Как выбрать параплан

Как выбрать параплан

3.6. Сертификация и классификация
парапланов

Существует множество конструкций парапланов. Постоянно появляются новые модели. Начинающий пилот часто оказывается перед проблемой выбора: аппаратов много, а летать хочется на самом-самом лучшем. Давайте попробуем разобраться в этом многообразии.

Как первые самолеты не делились на классы, и все были “аэропланами”, также и первые парапланы были просто “парапланами” и сравнивались лишь по критерию: “летает хорошо” или “летает плохо”. Но по мере развития техники начала проявляться специализация. Уже на этапе проектирования у конструкторов появилась возможность закладывать в конструкцию желаемые летные характеристики. Стали появляться специализированные крылья. Парапланы, предназначенные для первоначального обучения, не обязаны были хорошо летать, но должны были “прощать” новичкам их многочисленные ошибки. Спортивные крылья-парители, предназначенные для опытных пилотов, были нацелены, прежде всего, на достижение максимально высоких летных характеристик, в жертву которым часто приносилась стабильность параплана.

Независимые сертификационные испытания стали проводиться для того, чтобы люди, выбирающие себе крыло, могли до его приобретения получить объективную информацию об особенностях поведения аппарата в различных условиях и режимах полета.Первыми Российскими парапланами, прошедшими сертификационные испытания, стали “Корвет” (декабрь 1998) и “Танго” (декабрь 1999) Московской фирмы “Параавис”.


Рис. 76. “Корвет” — первый Российский параплан,
прошедший сертификационные испытания,
создан в Московской фирме “Параавис” в 1998 году.
Класс “standard” по программе “AFNOR” для площади 28 кв.м.

Отметим три наиболее известные программы испытаний и сертификации:

программа Германской дельтапланерной федерации DHV;

программа Французского бюро стандартов AFNOR;

действующая с 2006 г общеевропейская система сертификации EN.

Сертификационные испытания состоят из наземных проверок на прочность и летных испытаний.

При испытании на прочность параплан буксируют за автомобилем без пилота. Скорость автомобиля увеличивается до тех пор, пока измеряемая аэродинамическая сила не достигнет восьмикратного веса пилота. Скорость поддерживается постоянной в течение 5 секунд, и, если купол и стропы не порвались, параплан проходит испытание. Имеется также динамический тест, в котором купол резко нагружают, наполняя его за разгоняющимся автомобилем. При этом параплан крепится к автомобилю калибрированной на шестикратный вес пилота обрывной стропой. Если рвется обрывная стропа без причинения ущерба куполу, то аппарат проходит испытание.

Летные испытания включают целый ряд маневров. Вот их далеко не полный список:

наполнение купола и взлет;

приземление;

S-образные повороты с изменением курса на противоположный;

складывание купола с подворотом передней кромки, как симметрично, так и несимметрично;

спирали;

выполнение обратного вращения (“negativ spin”);

изучение режимов установившегося срыва потока (“constant stall”);

полное затягивание строп управления для ввода параплана в режим заднего сваливания (“full stall”).

Мы не будем подробно останавливаться на описании специфических испытательных стандартов каждой программы, так как они постоянно совершенствуются, и информация об отдельных элементах этих программ быстро устаревает. Скажем лишь, что основные принципы и цели испытаний остаются неизменными: дать наиболее полную и объективную оценку проверяемого параплана.

Результатом сертификационных испытаний является присвоение параплану класса, по которому он сертифицируется. Класс определяется тем, как аппарат ведет себя при различных маневрах и насколько необходимо вмешательство пилота для исправления сложений. Программы DHV и AFNOR устанавливают три уровня безопасности: “standard”, “performance”, “competition”. Программа EN делит парапланы на четыре класса: “A”, “B”, “C”, “D”.

Купола класса “standard” или “A”) для новичков. Как правило, это учебные парапланы, которые требуют специальных навыков для безопасного полета. Они должны самостоятельно восстанавливаться без участия пилота из небольших сложений.

Необходимо иметь в виду, что разные купола одного класса не обязаны вести себя в полете одинаково. Вы должны следовать рекомендуемому производителем купола уровню навыков и рекомендациям инструктора. Это также не означает, что пилоты куполов первого уровня не обязаны приобретать навыки обращения с куполом по восстановлению его из сложений только потому, что купол первого уровня должен восстанавливаться самостоятельно.

Во-первых, невозможно определить формальные параметры погодных условий, в которых сложения крыла могут быть исключительно “небольшими” и из которых параплан сможет сам расправиться “без участия пилота”. Во-вторых, у вас не всегда может быть достаточный запас времени и высоты, для того чтобы просто ждать.

Тем не менее, купола первого уровня наиболее устойчивы к самопроизвольным сложениям в турбулентности и их реакция на ошибки пилота обычно достаточно мягкая.

Купола класса “performance” или “B” и “C” не для новичков. Они чаще подвержены спонтанным сложениям в турбулентности, менее склонны восстанавливаться самостоятельно. Даже незначительные ошибки в действиях пилота при восстановлении купола могут привести к более серьезным сложениям или необходимости бросать спасательный парашют. При полетах на куполах второго уровня все происходит значительно быстрее чем на учебных парапланах. Действия пилота должны быть своевременными и правильными.

Читайте также:
В МАИ придумали «умный» параплан

Купола класса “competition” или “D”) только для опытных пилотов. Парапланы третьего уровня — это как правило спортивные или экспериментальные модели, в которых, ради достижения максимальных летных характеристик, в жертву обычно приносится устойчивость купола. Они требуют от пилота постоянных и правильных управляющих воздействий на протяжении всех фаз полета.

Методики сертификационных испытаний далеки от совершенства. Результаты испытаний достоверны лишь для конкретного испытанного купола и могут быть неприменимы для другого параплана той же модели, если он в процессе эксплуатации подвергся изменениям за счет естественного износа (вытягивание строп, рост воздухопроницаемости ткани, уменьшение прочности строп и ткани купола). Облет параплана во время испытаний, которые обычно проводятся в спокойной атмосфере, не всегда может предсказать его поведение в турбулентности, в условиях реального полета. Кроме того, испытание куполов отчасти субъективно, поскольку полагается в некоторой степени на личные впечатления пилота-испытателя. Не все купола, сертифицированные по одному классу безопасности равноценны.

Сертификация — это первый, но не единственный критерий при выборе купола. Выбирая параплан, следует не только выяснить, к какому уровню он относится, но и по возможности изучить репутацию, которую аппарат заслужил в процессе его эксплуатации другими пилотами. Необходимо все время помнить, что чем лучше параплан летает, тем выше требования, предъявляемые им к квалификации пилота.

Полеты на параплане более высокого класса, чем позволяет ваша квалификация, чрезвычайно опасны!

К сожалению, некоторые начинающие амбициозные пилоты, пытаясь приобрести самый “крутой” параплан, осознают это слишком поздно, когда исправить что-либо (после удара о рельеф) уже затруднительно. Параплан — весьма коварный летательный аппарат. В тихую и спокойную погоду любой новичок будет прекрасно чувствовать себя на спортивном крыле (до разумных пределов естественно) и восхищаться его “летучестью”. Но все изменится, когда усилится ветер, появится турбулентность, параплан “вдруг” сложится и единственным шансом на спасение такого новичка станет применение спасательного парашюта.

Порой приходится слышать мнение, что пилотировать параплан очень просто так как он летит медленно и у пилота всегда есть запас времени на обдумывание возникающих ситуаций. Это глубокая ошибка. Самое трудное в жизни — принятие решений. Особенно трудно принимать решения в условиях неопределенностей и неполной информации. Это тем более трудно, когда ценой ошибки является Здоровье пилота (иногда Жизнь).

Воздух прозрачен и невидим. Скорости воздушных потоков соизмеримы со скоростью параплана, а иногда превосходят ее. Это и есть та самая неопределенность, в которую погружается пилот параплана, отрываясь от земли и пытаясь воспарить к облакам. Для обеспечения безопасности полета в таких условиях пилот должен научиться мгновенно реагировать на броски ветра, а для этого требуются время и большая летная практика. Начинающим пилотам желательно летать на надежных куполах первого уровня до тех пор, пока они не приобретут твердых навыков, позволяющих безопасно осваивать более сложную спортивную технику.

Обсуждая классификацию парапланов, отметим еще одно важное обстоятельство. Развитие парапланерной техники нижних уровней идет главным образом по пути повышения стабильности верхних спортивных крыльев при сохранении, по возможности конечно, ранее достигнутых ими высоких летных характеристик. В результате сегодняшний учебный “standard” может летать не хуже (а порой лучше) параплана класса “performance”, спроектированного несколько лет назад. Начинающим пилотам следует иметь в виду: если они, погнавшись за дешевизной и крутизной, решат приобрести старый “performance” или даже “competition”, у них есть шанс получить аппарат, летающий не лучше современных учебных парапланов и при этом беспощадно строгий к малейшим ошибкам пилотирования, как всякое спортивное крыло верхнего уровня.

Сертификационный класс параплана определяется не летными характеристиками, а только его строгостью к ошибкам пилота.

Летные возможности параплана и его стабильность в воздухе можно примерно оценить по его внешнему виду. Прежде всего, следует обратить внимание на удлинение крыла, толщину профиля и размер воздухозаборников.

Удлинение крыла является наиболее заметной характеристикой. Увеличение удлинения крыла дает весьма существенный выигрыш в индуктивном сопротивлении. Увеличиваются скорость полета, аэродинамическое качество. Но, с другой стороны, крыло с большим удлинением имеет худшую маневренность. При попытке выполнения энергичного разворота, оно более склонно к срыву в негативную спираль. Такое крыло чаще складывается в болтанку и его значительно труднее расправить.

Учебным парапланам высокая “летучесть” не обязательна.Прежде всего, они должны быть максимально стабильными, чтобы прощать новичкам их ошибки пилотирования. Поэтому на них разумно использовать более спокойное крыло с небольшим удлинением. Спортивным аппаратам-парителям, предназначенным для длительных маршрутных полетов, требуется высокое аэродинамическое качество. Одним из способов его достижения является использование крыльев с большим удлинением. Удлинение крыла учебных парапланов составляет от 4 до 6. У спортивных аппаратов оно не менее 6.

Размер воздухозаборников и толщина профиля влияют не только на аэродинамическое качество параплана, но и на его стабильность в полете. Крыло с тонким профилем и маленькими воздухозаборниками имеет минимальное сопротивление и отлично летает, но, с другой стороны, наддув внутренней полости крыла у него хуже. Оно чаще складывается в турбулентном воздухе и его значительно сложнее расправить.

Читайте также:
Парамотор - первый полёт

Выбирая площадь крыла, следует иметь в виду, что летные характеристики параплана зависят не от самой площади крыла как таковой, а от удельной нагрузки на крыло, измеряемой в килограммах на кв. метр.

В 90-х годах ХХ века пилоты стремились летать на крыльях возможно большей площади. Это объяснялось тем, что такие крылья медленнее снижались и могли держаться в воздухе в более слабых потоках. “Расплатой” за уменьшение скорости снижения становились маленькая горизонтальная скорость и существенное ухудшение стабильности полета.

Примечание: Вспомните, как летают семена одуванчиков. Благодаря своей легкости вниз они опускаются медленно, но как же их швыряет потоками воздуха.

Со временем эффективность профилей крыльев росла и появилась возможность добиваться относительно небольших скоростей снижения на меньших площадях крыла. Это значительно увеличило горизонтальную скорость и позволило новым парапланам уверенно летать при ветре, безнадежно “сдувавшем” более ранние модели.

Однако увеличивать загрузку крыла до бесконечности нельзя. Прежде всего, следует помнить, что есть определенные ограничения на прочность строп и ткани. Кроме того, высокозагруженные крылья ведут себя порой весьма резко, что нежелательно при полетах новичков.

Производители в техническом паспорте всегда указывают так называемую “весовую вилку” или диапазон весов, который может безопасно поднимать выбранная модель параплана. Опытные пилоты стараются грузить спортивные крылья по самому верху вилки весов, чтобы летать на максимальных скоростях. Начинающим предпочтительнее грузить параплан по середине вилки. В предельную погоду новички обычно не летают, а поведение крыла, загруженного по середине допустимого диапазона, становится более спокойным.


Рис. 77. Взлетает Гранд. Класс “competition”.
Параплан разработан Московской фирмой Параавис в 1996 г.


Рис. 78. Буксировка Хантера. Класс “standard”.
Параплан производился в Подмосковном городе Жуковский фирмой АСА с 1998 г.

Министерство физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики

  • О Министерстве
    • Главная
    • Полномочия и функции министерства
    • Структура министерства
    • Общественный совет при Министерстве
      • Протокол
      • Положение об общественном совете
      • Состав совета
      • План работы совета
      • Решения, принимаемые советом
    • Коллегия министерства
    • Подведомственные учреждения
    • Региональная общественная организация “Олимпийский совет Карачаево-Черкесской Республики”
    • Новости
  • Деятельность
    • Государственная программа
    • Спортсооружения
    • Итоги работы министерства
    • Независимая оценка качества услуг
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Закупки товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства
    • Государственно-частное партнерство
    • Антимонопольный комплаенс
    • СОНКО
  • Документы
    • Нормативно-правовая база
    • Проекты документов
    • Минспорт РФ
    • Приказы министерства
    • Наградные приказы
    • Государственная гражданская служба
      • Замещение вакантных должностей
      • Объявления о проведении конкурсов
        • Итоги конкурсов
        • Кадровый резерв
      • Вакантная должность
      • Комиссии
        • Аттестационная комиссия
        • Комиссия по урегулированию конфликта интересов
        • Конкурсная комиссия
      • Перечень должностей
      • Сведения о расходах
    • Государственные услуги
      • Аккредитация федераций
      • Присвоения разрядов и судейских категорий
    • Государственные задания
    • Государственные функции
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Международные правовые акты
      • Нормативные правовые акты РФ
      • Нормативные правовые акты КЧР
      • Нормативные правовые акты министерства ФК и спорта КЧР
    • Антикоррупционная экспертиза
      • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
      • Общая информация об институте независимой антикоррупционной экспертизы
      • Проекты нормативных правовых актов и заключений к ним по результатам экспертизы
      • Архив проектов нормативных правовых актов и заключений к ним по результатам экспертизы
    • Методические материалы
    • Формы, бланки документов, связанных с противодействием коррупции для заполнения
    • Информационные материалы, доклады, отчеты, обзоры
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Реализация антикоррупционных мер в подведомственных организациях
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Прямые линии по вопросам антикоррупционного просвещения
  • Развитие видов спорта
    • Антидопинговое обеспечение
    • Адаптивная физическая культура и спорт
    • Сборные команды КЧР
    • Календарный план
    • Студенческий спорт
    • Статистическая информация
      • 1-ФК
      • 5-ФК
      • 3-АФК
      • 2-ГТО
  • ГТО
    • Нормативы
    • Документы
    • Центр тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта
    • Приказы о награждении
    • Вопрос-ответ
  • Обратная связь
    • Контакты
    • График личного приема граждан
    • Открытые данные
      • Открытое министерство
      • Типовые условия использования открытых данных
    • Бесплатная юридическая помощь
      • Нормативная правовая база
      • Общая информация
      • О результатах оказания бесплатной юридической помощи
  • Персональные данные
  • ОПРОС
  • Организации и объекты спорта
    • Интерактивная карта расположения спортивных объектов
    • Форма подачи информации об организации или объекте спорат

В Карачаево-Черкесии определили лучших парапланеристов на Кубке Домбая по спорту сверхлегкой авиации

В Карачаево-Черкесии в минувшие выходные состоялся «Кубок Домбая 2018», по спорту сверхлегкой авиации в котором приняли участие около 40 спортсменов из Москвы, КЧР, Пятигорска и Татарстана.

Читайте также:
Как летать на параплане безопасно: погода

Соревнования проводились в двух дисциплинах — «Параплан-точность приземления» и «Параплан-парящий полет».

По итогам состязаний медали завоевали представители КЧР. «Золото» у Дмитрия Денисова, обладателем «серебра» стал Муххамад Чомаев, а «бронза» досталась Александру Русакову.

Отметим, цель данных соревнований — популяризация и дальнейшее развитие парапланерного спорта в республике, пропаганда событийного туризма в регионе, привлечения молодого поколения к парапланерному спорту

Соревнования прошли при поддержке Минспорта КЧР.

«Есть гордость за наших девочек» Российские фигуристы выиграли два золота на этапе Гран-при в США

25 октября в Лас-Вегасе завершился первый в сезоне этап Гран-при по фигурному катанию. Для сборной России старт сложился относительно удачно: отечественные спортсмены, отправившиеся в США не самым сильным составом, завоевали четыре медали. В соревновании женщин первенствовала Александра Трусова, а Дарья Усачева взяла серебро. В турнире спортивных пар лучшими стали Евгения Тарасова и Владимир Морозов, а третьими финишировали Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. Самые яркие моменты американского этапа мировой серии — в материале «Ленты.ру».

Олимпийский сезон в фигурном катании стартовал — теперь об этом можно говорить с полной уверенностью. В США прошел первый этап Гран-при, открывающий череду по-настоящему серьезных стартов. Прежде ведущих спортсменов мира можно было увидеть только на турнирах второй категории, где они обкатывали программы и все-таки имели право на ошибку. Теперь ее цена сильно возросла.

«Это хороший шаг вперед»

В соревновании парников на льду Лас-Вегаса намечалась интрига. Все-таки, на один этап попали две из трех наиболее титулованных российских пар. Опытные Евгения Тарасова и Владимир Морозов, которые в этом году перешли под крыло Этери Тутберидзе в надежде прервать многолетнюю череду неудач, против Александры Бойковой и Дмитрия Козловского, тренирующихся у Тамары Москвиной и в прошлом сезоне внезапно потерявших чемпионскую прыть. Третьим номером от России на турнир поехали пока еще малоизвестные Алина Пепелева и Роман Плешков.

Правда, особенной борьбы в итоге не вышло. Тарасова и Морозов уверенно захватили лидерство еще после короткой программы, а в произвольной, справившись без грубых ошибок (хотя и не без помарок), просто не оставили соперникам шансов. Бойкова и Козловский допустили несколько падений и проиграли не только соотечественникам, но и японцам Рику Миуре и Рюичи Кихаре — обаятельным, но прежде на пьедестал серьезных международных турниров никогда не попадавшим. Пепелева и Плешков стали шестыми.

Какие-то шероховатости были незаметны, потому что сразу после проката было понятно, что это первое место

Срывы Бойковой и Козловского связаны с их стремлением рисковать: они пошли на усложнение программы, но готовы к этому, очевидно, были не до конца. Уже в самой только попытке видится какое-то отчаяние, и в начале сезона это довольно сильно настораживает. Скорее всего, долгосрочная цель номер один для пары — превзойти одногруппников и действующих чемпионов мира Анастасию Мишину и Александра Галлямова, которые в текущем сезоне немного упростили контент. Но Бойкова и Козловский не выкатывают заявленное, не растет и их вторая оценка, поэтому пока все, что они делают, только во вред. Ведь золотое правило фигурного катания заключается в том, что лучше легче, но чище, чем сложнее, но с падениями.

Для Тарасовой и Морозова же эта победа крайне важна с точки зрения психологии. Ведь большинство их поражений были связаны именно с отсутствием моральной готовности. Кто сейчас является лидером сборной России — они или Мишина и Галлямов, — сказать трудно, однако золото Skate America с относительно чистыми прокатами (что очень важно) добавит ученикам Тутберидзе баллов в копилку. Морозов после соревнований подтвердил: «Выступление не было идеальным, но это хороший шаг вперед. Мы будем усерднее работать, чтобы добиться лучших результатов».

«Такой уровень — хочется соответствовать»

Танцы на льду российских болельщиков не очень-то порадовали, но это не стало сюрпризом. Единственные представители национальной команды Аннабель Морозова и Андрей Багин стали пятыми, а пьедестал почета заняли американцы Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью, Мэдисон Чок и Эван Бейтс и канадцы Лоуренс Фурнье Бодри и Николай Соренсен. Победителям россияне проиграли больше 30 баллов. Справедливости ради, американский дуэт — неоднократные призеры чемпионата мира, а Морозова и Багин подобными регалиями похвастаться пока не могут.

Мы два раза выступали на Гран-при России, но здесь совсем по-другому. Здесь атмосфера другая, другой уровень — хочется стараться соответствовать

Вторым отечественным дуэтом, который должен был принять участие в американском этапе, были Тиффани Загорски и Джонатан Гурейро. Однако из-за болезни партнерши от старта пришлось отказаться. Это автоматически лишило россиян шанса на участие в финале серии.

Читайте также:
На парадроме в Кабардино-Балкарии проходят Чемпионат и Кубок России по полётам на параплане

В мужском катании произошла похожая ситуация. Россию представлял только один фигурист — Артур Даниелян. Он ошибся на всех прыжках в короткой программе, допустил несколько срывов в произвольной и занял последнее место. Правда, Даниелян никогда прежде не выступал на этапах мировой серии, кроме того, испытывает боль в ноге, поэтому и ожиданий особенных не было. Поддержала россиянина серебряный призер Пхенчхана Евгения Медведева: «Самое важное, что после ошибок он продолжил кататься и бороться», — заявила она в эфире Первого канала.

А вот удивил в турнире одиночников, пожалуй, разве что американец Нэйтан Чен — когда не сумел победить впервые с Олимпийских игр 2018 года. Многократный мировой рекордсмен, обладатель самой сложной в мире технической базы пока не набрал соответствующую форму и стал только третьим. Золото забрал другой представитель США Винсент Чжоу, серебро — японец Шома Уно.

«Каждый день на рекорд не идут»

Перед стартом соревнований в женском одиночном катании пришла неприятная новость: бронзовый призер чемпионата мира Александра Трусова получила травму ноги. Некоторое время было непонятно, сможет ли она вообще выступать, но позже выяснилось, что отказываться от участия спортсменка не собирается. Она просто заявила чуть более слабый, чем обычно, контент, и вышла на лед.

Материалы по теме

«Мы идем побеждать»

«Они получают бонусы за то, что русские»

И ведь в короткой программе ученица Тутберидзе даже без тройного акселя стала первой с личным рекордом. Никаких признаков повреждения у фигуристки заметно не было. «Конечно, у меня было два варианта — сняться или прокатать. Но утром я проснулась и поняла, что нога уже не так сильно болит. Так что можно и прокатать», — пояснила она после выступления. Трусова добавила, что подробности травмы раскрывать не будет. «Можно ли назвать подвигом победу Саши в короткой программе? Да нельзя назвать! Это не подвиг. Прошла лишь короткая программа. Она первая после короткой программы. Точка», — отреагировала на результат заслуженный тренер Татьяна Тарасова в беседе с «Чемпионат.com».

Перед произвольной главный вопрос состоял в том, сколько четверных заявит спортсменка. И позволит ли ее состояние вообще заходить на квады. Тарасова и на этот раз была категорична. «Они с тренером должны понять, сколько им на больной ноге прыгать четверных. Главное, что это Саша должна понять. Люди не идут каждый день на рекорд. На рекорд идут раз в году, а все остальное время готовятся к нему. Тем более что нога болит», — сетовала она в комментарии «Р-Спорту».

На тренировке перед произвольной Трусова решилась только на один квад — лутц — и успешно повторила его в программе. Расчет оказался верным: спортсменки хватило на то, чтобы остальные элементы также исполнить без серьезных помарок и забрать золото. «Я всегда соревнуюсь сама с собой. Считаю, что за время пандемии я сильно изменилась — внутренне и внешне, посмотрела разные тренерские подходы. Это был большой опыт. Думаю, что я с каждым сезоном становлюсь все сильнее», — заявила россиянка на пресс-конференции.

Второй стала другая ученица Тутберидзе Дарья Усачева. Эта фигуристка не владеет ультра-си, однако получает от судей солидную оценку за компоненты и, как правило, стабильно делает свой контент. В Лас-Вегасе Усачева допустила только одну серьезную ошибку — на тройном флипе в произвольной программе. Это не помешало ей обойти, например, Ю Ен из Южной Кореи, которая заявила и чисто сделала тройной аксель.

Есть гордость за наших девочек. Первые в логове. В логове врага. Мы же всегда в логове находимся. Все в разных странах, а мы в логове

Ксения Синицына — третья россиянка, принимавшая участие в турнире, — в итоговом протоколе расположилась на пятой позиции. Она чисто исполнила и короткую, произвольную, а проиграла только за счет недостаточной сложности. Но для 17-летней ученицы Светланы Пановой Skate America стал дебютом на международной взрослой арене (прошлый сезон она пропустила из-за травмы), так что и такой результат можно считать успехом. Кроме того, на тренировках Ксения удачно приземляет квады и в скором времени может стать более чем конкурентоспособной.

Следующий этап Гран-при стартует совсем скоро — 29 октября в канадском Ванкувере. От России там выступят Алена Косторная, Елизавета Туктамышева, Камила Валиева в женском катании; Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин — в парном; Макар Игнатов, Александр Самарин, Евгений Семененко — в мужском; Диана Дэвис и Глеб Смолкин, Елизавета Шанаева и Дэвид Нарижный — в танцах.

До Олимпиады еще три месяца, но уже сейчас важен каждый старт. Так что дальше только интереснее!

Читайте также:
Как научиться летать на параплане - тренировка

Вся жизнь — приключение

Парапланеристы — люди мира: большую часть времени живут там, где тепло и много летной погоды. Летом это Северный Кавказ, побережье Черного моря, Алтай. Зимой — Непал, Индия, Латинская Америка, для разнообразия — европейские страны: Франция, Словения, Италия, Испания…

Но главное событие в парапланерном спорте страны — Чемпионат России — собирает всех российских пилотов в одном месте. В этом году слет проходил на горе Юца в пригороде Пятигорска с 22 по 30 июля.

Фото: Антон Подгайко

Фото: Антон Подгайко

Фото: Антон Подгайко

Фото: Ксения Попова

Фото: Антон Подгайко

Фото: Антон Подгайко

Фото: Антон Подгайко

Фото: Антон Подгайко

Юца — культовое место для российских пилотов сверхлегкой авиации: парапланеристов и дельтапланеристов. Это их Мекка наряду с крымской горой Клементьева и Чегемским ущельем в Кабардино-Балкарии. Здесь в конце 80-х годов зарождался парапланеризм, росли поколения пилотов, летали легендарные российские авиаторы.

Нынешний чемпионат собрал более 100 пилотов со всей России. Мы попросили пятерых из них рассказать, как они пришли в этот спорт, нужны ли в небе азарт и амбиции и чего боятся пилоты.

«Полеты в горах — самые желанные»

Александр Складников, Москва: Я пришел в спорт в 2004 году, когда был студентом авиационного факультета МФТИ. Случайно увидел объявление: «Набираем курсантов в школу парапланеризма». Учился летать не в горах, а на равнине в Подмосковье — это полеты с помощью лебедки, так обычно летают в равнинных регионах. Но полеты в горах — самые интересные и желанные для парапланеристов.

Фото: Антон Подгайко

Там же, в школе, я узнал про Юцу — культовое летное место. И приехал сюда на летние каникулы. Потом приезжал каждое лето — жил в палатке, много летал и погружался в этот мир.

Сначала я не собирался участвовать в соревнованиях. Но в 2010 году впервые поехал на Кубок Домбая — за компанию, а в итоге занял там второе место. Потом становился вторым на соревнованиях в Пермском крае. С тех пор иногда участвую в парапланерных гонках. Но больше интересны путешествия по летным местам. Я много летал на Северном Кавказе, а еще в Армении, Индии, Мексике. Хочу полетать в горах Таджикистана!

Мне интересны красивые полеты. Например, в Домбае, летишь над горами — под тобой бегают туры, а выбираешься выше хребта — с одной стороны видишь Черное море, а с другой — Эльбрус.

Победители Чемпионата России
по парапланеризму — 2016

Абсолютные победители

1. Юрий Мишанин. 2. Артем Лозовой. 3. Глеб Сухоцкий

1. Марина Олексина. 2. Олеся Соколова. 3. Анна Лозовая

1. Сергей Тихонов. 2. Кейван Эрианпур. 3. Кирилл Смоленский

Региональный зачет

1. Москва (Алексей Быстрицкий, Алексей Тарасов, Олег Дементьев, Антон Донцов)

2. Ленинградская область (Константин Калинин, Анна Лозовая, Артем Лозовой, Евгений Манков)

3. Республика Крым (Глеб Сухоцкий, Сергей Чепелев, Андрей Чесноков, Вадим Ельцов)

Командный зачет

1. «Мистраль» (Сергей Латышев, Юрий Мишанин, Сергей Локк, Александр Скворцов)

2. «Crimea Team» (Глеб Сухоцкий, Сергей Чепелев, Вадим Ельцов, Андрей Чесноков)

3. «Аллея компетиторов» (Сергей Лазарев-Марченко, Олеся Соколова, Марина Олексина, Сергей Донцов)

Самое страшное. Когда улетаешь на маршрут, приземляешься где-то в глуши, ловишь попутку, чтобы выбраться в цивилизацию. И тебя везет дальнобойщик, который задает кучу вопросов. А ты провел в воздухе пять часов, устал как зараза, но объясняешь.

Страшный вопрос: «Сколько вам за это платят?» Нисколько не платят! Или: «Сколько стоит твое снаряжение?» Снаряжение стоит дорого… И тут ты думаешь: вот зачем он это спрашивает? Один приятель советует отвечать: «Это не мой параплан, мне его дали в клубе. А я только что сбежал из тюрьмы».

А еще как-то приземлился в Рязанской области, складываю крыло в рюкзак, подъезжают такие братки на джипе. И один кричит мне: «Друг, что у тебя за беспонтовый парашют? Я десантник, я разбираюсь». Я ему сказал, что это сверхзвуковой летательный аппарат.

Каким должен быть хороший пилот? Думаю, он должен быть наблюдательным человеком с очень «живым» мозгом, который замечает кучу нюансов. И, конечно, любит полеты.

«Азарт мешает»

Марина Олексина, Москва: Я пришла в парапланеризм в 2000 году. Вообще я фотограф, фотожурналист. В то время я работала в московских журналах и еще снимала фотоистории. То есть полеты я воспринимала как хобби. А в 2002 году приехала летать на Юцу, а здесь проходил Чемпионат России. Я не собиралась участвовать — можно сказать, попала случайно. И так получилось, что я выиграла этот чемпионат — и почувствовала вкус победы, желание соревноваться. И завертелось.

Читайте также:
В Кабардино-Балкарии пройдёт чемпионат РФ по парапланеризму

Фото: из личного архива Марины Олексиной

Сейчас у меня 8 побед на Чемпионате России, 14 наград Кубка мира, много выигранных чемпионатов во Франции, Италии… На Чемпионатах мира я дважды была четвертой. И еще — 50 стран, в которых я летала: в Европе, Азии, Южной Африке, Латинской Америке. То есть я себя начала воспринимать как профессионального спортсмена.

Что нужно, чтобы побеждать? Хорошее тактическое мышление. Наш вид спорта — ментальный, не атлетический. Парапланеризм как шахматы — тут нужен ежесекундный анализ. Азарт мешает. Есть талантливые пилоты, но очень азартные. Они гонят, хотят быть первыми, торопятся, и в итоге их обгоняют более спокойные спортсмены.

Небо такое дело, раз начал — уже не можешь не летать. А соревнования — бонус, ты проверяешь свои возможности и растешь.

Опасные случаи… Я получала травмы. Конечно, пугалась, когда падала, билась спиной, по месяцу в больнице. Травмы позвоночника — самые распространенные в парапланеризме. Это страшно, не люблю об этом вспоминать.

Бывали и приключения. Несколько лет назад я летала в Венесуэле, а потом мне нужно было в Колумбию. Репутация у стран так себе. Кстати, на тех соревнованиях у меня украли макбук и экшн-камеру, а один американский пилот, добираясь до побережья, попал в местную перестрелку.

И когда я собралась переезжать, оказалось, что билетов нет совсем. Я провела там еще 10 дней после соревнований, и ребята нашли мне билеты до Санто-Доминго, а это 2,5 часа на такси до границы с Колумбией. Я добралась до города, приехала в офис, где ставят выездной штамп. Печать мне поставили, но оказалось, что границу закрыли в связи с выборами. Наличных денег у меня почти не осталось, а менять деньги с карты при том курсе валюты было невозможно. Я помню, как металась возле этого офиса, и тут узнала, что можно пересечь границу нелегально.

Это долгая история: мне помогали подростки, которые не говорили на английском, а я почти не знаю испанский. Мы пролезали через колючую проволоку, ехали на мотоциклах, переходили горную реку, шли через лес, мой сопровождающий подгонял меня: «Быстрее, сзади автоматчики». Мои вещи и снаряжение везли отдельно. В общем, все закончилось хорошо — я благополучно перешла границу. Но повторять никому не советую.

Мечта? Хочу свой летный сайт и жить в месте, где тепло и можно катать людей. Этой зимой я занялась тандемными полетами, и мне понравилось! Никогда не думала, что буду катать пассажиров, меня интересовал только спорт. Но там есть свой кайф — я подпитываюсь от пассажиров. У туристов, которые летают впервые, столько эмоций! Интересно показывать людям небо.

«Мы летали на параплане с дырой»

Артем Лозовой, Санкт-Петербург: В 2000 году, еще студентом, я поехал в Крым отдыхать и там познакомился с человеком, который торговал книжками. Оказалось, что он еще и парапланерист. И он предложил мне полетать в тандеме. Так я впервые оказался на горе Клементьева. Мы с ним летали на параплане, у которого посередине была дыра размером с футбольный мяч. Тогда я не знал, что так делать нельзя…

Титульный прием: победа в Кубке Кремля вывела Карацева в топ-20

«Кубок Кремля» по традиции отлично сложился для российских теннисистов. В мужском одиночном разряде Аслан Карацев обыграл двукратного победителя московского турнира хорвата Марина Чилича (6:2, 6:4) и взял второй титул в карьере (в марте выигрывал на Dubai Tennis Championships-2021). Благодаря этому успеху 28-летний уроженец Владикавказа станет 18-й ракеткой мира и дебютирует в топ-20. Хотя календарный год он начинал за пределами топ-100. Близка к итоговой победе была и Екатерина Александрова, показавшая великолепный теннис на родине. Она выбила из борьбы первую «сеяную» Арину Соболенко и полуфиналистку двух турниров «Большого шлема»-2021 Марию Сакари, но в финале 26-летняя россиянка в трех сетах обидно проиграла эстонке Аннет Контавейт (6:4, 4:6, 5:7).

Ранний вылет

Массовый вылет россиян на престижном турнире в Индиан-Уэллсе, казалось, сыграл только на руку их болельщикам. Это означало, что Даниил Медведев, Андрей Рублев, Аслан Карацев и Карен Хачанов точно сыграют в Москве на «Кубке Кремля», основная сетка которого стартовала «Лужниках» в понедельник, 18 октября. Увы, но первая ракетка России хоть и приехал в столицу РФ, но решил сняться с турнира из-за усталости. Тем не менее Медведев собрал большую пресс-конференцию, ответил на все вопросы журналистов, а также спрогнозировал российский финал в мужском одиночном разряде. Сценарий вполне вероятный, учитывая, что Рублев, Карацев и Хачанов показывали отличные результаты в этом сезоне, а на московском турнире были «посеяны» под первым, вторым и третьим номером соответственно.

Читайте также:
В Карачаево-Черкессии пройдёт масштабный чемпионат по парапланеризму

Увы, но первый номер посева не обеспечил Рублеву легкую сетку. Во втором круге он получил себе в соперники опытного француза Адриана Маннаниро, которого Андрей обыгрывал в финале «Кубке Кремля»-2019. В этот раз всё сложилось в пользу француза, хотя все складывалось в пользу россиянина. Он выиграл тяжелый первый сет и имел матчбол при счете 6:5 во втором. Однако Маннаниро удалось отыграться, а в последствии и выиграть встречу в трех сетах. Андрей сильно расстроился поражению, но в субботу стало известно, что он квалифицировался на итоговый турнир ATP. Ранее в Турин отобрались Новак Джокович, Даниил Медведев, Стефанос Циципас и Александр Зверев.

Карацев и Хачанов также стартовали во втором круге и двигались навстречу друг другу. Аслан довольно легко отправил домой белоруса Егора Герасимова и француза Жиля Симона, Карен — представителей Австралии Джеймса Дакворта и Джона Миллмана (правда, со вторым ему пришлось помучиться). В российском полуфинале завязалась мощная борьба в первом сете, которая закончилась победой Карацева на тай-брейке (7:6). Во втором сете полуфиналист Australian Open-2021 буквально смял Хачанова (6:1).

Благодаря выходу в финал стало понятно, что совсем скоро Аслан дебютирует в топ-20. После мартовской победы в Дубае он стал 27-м, и, казалось, что в первую двадцатку Карацев попадет быстро. Но ждать пришлось аж 10 месяцев, но все же заветная цель, которую поставил перед собой российский теннисист и его тренер Егор Яцык, была достигнута. Хотя сезон игрок начинал на 114-й строчке рейтинга.

— До работы со мной он стоял в топ-150, но потом случилась тяжелая травма, — рассказал «Известиям» Егор Яцык. — Мы начали сотрудничать, когда Аслан был в топ-500. Можно сказать, пришлось заново учиться играть в теннис. Не было никакой уверенности, никакой психологии, была слабая физическая подготовка. А еще давили возраст, отсутствие денег. Я всегда говорил Аслану, что нужно выстрелить на одном крупном турнире, тогда начнется подъем. Но он не всегда в это верил. Еще чуть более двух лет назад он хотел закончить с теннисом. Говорил, что ничего не получается. Мы приехали на серию турниров в США, сначала проиграли в четвертьфинале, а затем вылетели в первом круге непонятно от кого. Он был в очень подавленном состоянии. Пришлось сниматься со всех турниров в Америке и лететь домой. Это было сложное решение, но я чувствовал, что ему нужна перезагрузка. В конце 2019 года была серия неудач — Аслан проиграл 10 матчей подряд. Причем эта серия началась после обидного поражения в финале «челленджера». Из этой психологической ямы тоже пришлось выбираться 1,5-2 месяца. А когда я говорил про цель попасть в топ-20, над нами многие смеялись. Но я знал, что его успех на Australian Open-2021 — точно не предел, Аслан может добиться большего.

Уникальный сезон

Карацев вышел в третий финал ATP в сезоне и карьере. В решающем матче на турнире в Дубае он обыграл представителя ЮАР Ллойда Харриса, а в Белграде уступил итальянцу Маттео Берреттини. На этот раз соперником по финалу был Марин Чилич. Хорват уже дважды выигрывал «Кубоқ Кремля» (2014, 2015), а в этот раз дошел до матча с Карацев без сверхусилий. С первого круга Чиличу не попалось ни одного «сеяного» игрока. Как итог — всего один проигранный сет.

Ожидалась мощная борьба, но Карацев сразу показал, кто в доме хозяин. Россиянин сделал ранний брейк и легко первую партию до победы (6:2). Во втором сете Аслан сделал брейк при счете 3:3, и вновь не дал усомниться в своем превосходстве.

— Карацев очень уверенно играл в финале, обыграл нашего друга Чилича без вариантов, — сказал «Известиям» президент федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. — Очень рад, что он дебютирует в топ-20. Аслан и его тренер заслужили это своими результатами в 2021 году. Совершили настоящий прорыв, добились уникальных результатов. Как бы ни закончился этот календарный год.

В женском финале Екатерина Александрова в трех сетах проиграла Анетт Контавейт. Причем россиянка выиграла первый сет, а во втором вела 4:0, но затем проиграла шесть геймов подряд. В третьей партии при счете 4:5 эстонка отыграла подачу на матч. Всего встреча продолжалась 2 часа 25 минут. Контавейт впервые выиграла Кубок Кремля. Это ее четвертый титул WTA в карьере.

Аслан Карацев продолжил российскую серию

Вслед за Кареном Хачановым и Андреем Рублевым он выиграл Кубок Кремля

В Москве завершился «ВТБ Кубок Кремля» — объединенное состязание Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP) и Женской теннисной ассоциации (WTA) с общим призовым фондом $1,345 млн, решающие матчи которого проходили во Дворце гимнастики Ирины Винер-Усмановой. В мужском одиночном разряде чемпионом стал второй номер «посева» россиянин Аслан Карацев, который в двух партиях переиграл хорвата Марина Чилича, а у женщин эстонка Анетт Контавейт в трех упорнейших сетах вырвала победу у россиянки Екатерины Александровой.

Читайте также:
Что такое параглайдинг

Победив в финале Кубка Кремля Марина Чилича, Аслан Карацев одержал 17-ю российскую победу в 31-летней истории мужского Кубка Кремля

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Победив в финале Кубка Кремля Марина Чилича, Аслан Карацев одержал 17-ю российскую победу в 31-летней истории мужского Кубка Кремля

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Когда турнир выигрывает теннисист, «посеянный» под вторым номером, говорить о сенсации, конечно, нельзя. Но неделю назад нельзя было и однозначно сказать, что чемпионом Кубка Кремля в этом году станет Аслан Карацев. Ведь его триумф опровергает распространенное мнение, согласно которому добиваться больших успехов сразу после трансконтинентального путешествия практически невозможно.

В Москву Карацев прилетел из Индиан-Уэллса, где в позапрошлую субботу вместе с Андреем Рублевым дошел до финала в парном разряде. Но, несмотря на десятичасовую разницу между Москвой и Калифорнией, а также акклиматизацию, ему удалось провести практически безупречную неделю. Он начал ее победой над белорусом Егором Герасимовым, продолжил уверенной игрой против француза Жиля Симона, после чего в полуфинале сломил сопротивление Карена Хачанова, сумев спасти в первой партии четыре сетбола, и, наконец, разобрался с хорватом Марином Чиличем — экс-чемпионом US Open и двукратным (2014, 2015) победителем Кубка Кремля, который, несмотря на то что лучшие годы его карьеры позади, остается очень непростым соперником.

В отличие от Карацева 33-летний Чилич спокойно тренировался перед серией европейских осенних турниров, поскольку более месяца назад вернулся из Америки домой, где у него родился второй ребенок. То есть физически и психологически хорват был готов хорошо. А о том, что его старый козырь — подача — по-прежнему в полном порядке, говорит такой факт. Завоевав в июне свой 19-й за карьеру титул в Штутгарте, Чилич оказался первым с 1991 года теннисистом, сумевшим в течение одной недели выиграть 100% очков на первой подаче сразу в трех матчах.

Однако Карацев провел отменный финал, по словам президента Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева, на уровне первой десятки. Он наглядно показал, за счет чего совершил в этом году громадный рывок. В первой партии россиянин сразу же сделал брейк, а на своей подаче отдал лишь два очка. Второй сет получился более упорным, но в седьмом гейме Чилич все-таки не выдержал напряжения, а вот Карацев в самом конце справился с нервами, отыграл брейк-пойнт и завершил встречу с первого же матчбола — 6:2, 6:4. Российская серия побед на Кубке Кремля, которую в 2018 году начал Карен Хачанов, а в 2019-м продолжил Андрей Рублев, продолжилась.

Добавив к победе в Дубае второй титул за карьеру, россиянин, кроме всего прочего, впервые вошел в первую двадцатку. Более того, по словам Карацева, он еще попробует побороться и за место в первой восьмерке, которое позволит ему принять участие в итоговом турнире года ATP Finals.

Для этого ему придется решать задачу более сложную, чем в Москве — не только победить на St. Petersburg Open, который начинается в понедельник, но и в первую неделю ноября показать очень высокий результат на турнире Masters 1000 в Париже.

А перед мужским финалом Кубка Кремля состоялся финал женский — чрезвычайно эмоциональный и абсолютно непредсказуемый, между Екатериной Александровой и Анетт Контавейт. Во втором сете россиянка не смогла удержать огромное преимущество — 6:4, 4:0 и проиграла шесть геймов подряд, а в третьем подавала на матч при счете 6:5. В итоге 25-летняя теннисистка из Таллина, которая последние месяцы тренируется под руководством Дмитрия Турсунова и резко прибавила, завоевала свой четвертый за карьеру и уже третий с середины августа титул. Это позволило ей выйти на десятое место по очкам, набранным в этом году, и продолжить борьбу за участие в итоговом турнире WTA Finals в Гвадалахаре.

Поскольку от поездки в Мексику отказалась первая ракетка мира австралийка Эшли Барти, на данный момент известны уже семь спортсменок, которые примут участие в этом состязании. К белоруске Арине Соболенко и двум чешкам — Барборе Крейчиковой и Каролине Плишковой — после Кубка Кремля присоединились гречанка Мария Саккари, Ига Швёнтек из Польши, а также испанки Гарбинье Мугуруса и Паула Бадоса. За последнюю свободную путевку Контавейт поспорит с Унс Джабир. Теннисистка из Туниса, чьи шансы выше, на этой неделе «посеяна» первой на небольшом турнире категории WTA 250 в итальянском Курмайоре, а эстонка является главным фаворитом аналогичного состязания в румынской Клуж-Напоке.

Читайте также:
Как сделать параплан с мотором?

Турнир ATP и WTA Кубок Кремля

Турнир ATP категории 250. Призовой фонд — $780 тыс.

Финал. Аслан Карацев (Россия, 2)—Марин Чилич (Хорватия, 6) 6:2 6:4.

Турнир WTA категории 500. Призовой фонд — $565 тыс.

Финал. Анетт Контавейт (Эстония, 9)—Екатерина Александрова (Россия) 4:6, 6:4, 7:5.

Сколько зарабатывают в зимних видах спорта

К началу декабря открыли сезон все зимние виды спорта. Последними включились в соревновательный ритм бобслеисты и скелетонисты — первый этап Кубка мира прошел в выходные в латвийской Сигулде. Остальные виды стартовали раньше, а, например, в фигурном катании уже успели разыграть награды престижной серии Гран-при.

Российские спортсмены начали сезон 2018/19 весьма успешно. Александр Большунов лидирует в общем зачете Кубка мира по лыжным гонкам, Евгений Климов стал первым россиянином, победившим на этапе Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина, экипаж Надежды Сергеевой и Юлии Беломестных доехал до серебра на этапе Кубка мира по бобслею — и это первый подиум для бобслеисток из России за 15 лет. Много побед в конькобежном спорте, медали в шорт-треке, скелетоне, биатлоне и фигурном катании. Forbes выяснил, сколько за них платят.

Белое золото

Зимний спорт живет по средствам: размер призовых для спортсменов напрямую зависит от того, насколько коммерчески успешна та или иная федерация. Чем больше зрителей на трибунах и выше телерейтинги вида спорта, тем солиднее спонсоры и, как следствие, больше нулей в призовых суммах.

Популярные на ТВ соревнования — прыжки с трамплина, горные лыжи, лыжные гонки и биатлон — щедро оплачивают успехи спортсменов. Так, за победу на этапе Кубка мира по горным лыжам можно заработать от ₣38 000 до ₣79 000, чемпион «Тур де ски» получает ₣55 000, а в биатлоне лидерство в общем зачете Кубка мира по итогам сезона стоит €28 000. В фигурном катании, которое сильно любят в России и Японии, тоже приличные призовые, но хорошо оплачиваемых стартов — крайне мало.

За пределами телепопулярных видов бонусная система оперирует куда более скромными цифрами. В бобслее и скелетоне призовые выплачивают только по итогам сезона, в конькобежном спорте победа на этапе стоит $1500, в санках — €1000.

Телегеничность и стабильный интерес спонсоров обеспечивают финансовое благополучие биатлона: плотный соревновательный календарь и солидные гонорары. Призовой фонд Кубка мира 2018/19 вырос на треть по сравнению с прошлым сезоном. Международный союз биатлонистов (IBU) ввел бонусы за итоговые победы в отдельных дисциплинах (премируется только 1-е место: €10 000 — личные гонки, €20 000 — эстафеты), а также повысил выплаты за успехи на чемпионате мира (€25 000 — за победу в личной гонке, €28 000 — в эстафете). Есть у IBU и система поощрений по итогам сезона. Победитель общего зачета получит €28 000, занявший 10-е место — €6000. Плюс в биатлоне даже у тех, кто не попадает на статусный Кубок мира, есть возможность заработать. К примеру, на этапах более скромного Кубка IBU отмечают первую шестерку — от €3000 до €8000.

Международная федерация лыжного спорта (FIS) предпочитает расчеты в швейцарских франках и устанавливает минимальный размер призового фонда на каждый старт Кубка мира в размере ₣120 000. Однако на особо престижных этапах призовые выше: так, в сезоне 2017/18 в мужском скоростном спуске в Кицбюэле разыгрывали ₣200 000, а в женском слаломе в австрийском Флахау — ₣194 054. У женщин «дорогих» гонок в календаре больше, так что лидерство американки Шиффрин в рейтинге доходов (12 побед в сезоне 17/18) не должно удивлять. Лидер у мужчин — австриец Марсель Хиршер — заработал ₣669 681.

В лыжных гонках активно развивают тему многодневных соревнований, где главные денежные бонусы распределяются по итогам нескольких стартов, а за выигрыш на отдельной дистанции платят скромно. Так, призовой фонд «Тур де Ски» — 7 гонок за 9 дней — составляет ₣560 000, при этом победа на этапе стоит ₣3000, в общем зачете — ₣55000. По этой же схеме устроены один из стартовых этапов сезона (в 2018-м — это Lillehammer Triple) и финал Кубка мира. По результатам каждой гонки премируют только призеров (₣5 000 — ₣3000 — ₣2000), а по итогам многодневки бонусы получают 20 лучших: от ₣22500 до ₣250. По итогам Кубка мира предусмотрены выплаты для топ-6: ₣ 31350 — победителю, ₣4125 — занявшему 6-е место.

Читайте также:
Что такое глайдер?

В серии Гран-при участвуют только сильнейшие спортсмены, причем фигурист (дуэт) может выступить лишь на двух этапах, а в финал выходит шестерка лучших в каждой дисциплине. Кроме того, ежегодно проводятся чемпионаты Европы и мира. Победа на Евро стоит $20 000 ($30 000 — для пар), лучший результат на чемпионате мира — $45 000 ($67 500 — для пар). С августа по декабрь проходят турниры более скромной серии Challengers (10 этапов), где по итогам сезона премируют трех лучших участников в каждом виде: $4000 — $3000 —$2000 для одиночников и $5000 — $4000 — $3000 для пар.

Женщины добились права выступать на топ-турнирах только к концу нулевых, поэтому пока ни о каком финансовом равноправии здесь речи нет: мужчины соревнуются и зарабатывают больше. При этом прыжки с трамплина — самый телепопулярный спорт зимы, за сезон собирающий аудиторию под 3 млрд. Это объясняет интерес спонсоров и растущие призовые. Раньше самым престижным и денежным соревнованием считалось «Турне 4-х трамплинов» (плюс ₣25 000 за итоговую победу), а с 2017 года четыре норвежских этапа Кубка мира объединились в турнир Raw Air с призовым фондом в ₣100 000 для топ-3 в общем зачете.

В конькобежном спорте правит специализация: спринтеры крайне редко успешны на длинных дистанциях и наоборот, поэтому спортсмены, как правило, стартуют только в «своих» дисциплинах. Понимая это, международная федерация (ISU) каждый год устраивает несколько чемпионатов мира — в классическом многоборье, спринтерский и на отдельных дистанциях. Так у конькобежцев любой специальности есть шанс заполучить ценный титул и серьезные призовые. К примеру, победитель общего зачета чемпионата мира на отдельных дистанциях получает $72 000.

Шорт-трек

$15 000 стоит победа в общем зачете Кубка мира по каждой индивидуальной дисциплине (500 м, 1000 м и 1500 м). Турнир состоит из пяти этапов, но денежные премии спортсмены получают только по итогам сезона: за 2-е место платят $12 000, за 3-е — $9000, за 10-е — $2500. Премируют также командные успехи. Победа в эстафетном зачете оценивается в $12 000, в смешанной дисциплине — в $8000. Подзаработать в шорт-треке можно на ежегодных чемпионатах мира ($6000 за золото) и Европы ($2500).

Сноуборд

₣25 000 составляет минимальный призовой фонд старта в рамках Кубка мира. В индивидуальных дисциплинах (хафпайп, слоупстайл, биг-эйр) деньги получают 10 лучших участников: первому месту достается 45%, 10-му — 1,5%. В параллельных видах (слалом и слалом-гигант) и сноуборд-кроссе общая сумма призовых должна быть не меньше ₣30 000 и распределяется между топ-16. В командных соревнованиях бонус в ₣15 000 делит тройка лучших.

Фристайл

₣375 можно заработать за 10-е место на этапе Кубка мира по одной из шести дисциплин лыжного фристайла: могул, ски-кросс, акробатика, биг-эйр, хафпайп и слоупстайл. За победу платят ₣11 250. Организаторам соревнований разрешается устанавливать специальный призовой фонд, объединяя в общий зачет несколько стартов, но дополнительный бонус должен составлять не меньше 25% от установленного минимума — ₣25 000.

Двоеборье (прыжки с трамплина и лыжные гонки)

₣160 510 заработал за сезон 2017/18 японский двоеборец Акито Ватабе. ₣37 500 он получил за победу в общем зачете Кубка мира, ₣6250 — за приз лучшему прыгуну. Кроме того, он стал победителем двух главных турниров сезона: Nordic Combined Triple в Зеефельде сделал его богаче на ₣24 000, а финский Ruka Tour — на ₣22 000. Кроме того, на каждом старте Кубка мира разыгрывают ₣33 150: 1-е место стоит ₣8000, 2-е — ₣6000, 3-е — ₣4000, 20-е — ₣350. Ватабе ни разу не опускался ниже 16-го.

Бобслей и скелетон

€20 000 получает экипаж, победивший в общем зачете Кубка мира по бобслею (в двойках или четверках), за 10-е место полагается €1000. В скелетоне лучший результат по итогам сезона стоит €5000. За победы на отдельных этапах, а также за успехи на чемпионатах мира и Европы в бобслее и скелетоне призовые не платят.

Санный спорт

€220 000 составляет общий призовой фонд Кубка мира по санному спорту. Соревнования проводятся в семи дисциплинах: четыре мужских (одиночные сани, двухместные сани и спринты), две женских (одиночные сани и спринт), плюс смешанная эстафета. Победа на этапе Кубка мира стоит €1000, 2-е место — €900, 3-е — €800, 6-е — €100.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: