замерзшее Обское море, только начинается. А значит, еще не раз новосибирцы будут замечать в небе яркие парашюты кайтеров.

Марина Мезина, фото автора

Добро пожаловать в наши группы в соцсетях ВКонтакте и Facebook . Заходите, смотрите и будьте всегда в курсе самых свежих новостей

Первым делом, первым делом – паралёты

Бердский аэродром стал первой сибирской площадкой, принявшей участников Чемпионата России по сверхлёгкой авиации.

В этом году всероссийские соревнования в дисциплинах «мотопараплан», «паралёт-1» и «паралёт-2» проходили в течение пяти дней – с 27 по 31 июля – и собрали команды из разных уголков страны от Калининграда до Приморья.

Пилоты готовятся к началу соревнований — вывозят своих «летающих коней» на техосмотр.

В Сибири такое впервые

Открытие состоялось днём 27 июля на открытой площадке аэродрома. Здесь спортсмены разбили палаточный городок, который на ближайшие несколько дней заменит лётчикам комфортные домашние спальные места. Но к такому они уже давно привыкли: многие спортсмены не первый год участвуют в соревнованиях и путешествуют по стране и за её пределами для того, чтобы посостязаться и выявить сильнейших в своём виде спорта.

Среди главных задач соревнований, которые определили организаторы Чемпионата России 2021 года, стало выявление сильнейших спортсменов – победители, которых судьи объявят в первый день августа, попадут в сборную команды Российской Федерации и будут представлять нашу страну на международных соревнованиях.

Палаточный городок на бердском аэродроме, где ближайшие несколько дней проведут спортсмены.

На бердском центральном аэродроме соревнования по спорту сверхлёгкой авиации проходят не в первый раз – с 2017 года ежегодно здесь собираются разные команды, чтобы побороться за Кубок Сибири, но, как отметил главный судья сегодняшнего Чемпионата Владимир Митин, за Кубок России здесь будут бороться впервые.

Читайте также:
Что такое параглайдинг

– Я очень рад присутствовать сегодня на таком значимом для нашего вида спорта мероприятии, где собралось большое количество спортсменов – 45 участников из 13 регионов, – отметил в приветственном слове Владимир Митин, – сейчас мы находимся в географическом центре нашей страны, и, пожалуй, это одна из самых важных причин, по которой так много людей смогли приехать на соревнования, большинство – из сибирских регионов.

Пилоты поборются за главный кубок и за возможность попасть в команду сборной России по сверхлёгкой авиации.

И действительно, представителей Сибирского Федерального округа было немало, его представили команды из Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей, а также лётчики из Алтайского и Красноярского края.

После торжественного поднятия российского триколора – эту возможность предоставили Алексею Кирееву, чемпиону России в одной из дисциплин сверхлёгкой авиации, – соревнования были объявлены открытыми.

Перед тем, как подняться в небо спортсмены обязательно проверяют исправность своих летательных аппаратов. Сначала — самостоятельно, а затем каждый мотопараплан и паралёт проверяют судьи.

По окончании официальной части спортсмены разбрелись к своим летательным аппаратам, выстроенным в ряд на поле аэродрома для того, чтобы проверить техническую исправность мотопарапланов и паралётов, а также камеры парашютных куполов перед стартом соревнований. Такую процедуру участники должны будут проводить перед каждым полётом. Это необходимо для соблюдения правил безопасности и для подтверждения готовности к выполнению упражнений в воздухе.

Будет погода – будем летать

Техническая исправность летательных аппаратов – одно из важнейших условий, определяющих возможность пилота подняться в воздух. Не меньше внимания судьи уделяют и метеоусловиям, и прогнозу погоды не только на самом аэродроме, но и по траектории полёта спортсмена.

Небо в первый вечер соревнований, когда первые спортсмены должны были оторваться от земли, было почти чистым – кучевые облака собрались над Бердском, и это «почти» всё же не совсем лётная погода – «пограничная», как говорят сами пилоты.

К вечеру небо прояснилось и судьи дали разрешение на старт первым спортсменам.

Куда летим? На юго-запад!

Бердский аэродром находится на самой окраине города. Это, отмечают организаторы, очень удобно, потому что маршруты полётов можно прокладывать в юго-западном направлении, в квадрате поселений Бердск – Искитим – Новолокти – Завьялово, где в основном расположены сельскохозяйственные поля и риск кому-либо помешать максимально снижен, как и вероятность попасть пилоту в небезопасную ситуацию.

Маршруты полётов можно было проложить в квадрате поселений близ Бердска. Фото предоставлено организаторами соревнований.

— Если погода нам позволит, то сегодня мы попробуем разыграть как можно больше упражнений в воздухе, среди которых навигационные – это полёты с использованием компаса и карты, главная задача здесь — собрать как можно больше точек отмеченных на ней, — рассказывает перед стартом соревнований капитан команды Новосибирской области Виталий Шевченко, — также у каждого участника есть JPS-трекер, который «пишет» траекторию полёта, скорость и высоту, благодаря чему судьи могут увидеть, взял ли участник необходимую точку или нет.

Помимо навигационных полётов, пилоты выполняют и другие упражнения — на экономию топлива, во время выполнения которого необходимо проявить мастерство пилотирования и навыки использования воздушных потоков, а также аэродромные – слалом, точность приземления и взлёта, которые являются самыми зрелищными.

Мотопланеристы и пилоты паралётов, конечно, люди отважные, бесконечно любящие небо и приключения. Многие в этот спорт приходят случайно, просто однажды попробовав подняться в воздух на необычных летательных аппаратах.

Виталий Шевченко со своим мотопарапланом перед техпроверкой.

— Я занимаюсь этим видом спорта с 2014 года, меня как-то прокатили на двухместном паралёте и мне очень понравилось, после этого я стал летать и обучаться, потом меня однажды за компанию взяли с собой на соревнования, вот с тех пор я и втянулся, — делится с нами Виталий Шевченко, — сейчас я считаюсь опытным пилотом, налетал более 300 часов, как капитан могу поделиться знаниями со своей командой, что-то подсказать. С ребятами мы давно уже летаем на районное и мировые соревнования, главный успех у нас – серебро, которое мы получили в командном зачёте на Чемпионате мира, который проходил в Тайланде в 2018 году. Ну, и в этот раз надеюсь все участники из команды Новосибирской области покажут отличные результаты и повысят своё мастерство.

Какие результаты покажут пилоты в этом году – станет известно к концу Чемпионата. Судьям предстоит определить по четыре победителя в каждой дисциплине. По итогам состязаний лучшие мотопланеристы, пилоты одноместных и двухместных паралётов войдут в команду сборной России.

Организаторами соревнований в 2021 году выступило Министерство спорта РФ, Общероссийская общественная организация «Объединенная федерация спорта сверхлегкой авиации России «ОФ СЛА России» и региональная общественная организация «Федерации спорта сверхлегкой авиации Новосибирской области.

«Дайте малой авиации выйти из подполья»

Искитимский районный суд запретил парапланеристу Александру Орлову использовать для полетов аэродром Бердск-Южный из-за отсутствия права собственности на него и лицензии на коммерческие перевозки. По заявлениям представителей малой авиации, законодательство в этой сфере несовершенно, его нужно реформировать.

В отношении Александра Орлова, как писала Тайга.инфо, были заведены четыре дела: за полеты на параплане на участке общего пользования, за коммерческую перевозку пассажиров на параплане, отсутствие страховки и нарушение правил использования воздушного пространства.

Читайте также:
Галилео - мотопарапланы

Ранее Орлов дважды выиграл дела у транспортной прокуратуры — о коммерческой перевозке и страховке.

« По некоторым делам нам удалось доказать в суде, что транспортная прокуратура неправа. Это дело по перевозке — парапланерист не осуществляет в танденмном полете перевозку. Соответственно, страховка не нужна » , — говорит Константин Малышев, юрист, занимающийся делами малых авиаторов.

Несмотря на поручение Дмитрия Медведева от 2013 года, законодательство в сфере малой авиации так и не упорядочено, утверждают пилоты. Они намерены продолжать полеты под угрозой санкций, потому что « им нечего бояться » , они уже получили запрет на свою деятельность.

« Мы сделали запрос в Росавиацию, нам сказали, что летательным аппаратам до 115 кг, если при этом не дается документ об образовании, никакой лицензии не требуется. Сделали запрос в областное минобрнауки, они сказали, что по их части тоже никакой лицензии не требуется. Но прокуратура подала иск в суд о запрете деятельности без лицензии. Областной суд оставил решения силе. Но такой лицензии не существует в природе » , — говорит Александр Орлов.

Он также считает, что в хаосе разнообразных и противоречивых авиационных правил прокуратура и дальше будет предъявлять претензии и наказывать пилотов через суд: « Сейчас нет такого законодательства, которое любой человек, заинтересовавшийся легкой авиацией, мог бы прочитать, понять и исполнять. Законодательство сложное и запутанное. Оно дает возможность надзирающим органам применять те положения, которые им выгодны » .

Клуб, где работает инструктор по дельтапланерному спорту, мастер международного класса Нина Корелина с 1973 года, занимается подготовкой дельтапланеристов. Недавно прокуратура запретила им проводить подготовку пилотов, что привело к увеличению травм: « 50% нашего обучения состоит в предупреждении опасных ситуаций. Есть уже два человека, которые переломались. А могли бы стать пилотами. А если они завтра шею сломают? Не они, так другой » .

Авиаконструктор Анатолий Яшанин вместе со своим сыном инженером Артемом заканчивают строить третий самолет, но смогут ли они на нем полетать — большой вопрос.

« Мы имеем возможность сделать летательный аппарат, который соответствует всем техническим требованиям, и он не представляет сложности, с точки зрения большой авиации. С нас требуют пройти сертификат летной годности, отдать за него 80 тыс. рублей » , — говорит Анатолий Яшанин. « Если у тебя есть опыт, то заставлять заново человека налетывать 40 часов абсурдно, если ты уже налетал 3 тыс. часов » , — продолжает его сын Артем.

рассказывает, что на Западе существуют лицензии по категориям: « Начинаются лицензии со спортивной. Дальше идет по нарастающей. Но Минтранс и Росавиация взяли только лицензии на большую авиацию и забыли про первые — спортивную и любительскую. В нашем случае нужна как раз спортивная лицензия » .

Упорядочить законодательство в сфере малой авиации — в интересах политической элиты региона, заявляет парапланерист Орлов: « Еще есть старые кадры из советской школы, авиаторы. Дай возможность им выйти из подполья и открыто зарабатывать деньги и отрасль расцветет за несколько лет » .

Как рассказывала Тайга.инфо, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко занимается вертолетным спортом и возглавляет региональную федерацию.

Подготовили Анастасия Фадеева и Анжелика Хруцкая

УДАР ПО «ПРЕСТИЖУ»

НА АЛТАЕ – СИЛЬНЕЙШАЯ ШКОЛА ДЕЛЬТАПАРАПЛАНЕРИСТОВ. НО ПУТЬ В НЕБО ЮНЫМ СПОРТСМЕНАМ И ЛЮБИТЕЛЯМ ПО ТРЕБОВАНИЮ ЧИНОВНИКОВ И РЕШЕНИЮ СУДА ЗАКРЫТ

00:00, 20 августа 2010г, Общество 6114

Фото Олег МИКУРОВ

Один из самых ярких алтайских брендов поблек. Разноцветные купола дельта- и парапланов больше не полощутся над склоном горы Толстуха у села Солоновка Смоленского района. Там расположен центр этих видов спорта – кемпинг «Бобровая заимка», второй в России после Пятигорска. Полеты детского клуба парапланеристов запрещены, соревнования отменены, занятия в детском спортклубе «Престиж» прекращены. Даже 20-летие парапланеризма в крае, пришедшееся на 23 июня, пилотам пришлось отмечать на земле…

Крылатая история

Начиналось все, как водится, с энтузиастов. 30 июля 1976 года совершил первый полет на дельтаплане Виктор Компанец. Он также стал первым инструктором в этом виде спорта и организатором дельтапланерного движения на Алтае.

Через два месяца, 28 сентября 1976 года в Барнауле был создан дельтапланерный клуб. Сохранились протокол организационного собрания клуба и список первых его членов: Компанец, Лупоносов, Галакозов, Берзух, Суржеков, Швецов, Петров.

Позже появились дельтапланерные коллективы в Рубцовске, Бийске, Усть-Калманке, Тальменке, Змеиногорске, Чарышском, Малиновом Озере.

В 80-е годы прошлого века в этих клубах возникло новое направление – мотодельтапланерное. Дельталет под названием «Фаворит» даже серийно выпускался на Алтайском заводе прецизионных изделий. А Иван Премьеров на таком аппарате первым в Сибири стал делать мертвые петли.

23 июня 1990 года взмыл в алтайское небо параплан, издалека похожий на летящее перышко. Это произошло у райцентра Алтайское, на Осиповой сопке. Полет совершил японский пилот Хираюка Бабасан. А первым из наших земляков в тот же день поднялся в небо на параплане Олег Бугуев, руководитель бийского клуба. Уезжая домой, японский спортсмен подарил своим коллегам-сибирякам летательный аппарат, умещавшийся в заплечной сумке-рюкзаке. Увы, ровно через два десятилетия эти направления в авиации Алтая оказались, по сути дела, под запретом. По крайней мере, для молодых.

Читайте также:
В небе над Бердском парапланеристы состязались за Кубок Сибири

В отличие от параплана – компактного и легкого аналога парашюта – дельтаплан имеет жесткий металлический каркас и внешне похож на греческую букву «дельта». Дельтаплан с моторчиком называется дельталетом, параплан с моторчиком – парамотором, с тележкой – паралетом, если крыло квадратное – аэрошютом. Еще есть планер – безмоторный летательный аппарат, который крепится тросом к самолету, а затем, оторвавшись, летит. Многие летательные аппараты появились на Алтае в местах скопления туристов уже в наступившем веке.

Клуб любителей свободного полета сохранился. Сейчас он носит название «Барнаульский дельтапарапланерный клуб «Крылья Алтая», им руководит Валерий Гулинок, главный инженер Барнаульского трансформаторного завода. Еще существует очень авторитетная организация – Алтайская межрегиональная ассоциация дельтапарапланеристов «Крылья Сибири». Ее президент Владимир Митин твердит, что за почти 35-летнюю историю пилоты пережили немало трудных дней, но никто и никогда не запрещал разворачивать купола в небе.

Прерванный полёт

Увы, полеты детского парапланерного клуба «Престиж» на Алтае запрещены – такое решение вот уже несколько раз принимали суд Центрального района Барнаула и судебная коллегия по гражданским делам краевого суда. Коллеги из других регионов России и из-за рубежа удивлены. Алтайские спортсмены наняли адвоката из Санкт-Петербурга доцента кафедры гражданской авиации Олега Аксаментова, но и он оказался бессилен в борьбе с транспортной прокуратурой и авиационными ведомствами.

Представитель службы, отвечающей за авианавигацию, ничтоже сумняшеся заявил в судебном процессе, что запрещает использовать воздух, мол, у нас он принадлежит государству. А в коридоре суда мельком поинтересовался у Владимира Митина: «А у параплана какой каркас?» Странно, но этот человек, настаивая на запрете полетов, прежде даже не удосужился понять, как выглядит данный летательный аппарат. Владимир Митин, скрывая смешанные чувства, заметил, что параплан не имеет каркаса. «А как же он летает, из чего состоит?» – вновь поинтересовался «специалист». Президент ассоциации ответил: «Из тряпки и веревок – ткани и строп». Вот с такими пониманиями представитель авиационных инспектирующих органов добился-таки запрета на полеты.

Владимир Митин – педагог высшей категории. Кандидат в мастера спорта по парапланеризму, судья республиканской категории по данному виду спорта, президент ассоциации дельтапарапланеристов «Крылья Сибири», руководитель детского парапланерного клуба «Престиж» в селе Солоновка – работает вот уже свыше полутора десятков лет в штате краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения. Воспитал трех мастеров спорта, девять кандидатов в мастера, много разрядников. Два его воспитанника – члены сборной России по парапланерному спорту. Однако не помогли ни титулы, ни звания, ни аргументы…

То, что в стране одни законы противоречат другим – не секрет. Как объясняют юристы, Воздушный кодекс России гласит, что параплан – это летательный аппарат гражданской авиации, а подзаконные акты трактуют, что аппараты легче 120 килограммов не являются судами гражданской авиации.

По мнению спортсменов, барнаульский транспортный прокурор и так называемые третьи лица, а именно госкорпорация по организации воздушного движения, межрегиональное управление воздушного транспорта и управление Госавианадзора по Сибири, предъявили надуманные претензии. Слава богу, хоть не требуют крепить номерные знаки на детские воздушные шарики! Добиваются от парапланеристов через судебные органы, к примеру, ежегодной сертификации летной годности парапланов. Но в мире всего четыре фирмы-производителя этих летательных аппаратов, которые, безусловно, имеют право сертификации. Российские же спорт-смены приобретают именно эти летательные аппараты за рубежом, а в нашей стране проводить сертификацию попросту некому – нет соответствующей структуры. Однако сертификат требуют. Так же, как прохождения процедуры и получения соответствующего свидетельства о госрегистрации летательных аппаратов, наличия пилотского свидетельства, страховых полисов, предъявления медицинских заключений второго класса и так далее и тому подобное. До достижения 16-летнего возраста вообще надо забыть о полетах в небо. Учащимся солоновской школы имени Александра Матренина говорят, чтобы обучались теории на земле. Но ведь многие алтайские воспитанники, добившиеся выдающихся результатов, начинали подготовку к полетам в небо с начальной школы. Государство хоть и скупо, но финансирует детский спорт. И само же бьет по рукам пилотов и крыльям их летательных аппаратов. Парадокс, но бюджет профинансировал открытый чемпионат края среди юных парапланеристов, который должен был пройти 10-14 июня в рамках туристического фестиваля «Песчаная-2010». Однако чемпионат не состоялся: детям рекомендовано заниматься только наземной подготовкой к полетам. Все это очень напоминает обучение плаванию в бассейне без воды.

Недаром же Владимир Митин заявил в суде представителям правоохранительных и надзорных органов: «Вы мне запретили работать с детьми. Теперь ими будете заниматься вы – прокуроры, милиционеры и судьи, потому что моих воспитанников оторвали от любимого занятия и они окажутся на улице». Выходит, решение суда о запрете полетов есть запрет на работу с детьми? То есть неприкрытый запрет на профессию?!

В каждом виде спорта существуют нормы и требования. В Единой всероссийской спортивной квалификации относительно парапланерного спорта черным по белому записано, что дети могут заниматься с 12 лет. А готовить надо начинать раньше, с восьми-девяти лет. Юным воспитанникам клубов может присваиваться спортивный разряд, с их участием проводятся детские турниры и чемпионаты.

Читайте также:
Как научиться летать на параплане - тренировка

На Алтае детский парапланеризм культивируется с 1994 года в клубах Барнаула, Бийска, Заринска, поселка Сибирский. Их воспитанники были чемпионами и призерами многих соревнований, в том числе Кубка Сибири, кубка Кузбасса, чемпионата России. Воспитанник барнаульского детского клуба «Азимут» Иван Абабков в 17 лет(!) стал членом взрослой сборной России. Однако в связи с судебным решением детские парапланерные клубы ныне имеют неопределенный статус. Впрочем, юристы твердят: «То, что не запрещено законом, – разрешено». Ведь в решении суда речь идет лишь о запрете полетов членам клуба «Престиж». Да и гор на Алтае хватает, взлетают ведь не только с Толстухи. Но почему-то в поле зрения авиаслужб и прокуроров не попадают коммерсанты, перевозящие за деньги туристов на диковинных летательных аппаратах – без всяких разрешений, сертификатов, пилотских свидетельств, страховых полисов и медицинских заключений.

Алтай с высоты

Многие алтайские дельтапарапланеристы бывали на соревнованиях за рубежом, знакомы с организацией этих видов спорта в других странах.

Хорошо известны в мире и имена алтайских спортсменов. В 1999 году они стали чемпионами Содружества Независимых Государств по парапланерному спорту, немало наших земляков участвовали в международных соревнованиях по дельтапарапланерному спорту: Владимир Митин – во Франции, Индонезии, Испании, Китае, Израиле и Португалии, Евгений Тананыхин – во Франции, Вячеслав Солодков – в Австралии и Аргентине.

Эти заслуженные люди уверяют, что таких препон там нет, люди летают свободно, создаются все условия для развития подобных зрелищных видов спорта. В законодательстве разных стран, в том числе России, четко оговорено то, чего нельзя делать. Например, летать над военными объектами, железной дорогой, пересекать маршруты самолетов и так далее. Контролирующие авиаорганы лучше всех знают, что никаких помех парапланеристы никому не создают: в районе Солоновки вообще нет самолетных и вертолетных трасс, сюда не залетают даже метеозонды. Возраст допуска к полетам тоже разнится: с 12, 15, 16 лет. А у нас каждый трактует эти положения по-своему. И никто не желает разрулить тупиковую ситуацию. Так что, скорее всего, Митину, как человеку законопослушному, придется одному устранять указанные судом недостатки. Что он и пытается делать.

Парадокс, но чемпионаты нашей страны по парапланеризму приходится проводить за рубежом. В нынешнем году Кубок России будет разыгрываться на территории Турции. Алтайские участники тоже поедут туда, чтобы в том числе пополнить бюджет чужой страны.

Прежде лоббистом интересов некоторых видов спорта и дельтапарапланеризма тоже было ДОСААФ – добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. С распадом СССР организация (теперь РОСТО) самоустранилась от данной функции. Но большинство видов спорта, в том числе дельтапарапланерный, как ни странно, выжило – без господдержки и лоббирования.

На Алтае таким центром с 1992 года является межрегиональная ассоциация дельтапарапланеристов «Крылья Сибири», которую представляют сильнейшие спортсмены из Алтайского, Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской областей и других. В первый же год был проведен кубок Алтая, который, между прочим, сразу же получил международный статус.

Владимир Митин вспоминает, как однажды в Москве, в Российской национальной федерации дельтапарапланеристов алтайской команде, по сути дела, отказали в помощи в поездке на чемпионат мира в Австралию. Но наши земляки сами нашли спонсоров, отправили спортсменов от имени ассоциации «Крылья Сибири». И Наталья Харлова заняла на чемпионате мира второе место. Когда протоколы соревнований поступили в национальную федерацию, там сначала недоумевали: ведь они не отправляли людей в Австралию, а затем «обиделись»: какое имел право Алтай представлять всю страну?!

Трудности 1990-х наши воздушные асы сумели преодолеть и благодаря широкому использованию так называемого безвалютного обмена. Это когда встречаешь единомышленников у трапа самолета и берешь их на полный пансион – от питания до размещения. Гости понимали, что у российских коллег финансы поют романсы, но ведь ни одна турфирма не предоставит таких услуг, как единомышленник, который непременно покажет изюминку. Итогом таких встреч было удивление: «Нам о вас такое рассказывали, а вы вон какие!»

Иностранные коллеги не только обменивались опытом с россиянами, но и бескорыстно помогали им со снаряжением. Взамен самоделкам и бэушным летательным аппаратам пришли фирменные. Один пожилой француз-миллионер – «снежный барс» и ветеран дельтапарапланерного спорта – как-то привез для воспитанников Митина целую коробку солнцезащитных очков – «мечту пилота», тех самых, которые не разбиваются от удара и не бликуют на солнце.

Наши спортсмены, участвуя в чемпионатах за рубежом, набирались и опыта организации этих видов спорта. Они проводили на Алтае соревнования разных уровней. Обнаружили и освоили несколько прекрасных площадок для их проведения – у села Голубцово Заринского района, в Онгудае, Усть-Коксе, Улагане, на горе Негодяйка в районе озера Ая Алтайского района и у села Курай Кош-Агачского района. Последний дельтадром признан лучшим в СНГ, здесь не раз проводились чемпионаты России и международные соревнования.

…Я смотрел видеофильм о «Кубке Икара» во Франции. Это – яркое, красочное шоу, которое ежегодно привлекает сотни участников и десятки тысяч зрителей. Алтай мог бы стать такой же площадкой…

Читайте также:
На парадроме в Кабардино-Балкарии проходят Чемпионат и Кубок России по полётам на параплане

Бобрам – добра!

18 мая 1997 года группа алтайских пилотов, проводивших инспекцию склонов в окрестностях города-курорта Белокуриха, обнаружила место для полетов близ села Солоновка Смоленского района. А спустя два месяца здесь уже был проведен Кубок Сибири по парапланерному спорту в трех возрастных группах.

Это место так запало в душу Владимиру Митину, что он решил поселиться на склоне горы Толстуха, чтобы основать специализированный дельтапарапланерный кемпинг. 3 июля 2001 года администрация Солоновского сельсовета постановила: «В связи с прибытием на постоянное место жительства граждан и образованием новой улицы присвоить ей название «Бобровая заимка». А еще через три месяца он создал в этом селе детский парапланерный клуб «Престиж», где занимаются местные школьники.

Вот уже свыше десятка лет кемпинг «Бобровая заимка» на берегу реки Солоновки – излюбленное место сибирских дельтапарапланеристов и летний спортивный лагерь детских специализированных клубов. Вопреки утверждению классика («рожденный плавать летать не может») в «Бобровой заимке» летали. Здесь можно пройти обучение полетам и летать на параплане, мотодельтаплане, покататься на лошадях, велосипедах, осуществить сплав по реке, поучаствовать в экскурсиях, получить рыболовные мастер-классы. В кемпинге – гостевые домики и палаточный городок, кафе-столовая, две бани, детская и волейбольная площадки, камера хранения, сельский дворик с декоративными домашними птицами и животными – лошадьми забайкальской кучерявой породы (таких больше нет нигде на Алтае), десятком пород кур, индеек, цесарок, кроликов… А на горе Толстуха с перепадом 420 метров – три стартовые площадки дельтадрома.

Название «Бобровая заимка» пошло не от семейства бобров, которое живет на речке Солоновке, а от людей, которые называют себя «Обществом благородных бобров». Его членами становятся люди, внесшие бескорыстный вклад в развитие дельтапарапланерного спорта. Не обязательно в Алтайском крае: среди членов общества есть иностранцы – американцы, немцы, французы…

«Общество благородных бобров» имеет обязательные ритуалы и устав. Кандидат в члены общества должен перегрызть палочку, затем под одобрительные крики на его голову надевают шляпу специального покроя. Устав общества пропагандирует гуманистические идеалы. Например, такие: «Алтайский эндемический бобер является единственным в мире летающим грызуном», «В начале сезона (чаще весной) у бобров начинается лет. Основная задача при выполнении лета – сбиться в стаю и под руководством главного, не сбиваясь с курса, не забывая о цели вылета, гордясь собой и не сильно метя, добраться до места лета в том составе, в котором вылетели из зимних хаток».

Но кое-какие пункты устава удивительно прозорливо спрогнозировали сегодняшнюю ситуацию: «Случаи конфликтов бобров с людьми редки, однако на Алтае их следует опасаться…», «Бобры всех стран – объединяйтесь…», «Как и все великие и благородные сословия (купечество, казачество, кулачество и питерская интеллигенция в седьмом колене), бобрячество подвергается гонениям».

Кемпинг алтайских пилотов хорошо знают в стране и за рубежом. Неподалеку от него расположены курорт Белокуриха, легендарная Денисова пещера, удивительные по красоте места Алтайского, Солонешенского, Чарышского районов, притягивающие туристов как магнит. Часть из них едет, чтобы ощутить свободный полет в алтайских предгорьях. Но теперь они не могут сделать этого, хотя рекламные проспекты по-прежнему пестрят приглашениями гостей.

В России существует всего лишь два парапланерных кемпинга: в Пятигорске и в Солоновке. Или – существовало?

Фотофакты. Как в алтайском селе создали «крылатый» бизнес

В Смоленском районе в ущелье , на берегу небольшой реки , есть место , побывав в котором , люди больше не говорят с сожалением: «Почему люди не летают , как птицы?» Стартуя отсюда без каких-либо механических устройств , спортсмены совершают полеты по продолжительности до 6 часов и до 100 км по дальности. Побывав в парапланерном кемпинге «Бобровая заимка» однажды , люди возвращаются , потому что приобретают зависимость от неба , говорит руководитель кемпинга Владимир Митин.

С дороги в небо

«Меня всегда тянуло в небо. Еще пацаном лазил куда не надо — на деревья , крыши , везде , где была большая высота. Хотел даже поступать в Саратовское вертолетное училище , но не прошел туда по состоянию здоровья и 15 лет работал на железной дороге», — рассказывает руководитель кемпинга Владимир Митин , по образованию инженер-экономист железнодорожного транспорта , а сейчас КМС по парапланерному спорту , судья национальной категории , руководитель федерации спорта сверхлегкой авиа­ции «Крылья Сибири».

15 лет назад он бросил все и превратил детскую мечту и хобби в бизнес: начал строить кемпинг для парапланеристов «Бобровая заимка». «Я немало поездил по Европе и был клиентом многих специализированных кемпингов. Захотелось сделать что-то подобное у нас в Сибири. До этого подобный кемпинг был один на весь Советский Союз — в Пятигорске. Мы построили его вторыми в России. Сейчас по этому же пути пошли в Хакасии», — рассказывает он.

«Многие мечтают , чтобы у них в жизни было именно так — увлечение стало работой , а мне повезло. Конечно , это не всегда стабильно по зарплате , но зато эмоционально я всегда чувствую себя хорошо», — говорит Владимир.

Прежде чем «осесть» под Солоновкой , он в течение 9 лет проводил экспедиции по Алтаю в поисках места , подходящего для занятий парапланерным спортом. «Далеко не везде в горах летают. Для этого нужны определенные метеоусловия , аэрология места , инфраструктура», — объясняет он. Подходящих по метеоусловиям мест оказалось очень много и в Алтайском крае , и в Республике Алтай: в Онгудае , Курае , Усть-Коксе , Тюнгуре , Усть-Улагане , в районе Аи. «Но , как правило , они все отдалены от населенных пунктов и городской инфраструктуры. Часто , чтобы добраться туда , нужно потратить весь выходной , а многие приезжают именно на такой срок. Сделал ставку на этом месте , так как оно ближе всего от городской среды и отвечает основным требованиям в первую очередь не для спортсменов , а для начинающих и пилотов выходного дня — самой массовой категории клиентов. Кроме того , здесь есть минимум , что хочет любой отдыхающий, — кусок красивой природы , рядом река , дороги , населенный пункт», — говорит он.

Читайте также:
В МАИ придумали «умный» параплан

Как оказалось позже , место подходит и для спортсменов: «Нашел я его 18 мая 1997 года , уже через несколько дней полеты здесь проводил барнаульский клуб , а через 1,5 месяца прошел Кубок Сибири. И результаты превзошли все ожидания». Сейчас здесь ежегодно проходят соревнования начиная от краевых , заканчивая международными. На них за прошлые годы побывали немцы , французы , голландцы , швейцарцы , японцы.

Природа бонусом

За 15 лет в «Бобровой заимке» сложилась удивительная атмосфера. Все , от детских рисунков на стенах до разговоров в столовой , говорит о том , что здесь собираются увлеченные одним делом люди.

Когда мы приехали в лагерь , ветер был южный , а при таком в «Заимке» не летают. Но никакого нетерпеливого ожидания: гости сидят на берегу реки , готовят еду , играют с детьми. И только краем глаза все время смотрят на ветроуказатель: не изменил ли направление ветер. От человека мало что зависит , все решает погода , поэтому спешить некуда.

К тому же здесь нескучно , даже когда погода не позволяет проводить полеты. Большинство клиентов кемпинга — постоянные посетители , для которых отдых тут — возможность повстречаться с друзьями. Не важно , бизнесмен ты , профессор университета или работяга , главное , что ты парапланерист.

«Больше 50% посетителей кемпинга — люди , увлеченные этим видом спорта , остальные — „группа поддержки“, которые просто приезжают посмотреть. Но смотреть со стороны и не попробовать сложно: часть из них тоже начинает увлекаться этим спортом», — рассказывает Митин.

Для тех , кто все же не стремится в небо , найдется масса других занятий: конные экскурсии , сплавы по реке Песчаной , прогулки на велосипедах , в сезон можно собирать ягоду , зимой кататься на лыжах и коньках.

Большинство парапланеристов приезжают сюда из больших городов , и отдых на природе для них — бесплатный бонус к любимому занятию. Сейчас в «Бобровой заимке» есть 25 мест размещения в домах , но многие , по словам Владимира Митина , все равно предпочитают приезжать со своими палатками. Для таких уставших от города есть даже целый мини-зоопарк. Во дворе бегают курицы разных пород , цесарки , по реке плавают утки и гуси всевозможных мастей , Владимир выращивает кроликов.

Сейчас такая «дополнительная» деятельность приносит кемпингу основной доход.

«Я интересовался в зарубежных кемпингах , как правило , и это мы видим по себе , зарабатывают все на дополнительных услугах. Спорт — форма привлечения людей для отдыха. Деньги приносят проживание , питание , баня , аренда снаряжения , прокат лошадей , велосипедов и так далее», — говорит Митин. Поэтому сейчас он стремится предоставлять большой спектр услуг. Так , за рекой выращивает огород , овощи и зелень с которого предлагает гостям.

До Белокурихи 100 метров

Не случайно в финансовых вопросах Владимир ориентируется на Европу. Зарубежный опыт он старается применять во всем. «Конечно , не все , что я видел в Европе , можно транспортировать сюда. Наш климат , экономические условия и менталитет не всегда совпадают с зарубежными. Многое , что я задумал , получилось , но на многое не хватает средств», — размышляет он.

В развитие кемпинга он вложил уже почти 3 млн рублей. Сейчас в летний период комплекс приносит доход , но зимой посетителей мало.

«Международная практика туризма считает , что объект начинает окупаться после 8 лет работы. У меня 8 лет прошло , но он не окупается , потому что еще требует вложений. На территории есть 17 недостроенных объектов. Это домики , фундаменты , хозпостройки , пищеблок», — признается хозяин.

Сейчас кемпинг мог бы развиваться и активнее , но мешает отсутствие дороги — последние полтора километра нужно преодолевать по грунтовке. В дожди добраться до кемпинга становится проблематично.

Но нам с погодой повезло , причем дважды: и дождей не было , и ветер к обеду сменил направление. Как только приняли решение лететь , за несколько минут спортсмены достали приготовленное снаряжение и собрались у машины , которая доставляет на гору. По скорости , с которой это произошло , понимаешь , насколько все этого ждали.

Дорогу к месту старта спортсмены тоже делали в складчину , но она ведет не на самую вершину — последние 100 метров нужно идти пешком , и это отпугивает многих. И в какой-то момент ты понимаешь почему. Без подготовки с увесистым рюкзаком за плечами преодолеть подъем непросто.

«Если бы подвоз был организован прямо до места старта , здесь давно были бы клиенты из Белокурихи. Мы много раз разговаривали об их организованной доставке с владельцами санаториев , но их клиенты ходить пешком не будут , а денег на строительство дороги у нас просто нет. В тех местах , где я был за рубежом , существуют специальные госпрограммы , которые помогают развиваться. Здесь у нас такого нет , все держится на энтузиазме. И мне , когда я начинал развивать эту идею , здорово помогли спортсмены: кто финансово , кто своим трудом», — вспоминает Владимир.

Читайте также:
В Питере прошли парапланерные соревнования «Чайник-2021»

Шанс заполучить организованные группы у «Бобровой заимки» был и в 2011 году , когда кемпинг включили в маршрут «Золотое кольцо Алтая» по инициативе его разработчиков. «Когда группа журналистов ехала по маршруту , полеты мы продемонстрировать не смогли из-за плохой погоды , поэтому нам сказали: а как мы будем возить к вам людей , если такое происходит , и нас вычеркнули из маршрута», — вспоминает Владимир.

Доступно каждому

Из всех авиационных видов спорта этот — самый демократичный , говорит Владимир. А полеты в тандеме доступны абсолютно каждому. Для этого нужно пройти пятиминутный инструктаж и строго выполнять все команды. Команды несложные: при старте бежать и не останавливаться , а при приземлении не падать.

Когда ты смотришь , как спокойно уже привычными движениями инструктор готовит крыло к старту , о том , что будет страшно , даже не думаешь , но когда на тебе уже надета подвесная система , а сзади лежит огромный параплан , неизвестность начинает пугать. Голос инструктора: «Раз , два , три , побежали». Несколько шагов — и ты уже бежишь по воздуху , земля остается все дальше. «Вот и все , усаживайся и наслаждайся полетом». После этих слов о том , что было страшно , забываешь. Это не прыжок с парашютом , где земля приближается так быстро , что ты не успеваешь ничего понять. Чтобы пережить эти ощущения , нужно такой полет обязательно совершить самому.

Спуск с 450-метровой вершины длится около 10 минут. Этого хватает , чтобы возникло желание непременно управлять парапланом самому. Чувствовать потоки ветра , парить , как птица , подниматься выше облаков.

По словам Владимира Митина , «если голова дружит с телом», за 7−8 дней , можно получить начальный уровень подготовки и летать уже самому , без инструктора.

«Здесь физическая сила уходит немного на второй план. Но определенная выносливость нужна — многие думают , что человек сидит как в кресле в подвесной системе , и все. Это неправда. Работают все группы мышц , ты должен чувствовать все потоки , как музыкант клавиши», — объясняет Митин.

В сравнении с другими видами спорта парапланерный — дорогое удовольствие , но он самый дешевый из всех авиационных. Для полетов помимо самого крыла нужны подвесная система , запасной парашют , приборы , каска , теплая одежда и специальная обувь. Параплан с подвесной системой и парашютом стоит от 2 тыс. евро и больше.

Но если нет возможности купить свое оборудование , можно вступить в клуб , платить взносы и пользоваться его снаряжением.

Только возвращаясь в лагерь после полета , ты до конца понимаешь: как бы здорово ни было вокруг , как много бы занятий тебе ни предложили , все равно люди едут сюда в первую очередь за ни с чем не сравнимыми ощущениями. И ради этого можно проделать и гораздо более длинный путь.

Цифры

  • Начальный курс обучения полетам на параплане длится 7−8 дней и стоит 25 тыс. рублей , стоимость такого же курса со своим снаряжением — 18 тыс. руб­лей.
  • 10-минутный полет на параплане с инструктором стоит 1,5 тыс. рублей.

Цитата

Владимир Митин,
руководитель кемпинга:

В этом году численность приезжающих упала , но буквально совсем чуть-чуть. Однако бросается в глаза то , что люди стали отдыхать гораздо скромнее. Это видно во всем: и в продолжительности отдыха , и в тратах , которые они здесь совершают. Экономят на всем , даже на еде.

Справка

«Искры надежды российских деревень» — проект , направленный на развитие гражданского общества в российской глубинке. Инициаторы проекта выявляют активных общественных и бизнес-деятелей в регионах. Исполнитель проекта — АНО «Экоцентр „Заповедники“» ( Москва) при поддержке регио­нальных партнеров. Пилотные регионы , где реализуется проект, — Архангельская , Владимирская , Калининградская , Воронежская и Самарская области , Краснодарский и Алтайский края и Республика Алтай.

Материал подготовлен при содействии проекта «Искры надежды российских деревень. Ресурсный центр поддержки сельских ТОС».

  • Надежда Кириллова
  • Места
  • Барнаул
  • Жаркое лето-2015 стало одним из лучших для алтайского туризма
  • Крупнейший федеральный туроператор впервые начнет продавать турпакеты на Алтай

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции – она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: