Узел Грейпвайн

Описание узла Грейпвайн и схема его вязания

  1. Как выглядит и для чего нужен?
  2. Достоинства и недостатки
  3. Как вязать?
  4. Возможные ошибки при вязании

Узел Грейпвайн — популярная разновидность связки, позволяющая обеспечить надёжное соединение концов верёвки одного диаметра. Понять, для чего нужны удавки при его создании, довольно легко, да и сама техника доступна для освоения каждому любителю туристических и альпинистских походов. Подробный рассказ об особенностях применения узлов Грейпвайн, сведения о том, как их вязать, будут полезны всем поклонникам активного отдыха.

Как выглядит и для чего нужен?

На рыбалке и во время альпинистского восхождения, в туристическом походе надёжный узел-удавка часто оказывается необходим для соединения 2 концов верёвки или лески. В этом случае легко затягивающиеся варианты петель являются самым лучшим решением. Узел Грейпвайн, не требующий создания контрольных фиксаторов, относится именно к этой категории. Его основное назначение — соединение отдельных концов верёвок между собой. Большим преимуществом применения Грейпвайна можно назвать его пригодность для работы с тросами разного диаметра в диапазоне от 7 до 11 мм.

Второе название — двойной рыбацкий узел или double overhand bend – он получил не случайно. Именно рыболовы, часто использующие шнуры разных диаметров в 1 оснастке, первыми по достоинству оценили его возможности. Грейпвайн формируется из 2 полуузлов, направленных в разные стороны друг от друга. Такое расположение отдельных частей обеспечивает эффективное блокирование скользящих верёвок — случайно развязать его невозможно. Чем большее усилие прикладывается, тем сильнее затягивается петля.

Визуально узел Грейпвайн довольно сильно похож на восьмёрку, но схема его создания имеет принципиальные отличия. Фактически он состоит из 2 двойных простых связок, расположенных в разных направлениях. Некоторые альпинисты и вовсе обходятся частичным вариантом этой петли. Полуузел также отличается высокой надёжностью и функциональностью, устойчив к растяжению. Сферы применения Грейпвайна максимально широки. Он незаменим:

  • на рыбалке;
  • в походе;
  • в горах;
  • во время спасательной операции;
  • при выполнении такелажных и высотных работ;
  • при связывании буксировочных тросов;
  • при формировании петли из 2 репшнуров;
  • при создании самостраховки;
  • при создании 1 длинного шнура или каната из нескольких коротких.

Среди всех альпинистских узлов, этот считается одним из наиболее надёжных. Самозатягивание и стопорение элементов друг о друга обеспечивает возможность создания стабильного соединения даже новичком в самых экстремальных условиях. При сильных рывках он не развяжется, а лишь станет прочнее.

Достоинства и недостатки

Двойной рыбацкий узел универсален. Он одинаково стабильно себя ведёт и при рывковых нагрузках, и при тягловом усилии. Всё это делает его незаменимым вариантом для использования в качестве страховки или основного соединения верёвок с одинаковым или разными диаметрами. Двойной рыбацкий узел имеет следующие очевидные достоинства.

  1. Устойчивость к деформации. Растяжение под нагрузкой в месте формирования связки будет минимальным.
  2. Прочностные характеристики. Они превышают показатель в 55%, что заметно выше, чем у многих аналогов.
  3. Возможность соединения не только стандартных, но и репшнуров.
  4. Отсутствие потребностей в вязке контрольных узлов. Соединение и без того будет прочным.
  5. Универсальность. Даже самые скользкие и плохо вяжущиеся шнуры, верёвки при таком соединении держатся хорошо.
Читайте также:
Первый пилотаж

Как и у других петлевых узлов, у Грейпвайна есть недостатки. При превышении нагрузки на верёвку он начинает смещаться, сползать. Избежать проблем можно, если заранее оставить запас ходовых концов в размере не менее 10 диаметров шнура. То есть, помимо рабочего отрезка в 20 см ещё 10-15 пойдёт на страховку от смещения. Также к минусам можно отнести то, что двойной рыбацкий узел сложно распутывать после использования, этот процесс требует определённых усилий.

Как вязать?

Выполнить вязание Грейпвайна не так просто, как сделать восьмёрку или булинь. Он относится к более сложным узлам, но вполне удобен для освоения за счёт чёткой схемы. Точно следуя инструкции, можно с лёгкостью добиться желаемого результата. Порядок вязки будет следующим.

  1. Концы верёвок укладываются параллельно друг другу в разных направлениях, с перехлёстом около 20 см.
  2. Один шнур берётся за конец, проводится над коренным элементом второго. Нужно, чтобы образовался виток. На этом этапе концы верёвок будут направлены в одну сторону.
  3. Сворачивается петля. Ходовой конец веревки № 1 совершает полный оборот вокруг второй. Выводится под ней.
  4. Формируется дополнительный обнос. Поверх веревки № 2 и свободного конца первого шнура свивается петля.
  5. Вязка завершается. Свободный ходовой конец верёвки № 1 проводится сквозь петли. Если всё сделано правильно, кромки соединяемых шнуров будут направлены в противоположные стороны.
  6. Регулировка и выборка слабины. Первая половина двойного рыбацкого узла затягивается за ходовой конец верёвки № 1. Остальная часть в этот момент статична.
  7. Для ответной части узла действия повторяются. Свободный конец обвивается вокруг основания, затем затягивается по схеме.
  8. Обе половины затягиваются окончательно. Для этого нужно одновременно потянуть за свободные концы верёвок в узле, направляя их в разные стороны.

Еще немного про узлы

В одном из своих предыдущих видео я демонстрировал 4, как мне кажется наиболее важных, узла для альпинизма. В этом посте речь пойдет о следующей группе узлов, об узлах для связывания веревок, блокировки страховочного устройства и об узле булинь.

Каждый технический прием требует досконального понимания и точности действий. Перед выходом на восхождение необходимо разучить все узлы в совершенстве.

Дубовый узел

Для связывания двух веревок одинакового диаметра наилучшим образом подходит Дубовый узел. Чаще всего его используют для связывания веревок на дюльфере. По сути дубовый узел это тот же обычный или одинарный Проводник.

Узел очень прост в завязывании, он хорошо затягивается и благодаря своей форме легче других узлов проходит перегибы и другие препятствия во время продергивания веревок.

Однако этот узел начинает ползти под нагрузками. Поэтому необходимо составлять концы длиной не менее 40см, и очень плотно затягивать его перед началом использования.

Грейпвайн

Если нам необходимо связать концы веревок, чтобы получилась замкнутая петля, то более надежного узла, чем грейпвайн не найти. Для чего может понадобится связывать веревку в петлю? Самая распространенная причина это дюльферные петли из расходного репшнура.

Читайте также:
Лоза - горнолыжный курорт около Сергиева Посада

Грейпвайн хорошо затягивается, оптимально распределяет нагрузку, т. е. минимально снижает прочность веревки по сравнению с другими узлами, и он не требует контрольных узлов.

Однако на его завязывание требуется достаточно много веревки, так же есть вероятность ошибиться при его завязывании. Он сильно затягивается под нагрузкой, т.е. развязать его достаточно трудно, правда это не является недостатком если мы используем его на дюльферных петлях.

Рыбацкий узел

Упрощенная версия этого узла под названием фишерманн, т. е. рыбацкий узел так же может быть использована для связывания концов одинакового диаметра.

Данный узел проще в завязывании, требует меньше веревки, но начинает ползти при больших нагрузках.

Рифовый узел

Рифовый узел несмотря на свою простоту незаменим в случаях, когда необходимо заблокировать страховочное устройство. При этом он работает как на классических, так и на полуавтоматических страховочных устройствах. Так же этим узлом можно блокировать и узел УИАА.

Данный узел просто вяжется, легко распускается, в том числе и под нагрузкой Однако если необходимо оставить страховочное устройство в таком положении на длительное время, то необходимо либо завязать контрольный узел, либо подщелкнуть карабин.

Двойной булинь

Двойной булинь или двойной пальстек довольно универсальный узел и может использоваться в самых разных ситуациях. Давайте рассмотрим два наиболее часто применяемых случая. Первый привязывание к основной веревке.

Альтернативным узлом для привязывания к основной веревке является узел восьмерка, но мне лично больше нравиться именно двойной булинь. Да, он чуть больше снижает прочность веревки в узле, однако намного компактнее на страховочной системе (узел находится вплотную у системы) и его легко развязать после нагрузки в отличие от узла восьмерка.

Второй случай это блокировка страховочной станции из двух надежных точек страховки, на пример два шлямбура. Для этого, как правило, используется сшитая петля из дайнемы.

Этот способ блокировки точек называется последовательным. Он отлично подходит для пробитых мультипитчевых маршрутов. Так же этим способом допустимо блокировать и ледобуры.

Видео с подробным объяснением и демонстрацией завязывания

Заключение

С опытом и ростом мастерства увеличивается и арсенал используемых узлов. Не существует идеального узла на все случае жизни. Лишь собственный опыт может подсказать вам в какой ситуации лучше использовать тот или иной узел.

Узлы для альпинизма: грейпвайн

Связывайте верёвки грейпвайном. Он простой и надёжный. Вот смотрите.

  • Автор записи

Иногда мы связываем концы верёвок. Если дело происходит на спуске, то связываем дубовым узлом. В остальных случаях используем узел грейпвайн: он меньше других ослабляет верёвку, его легко запомнить и он компактный.

Я уже не раз упоминал «половинку грейпвайна» в статьях об узлах. Обычно ею блокируют свободный конец верёвки, который выходит из узла. Сейчас расскажу о самом грейпвайне.

Грейпвайн

  • Расположите концы верёвки рядом

Расположите концы верёвки рядом

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_02.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_02.jpg” width=”640″ height=”428″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20428’%3E%3C/svg%3E” alt=”Расположите концы верёвки рядом” data-id=”2330″ data-link=”https://alplager.kz/double-fishermans/double-fishermans_02/” data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_02.jpg”/>
Оберните конец одной вокруг другой

Читайте также:
Карвинг: горные лыжи

Оберните конец одной вокруг другой

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_03.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_03.jpg” width=”640″ height=”428″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20428’%3E%3C/svg%3E” alt=”Оберните конец одной вокруг другой” data-id=”2331″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_03.jpg”/>
Дважды

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_05.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_05.jpg” width=”640″ height=”428″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20428’%3E%3C/svg%3E” alt=”Дважды” data-id=”2333″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_05.jpg”/>
Пропустите конец в получившиеся кольца

Пропустите конец в получившиеся кольца

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_06.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_06.jpg” width=”640″ height=”428″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20428’%3E%3C/svg%3E” alt=”Пропустите конец в получившиеся кольца” data-id=”2334″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_06.jpg”/>
Затяните

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_07.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_07.jpg” width=”640″ height=”428″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20428’%3E%3C/svg%3E” alt=”Затяните” data-id=”2335″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_07.jpg”/>
Повторите то же самое с другим концом

Повторите то же самое со вторым концом. Только мотайте в другую сторону

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_08.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_08.jpg” width=”640″ height=”428″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20428’%3E%3C/svg%3E” alt=”Повторите то же самое с другим концом” data-id=”2336″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_08.jpg”/>
Затяните. Поните о длине концов

Затяните. Поните о длине концов

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_09.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_09.jpg” width=”640″ height=”428″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20428’%3E%3C/svg%3E” alt=”Затяните. Поните о длине концов” data-id=”2337″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/08/double-fishermans_09.jpg”/>

Чтобы грейпвайн получился аккуратным, наматывайте концы верёвок в разные стороны. Конец первой на себя, конец второй — в противоположную сторону. Или наоборот. Если сделаете так, то асимметричные половинки узла образуют такой рисунок -—ХХ—-

Грейпвайном мы связываем концы репшнура (кордалеты), чтобы получилась петля. Из неё делают станции, с неё спускаются, используют при спасательных работах или делают самостраховку Парсел-Пруссик. Ещё связываем верёвки, когда нужна одна длинная нитка. Например для организации верхней страховки на скале высотой в 50 метров.

Плюсы грейпвайна: меньше других узлов снижает прочность верёвки; небольшой в размере; по данным пособия «Спасательные работы на сложном горном рельефе» (С. Веденин — М.: ФАР, 2014) подходит для связывания верёвок разного диаметра (7–11 мм).

Минусы: при больших нагрузках сильно затягивается; вдоль верёвки торчат концы, которые цепляются за рельеф при продёргивании (в отличие от дубового узла).

Тройной грейпвайн

Он как двойной, только в каждой половинке не два, а три витка конца. Вот в ДММ — дёргают петли (они не разрешают встраивать видео на сайт, увы) и Беаль рекомендует использовать тройной грейпвайн для связывания репшнура из дайнимы. У меня тут реп из дайнимы, но в нейлоновой оплётке. Лучше используйте такие.

    Два конца репшнура

Два конца репшнура

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_01.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_01.jpg” width=”640″ height=”427″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20427’%3E%3C/svg%3E” alt=”Два конца репшнура” data-id=”2363″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_01.jpg”/> Два конца репшнура
Один обмотайте вокруг другого три раза

Один обмотайте вокруг другого три раза

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_02.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_02.jpg” width=”640″ height=”427″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20427’%3E%3C/svg%3E” alt=”Один обмотайте вокруг другого три раза” data-id=”2364″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_02.jpg”/> Один обмотайте вокруг другого три раза
Второй тоже обмотайте, только в другую сторону

Второй тоже обмотайте, только в другую сторону

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_03.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_03.jpg” width=”640″ height=”427″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20427’%3E%3C/svg%3E” alt=”Второй тоже обмотайте, только в другую сторону” data-id=”2365″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_03.jpg”/> Второй тоже обмотайте три раза, только в другую сторону
Затяните

Затяните. Получился тройной грейпвайн

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_04.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_04.jpg” width=”640″ height=”427″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20427’%3E%3C/svg%3E” alt=”Затяните” data-id=”2366″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_04.jpg”/> Затяните. Получился тройной грейпвайн
Части узла входят друг в друга

Смотрите: части узла входят друг в друга. Так он получается красивым.

” data-medium-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_05.jpg” data-large-file=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_05.jpg” width=”640″ height=”427″ svg+xml,%3Csvg%20%20viewBox=’0%200%20640%20427’%3E%3C/svg%3E” alt=”Части узла входят друг в друга” data-id=”2367″ data-lazy-src=”https://alplager.kz/wp-content/uploads/2015/09/tripple-fishermans_05.jpg”/> Смотрите: части узла входят друг в друга, получаются те самые -—XXX—-

Читайте также:
Рекорд скорости на горных лыжах

При больших нагрузках грейпвайн немного ползёт. Это не проблема конкретного узла, а их общее свойство. Поэтому оставляйте хвосты длиной в 10 диаметров верёвки. Например, если связываете репшнур толщиной 6 мм, оставляйте хвосты по 6 см, а если основную верёвку толщиной в 10 мм, делайте хвосты по 10 см.

Рекомендованные узлы

Узлы – основа основ альпинизма, а умение вязать узлы правильно – своего рода искусство. Хорошо завязанный узел – основа безопасности на маршруте.

Общие правила вязания узлов:
● отсутствие перехлестов;
● правильный «рисунок» узла;
● размер свободного конца веревки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см);
● узел должен быть затянут и расправлен.

ВНИМАНИЕ!

Узел, завязанный на веревке, ослабляет ее прочность примерно на 30 %.

Узел “восьмерка”

Основной узел для прищелкивания к веревке карабином, фиксации веревки на станции, организации перильной страховки и т.д. Главный минус “восьмерки” – этот узел затягивается под нагрузкой.

Узел «восьмерка» одним концом

Используется для привязывания к веревке без использования карабина. Порядок действий: вяжется «скелет» узла на одном из концов веревки, далее выходящим (коротким) концом повторяется форма «скелета».

Узел «проводник»

Используется для прищелкивания к веревке карабином, блокировки стационарной петли.

Узел “Стремя”

Служит для фиксации веревки на станции, организации регулируемой самостраховки и прочего.

Его преимущество: легко освобождается после нагрузки (не затягивается). Его недостаток: при нагрузке более 4 kN «ползет», требуется контрольный узел.

Узел “булинь”

Служит для привязывания веревки к точке страховки, якорю.

Для этого узла обязательно требуется контрольный узел!

Узел «UIAA» (другие названия – «Мунтер» и «Итальянский» узел)

Используется для организации торможения веревки и организации страховки и при спуске, и при подъеме.

Узел «грейпвайн»

Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметра (7–11 мм). Обращайте внимание на то, чтобы «кресты» (рисунок узлов) были завязаны в одном направлении. Благодаря цилиндрической форме и вращению узла, снижается риск разрушения узла при его трении о рельеф.

«Простой» / «плоский» узел

Другие названия — «проводник», «флат-оверханд», «дубовый» узел.
Используется для организации спуска по двойной веревке (при условии длины концов не менее 30 см), для завязывания подстраховочного схватывающего узла в страховочную систему, организации полиспастных систем и прочего.

Узел «прусик»

Этот узел был изобретен в 1931 г. доктором Карлом Прусиком, президентом Австрийского клуба альпинизма.Используется для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспастных систем и прочего. Рекомендуется использовать узел в три оборота вокруг веревки. Узел должен быть хорошо затянут. Репшнур работает наилучшим образом, если его диаметр составляет 2/3 от диаметра веревки, на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5–11 мм подходит репшнур диаметром 7 мм.

Французский схватывающий узел

Используется в качестве самостраховки при спуске по веревке и в ситуациях, когда узел надо ослабить под нагрузкой. Узел вяжется из репшнура диаметром 6–7 мм в 5–6 оборотов. В отличие от “прусика”, легко и быстро завязывается и развязывается.

Читайте также:
Горнолыжный клуб Леонида Тягачева в Московской области

«Контрольный» узел или «полу-грейпвайн»

При необходимости завязать «контрольный» узел рекомендуется вязать половину узла «грейпвайн». При организации спуска на конце веревки узел завязывается в одном метре от ее окончания.

Любой контрольный узел всегда завязывается вплотную к основному узлу.

Узлы для альпинизма: грейпвайн

Грейпвайн, прямой, булинь, морские, рыбацкие

Место, на котором соединены, спутаны в особом порядке концы лески, веревок, канатов, называют узлом. Основное количество связок придумали моряки. Существует более 4 тыс. соединений для веревок на все случаи жизни. У альпинистов и туристов особое применение нашли несколько десятков из этого многообразия. Путешественники используют те, которые минимально изнашивают веревку, сохраняют крепость, не расслабляются произвольно. Наряду с этим ценится такое качество, как легкое развязывание после нагрузки.

В зависимости от назначения практические узлы разделяют на несколько типов:

  • схватывающие;
  • амортизирующие;
  • вспомогательные.

Кроме этого, необходимо знать, что для соединения одинаковых по толщине веревок используют прямой или встречный, ткацкий или грейпвайн (как вязать – ниже). Для страховочных и незатягивающихся петель делают простой и австрийский проводник, восьмерку, девятку. Эти узлы хороши для объединения туристов в одну цепь.

Необходимо закрепиться за опору или дерево? Плетут удавку, булинь или вяжут стремя. Концы линей разных по толщине соединяют академической связкой, используя шкотовой или брам-шкотовой. Узлы грейпвайн одинаково подходят и в таких случаях. Причем, чем больше различие в размерах, тем сильнее схватываются веревки.

Применение Грейпвайна

Нельзя четко перечислить сферы его применения, так он распространен довольно широко и применяется везде, где только человек имеет дело с завязыванием веревок, канатов, тросов, нитей, лески или других привязывающих материалов.

Он применяется для взаимного связывания двух веревок или тросов. Его применение можно встретить, как на кораблях, в рыбацком промысле, текстильном производстве, альпинизме, туризме, сельском и животном хозяйствах, так и в бытовой жизни человека. Он применяется везде, где только не лень, но его довольно часто путают с другими видами узлов.

Вспомогательные и контрольные: что это и для чего?

Среди перечисленного многообразия туристами применяются всего 6-8 вариантов. Некоторые из соединений скользят по современным синтетическим канатам. Какие-то из узлов устарели, и туристы заменили их модифицированными и более крепкими.

Узел грейпвайн, история которого продолжается, традиционно используется для связки как одинаковых по толщине канатов, так и с разными диаметрами. Чтобы сохранить уверенность соединения, на рабочих концах веревок дополнительно завязывают «контрольки». Так называют дополнительные узелки, фиксирующие свободные края канатов. Такой способ добавляет надежности креплению, что важно на высотных горных переходах. Контрольные узлы вяжут вдоль всех основных креплений. Однако двойные рыбацкие и ткацкие не требуют дополнительной меры безопасности.

Вспомогательными или специальными узлами туристы пользуются для самостраховки, при спасательных мероприятиях, при поднятии, опускании, переноске грузов. «Амфорным» фиксируют сосуды с горлышком для транспортировки или помещения в реку (для охлаждения напитка). Маркировочными узлами обозначают концы канатов.

Читайте также:
Как нанести парафин на лыжи утюгом

Грейпвайн

(двойной ткацкий)

Один из самых прочных и надёжных узлов, используемых для связывания двух верёвок примерно одного диаметра. Узел грейпвайн вяжется так же, как и ткацкий. Разница состоит в том, что при вязке ткацкого узла сразу же после обноса ходовым кон­цом двух положенных друг на друга верёвок (ходового конца вто­рой верёвки и коренного конца первой верёвки) он пропускается в образовавшуюся закрытую петлю (калышку), т.е., как уже говори­лось, вяжется простой узел. При вязке грейпвайна нужно сделать ходовым концом не один, а два шлага, после чего ходовой конец верёвки пропускается уже не через одну, а через две закрытые петли. При вязке разница эта не существенна, а вот с точки зрения прочности такого узла (и определённых способов его использова­ния) разница огромная.

Грейпвайн, во-первых, оказался самым прочным из узлов, предназначенных для связывания двух верёвок одинакового диа­метра.

Во-вторых, этот узел имеет наименьший коэффициент ос­лабления верёвок (всего лишь 5%, других узлов с таким неболь­шим коэффициентом ослабления нет).

В-третьих, грейпвайн удобен не только для связывания верё­вок, лент, вязки петель-оттяжек и др., но и при связывании петли для самостраховки, причём, этим же узлом можно регулировать длину петли.

В-четвёртых, при использовании этого узла нет необходимо­сти вязать страховочные узлы. А это экономия времени, верёвки, а так же повышение безопасности.

С использованием грейпвайна встречный узел утратил своё лидирующее положение среди узлов, предназначенных для связы­вания дву:; верёвок одного диаметра (см. рис. 40).

Предлагаю ещё более прочный узел Двойной гоейпвайн (Шамова)

При вязке узла ходовым концом делается три обноса. Если внимательно рассмотреть схемы узла грейвайна и двойного грейпвайна, то можно сказать, что это не что иное как узлы «кон­стриктор» и двойной «констриктор», но в их новом применении.

Булинь

(не путать с булинем класса основных узлов)

Применяется для связывания двух верёвок одного или раз­ных диаметров.

В закрытую петлю (калышку) одной верёвки пропускается ходовой конец другой верёвки, которым делается обнос первой верёвки; далее ходовой конец первой верёвки продевается обрат­но в петлю. После этого узел затягивается

Обязательно вяжутся на ходовых концах обеих верёвок страховочные узлы. Необходимо обратить внимание на то, что в первом и во втором случаях это простые узлы.

Что снижает прочность веревки?

Невозможно пользоваться бечевкой без единого узелка. Но стоит только завязать хоть один туристический узел (грейпвайн или другой), как прочность веревки немного снижается. Это объясняется изменением натяжения при перегибах и срезанием некоторых волокон в местах соединения. А при промерзшей или влажной бечевке на волокна воздействуют кристаллы льда. Во время нагрузки, на перегибах и петлях силы распределяются неравномерно, натяжение одних нитей значительнее, других – слабее. Возникающие усилия в поперечных волокнах изгибов создают дополнительную, лишнюю нагрузку на прямые участки веревки. Влияние некоторых узлов уменьшает прочность каната до 35-60%. Несмотря на эту особенность, любые завязки, в том числе узлы грейпвайн, не изменяют основных динамических качеств альпинистского аркана.

Читайте также:
Горнолыжный спорт в СССР. Такое было?

Как сохранить и нужно ли чистить канаты?

Кроме практического навыка вязания узлов важно правильно хранить снаряжение и ухаживать за веревками. Опытные туристы уделяют достаточно внимания чистке и упаковке своих «помощников» в восхождениях на вершины. Первое, что следует делать время от времени – это стирать вручную в теплой воде с мылом. Просушивать лучше в тени на ветерке. Хранят канаты, расстелив снизу плотную ткань или тент, в месте, где снаряжению не грозит загрязнение химикатами, песком или землей.

Перед очередным походом следует тщательно проверить целостность веревок, отсутствие повреждений. Важно помнить, что ухудшить состояние каната может нагрев от скоростного спуска или трение о камни.

Преимущества перед встречным узлом

Как завязать узел грейпвайн? Иногда его называют «двойным рыбацким», иногда – «двойным ткацким». Чем он так полюбился туристам, совершающим горные восхождения? Следует заметить, что этот способ одним из самых прочных. Используя данное соединение, можно сращивать концы плоских лент. Фиксация страховочных линей, петель – оттяжек, применение для соединения разных по калибру канатов – все это доступно двойным узлам.

С применением грептвайна отпала необходимость делать страховочные узлы. Это способствует большей безопасности туриста, так как экономит время и длину веревки. Еще одним важным качеством считается минимальное влияние на ослабление веревок, теряется около 6% прочности. Такой коэффициент недоступен другим узлам подобной прочности.

Что вам необходимо знать об узле «грейпвайн»?

Узел пользуется большой популярностью, но его часто путают с не менее распространенной «восьмеркой» или турецкой петлей, принципиальные схемы которых сравнительно схожи. Потому ознакомьтесь с особенностями и схемой конструирования «грейпвайна» подробнее.

Вы уже читали, что такая петля идеально подходит для соединения двух нитей, канатов, тросов. Как и любой другой, «грейпвайн» – узел, ослабляющий веревку, но по сравнению с подобными петлями, коэффициент ослабления составляет 0,95, а это значит, что веревка теряется всего 5% от своей прочности. Отмечено, что других типов узлов со столь низким коэффициентом ослабления просто не существует.

Специфическая туристская терминология

Для большего понимания интересного и полезного процесса соединения веревок, перечислим основные и общепринятые обозначения петель, концов и перекрещиваний. Итак:

  • основным называют закрепленный или свободно лежащий конец каната, по которому происходит плетение;
  • ходовая или рабочая – это двигающаяся часть веревки;
  • открытая петля – это не перекрещенная, сложенная вдвое часть бечевки;
  • калышкой называют закрытый, перевернутый загиб на канате;
  • полуузлом начинается вязание известного всем обычного бытового узла;
  • обнос – это обхват опоры или дерева без перекрещивания;
  • шлагом называют захват предмета полным оборотом каната(на 360*), при котором концы веревки «смотрят» в противолежащие стороны;
  • полуштык – это оборот вокруг опоры с последующим пересечением веревкой своего окончания перпендикулярно (без продевания под петлю).

Последовательность получения двойного ткацкого соединения

Грейпвайн как вязать? Узел складывается из полуузлов, которые поочередно завязывают краями каната. Сначала рядом, навстречу друг другу укладывают концы веревки. Одним из них два раза обвивают обе бечевы (делают два шлага), продевают сквозь обороты полученной спирали и затягивают. С другим концом проделывают то же самое. Затем нужно потянуть за обе бечевки в разные стороны до полного сближения затянутых полуузлов. Длина рабочих хвостов должна равняться 12-20 см. Контрольные узлы не требуются, соединение и так крепко затягивается с нагрузкой.

Читайте также:
Яхрома – горнолыжный курорт в Московской области

Если требуется развязать двойной рыбацкий захват, предварительно растаскивают узлы в разные стороны. Сделать это сложно, но возможно. Затем расслабляют и развязывают одну часть. После выдергивания веревки из второго полуузла, его легко распутать.

Как связать узел

Изучите инструкцию, как вязать узел «грейпвайн». Способ вязки проводят по аналогии с турецкой петлей:

  1. Подготовьте две веревки с равными диаметрами.
  2. Возьмите свободный конец одной из них, и при его использовании сделайте петлю вокруг другого конца нити.
  3. Направляясь от конца веревки к основанию, обмотайте ее еще раз.
  4. Этот конец нити пропустите в положении параллельном веревке сквозь образованные отверстия, начиная от основания и, вытянув конец нити у окончания.
  5. Затяните крепко «грейпвайн» (узел) и повторите описанные выше этапы, задействовав второй ходовой конец в том же порядке.
  6. Стяните нити между собой и получите полноценную петлю.

Выполнив пошаговую инструкцию, у вас получится крепкий «грейпвайн» узел. Схема вязки изображена в статье.

Обратите внимание! Затягивая веревки разных диаметров, продевайте каждый из узлов, прилагая к этому максимальное усилие. При этом используйте материалы с разницей в диаметре не превышающей 40% и с максимально схожим типом волокна веревок.

Развязывая петлю, полуузлы растягивают друг от друга, тем самым ослабляя их. Один из полуузлов развязывают, после чего незадействованный конец веревки, лежащий внутри петель, выдергивают из оставшихся и распутывают.

Как научиться быстро завязывать узел грейпвайн (фото и подсказки)?

Иногда туристу приходится крепить веревки в экстремальных условиях. Нужны скорость и хорошие практические навыки. Если зависнуть на страховке или с трудом удерживать равновесие на мизерной ледяной площадке, дорога каждая секунда. Выручает «моторная» память, при которой альпинист действует, не задумываясь, руки двигаются механически.

Для овладения динамическими навыками применяется схема вязания узла грейпвайн и следующие способы:

  • Пользуясь особенностями зрительной памяти, необходимо выучить последовательные рисунки и инструкции. Многократная тренировка в завязывании «без подсказки» позволит в нужной ситуации легко вспомнить весь процесс и ответ на вопрос о том, как сделать узел грейпвайн.
  • Запоминание точной последовательности движения концов каната в процессе практической работы над соединением создает в голове нужный алгоритм действий. Качество и скорость зависят только от количества повторений.

Если пользоваться двумя этими способами поочередно или комплексно, мозг и руки выучат не только узлы грейпвайн, но и другие специальные соединения. Инструкторы рекомендуют сразу приучить себя при завязывании любых узлов оставлять в целях безопасности веревочный «хвостик» длиной не менее 5-7 см.

Как вязать узел грейпвайн?

Для начала берем две веревки одного диаметра.
Берем свободный конец одной веревки и с его помощью обматываем один раз конец другой веревки, чтобы получилась петля.
Обматываем веревку еще раз в направлении от ее конца к основанию.
Пропускаем этот конец параллельно веревке через все отверстия и от основания к окончанию.
Затягиваем узел.
Повторяем действия с другим ходовым концом в таком же порядке.
Стягиваем веревки. Вязание узла «Грейпвайн» закочено.

Для завязывания веревок разных диаметров, рекомендуется сильно затягивать каждый из узлов, и использовать веревки с разницей диаметров не более 40% и с максимально однотипным волокном!

Узел грейпвайн

Сегодня мы рассмотрим весьма функциональный узел, применяемый как в рыболовстве, так и в альпинизме — грейпвайн или двойной рыбацкий узел.

Грейпвайн, также известный как двойной рыбацкий узел, double fisherman’s knot или double overhand bend — узел применяемый для связывания концов двух верёвок. Данный узел обладает высокой надёжностью, т.к. образующие его два полуузла блокируют движение друг друга при разнонаправленной тяге.

Как вязать грейпвайн

В отличие от прямого или шкотовогобрамшкотового узла, двойной рыбацкий узел одинаково эффективно подходит как для стабильной тяги, так и для рывковых нагрузок. Платой за подобную надёжность, правда, выступает более сложная вязка, но с ней мы сейчас постараемся разобраться.

    Создайте перехлёст из концов верёвки

Найдите ходовые концы обеих верёвок и сложите их вместе с небольшим перехлёстом.

Ходовой конец первой верёвки пропустите над коренным концом второй, образуя виток.

Создайте петлю вокруг конца верёвки

Обогните коренные концы обеих верёвок, замыкая петлю ходовым концом первой веревки.

Сделайте дополнительный обнос вокруг двух статичных концов.

Проденьте конец сквозь петли

Завершив обнос вокруг двух верёвок, проденьте ходовой конец первой верёвки в образовавшиеся петли.

Выберите слабину и отрегулируйте

Потяните за ходовой конец первой верёвки, затягивая тем самым первую половину грейпвайна.

Завяжите вторую половинку грейпвайна

На ходовом конце второй верёвки в точности повторите ту же последовательность и завяжите вторую половинку грейпвайна.

Стяните половинки вместе

Потяните за коренные концы обеих верёвок, стягивая две половины узла вместе. Ваш грейпвайн готов.

Основной критерий для проверки корректно завязанного грейпвайна — наличие двух Х-образных перекрестий из верёвки на одной стороне узла и четырёх параллельных обносов на другой.

Двойным рыбацким узел назван потому, что формируется двумя петлями вокруг верёвок с дальнейшим пропусканием ходового конца сквозь них. Если вы сделаете три таких петли — у вас получится тройной рыбацкий узел или triple fisherman’s knot. Количество обносов можно увеличивать в зависимости от качества верёвки и желаемого трения, но двух или трёх обычно достаточно для большинства ситуаций.

Основное преимущество, которое имеет грейпвайн — это универсальность, так как он одинаково надёжен при связывании верёвок одинакового и разного диаметра и не нуждается в контрольных узлах. Потому двойной рыбацкий узел, несмотря на свое название, используется не только для связывания лесок и рыболовных шнуров, но и в альпинизме и скалолазании, где он применяется для связывания концов верёвок или создания замкнутых петель-прусиков.

Источники и связанное содержимое

Однажды MAD устал собирать полезную информацию о туризме, выживании и снаряжении в блокноты, записывать цитаты на бумажках, добавлять закладки в сети, и откладывать полезные статьи на потом . Вот тогда он и решил запустить SECRET SQUIRREL, на страницах которого Вы сейчас находитесь. Что из этого получилось – судить Вам

Грейпвайн (двойной рыбацкий узел)

Узел грейпвайн носит второе название «двойной рыбацкий узел». Грейпвайн – достаточно известный вариант вязки для завязывания ниток, веревок и привязывания рыбацких снастей. Это один из самых надежных и крепких узлов, известных на сегодняшний день. Но выполнить его достаточно сложно, тем более в первый раз. Буквально небольшая погрешность в вязке узла, и надежность грейпвайна можно будет поставить под сомнение.

Внешне он очень схож с морскими узлами, «восьмеркой» или ткацким узлом. Технология его завязывания хороша тем, что не нужен дополнительный фиксирующий узел. Профессионалы знают, каково делать его впервые.

Как завязывается узел проводник, смотрите по ссылке.

Применение грейпвайна

Это один из самых распространенных узлов разнопланового назначения, использование которого нашло себя и в строительстве, и в аграрной сфере, и при любых такелажных работах. Им можно завязать все, что угодно, начиная от лески и нитки и заканчивая мощным тросом.

Как правило, им связывают веревки или тросы. На кораблях им вяжут между собой канаты, на стройке и в туризме связывают стропы, а в конном спорте подвязывают стремя. Но незнающий человек может с легкостью его перепутать с любым другим узлом. Для многих его плетение напоминает технологию завязывания галстука. Он считается одними из самых нужных и востребованных туристических узлов.

Как вязать узел грейпвайн

Ниже представлена схема, как сделать удавку. Ее можно перепутать с брамшкотовым или узлом Булинь. Правильно связанный туристский трос будет служить долго и надежно.

Необходимо взять 2 веревки с одинаковым радиусом сечения.
С помощью окончания первой веревки мотаем однократно петлю вокруг второй веревки.
Дополнительно повторяем операцию еще один раз.
Окончание первой веревки продеваем по прямой в образовавшуюся петлю и протягиваем вдоль основной веревки.
Тянем конец и фиксируем узел во встречном направлении.
Теперь необходимо проделать все те же самые операции с окончанием другой веревки.
Затягиваем веревки. Вязание узла грейпвайн завершено.

Как вязать дубовый узел, читайте по ссылке.
Для завязывания нитей, веревок и тросов разнящихся радиусов сечения необходимо с большим усилием затягивать каждый узел. Диаметр веревок должен отличаться не более чем на 45 процентов. Структура веревок по возможности должна быть схожа.

На фото изображен необычный узел.

Как завязывается бутылочный узел, смотрите по ссылке.

Видео

Пошаговое видео из Ютуб (Youtube video) о том, как завязать узел грейпвайн своими руками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: