Ценный сплав: 7 увлекательных вариантов рафтинга
В самой спортивной рубрике «Challenge» предлагаем тебе достойные альтернативы неспешным прогулкам и вечеринкам. Ты уже знаешь, где прокатиться на велосипеде по горам, а где лучше пройтись пешком. В свежем выпуске предлагаем освоить не только сухопутные способы передвижения, но и водную стихию. Собрали для тебя 7 идей для сплава по рекам – от простых вариантов поближе к дому до полупрофессиональных трасс – как обычно, при поддержке PayOkay. Если ты внимательно следишь за рубрикой, то уже знаешь, что эта карта создана для активных молодых людей, которые не сидят на месте и привыкли получать от путешествий максимум.
Быстро и легко
Рафтинг в Чехии
Маршрут: река Влтава, от города Высший Брод до Боршова
Сложность: 1/5
Подробности
Считается, что каждый чех должен не только выполнить стандартную жизненную программу с сыном, деревом и домом, но и хоть раз сплавиться по Влтаве – реке, которая протекает через Прагу. Классический маршрут – это 70 км, которые можно в расслабленном режиме проплыть за 5 дней.
Если время ограничено, стоит выбрать один из самых живописных «кусочков» маршрута – вниз от Ческого Крумлова. В городе рафтинг особенно приятен и подойдет даже компаниям с детьми: надувные лодки съезжают по «езам» (специально оборудованным порожкам) – с брызгами, переворотами и прочими радостями водных видов отдыха. Как только захочется сделать остановку, вдоль реки найдешь миллион киосков, палаток и летних кафешек – некоторые прямо на реке. На рафте можно даже совершить экскурсию по Праге – многие гиды сядут с тобой в лодку и будут рассказывать об истории и культуре столицы Чехии, пока ты налегаешь на весла. Существенный бонус от PayOkay, который сделает времяпрепровождение в Праге еще приятнее: до конца мая владельцы карточки получают увеличенный cashback (3 %) при покупке билетов в музеи и прочие культурные локации.
Рафтинг в Германии
Маршрут: река Изар, от Ленгрис до Бад Тёлц (52 км от Мюнхена)
Сложность: 1/5
Подробности
Хотя Изар быстрая и холодная, сплавляться на рафте по ней просто и приятно. За хорошие впечатления отвечают музыканты, одетые в национальную баварскую одежду, которых можно встретить по маршруту следования, – они играют специально для рафтеров. И это не удивительно, ведь сплав на плотах и лодках – традиционная баварская забава, которая не теряет своей популярности с XII в. Конечно, изначально реку использовали только для передвижения грузов, а с XV в. по Изару начали отправлять пассажиров – аж до районов Вены и Будапешта. Правда, тогда использовали деревянные плоты, опробовать сплав на которых можно и сегодня. Сезон на Изаре продолжительный – с мая до конца сентября.
Маршрут: река Кура (Мтквари), поселок Вардзиа – Боржоми
Сложность: 2/5
Подробности
Самая полноводная грузинская река предлагает большой выбор участков разных категорий сложности, но нам больше всего приглянулся живописный маршрут Вардзиа – Боржоми, который можно совместить с культурной программой. Например, в Вардзиа тебя ждет пещерный монастырский комплекс XII в. – с десятком церквей, часовен, келий и трапезных прямо внутри горы. Название Боржоми говорит само за себя – город-курорт с минеральными источниками, которым уже больше 1,5 тыс. лет. Гуляй в парке, катайся на канатной дороге, попивай целебную водичку – после ударного рафтинга ты это заслуживаешь. Лучшее время для сплава по Куре – апрель и май, когда тают горные ледники и река становится наиболее полноводной.
Средний уровень сложности
Рафтинг в Украине
Маршрут: река Черный Черемош, Белый Черемош и Черемош, от поселка Устерики, Карпаты
Сложность: 3/5
Подробности
Возле поселка Устерики Черный Черемош сливается с Белым, образуя «просто» Черемош – мощную и полноводную карпатскую реку, которую обожают украинские рафтеры. Место среди любителей водных видов спорта настолько популярное, что там даже спортивный фестиваль проходит – «Кубок Черемоша». Сезон на реке длится с марта до середины осени, но самый пик – это, конечно, май. Живописная природа, высокие горы, чистые воздух и вода, в меру сложные пороги, приятные кемпинги и душевные разговоры за кружечкой чая из ароматных местных трав у костра – так выглядит типичный сплав в Карпатах. Организованные туры различной продолжительности и степени сложности с едой и ночевками обойдутся тебе в сумму от € 22 (1 день) до € 70 (3 дня) – поверь, бюджетнее вариантов ты не найдешь.
Рафтинг в Италии
Маршрут: река Дора-Балтеа, от Пре-Сен-Дидье
Сложность: 3/5
Подробности
Река Дора-Балтеа начинается с Монблана и течет по долине Аоста. Именно в этом месте и предпочитают сплавляться те, кто знает толк в рафтинге. Здесь полно маршрутов разной степени сложности, школ, что учат заниматься рафтингом, и профессиональных инструкторов, которые тренируют в частном порядке, но главная фишка реки – теплая вода, по которой можно сплавляться без гидрокостюмов и специальных ботинок. После дня на трассе понежься в традиционных итальянских термах (например, в Пре-Сен-Дидье). Также в этом районе полно отелей на любой вкус – ставить палатку дрожащими от усталости руками не придется. Аоста – средневековый итальянский городок, который тоже достоин твоего внимания, особенно, если Рим и Флоренция уже покорены. Археологический музей, амфитеатр и Колизей, местное вино и выпечка – уверены, тебе не захочется уезжать из Аосты.
Подготовка обязательна
Рафтинг в Словакии
Маршрут: река Бела, вниз от Подбанске
Сложность: 4/5
Подробности
Река Бела – пожалуй, самая красивая и опасная река Словакии и потому самая популярная среди любителей рафтинга. Довольно сложная трасса с тихими участками, во время которых можно перевести дух и насладиться красотой Татров, сплавляясь под горой Криван. Поскольку Бела – горная речка, сложность и условия сплава сильно зависят от погоды и времени года. Сплав разрешен с 15 апреля по 30 сентября, но лучшим временем считается конец апреля–май.
Если ты пока не чувствуешь в себе сил сразиться с таким мощным течением, можешь начать спуск с Прибылина – там уровень сложности как раз для новичков. Обрати внимание, что река холодная (средняя температура +5 ºС). Поскольку ты будешь сплавляться в заповедной зоне, не исключено, что тебе встретятся косули, зайцы, волки, козлы и другие обитатели гор.
Рафтинг в Черногории
Маршрут: каньон реки Тара, на границе с Боснией и Герцеговиной
Сложность: 4/5
Подробности
Черногория – это идеальный вариант разбавить ленивый пляжный чил экстремальным отдыхом формата Challenge. Например, рафтинг по каньону реки Тара, глубина которого составляет, на минуточку, 1,2 км (по масштабам в мире уступает только Большому каньону в США). Каньон находится в национальном парке Дурмитор, настоящем оазисе нетронутой природы, где растут, например, реликтовые черные сосны, которым уже под 400 лет. Вода Тары настолько чистая, что ее можно пить без всякой обработки. По каньону проходит часть рафтингового маршрута длиной 18 км. Выглядит он эффектно, и сложность его высока, ведь здесь у Тары резкое падение высоты и 21 из 50 порогов маршрута, общая длина которого – больше 60 км. Трасса проходит под величественным мостом Джурджевича, который перекинут через каньон, – это одна из самых впечатляющих построек страны.
Что нужно знать о рафтинге? Советы от PayOkay
Перед тем, как определиться, куда ехать, имей в виду, что маршруты для рафтинга классифицируются по 6-бальной шкале (степень трудности от 1 до 6). Могут быть и уточнения, как когда-то в школе: 3+ или 5-. Препятствия, которые попадаются на пути, тоже классифицируются (0–6). Обрати внимание, что без подготовки безопасно покорять маршрут не выше, чем категории 2. Чтобы не искушать тебя зря, в статье мы привели маршруты до 4 баллов и проранжировали их по степени сложности.
Если ты едешь с компанией меньше 4 человек, учитывай, что вам придется делить лодку с другими путешественниками. Если ты проходишь пороги 3 класса и выше, очень важен вес рафта, а потому, чтобы сбалансировать лодку, инструктор может объединять и разъединять группы, что тоже неплохо – привезешь из поездки новых друзей (поверь, рафтинг очень сплачивает).
Важно понять, что в лодке – команда. Грести нужно точно так, как скажет инструктор, иначе, если даже один гребец не будет попадать в ритм, рафт может сбиться с курса.
Как подготовиться к сплаву?
Итак, вот что тебе понадобится в любом случае: лодка в хорошем состоянии, сертифицированный инструктор, спасательные жилеты, шлемы, весла, гидрокостюм и специальные ботинки для холодной погоды или холодной воды, аптечка.
Что надеть? При выборе одежды ориентируйся в большей степени не на температуру воздуха, а не температуру воды. Купальник оставь дома: если ты выпадешь из лодки в воду с мощным течением и товарищи будут затаскивать тебя обратно – с бикини можно будет попрощаться. Лучший вариант – футболка и шорты. Если холодно, не надевай майки из грубого хлопка – они отвратительно сохнут и не держат тепло. Послушай маму и захвати комплект сменных сухих вещей.
Что обуть? Отдавай предпочтение специальной обуви для воды или спортивной обуви, которую можно мочить (лучше всего брать закрытую). Вьетнамки и кроксы оставь для пляжа – во время сплава их слишком легко потерять. Конечно, возьми пару сухой сменки.
Солнцезащитный крем и бальзам для губ должны стать твоими лучшими друзьями на время сплава – если, конечно, не хочешь щеголять с красным обветрившимся лицом после возвращения домой.
Смени очки на контактные линзы, а солнцезащитные очки со стеклами – на очки с пластмассовыми линзами. Так намного безопаснее.
Кстати, о безопасности. Обязательно сделай страховку. Даже если ты сплавляешься с опытным инструктором по реке сложности I класса, лучше иметь на руках полис. Главное при оформлении – не говорить, что едешь на спортивные соревнования или заниматься спортом, – страховые коэффициенты сразу взлетают.
Причем здесь Payokay?
Если ты читаешь эту статью, значит, привык брать от жизни все. Для таких, как ты, у МТБанка есть специальный продукт – карта PayOkay . Основная ее особенность – cashback 1,5 % с любых покупок, совершенных за рубежом или у нас. В мае повышенный cashback (3 %) тебе начислят за походы в музеи, театры и прочие «культурные» места. За перечисление Tax Free можно вообще получить 5 % обратно! Кроме этого, владельцам PayOkay оформляют бесплатную страховку, которая пригодится в посольстве при подаче на визу, а также необходима любому рафтеру, даже если он отлично плавает. Еще один важный момент: PayOkay избавляет от необходимости вести с собой стопку налички – владельцы карточки получают лучший курс для расчетов в валюте за границей. Оформить карточку совсем легко: заказываешь на сайте , и ее привозят бесплатно домой или в офис.
Слайды
Эта статья, как вы уже, наверное, догадались, будет посвящена одной из самых интересных дисциплин роллерспорта – слайдам, которые по совместительству еще и являются неотъемлемой частью городского катания.
Вопрос: а что такое слайд?)
Слайд – это катание на роликах перпендикулярно направлению рамы. Поскольку на роликах мы обычно катаемся на колесах, то и тут с покрытием контактируют исключительно колеса, а само движение происходит за счет так называемого «скольжения» (потери сцепления колес с асфальтом). В большинстве слайдов ролики наклонены назад по отношению к направлению движения, хотя бывают и исключения.
Вопрос: зачем это надо?
Как я уже написал, слайды – это вид спорта. Уже давно проводятся соревнования с целью определить лучшего «слайдуниста», есть тренеры, которые учат людей слайдить. Но это лишь одна сторона медали. Дело в том, что скольжение сопровождается сильным трением колес с поверхностью, поэтому с помощью слайдов можно очень быстро остановиться. Все существующие методы экстренного и безопасного торможения на роликах являются слайдами.
Вопрос: слайдами? Их что много?
Да действительно. Разновидностей слайдов очень много. Можно слайдить на внешнем ребре ролика, или на внутреннем. Можно слайдить на скрещенных ногах, на одном колесе и даже наклонять ролики вперед во время слайда. Однако основной классификацией слайдов следует считать степень участия ног в слайде. Так, слайды бывают:
А) Опорно-скользящие. Иначе говоря, скользит у нас только одна нога, а на второй ноге мы едем.
Б) Просто скользящие. То есть скользим мы на обеих ногах сразу.
В) Свободно-скользящие. Другими словами, одна нога у нас скользит, а вторая делает что угодно, но не едет и не скользит. Она может быть приподнята, подхвачена рукой, поставлена на скользящий ролик. По-другому такие слайды называют «слайдами на одной ноге»
Вопрос: ну так какими бывают слайды?
1. Опорно-скользящие слайды.
T-stop
Большинство роллеров не считают Т-стоп слайдом, однако он попадает под их определение, а значит споры по этому поводу излишни. В Т-стопе первая по ходу движения нога просто катится, а вторая скользит на внутреннем ребре, причем наклонена она вперед. Является наиболее базовым методом торможения на роликах и имеется в арсенале
99% роллеров, даже тех, которые не знают слова «слайд»
Powerslide
Особый вид пауэрслайда, когда опорная нога катится только на одном колесе.
Базовый слайд на внешнем ребре, обычно учится следующим после пауэрслайда. Первая нога скользит на внешнем ребре, а вторая просто катится. Из данного слайда легко можно перейти в большинство других слайдов на внешнем ребре.
Вариация: Acid Wheeling
Очень часто встречающаяся вариация, более сложная чем обычный Эйсид, отличается тем, что опорный ролик ставится на переднее колесо. Для данного слайда очень популярны Сab заходы, когда слайд выполняется после вращения (обычно на 180, реже на 360 и более градусов).
Аналог предыдущего слайда, но на внутреннем ребре. Для исполнения требуется неплохая растяжка на инвертный кораблик. Легко «превращается» в любой другой слайд на внутреннем ребре.
Вариация: Fast Wheel (Soul Wheeling)
выполняемые на покрытии | с отрывом от поверхности |
---|---|
слайды, слалом, вращения, кораблик | прыжки с разворотом и без |
Сложные маневры могут сочетать в себе несколько трюков, например, прыжки с вращениями.
Слайды
Считаются одной из самых интересных дисциплин роллерспорта. По сути, они представляют собой различные техники скольжения на скорости перпендикулярно направлению рамы. Большинство из них выполняется на 2 ногах. Вариантов слайдов очень много, среди них:
- катание на внешнем или внутреннем ребре конька;
- скольжение на 1 колесе и т.д.
Ниже приведем популярные трюки, которые по силам освоить новичку.
Является тренировочной база для всех слайдов, предполагающих скольжение на внутреннем ребре. Пауэрслайд прост в изучении и может совмещаться с вращениями. При выполнении корпус роллера развернут вполоборота, опорная нога полусогнута в колене и стоит на внешнем ребре ролика. Тормозящая – идет по дуге вперед и ставится на внутреннее ребро конька перпендикулярно ходу движения. Усилие равномерно распределяется на все колеса.
Один из самых простых слайдов, которому можно научиться новичку. Ведущая нога скользит на внешнем ребре, а вторая катится рядом. В усложненном варианте (Acid Wheeling) опорный ролик ставится на одно колесо. Слайд часто совмещается с cab-заходом, когда маневр выполняется после вращения. Из Acid легко можно перейти в большинство других слайдов на внешнем ребре. В городе он не совсем практичен, на более серьезном уровне его не используют. Однако умение делать Acid позволяет перейти к более сложным элементам, таким как Unity, Back Slide и др. Владение этим трюком имеет довольно высокий потенциал для начинающего роллера.
Причина такого названия — параллельное расположение ног. Во время проката роллер должен расположить свои коньки перпендикулярно своему движению, то есть тормозить придется двумя ребрами, а не одним, как в Powerslide.
Приседание при этом не отменяется — оно нужно для захода в слайд и стабилизации тела во время выполнения трюка.
Чаще этот трюк называют по-другому — Soul Wheeling. Опорная нога, согнутая в колене, едет на переднем колесе, вторая – выпрямлена и скользит на ролике, расположенном перпендикулярно ходу движения.
Слалом
Это интересный и популярный вид катания, который предполагает высокие требования к роликам. Выбирая коньки, начинающий роллер должен оценить легкость управления ими. Чтобы научиться красиво и быстро объезжать конусы, роллеру нужно тренироваться по 2-3 ч. хотя бы 4 раза в неделю. Базовыми техниками слалома являются:
-
Волна (Parallel)
Роллер объезжает конусы на 2 параллельно движущихся коньках. Ноги согнуты в коленях с упором на пятки. Корпус слегка наклонен вперед. Внешняя нога отталкивается сильнее, внутренняя – направляет движение.
Коньки ставятся один за другим по одной линии на расстоянием от 5 до 8 см. Вес тела распределяется на 2 ноги. Движение начинается с одновременного отталкивания обеими. Задняя нога работает сильнее, передняя – задает направление. В процессе выполнения трюка важно следить, чтобы ноги двигались синхронно.
Самый сложный элемент для начинающих, которые хотят хорошо ездить на роликовых коньках. При катании ноги на одном конусе скрещиваются, на другом расходятся, на следующем снова сходятся.
В правильной стойке колени согнуты, корпус наклонен вперед, вес равномерно распределяется на 2 ноги. При движении спиной вперед смотреть на следующие конусы надо через плечо.
Эффектный трюк, требующий хорошей растяжки. Роллер едет на полусогнутых ногах, колени развернуты в противоположные стороны, спина прямая, коньки ставятся по одной линии носками наружу. Вес тела распределяется равномерно. Как и в монолайне, задняя нога сильнее отталкивается, а передняя – направляет движение.
Частая ошибка начинающих роллеров – слалом на прямых ногах. Согнутые колени облегчают маневрирование, поскольку дают возможность быстрее смещать конек в заданном направлении. Чем сложнее элемент и жестче ботинок, тем сильнее следует сгибать колени. На прямой ноге выполняются лишь некоторые трюки на одном колесе (one-wheel), где требуется большая жесткость.
Трюки с лестницей и их виды
Многие начинающие роллеры не представляют, что обычная лестница — прекрасная площадка для выполнения трюков. Однако более опытные ребята, уверенно стоящие на роликовых коньках, могут сделать несколько маневров, например, грэб. Это прыжок с лестницы вниз с удержанием ног или роликов руками. Хват может различаться, а потому и вариаций трюка существует достаточно много.
При спуске по пологим лестницам лицом вперед надо принять продольную стойку и слегка присесть на ноге, находящейся сзади. Она принимает на себя вес тела, а передняя – плавно съезжает на ступеньку. При движении спиной вперед трюк выполняется зеркально.
В случае крутого спуска, коньки ставятся на ступеньки наискосок.
Подбор роликов для трюков
Существует несколько видов роликовых коньков по стилю езды — это основной критерий при выборе:
Первые пять способов торможения на роликах при движении вперед
В первой части “тормозного обзора” я рассматриваю первые пять наиболее “стандартных” способов торможения при движении на роликах вперед. Для большей наглядности приведена система оценок для каждого способа – эффективность торможения и безопасность при этом. Исходя из чего? Показатель эффективности обратно пропорционален длине тормозного пути и оценивается от 1 до 5 баллов. 1 балл соответствует наименьшему уровню эффективности, 5 баллов – наибольшему.
Так как эффективность и безопасность торможения зависит от многих факторов, то скорость движения до начала торможения принята в 20 км/ч, ширина трассы – условно достаточна для выполнения любого рассматриваемого маневра, качество покрытия – без явных дефектов (люков и проч.), а также принимается наличие в районе трассы “неких статичных объектов”, используемых в некоторых способах торможения (1, 3).
Итак, первые пять (из десяти) способов торможения при движении вперед (по мере возрастания сложности исполнения).
1. Торможение о препятствие. Следует избегать прямого удара о препятствие на большой скорости, наиболее приемлемо – движение по касательной, уцепившись за препятствие руками – при этом происходит разворот и плавное гашение скорости (как правило:)).
Эффективность: 5. Безопасность: 2.
2. Ass-stop – садимся на пятую точку. При этом вероятность получения ушиба равна 100%. При прорыве одежды возможно существенное обдирание кожи. Необходимо беречь копчик – т.е. садиться надо на одну ягодицу, а не на обе.
Эффективность: 4. Безопасность: 1.
3. Grass-stop. Один из самых безопасных способов “нетехничного торможения” – попросту выпрыгивание на газон. Тут есть два варианта действий: можно проскользить по траве на боку, а можно и пробежаться. Выбор действий зависит от скорости и качества газона. К примеру, по ухоженному “Canada Green” можно глиссировать почти вечно:)) А вот по бугристому творению “Мосзеленхоза” лучше пробежаться:((
Нюанс – на газоне колеса почти полностью прекращают вращение, и возникает большая вероятность падения по инерции по ходу движения. Бояться, что на газоне ролики сильно попортятся – не стоит. шкура дороже:)
Эффективность: 4. Безопасность: 4.
4. Торможение “плугом” (V-stop). Ноги широко разводятся в стороны, носки роликов начинают сводиться друг к другу, но окончательное их сведение препятствуется мышечным усилием. Для эффективного торможения требуется хорошее развитие мышц ног.
Эффективность: 1-3. Безопасность: 4.
5. Торможение штатным тормозом. Показатели эффективности и безопасности резко увеличиваются с ростом мастерства владения этим методом сброса скорости. В виду легкости изучения и относительно высокой эффективности, рекомендуется для применения начинающими роллерами.
Эффективность: 2-4. Безопасность: 3-5.
6. Чирк-чирк. Еще один не слишком активный, зато безопасный способ: в продольной стойке ставишь один конек перед другим и делаешь так, чтобы заднее колесо конька соприкасалось с передним колесом второго. Трюк не пройдет на агресивных коньках, но им и не надо :)))
Необходимо отметить, что оценка эффективности и безопасности вышеприведенных методов торможения является “объективной” только при соблюдении следующих условий:
* наличие достаточных навыков для выполнения элемента. Естественно, что для человека, не имеющего навыка выполнения, например, Power-slide, показатели эффективности и безопасности такого способа торможения минимальны.
* наличие описанных в таких методах, как 1) и 3) определенных посторонних объектов – подходящего препятствия и газона, соответственно.
* относительно хорошее качество покрытия (асфальта, пола в роллердроме).
При скоплении выбоин и других дефектов покрытия дороги, как эффективность, так и безопасность вышеописанных методов торможения может существенно снизиться.
Также не учитывался фактор максимальной допустимой длины тормозного пути. То есть, к примеру, при резком появлении в поле видимости препятствия, находящегося в непосредственной близи от роллера, гораздо целесообразней выпрыгнуть на газон, чем применять техничные способы торможения, требующие большего времени на выполнение. Иначе говоря, лучше получить несколько ушибов при приземлении на клумбу, чем сбить, тормозя штатным тормозом, ребенка, которого нерадивые родители упустили из виду. К примеру, однажды на Поклонной Горе, я съезжая с самой крутой горы, чуть не налетел на полуторагодовалого младенца, который, будучи отпущенным родителями (крайне неосмотрительно в виду огромного количества быстродвижущихся роллеров – они бы еще на проезжей части так сделали!), и еще не имея сформировавшегося инстинкта самосохранения, неожиданно вытянул ручонки и побежал ко мне. Тут уж было не до собственной безопасности.
О влиянии различных факторов на эффективность и безопасность торможения различными способами – в продолжении обзора.
Как тормозить на роликах с тормозами и без
Особое беспокойство у начинающих роллеров вызывает торможение. Разогнаться – не проблема, но как потом сбросить скорость? Существует множество способов того, как тормозить на роликах. Но новичок едва ли сможет назвать хотя бы еще пару, кроме использования штатного тормоза. Катающиеся на лыжах могут вспомнить о «плуге», кто-то, возможно, предложит упасть. Но на самом деле существует множество различных способов справиться с проблемой. Каждый метод торможения следует вначале отработать на небольшой скорости.
Использование штатного тормоза
Базовое торможение – это использование штатных средств, установленных на каждой паре коньков. Хотя этот метод предлагается как основной, он довольно сложен и требует умения держать равновесие, также понадобится хорошая координация.
При езде роллер выставляет немного вперед ногу с тормозом (правую, наример). При этом вес переносится на левую. За счет выпрямления правого колена носок приподнимается до тех пор, пока тормоз не начнет задевать асфальт. За счет силы трения сбрасывается скорость. Это приводит к остановке.
Новичкам не следует тут же убирать тормоз, поскольку для катания по городу он может оказаться необходимым: условия не всегда позволяют использовать какие-либо другие способы остановки. “Штатник” может сильно помешать только тем, кто занимается слаломом.
Несколько замечаний о том, как научиться тормозить на роликах
1. Для начала следует научиться удерживать равновесие и ездить на одной ноге.
2. Не нужно нажимать на тормоз резко и с большой силой, так как это может привести к потере равновесия и опрокидыванию. Движение должно быть плавным, а сила надавливания – увеличиваться постепенно.
3. Штатный тормоз иногда снимают, т. к. он может мешать при некоторых видах катания. Например, в слаломе или при выполнении трюков. Для катания по городу лучше его оставить.
4. Не всегда есть возможность использовать тормоз, например, в экстренных случаях сброс скорости может оказаться слишком длительным.
5. Колодки постепенно стираются, что снижает эффективность метода, поэтому нужно своевременно их менять.
Вывод: не стоит полагаться только на штатный тормоз, но уметь пользоваться им необходимо.
Альтернатива «штатнику»
Есть много вариантов того, как тормозить на роликах без тормозов. Для удобства восприятия их можно разделить на группы: экстренные, для снижения скорости, для остановки при малом, среднем и сильном разгоне. Умение правильно использовать и грамотно сочетать разные виды торможения позволит избежать травм, сохранит ролики. А также решит массу проблем городского катания. Например, вопрос о том, как тормозить на роликах с горки.
Экстренные виды торможения
Существует несколько вариантов того, как тормозить на роликах практически мгновенно, однако они могут оказаться болезненными и травмоопасными, поэтому применяются только в исключительных случаях.
Торможение с падением
- Ass-stop – использование пятой точки. При этом следует помнить о своей безопасности и постараться сгруппироваться так, чтобы не удариться затылком или не отбить копчик.
- Grass-stop – выбегание на траву. Здесь нежелательно пытаться катиться – так выше вероятность падения. Нужно пробежать несколько шагов, что позволит погасить скорость.
- Protection-stop – падение на защиту. Не стоит бояться, т. к. именно на это она и рассчитана, потому и имеет специальную конструкцию, чтобы предотвращать травмы. Единственное, могут появиться царапины и трещины на щитках. Но это меньшее из зол. В конце концов, защиту можно купить новую.
Торможение о препятствие
- Friend-stop – торможение о друга, когда роллер въезжает, хватается или каким-либо иным способом задействует другого человека в качестве препятствия. Желательно предупредить его заранее о своих планах, в противном случае велика вероятность того, что на земле окажутся оба.
- Wall-stop – в качестве препятствия используется стена. Нужно помнить, что к ней нельзя подъезжать под углом 90 градусов, т. к. в этом случае удар будет очень сильным. Лучше подходить под острым углом, по касательной.
- Торможение олюбое другоепрепятствие схоже с предыдущим. Единственное отличие в том, что за некоторые предметы, например, за столб, еще можно и ухватиться.
Постепенное снижение скорости
Иногда возникает необходимость не в резком торможении, а в постепенном снижении скорости. В этом случае можно воспользоваться “плугом” или “змейкой”. Это самые простые варианты того, как тормозить на роликах. Для начинающих они на долгое время становятся основными.
Торможение “плугом” (V-stop). Данный способ хорошо знаком лыжникам. Он довольно прост в исполнении, поэтому новички осваивают его одним из первых. Нужно широко расставить ноги, а носки направить друг на друга, как при косолапости. Однако не стоит позволять роликам съезжаться полностью, мышечное усилие должно препятствовать этому. Также нельзя сильно наклоняться, корпус необходимо держать прямо.
Для использования “змейки” (или слалома) требуется довольно много места как в ширину, так и в длину. Торможение осуществляется за счет многократных небольших поворотов: роллер выдвигает ведущий конек вперед, а вес тела переносит на опорный. Затем ноги меняются ролями. И так несколько раз. Чем круче и резче повороты, тем быстрее и эффективнее уменьшается скорость.
Снизить скорость можно следующим образом: один конек поставить перед другим и периодически сводить их так, чтобы заднее колесо первого ролика задевало переднее второго. Чирканье позволит эффективно и безопасно затормозить.
Остановка на малой скорости
После замедления хода нужно завершить торможение. Сделать это на низкой скорости можно т-стопом или “плугом”. Это хорошие варианты ответа на вопрос о том, как тормозить на роликах на спуске.
На прямой поверхности можно воспользоваться другим маневром: выдвинуть одну ногу вперед и поставить ее поперек хода движения, за этим действием последуют небольшой толчок и мгновенная остановка. На малой скорости вероятность потери равновесия равна нулю. На большой и средней использовать этот метод категорически запрещено.
Еще один вариант остановки при малом и среднем разгоне – hockey stop. В этом случае ведущая нога резко выходит вперед и как бы делает подсечку опорной. Выполняя это движение, передний конек пройдет четверть круга. Чем сильнее будет давление на пятку, тем эффективнее данный элемент. Перед выполнением движения для сохранения равновесия нужно немного откинуться назад. Не произойдет ничего страшного, если роллер не успеет остановиться за эти четверть круга. Пусть нога скользит дальше и разворот продолжается. Остановка произойдет чуть позже, например, после трети круга.
Как остановиться на средней скорости
Для каждого скоростного режима есть свои способы того, как тормозить на роликах. При среднем разгоне целесообразно использовать следующие варианты.
- Торможение поворотом – производное от предыдущего способа. Роллер на скорости начинает поворачивать, отводя ведущую ногу в сторону. Со стороны такое движение напоминает циркуль. Вся скорость уходит на выполнение элемента. При этом можно развернуться как на 90°, так и на 180°. Для использования данного способа торможения необходима широкая площадка.
- Т-стоп потребует уверенного владения коньками, а также умения держаться на одной ноге. Техника выполнения: роллер едет прямо, затем переносит центр тяжести на опорную ногу, а вторую заводит назад и ставит перпендикулярно ходу движения. Желательно немного наклониться вперед, чтобы сохранить равновесие. Это очень эффективный и быстрый способ торможения, причем достаточно простой в исполнении. Единственный недостаток: быстро стираются колеса.
- Торможение разворотом позволяет очень быстро остановиться, однако использовать его можно только тем, кто уже хорошо катается. Вес переносится на опорную ногу, второй конек ставится на переднее колесо и поворачивается пяткой к едущему под тупым углом. В результате этих действий роллера развернет по инерции. Здесь надо следить за своим равновесием, иначе можно упасть на спину. Также не стоит прилагать дополнительных усилий для поворота, инерции будет вполне достаточно.
Способы торможения на высокой скорости
Вместе с освоением роликов появляется желание ездить быстро. Однако такое стремление очень опасно, если не знать, как тормозить на роликах на большой скорости. Для сильного разгона подходят специфические способы остановки. Как правило, это различные слайды – скольжения.
- Power Stop (или Power-slide) – довольно сложный, но и весьма эффективный способ торможения. Роллер разворачивается на опорной ноге на 180°, сгибая ее в колене. Тормозящий ролик в это время описывает дугу и ставится перпендикулярно направлению движения, за счет чего происходит быстрое и эффективное снижение скорости. Есть второй вариант исполнения этого элемента. Сначала развернуться на двух ногах, а потом выставить тормозящий ролик поперек движения.
- Parallel-stop по описанию выглядит проще и понятнее. Но на практике является, пожалуй, сложнейшим из всех способов торможения. Роллер разворачивает коньки на 90° так, чтобы они оказались поперек хода движения. В этом положении их нужно удерживать до полной остановки. Желательно согнуть ноги в коленях, как в полуприседе, что позволит удержать равновесие и не упасть.
Оба способа были заимствованы из хоккея на льду и требуют высокого уровня катания. Использовать их можно только на высокой скорости, при недостаточном разгоне элементы практически невозможно выполнить правильно, из-за чего они будут малоэффективны, а уровень травмоопасности увеличится в несколько раз.
Это основные способы остановки. Знание того, как правильно тормозить на роликах, способно не только предотвратить травмы, но и спасти жизнь. Нередко бывают случаи, когда роллер не справляется со скоростью и вылетает на проезжую часть или сбивает пешеходов. Широкий арсенал отработанных способов торможения поможет избежать таких ситуаций. К тому же необходимо учитывать скорость, чтобы решить, как тормозить на роликах в каждом случае, т. к. это позволит использовать наиболее подходящие приемы остановки.
10 способов как затормозить на скейте
Главная / Для начинающих / 10 способов как затормозить на скейте
Хочешь знать как тормозить на скейте? Читай лайфхак от LFD. Для твоего удобства, разделим статью на несколько групп, в зависимости от уровня катания: новичок, умею кататься, продвинутый. В статье будут встречаться такие слова как: тэйл — хвост доски, FS — front side разворот лицом, BS — back side разворот спиной.
Новичок
1. Сход с доски
1. Сход доски — самый простой способ остановиться. Для этого ногой, которой ты отталкиваешься, просто делай шаг вперед, а второй ногой не сильно отталкивай скейт назад, вот и все.
2. Торможение ногой
2. Торможение ногой тоже очень хороший навык. Например, ты сильно разогнался перед лесенками и понимаешь, что надо скорость сбросить. В этот момент тебе понадобится сделать следующее: ногу, которой ты отталкиваешься, поставь параллельно скейту. Центр тяжести смещаем на ногу, которой тормозим, но не сильно, а вторую ногу немного ослабляем и даем скейту сбросить скорость
3. Торможение тэйлом
3. Торможение тэйлом или шоркание доской об асфальт. Конечно, такой способ лучше не применять в повседневном торможении, так как щелчок у доски сотрете очень быстро. Разогнались, перед тобой препятствие, надо срочно затормозить, для этого надо нажать на тэйл доски, просто перенести весь свой вес на ногу, которой ты отталкиваешься, и дави тем самым в пол, поздравляю ты остановился.
4. Торможение пяткой
4. Этот способ в точности похож на тот, что выше, но только с одним отличием: тут не стирается доска, а стирается пятка у твоих кед. Проделываем все, что написал выше, только при нажатии на тэйл, пятку ноги выставляем за край доски так, чтобы пятка свисала, и начинаем ей тормозить. При этом стараемся держать баланс, не давите сильно, чтобы не шоркануть доской об асфальт.
Умею кататься
5. Взять в руки
5. Едешь-едешь и например, перед входом в магазин от щелчка эффектно берешь скейт в руки. Для этого способа надо уметь делать олли или хотя бы подобный навык. Разогнался, приседаешь начинаешь делать олли и в этот момент, ты просто выталкиваешь скейт в перед и ловишь рукой.
6. Скольжение руками (hand slide)
6. Бывают такие моменты, делаешь трюк и равновесие теряешь, в этот момент может помочь также скольжение руками. Разогнался и резко начинаешь входить в поворот, выставляя руки вперед и тем самым перебирая и отталкивайтесь и восстанавливаешь равновесие.
Продвинутый
7. FS Power Slide
7. FS Power Slide — более продвинутый способ торможения. Такой вид торможения не получится сделать на маленькой скорости, нужно будет хорошенько разогнаться. Разворачиваемся во FS и не забываем сместить свой центр тяжести назад и дать ногам проталкивать скейт вперед.
8. BS power slide
8. BS power slide будет сделать тяжелее, потому что ты будешь тормозить спиной и толком ничего не будет видно. Проделываем все тоже самое, только разворачиваем скейт во BS и не забываем про смещение центра тяжести, чтобы протолкнуть скейт, дать ему проскользить по асфальту.
9. Power Slide в бордюр, грань, стену и т.д.
9. Если ты уже научился делать fs power slide, то этот трюк делается точно также, только при этом стопом у тебя будет бордюр, стена, или может грайндбокс. Разгоняемся, делаем FS, смещаем центр тяжести и даем скользить доске до чего-либо. Например, до трубы как на видео ниже. Если будет что-то повыше чем труба, ставьте ноги так, чтобы пальцы ног не свисали с доски, а то больно отобьете или еще хуже — сломаете их об препятствие.
10. Bluntslide
10. Если ты уже умеешь так тормозить, да ты — мега крут! В этом торможении надо хорошо уметь делать FS и торможение тэйлом. Разгоняемся, переносим центр тяжести как в FS powerslide, ведущую ногу ослабляем, а другой давим на тэйл и проталкиваем скейт, даем ему скользить по асфальту.
Если ты знаешь еще интересные виды торможения на скейтборде, то гоу в комментарии ниже.