Как научиться летать на параплане – тренировка

Обучение Полётам на Параплане за 10 дней

Специально разработанный базовый курс обучения!

Парапланерная школа “Вектор34”

+7 917 33 89 111

Волгоградский филиал парапланерной школы Вектор

Здесь уже сегодня вы можете начать своё обучение полётам на параплане.

Популярность парапланерного движения в РФ растёт с каждым годом просто в геометрической прогрессии. Если Вам интересно научиться летать на параплане, то дочитайте эту страничку до конца и Вы поймёте, что нужно сделать, чтобы во всём этом хорошо разобраться. И это важно сделать потому, что даже сегодня среди тех, кто много лет обучает летать на параплане есть безответственные инструкторы, к которым по незнанию люди идут учиться, доверяя им своё здоровье.

Раз вы находитесь на этой страничке, то примите наши поздравления, ведь это значит, что Вы уже сделали 1-й шаг на пути к своей мечте.

Но есть ещё хорошие новости – именно на этой страничке вы можете сделать 2-й простой шаг и ваша мечта станет ещё ближе! Будьте смелей и мы научим Вас летать так же, как и многих других!

В нашей школе вас ждёт обучение под руководством главного инструктора школы Вектор34 Александра Степового.

Более 10 лет в парапланерном спорте.

Окончил ВГАФК, магистр физической культуры, вся жизнь связана со спортом. Начал летать в 2006.

Первоначальное обучение прошёл у Игоря Волкова*. Далее продолжил SIV курс у Андрея Алепова**.

Пилот-инструктор с многолетним стажем. Отлично владеет техникой свободных и моторных полётов. Инициатор и Учредитель Волгоградской парапланерной школы “Вектор34”.

Отличается особым спокойствием и уравновешенностью в любых ситуациях. Прекрасно знает парапланерное дело и всё, что с ним связано.

Летать на параплане может каждый?

Да, и будьте уверены, что Вы тоже сможете летать, если:

При соблюдении этих простых условий Вы сможете летать так же, как делаем это мы и все те, кого мы научили.

В целом научиться управлять парапланом можно за неделю т.к. это самый медленный из управляемых летательных аппаратов, который может лететь в штатном режиме даже без участия пилота. На парапланах летают и мужчины, и женщины в возрасте от 14 до 80 лет.

Но, если Вы решили летать на параплане, то будьте благоразумны и поберегитесь делать первые полёты самостоятельно без присмотра инструктора!

Учиться летать нужно только в хорошем парапланерном клубе/школе. И тому есть много причин, которые можно объединить в следующие 3 тезиса:

Вообще есть ещё много нюансов, обо всех здесь прям сразу не расскажешь, да и каша в голове сразу будет. Поэтому Мы рекомендуем Вам попробовать первый бесплатный урок теоретического курса, который мы вышлем Вам на электронную почту.

Обучение полётам на параплане можно разделить на несколько этапов:

  1. Начальный базовый курс
  2. Маршрутный полёт/ Моторный полёт / SIV-курс / Акробатика

Первый этап это Базовый курс. Он состоит из теоретической и практической части. В основную задачу базового курса входит освоение безопасных техник взлёта и посадки. Именно здесь закладываются навыки, привычки и мировоззрение безопасного полёта.

Пожалуй, это самый сложный период в карьере каждого пилота параплана. Именно поэтому мы рекомендуем пройти его вместе с хорошим инструктором, который своим примером будет формировать Вас, как пилота.

Имея за плечами базу необходимых навыков, осваивать парящие, маршрутные и моторные полёты можно самостоятельно. Тут уже имеется много различной литературы, которую не противопоказано читать, и изучая которую можно продвинуться дальше в лётном мастерстве. Для этого нужно всего лишь больше летать.

SIV-курс и Акробатика это те навыки, при получении которых лучше не учиться на собственных ошибках, но до этого уровня доходят единицы и даже для них это обычно задача не первого года карьеры пилота параплана.

Итак, базовый курс делится на теоретический и практический.

Теоретический курс это 14 уроков без лишней воды. Всё предельно по делу в необходимом объёме, чтобы не было каши в голове. Этот курс в нашей школе проходят дистанционно.

При этом у Вас есть возможность задавать вопросы и обсуждать пройденный материал с опытным инструктором одной из лучших парапланерных школ в РФ.

Т.е. у Вас будет обратная связь о качестве усвоенного материала и возможность быстро заполнить пробелы.

Знания, полученные при прохождения теоретического курса, пригодятся при практическом обучении, а так же сформируют понимание такого вида активности, как полёт на параплане и помогут выбрать правильную школу, если захотите пройти обучение где-то ещё.

Первый теоретический урок БЕСПЛАТНЫЙ если успеете зарегистрироваться пока тикает таймер на этой странице. Сразу после регистрации Вы получите урок на электронную почту. Получив его Вы сможете составить представление о том, как у нас проходит обучение.

Начинающему пилоту-парапланеристу

Поздравляю! Вы решили пополнить наши ряды и стать пилотом параплана. Это здорово и мы искренне рады за Вас! Вернее за тебя — перейдем на ты?
Целью данной статьи не является чтение теории полета или что-то в этом духе — этому научит Инструктор. А просто мы хотим рассказать о некоторых тонкостях, которые нередко возникают на пути становления пилота, особенно на начальном этапе. Мы сами не так давно были учениками, вернее продолжаем ими быть, так как в парапланерном спорте процесс обучения не заканчивается выходом из летной школы, а только начинается. В процессе написания cтатьи использовался свой и чужой опыт, пилотские разговоры, парапланерный форум и статьи различных мэтров. Если эти рекомендации помогут сберечь время, деньги, а может даже и здоровье — цель будет достигнута.

Читайте также:
В Кабардино-Балкарии определились участники Кубка мира по парапланеризму

Замечательную статью о выборе купола написал опытнейший пилот-аэробат Роби Виттал.( см. статью Роби Виттала Честный выбор).
Хуже тому, кто учится самостоятельно, вне летной школы, или, например, под руководством инструктора-раздолбая, которого мы уже тут классифицировали. Он хочет летать, он рвется в небо, денег на купол пока нет… И вдруг предлагают купить импортный подержанный купол 94-98 года по заманчиво низкой цене (200-600$). Вот тут кроется засада. Осторожно! Подержанный купол — это не подержанная иномарка, купола стареют гораздо быстрее, и физически, и морально! К тому же, часто эти купола бывают класса Competition, а старый компетишен летает часто хуже современного стандарта, и при этом очень опасен. Для здоровья. А как минимум, есть шанс нарваться на нелетающую тряпку, которая выглядит почти как новый параплан. Оно тебе надо?

Другое снаряжение — смотри статью «Зачем пилоту голова»? Вроде все учли, старались, как могли.
Еще об Инструкторах. Да простят нас они. (Инструкторам этот абзац вообще читать категорически запрещается!)
Не сотвори себе кумира. Есть некий проверенный эффект — часто ученик, которому Инструктор открыл Небо, на некоторое время попадает под обаяние его личности и считает Инструктора чуть ли не богом. Да — хорошему Инструктору надо верить. Но не слепо. И помнить, что Инструктор, даже самый хороший, — всего лишь человек, и не застрахован от ошибок. Есть сомнения — переспроси. Спроси у других пилотов. Чем больше информации — тем лучше. Корона ни с кого не свалится.
Да — с одной стороны — авторитет Инструктора, но с другой стороны — твоя драгоценная жизнь и здоровье. А оно, как ты уже понял, нам очень дорого :).
Вполне возможно, что тебе в дальнейшем предстоят выезды на парапланерные сборы. Следующий абзац в первую очередь касается обучающихся на лебедке. Особенно тех, кто начал летать зимой.
Ты можешь быть звездой на зимней лебедке и считать, что ты умеешь летать. Возможно, Инструктор тебя хвалит и говорит, что ты уже вырос, как пилот. Это не совсем так. Что-то ты, безусловно, умеешь, но зимой воздух гораздо более стабилен, нет термички. Почти нет турбулентности на равнине. Считай, что ты летаешь в тепличных условиях. А Инструктор хочет тебя подбодрить и поощрить к дальнейшему развитию. К чему мы клоним? А к тому, что по, опять-таки, нашему скромному мнению в первый год обучения РАНО принимать участие в серьезных соревнованиях (региональных, международных, профессиональных etc). Каким бы перспективным учеником ты ни был. А то есть шанс так им и остаться и никогда не стать пилотом. И к тому же лишиться здоровья.
А поехать на сборы в горы для обучения — полезно и нужно. Полеты на лебедке и в горах довольно сильно различаются (не удивляйся, если после лебедки в горах окажешься полным чайником и придется опять бегать и потеть — это поправимо).
Соревнования после первого года обучения — пожалуйста, к этому времени большинство пилотов приобретает некоторый опыт и может самостоятельно оценивать свои возможности и принимать решение, подвергать или нет опасности свое здоровье. И советы наши будет читать с улыбкой — они уже не для него.
Желаем дойти до этого состояния. И… здоровья, конечно.
Приложение. Подборка полезных книг для начинающего пилота, ссылки на которые не вошли в статью

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Как самостоятельно поднять крыло параплана для начинающих

Параплан – это один из способов подняться в небо и ощутить всю красоту полета. Такой аппарат просто необходим тем, кто мечтает расправить крылья и почувствовать абсолютную свободу. Небо отнимает у каждого пилота частичку сердца. Тот, кто хоть раз летал, стремиться подняться в небо снова и снова. Многие новички в параглайдинге стремятся разобраться в этом деле самостоятельно. Подготовиться психологически к полету, рассмотреть для себя последовательность шагов при выполнении самостоятельного полета и в другом может помочь данная статья.

Параплан представляет собой аппарат для полета, который состоит из купола, стропной и подвесной систем. Опытные парапланеристы называют парапланом аппарат только тогда, когда он летит, наполненный воздухом, в других случаях это подушка, одеяло, подстилка и т.д.

Кому полеты на параплане жизненно необходимы?


Если вы боитесь высоты и можете запаниковать, тогда взлетать самому не стоит. Проведите несколько полетов с инструктором в тандеме, это лучшая психологическая подготовка. Вы будете знать как вести себя в воздухе, чего ожидать, каковы ощущения и т.д.

Конечно, это не единственное противопоказание. С высоким давлением, проблемами с сердцем, повышенным внутричерепным давлением и т.д. от полета лучше воздержаться. В воздухе нужен натренированный вестибулярный аппарат, крепкие кости и мышцы, которые не позволят травмироваться при посадке. Не рекомендуется подниматься в воздух беременным или лицам после тяжелых травм.

Полет на параплане – это незабываемое удовольствие и непередаваемое ощущение свободы. Летают миллионы людей и каждому этот спорт под силу, стоит только внимательно подойти к подготовке и обучению.

Строение параплана

Стоит разобраться в строении параплана для того, чтобы понять, что ему позволяет держаться в воздухе и как им управлять. Купол всегда делают из воздухонепроницаемой ткани высокой прочности. Он обычно состоит из 2-х поверхностей: верхней и нижней, в задней части купола они плотно соединены, а вот впереди есть отверстия для воздуха. Купол состоит из множества ячеек, которые благодаря отверстиям впереди могут наполняться воздухом, так купол приобретает жесткую форму крыла, ему не страшны сильные порывы ветра и такой конструкцией легче управлять в воздухе. Стропная система крепится к каждой ячейке купола (нервюре), а потом все они сводятся в 2 большие ручки управления, это дает пилоту возможность тянуть стропы и выбирать направление полета.

Читайте также:
Как происходит обучение парапланеризму

Для параглайдинга существует несколько видов парапланов.

Самостоятельный полет под руководством опытного товарища

Итак, если вы хотите научиться летать на параплане, первое, что нужно – это аппарат. Его можно купить, но для начала лучше попробовать несколько моделей, взяв в аренду. Многие летные школы предоставляют свое снаряжение. Первый полет всегда лучше совершать под руководством опытного тренера, который подробно и пошагово проинструктирует перед взлетом, а после него постоянно будет на связи и будет давать подсказки. Полет состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых требует внимания:

  1. Психологическая подготовка. Для любого спортсмена всегда важен этап психологической подготовки, ведь порой даже самый опытный пилот может занервничать в неподходящий момент. Для новичка же такая подготовка обязательна. Перед первым полетом убедитесь, что вы не запаникуете на высоте. Поднимитесь на крышу высотки и посмотрите вниз, держась за перила, — если особых переживаний нет, тогда можно смело лететь. Однако параплан — не высотка, в воздухе вы подниметесь намного выше, поэтому в первый раз лучше лететь в тандеме с тренером. Он на практике покажет, как управлять парапланом и сразу исправит, если вы сделаете ошибку. Рядом с опытным человеком вы будете чувствовать себя безопасно и усвоите урок.
  2. Выбор места и времени. Стартовать можно практически с любого холма или возвышенности, но лучше выбирать проверенные парапланеристами места для полетов. Время и погодные условия играют ключевую роль. От погоды зависит успех полета, поэтому нужно изучить прогноз в нескольких источниках, учесть все показатели. В любом случае, летать лучше при скорости ветра не больше 12 м/с. Летом полеты не рекомендуются из-за того, что нагретый воздух создает турбулентность, а она может спровоцировать проблемы и опасности. Когда температура опускается ниже нуля и наблюдается повышенная влажность, крыло может обледенеть, а это тоже осложнит полет. Если вы выбрали место и дату, проконсультируйтесь дополнительно со своим РП (руководителем полета).
  3. Предварительная подготовка. Обязательно проверьте наличие всего необходимого для полета и исправность аппарата. Кроме самого параплана у пилота обязательно должен быть запасной парашют, летный комбинезон, шлем. Вариометр нужен для измерения вертикальной скорости и высоты, вы всегда сможете определить: набираете вы высоту или снижаетесь, насколько быстро это происходит и т.д. Вариометр не позволит потеряться в воздухе. GPS-навигатор пригодится после приземления, так как вы зависите от потоков воздуха, высадиться на определенное место довольно трудно. Этап подготовки также включает психологическую подготовку к полету. В воздухе вы будете одни, поэтому важно в этот момент не поддаться страху или панике. Если вы летите впервые, важно, чтобы за полетом следил опытный человек и давал необходимые инструкции. Тогда вы будете чувствовать большую уверенность.
  4. Непосредственная подготовка. Когда вы прибыли на место старта, необходимо подготовиться к взлету. Необходим разложить купол на холме, против ветра. Его лучше разместить полукругом. Разбегаться, конечно же, нужно вниз. Перед стартом еще раз проверьте все крепления и целостность купола. Аккуратно разложите стропы, они не должны перепутаться, иначе это осложнит полет. Проверьте еще раз исправность электроники, которую берете с собой в воздух.
  5. Взлет. Современный параплан поднять в воздух довольно легко: стоит только начать двигаться вперед и он сам быстро наполняется воздухом и поднимается вверх. Для того, чтобы потренироваться, можно несколько раз попробовать его поднять в воздух. Начинайте быстро двигаться вперед, с усилием. Чтобы было легче поднять купол, можно потянуть за стропы, тогда он быстрее наполняется воздухом. Чтобы сразу не взлететь, после того, как вы подняли купол вверх, натяните обе ручки управления вниз, это не позволит ветру порывом подхватить параплан. После того, как вы прочувствовали купол, его вес и подъем, можно подниматься в воздух. Начинайте разбегаться, натягивайте стропы, когда купол поднимется, ручки не нужно тянуть вниз, тогда вы сможете подняться в воздух.
  6. Полет. Во время полета, самое главное – управление аппаратом. Все довольно просто на первый взгляд. Тянете левую ручку управления, поворачиваете влево, правую – вправо. Для того, чтобы набрать высоту, необходимо потянуть ручки вперед. Крыло пойдет по потоку воздуха вверх и поднимет вас. Если же вы хотите снизиться, то нужно ручки тянуть назад. Однако, в обоих случаях начинайте менять угол купола постепенно, если вы поймаете резкий порыв ветра, он может осложнить полет и управление парапланом или даже вывести из-под вашего контроля процесс полета. Если вы хотите лететь быстро (35-40 км/час), тогда можно поднять руки вверх, ослабить натяжение строп, но в этом случае, скорость снижения или взлета остается без контроля. Когда ваши руки находятся на уровне головы, тогда вы достигаете скорости 25 км/час и можете нормально контролировать подъем-снижение. В ветреную погоду лучше держать руки на уровне груди, тогда скорость полета будет небольшой, но вы защитите себя от резких порывов ветра.
  7. Посадка. Как и любой другой летающий аппарат, параплан легче поднять в воздух, нежели посадить. Посадка требует большего мастерства, однако, вполне по силам каждому пилоту. Для посадки выбирайте равнинную местность большой площади. Садитесь только против направления ветра. Во время снижения постепенно сбавляйте скорость, сводя ее до минимума перед самой землей. Для этого тяните стропы вниз, ниже груди, и немного назад. Избегайте резких движений, все делайте плавно. Чем больше вы снизите скорость, тем лучше. Посадка с минимальной скоростью убережет вас от возможных травм. Когда ноги коснутся земли, тогда максимально тяните стропы вниз, вы «схлопните» крыло и оно упадет на землю. Перед самой землей начинайте бежать в воздухе, в это же время очень медленно снижайте высоту, вы не должны упасть на землю.
  8. После посадки. Необходимо разобрать оборудование и правильно сложить его для того, чтобы его можно было без проблем использовать в следующий раз. Расправьте купол на земле, аккуратно разложите стропы и сложите аппарат. Старайтесь не путать при этом стропы, чтобы не распутывать их, когда будете готовиться к следующему взлету.
Читайте также:
Что такое параглайдинг

Советы опытных пилотов


Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:

  • Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
  • Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
  • Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
  • Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
  • Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
  • Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
  • В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
  • Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
  • После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
  • Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
  • Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!

Как это бывает: первый самостоятельный полет


Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом. Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай. Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место. Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные. Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.

Читайте также:
Как сделать параплан с мотором?

Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.

Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.

Об оптимальном пути развития парапланериста. (Денис Иванов)

Об оптимальном пути развития парапланериста.

На выходных после летного дня общался с двумя курсантами и от обоих услышал одинаковый вопрос: какой путь является наиболее оптимальным при обучении парапланеризму? Надеюсь мой ответ им поможет. Тут запишу для себя свой правильный ответ (с учетом, что это только мое мнение и правильный – очень относительная характеристика). Может быть, еще кому-нибудь пригодится применительно к условиям в Подмосковье.

Итак, по шагам:

1. Выбор школы и обучение в школе.
Существуют различные школы, инструкторы, методики. Кто-то обучает в динамике, кто-то на лебедке. Мое мнение, что начинать лучше в школе, которая действует постоянно и занимается преимущественно обучением (т.е. это должен быть основной бизнес школы). Тогда можно ожидать достойной организации и системности в методике обучения. При этом по-моему, эффективней начать с лебедочной школы. Во-первых, это безопасней. Во-вторых, курс достаточно простой и быстрый (3 полета в тандеме, около 40-ка полетов для выполнения упражнений). Директор одной из школ часто говорил о статистике в 5% – это та часть пилотов, которые после обучения продолжают летать и совершенствоваться. Остальные заканчивают лишь курс или совершают несколько самостоятельных полетов. Это не плохо и не хорошо. Так происходит, потому что каждый выбирает занятие, которое ему по душе, учитывая ограничения, возможности и прочие обстоятельства. Так зачем инвестировать во что-то более сложное, долгое и опасное, когда есть достаточно большая вероятность, что вам это не понравится как достачно продолжительное увлечение?
Крайне не рекомендуется обучаться самостоятельно: кроме того, что это опасно, это будет в итоге дольше и дороже. После лебедочного курса, который длится несколько выходных дней, пилоты начинают выполнять маршрутные полеты самостоятельно. Без обучения на лебедку человека с парапланом не пустят. А обучение на горке самостоятельно обсуждать не хочется, т.к. в современных условиях в Подмосковье, по-моему, большая глупость.

Очень рекомендуется читать специализированную литературу. Это должна быть не только книжка-методичка, которую пилоту выдадут в школе. Есть отличные книги планеристов: Райхмана, Руденского. Планерный спорт имеет более богатую историю и, соответственно, знаний по метеорологии, по тактике и стратегии маршрутных полетов планеристы накопили больше.

2. Полеты в динамике и термодинамике на учебной горке.
Стандартного лебедочного курса крайне недостаточно для выполнения самостоятельных полетов где-то еще, кроме лебедки на равнине.
Думаю, что идеально поехать на гору Клементьева на пару недель и воспользоваться там услугами инструктора. Очень важно, чтобы инструктор научил пилота правильно поднимать крыло обратным стартом, заходить на посадку на склон, совершать посадку на ограниченную площадку.

3. Самостоятельные полеты в динамике на небольших горках.
Может быть это прозвучит странно, но при должном подходе тренировки на небольших (30 м) достаточно пологих (без обрывов) горках без кустов в динамике позволят отработать еще более точно старт и посадку и научиться справляться с крылом в различных ситуациях. Здесь есть ограничения: 1. По весу. Пилотам с избытком веса лучше пропустить этот этап, т.к. при тренировке ноги и спина испытывают большие нагрузки и т.п. 2. Летать можно при наличии опытных пилотов, которые подскажут, имеет ли смысл вам немного потренироваться, или лучше не стоит рисковать. 3. За горкой должно быть свободное пространство, поле, чтобы в момент, когда начинающего пилота “сдует” за перегиб (а это обязательно когда-нибудь произойдет), то это было бы достаточно безопасно.

4. Первый выезд в горы.
Современные лебедки и парапланы позволяют выполнять хорошие маршурты на равнине, в Подмосковье. Парапланеризм – это изначально горный вид спорта. Полеты в горах действительно часто более красивые, быстрые, высокие.
Для первого выезда в горы лучше воспользоваться услугами школы, которая организует такой выезд. Обычно школы, которые предлагают обучение на лебедке в подмосковье, организуют также и выезды в горы. Вариант с выездом вместе со школой, где пилот прошел обучение предпочтителен, т.к. инструкторы школы лучше знают возможности каждого конкретного пилота. Вариант поехать с другой школой тоже возможен.
Выезд в горы в первый раз без инструктора в компании опытных и знакомых пилотов – не очень хорошая идея. Т.к., во-первых, не каждый опытный пилот может быть достойным инструктором, во-вторых, у начинающих пилотов больше ограничений по условиям полетов, чем у опытных пилотов. Инструктор поможет с выбором подходящих пилоту условий, поможет проконтролировать старт, объяснить заход на посадку.

Читайте также:
Кубок Домбая: российские парапланеристы разыграли награды в двух дисциплинах

Из конкретных мест, куда можно поехать первый раз: Македония (Крушево), Тенерифе, Болгария (Сопот).

Я бы не рекомендовал в первый раз ехать в Индию в Бир, хотя нет никаких сложностей в полетах в Бире даже начинающим пилотам. Во-первых, в Бире накладывается нагрузка на акклиматизацию. Почему-то многие пилоты жалуются, что они имеют сложности с акклиматизацией, несмотря на невысокое расположение деревни. Во-вторых, и это главное, в экстренном случае спасательные работы и оказание помощи могут быть затруднены. Это же касается и Непала, хотя все же в меньше степени.

5. Участие в соревнованиях.
Если пилот хочет продолжить совершенстоваться дальше как маршрутный пилот, то я считаю, что соревнования помогут пилоту повысить качество владения крылом и научиться новому качеству полетов. Плюсов участия в соревнованиях множество, но главные для пилота – это организация полетов (подъемы на старт, подбор), спас работ, а также постановка задачи с учетом погоды и места очень опытными пилотами. В качестве первых соревнований лучше выбрать небольшие по кол-ву участников соревнования и не очень высокого рейтинга, чтобы это было комфортно для пилота с возможностью найти пилотов своего уровня или немного выше для эффективной тренировки.

Заключение
Самое важное в парапланеризме, как в любом другом авиационном виде спорта – это постепенное, медленное, непрерывное совершенстование. Считаю, что очень важно для пилота не терять мотивацию для поставновки задач для себя перед каждым полетом и критический анализ ошибок после каждого полета.

Летный курс парапланеризма

УПРАЖНЕНИЕ № 1. Полет (тренировочный, контрольный, показной) на параплане

Условия выполнения:

Ветер: встречный 2-5 м/с

H склона: до 50 м

Количество полетов: 10

Меры безопасности:

В случае полного залипания секций, сваливания купола на бок – старт прекратить. Старт без проверки строп запрещен. В случае непреднамеренного отрыва от земли: отпустить передние лямки, вытянуть стропы управления (не ниже уровня груди), полет производить строго в створе ветра, перед приземлением энергично вытянуть клеванты на полную длину рук (на высоте не более 1м).

Порядок выполнения:

1. На линии старта разложить купол, проверить правильность расположения строп, одеть подвесную систему. Старт выполнять энергично, постоянно контролируя положение купола. После подъема купола в воздух убедиться в его наполнении. Произвести энергичный разбег, натянув передние свободные концы. Перед взлетом отпустить ПСК, вытянуть стропы управления на 1/3 хода и произвести взлет.

2. В полете выдерживать заданное направление по створу ветра. Натяжением строп управления регулировать скорость вертикального и горизонтального перемещения.

3. Приземление производить строго против ветра. Перед приземлением на высоте 1 метр энергичным натяжением строп управления погасить скорость параплана, произвести посадку.

УПРАЖНЕНИЕ № 2. Тренировочный (контрольный, показной) полет для отработки прямолинейного планирования, взлета и посадки

Условия выполнения:

Ветер: 2-5 м/с, встречный

Н склона: до 100 м

Крутизна: 40-50 гр

Меры безопасности:

1. В случае залипания секций, сваливания купола на бок старт прекратить;

2. Старт без проверки строп запрещен;

3. Перед приземлением принять правильное положение для приземления;

4. В случае грубой посадки не пытаться устоять на ногах.

Схема полета

Порядок выполнения:

Выполнить непосредственную подготовку на линии старта и получить разрешение на выполнение взлета. Разбег выполнить энергично, постоянно контролируя положение купола, удерживая его за передние свободные концы. Перед взлетом отпустить передние свободные концы и вытянуть клеванты на 1/3 хода. В полете выдерживать заданное направление по створу ветра. Натяжением клевант регулировать скорость вертикального и горизонтального перемещения. Перед приземлением на высоте 1-го метра энергично вытянуть клеванты, полностью погасить скорость параплана.

УПРАЖНЕНИЕ № 3. Полет (контрольный, тренировочный, показной) для отработки маневрирования скоростью

Условия выполнения:

Ветер: встречный 2-6 м/с

Н склона: до 100 м

Крутизна: 40-50 гр.

Меры безопасности:

1. Маневрирование скоростью выполнять от склона на удалении не менее 15 м;

2. При резком увеличении вертикальной скорости (“просадке”) на “зажатом” куполе, клеванты плавно вернуть в исходное положение (1/3 хода);

3. Не допускать длительного полета на “зажатом” куполе особенно вблизи земли;

4. Маневрирование скоростью на Н менее 10 м запрещается.

Схема полета

Порядок выполнения:

В установившемся прямолинейном планировании вытянуть клеванты на 2/3 хода. Сохраняя прямолинейный полет, оценить поведение параплана на данном режиме. Затем отпустить клеванты полностью и выполнить полет на этом режиме. Оценить поведение параплана на режиме максимальной скорости. Выполнение маневрирования скоростью закончить до высоты 10 м.

УПРАЖНЕНИЕ № 4. Полет (тренировочный, контрольный, зачетный, методический, показной) для отработки техники выполнения разворотов

Условия выполнения:

Ветер: встречный, ровный 2-6 м/с

Н склона: 100-200 м

Крутизна: 40-50 гр.

Количество полетов: 15

Меры безопасности:

1. Развороты выполнять на удалении не менее 15 м от склона;

2. Работа клевантами выполняется плавно без рывков;

3. Не допускать полет с попутной составляющей ветра;

4. Развороты производить на угол заданный инструктором;

5. Маневрирование закончить на высоте не менее 20 м.

Схема полета

Порядок выполнения:

Выполнить взлет и перевести параплан в устойчивое планирование. На удалении от склона не менее 10 м, натяжением одной из строп управления произвести разворот. Разворот происходит в сторону натянутой стропы управления. При необходимости разворот можно производить путем натяжения одной из лямок. Следует учитывать, что при развороте параплан теряет высоту тем интенсивнее, чем больше горизонтальная скорость полета. Параплан входит в разворот с некоторым запаздыванием. Увеличение углов разворотов и их количество производить последовательно по мере отработки навыков в соответствии с полетным заданием. В первых четырех полетах отрабатывать развороты на угол до 30 гр., в последующих 5-и – до 45 гр., затем перейти к отработке разворотов на угол 60-80 гр.

Читайте также:
В Кабардино-Балкарии пройдёт чемпионат РФ по парапланеризму

УПРАЖНЕНИЕ № 5. Контрольный (тренировочный, показной) полет для отработки посадки в заданном месте

Условия выполнения:

Ветер: встречный 2-6 м/с

Н склона: 100-200 м

Крутизна: 40-50 гр.

Количество полетов: 15

Меры безопасности:

1. Развороты начинать на удалении от склона не менее 15 м;

2. Траектория полета должна исключать полет с попутной составляющей ветра;

3. Минимальная высота выполнения маневров – 10 м;

4. В случае недолета или перелета из-за ошибок в расчете, в первую очередь принимать меры по выполнению безопасной посадки.

Схема полета

Порядок выполнения:

Перед полетом продумать свои действия в воздухе и рассчитать траекторию полета. Выполнить взлет, постоянно контролировать свою высоту и траекторию. Сбрасывать высоту доворотами, работая строго в створе.

УПРАЖНЕНИЕ № 10. Полет (тренировочный, контрольный, зачетный, методический, показной) для отработки парения в потоках обтекания

Условия выполнения:

Ветер: встречный, ровный до 9 м/с

Н склона: 100-200 м

Крутизна: 40-60 гр.

Количество полетов: 15

Меры безопасности:

1. Полет и маневрирование вблизи склона на расстоянии менее 10 м запрещается;

2. Запрещается выполнять полет при порывистом и неустойчивом по направлению ветре;

3. Запрещается заходить в подветренную сторону склона;

4. Не допускать полет с попутной составляющей ветра;

5. При попадании в “спутную струю” увеличить горизонтальную скорость, при подлипании полотнищ купола энергично “прокачать” клевантами до полного наполнения.

Схема полета

Порядок выполнения:

Произвести взлет и на удалении 5-10 м от склона произвести доворот таким образом, чтобы параплан перемещался параллельно гребню склона. Полет выполнять в отведенной зоне парения в зависимости от характеристик ДВП, летных свойств параплана, выбирать скоростной режим парения, обеспечивающий мах парение над склоном, особое внимание уделять скорости и высоте полета при выполнении разворотов, не допуская непреднамеренного изменения курса в сторону склона. В полете постоянно вести анализ ДВП по Н, протяженности и глубине в зависимости от рельефа склона и силы ветра. В зонах турбулентности увеличивая скорость.

УПРАЖНЕНИЕ № 13. Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет для отработки взаимодействия группы парапланов в динамическом восходящем потоке

Условия выполнения:

Ветер: встречный, ровный до 9 м/с

Н склона: 100-200 м

Крутизна склона: 45-60 гр.

Количество полетов: 15

Меры безопасности:

1. Постоянно следить за воздушной обстановкой, не допускать сближения менее 50 м;

2. Полет и маневрирование вблизи склона на расстоянии менее 10 м запрещается;

3. Не заходить в подветренную сторону склона;

4. Запрещается отрабатывать упражнение при неустойчивом по направлению ветре;

5. При попадании в “спутную струю”, увеличить горизонтальную скорость не допуская резких движений клевантами выйти из зоны “спутной струи”, в случае залипания полотнища купола энергично прокачать клевантами до полного наполнения секций;

6. В случае резкого усложнения воздушной обстановки выйти из ДВП и произвести посадку.

Схема полета

Порядок выполнения:

Дождавшись, когда перед линией старта не будет парящих парапланов, произвести взлет. Постоянно наблюдать парапланы, работающие в зоне парения, сохранять установленный РП порядок взаимодействия, соблюдать установленный маршрут движения в зоне парения. Расхождение с взаимодействующими парапланам и осуществлять левыми бортами. Контролировать скорость ветра, не допускать изменения курса в сторону склона. Постоянно вести анализ ДВП по высоте, протяженности и глубине. Приступать к развороту, только убедившись, что этот маневр не создаст помех другим аппаратам. При непреднамеренном сближении немедленно отвернуть в свободную и хорошо просматриваемую сторону.

УПРАЖНЕНИЕ № 16. Тренировочный (контрольный, показной) полет на обработку термических восходящих потоков

Условия выполнения:

Количество полетов: 20

Меры безопасности:

1. Вести повышенную осмотрительность и выполнять правила расхождения при наличии в воздухе нескольких парапланов.

2. При затягивании в облака уйти из зоны действия ТВП.

3. При невозможности производить парящий полет и необходимости приземлиться, заблаговременно подобрать с воздуха посадочную площадку и сделать расчеты на посадку.

4. При выполнении групповых полетов, выполнение спиралей разных направлений запрещается.

Схема полета

Порядок выполнения:

Взлет выполнять таким образом, чтобы находиться в районе наиболее вероятного ТВП, учитывая расположение теплоконтрастных участков местности, прилегающей к дельтадрому, силу и направление ветра, цикличность развития движения ТВП, характерную для данной местности, времени, сезона и метеобстановки. Учитывать, что вход в ТВП, как правило, сопровождается появлением положительной перегрузки. Во многих случаях параплан входит сперва в периферийную часть ТВП, оставляя его центр где-то в стороне. Центрирование потока осуществлять по показаниям вариометра или по ощущению растущей положительной перегрузки. В зависимости от ширины ТВП можно его обрабатывать спиралями или просто уменьшением горизонтальной скорости полета. Если ТВП слабый, но широкий, больший эффект получается при уменьшении горизонтальной скорости полета. А в более узких и мощных потоках эффективнее набирать высоту спиралями. При наличии ветра поиск и центрирование ТВП производить с учетом скоса потока.

Заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР С. Н. Маслов

Внимание!

Данный курс не является самоучителем и представлен для только ознакомления. Любые попытки самостоятельно научиться летать на пара

Как происходит обучение парапланеризму

подготовки пилотов-парапланеристов

Читайте также:
Что такое параплан?

(разработана согласно КУЛП СД-88)

Цель программы:
Получить знания и сформировать основные навыки, необходимые для выполнения самостоятельных полетов на параплане класса «Стандарт», как при полетах у склона, так и с использованием средств механизированного старта в простых метеоусловиях.

Структура программы:
Полный курс обучения состоит из 3-х частей:
– теоретическая подготовка (8 часов);
– наземная подготовка (2-3 дня);
– летная подготовка (минимум 50 самостоятельных вылетов под радиоконтролем инструктора).

Сроки:
В целом программа рассчитана минимум на 10 летных дней и в среднем занимает от 1 до 1, 5 месяцев.

Документы:
1. Медицинское заявления об отсутствии противопоказаний к полетам на параплане (требования аналогичные допуску к управлению автомобилем).
2. Рабочая тетрадь пилота.
3. Лётная книжка установленного образца (выдается после окончания программы подготовки и сдачи экзаменов) .

Снаряжение, применяемое при обучении:
– купола первоначального обучения класса “Стандарт”
– лебёдка “Малинка”
– радиостанции диапазона 430144Мгц

Гарантии:
Весь коллектив лётной парапланерной школы обязуется принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности полетов, подготовки снаряжения и соблюдения графика подготовки пилотов.
В случае неудовлетворенности работой школы, курсант имеет право прекратить обучение на любом этапе.

Последовательность выполнения программы:
– Наземная подготовка – учимся работать с оборудованием на земле.
– Освоение этапов взлета, полета и посадки.
– 50 самостоятельных вылетов под радиоконтролем инструктора на отработку 15 летных упражнений.
– Сдача экзаменов (теория и практика).

Рабочая тетрадь пилота
После ознакомления с настоящей программой подготовки пилотов-парапланеристов,
правилами проведения буксировочных полетов,
заявлением об освобождении от ответственности,
рекомендациями пилоту по проведению полетов на буксировочном комплексе
курсанту выдается рабочая тетрадь пилота.
Курсант обязан иметь тетрадь при себе для получения допуска к полетам.
Перед выполнением полетов пилот обязан пройти предполетную подготовку, которая состоит из самостоятельной подготовки (по методическим материалам) и занятий с инструктором. Запись о проведении предполетной подготовки заносится в соответствующую графу тетради.
После получения отметки о прохождении предполетной подготовки пилот получает комплект снаряжения (параплан, подвесную систему, шлем, радиостанцию, замок отцепки и др.), проверяет его и получает допуск к полетам у РП. Отметка о допуске к полетам заносится в тетрадь. Тетрадь сдается инструктору, а пилоту выдается ленточка допуска к полетам.
Во время полетов инструктор записывает в тетрадь необходимую информацию, свои замечания и рекомендации, которые пилот обязан проанализировать, сделать выводы и занести их в тетрадь.
В процессе обучения порядок выполнения упражнений и их количество может быть изменено инструктором в обе стороны.
После выполнения всех упражнений и получения зачетов по ним, пилот должен выполнить серию контрольных полетов перед другим инструктором, назначаемых группой из 2-х инструкторов.

Часть 1. Теоретическая подготовка

Состоит из самостоятельных занятий по методическим пособиям школы и специальной литературы. Наиболее важные моменты преподаются инструктором в процессе обучения.
Рассматриваются вопросы аэродинамики, аэрологии и метеорологии, правил выполнения полетов, устройства параплана и дополнительного оборудования, безопасности выполнения полетов, оказания первой медицинской помощи.

Часть 2. Наземная подготовка

Научиться владеть парапланом на земле

Подготовка снаряжения к полету, подготовка к старту, контрольные точки, подъем купола в полетное положение, гашение купола, пробежка с куполом, выполнение подлетов, руление, выравнивание крена и тангажа .

Выбор направления старта, контроль на земле, вывод купола, контроль купола, отпускание рядов, выравнивание, отрыв.

(введено с 01-01-2006)

«Укладывание запасного парашюта»

Научиться правильно укладывать запасной парашют.

Проводится после выполнения курса летной подготовки и сдачи экзаменов.

Разлистовка парашюта, разделение строп, методика упаковки в контейнер, правила зачековки строп и контейнера, подгонка длины фала, крепление ручки и фала, методика проверки правильности укладки запаски.

Часть 3. Лётная подготовка

Состоит из минимум 50 самостоятельных вылетов на отработку 15 летных упражнений.

«Старт со склона»

Освоить методику и особенности старта со склона

Отрабатываются навыки старта со склона прямым и обратным стартом

Контроль купола, мощный разбег.

«Имитация парения у склона»

Освоить выполнение правильной «парящей» восьмерке

После набора высоты курсант летает восьмеркой вдоль характерной линии рельефа, имитирующей склон.

Правильное выполнение поворотов и плавное сближению со «склоном». Правила безопасности при полетах вблизи рельефа.

Научиться взлетать и садиться.

Подготовка к старту, старт, набор высоты, отцепка от СМС, полет по кругу на полной скорости к старту, заход на посадку и посадка.

Контроль на земле, контроль купола, отпускание рядов, выравнивание на старте и на наборе высоты, усаживание в ПС, контроль отцепки от СМС, заход на посадку, посадка.

«Управление направлением полета»

Научиться управлять направлением полета параплана.

После отцепки от СМС выполняется серия уверенных поворотов на 45, 90 и 180 градусов на большой скорости.

Инерционность системы параплан-пилот , допустимый ход клевант.

« Параплан летает сам»

Убедиться в том, что параплан летает сам.

После выхода в рабочую зону пилот отпускает клеванты, расслабляется в ПС расставив руки и ноги в разные стороны, пробует найти кольцо ЗП .

Вера в параплан и ПС. Аккуратная работа с кольцом ЗП (чтобы случайно не расчековать ЗП)

Научиться управлять направлением полета параплана при помощи веса.

После отцепки от СМС выполняется серия поворотов на большой скорости при помощи веса с отпущенными (не зажатыми) клевантами .

Эффективность управления весом и его полная безопасность

«Резервное управление задним рядом строп»

Научиться управлять направлением полета параплана при помощи заднего ряда строп.

После отцепки от СМС выполняется серия поворотов на большой скорости при помощи заднего ряда строп. Посадка на клевантах.

Малый ход управления, возможен срыв потока.

Читайте также:
Парамотор - первый полёт

Научиться управлять скоростью полета, почувствовать динамику параплана по тангажу .

Курсант управляет скоростью полета, притормаживая и разгоняя параплан с помощью клевант. Развороты выполняются на полной скорости полета.

Раскачка по тангажу .

«Повороты на малой скорости»

Научиться делать развороты из режима пониженной скорости полета

Курсант переводит параплан на режим малой скорости полета и выполняет повороты на малой скорости, с применением обратного управления клевантами и весом.

Обратное управление клевантами , применение веса.

Научиться складывать «уши» и почувствовать, что параплан уверенно летит на этом режиме.

Курсант выполняет режим ускоренного снижения с помощью частичного складывания ушей купола параплана. Клеванты отпущены. Для коррекции направления полета используется управление весом.

Нахождение ушной стропы, управление весом.

Научиться выполнять серию разворотов на 180 градусов для парения в потоках и сброса высоты при заходе на посадку.

Курсант выполняет плавные переходы из одного поворота на 180 градусов в другой выписывая характерные «восьмерки» .

Работа весом, контроль крена и скорости, недопущение раскачки по крену и тангажу .

Почувствовать динамику параплана по крену

Курсант выполняет энергичные переходы из одного поворота в другой с креном до 45 градусов.

Работа весом, контроль крена

Освоить методику точного захода на посадку

Курсант выполняет полет по определенной схеме с элементами предыдущих упражнений и сдает зачет по точности приземления

Промах не более 20 метров

«Использование акселератора и комбинации «уши» + акселератор»

Изучить эффективный способ снижения и ухода из восходящих потоков

На прямолинейных участках полета курсант разгоняет параплан с помощью акселератора. Во втором и третьем полете на высоте более 100 метров пробуется сочетание «уши + акселератор + повороты весом».

Обратить особое внимание на последовательность: сначала складываем «уши», потом выжимаем акселератор. При выходе – сначала отпускаем акселератор, а потом раскладываем уши.

Сдача экзаменов и получение летных документов.

Выполнение нормативов III разряда

Грамотный старт, набор высоты, уши, выполнение 2-х восьмерок над стартом, посадка на точность

Парапланеризм. Опыт работы
статья по физкультуре (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Описание опыта работы по обучению парапланеризму детей с начала 90-х гг по настоящее время. Достижения, проблемы, перспективы.

Скачать:

Вложение Размер
Парапланеризм. Опыт обучения детей. 27.87 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Парапланеризм. Опыт работы

Парапланеризм – сравнительно новый вид спорта. Параплан появился в нашей стране на сломе эпох в конце 80-х, начале 90-х. В СССР парапланеризма не было, был дельтапланерный спорт под эгидой ДОСААФ, соревнования, клубы, система обучения, регламентирующие документы, финансирование. Парапланеризм начал развиваться в новой России с нуля усилиями энтузиастов. Учиться приходилось на своих ошибках.

Ранее я занимался спортивным туризмом (пешим, горным, водным, лыжным), и парапланеризм удачно лег в русло моего увлечения outdoor спортом. Я начал летать в 1992 г. и сразу постарался подойти к этому занятию серьезно. В 1993 г. уже участвовал в Чемпионате России (ЧР), стал заниматься обучением (взрослых). В 1994 занял 5 место на ЧР, был среди первых шести парапланеристов России, которым присвоили высшее на то время в парапланеризме звание кандидата в мастера спорта. Это было время бурного развития нашего спорта, время романтики, свершений и открытий, когда год шел за десять. («Краткая история Чемпионатов России» – http://paragliding.spb.ru/competitions/data/ic_competitions/33/ ).

В том же 1994 году я создал Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург», вступил в Объединенную Федерацию Сверхлегкой Авиации (ОФ СЛА) России, стал заниматься парапланеризмом профессионально.

Тогда же я стал заниматься обучением детей, инициировав создание нескольких детско-юношеских секций в Санкт-Петербурге. По тем временам я считался уже опытным спортсменом и инструктором. Но обучение детей вызывало у меня поначалу большие сомнения и с точки зрения безопасности, и с точки зрения методик, да и самой возможности. Ведь нигде в мире детей не учат летать, а нижняя возрастная граница в PARAPRO (рекомендуемом стандарте обучения FAI) – 16 лет.

Огромную поддержку всем нам, начинающим работать с детьми инструкторам, оказал Президент ОФ СЛА РФ Владимир Иванович Забава. Детско-юношеский парапланеризм был его инициативой и любимым детищем. С 1993 года начали проводится Первенства России (и СНГ). А нижняя возрастная граница занятий парапланеризмом была определена в тогдашней ЕВСК (Единой Всероссийской Спортивной Классификации) с 10 лет, а по индивидуальному допуску – с 8 лет (!). На мой взгляд, это все же был некоторый перебор.

Проанализировав опыт работы за первые два года, в 1996 году я остановился на цифре 11 лет как «естественной нижней возрастной границе». («Обучение детей. Опыт Работы 96» – http://paragliding.spb.ru/nursery/data/ic_nursery/19/ ). Я и сейчас ее придерживаюсь.

Но как учить детей летать? Методику тоже пришлось разрабатывать самостоятельно. Как основу мы имели только изрядно устаревший КУЛП СД 87 (Курс учебно-летной подготовки спортсмены дельтапланериста СССР 1987г), но он для взрослых дельтапланеристов. И международный PARAPRO для взрослых парапланеристов, очень краткий и схематичный.

Сплошные вопросы! Какое должно быть соотношение теории и практики? Как давать сложную теорию (аэродинамику, аэрологию, конструкцию параплана, теорию полета и др.) самым маленьким?

А ведь среди нас, первых инструкторов, не было педагогов по специальности. Все мы пилоты – энтузиасты, самоучки. В большинстве своем бывшие технари, иногда летчики. Друг у друга спрашивали:

-Ты сколько теории своим даешь?

– Да какая теория? 5 минут! Левую тяни, правую тяни! И все, полетели!

– Нет, это недобор!

– А ты на первоначальном курсе что даешь?

– А ВСЁ, что сам знаю (летчик НИИ ВВС!) 20 тем с формулами, потом зачет и только потом полеты

– Нет, это перебор!

Методика обучения рождалась постепенно. Пришлось пойти на педагогические курсы повышения квалификации. И не один раз. Самые первые запомнились больше всего («Школа жизни» Н.С. Говорова). Кое-что даже удалось применить при подаче теоретического материала: «Кто важнее» Учебная парапланерная сказка http://paragliding.spb.ru/nursery/data/ic_nursery/12/

Теория в парапланеризме как техническом виде спорта, конечно, необходима, но главное – это практика, это полеты. А здесь главное – безопасность. Самое удивительное, что в самые первые и трудные пять лет (1994 – 2000) травм (требующих лечения) во всех детских клубах Санкт-Петербурга не было вообще! Ни одного перелома, максимум ушибы. Во что многие мои коллеги инструктора из «взрослого» парапланеризма не могут поверить до сих пор. Ведь травматизм во взрослом парапланеризме был, увы, достаточно высок. Почему так?

Становление парапланеризма в России происходило в «лихие девяностые». Обучение взрослых происходило на коммерческой основе и «дурном энтузиазме», но при отсутствии всяких знаний и опыта, когда каждый, кто чуть научился тянуть за клеванты, называл себя «инструктором» и брался обучать других. При этом старались как можно быстрее и с минимальными усилиями запустить клиента в небо, не соблюдая элементарных правил и принципов авиации, которые, как известно, написаны кровью.

При бесплатном обучении детей над нами не довлеет необходимость побыстрее и любой ценой запускать учеников в небо, зато над нами висит дамоклов меч ответственности. Поэтому мы просто педантично соблюдали элементарные принципы обучения: Последовательность, постепенность, индивидуальный подход, спортивная селекция. Плюс элементарные правила, записанные еще в ДОСААФовском КУЛПе. Можно без преувеличения сказать, что на этапе становления парапланеризма детские клубы были островками безопасности в море беспредела.

Да, обучение детей проходит безопаснее и медленнее, чем взрослых. Особенно вначале. Так, начальный курс (наземная подготовка и подлеты) занимает у взрослых одну неделю, а у детей длится год. Зато полученные навыки прочнее и последующий прогресс у лучших быстрее. И некоторые юные спортсмены способны потеснить взрослых звезд на подиуме.

Так, 15-ти летний Сергей Латышев стал в свое время вторым на Чемпионате России на Юце, летая без приборов, просто копируя меняющихся лидеров! 16-ти летний Иван Рожков стал четвертым из 94 взрослых спортсменов на Чемпионате России в Курае!

К началу нулевых годов система обучения детей в основном сложилась. Я написал Авторскую программу обучения детей парапланеризму, стал педагогом высшей категории в системе дополнительного образования, мастером спорта, судьей Республиканской категории, был выбран Председателем детско-юношеского комитета ОФ СЛА России. Работа шла по накатанной колее и, казалось, не сулила никаких новых неожиданных открытий.

А оказалось, открытие под самым носом! Открытие, которое произвело революцию в обучении! Я давно испытывал неудовлетворенность от того, что наши методы обучения лишь копируют дельтапланерный опыт, не учитывая специфику параплана. Как мы учили все эти годы? Так же, как они. Вначале старт, несколько пробежек с крылом, и скорее на горку летать. Вначале подлеты с полметра-метра, потом, постепенно все выше и выше. Критерий эффективности –количество полетов, высота, налет. Хорошо? Хорошо, да не очень. Во-первых, все же травмоопасно, как постепенно не делай. Всё, что летит, может упасть. Во-вторых, летная погода (ветер нужной силы на склон) бывает не всегда. Зато в поле можно ходить с поднятыми куполами почти всегда…, чем мы и стали все чаще заниматься. Постепенно пришло осознание самостоятельной ценности этого занятия. Того, что наземная подготовка нужна не только для отработки техники старта, а для получения навыков управления парапланом, не подвергая пилота риску. Мы решили проблему тренажера в авиации! Также мы изящно решили проблему обоснования нижней возрастной границы в парапланеризме. Ведь играть с воздушным змеем могут и те, кому нет 16-и лет. Кто против? Стали придумывать все новые упражнения наземки. Критерием эффективности первоначального обучения наряду с полетами стали: время удержания крыла в воздухе (3 минуты на зачет), прохождения наземного маршрута, касание земли «ушами» и др.

«Наземка» – теперь это слово, как мантру повторяют все инструкторы, все пилоты применяют при обучении все школы. А еще недавно (в конце нулевых) никто из опрошенных мной спортсменов, пилотов, инструкторов и теоретиков парапланеризма не смог правильно ответить на вопрос «В чем уникальное отличие параплана от всех других летательных аппаратов?». Назывались известные всем отличия, но никто не сказал то, что уже сформулировал для себя и использовал для обучения: Параплан – единственный летательный аппарат, который может лететь в воздухе, а управляющий им пилот при этом находиться на земле. Идею использовать это свойство параплана при обучении поначалу пришлось пробивать с трудом. Материалы 2008 года: «Неочевидная очевидность» – http://paragliding.spb.ru/school/data/ic_school/14/ , «Парапланерный КУЛП. Шаг первый» – http://paragliding.spb.ru/school/data/ic_school/13/

Также мы начали применять кайтинг как способ наземной подготовки в сильный ветер, что позволило увеличить разнообразие занятий и расширить погодный диапазон.

Оздоровление. Оказалось, что на практических занятиях новичков главную сложность и опасность представляет на сама летная работа, а подготовительная и сопутствующая работа: поход с тяжелым рюкзаком до дельтадрома и обратно, пребывание весь день на природе (сильный ветер, холод, снег, или, наоборот, жара), подъем на гору и др. Для современных изнеженных и не очень здоровых городских детей все это большая проблема. Мы были вынуждены включить в программу обучения «Школу выживания на природе». Мы даем навыки туризма, азы спортивного ориентирования, альпинизма. Проводим однодневные и многодневные выезды и походы с ночевками в полевых условиях в палатках и самостоятельным приготовлением пищи. А летом проводим 3-х недельные Учебно-Тренировочные Сборы в палаточном лагере на горе Юца под Пятигорском и в Чегеме на Кавказе, участвуем в Первенстве России. Оздоравливающий эффект занятий виден наглядно.

Экстремальный спорт привлекает ребят, склонных к рискованным приключениям. Наша задача направить их энергию в социально приемлемое русло. Среди моих Победителей Первенства России трое состояли на учете в милиции. В школе они считались хулиганами, а у меня стали дисциплинированными спортсменами, и я могу сказать про них только хорошее. Параплан воспитывает!

Сам я поучаствовал более чем в 60 крупных российских и международных соревнованиях от Чемпионата России до Чемпионата Мира. Теперь, в основном, учу, сужу и организую. Надеюсь, что мои ученики покажут лучшие результаты, чем я.

Я организую до 4 городских соревнований в год: «Чайник», «Зимний Кубок Санкт-Петербурга», «Открытие сезона», «Первенство Санкт-Петербурга», победители и призеры которых мои ученики и ученики моих учеников.

Я помогаю в организации и судействе Первенства России и сужу его как Главный судья или Заместитель Главного судьи.

Среди моих учеников – десять Победителей Первенства России: Илья Маркус, Эрикойнен Борис, Неровный Алексей, Иван Рожков, Егор Терентьев, Самошкин Владимир, Салазкин Сергей, Ивлев Даниил (трижды), Калинин Константин (трижды), Родион Фролов. Из них пятеро (Терентьев Е., Рожков И. и Самошкин В., Ивлев Д., Калинин К.) – среди маршрутников.

Призеры Чемпионатов России: Егор Терентьев – 2 место ЧР 2003, Иван Рожков – 3 место ЧР 2004, Алексей Шипов – 3 место ЧР.

Некоторые из моих учеников прочно связали свою жизнь с авиацией. Стали инструкторами по парапланерному спорту, как Кузьмичев Константин, Назаров Дмитрий, Калинин Константин. Инструкторами по кайтингу – Жуков Сергей. Оператором буксировочного комплекса, как Самошкин Володя. Тандем-мастерами: Егор Терентьев, Ермаков Виталий, Кузьмичев Константин. Руководителями парапланерных клубов – как Терентьев Егор. Судьями по спорту – как Дорош Алена, Коротышева Оля, Петров Александр, Шохина Наташа, Романов Антон, Фролов Родион, Калинин Константин. Пилотами пассажирских лайнеров, как Неровный Алексей (1-й пилот аэробуса А320!). Неровный Вячеслав и Ивлев Даниил – пилоты легких самолетов. Егор Терентьев стал организатором крупных международных соревнований в Непале.

Проблемы. В «голодные» 90-е годы прошлого века главной проблемой было отсутствие опыта, но деньги были и дети массово в секции шли. В нулевые и начале десятых «жирные годов» парадоксальным образом уменьшилось и прекратилось финансирование. Многие клубы и секции (Москва, Армавир, Ахтубинск, Архангельск, и др.) прекратили существование. Упала численность спортсменов на Первенстве России с 100 до 20-30. Кроме этого, заметно стало, что в обществе в целом и у детей в частности сместился акцент с упорного труда для достижения высокой цели на развлечение и прагматизм. Стало все труднее набирать детей в наши бесплатные секции и кружки. Что очень тревожно. («Расти трава, расти» http://paragliding.spb.ru/nursery/data/ic_nursery/43/ )

В последние годы ситуация несколько улучшилась. Появилось финансирование поездок на соревнования по линии Спорткомитета. Но взамен мы получили новую беду – чиновничий произвол и нелепые требования (ЕВСК, Положения о соревнованиях, возрастные границы и др.), выполнение которых идет вразрез с интересами нашего спорта. Доводы: «Раз нигде в мире этого (детского парапланеризма) нет, то и нам не надо». «А кто отвечать, если что, будет?»

В 2015 году все инструкторы, руководители сборных команд России обратились с письмом к Министру Спорта РФ и руководству ОФ СЛА РФ с просьбой учесть наше мнение, 20-летний опыт работы и утвердить три возрастные категории на Первенстве России: младшие юноши и девушки до 16 лет, старшие юноши и девушки до 18 лет и юниоры и юниорки до 21 года. Именно так последние 10 лет мы проводили и будем проводить Первенство России. Но у чиновников свое мнение: 16-18 в дисциплине «Параплан – парящий полет». Хорошо хоть, что в дисциплине «Параплан – полет на точность» в 2017 году с 14 лет летать разрешили (раньше, в первом ЕВСК с 10 лет разрешали!). А чем мотивирован запрет юниоров, вообще понять невозможно. Ну что же, будем бороться дальше.

В наших планах проведение международных юношеских соревнований, например, Первенства Европы на территории России. Это позволило бы легитимизовать юниоров. Для нас важна эта возрастная группа, как переходная от детей к взрослым. Опыт в авиации растет медленно, с сотнями и тысячами часов налета. Поэтому наш взрослый спорт весьма возрастной, конкуренция велика, а финансирование отсутствует. Выезжать по нескольку раз в год на международные соревнования не каждый может себе позволить. Но мы – взрослые спортсмены, сами решаем эти проблемы.

А детский спорт нуждается в государственной поддержке. Хотя бы той, которая была в 90-е годы прошлого века. Когда учреждения дополнительного образования не только платили заработную плату педагогу, но и приобретали технику и пару-тройку раз в год оплачивали поездки на российские соревнования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: