Как летать на параплане безопасно: погода

«В небе можно жить, а не выживать». Парапланерист – о риске и страхе высоты

Замечая парящих под облаками парапланеристов, одни восхищаются их красотой и смелостью, другие тут же хотят повторить, а третьи сомневаются в разумности таких полётов. Так кто они – профессиональные спортсмены или ловцы адреналина? Законопослушные граждане или нарушители порядка?

О действующих правилах, современном развитии сверхлёгкой авиации и закоренелых небесных стереотипах рассказал председатель Региональной общественной организации «Камчатская краевая Федерация спорта сверхлёгкой авиации» Тарас Колотилин.

Не ради себя

Высота манила Тараса с детства – говорит, тогда многие мальчишки мечтали стать космонавтами или лётчиками. И хотя фантазии о романтизированных профессиях остались в далёком прошлом, свою мечту о небе он исполнил – стал парапланеристом, совершив первый самостоятельный полёт в 2015 году.

– Сначала долго не решался, потом несколько лет готовился, – делится Тарас. – Это ведь дело серьёзное, нельзя просто так взять и полететь. Важны как теоретические, так и практические знания. Чтобы заниматься парапланерным спортом, необходимо много читать, знать физику, быть готовым всегда учиться и общаться со знающими людьми.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: В Камчатском крае хорошие условия для развития парапланеризма?

Тарас Колотилин: Да, у нас летают аж с 1989 года. Кроме того, в нашем регионе есть возможность заниматься парапланеризмом круглогодично. Камчатка вообще уникальна тем, что здесь доступен практически любой спорт – возможностей уйма. Можно летать, заниматься водными видами спорта, кататься на горных лыжах, сноуборде, снегоходе.

Парапланеризм – это профессиональный спорт, но из-за сложившихся стереотипов люди сравнительно недавно начали убеждаться в его законности, интересоваться развитием, ходить на соревнования. Среди нас ведь есть и кандидаты в мастера спорта, и разрядники. Хотя, честно говоря, я считаю, что подобные достижения – это не главное. Безусловно, развитие необходимо, но оно должно быть здоровым. Если же человек начинает гнаться только за наградами, он рискует потерять контроль над собой, а это может привести к печальным последствиям. Рисковать ради того, чтобы что-то кому-то доказать или собрать побольше лайков на личной страничке в социальной сети – это не спорт.

А условия для обучения и полётов на полуострове такие, каких больше в России нет. Наша Мишенная сопка в Петропавловске – это круглогодичная роза ветров, всё чётко и жёстко, давно облётано. И мы сотрудничаем с Камчатским центром по регулированию воздушного движения, Росавиацией – региональное управление поддерживает нас.

Разбор полётов

– Этим летом местного парапланериста оштрафовали за несанкционированный полёт с пассажиром в феврале. Сегодня такие услуги популярны – многие мечтают полетать в тандеме. Выходит, это незаконно?

Конечно, пока подобная деятельность незаконна, но и формулировка «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей» в статье 238 Уголовного кодекса РФ, на мой взгляд, весьма расплывчата. Кто-нибудь сегодня запрещает конные прогулки, например? Мы стремимся вывести парапланеризм на профессиональный уровень, а когда нас выставляют чуть ли не социально опасными элементами, в обществе только утверждаются стереотипы, не имеющие ничего общего с реальным положением дел.

Никакого экстрима

– Есть мнение – чтобы победить фобию, необходимо столкнуться с ней лицом к лицу. Вы бы посоветовали тем, кто боится высоты, заняться парапланерным спортом?

– В принципе, согласен с такой позицией. Вы знаете, когда рождается страх высоты? В детстве. Мы можем бояться темноты, потому что нас когда-то напугали бабайкой какой-нибудь. И это всех фобий касается.

Хотя страхи – тема непростая. Я, честно говоря, боюсь летать на самолётах. Это многих удивляет, но я ни от кого не скрываю. Нет, я, конечно, не до потери сознания боюсь, но, скажем так, чувствую себя на борту воздушного судна неуютно. Прекрасно знаю, как устроен самолёт, и как им управляют. Наверное, меня немного волнует то, что я не управляю ситуацией.

Когда об этой моей особенности узнают, обычно говорят: «Уму непостижимо! В открытом пространстве – буквально на тряпке лететь не боишься, а в самолёте, где можно спокойно поспать и поесть – волнуешься».

– Да, ведь всё-таки полёты на параплане больше для смельчаков, наверное…

– Я не люблю, когда парапланеризм называют экстремальным видом спорта. Многих пугает именно небо, все часто вздыхают: «Ой, как высоко! Мало ли, что может случиться». В то же время все летают в отпуск на самолётах, не задумываясь о том, сколько внештатных ситуаций может произойти. Много у нас и любителей зимних видов спорта, во время занятий которыми тоже что-то может случиться. Если всё время об этом думать, то тогда стоит всего бояться.

Даже непредвиденные ситуации у нас решаемы. Мы знаем законы физики, можем обойти препятствия, а в случае крайней необходимости задействовать запасной парашют. Всем давно известно, что авиационный транспорт самый безопасный, и мы – не исключение из правил. Просто люди не осознают, что полёт управляем. У нас есть газ, тормоз, повороты влево и вправо, режим парашютирования. Пока обывательские мысли перевешивают, некоторые думают, что спортсмена может унести, или он постоянно рискует задеть что-то ногами. На самом же деле, воспарив в небо, ты автоматически контролируешь ситуацию, применяя необходимые знания и навыки. Действуя аккуратно и правильно, в небе можно жить, а не выживать.

Читайте также:
В Карачаево-Черкессии пройдёт масштабный чемпионат по парапланеризму

Как самостоятельно поднять крыло параплана для начинающих

Параплан – это один из способов подняться в небо и ощутить всю красоту полета. Такой аппарат просто необходим тем, кто мечтает расправить крылья и почувствовать абсолютную свободу. Небо отнимает у каждого пилота частичку сердца. Тот, кто хоть раз летал, стремиться подняться в небо снова и снова. Многие новички в параглайдинге стремятся разобраться в этом деле самостоятельно. Подготовиться психологически к полету, рассмотреть для себя последовательность шагов при выполнении самостоятельного полета и в другом может помочь данная статья.

Параплан представляет собой аппарат для полета, который состоит из купола, стропной и подвесной систем. Опытные парапланеристы называют парапланом аппарат только тогда, когда он летит, наполненный воздухом, в других случаях это подушка, одеяло, подстилка и т.д.

Кому полеты на параплане жизненно необходимы?


Если вы боитесь высоты и можете запаниковать, тогда взлетать самому не стоит. Проведите несколько полетов с инструктором в тандеме, это лучшая психологическая подготовка. Вы будете знать как вести себя в воздухе, чего ожидать, каковы ощущения и т.д.

Конечно, это не единственное противопоказание. С высоким давлением, проблемами с сердцем, повышенным внутричерепным давлением и т.д. от полета лучше воздержаться. В воздухе нужен натренированный вестибулярный аппарат, крепкие кости и мышцы, которые не позволят травмироваться при посадке. Не рекомендуется подниматься в воздух беременным или лицам после тяжелых травм.

Полет на параплане – это незабываемое удовольствие и непередаваемое ощущение свободы. Летают миллионы людей и каждому этот спорт под силу, стоит только внимательно подойти к подготовке и обучению.

Строение параплана

Стоит разобраться в строении параплана для того, чтобы понять, что ему позволяет держаться в воздухе и как им управлять. Купол всегда делают из воздухонепроницаемой ткани высокой прочности. Он обычно состоит из 2-х поверхностей: верхней и нижней, в задней части купола они плотно соединены, а вот впереди есть отверстия для воздуха. Купол состоит из множества ячеек, которые благодаря отверстиям впереди могут наполняться воздухом, так купол приобретает жесткую форму крыла, ему не страшны сильные порывы ветра и такой конструкцией легче управлять в воздухе. Стропная система крепится к каждой ячейке купола (нервюре), а потом все они сводятся в 2 большие ручки управления, это дает пилоту возможность тянуть стропы и выбирать направление полета.

Для параглайдинга существует несколько видов парапланов.

Самостоятельный полет под руководством опытного товарища

Итак, если вы хотите научиться летать на параплане, первое, что нужно – это аппарат. Его можно купить, но для начала лучше попробовать несколько моделей, взяв в аренду. Многие летные школы предоставляют свое снаряжение. Первый полет всегда лучше совершать под руководством опытного тренера, который подробно и пошагово проинструктирует перед взлетом, а после него постоянно будет на связи и будет давать подсказки. Полет состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых требует внимания:

  1. Психологическая подготовка. Для любого спортсмена всегда важен этап психологической подготовки, ведь порой даже самый опытный пилот может занервничать в неподходящий момент. Для новичка же такая подготовка обязательна. Перед первым полетом убедитесь, что вы не запаникуете на высоте. Поднимитесь на крышу высотки и посмотрите вниз, держась за перила, — если особых переживаний нет, тогда можно смело лететь. Однако параплан — не высотка, в воздухе вы подниметесь намного выше, поэтому в первый раз лучше лететь в тандеме с тренером. Он на практике покажет, как управлять парапланом и сразу исправит, если вы сделаете ошибку. Рядом с опытным человеком вы будете чувствовать себя безопасно и усвоите урок.
  2. Выбор места и времени. Стартовать можно практически с любого холма или возвышенности, но лучше выбирать проверенные парапланеристами места для полетов. Время и погодные условия играют ключевую роль. От погоды зависит успех полета, поэтому нужно изучить прогноз в нескольких источниках, учесть все показатели. В любом случае, летать лучше при скорости ветра не больше 12 м/с. Летом полеты не рекомендуются из-за того, что нагретый воздух создает турбулентность, а она может спровоцировать проблемы и опасности. Когда температура опускается ниже нуля и наблюдается повышенная влажность, крыло может обледенеть, а это тоже осложнит полет. Если вы выбрали место и дату, проконсультируйтесь дополнительно со своим РП (руководителем полета).
  3. Предварительная подготовка. Обязательно проверьте наличие всего необходимого для полета и исправность аппарата. Кроме самого параплана у пилота обязательно должен быть запасной парашют, летный комбинезон, шлем. Вариометр нужен для измерения вертикальной скорости и высоты, вы всегда сможете определить: набираете вы высоту или снижаетесь, насколько быстро это происходит и т.д. Вариометр не позволит потеряться в воздухе. GPS-навигатор пригодится после приземления, так как вы зависите от потоков воздуха, высадиться на определенное место довольно трудно. Этап подготовки также включает психологическую подготовку к полету. В воздухе вы будете одни, поэтому важно в этот момент не поддаться страху или панике. Если вы летите впервые, важно, чтобы за полетом следил опытный человек и давал необходимые инструкции. Тогда вы будете чувствовать большую уверенность.
  4. Непосредственная подготовка. Когда вы прибыли на место старта, необходимо подготовиться к взлету. Необходим разложить купол на холме, против ветра. Его лучше разместить полукругом. Разбегаться, конечно же, нужно вниз. Перед стартом еще раз проверьте все крепления и целостность купола. Аккуратно разложите стропы, они не должны перепутаться, иначе это осложнит полет. Проверьте еще раз исправность электроники, которую берете с собой в воздух.
  5. Взлет. Современный параплан поднять в воздух довольно легко: стоит только начать двигаться вперед и он сам быстро наполняется воздухом и поднимается вверх. Для того, чтобы потренироваться, можно несколько раз попробовать его поднять в воздух. Начинайте быстро двигаться вперед, с усилием. Чтобы было легче поднять купол, можно потянуть за стропы, тогда он быстрее наполняется воздухом. Чтобы сразу не взлететь, после того, как вы подняли купол вверх, натяните обе ручки управления вниз, это не позволит ветру порывом подхватить параплан. После того, как вы прочувствовали купол, его вес и подъем, можно подниматься в воздух. Начинайте разбегаться, натягивайте стропы, когда купол поднимется, ручки не нужно тянуть вниз, тогда вы сможете подняться в воздух.
  6. Полет. Во время полета, самое главное – управление аппаратом. Все довольно просто на первый взгляд. Тянете левую ручку управления, поворачиваете влево, правую – вправо. Для того, чтобы набрать высоту, необходимо потянуть ручки вперед. Крыло пойдет по потоку воздуха вверх и поднимет вас. Если же вы хотите снизиться, то нужно ручки тянуть назад. Однако, в обоих случаях начинайте менять угол купола постепенно, если вы поймаете резкий порыв ветра, он может осложнить полет и управление парапланом или даже вывести из-под вашего контроля процесс полета. Если вы хотите лететь быстро (35-40 км/час), тогда можно поднять руки вверх, ослабить натяжение строп, но в этом случае, скорость снижения или взлета остается без контроля. Когда ваши руки находятся на уровне головы, тогда вы достигаете скорости 25 км/час и можете нормально контролировать подъем-снижение. В ветреную погоду лучше держать руки на уровне груди, тогда скорость полета будет небольшой, но вы защитите себя от резких порывов ветра.
  7. Посадка. Как и любой другой летающий аппарат, параплан легче поднять в воздух, нежели посадить. Посадка требует большего мастерства, однако, вполне по силам каждому пилоту. Для посадки выбирайте равнинную местность большой площади. Садитесь только против направления ветра. Во время снижения постепенно сбавляйте скорость, сводя ее до минимума перед самой землей. Для этого тяните стропы вниз, ниже груди, и немного назад. Избегайте резких движений, все делайте плавно. Чем больше вы снизите скорость, тем лучше. Посадка с минимальной скоростью убережет вас от возможных травм. Когда ноги коснутся земли, тогда максимально тяните стропы вниз, вы «схлопните» крыло и оно упадет на землю. Перед самой землей начинайте бежать в воздухе, в это же время очень медленно снижайте высоту, вы не должны упасть на землю.
  8. После посадки. Необходимо разобрать оборудование и правильно сложить его для того, чтобы его можно было без проблем использовать в следующий раз. Расправьте купол на земле, аккуратно разложите стропы и сложите аппарат. Старайтесь не путать при этом стропы, чтобы не распутывать их, когда будете готовиться к следующему взлету.
Читайте также:
В Кабардино-Балкарии пройдёт чемпионат РФ по парапланеризму

Советы опытных пилотов


Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:

  • Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
  • Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
  • Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
  • Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
  • Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
  • Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
  • В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
  • Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
  • После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
  • Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
  • Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!
Читайте также:
Как происходит обучение парапланеризму

Как это бывает: первый самостоятельный полет


Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом. Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай. Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место. Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные. Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.

Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.

Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.

И все-таки, как же научиться летать на параплане? (фоторепорт)

1. Это дельтоплан)). На них тоже можно учиться летать, но дело это сильно более тяжелое во всех смыслах. И долгое. Так что, о них пока умолчим. Будут иногда идти красивым фоном)).

2.Первым делом нужно определиться где и в каком формате учиться. Либо по месту жительства (предполагаем что вы житель крупного города), – 1,5-2 месяца, по выходным ездить на летное поле и заниматься в парапланерной школе на лебедке. Либо выкроить пару-тройку недель в теплое время года (май-сентябрь) и поехать пройти курс где-нибудь в горах / предгорьях (классика: Юца, Клементьева и др.). Предпочтителен второй путь, но большинство, по понятным причинам, идет первым, более удобным. Это нормально.

Наши знакомые решили не размениваться по мелочам и поехать учиться на гору Клементьева, более того, к одному из лучших инструкторов, Сергею Константиновичу Жукарину (парапланерный клуб “Бриз” – www.paragliding.crimea.ua).

На фото: легендарный парабар и гостиница на вершине г.Клементьева, база Cергея. На время обучения можно поселиться прямо там. Аскетично, зато до стартов близко.

3.Но если есть машина, то ничего не мешает поездить по окрестным поселкам и городкам и снять домик или квартиру. На этот раз мы так и сделали. В бытовом плане это получается намного удобнее. Постоянный доступ к теплому душу, стиралке и т.п. при ежедневных полетах много стоят)). Но, при этом, это еще и более дешево (50 гривен с человека, против 70-80 на горе).

Один минус, – вставать нужно еще раньше и ездить на гору и с нее, ежедневно. А подъемы на полеты ранние. в 6:05 все уже на старте раскладывают купола обычно))

Читайте также:
Галилео - мотопарапланы

4.Кстати, не думайте что приедете, посмотрите одним глазком и все. Полеты сродни героину и крэку, одной дозы хватает. И дальше,- зависимость на всю жизнь.

На фото: наш друг Костя Табачник, приехал с нами за компанию, просто потусить, в итоге зажегся, и будет проходить курс весной)). Плюс один в нашей братии.

5.Чем хороша гора Клементьева, так это тем, что процент летной, в том числе и учебной погоды, очень велик. Три четверти дней народ летает. Во многих других местах такое себе представить сложно. Обусловлено это с одной стороны погодными условиями этой части Крыму, с другой, конечно же, уникальным рельефом горы, который позволяет летать почти при любых румбах ветра.

Максим Мягкий, который прошлым летом дней 10 мариновался под Пятигорском на Юце, приехав сюда выдал: “Саша, я за первые же 20 минут тут налетал больше чем прошлым летом на Юце, тебе не кажется?”. И ведь не поспоришь.

6.А вообще, конечно же, к полетам каждый идет своим Путем. Хотя место где начинаешь, а еще более Инструктор, ох как важны. От него, по сути, все и будет зависеть.

7.На Клементьева инструктор №1 это Сергей Жукарин, знакомьтесь, вот он. Человек легенда. Я его про себя зову “Жукарин-Змей” (парафраз с мультика про былинных героев “Тугарин-змей”).

8.Все начинается с азов. Раскладывают купол и рассказывают в чем фишка. Как устроен, за что дергать и т.п.

9.Потом выдают каждому по собственному комплекту снаряжения (купол, подвеска, запаска, перчатки, шлем), который теперь будет с ним все время обучения. И это правильно. Ученик к нему привыкает, следит, отвечает за исправность.

10.И тут же на легком учебном склоне (или на ровном поле, не суть), все одевают это безобразие, пытаются понять что к чему.

11.Инструктор всех проверяет, подсказывает, исправляет, если что не так.

12.Это т.н. “наземная подготовка”. То есть работа с куполом на земле. Его подъем, удержание, контроль, укладывание на землю и гашение купола. В некоторых, особенно равнинных школах учеников сначала гоняют 2-3 дня только на ровном поле и никаких тебе.. ученики натирают мозоли где только можно, проклинают все что только можно, зато очень хорошо умеют управляться с куполом еще даже ни разу не взлетев)).

В “Бризе” вы этот этап пройдете существенно быстрее и почти сразу начнете лета ть, да совсем по чуть-чуть, НО ЛЕТАТЬ! При этом филигранность перехода от момента “подыми-опусти” и до “подыми-беги-беги. вот и взлетел, молодец” высочайшая. Вы и не заметите как начнете летать, возможно, в первый же свой учебный день. При этом без ущерба в безопасности. В данном случае это точно так.

13.Купол по началу будет жить собственной жизнью, постоянно показывая свой норов. Придется освоить много новых сложнокоординационных движений, внедрить их в моторику и только после этого вы с ним начнете находить общий язык)).

14.Как и во всех видах авиации, самые трудные моменты, – взлет и посадка. Собственно их вы и будете большую часть времени отрабатывать. В разных формах, видах, вариациях.

15.И не бойтесь! Инструктор все время незримо с вами. На каждом ученике закреплена радиостанция. По ней вы будете слышать комментарии и указания инструктора. Куда бежать, чего делать.

16.И ничто не скроется от его глаз.

17.Опять-таки, он, будет отвечать на все вопросы, подбадривать и быть вообще как папа гусь со своим выводком утят.

18.И первые полеты не заставят себя долго ждать.

20.Обычно учеников на одного инструктора 3-5, редко когда больше, так что все очень интенсивненько и эффективно. Отдохнуть особо не получается.

21.Господин Мягкий, тот самый (см.выше)

22.Учебные полеты на Горе дважды в день, в 6:00 и в 16:00. Длятся 2-4 часа, но все зависит от погоды. Если “попрет” и погода хорошая, так можно на поле и 5-6 часов провести, потом на обед и снова до ночи.. В перерывах же между полетами и едой, – разборы этих самых полетов (если есть что разбирать) и семинары по теории. Обычно проходят ежедневно.

23.В исполнении Жукарина они привлекают не только начинающих, но и уже довольно опытных. Сергей имеет удивительное свойство не уходить в мелочи, а говорить по существу, вычленяя самые важные, основополагающие вещи. .

24.Отдельная тема, – тренажер. На нем не только подгоняют подвесные системы, но и отрабатывают различные моменты, которые могут быть в воздухе. Есть и еще один тренажер, для отработки бросания запасных парашютов, но это уже следующий уровень.

25.Гора Клементьева не маленькая, только основных стартов штук 7-8, разнесенных по горе на километры друг от друга. Это не говоря уже про множество других горок поблизости, на которых тоже активно летают. Вопрос лишь в ветре. Он должен быть определенной силы (3-6 м/c) и направления. Под разный ветер используют разные старты и горки. Соответственно, этот момент мониторят постоянно.

26.Потому что, вот только ветер начал задувать и можно было летать тут, на памятнике, а потом он довернул градусов на 45 и нужно переезжать на другую сторону горы, на главный старт, а то и на ЦАГИ.

Читайте также:
Какое необходимо снаряжение для парапланеризма

На фото: в это утро были отличные полеты в динамике у “памятника”, при звенящей погоде и обалденных видах на море. Те кто проспал и приехал в 7:00 все пропустил, летать можно было ровно с 6 и до 7, потом ветер был слишком силен.

27.Если повезет с погодой и большая часть дней будет летной, то за 9-12 дней вполне можно пройти полный курс обучения и перейти к самостоятельным долгим многочасовым полетам в динамике у склона. Еще плюс 3-4 таких дня вам уже и рация не нужна будет. Другой вопрос что у многих либо не хватает времени (суммарно нужно 12-15 летных дней), либо удачливости в плане погоды.

28.Одно занятие (утро или вечер), вместе с обучением и снаряжением стоит 200 гривен (800 рублей). Всего, чтобы пройти полный курс, нужно занятий 20. Ориентир именно такой. Если оплачивать курс – 4000 гривен. Суть, те же 20 занятий, только если оплатил курс, тебя ведут пока ты не станешь самостоятельным пилотом, а это может быть и больше чем 20 уроков. То есть сколько надо, столько с тобой и будут заниматься. Но сколько времени понадобится на это? ХЗ. Поэтому если у вас времени не 3 недели, то лучше брать отдельные занятия, если же есть возможность приехать на 15-20 дней, то тогда резонней оплачивать курс целиком.

Итого, цена вопроса 16-20 тыс. за курс + дорога-проживание-питание. Если ехать на Клементьева на пару недель, то на круг будет 28-35, включая все траты. Можно и дешевле, если жить в палатке (палаточный сбор – 50 р / день). Тогда реально в 22-25 уложиться. Такой вот расклад.

29.Из приятных моментов, хорошо дополняющих происходящее, – местное кафе, в парабаре. Сюда приезжают поесть даже снизу, ибо очень вкусно готовят. А цены вполне себе демократичные. Например, блинчики с творогом 60 рублей, заварной кофе 30.

30.Ну и после того как набегаешься на поле и поешь, первым делом хочется спать)).

31.Но, в 16:00 очередной выезд на полеты. И если ветер еще слишком сильный для учебных полетов, то просто завороженно смотреть на тех кто уже профи и ждать, когда же подстихнет и даст тоже полетать)).

32.А профи когда-то тоже начинали с малого)).

На фото: типичная толкучка машин у старта и заходящие на посадку пилоты. В данном случае Макс (Курск) aka Масяня.

Первый шаг в небо: парапланеризм

Герой моего любимого фильма «Трасса 60», странствующий борец за правду Боб Коуди, рассказывал своему попутчику Нилу об американском историке Фредерике Тернере: «Лет сто назад он придумал теорию о границах. Граница — это нечто вроде предохранительного клапана цивилизации, чтобы мы совсем не сошли с ума. Когда появляются люди, не желающие жить как все, они устремляются на границу. Тернер умер в 32-м и так и не увидел, что стало с миром, в котором кончились новые границы».

Невзирая на пессимизм мистера Коуди, прошедшим летом мы с коллегами решили отправиться на поиски новых границ — границ собственных возможностей. Мы договорились, что каждый из редакторов «Популярной механики» научится чему-нибудь новому и расскажет об этом на страницах журнала, чтобы читатели могли вдохновиться его опытом и избежать распространенных ошибок в своем бегстве от повседневности. Ваш покорный слуга решил штурмовать границу с небом — научиться летать на параплане. В первый раз я остался один на один с третьим измерением еще в августе, а материал удалось подготовить лишь к декабрю — летная погода этой осенью была в дефиците. Однако пусть вас не смущает зеленая травка на фотографиях: парапланеризм не относится к сезонным видам спорта и научиться летать можно в любое время года.

Схватка с землей

За помощью в осуществлении древнейшей мечты человечества применительно ко мне я обратился к Александру Тронину, основателю парапланерного клуба paraclub.ru. Вечером того же дня руководитель полетов Сергей уже демонстрировал мне параплан и объяснял его устройство. Вводное занятие — самое важное. Начинающим пилотам настоятельно рекомендуется с первого же знакомства разобраться в устройстве параплана, стропной системы и подвески, понять, для чего служит каждый элемент и как они взаимодействуют. Готовить крыло к полету, контролировать запутывание строп, пристегивать свободные концы к подвесной системе, занимать взлетное положение, брать в руки ряды и клеванты пилот должен только сам. Полагаться в этом деле на инструктора не стоит: оценить готовность оборудования со стороны намного сложнее, чем стоя в подвеске.

Свое первое упражнение с парапланом — прямой старт — я запомню на всю жизнь. Пилот принимает взлетную позицию — становится спиной к крылу, берет в руки клеванты и А-ряды, — разбегается и поднимает крыло над головой. Взлетная скорость, с которой крыло должно двигаться относительно воздуха, чтобы расправиться и подняться с земли, — примерно 8 м/с (28 км/ч). Нормальные люди так не бегают. Поэтому, когда ноги сделали все что могли, пилот должен сделать рывок руками и вывести крыло над головой. «Это как велосипед, — говорит Сергей, — ноги и руки должны действовать синхронно и делать свое дело. Это трудно объяснить, можно только почувствовать. Чтобы вывести крыло, не нужно долго бежать, нужно лишь на короткое время развить взлетную скорость».

Читайте также:
В Дубне прошёл авиафестиваль «День неба»

Сказать, что было тяжело, — значит не сказать ничего. Чтобы вывести крыло, я прикладывал усилия, какие не развивал никогда в жизни. Как только крыло надувается и поднимается с земли, оно начинает сопротивляться движению и резко останавливает разбег, остается надеяться только на руки. Небольшой встречный ветер мог стать большим подспорьем, но в тот день был полный штиль. Как назло, вместе со мной занималась еще пара курсантов, которых Бог не обделил богатырской силой, и они с видимой легкостью бегали по полю с крылом над головой. Мой же купол поднялся в воздух лишь один раз. Я был тотально деморализован. Между тем уже через пару дней занятий я усвоил правильное взаимодействие рук и ног, и прямой старт стал отнимать намного меньше сил. Сейчас я уверенно вывожу купол даже в самую спокойную погоду.

Выведя крыло за А-ряды, пилот бросает их, оставляя в руках ручки управления, и продолжает бежать. Первоочередная задача для новичка — научиться компенсировать крен крыла, удерживая его прямо над головой и не давая упасть в сторону. Перетянуть крыло силой не удастся, можно лишь подбежать под него, чтобы вновь оказаться по центру. Таким образом, если крыло падает вправо, нужно бежать правее, при этом затягивая левую клеванту, чтобы сам купол стремился повернуть налево. Такая разобщенность действий (бежать в одну сторону, рулить в другую) сбивает новичка с толку, поэтому приходится отводить некоторое время тренировкам, чтобы наработать правильную моторику. Прямой старт — один из основных способов старта в горах, особенно в штиль и на ограниченном пространстве, и единственный способ старта на лебедке. Начинающий пилот должен обязательно освоить его, прежде чем совершить свой первый самостоятельный полет.

Первый полет

На следующее утро наши инструкторы решили продемонстрировать курсантам, ради чего им приходится терпеть тяжелую наземную подготовку, и устроили тандемные полеты, в ходе которых ученикам предстояло поближе познакомиться с высотой, а заодно научиться взлетать на лебедке. Система затяжки состоит из двух частей: собственно лебедки и смотчика. Лебедка оснащена мощным двигателем, который затягивает пилота на высоту, подобно воздушному змею, а смотчик — двигателем поменьше, который сматывает трос для следующего старта. Лебедка и смотчик по возможности устанавливаются на поле таким образом, чтобы затяжка осуществлялась строго против ветра.

Оператор лебедки — опытный специалист, от которого в значительной мере зависит безопасность пилота во время набора высоты. Если представить себе, что параплан — это самолет на взлете, то его двигателями управляет именно оператор. Он регулирует тягу, принимая во внимание опыт пилота, его вес, погодные условия. При необходимости оператор лебедки может частично исправить ошибки пилота — например, компенсировать тягой крен по тангажу. Наконец, если что-то пойдет не так (пилот неровно выведет крыло или стартует с перепутанными стропами, «завязкой»), оператор лебедки остановит подъем. Оператор смотчика также внимательно следит за действиями пилота и держит связь с «лебедкой» по рации.

Тандем-мастер Борис проводит инструктаж. Мое задание на первый вылет — некоторое время сопротивляться тяге, упираясь ногами в землю, затем бежать, пока мы не оторвемся от земли, усесться в подвеску поудобнее, а в конце затяжки почувствовать, что оператор лебедки ослабил тягу, и отцепить трос, резко дернув за специальную ручку. Признаюсь, во время этой первой затяжки у меня в голове вертелась только одна мысль: «Как я смогу объяснить коллегам, инструкторам, Саше Тронину, всем этим милым людям, почему после первого тандемного полета я, не говоря ни слова, просто сел в машину и уехал с поля?» Я до сих пор удивляюсь, когда слышу над полем восторженные крики девушек, приезжающих один разок прокатиться в тандеме.

К счастью, я был не просто катающимся, а учеником летной школы. Поэтому после затяжки Борис передал мне клеванты и я сразу успокоился, почувствовав, что полет — это хорошо контролируемый процесс. Я выполнял указания инструктора, слушал его рассказ о сохранении курса при боковом ветре, об облаках, о заходе на посадку и получал удовольствие. Оказалось, что поле в местечке Лечищево, где мы занимались, только внизу кажется скучным: с высоты птичьего полета открывается живописный пейзаж с видом на Истринское водохранилище, острова, уютный коттеджный поселок. В первый раз Борис помог мне с посадкой, во втором тандемном полете я уже управлял аппаратом до самого конца.

После экскурсии в небо я с радостью взялся за наземную подготовку. В тот день мы разучили обратный старт. При небольшом ветре пилот может вывести крыло практически только руками, стоя лицом к куполу. При этом стропы перекрещиваются и клеванты меняются местами: правой рукой компенсируется левый крен, левой — правый. При обратном старте крыло контролируется визуально, поэтому вылет с завязкой исключается. Подняв крыло, пилот поворачивается к нему спиной и стартует с горы. Во избежание запутывания строп важно раз и навсегда решить, в какую сторону поворачиваться к крылу и обратно, и делать это всегда одинаково.

Вечером я совершил свой первый самостоятельный вылет. Повинуясь спокойному голосу Бориса в рации, я облетел поле, сделал несколько поворотов и совершил точную посадку у старта. Я был счастлив.

Читайте также:
Уроки парапланеризма

Азбука маневров

Чтобы сдать практический экзамен и получить летную книжку, пилот должен освоить несколько маневров. В основе большинства из них лежит поворот. Совершить достаточно интенсивный и уверенный поворот можно, только комбинируя управление клевантами и весом. Наклоняясь в подвеске, занося ногу на ногу, пилот обеспечивает усиленное давление на правые или левые ряды. На этом этапе становится ясно, насколько важна правильная настройка подвесной системы по параметрам пилота. Хорошо облегающая подвеска достоверно передает информацию о куполе и позволяет точно дозировать усилие, но сесть в нее труднее.

Важнейший навык, которому пилот учится в каждом полете, — это построение посадочной глиссады. Расположившись чуть дальше по ветру от предполагаемого места посадки, пилот начинает описывать «восьмерки», двигаясь перпендикулярно ветру и постепенно расходуя высоту. Повороты нужно совершать только навстречу ветру, иначе внезапный порыв может отнести аппарат далеко от посадочной площадки. Выбрав лишнюю высоту, пилот поворачивает к посадочной площадке. Садиться можно только против ветра — в этом случае скорость ветра вычитается из скорости крыла относительно воздуха и парапланерист практически неподвижен относительно земли. Кроме того, ветер поддерживает крыло, и скорость снижения оказывается минимальной. Когда до земли остается меньше метра, пилот затягивает клеванты на полный ход, и крыло плавно опускает его на землю. Точная посадка требует хорошего глазомера и точного расчета.

При попадании в неблагоприятные метеоусловия может возникнуть необходимость быстро сбросить высоту (например, для выхода из зоны турбулентности). Для этого пилоты осваивают маневр «уши». Потянув за так называемые «ушные стропы» (вторые стропы А-рядов), можно сложить боковые консоли крыла, значительно уменьшив его площадь. При этом аппарат по-прежнему хорошо управляется весом.

Чтобы научиться стабилизировать параплан, пилот выполняет упражнение «разгон-торможение». Затягивая и отпуская клеванты, он заставляет крыло то «отставать от подвески», то совершать «клевок» вперед, раскачиваясь под ним, как на качелях. После очередного разгона пилот должен посмотреть на крыло (требуется терпеливый вестибулярный аппарат и присутствие духа) и притормозить его клевантами прямо у себя над головой. Точно так же аппарат стабилизируется после неожиданного порыва ветра. Аналогичное упражнение выполняется и для поперечного крена: после серии резких поворотов в разные стороны пилот стабилизирует крыло.

Почувствовав, как параплан реагирует на колебания ветра, пилот осваивает так называемое активное пилотирование. Главное правило — держать клеванты чуть зажатыми, а руки — расслабленными. Тогда усиливающийся ветер будет сам распускать клеванты, преодолевая вес рук пилота, а ослабляющийся, напротив, затягивать их.

Слияние со стихией

Пожалуй, теперь я бы мог сдать экзамен на получение летной лицензии. Однако это совершенно не означает, что я научился летать. Проводя аналогию с горными лыжами, можно сказать, что я покатался в подмосковных парках, но ни разу не побывал в горах. Настоящий парапланеризм — это парение в восходящих термических и динамических потоках, многочасовые маршрутные полеты. Небо похоже на океан, изобилующий разными течениями. Некоторые из них полезны и дружелюбны, другие коварны и опасны, и все они невидимы глазу. Пилот учится предугадывать движения воздуха по погоде и рельефу, интерпретировать поведение насекомых и птиц, чувствовать ветер, понимать стихию. Хорошее знание аэродинамики и метеорологии помогает парапланеристу избегать опасных ситуаций и обращать капризы неба в свою пользу.

Обучение полётам на параплане сколько длится дней?

Обучение полётам на параплане сколько длится дней?

Довольно частый вопрос среди желающих научиться летать на параплане это, а сколько длится обучение?

Вообще срок обучения достаточно индивидуален. Ведь может придти учиться и молодой человек и пожилой. Кстати говоря, пожилых людей среди учеников достаточно много, при чём не единичны случаи, когда приходят поучиться полётам на параплане люди в возрасте старше 70 лет. Так что, если Вам ещё нет 70, но у Вас есть желание научиться летать, то всё в ваших руках.

Обычно срок обучения занимает 7-10 дней. Да, бывает, когда и за 3-4 дня человек может освоить базовые элементы, а бывает нужно и больше 10 дней. Опять же, мы говорим о лётных днях. Т.е. если идёт дождь, то погода не лётная, либо бывает, что для обучения подходит только половина лётного дня, т.к. во вторую половину дня может задуть сильный ветер, начать развиваться гроза или какие-то ещё изменения в погоде, при которых нельзя проводить обучение.

Особо ловкие ученики делают свои первые полёты уже в первый день.

Сперва рано утром учебный день начинается с наземной подготовки. Ученик учится раскладывать параплан, правильно к нему пристёгиваться, отстёгиваться и складывать. Учится правильно регулировать своё снаряжение.

После этого начинаются упражнения по наземной подготовке. Ученик учится управлять парапланом стоя на земле. Цель тренировки это понять, как управлять парапланом стоя на земле, после этого закрепить полученные знания на практике.

Вперемешку с наземной подготовкой делаются полёты в тандеме с инструктором, чтобы ученик на практике применил полученные знания и навки под присмотром инструктора.

Как только ученик усвоил элементарные понятия о том, как управляется параплан, как взлетать и как нужно приземляться, то после этого он в спокойных метеоусловиях может сделать свой первый полёт под присмотром инструктора, который корректирует полёт ученика по рации. Таким образом, особо внимательные и подготовленные ученики могут выполнить свой первый самостоятельный полёт уже в первый день, если у них есть на это желание. Иногда ученик бывает внутренне не готов к такому быстрому прогрессу и не торопиться лететь самостоятельно, что же это его право, но на долгие дни оттягивать момент первого самостоятельного полёта не следует.

Читайте также:
Россиянин Глеб Сухоцкий выиграл этап Кубка мира по парапланеризму

Заканчивается ли на этом обучение?

Ни в коем случае. После первого самостоятельного полёта на параплане всё только начинается, начинается всё самое интересное.

Итак, мы уже сделали свой первый полёт, но в последующие лётные дни нам ещё предстоит освоить различные техники старта и приземления, а так же потренировать разные техники маневрирования. Нужно потренировать различные виды заходов на посадку, резервное управление, различные техники сброса высоты и метод укладки спасательного парашюта. Попробовать полёт в условиях мягкой термической активности это тоже важный элемент в процессе обучения.

Все эти элементы полёта предстоит освоить в рамках начального (базового) курса обучения.

Представить уровень полётов на параплане после базового курса обучения можно посмотрев видеоролик

После этого обучение полётам на параплане заканчивается?

Не торопитесь. Закончен только начальный этап погружения в парапланеризм. Далее каждый полёт будем чему-то учить. Одинаковых полётов не бывает. Далее нужно просто летать и чем чаще, тем лучше, чтобы набраться собственного опыта в пилотировании парапланом.

После года полётов можно подумать о прохождении СИВ-курса. Этот курс призван повысить уровень безопасности пилотирования и уверенности пилота в действия при возникновении нештатных ситуаций в полёте.

Маршрутные полёты можно попробовать освоить самостоятельно, благо есть много литературы об этом. Но под присмотром опытного маршрутного пилота прогресс пойдёт значительно быстрее.

Что такое маршрутные полёты можно посмотреть вот на том ролике

Но если хотите больше адреналина от полётов, тогда можно поучиться акробатике. Акробатику нужно осваивать под присмотром иначе это плохо может закончиться. Полёты акробатов смотрите на видео ниже

Обучение полетам

Наш Аэроклуб занимается обучением полётам на параплане и мотопараплане более 15 лет.

За это время мы подготовили более 137 пилотов выходного дня (любителей) и 12 пилотов спортсменов, которые регулярно участвуют и занимают призовые места на соревнованиях и фестивалях различного уровня.

Наши пилоты инструкторы имеют огромный опыт в обучении по классам: параплан, паралёт одноместный, паралёт двухместных, мотопараплан, парамотор.

Главная миссия нашей школы сделать обучение максимально эффективным и безопасным, чтобы каждый пилот который прошёл у нас обучение осуществлял полёты без происшествий и травм.

У нас есть вся необходимая техника и снаряжение, как для начинающих пилотов так и профессионального уровня.

В начале обучения между курсантом и инструктором заключается договор, выдаётся авторская методичка с упражнениями и этапами обучения, заводится лётная книжка и рабочая тетрадь с домашними заданиями.

Занимаемся только индивидуально. (Никаких групп) Только полёты и практика, без всякой не нужной воды.

На этом этапе здесь должно быть всё понятно, теперь давайте во всём этом разбираться.

Выбирайте тип техники на которой вы хотите научиться летать и приобрести для своих целей.

Обучение полётам на
двухместном паралёте
Обучение полётам
на одноместном паралёте
Обучение полётам
на мотопараплане
Обучение полётам на параплане

Полёты на мотопараплане, некоторые пилоты называют полёты на парамоторе

Программа обучения рассчитана на несколько этапов:

Этап 1. Теоретическая подготовка. Наш пилот методист, читает вам лекции на тему:

Безопасность полётов на параплане.
Правила расхождения летательных аппаратов в воздухе
Правила выполнения полётов
Сборка, транспортировка, хранение и осмотр оборудования
Лётная экипировка (Шлем, перчатки, комбинезон, ботинки)

Конструкция параплана.
Стропная система, разновидности тканей и материалов, свободные концы, акселератор, клеванты и триммер, воздухозаборники, риджифойлы, нервюры, акулий нос и рефлексный профиль параплана.

Аэродинамика.
Подъёмная сила и сила лобового сопротивления, аэродинамический профиль крыла, воздушная и путевая скорость, аэродинамическое качество параплана, точки разделения потоков, управление скоростью параплана при помощи триммеров и акселераторов, нагрузка и весовая вилка на параплан, перегрузка, относительная толщина профиля, угол атак, пограничные и предсрывные режимы параплана.

Метеорология
Направление и скорость и порывы ветра
Определение ветра по признакам
Облачность (Кучевые, грозовые)
Понятие видимости
Динамичкский и термический восходящий поток
Особенности полётов вблизи кучевых облаков
Турбулентность и атмосферные фронты
Атмосфера и состав воздуха

Федеральные авиационные правила и полётные зоны.
Приказ Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287 “Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2011 N 22660)
Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (ред. от 16.09.2015) “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации” (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2008 N 12701)
Федеральный закон 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
ФАП – пункты 11, 124, 128, 138, 147, 249, 287
Подача лётного плана в ЗЦ ИВП
Полёты над населёнными пунктами

Этап 2. Наземная подготовка

Сюда входят наземные тренировки обращения со свободным крылом без двигателя. Наземная подготовка без мотора предполагает знакомство с парапланом, технику старта, управление куполом на земле, тренировку подъема и удержания.

Выполнение упражнений с парапланом в подвеске.
Сложение ушей, асимметрические сложения

Этап 3. Полёты с инструктором на паралёте.

Учебно тренировочные полёты проводятся на технике инструктора, для обучения мы всегда используем современную и надежную технику. С курсантами мы летаем на технике сделанную на заводе и полностью из титана, это позволяет гарантировать эффективность и безопасность полетов. Мы занимаемся обучением уже более 15 лет и уверены, что наша методика обучения система является самой эффективной.

Читайте также:
В небе над Бердском парапланеристы состязались за Кубок Сибири

Демонстрация упражнений: Взлёт, повороты, конвейер, полёт в горизонте, посадка.
Передача управления в воздухе курсанту

Этап 4. Самостоятельные полёты.

На данном этапе вы уже совершаете полёты самостоятельно.
Вы совершаете десятки взлётов и посадок, чтобы наработать моторику рук и мышечную память. Вырабатываем эффект, что мозг ещё не успевает сообразить что нужно делать и за что дёргать в воздухе, а руки уже всё сделали.
Пилот инструктор корректирует все ваши действия по рации с земли.

Этап 5. Отработка упражнений. (Взлёт, посадка, конвейер, и другие)

Этап 6. Сдача зачёта

Пилот инструктор на данном этапе вам ничем не помогает.
Вы совершаете осмотр и собираете парамоторную установку
Готовите и заправляете топливо в бак, запускаете двигатель
Изучаете метеоусловия, и аэрологию.
Раскладываете параплан, подцепляете к парамоторной раме.
Совершаете самостоятельный взлёт, бреющий полёт и посадку.
Происходит посвящение в пилоты и на этом обучение завершено.

Часто задаваемые вопросы от тех кто хочется научиться летать:

Научиться летать долго и сложно?
– Летать на параплане не сложнее чем ездить на автомобиле или велосипеде. Все люди разные, кто усваивает материал очень быстро, тот летает уже самостоятельно через 3 – 4 дня, некоторым даётся чуть сложнее и требуется немного больше времени на переваривание информации, и требуется не более 2 недель. Самое главное, это упорство и желание, летать научим.

Может мне уже поздно летать?
– Многие пилоты приходят к нам учиться летать когда уже далеко за 50+.
Это такой возраст когда дети выросли, внуки на подходе, освобождается время чтобы пожить для себя и начинают заниматься рыбалкой, охотой, походами, огородом.
Полёты – это мечта жизни. И она сбывается благодаря парапланам. Полёты на параплане это самый безопасный и бюджетный способ подниматься в небо.
Поэтому по возрасту не переживайте, у нас самый старший пилот в аэроклубе ему далеко за 70 лет.

Для полётов нужна физическая подготовка?
– Параплан вас везёт, а не вы его. Поэтому никаких особенных физических навыков не требуется.

Сколько стоит обучение?
– У нас нет единого прайса, стоимость обговаривается индивидуально. Так как обращаются, с разными целями, например научиться летать с нуля, так и переквалифицироваться с полётов на параплане на парамотор, или уже летает на парамоторе и хочет пересесть на паралёт, или наоборот.

Если вы хотите обучаться с нуля, как правило мы придерживаемся двум вариантам.

1. Вы приобретаете технику (Парамоторную установку и параплан) через нашего диллера у известных производителей, в этом случае обучение будет стоить 20.000 рублей.

2. Вы приобретаете технику самостоятельно, по нашим рекомендациям, в этом случае обучение будет стоить 60.000 рублей.

Как научиться летать на параплане – тренировка

подготовки пилотов-парапланеристов

(разработана согласно КУЛП СД-88)

Цель программы:
Получить знания и сформировать основные навыки, необходимые для выполнения самостоятельных полетов на параплане класса «Стандарт», как при полетах у склона, так и с использованием средств механизированного старта в простых метеоусловиях.

Структура программы:
Полный курс обучения состоит из 3-х частей:
– теоретическая подготовка (8 часов);
– наземная подготовка (2-3 дня);
– летная подготовка (минимум 50 самостоятельных вылетов под радиоконтролем инструктора).

Сроки:
В целом программа рассчитана минимум на 10 летных дней и в среднем занимает от 1 до 1, 5 месяцев.

Документы:
1. Медицинское заявления об отсутствии противопоказаний к полетам на параплане (требования аналогичные допуску к управлению автомобилем).
2. Рабочая тетрадь пилота.
3. Лётная книжка установленного образца (выдается после окончания программы подготовки и сдачи экзаменов) .

Снаряжение, применяемое при обучении:
– купола первоначального обучения класса “Стандарт”
– лебёдка “Малинка”
– радиостанции диапазона 430144Мгц

Гарантии:
Весь коллектив лётной парапланерной школы обязуется принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности полетов, подготовки снаряжения и соблюдения графика подготовки пилотов.
В случае неудовлетворенности работой школы, курсант имеет право прекратить обучение на любом этапе.

Последовательность выполнения программы:
– Наземная подготовка – учимся работать с оборудованием на земле.
– Освоение этапов взлета, полета и посадки.
– 50 самостоятельных вылетов под радиоконтролем инструктора на отработку 15 летных упражнений.
– Сдача экзаменов (теория и практика).

Рабочая тетрадь пилота
После ознакомления с настоящей программой подготовки пилотов-парапланеристов,
правилами проведения буксировочных полетов,
заявлением об освобождении от ответственности,
рекомендациями пилоту по проведению полетов на буксировочном комплексе
курсанту выдается рабочая тетрадь пилота.
Курсант обязан иметь тетрадь при себе для получения допуска к полетам.
Перед выполнением полетов пилот обязан пройти предполетную подготовку, которая состоит из самостоятельной подготовки (по методическим материалам) и занятий с инструктором. Запись о проведении предполетной подготовки заносится в соответствующую графу тетради.
После получения отметки о прохождении предполетной подготовки пилот получает комплект снаряжения (параплан, подвесную систему, шлем, радиостанцию, замок отцепки и др.), проверяет его и получает допуск к полетам у РП. Отметка о допуске к полетам заносится в тетрадь. Тетрадь сдается инструктору, а пилоту выдается ленточка допуска к полетам.
Во время полетов инструктор записывает в тетрадь необходимую информацию, свои замечания и рекомендации, которые пилот обязан проанализировать, сделать выводы и занести их в тетрадь.
В процессе обучения порядок выполнения упражнений и их количество может быть изменено инструктором в обе стороны.
После выполнения всех упражнений и получения зачетов по ним, пилот должен выполнить серию контрольных полетов перед другим инструктором, назначаемых группой из 2-х инструкторов.

Читайте также:
Подбор снаряжения для парапланеризма

Часть 1. Теоретическая подготовка

Состоит из самостоятельных занятий по методическим пособиям школы и специальной литературы. Наиболее важные моменты преподаются инструктором в процессе обучения.
Рассматриваются вопросы аэродинамики, аэрологии и метеорологии, правил выполнения полетов, устройства параплана и дополнительного оборудования, безопасности выполнения полетов, оказания первой медицинской помощи.

Часть 2. Наземная подготовка

Научиться владеть парапланом на земле

Подготовка снаряжения к полету, подготовка к старту, контрольные точки, подъем купола в полетное положение, гашение купола, пробежка с куполом, выполнение подлетов, руление, выравнивание крена и тангажа .

Выбор направления старта, контроль на земле, вывод купола, контроль купола, отпускание рядов, выравнивание, отрыв.

(введено с 01-01-2006)

«Укладывание запасного парашюта»

Научиться правильно укладывать запасной парашют.

Проводится после выполнения курса летной подготовки и сдачи экзаменов.

Разлистовка парашюта, разделение строп, методика упаковки в контейнер, правила зачековки строп и контейнера, подгонка длины фала, крепление ручки и фала, методика проверки правильности укладки запаски.

Часть 3. Лётная подготовка

Состоит из минимум 50 самостоятельных вылетов на отработку 15 летных упражнений.

«Старт со склона»

Освоить методику и особенности старта со склона

Отрабатываются навыки старта со склона прямым и обратным стартом

Контроль купола, мощный разбег.

«Имитация парения у склона»

Освоить выполнение правильной «парящей» восьмерке

После набора высоты курсант летает восьмеркой вдоль характерной линии рельефа, имитирующей склон.

Правильное выполнение поворотов и плавное сближению со «склоном». Правила безопасности при полетах вблизи рельефа.

Научиться взлетать и садиться.

Подготовка к старту, старт, набор высоты, отцепка от СМС, полет по кругу на полной скорости к старту, заход на посадку и посадка.

Контроль на земле, контроль купола, отпускание рядов, выравнивание на старте и на наборе высоты, усаживание в ПС, контроль отцепки от СМС, заход на посадку, посадка.

«Управление направлением полета»

Научиться управлять направлением полета параплана.

После отцепки от СМС выполняется серия уверенных поворотов на 45, 90 и 180 градусов на большой скорости.

Инерционность системы параплан-пилот , допустимый ход клевант.

« Параплан летает сам»

Убедиться в том, что параплан летает сам.

После выхода в рабочую зону пилот отпускает клеванты, расслабляется в ПС расставив руки и ноги в разные стороны, пробует найти кольцо ЗП .

Вера в параплан и ПС. Аккуратная работа с кольцом ЗП (чтобы случайно не расчековать ЗП)

Научиться управлять направлением полета параплана при помощи веса.

После отцепки от СМС выполняется серия поворотов на большой скорости при помощи веса с отпущенными (не зажатыми) клевантами .

Эффективность управления весом и его полная безопасность

«Резервное управление задним рядом строп»

Научиться управлять направлением полета параплана при помощи заднего ряда строп.

После отцепки от СМС выполняется серия поворотов на большой скорости при помощи заднего ряда строп. Посадка на клевантах.

Малый ход управления, возможен срыв потока.

Научиться управлять скоростью полета, почувствовать динамику параплана по тангажу .

Курсант управляет скоростью полета, притормаживая и разгоняя параплан с помощью клевант. Развороты выполняются на полной скорости полета.

Раскачка по тангажу .

«Повороты на малой скорости»

Научиться делать развороты из режима пониженной скорости полета

Курсант переводит параплан на режим малой скорости полета и выполняет повороты на малой скорости, с применением обратного управления клевантами и весом.

Обратное управление клевантами , применение веса.

Научиться складывать «уши» и почувствовать, что параплан уверенно летит на этом режиме.

Курсант выполняет режим ускоренного снижения с помощью частичного складывания ушей купола параплана. Клеванты отпущены. Для коррекции направления полета используется управление весом.

Нахождение ушной стропы, управление весом.

Научиться выполнять серию разворотов на 180 градусов для парения в потоках и сброса высоты при заходе на посадку.

Курсант выполняет плавные переходы из одного поворота на 180 градусов в другой выписывая характерные «восьмерки» .

Работа весом, контроль крена и скорости, недопущение раскачки по крену и тангажу .

Почувствовать динамику параплана по крену

Курсант выполняет энергичные переходы из одного поворота в другой с креном до 45 градусов.

Работа весом, контроль крена

Освоить методику точного захода на посадку

Курсант выполняет полет по определенной схеме с элементами предыдущих упражнений и сдает зачет по точности приземления

Промах не более 20 метров

«Использование акселератора и комбинации «уши» + акселератор»

Изучить эффективный способ снижения и ухода из восходящих потоков

На прямолинейных участках полета курсант разгоняет параплан с помощью акселератора. Во втором и третьем полете на высоте более 100 метров пробуется сочетание «уши + акселератор + повороты весом».

Обратить особое внимание на последовательность: сначала складываем «уши», потом выжимаем акселератор. При выходе – сначала отпускаем акселератор, а потом раскладываем уши.

Сдача экзаменов и получение летных документов.

Выполнение нормативов III разряда

Грамотный старт, набор высоты, уши, выполнение 2-х восьмерок над стартом, посадка на точность

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: